Дунс скот

Средневековая философия

Главная особенность философской мысли средневековья — теоцентризм, поскольку Бог (т.е. сверхъестественное начало, а не космос, природа) провозглашался в этой философии единственной реальностью, определяющей все вещи. Теоцентризм проявлялся..:

в учении о бытии — через принцип креационизма (сотворение мира Богом из «ничего», акт его собственной воли);

в учении о человеке — через принцип антропологии (человек — венец творения, «образ и подобие Божие»);

в учении о познании по принципу богоподобия (цель человека — не познание мира, а обретение своего изначального, «добожественного» облика через процесс познания, то есть «обретение образа и подобия Божия»). Богоподобие — это самоотречение человека, отказ от своих притязаний, от своего «я», переход к подчинению Богу. Вера в Бога становится формой такого перехода.

В истории философии — через принцип провиденциализма (все происходит по Божьему промыслу) и эсхатологии (цель истории — переход через очистительную катастрофу к царству эсхатона, т.е. к «царству Божьему»).

Христианство нуждалось в теоретической основе для своего утверждения. В первые века христианства этой цели служили апологетика и патристика, в средние века — схоластика.

Самым известным представителем апологетики и патристики был Аврелий Августин Блаженный (354-430). Он учил, что весь мир пронизан разумом, светом и логосом. Но источник всего этого — Бог и только Бог. Вся история, согласно Августину, — это борьба между последователями Бога, которые строят «город Божий», и последователями сатаны («город земной»).

Основным методом на определенном этапе патристики был мистицизм, который противостоял рациональному подходу (Иоанн Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский). Однако религиозный интеллектуализм оказал большое влияние на средневековую философию. Схоластика реализовалась в схоластике, и ее главной целью было развить в человеке сознательное восприятие религиозной доктрины, основанное не только на авторитете Церкви, но и на доводах разума. Схоласты руководствовались учением Аристотеля.

Схоластика имела два направления: Номинализм и реализм. Номиналисты (Росцелин, Дунс Скотус и др.) считали, что общие понятия в действительности не существуют и являются вторичными. Они являются лишь названиями общих групп объектов. Реалисты (Фома Аквинский и др.), с другой стороны, считали, что общие понятия первичны по отношению к отдельным вещам природы и реально существуют сами по себе.

В 13 веке итальянский схоласт Фома Аквинский (1225-1274) предложил философское обоснование истинности догм Писания. Он представил пять рациональных доказательств существования Бога.

Его учение, томизм, стало официальной доктриной католической церкви. Фома Аквинский, в отличие от Тертуллиана, отстаивал теорию гармонии между верой и разумом. Вера и разум в томизме направлены на познание Бога, но они делают это по-своему. Разум опирается на науку, вера — на теологию и философию. Возможность гармонии между разумом и верой основывается на том, что Бог открывает себя человеку двумя путями: естественным — через сотворенный мир, а значит, через разум и знание, и сверхъестественным — через откровение, а значит, через веру и богословие. Следовательно, знание — это царство очевидных и доказуемых истин, вера — царство неочевидных и недоказуемых истин. Проведя четкое различие между разумом и верой, Фома отделил науку и философию от теологии и установил их независимость. Однако эта независимость относительна, поскольку то, что считается ложным в теологии, не может быть истинным в науке. То есть Фома признавал ценность знания и науки, но сохранял контроль теологии над философией и наукой

Тема веры и знания была самой важной в средневековой философии, наряду с размышлениями о триаде «вера-надежда-любовь»

Литература

Многочисленные биографии Д. Скота (Matthaeus Beglensis, Wadding, Ferchi, Guzman, Janssen, Colganus) принадлежат к XVII в. и не имеют значения достоверных источников. Об учении Д. Скота: Albergoni, «Resolutio doctrenae Scoticae» (1643); Hieron. de Fortino, «Summa theologica ex Scoti operibus»; Johann. de Rada, «Controversiae theol. enter Thom. et Sc.» (Вен., 1599); Bonaventura Baro, «J. D. S. defensus» (1664); Ferrari, «Philosophia rationibus J. D. S.» (Вен., 1746). В новейшей (на начало XX века) литературе только K. Werner, «J. D. S.» (Вена, 1881), и Pluzanski, «Essai sur la philosophie de Duns Scot» (Пар., 1887).

