И тут он спросил, почему в библии ничего нет о динозаврах

Что говорит Библия о динозаврах

Само слово «динозавр» было придумано в XIX веке зоологом Ричардом Оуэном, когда начали находить первые останки этих животных, перевести его можно как «страшные ящеры». То есть Библия не знает такого слова. Однако в ней можно найти подтверждение существования таких животных.


Священное Писание упоминает невиданных животных, которые существовали в прошлом

  1. Бог в пятый день творения создает пресмыкающихся, птиц и рыб «по роду их». Род — это общее понятие, предполагающее включение в себя видов, одним из которых и могли быть ископаемые ящеры.
  2. Как известно, динозавры вымерли – сведения об этом мы находим в библейском рассказе о всемирном потопе, когда Ной также брал на ковчег животных «по роду их», проводя своеобразный отбор животных. Можно предположить, что Ной не захотел брать на борт тех животных, которые мы теперь называем динозаврами.
  3. Есть и прямые указания в Библии на неких невиданных животных, которые существовали в прошлом, например: «Как чудовище в морях кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их» (Иез. 32:2) или «из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис. 14:29).

Также и история пророка Ионы, который попал в чрево огромной «рыбы», которая в русском переводе Библии трактуется как «кит» свидетельствует о динозаврах. Но это существо было гораздо больше современных китов и наверняка являлось реликтом, выжившим после потопа, так как это животное было морским ящером. Таким образом, Библия упоминает о динозаврах, но только использует иные термины и понятия.

Важно! Следует помнить о том, что Священное Писание это собрание книг не по зоологии, географии, физике, биологии или другим естественным наукам. Предназначение их в другом: это повествование о человеке и его взаимоотношениях с Богом

Кто лишил змея ног

Всем известно, что отведавшие запретный плод Адам и Ева были жестоко наказаны — изгнаны из Эдема. Но наказанию подвёргся и змей-искуситель, подбивший Еву на нарушение долга повиновения Богу. Библейский змей был лишён ног и обречён Создателем вечно «ползать на чреве своём и питаться прахом». Змеи действительно лишены конечностей, передвигаются ползком и являются единственными животными на Земле, неспособными употреблять растительную пищу. Но неужели они когда-то могли ходить, как большинство животных? Оказывается, известные нам змеи такими были не всегда. Даже у некоторых видов современных удавов прослеживаются рудиментарные остатки задних конечностей, сохранившиеся в скелете. Более того, в Южной Америке найдены окаменелости, принадлежащие весьма странной породе змей — патагонскому наяшу. Вымершее уже после появления человека пресмыкающееся обладало задними конечностями, которые помогали в передвижении — то есть были самыми настоящими ногами. Более того, современная наука совершенно чётко выводит змей от обыкновенных ящериц семейства Барановых, которые избавились от конечностей в результате эволюции — ноги мешали им двигаться среди камней и кустарника. Первыми отпали у змей передние ноги, как наименее полезные. А вот остатки костей тазового пояса сохранились у так называемых примитивных змей и сейчас. Так что это не Создатель наказал искусителя лишением ног, а змеи избавились от них для собственного удобства. В христианской традиции «змею» часто тождественен дракон. И вот в этом случае наука, как говорится, бессильна. Огромная огнедышащая и летающая бестия — плод фантазии древних авторов. Хотя небольшая доля правды в союзе животного и пламени есть. Например, саламандры обладают уникальной способностью «выходить мокрыми из огня». При резком повышении температуры окружающей среды это безобидное земноводное моментально испаряет влагу и не получает ожогов. Представьте себе ужас средневекового крестьянина: подбросил в огонь охапку дров, а из камина (из пламени!) вдруг выскакивает небольшая ящерица черно-огненной расцветки. Тут уж не только змея-искусителя вспомнишь, но и весь текст Священного Писания.

Учёные заявили, что могут реконструировать живых динозавров в течение 5 лет

Хорнер работает с учёными из Гарварда и Йеля, разыскивая ближайших живых родственников динозавров в надежде изменить их. «Конечно, птицы – это динозавры», – сказал Хорнер. «Поэтому нам просто нужно изменить их, чтобы они выглядели как динозавры.» Хорнер и его группа начнут с современной курицы, признанной прямым потомком массивных ящеров, которые когда-то правили на Земле. Хорнер консультировал все четыре фильма «Парк Юрского периода». В закулисном интервью из первого фильма писатель Майкл Крайтон признался, что его героем, доктором Аланом Грантом, была смесь Хорнера и Филиппа Дж. Керри.

71-летний палеонтолог сказал, что когда он впервые начал работать над фильмами, он полагал, что динозавры будут возвращены так же, как и в фильме – через сохранившиеся кусочки их ДНК, взятые из окаменелостей. Однако, за прошедшее время он и его коллеги стали лучше понимать, как ДНК разрушается, и решили, что это не тот путь, который им нужно пройти.

Как считает Хорнер, у курицы и многих иных современных птиц много общих генов с динозаврами. Он полагает, что они смогут манипулировать ими, чтобы обратить вспять эволюционный процесс – инициируя изменения, которые будут выражать всё более и более древние характеристики.

Хорнер назвал исследование 2020 года своим «proof of concept» , заметив, что учёные из Гарварда и Йеля смогли превратить голову птицы в морду динозавра.

Хорнер уверен, что какая-то форма ящера, названного им «цыплёнкозавром», будет ходить по земле через 10 лет. «Мы можем вырастить птицу с зубами, и мы можем изменить её рот», – сказал он. «На самом деле крылья и кисти не такие сложные. Мы уверены, что сможем сделать это в ближайшее время».

Проект, однако, не простая задача, и Хорнер о.

Мнение священнослужителей

Взгляды Церкви формируются верой и основываются на авторитете Святых Отцов и учителей Церкви. Они зафиксированы в письменных источниках, где есть их высказывания. Однако останки древних животных хоть и обнаружили еще в античности, но обсуждать эту проблему начали только в наше время. В писаниях Отцов мы не сможем найти ответ на этот вопрос.

Но по этому поводу есть высказывания некоторых современных священнослужителей, которые вполне авторитетны в данной теме и по благодати являются наследниками Отцов Церкви древности.

  1. Богослов епископ Василий (Родзянко) говорит о том, что Библия говорит языком того народа и времени, к которому она обращается, т. е. к древним евреям, но при этом Священное Писание говорит и с нами, а значит это язык символов.
  2. Современный проповедник, миссионер, апологет и богослов иеромонах Иов (Гумеров), признавая тот факт, что такие животные могли существовать на земле и это никак не противоречит Библии, в то же время отрицает все способы эволюционистов обосновать свою теорию о естественном отборе видов.

И одно из доказательств — кистеперая рыба, которая живет в Индийском океане и она никак не эволюционировала за миллионы лет, как это представляли сторонники эволюции.

Что Библия говорит о динозаврах? Православный взгляд иерея Алексия Шляпина

Просто укрой их одеялом

В тот день я очень плохо себя чувствовала. Беременность далась мне нелегко. С утра болела голова, мучили отеки и жажда одновременно, меня так тошнило, что я не могла даже выпить чашку чая. В очередной раз разговор зашел о том, что на первый взгляд кажется нелогичным. «Почему все женщины мира должны расплачиваться за то, что Ева съела яблоко?». Я взорвалась.

«Во-первых это совершенно необязательно было яблоко, так рисуют только на картинках», — злилась я, пока муж отрезал мне бутерброд.

«Во-вторых страдают не женщины мира, а все человечество, понимаешь?». «Понимаю», — вздохнул муж, прикручивая к люстре в детской новую лампочку.

«Ты бы не задавал такие вопросы, если бы удосужился хоть раз прочитать Писание», — не унималась я в приступе благочестия, когда мы зашли в торговый центр.

«Потом прочитаю», — миролюбиво согласился муж, пожалевший, что завел этот разговор, — «Ребенку нужны ботинки, завтра похолодание».

Можете мне поверить, я приводила самые разумные доводы и неопровержимые аргументы, пока он катил огромную неудобную коляску, убирался на кухне, разгружал пакеты с продуктами.

Уверена, я переспорила его, когда он приносил мне перед сном чай и незаметно попробовал ложечку перед тем как подать — не слишком ли горячий?

«…поэтому Адам и Ева и были изгнаны из Рая», — закончила я и посмотрела на кровать. Я победила. Муж уже не мог мне возразить из этой кровати. Не мог поинтересоваться, почему люди могут быть упрямыми и злыми? Почему самые близкие вдруг становятся непримиримыми врагами в бесполезном споре? Как получается, что в попытках открыть человеку Бога, мы можем отдалять от Него, быть непонимающими и жестокими?

Муж молчал. Он заснул, укладывая ребенка спать. И, если бы Небо могло говорить, в тот момент Оно сказало бы «просто укрой их одеялом».

Чего не может теория эволюции?

Однако же признаем, теория эволюции не может объяснить одну важнейшую вещь – возникновение существ со свободной волей. Очевидно, что физико-химическая система любой сложности никакой свободы иметь не может. Живая материя подвержена универсальным законам природы ничуть не в меньшей степени, чем космический корабль на орбите. Это только в анекдоте советская и американская ракеты встречаются над Атлантикой, приветствуют друг друга и сами решают лететь по домам.

Мы, люди, по собственному опыту знаем, что свободны. Поэтому всякий, кто не считает себя запрограммированным фирмой Microsoft устройством, должен предположить, что в нём есть что-то, не сводимое к процессу эволюции. Мы вполне можем считать, что природа прошла максимально далеко путь, который могла совершить своими силами, но, очевидно, что появление человека потребовало нового творческого акта полностью ex nihilo (из ничего). То есть природа подготовила почву, благодатный материал, который смог принять в себя бессмертную душу. И здесь заканчивается компетенция биологии и начинается компетенция религии, кончается учебник эволюционной теории и начинается Библия, которая говорит, что «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7).

Как понимать этот «прах земной»? Очевидно, держаться вавилонского мифа о том, как Homo sapiens был слеплен буквально из глины, мы не обязаны. Феофан Затворник, например, считал так: «Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой – и из животного стал человек». Замечательный православный апологет XX века, новомученик профессор Николай Николаевич Фиолетов писал: «Когда Библия говорит о сотворении человека из земли, то дело здесь, конечно, не в земле в буквальном смысле слова, не в химическом составе земли, не в том или ином свойстве почвы, а в той идее, что человек и в создании своём органически связан с жизнью земли, исполняя на земле свое назначение».

Динозавр в качестве аргумента

Впрочем, у наших оппонентов, действительно, имеется важный довод, основанный на Священном Писании. Нам возражают: «Существование смерти до Адама противоречит учению Церкви о вхождении её в мир через грехопадение». Но если смерть пришла в мир в результате того, что наш праотец согрешил, то откуда же взялись останки динозавров в слоях более глубоких, чем те, что хранят следы человеческого существования? А ведь это является доказанным фактом. По логике вещей, доведённой до абсурда, христиане, увидев в палеонтологическом музее окаменелости, выкопанные из более ранних слоёв, чем те, в которых встречаются кости Адамовых потомков, должны были бы от своей веры отказаться. А заодно и от пользования нефтепродуктами, которые являются результатом разложения биомассы, накопленной за много миллионов лет до появления человека: ведь она в принципе не может существовать, а значит, Роснефть получает свои нефтедоллары «из ничего».

Совместимо ли наше знание (не мнение, а именно знание!), что динозавры вымерли до появления первого человека, с христианской верой? Да, смерть Адама есть результат его грехопадения. Апостол Павел говорит: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили» (Рим. 5, 12). Но в стихе речь идёт о поражении смертью исключительно человеческого рода: говорится не «на всё бытие», и не на «всё живое», а на «всех человеков». Более того, не за умерших динозавров умер Христос – за нас, людей. Если бы было правдой (выдуманное мною сейчас) утверждение «грехом Адама смерть динозавров вошла в мир», то потребовалось бы принятие тезиса, что Христос, исправляя преступление Адама, и динозавров воскресит. Заметим здесь, что Церковь не отпевает ни собак, ни кошек – нужны ли ещё аргументы в пользу того, что именно смерть человека есть тот «последний враг» (1 Кор. 15, 26), который истребится в конце времён?

Апостол Павел говорит, что вся природа страдает в результате грехопадения: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 23)». И Церковь поэтому мыслит Христа Спасителем не только людей, но всех живых существ: «…Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. (Рим. 8, 20-21)». Но в чём это «рабство тлению» – мы не знаем. Если бы имелась в виду именно смерть тварей от естественных причин, то христиане, наверное, давно должны были бы стать вегетарианцами. В качестве своего частного мнения могу предложить понимание «страданий» природы как её неблагополучное экологическое состояние, которое является результатом грехов людей. Всякий, кто рискнёт в Якутске доехать до седьмого километра Вилюйского тракта и вдохнуть «благоухание» городской свалки, думаю, согласится с возможностью такой интерпретации.

А я в зоопарке бегемота смотрел…

Кто не помнит эту фразу юного воспитанника Суворовского училища из кинофильма «Офицеры»? Толстокожие обитатели африканских рек и правда весьма забавны. Понаблюдать за ними в зоопарке — сущее удовольствие для детишек. Но мало кто знает, что в дикой природе эти животные очень опасны: защищая свою территорию, они готовы раздавить любого нарушителя — от человека до слона. Каждый год после случайных столкновений с гиппопотамами в Африке гибнет больше людей, чем от атак крокодилов. Между тем само слово «бегемот» применительно к массивным обитателям пресноводных рек Африки вошло в обиход лишь в XIX веке, и только в России. Пришло оно из французского и немецкого языков, но гиппопотамов прозвали бегемотами лишь наши соотечественники. Европейцы же называли бегемотом любое крупное толстокожее животное. И как только зоологи смогли идентифицировать и описать вид, он тут же раз и навсегда стал называться гиппопотамом. Так что в Европе бегемот сейчас встречается только в Библии. В Священном же Писании бегемот — страшный зверь. Олицетворение ужаса и тёмных сил. Ноги его подобны колоннам, поступь сотрясает землю, а рык сродни грому сотен медных труб. В раннем Средневековье бегемот был тождественен определению «скотина» — нечто огромное, враждебное, презирающее и превышающее размером всех. Но имелся ли в виду авторами библейских текстов именно известный нам гиппопотам? Древние евреи прекрасно были знакомы с этим, пусть и огромным, но вполне подвластным человеку животным. Египетские фараоны считали делом чести иметь в своих зоопарках и слонов, и носорогов, и гиппопотамов. Более того, именно охотники из числа покорённых египтянами племён и отправлялись в самое сердце Африканского континента с целью добыть живыми этих зверей. Так что суеверного ужаса несчастные бегемоты вызвать не могли. Зато едва ли не в любой деревеньке Центральной Африки местные глиноделы покажут (и даже продадут) вам фигурку, очень напоминающую реконструкцию стегозавра. А ведь библейский бегемот в самом деле больше похож на динозавра — не правда ли? Получается, что память о животных, вымерших миллионы лет назад, задолго до появления человека, каким-то образом сохранилась у первобытных племён. Это абсолютно неправдоподобно, если не предположить, что современники составителей первых библейских текстов действительно встречались с чудом пережившими сородичей динозаврами. Дебри Центральной Африки не особенно изучены. Кто может утверждать, что в джунглях не разгуливает неведомо как сохранившийся стегозавр? Приведём такой пример. На некоторых египетских и древнееврейских изображениях нарисована странная рыба — всегда брюхом вверх. Однако и древние евреи, и древние египтяне были очень точны в изображении природы, а такой рыбы современная ихтиология не знала. Некоторые археологи даже сформулировали теорию: мол, древние художники зачем-то стали рисовать больных рыб, чуть ли не экологическую катастрофу изображали. Другие говорили — ошибка, художественный вымысел. Но вот в конце 1960-х годов похожую рыбку выловили в среднем течении Нила — оказывается, она так и плавает всегда брюхом кверху — порода такая!

Преувеличение — свойство древних

Разумеется, далеко не все в Библии нужно воспринимать буквально. Например, средневековые христиане представляли себе сатану кошмарным существом с рогами и копытами, а бесов — чуть уменьшенными его копиями, неустанно поддерживающими огонь под адскими котлами. Теперь же служители культа больше говорят о субстанциях нематериальных. Бесы — символ страстей людских, а дьявол — аллегория, олицетворение зла. Поэтому не стоит удивляться, что животные и птицы в Библии не только обладают разумом и совершают самостоятельные поступки, но и способны говорить. Например, валаамовой ослице составители библейских текстов приписывают человеческую речь. Но никто всерьёз не станет утверждать, что в ветхозаветные времена ослы умели разговаривать. Это сделано для простоты изложения. Так удобнее донести до не слишком образованного читателя ту или иную истину. Как объяснить простому земледельцу, для которого даже обычный неурожай уже большое горе. что есть вещи пострашнее засухи или наводнения? Да преувеличить в десятки раз силу и мощь хищного зверя и запугать карами Господними. Вспомним опять древних евреев, положивших основу библейским преданиям. Палестина, где этот народ жил после исхода из Египта, бедна крупной фауной. Зато в памяти народной долгое время оставались те же самые нильские крокодилы — свирепые и беспощадные хищники, к тому же совершенно чуждые человеческой природе. Со временем эти доисторические рептилии вполне могли превратиться в эдакое пугало, отождествление зла, силы и могущества. В любом случае, нужно учитывать, что такие понятия, как «много» и «большой», «добрый» и «злой», «грех» и «наказание», в древности часто применялись лишь для усиления эффекта. Как говорится, в смещении масштабов — наглядность сравнения. А когда трудно объяснить современникам, какова природа вещей на самом деле, проще раскрасить окружающий мир яркими красками, запугать неведомыми карами или поманить неописуемыми благами. Так и получилось, что Библия «населена» загадочными, таинственными монстрами, на каждом шагу подстерегающими тех, кто решится нарушить запреты.

Метки: книга, Тайны 20 века, животные, библия, рыбы, бегемот, кит, змей, левиафан

Миссионерство как семейная война

К этому моменту я уже ответила на тысячу подобных вопросов и, наверное, могла бы преподавать богословие в университете. Мой «противник» был умен, хорошо подкован в истории и естественных науках, мне не раз приходилось «гуглить» правильные ответы в статьях «15 вопросов священнику» под обеденным столом, чтобы не попасть впросак, рассказывая о том, почему в Библии нет ни слова о динозаврах, телевизоре, интернете, готах, эмо и синтетических наркотиках.

Измученная очередной баталией, посвященной динозаврам, я, впрочем, одержала маленькую «победу». Во что-то муж все-таки поверил! По крайней мере, когда я показала в соцсетях фотографию нашего новорожденного сына, он возмутился, что малыш еще не крещен. «Ни один волос не упадет с головы моего ребенка, если на то не будет воли Бога», — возразила я. «Если Бог есть, то почему дети болеют?», — донеслось с кухни.

Это казалось парадоксальным. Я, считающая себя почти образцовой христианкой, переживала о том, как в жестоком мире и суровых условиях экономического кризиса вырастить двоих детей, а муж предлагал рожать «сколько Бог даст». Я, страдая от токсикоза, клала в холодильник пирожные (единственное, что могла есть), а муж напоминал, что идет Пост. И тут же спрашивал, зачем Богу нужна «диета»?

Я точно не помню, когда это началось. Когда миссионерство превратилось в войну. Когда я начала выписывать контраргументы, сидя у компьютера. До свадьбы мы были знакомы несколько лет и, кажется, спорили всегда. Но я точно помню, когда все закончилось.

Библия и динозавры

Почему Библия, в частности книга Бытие, должна говорить, когда жили динозавры и вообще упоминать их? Динозавры жили за десятки миллионов лет до людей. Очевидно, что у евреев не было даже слова, обозначавшего динозавров. Как бы это пригодилось, если бы Бог упомянул о тварях, о которых евреи ничего не знали? Бог также не упоминает о бактериях, дрожжах или амебах. В Библии также не упоминается о планете Юпитер. Бытие — это схематичная форма, описывающая факт, что Бог создал Вселенную, создал порядок из беспорядка, создал жизнь и, наконец, создал нас. Динозавры не относятся к этой истории.

Нет, динозавры не упоминаются в Библии. Некоторые говорят, что Левиафан, упоминаемый в Библии, и есть динозавр (Иов 3:8, 41:1, Псалом 73:14 и т.д.), но это не имеет смысла. Кем бы не был Левиафан, он точно не динозавр. Не имеет это смысла еще и потому, что если бы Бог и упоминал бы динозавров, то иудеи все равно бы не поняли, о чем идет речь. Иудеи вообще не имели понимания о возрасте земли. Они ничего не знали об ископаемых.

Помните, что Библия это не научная книга. Она не была написана для того, чтобы объяснить существование и роль бактерий, галактик или же атомов. Если бы Бог и хотел объяснить иудеям все эти вещи, то они все равно бы им не были полезны. Это вообще могло бы их еще больше смутить. Так что в Библии вы не найдете упоминаний о черных дырах, сине-зеленых водорослях или ДНК. Библия просто не фокусируется на подобных вещах. Цель Библии – показать отношения людей с Богом. Она не фокусируется на миллионах интересных фактов науки и истории. Библия просто дана нам с другой целью.

Основная мысль в том, что в Библии не упоминаются динозавры, она в этих вопросах вам не помощник. Этот вопрос надо искать среди физических доказательств. И они говорят о том, что динозавры однозначно были. Есть десятки тысяч ископаемых этих удивительных творений. Их ископаемые никогда не находились вместе с современными животными. Они жили очень давно.

Новое в блогах

«Динозавры — ровесники людей» — утверждает православный активист Димитрий Энтео. Ну что сказать, он ещё и подтверждение этому «факту» в Библии нашёл, там аж 30 раз о динозаврах упоминается. Разумеется, упоминание в Библии является лучшим доказательством чему угодно, вот теперь и динозаврам прилетело. Появлялся же в интернете православный учебник биологии, так можно же по всем предметам такие создать и тогда сразу всё понятно станет: какая там антиматерия — Бог сотворил всё, какая там эволюция — Бог сотворил всё, а Дарвин — бес. Так и будем жить, ракета не взлетела — так она о небесную твердь ударилась, Путина на десятый срок избрать — так он представитель Бога на Земле, а что, у нас и так уже один регион деньги от бога получает, от другого конечно, но не в этом суть.

Сайт движения «Божья воля», лидером которого и является Энтео, может просвятить Вас на любую тему, как то, является ли Солнце центром Вселенной или это всё-таки Земля. Сайт расскажет о том как жить, там присутствует статья именно с такой формулировкой. На некоторые вопросы сайт даёт вполне чёткие ответы : «Есть ли спасение вне православной церкви?» — Нет! Что кстати означает, что в ад попаду не только я со своим Буддизмом, но и большая часть человечества. Хотя опять таки компания в аду нас ждёт неплохая: мать Тереза, Махатма Ганди, Чарльз Дарвин разумеется, да и ещё толпа народу.

Что тут ещё можно добавить, закон призванный защищать чувства верующих, защищает чувства только опрделённых «верующих», даже не православных, а православнутых. Хотя радикальные течения есть практически везде, но мне не верится, что люди живущие на Соловках и Димитрий Энтео — это представители одной религии. К сожалению, всё меньше и меньше первых и всё больше подобных второму.

Что там с динозаврами?

Анна Уткина. Фото: Анна Данилова

Даже из-за цвета кухонных занавесок мы с мужем не спорили так, как из-за динозавров в Библии. «Почему в Писании ничего не говорится о динозаврах?», — победоносно спросил он. Это был вопрос человека, готового восклицать «вот я и развенчал миф обо всех монотеистических религиях мира!».

До этого мы уже ссорились из-за того, что «невозможно сорок лет водить людей по такой маленькой пустыне, посмотри на карту Израиля».

Думала ли я об этом на заре своей семейной жизни с неверующем мужем, который в моем представлении должен был сразу после свадьбы «освятиться женою верующею» (1 Кор. 7, 14)?

Конечно, нет! В моем представлении, едва надев на палец кольцо, муж должен был осознать божественную красоту и святость момента, а значит уверовать, воцерковиться или, по крайней мере, вести со мной разговоры о высоком в другом ключе.

Я, правда, очень старалась. Ставила Библию на видное место, сыпала цитатами из Писания.  Я ожидала, что он спросит «как мне поверить, если я сомневаюсь?», и я дам простой, понятный, неизвестный мне самой, ответ. Мы под руки пойдем к моему духовнику. Лицо супруга озарит небесный свет… И посреди всего этого благолепия, существовавшего в моем воображении, вдруг прозвучал вопрос — «что там с динозаврами?».

Креационизм: сделано в секте

«Научное мировоззрение несовместимо с вашей христианской верой, поскольку вы утверждаете, что мир сотворён за 6 суток, Земле и Вселенной около 7000 лет, все виды животных и растений существуют неизменными с момента их появления, а Ева скроена из ребра Адама», – такие претензии слышу я часто от своих неверующих коллег. Что отвечать православным на такого рода «наезды»?

Современная космология, основываясь на анализе красного смещения звёзд, установила, что возраст Вселенной составляет 13,6 млрд лет. Геология, изучая содержание в древних породах радиоактивных изотопов калия и получающегося из них в ходе бета-распада газа аргона (а также по другим радиоактивным элементам), датирует возраст Земли иначе – 4,54 млрд лет. Подчеркнём, что в отличие от теорий, эти два утверждения являются таким же экспериментальным фактом, как то, что «Логос» выходит на протяжении последних шести лет. Я, безусловно, никому не могу запретить думать, что подшивка номеров газеты чудесно образовалась в моём шкафу вчера, но такая вера всё же покажется мне в высшей степени странной.

Что же касается теории эволюции, то, хотя мы не можем просмотреть как на киноплёнке события, приведшие за миллионы лет к трансформации рыбы в амфибию, рептилии – в птицу, тем не менее, эволюционное учение в наши дни становится из теоретического также и экспериментальным, когда наблюдаются процессы возникновения устойчивых к пестицидам крыс или устойчивых к антибиотикам бактерий. Я не говорю здесь про совокупность прочих доказательств справедливости теории эволюции, среди которых есть палеонтологические, морфологические, палеогеографические, биохимические и другие. Можно опровергать по мелочам отдельные детали конструкции, выискивать подделки (которые, безусловно, встречаются) среди экспонатов палеонтологических музеев, недобросовестность и даже фальсификации отдельных учёных (хотел бы я видеть человеческий коллектив, в котором на 12 человек не найдётся хотя бы одного Иуды), но полнота доказательств, собранная всем мировым сообществом к настоящему времени, от этого не пострадает. Можно говорить о полной рецепции (принятии) научным сообществом идей эволюции, и, напротив, об отторжении им креационистских идей.

Креационизм – учение, согласно которому все организмы были одновременно и независимо созданы Творцом в том виде, в каком они существуют сейчас (лат. creo – создаю) и предполагающее молодой возраст Земли, проповедуется в основном рядом американских сект в США. Ни в одном европейском университете вы не найдёте кафедры «креационистской биологии» или «креационистской космологии»

Обратите внимание и на то, что состав участников дискуссий, развернувшихся между креационистами и эволюционистами в прессе и на интернет-форумах, неодинаков с разных сторон баррикад: за радикальный креационизм выступают или представители далёких от естествознания научных дисциплин, или абсолютно невежественные и необразованные люди, но никак не профессионалы биологи и палеонтологи

Тема креационизма стала муссироваться в последнее время и в православных кругах. В Санкт-Петербурге некий «суперверующий» гражданин подал в суд на школу, в которой его дочь учили теории эволюции и не хотели знакомить с креационизмом. Что ж, очень жаль. Я думал, что только фундаменталисты в Южных Штатах протестуют против идеи эволюции, и что наше-то Православие «привито» от подобных заблуждений просто в силу хорошего образования. Увы!

Но, может быть, в самом деле теория эволюции противоречит православной вере, христианству, и мои обвинители правы? Вдруг Церковь действительно требует от своих прихожан под страхом анафематствования разделять взгляды, столь чуждые современной науке? Давайте попробуем разобраться.

Левиафан, властитель вод

Если бегемот по библейской традиции является самым страшным сухопутным зверем, то Левиафан — монстр морской. Можно сказать, такое же отражение всемирного зла, только на водах. Правда, этого зверя никогда ни с кем не ассоциировали, а изображали как придётся — побольше да постраш-неё. Тоже, между прочим, похоже на ихтиозавра мелового периода. Чтобы распознать в Левиафане нильского крокодила, достаточно вспомнить историю древних евреев, которые долгое время находились в плену у египтян. Ведь сами египтяне в древности говорили, что «страну Та-Кем (древнее название Египта) с юга и востока охраняют непроходимые пустыни, с севера мощные крепости, а западную границу (Нил) сторожат крокодилы». Не этого ли Левиафана имели в виду евреи? Ведь хищника страшнее, да ещё и стерегущего водные пути из Египта, они не знали. Подводя итоги исследованию «библейского зоопарка», можно отметить, что более или менее реальные прототипы монстров из Священного Писания имеют вполне реальную «прописку» на Африканском континенте, и авторам текстов знакомы былиесли и не лично, то по рассказам очевидцев. Остальное же нужно отнести на счёт преувеличений и аллегорий. Разве что на нашей планете где-то сохранились мегалодоны, ихтиозавры и прочая живность юрского периода. Или сохранялись до относительно недавнего времени.

Чего нет в Библии?

Наверное, никого не надо убеждать, что в Библии нет инструкции по выращиванию помидоров на широте Якутска, принципиальной схемы телевизора фирмы «Филипс» или полной дискографии Гребенщикова. Нет там и сведений о возникновении видимого мира. 1-я и 2-я главы книги «Бытие» – это нравоучительный рассказ, направленный на борьбу с идолопоклонством в древнем Израиле, а не конспект лекции для первокурсников геологического факультета. Церковь принципиально не занимается вопросами естествознания – это не её компетенция. Епископ Василий (Родзянко) в книге «Теория распада Вселенной и вера Отцов» предупреждал: «Чтобы избежать фантазии и фальши, нам надо придерживаться строжайшего правила – не смешивать разные, по существу не смешиваемые области – науку и религию». Господь основал на земле не академию наук и не университет. Целью дела Божия было и есть наше спасение, а не научное просвещение. «Библия – не научная книга, не историческая и не географическая, говорит Владыка Василий. – Она не принадлежит «миру сему», но выражается она языком именно «мира сего», языком, картинами, символами, образами, понятными этому миру».

Читатель, вспомнив картинки из школьного учебника, на которых злобные попы сжигают Джордано Бруно (мало кто знает, что он пострадал не за науку, поскольку ею вообще не занимался, а за свои философско-религиозные убеждения) или заставляют отречься Галилея, и в очередной раз попрекнёт: «Ну как же Церкви безразлична наука, коль скоро она так жёстко боролась с определёнными направлениями мысли и поддерживала другие?» Профессор СПбДА, архиепископ Михаил (Мудьюгин) говорит: «Что касается ссылок на конфликты между представителями научного и церковного мира, то упускается из виду, что эти конфликты были обусловлены не столько расхождениями прокламируемых учёными научных положений с положениями христианского вероучения, сколько неосновательными попытками богословов вторгнуться в неподлежащую их авторитету сферу эмпирического познания…» Добавим, что вмешательство Церкви в чисто научные вопросы было типично для средневекового и ренессансного католицизма, а не для Православия.

Аргументация, основанная на применении Библии к свойствам видимого мира уже заводила западных богословов в тупик. 1-й стих 92-го Псалма «Потому вселенная тверда, не подвигнется», и 5-й 103-го: «Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» вовсю использовались врагами Коперника для того, чтобы «доказать», что единственная астрономическая теория, совместимая с христианской верой, – геоцентризм. Найдётся ли в наши дни хоть один христианин в здравом уме, уверенный, что Земля – это центр Вселенной? Сегодня всем совершенно ясно, что эти отрывки библейской поэзии относятся к духовному состоянию человека, а не к динамике небесных тел. Позиция же критиков эволюции «с точки зрения христианства» ещё слабее: нет ни одного стиха Библии, который можно было бы понять как прямую поддержку их взглядов. Поэтому я убеждён, что через какое-то время в результате естественного отбора креационисты в христианской среде будут встречаться не чаще, чем сторонники геоцентризма Птолемея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector