Димитрий ростовский
Содержание:
- Что мы выбираем?
- Мощи святителя Дмитрия Ростовского
- Литература
- В 1700 году отец Дмитрий предстал перед царем Петром I
- Сделать святых близкими людям
- Не стяжав «имения, кроме книг святых»
- Митрополит Ростовский
- В 1702 году отец Дмитрий прибыл в расположение Спасояковлевского монастыря
- Мощи святого
- Чудеса и почитание святителя Дмитрия Ростовского
- Другие труды святого подвижника и его духовные дарования
Что мы выбираем?
К сожалению, в наши дни сбывается одно из пророчеств святых отцов, говоривших, что настанут времена, когда то, что «предки собирали по крупицам, потомки оставят лежать на полках». Не многие семьи сегодня имеют в домашней библиотеке хотя бы 1 – 2 тома собрания Димитрия Ростовского. То, чем дорожили наши предшественники уходит из культурного наследия, исторической памяти народа вместе с традиционными представлениями о человечности, добре, правде.
С момента, когда в России были вновь открыты храмы, прошло уже около 20 лет, и мы имеем возможность выбирать, чем питать ум, душу? – Тем, что дается непосредственно и по видимому легко с экранов или тем, что требует определенного понуждения себя: разыскать, приобрести то, чего нет на книжных развалах, но без чего прежде не мыслили себе жизни православные христиане? Первое – легче, только часто ли этот выбор оставляет по себе глубокие «всходы»? Второе несравненно труднее, но это – первый шаг к свободе духовной, сопряженной с ответственностью.
Кого-то смущает и серьезность духовной литературы. Конечно, здесь нет ни захватывающего сюжета, ни привычного юмора, это чтение другого рода. Но, возможно, тем, кто стоит сегодня перед выбором, окажется полезным небольшое напутственное слово святителя Димитрия Ростовского: «…Нет у праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль». По-настоящему прочно и ценно лишь то, что приобретается с усилиями и закрепляется опытом.
Мощи святителя Дмитрия Ростовского
Святитель был похоронен в Зачатьевской церкви, как он и просил. Это небольшой храм Яковлевской обители. Сам же монастырь стоит над озером Неро, на берегу которого раскинулся город Ростов – с колокольни храма, где пребывают мощи святителя Дмитрия видны его храмы, монастыри и знаменитый Кремль.
Через полвека после кончины митрополита Дмитрия Ростовского стали ремонтировать напольное покрытие храма, открыв склеп могилы святого. Там были обнаружены нетленные мощи, от которых сразу стали происходить чудеса и исцеления. В 1757 году Русская Православная Церковь прославила в лике святителей составителя Житий святых, было составлено и житие его самого.
С 1991 года мощи святителя Димитрия перенесены в Яковлевский храм (в честь святого апостола Иакова). По сей день многие люди приходят к ним, обретая радость исцелений и изменения к лучшему в жизни.
Многим непросто выбраться из своего города, чтобы съездить в паломничество к святыне. Однако в России находится много храмов, освященных в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского: известны храмы в Москве и области, в Иваново, Кургане, Белгороде и, конечно, в родных святителю местах Киевской и Ярославской областей.
- Можно посетить любой православный храм – возможно, там будет икона святителя – или приобрести икону для домашней молитвы.
Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.
После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз.
Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.
Память святителя Димитрия Ростовского отмечается всей Православной Церковью несколько раз в год:
5 июня – день памяти собора Ростовских святых, 4 октября – обретение мощей святителя, 10 ноября – в день преставления святителя ко Господу.
В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Пастырь народный не оставляет всех людей и по своей смерти. Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент:
Православия ревнитель и раскола искоренитель, целитель всей России, современный к Богу молитвенник, твоими трудами безумных, сектантов и раскольников вразумил, духовный орган, блаженный Димитрий, молись ко Христу Богу спастись душам нашим. Звезду Российскую, из Киева просиявшую, через Новгород Северский в Ростов пришедшую, всю страну нашу учением, проповедями и чудесами озарившую – златоуста Российского учителя Димитрия Ростовского прославим: обо всех бедах он наставления оставил людям, чтобы просветить всех светом истины Христовой и приобрести души всех, как апостол Павел, для Христовой Церкви и спасти Православием души наши.
Литература
- Попов М., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб, 1910.
- Он же Прославление памяти мощей св. Димитрия Ростовского. СПб, 1910.
- Шляпкин Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб, 1891.
- Скворцов Д.И. Святитель Димитрий, митр. Ростовский (очерк жизни и деят. свят.). Тула, 1909.
- Титов Ф.И. Св. Димитрий, митр. Ростовский, бывший ученик К. Д. А. (1651-1709). Киев, 1909.
- Преображенский Св. Димитрий Ростовский как проповедник. Казань, 1909.
- Скворцов Г.И. Патр. Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913, с. 337-339.
- Толстой М. Древние святыни Ростова Великого. М., 1860, с. 25, 41, 46, 50-56, прил. с. 25.
- Толстой М. Рассказы из истории Р. Ц. М., 1901, с. 606-613, 614 прим. 45.
- Титов Л.Л. Кресль Ростова Великого. М., с. 36-42.
- Поселянин Е. Св. Димитрий Ростовский и его творения (Рус. палом., 1909, № 15, с. 238-239; № 16, с. 255-257; № 7, с. 268-270).
- Майя Кончина св. Димитрия Ростовского (Рус. палом., 1909, № 43, с. 681-682).
- Тарасов В. Посланник Неба (к 21 сентября — дню памяти св. Димитрия Ростовского) — о видении муч. св. Ореста. (Рус. палом., 1909, № 38, с. 602).
- Сементовский Н. Киев, его святыни, древности и достопам. Киев, СПб, 1881, с. 244.
- Соловьев С.М. История России, кн. III, с. 1365-1366; кн. IV, с. 22-25; кн. V, с. 1126.
- Нечаев В. Св. Димитрий, митр. Ростовский. М., 1849.
- Протопопов Д. Жития святых. М., 1885, сентябрь, с. 332-349.
- Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую. 3-е изд. СПб, 1903, т. III, c. 177-192.
- Державин А.М. Четьи-Минеи свят. Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник (магистерская диссертация).
- Маккавейский Н. Св. Димитрий, как пастырь и настоятель. Киев, 1910ю
- Титов А. Проповеди св. Димитрия, митр. Ростовского на украинском яз.
- Добровольский П. Чернигов. Елецкий Успен. м-рь (истор. опис. Чернигова), с. 13, 59, 60.
- Поселянин Е. Русская церковь и рус. подвижники XVIII в. СПб, 1905, с. 35-53 с портретом.
- Фон Эдинг Борис Ростов Великий. Углич — памятник худ. старины. М., 1913, с. 36-37.
- Денисов, с. 903, 922-925.
- Булгаков, с. 1415, 1418.
- Строев П., с. 318, 333.
- Летопись Е. А., с. 688, 690.
- Записки историко-филологич. факультета имп. СПб университета, т. XXIV.
- Минуты пастырского досуга Гермогена, еп. Ладожского, ныне Таврич. и Симфероп. СПб, т. II, с. 129, 139, 140, 142, 147.
- Старч. советы подв. благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913, с. 366, 456, 458, 459, 524.
- Обозрение епархии преосвящ. Ионафаном, еп. Яросл. и Рост. Ярославль, 1881, с. 171.
- Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 25, 26.
- Труды К. Д. А., 1873, март, с. 164.
- Странник, 1872, сентябрь, с. 190-202.
- Рус. палом., 1889, № 28, с. 331-334; № 29, с. 348-349.
- -«- 1909, № 15, с. 241; № 38, с. 602; № 40, с. 643; № 3, с. 684.
- -«- 1912, № 1, с. 14.
- -«- 1913, № 37, с. 577, 585, 590-591.
- -«- 1914, № 48, с. 768, 776.
- Прав. собес., 1858, февраль, с. 295.
- -«- 1907, ноябрь, с. 698.
- -«- 1909, декабрь, с. 519-526, 725-766.
- -«- 1912, декабрь, с. 847.
- Изв. Казан. еп., 1869, № 20, с. 605.
- -«- 1882, № 7, с. 151.
- Церков. вестн., 1891, № 12, с. 189; № 13, с. 198; № 33, с. 517; № 34, с. 532.
- -«- 1910, № 5, с. 153, 154; № 7, с. 222.
- Приб. к Ц. В., 1891, № 46, с. 1654.
- -«- 1907, № 38, с. 1615-1621.
- Истор. вестн., 1882, август, с. 447.
- -«- 1884, декабрь, с. 560 п/с. I, с. 809, 810.
- -«- 1885, октябрь, с. 88.
- -«- 1888, февраль, с. 242, 425, 426, 428, 432.
- -«- 1889, август, с. 368.
- -«- 1891, июль, с. 194.
- -«- 1894, май, с. 551.
- -«- 1906, январь, с. 304.
- -«- 1908, октябрь, с. 238.
- Рус. старина, 1872, сентябрь, с. 292-293.
- -«- 1876, апрель, с. 723.
- -«- 1880, сентябрь, с. 153.
- -«- 1887, июль, с. 1, 3.
- -«- 1888, ноябрь, с. 523.
- -«- 1910, август, с. 203-219.
- Рус. архив, 1871, № 11, с. 1953.
- -«- 1872, № 2, с. 441.
- -«- 1895, кн. 1-я, № 4, с. 478, п/с. 2.
- -«- 1900, кн. 1-я, № 1, с. 160.
- -«- 1901, кн. 1-я, № 3, с. 356-358.
- -«- 1903, кн. 2-я, № 5, с. 90.
- -«- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 60.
- Ж. М. П., 1947, № 6, с. 26-40.
- -«- 1954, № 4, с. 75.
- -«- 1955, № 9, с. 28-32.
- -«- 1959, № 2, с. 64-73; № 12, с. 9-10.
- Н. Д., с. 24, 53.
- БЭЛ, т. IV, с. 1038.
- БЭС, т. I, с. 733-735.
- БЭЮ, т. 8, с. 467; т. 15, с. 119.
- РБС, т. VI, с. 389-394.
В 1700 году отец Дмитрий предстал перед царем Петром I
В 1700 году Дмитрий предстал перед царем Петром I. Тогда царь искал на Сибирскую кафедру ответственного человека, и выбор пал на Дмитрия. Но вскоре Дмитрий был назначен в митрополиты на Тобольскую и Иркутскую епархию.
Однажды Петр первый призвал к себе Дмитрия, для того чтобы поручить ему служение на кафедре. Фото: st03.kakprosto.ru
Но тут же отправиться на свою кафедру святитель не смог. Все это сильно подорвало его здоровье. Так же он понимал, что не сможет закончить жития святых. Это сильно его угнетало. Пребывание его в Москве длилось почти год. За это время Дмитрий встретил много хороших и влиятельных людей.
Сделать святых близкими людям
Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное – написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.
Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.
Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные со Святой Горы (особенно – Симона Метафраста, много потрудившегося над житиями святых в X веке).
Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Интересны были и собранные им факты, малоизвестные прежде, но, благодаря его произведениям, доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки.
«Радуга духовная» вставала над миром, полным зла. Можно ли унывать, когда у нас такие друзья и ходатаи, стоил ли бесконечно грустить о потерях, когда там, у Бога, многие дорогие нас ждут, зная о нас и молитвенно участвуя в нашей жизни, иногда и независимо от нашего к ним обращения?!
Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. – За время его работы ему не раз являлись во сне те, о ком он писал, как бы, удостоверяя его в том, что Церковь Небесная молится о благополучном свершении его труда на благо Церкви земной.
Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.
Не стяжав «имения, кроме книг святых»
…Солнце клонилось к западу, трудным выдался для митрополита Димитрия осенний день 1709 года. За три дня до того Владыка почувствовал слабость, однако не мог отказаться от того, чтобы служить у престола в храме в день своего небесного покровителя – Св. Вмч. Димитрия Солунского.
И, хотя каждый шаг давался ему с трудом, он отслужил Литургию, особенно торжественно, радостно, как будто чувствовал, что приносит Богу бескровную жертву в последний раз. Поздравлять его приехало множество гостей, а он, как обычно, был «не как возлежащий, а как служащий». В тот день заболела одна из приезжих монахинь, и он, забыв о своей болезни, поспешил к ней, чтобы поддержать, ободрить, и уже с трудом вернулся в свою келью.
Было уже поздно, когда митрополит неожиданно позвал к себе певчих и долго слушал, прислонившись больной спиной к печке, чтобы как-то умягчить приступы кашля, любимые духовные гимны и песнопения. Всех благословил, как-то особо тепло, участливо. Удержав одного из них еще на малое время, поклонился ему в пояс, сердечно благодаря за труды (тот много помогал ему переписывать набело его духовные сочинения).
А утром Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Едва колокола ударили к заутреней, служители нашли его стоящего на коленях и как бы молящегося перед образами; душа же его уже отошла ко Господу.
Провожало Владыку великое множество людей. Приехала из Москвы вдова государя Иоанна Алексеевича – царица Параскева с дочерьми, миряне и духовенство потоками шли поклониться в последний раз тому, кто всю Россию наделил своими знаниями. Непрерывно шли и бедные, нищие, которых митрополит годами ссужал и одеждой, и пищей, принимая их как братьев. Семинаристы ежились, будто осиротели.
Много лет Владыка Ростовский на средства архиерейского дома содержал в городе духовное училище, растрачивая то, чем мог бы пользоваться и сам, чтобы поддержать учащихся, особенно же из бедных семей. Первой мыслью, первым чувством у всех было: «Потеряли!», и лишь потом, когда смолкли звуки панихиды, поняли, осознали, что и «приобрели»: от земных трудов призван он к новым трудам как молитвенник за Россию.
Его никогда не видели праздным. Он управлял делами Церкви, постоянно что-то писал: духовные сочинения, наставления мирянам и духовенству, заботился о нуждающихся и обращал от заблуждений к истине раскольников и еретиков, болезнуя и о них, как о погибающих.
Во всем этом просто не было место для «частного», «своего». Не скопил Владыка за долгие годы архиерейской службы богатства земного – все до последнего раздавал, растрачивал для людей. Нищета его монашеская доходила до того, что в одном из писем он просил прощения у одного лица за то, что не имеет возможности привезти его к себе: «Ни коня, ни всадника, оскудели овцы, и лошадей нет».
А в духовном завещании, составленном незадолго до кончины, митрополит Димитрий говорил о своем материальном состоянии еще более откровенно, чтобы не вызвать смущения у тех, кто в случае его внезапной смерти, решился бы искать у него «имения»:
«С той поры, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском монастыре восемнадцати лет отроду и обещал Богу хранить добровольную нищету…не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных… Да не усердствует же никто по смерти моей, изыскивая каких-либо келейных моих сбережений…верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка по мне не осталась, чем богатое наследство было раздаваемо».
При такой добровольной бедности митрополит Дмитрий приложил в наследство по себе для целых поколений великое духовное сокровище – 12 томов житий святых.
Прошло 42 года после его погребения, и 21 сентября 1732 года были обретены нетленными его святые мощи, от которых начали совершаться исцеления. Святейшим Синодом святитель Димитрий был причислен к лику новоявленных чудотворцев Российских.
В следующем году императрица Елизавета устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма.
Митрополит Ростовский
В 1703 году Дмитрий Ростовский, биография которого до самой смерти была тесно связана именно с эти приходом, прибыл на новое место службы. Здесь он столкнулся со многими трудностями, главной из которых было вмешательство светской власти в дела прихода. Незадолго до назначения отца Дмитрия в городе был воссоздан Монастырский приказ, управляющий церковным имуществом, осуществляющий надзор за монахами и богадельнями. Очень неприятно святого в Ростове поразили также грубость и невежество не только простого народа, но и служителей Церкви. Священники совершенно не почитали святых, презрительно относились к бедным, разглашали тайну исповеди и пр. Видя такой беспорядок, отец Дмитрий ревностно принялся за исправление положения дел. Он давал наставления, разъяснял, что означает долг священника, выступал с проповедями перед народом.
Одной из главных его забот стала школа для детей служителей Церкви и бедняков. Обучение здесь было совершенно бесплатным. В открытой митрополитом Дмитрием школе, как и в Киеве, преподавались греческий и латинский, показывались театральные постановки. Первые выпускники покинули ее стены в 1706 году. К сожалению, той же весной школа была закрыта.
28 октября 1709 года отец Дмитрий Ростовский скончался. Похоронили его в соборном храме Ростова, рядом с его предшественником — святителем Иоасафом. По завещанию митрополита в гроб были положены черновики его неоконченных книг. На похороны святого прибыла сама царица Параскева Федоровна — вдовствующая супруга царя Ивана, брата Петра Первого.
В 1702 году отец Дмитрий прибыл в расположение Спасояковлевского монастыря
К этому времени умер Ростовский митрополит, и Дмитрий был поставлен на эту кафедру. В 1702 году отец Дмитрий прибыл в Ростов в расположение Спасояковлевского монастыря. В этом монастыре он указал место, где его должны будут похоронить после его смерти.
Так в настоящее время выглядит Спасо-Яковлевский монастырь города Ростова. Фото: rostmuseum.ru
Для обучения и подготовки будущих евреев, Дмитрий решил организовать училище, которое построил на свои средства. Также он и следил за выполнением всех требований, следил, чтобы все посещали регулярно богослужения.
Так, несмотря на то, что он был слишком занят своей работой, он все же закончил писать жития святых.
5 июня
день памяти Ростово-Ярославских святых
В 1705 году Дмитрия вызвали в Москву. Здесь он активно борется с сектантскими движениями. А в 1707 году он возвращается обратно. К этому времени его здоровье еще более пришло в упадок.
Мощи святого
В 1752 году в соборном храме решили сделать ремонт. В ходе его выполнения 21 сентября при починке пола было обнаружено нетленное тело отца Дмитрия. Это было настоящим чудом. Стены в погребении отсырели. Дубовый гроб святителя и находившиеся внутри рукописи полностью истлели. Тело же самого святого, а также его четки, митра и саккос оказались нетленными.
Через некоторое время у мощей святого начали происходить чудесные исцеления от многих болезней, о чем было доложено Синоду. По предписанию последнего в Ростов прибыли архимандрит Симоновский Гавриил и митрополит Суздальский Сильвестр. Они освидетельствовали мощи и совершаемые ими исцеления. 29 апреля 1757 г. митрополит Ростовский Дмитрий был причислен к лику святых.
25 мая 1763 года мощи святого переложили в серебряную раку, где они находятся и по сей день. Изготовлена рака была по приказу императрицы Екатерины Второй, которая несла ее к месту установки самолично, вместе со святыми отцами.
Чудеса и почитание святителя Дмитрия Ростовского
Великий труд святителя Дмитрия был прославлен народом. Жития святых стали любимым чтением россиян на долгие века, до самой революции: они написаны простым и интересные языком. Поразительно, сколько материалов смог найти святитель даже о древних святых. Жития составляют восемь огромных томов.
В православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Так святитель Дмитрий Ростовский имеет благодать помощи в большом количестве дел, ведь его жизнь была разнообразной, насыщенной духовными подвигами, трудами, просветительской работой:
- святителя просят о заступничестве сироты и вдовы;
бедным людям он помогает в нужде;
в исцелении недугов взрослых и детей,
в учебе,
при трудностях в работе,
ученым – в научной деятельности, создании диссертаций, монографий,
в изменении характеров человеческих,
в осознании своих грехов, покаянии,
избавлении от греховных страстей и вредных привычек,
в бедности, материальных трудностях.
Кроме того, известно, что святитель всю жизнь боролся с болезнью дыхательных путей, возможно, туберкулезом. Поэтому ему молятся об исцелении именно таких заболеваний.
Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут.
Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву святителю Дмитрию Ростовскому, можно читать ее онлайн на русском языке:
О дивный, чудесный и славный чудотворец Димитрий, исцеляющий недуги людские! Ты всегда молишься Господу Богу нашему обо всех грешниках: прошу тебя, будь мне ходатаем перед Господом и помощником в борьбе со страстями ненасытной плоти моей и в одолении стрел противника нашего дьявола, которыми он ранит немощное сердце мое и словно зверь голодный, старается погубить душу мою.Ты, святитель Христов, моя ограда и радость, ты мое заступление и оружие! С твоей только помощью и Божией благодатью могу я победить то, что во мне противится воле Царя царствующих Господа. Ты, великий чудотворец, во дни подвигов твоих в мире этом старался служить Православной Церкви Божией, как истинный пастырь добрый, смело обличая грехи и невежество человеческое, отошедших же от путей праведных к ересям и расколам наставлял на путь истины.Помогай же и мне исправить кратковременный путь земной жизни моей, чтобы я беспрепятственно шел по дороге заповедей Божиих и без лени служил Господу моему Иисусу Христу, как единственному владыке моему, Искупителю и праведному Судье всех. К Нему же обращаясь и тебе молюсь, о угодник Божий, чтобы когда душа моя исходила из тела, избавил Господь молитвами твоими меня от темных мытарств бесов: не имею добрых дел, чтобы оправдаться: не дай сатане возгордиться победой над слабой душой моей. Избавь ее от адских мук, где плач и скрежет зубов, но святыми молитвами твоими даруй мне быть причастником Небесного Царства, чтобы прославлять Пресвятую Троицу Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.
Молитвами святителя Димитрия Ростовского да хранит вас Господь!
Другие труды святого подвижника и его духовные дарования
Имея опыт написания большого церковного труда, митрополит Димитрий решил написать еще одну книгу, повествующую о событиях Библии. Дело в том, что в то время Библия на славянском языке была большой редкостью, и стоила очень дорого. Поэтому большинство простого населения не могли позволить себе подобную роскошь и были лишены благодатного чтения Святого Писания. Более того, даже многие из священства плохо разбирались в библейских событиях и путали хронологию.
Икона Димитрию
Святой Димитрий начинает новый труд. В нем он использует основные библейские события и сюжеты, а к ним приписывает поучения и толкования. Читая это произведение, даже совсем незнакомый с Библией человек мог составить себе ясное представление о Священном Писании. К сожалению, окончить этот великий труд святителю так и не удалось из-за очень ослабленного здоровья.
Кроме написания книг, всю жизнь подвижник занимался проповедничеством веры Христовой. Обладая уникальным даром слова, он умел так выстроить свою речь, что равнодушным не оставался никто их слышащих. Поскольку чаще всего его слушателями оказывался простой народ, то и проповеди свои он выстраивал просто, как беседу отца с любимыми детьми. И какие бы труды и заботы не выпадали на долю подвижника, он никогда не оставлял подвига проповедничества до самых последних дней своей жизни.
Одним из его аскетических подвигов была молитва, которую он никогда не оставлял. Стараясь ежедневно бывать в храме, он в каждое воскресенье и церковный праздник служил литургию. Всех, кто был в его ближайшем окружении, учил постоянно и ревностно молится, каждую минуту памятуя о Господе.
Интересно! Очень строгим был и пост подвижника. Так, на Страстной неделе он ел только один раз — в Великий Четверг.
Конечно же, такая глубокая духовная жизнь сказывалась и на его земной жизни, на общении с людьми. С каждым, кого доводилось встретить Дмитрию Ростовскому, он был внимателен и обходителен. Всю жизнь помогал неимущим и страждущим — кому словом утешения, а кому и деньгами. Святой Димитрий отличался крайним нестяжанием, всегда довольствовался только необходимым минимумом благ для себя, а остальное раздавал нуждающимся.
Результатом такого внимательного отношения к собственной душе стало стяжание величайшего смирения. Подвижник всегда помнил слова Господа о том, что кто хочет быть первым в Царствии Небесном, тот должен быть последним в жизни земной. В жизни митрополита Димитрия эта заповедь воплощалась в глубоком почтении к любому начальству, в милости к подчиненным, в сострадании скорбящим.