Трактаты Дунса Скота издавались в XVI веке в Венеции под редакцией Francesco De Franceschi. Напр. De secundis intentionibus secundum doctrinam Scoti. Tractatio. Venetiis : apud Franciscum de Franciscis Senensem, 1590.

Литература на русском языке

  • Апполонов А. В. Естественное знание о Боге: полемика Дунса Скота с Генрихом Гентским // Философско-культурологический журнал. — М.,1999. — № 1. — С. 48-51.
  • Апполонов А. В. Иоанн Дунс Скот о естественном знании Бога // «Z» (Журнал философского факультета МГУ). — № 1 (1999). — С.48-51.
  • Бандуровский К. В. Критика Дунс Скотом возможности рационального доказательства бессмертия человеческой души // Verbum. — Вып.8. — СПб.,2005. — С.116-127.
  • Иванов В. Л. Проблема детерминации понятия сущего в метафизике Иоанна Дунса Скота // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — № 4(17). — СПб., 2008. — С.7-16.

Дунс Скот

ДУНС СКОТ Иоанн (1266— 1308) — монах-францисканец, крупнейший представительзрелой средневековой схоластики. Родился в Шотландии. Обучался, а затем преподавал вОксфордском и Парижскомуниверситетах. Наиболее значительноепроизведение — «Оксфордскоесочинение», представляющее собой комментарий к «Сентенциям» Петра Ломбардского. В своихсочинениях Дуне Скот выступил против томистской установки на примирение философии итеологии. Предмет философии, по Дунсу Скоту, бытие как сущее,которое она постигает посредством абстракций, доказательств идемонстрации ради знания кактакового. Теология, в отличие отфилософии, занимается предметами веры, предназначением человека, и направлена не на достижение знания, а на улучшениеповедения людей путем убеждения иоткровения. Он отвергалвозможность рационалистического обоснования идеи творения,бессмертия души, подчеркивая, чточеловек постигает эти идеи через личный духовный опыт, а не черездоказательства. Воля автономна поотношению к разуму и может неприбегать к его рекомендациям. Болеетого, разум зависит от воли, так как Бог — это абсолютная свобода, ни один закон не является законом,пока он не принят Божьей волей. Что касается человека, то именно воля, а не разум — гарант самоопределения человека. Дуне Скот выдвигаетвосходящую к Аристотелю идеюиндивидуальности абсолютного бытия, а следовательно, идею егонеподчиненности общим законамрациональности. Но определять этупозицию как «волюнтаризм»неправомерно, так как воля ииндивидуальность, с точки зрения Дунса Скота, не порывали связи с бытием и не приводили к произволу, а скорее обосновывали сущность исуществование. Бытие — это место встречи умозрения и откровения. Бытие есть непосредственно явленная частьБожественной сущности. Однако,поскольку Дуне Скот выступал против томистского выделениясуществования как особого аспекта реальности, т. е. лишал сущность ееэкзистенциального значения, а тем самымспособности быть исходным центром детерминации в мире бытия, его «метафизика воли» былапотенциальным источникомиррационализма. В споре об универсалиях Дуне Скот занял позицию номинализма. Подчеркивая примат единичного, индивидуального, он изобретает для выражения начала,индивидуализирующего сущее — термин «этость». Индивид — этоединство свойств, присущих именно «этой» вещи. Познавая себя спомощью интеллекта, человекполучает универсальное, но очень абстрактное и неопределенное знание. По-настоящемуконкретно, индивидуальное может быть понято только интуитивно.Философская позиция Дунса Скота стала со временем, благодаряусилиям его учеников, противовесом томистской онтологии, созданной Фомой Аквинским. Строяфилософию как строго рациональный дискурс, Дуне Скот сделал ряд важных открытий в логике:различение абстрактного иконкретного, формального, реального и модального, отличение в логике двух кванторов общности:«всякий» (в смысле каждый) и«любой». Дуне Скот признавалавтономию, хотя и второстепенную, частных наук для детальногопознания реальности, чтостимулировало интерес к научномуисследованию.

  • Назад

  • Вперёд

Дунс Скот о материи и форме

В своем учении о материи Иоанн Дунс Скот примыкает к взглядам Генриха Гентского. Материи нужно и помимо формы приписать бытие и актуальность, так как, в качестве продукта творческой деятельности Бога, она не может быть мыслима без бытия, иначе творчество Божие не имело бы реального результата. Конечно материя была создана не без формы, но, соответственно порядку природы, материя предшествует форме, и потому ей должно быть свойственно бытие в этом её первенстве по отношению к форме.

Благодаря форме материя получает не вообще актуальность, а только определенную действительность. Действительность в качестве материи она имеет и без формы, благодаря одному лишь творчеству Бога.

Материя не ограничивается только телесными существами, но все существа, даже и духовные, состоят из материи и формы. Один лишь Бог – чистая форма. В каждом сотворенном существе мы имеем соединение потенциальности и актуальности. Один Бог есть чистая актуальность. Потенциальность относится к актуальности, как нечто неопределенное, получающее свое определенное бытие благодаря актуальности. Это неопределенное есть материя, между тем как определяющим принципом служит форма. Следовательно, каждое сотворенное существо должно состоять из материи и формы.

Может возникнуть только вопрос, одинакова ли материя во всех сотворенных существах, телесных и духовных? На этот вопрос Дунс Скот отвечает утвердительно, присоединяясь в этом пункте к мнению Авицеброна. При этом он различает троякого рода материю: materia primo prima, materia secundo prima и materia tertio prima.

Под первой он разумеет абсолютно бесформенную материю, под второю – материю, которая служит субъектом возникновения и уничтожения, а под последней – вещество, которое есть субстрат художественного воздействия, сообщающего ему внешний образ. Предпослав все это, Дунс Скот утверждает вместе с Бонавентурой, что materia primo prima одинакова во всех сотворенных существах, как духовных, так и телесных, и что на нее нужно смотреть как на всеобщую и единую основу всех сотворенных существ.

Если бы materia primo prima была множественной, то надо было бы предположить для этой множественности нечто единое, из чего она вытекает. Тогда ни одна из этих многих материй не была бы первой. Притом эти материи должны были бы различаться между собой. А различаться им можно только чрез форму. Следовательно, они должны были бы уже обладать формой, а в таком случае они перестали бы быть первыми материями. Развитие всюду идет от несовершенного к совершенному. Это имеет силу и по отношению к миру в его целом. Мы можем представить себе возникновение мира только в таком виде, что под влиянием божественного воздействия мирообразование последовательно шло от вовсе неопределенного, от materia primo prima, к определенному. А в таком случае первоначальная материя во всех вещах должна быть единой.

Итак, мир представляется нам в виде прекрасного дерева, семенами и корнем которого служит первичная материя, листьями – акциденции (случайные, несущественные свойства вещей), стеблями и ветвями – тленные творения, цветами – разумные души, и, наконец, плодами – чистые духи, ангелы. Как части растения или животного образуют органическое единство только благодаря тому, что все они выросли из одного семени, так и единство мира может проистекать лишь из аналогичной связи его частей с их всеобщим основанием. А это общее основание не может быть формой, потому что формы вносят различие. Таким образом, этим основанием может быть только единая материя.

ДУНС СКОТ И ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВЕРЕ И ЗНАНИИ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД — ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

Дуне Скот (ум. 1308; преподавал в Оксфорде и в Париже) от-
носится к францисканцам и продолжает прежнюю линию фран-
цисканской школы. Он высказывался против решения проблемы
отношений теологии и науки, предложенного Фомой Аквинским, и
довел философскую разработку богословских вопросов до апогея.
Он считается наиболее утонченным среди схоластиков («doctor
subtilis»). В то же время в его рассуждениях присутствуют новые
аспекты, предвещающие распад схоластики и утрату гармонии
между теологией и философией.

Как и Фома, Дуне Скот придерживается линии Аристотеля, но
он уделяет больше внимания эмпирическому. Для Фомы ре-
альность состоит в сущности вещей, то есть во всеобщем. Для
Дунса Скота индивидуальность вещи также представляет собой
осмысленную реальность. Индивидуальное образует форму вещи
(«haecceitas»), тогда как, по мнению Фомы, лишь материя является
основой для разделения на отдельные вещи (материя есть
«principium individuationis»). Сам Дуне Скот — реалист, но, под-
153

черкивая индивидуальное, он становится предшественником но-
минализма, который сводит всю реальность к отдельным вещам.

Тогда как Фома подчеркивает связь теологии с наукой в отно-
шении познания, Скот показывает, что существует разрыв между
богословским и научным знанием. Последнее имеет дело со все-
общим, с тем, что является общим для вещей и со всеобщими
законами и принципами. Богословие же, напротив, имеет
дело с откровением Божиим, то есть, среди прочего, с
единичными деяниями спасения, о которых свидетельствует
Писание. Это значит, что его предмет есть нечто «частное»
(нечто, что может действовать по-иному; противоположность
«необходимого»). Поэтому теология не может быть полностью
построена на метафизике, как происходит в системе Фомы, но в
вопросах сверхъестественных истин она ссылается лишь на
Писание и предание церкви. Итак, для Дунса не существует
никакого пути, ведущего от естественного знания к вере; последняя
опирается лишь на авторитеты.

Это зависит от того, что теология является не вполне теорети-
ческой наукой. Вера есть «cognitio practica».130 Она предполагает
подчинение человеческой воли воле Божией, авторитету. Ее задача
— не теоретическое знание, но изменение воли в соответствии с
волей Божией. Цель веры — любовь («caritas»). Фома также вклю-
чает волевой момент в знание, которое для него является высшим.
По мнению Фомы, цель веры — «visio beatifica»,131 которое
понимается по аналогии с земным знанием.

Как вытекает из вышесказанного, понимание Дунса Скота, так
же как и у ранних францисканцев, является волюнтаристским. Для
его богословия фундаментальной становится идея о суверенной
воле Божией, которой противопоставляется свободная воля
человека. Цель в том, чтобы последняя подчинилась первой и ста-
ла соответствовать ей («dominatio — subjectio»).132

Когда Дуне Скот выступает против томистского
интеллектуализма и в определенной мере разрушает гармонию
между теологией и наукой, выраженную в трудах Фомы, это тем не
менее не значит, что он желает отказаться от использования
философии в богословии. Напротив, он развивает методы
схоластики далее, нежели его предшественники. Но принципиально
он рассматривает философию лишь как логическое и формальное
вспомогательное средство для дальнейшего развития учения
церкви и опровержения ложных мнений.
130 «Практическое знание». — Прим. перев.
131 «Блаженное созерцание Бога». — Прим. перев.
132 «Господство — подчинение». — Прим. перев.
154

  дальше >>
Комментарии (1)Обратно в раздел история Церкви

Место философии Д. Скота

Учение Д. Скота выходит за рамки Высокой схоластики и знаменует собой переход к философии Поздней схоластики, имеющей уже много общего с Возрождением. Сюда относятся:

  1. его разумный эмпиризм, не дозволяющий выводить конкретную действительность из общих принципов;
  2. его несогласие со средневековым принципом «philosophia theologiae ancilla» ;
  3. его реалистическое понимание субстанции вообще и духовных сущностей в особенности;
  4. его представление о мире как имманентно развивающемся целом;
  5. признание самостоятельности и безусловного значения за индивидуальным бытием;
  6. наконец, его философски проведённое францисканское убеждение в том, что истинная жизнь не сводится к мышлению ума и что любовь выше созерцания.

Вместе с тем, иррационалистическая и волюнтаристическая окраска учения «утонченного доктора» незамедлительно поставила его под удар томизма:

— насколько безусловная самопричинность человеческой воли совместима с таковой же причинностью воли Божией?

— не противоречит ли нравственное безразличие и безусловный произвол, приписанные Богу, понятию Божества как верховного Разума и совершенной Любви?

— не разрушает ли принцип чистого произвола как со стороны человеческой, так и со стороны Божией всякое понятие о целесообразном мировом строе и о генетическом естественном развитии вселенной?

Но вернемся к нашей основной теме – к закону Дунса Скота.

Закон Дунса Скота

Это – закон классической логики, характеризующий логическое противоречие и материальную импликацию. Закон можно передать так:
ложное высказывание влечет (имплицирует) любое высказывание.
Например: “Если дважды два не равно четырем, то, если дважды два четыре, то вся математика ничего не значит”.
Первое упоминание закона принадлежит нашему знакомому, средневековому философу и логику Дунсу Скоту, прозванному, как помним,  “утонченным доктором” схоластики. Американский  философ и логик К. И. Льюис (1883-1964), положивший начало исследованию модальной логики, отнес данный закон к парадоксальным положениям классической логики. В предложенной самим К. И. Льюисом новой теории логического следования – в так называемой “теории строгой импликации” – закон Дунса Скота недоказуем. Но в этой теории есть собственный аналогичный парадокс, говорящий уже о логической невозможности:
логически невозможное высказывание влечет любое высказывание.
Например: “Если снег бел и вместе с тем не бел, трава бывает только черной”.
С использованием логической символики (р, q – некоторые высказывания), закон Дунса Скота выражается формулой:
если одновременно истинны высказывания р и не-р, то q истинно для любого высказывания q
Если принимаются высказывание и его отрицание, то, используя данные формулы в качестве схем вывода, можно получить любое высказывание. В подобного рода переходах есть элемент парадоксальности. Особенно заметным он становится, когда в качестве следствия берется явно ложное и совершенно не связанное с посылками высказывание. Напр.: “Если Солнце и звезда, и не звезда, то Луна сделана из зеленого сыра”.
3акон Дунса Скота есть своего рода предостережение против принятия ложного высказывания: введение в научную теорию такого высказывания ведет к тому, что в ней становится доказуемым все что угодно и она перестает выполнять свои функции. Однако предостережение не настолько очевидно, чтобы стать одним из правил логического следования. Не все современные описания следования принимают закон Дунса Скота в качестве правомерного способа рассуждения.
Если закон Дунса Скота не принимается, то появление противоречия в системе утверждений становится допустимым. Такое более “терпимое” отношение к противоречию лежит в основе логических теорий, получивших название паранепротиворечивой логики.

Посмотрим, как это используется на практике против философии Гегеля.

Жизнь

Сведения о жизни Дунса Скота имеют наполовину легендарный характер.

Родился Скот, по всей вероятности, в Дунсе (южная Шотландия); по другим предположениям — в Нортамберленде или Ирландии. Дата рождения также наверняка неизвестна — примерно в 1260—1274 годах.

По преданию, в первой молодости Дунс Скот казался чрезвычайно тупоумным и лишь после таинственного видения начал обнаруживать свои богатые духовные силы. Кроме богословия и философии, он приобрёл обширные сведения в языкознании, математике, оптике и астрологии.

Точно известно, что он преподавал богословие сначала в Оксфорде, а затем в Париже. Здесь же, в Париже, в 1305 году защитил докторскую диссертацию, в которой отстаивал (против доминиканцев-томистов) изначальную Непорочность Девы Марии. По легенде, в этом диспуте произошло чудо в пользу Скота: мраморная статуя Богородицы одобрительно кивала ему головою. Исторически достоверно, что парижский факультет признал его доводы настолько убедительными, что тогда же постановил впредь требовать ото всех ищущих учёной степени клятвенного исповедания веры в Непорочное зачатие (за пять с половиной веков до провозглашения этого догмата папой Пием IX). Вызванный в Кёльн по церковным делам, Дунс Скот скончался там от инсульта, как полагают, в 1308 году.

Существует миф, будто Дунс Скот был похоронен заживо в отсутствие своего слуги, который знал о его предрасположенности к коме, однако эта версия смерти опровергается, в том числе в «Истории жизни и смерти» («Historia vitae et mortis») Фрэнсиса Бэкона.

Ученики и последователи (скотисты)

  • Johannes a Landuno (сближавший мнения своего учителя с идеями Аверроэса);
  • Франциск Майронский (Franciscus de Mayronis, doctor illuminatus, или magister acutus abstractionum);
  • Антонио Андреас (Antonius Andreae, doctor dulcifluus);
  • Альфред Гонтери (Anfredus Gonteri, doctor drovidus);
  • Иоанн Бассольский (Johannes Bassolius, 1275–1333, doctor ordinatissimus);
  • Уолтер Бурлей (Walter Berlaeus / Burleigh, 1275–1343, doctor planus et perspicuus);
  • Уолтер Четтон (Walter Chatton, 1290–1343);
  • Николай де Лира (doctor planus et utilis);
  • Пётр Ауреоли (Petrus Aureoli, doctor facundus);
  • Пётр де Аквила (Petus de Aquila, doctor ornatissimus);
  • Иоанн Каноник (Франциск Марбр);
  • Николай Бонет (ум. 1343);
  • Пётр Фомы (Petrus Thomae, doctor strenuus, invincibilis, proficuus, et serenus);
  • Антонио де Битонто (Antonius de Bitonto)
  • Антоний Сирект;
  • Антонио Тромбетта;
  • Филиппо Фабри (Filippo Fabri,1564-1630);
  • Франциск Лихет (Franciscus Lychetus);
  • Аод Мак Катмхаойл (Aodh Mac Cathmhaoil / Hugo Cavellus, 1571—1626);
  • Бартоломео Мастри (1602-1673);
  • Иероним де Монтефортино (Hieronymus de Montefortino, 1662-1738).

Можно вспомнить Яна из Стобниц, учёного, первого польского географа, пропагандировавшего идеи Скота в Краковском университете и француза Мартена Мериссэ.

Примечания

  1. Батлер, Албан. // The Lives of the Fathers, Martyrs, and Other Principal Saints. — Дублин: J. Duffy, 1866. — Vol. VII. — С. 160. — 427 с.
  2. Бэкон, Фрэнсис. Historia vitae et mortis. — 1638.
  3. Hier. de Montefortino, J.D. Scoti Summa theologica, I, 15, 1, Resp
  4. В.В. Горбатов. ЛОГИКА. — М.: Евразийский открытый институт, 2008. — ISBN 978-5-374-00067-2.
  5. «Философия есть служанка богословия»
  6. Боги Платона могут, положившись на всеобщий закон, снять с себя заботы об управлении судьбой индивидов; неподвижные двигатели Аристотеля могут не интересоваться тем, что происходит в мире. Нет ничего более естественного, потому что ни те, ни другие не сотворили материю и не обязаны её знать. А если они не знают материи, то неизбежно лишены также знания индивидуализируемых ею сущих. Но в мире, где всякое сущее сотворено, материальное и единичное по необходимости должно подлежать ведению божественного разума — Фома Аквинский, Sum. theol., I, 13, 2; I, 14, 11. De veritate, II, 5; III, 8. — Ср. St. Bonaventura, In I Sent., 35, un., 4, concl, ed. Quaracchi, t. I, p. 208, n. 250. См. также скотистские тексты, собранные в издании: Hier. de Montefortino, J.D. Scoti; Этьен Жильсон. Дух средневековой философии

Иоанн Дунс Скот

В XIII веке выделяется еще один францисканский монах — Джон Дунс Скотус, один из самых значительных философов XIII века. Джон Дунс Скотус, как и Роджер Бэкон, был родом из Британии, из Шотландии. Он родился в 1266 году в графстве Роксбург в Шотландии. В 1281 году он стал монахом францисканского монастыря на юге Шотландии, а в 1291 году был рукоположен в священники. В это время он учился в университетах Парижа и Оксфорда, а в 1301 году преподавал в качестве бакалавра в Парижском университете, после чего был отозван в Кельн, где и умер 8 ноября 1308 года. Его прозвище было «тонкий доктор».

За свою короткую жизнь он написал множество работ, это был один из самых плодовитых схоластов. Выдающимся является его оксфордский труд, комментарий к трудам Петра Ломбардского. Помимо оксфордской работы, у Джона Данса Скотуса есть «Различные вопросы», «О первом происхождении всех вещей» и «Тонкие вопросы по метафизике Аристотеля». Возможно, название этой работы дало основание для прозвища «тонкий доктор».

Главным оппонентом Джона Дунса Скотуса, как и Роджера Бэкона, был Фома Аквинский. В отличие от Роджера Бэкона, у Джона Дунса Скотуса было много последователей и учеников, так что в XIV веке наряду с томизмом начало развиваться еще одно направление в схоластике — скотизм. Противоречие между Иоанном Дунсом Скотусом и Фомой Аквинским начинается с самого начала, с момента сопоставления философии и религии. Иоанн Дунс Скот не считал себя философом, вообще философия и религия имеют не только разные методы, по мнению Иоанна Дунс Скота, но и разные объекты, в этом Фома Аквинский ошибается. Прежде всего, философия имеет своим инструментом человеческий разум, который испорчен человеческим грехом, чего опять же не понимал Фома Аквинский, считая, что человеческий разум не изменился с момента грехопадения. Поэтому нужно не думать о Боге, а верить в Него и видеть Его через данную Им благодать.

Фома Аквинский считал, что поскольку существует два вида знания, теологическое и научное, то и истина бывает двух видов. Джон Дунс Скотус говорит, что если есть две истины об одном и том же предмете, то логично предположить, что одна из этих истин менее совершенна и просто не нужна. Поэтому мы должны либо отбросить одну из отраслей знания, либо предположить, что эти отрасли знания имеют разные предметы.

Джон Данс Скотус выбирает второй вариант, утверждая, что предметом теологии является Бог, а предметом философии — бытие. Только Сам Бог обладает знанием о Боге, поэтому наше знание может быть основано только на том, что Сам Бог сообщает нам. Поэтому богословие основано на откровении, а философия не может познать Бога.

Можно подумать, что Джон Данс Скотус принижает человеческий разум, хотя сам он говорит, что, напротив, возвышает его, поскольку Бог снисходит к слабому человеческому разуму, даруя ему благодать, а когда Бог снисходит к разуму, он имеет ценность в глазах Бога.

Что такое бытие, согласно мысли Скота? Это одна из самых сложных категорий его философии, хотя Иоанн Дунс Скотус не считал себя философом, и если бы он услышал такое упоминание о себе, то наверняка бы обиделся. Тем не менее, философских мыслей в его трудах чрезвычайно много, и почти во всех отношениях Иоанн Донус Скот утверждается как один из величайших философов. Бытие, согласно Скоту, — это то, что существует везде. Поэтому мы не можем найти бытие, знание материального мира видит отдельные вещи, но мы знаем, что все вещи, которые существуют, имеют нечто общее, а именно бытие. Вещи, как говорит Джон Дунс Скотус, в этом отношении являются синонимами друг друга.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Аббаньяно Никола, итальянский философ-экзистенциалист
  2. Английская философия нового времени
  3. Альберт Швейцер, немецко-французский философ, теолог и миссионер
  4. Основные школы античной философии
  5. Владимир Иванович Вернадский, российский философ, естествоиспытатель
  6. Способы представления человека в философии Китая
  7. Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм
  8. Протагор, философ-софист
  9. Общество
  10. Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и философ
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector