Краткая биография жизни виктора цоя
Содержание:
Человек-легенда
С великими людьми так бывает: они живут своей жизнью (часто особенной, но всё же обычной, человеческой), выражают себя через творчество, стремятся реализовать амбиции и в конце концов становятся настоящими иконами для своих современников или чаще для будущих поколений.
Достижения превосходят их собственные ожидания. Превращаясь в кумиров для миллионов, они становятся кем-то гораздо большими, нежели просто талантливыми личностями. Поклонники наделяют объект обожания теми свойствами, которыми тот, может быть, и не обладал. Они превозносят всё то, что он делал, подчёркивая, акцентируя и обогащая своими смыслами то значение, которое вкладывал в искусство сам творец.
Нечто подобное произошло и с Виктором Цоем, который уже при жизни стал человеком-легендой. Люди вдохновлялись его песнями, каждый находил в них что-то своё. Влияние на слушателей было настолько мощным, что в какой-то момент его буквально назначили голосом совести народа, хранителем некой сакральной правды и чуть ли не вестником новой революции, кем он в реальности не был и по большому счёту быть не хотел.
Но это превращение в «нерукотворный памятник» происходило уже не по его воле. Разберёмся, о чём песни Цоя на самом деле, что он хотел донести с помощью них и как трактовки фанатов и критиков искажали их смысл до неузнаваемости.
Как погиб Цой
Многие никогда не забудут тот выпуск новостей 15 августа 1990 года, когда на всю страну прогремела новость о том, что в Латвии в автомобильной катастрофе погиб лидер группы «Кино». Стало известно, что в спецслужбы поступил звонок от очевидца с места происшествия на 35-ом километре трассы Слока — Талси. Прибыв на место гибели Виктора Цоя, сотрудники Латвийского МВД увидели «Москвич-2141» с полностью искореженным передом и автобус «Икарус-250», который снесло на обочину в сторону реки. К счастью, в автобусе не было пассажиров, а водитель отделался лишь легкими ссадинами и ушибами. Что же касается музыканта, смерть Виктора Цоя наступила мгновенно в результате сильного удара головой, несовместимого с жизнью. Так как в результате автокатастрофы певец был страшно изуродован, хоронили его в закрытом гробу.
В сердцах миллионов
Кто-то умный сказал, что «человек жив, пока о нем помнят». Получается, что человек может умереть только в том случае, если умрет память о нем, или попросту когда он станет неинтересен, его забудут и никакие прошлые заслуги уже не спасут…
Как бы цинично это ни прозвучало, но Виктор Цой ушел вовремя. Он ушел из жизни, когда находился на пике популярности. Песни Цоя любили все: и поклонники рок-н-ролла, и те, кто любит попсу или эстраду. А ведь могло получиться и так, что если бы Цой был жив, то сегодня он стал бы неинтересен. Но его нет. А память о нем живет в сердцах людей, и она огромна. По-прежнему группа «Кино» и Виктор Цой занимают высокие места в рейтингах и хит-парадах, их песни хорошо расходятся и переиздаются, создаются всевозможные ремиксы и т. д. Виктор Цой и сегодня смотрит на нас с плакатов и календарей…
Цой — идеальный мультяшный герой
Образ романтичного забияки до сих пор является самым выигрышным. Об этом можно судить по диснеевским и пиксаровским мультфильмам. Главным положительным героем никогда не является накаченный и свирепый мужик. Наоборот, так всегда выглядят антигерои. А положительный всегда изящен, но может за себя постоять. Сложить такой образ Цою невольно помогли кинематографисты. В первую очередь, это фильмы «АССА» и «Игла», в которых певец сыграл эпизодическую и главную роль, соответственно. В этих картинах он элегантный модник в черном плаще, беспрекословный авторитет для сверстников, борец с несправедливостью и человек, способный постоять за себя. В «Игле» он очень эффектно разобрался с целой бандой торговцев наркотиками. И уже никого не интересует то, что в жизни он был немного другим. Как рассказывал музыкальный журналист Артемий Троицкий, который хорошо знал Цоя — хоть он и занимался тэквондо, но доставалось чаще ему, чем от него.
Watch this video on YouTube
Запутанное дело
«Из всех искусств важнейшим для нас является «Кино» — такую фразу придумал петербургский мудрец и острослов Юрий Белишкин, издавший несколько сборников афоризмов. В 1988-1989 годах он являлся менеджером группы «Кино», объехал с ними полстраны. И после смерти своего друга Юрий проводил фестивали, концерты, на которых не уставал повторять: не верьте официальной версии, не мог Цой уснуть за рулём!— Юрий Владимирович, люди, близко знавшие Витю, не согласны с официальной версией его гибели. — Не мог такой собранный и педантичный человек, как Цой, заснуть за рулём, а стало быть, нельзя отрицать версию убийства. Я поражался собранности Виктора, его пунктуальности, умению концентрироваться. Если на гастролях нам предстояло лететь на утреннем самолёте, он, единственный из всех музыкантов, был готов минута в минуту! И дома в девять-десять утра я уже мог звонить Вите и обсуждать с ним серьёзные дела. К алкоголю и наркотикам он не испытывал тяги, вёл спортивный образ жизни, увлекался восточными единоборствами…— Вдова Виктора Марьяна Цой (она уже ушла из жизни после тяжёлой болезни, — прим. авт.) тоже считала, что её муж не мог заснуть за рулём! В одном из своих интервью она предположила, что, возможно, Витя в то роковое утро находился не во сне, а в состоянии какой-то эйфории, приподнятости, душа его пела, и он на секунду расслабился… — Возможно. Но это лишь догадки, потому что следствие было завалено. Никакие другие версии не рассматривались.— Если сейчас провести настоящее расследование, то результаты могут быть неожиданными? — Думаю, да.— Мелькала ещё и версия о самоубийстве… — Витя только подошёл к истокам славы и благополучия. Убийство? Но кому это было нужно? Я считаю, что упустили момент и группа, и продюсер, и менеджеры, не говоря уж о правоохранительных органах. Нужно было сразу, после 15 августа 1990 года, всерьёз браться за эту тему, копать, если хотели что-то раскопать. Но никто не задался такой целью, все приняли на веру официальную версию. Ведь мы были в ошарашенном состоянии… Это счастье, что Витя в то роковое утро не взял с собой Сашу. Сын любил ездить на рыбалку, но именно в то утро отказался. Кстати, мне говорили фанаты из Риги, что водитель того автобуса погиб через год или два…
По каким ещё причинам мог погибнуть Виктор Цой
Отмечается, что на территории Российской Федерации на протяжении долгих лет выдвигались новые теории, рассказывающие о возможных причинах гибели музыканта Виктора Цоя. Так, некоторые из этих версий являются максимально неправдоподобными. Другие же мнения граждан не были подтверждены знакомыми и близкими Виктора Цоя:
- мать Виктора Цоя заявила, что причиной гибели её сына не может быть сон за рулём. Как отметила женщина, певец накануне выспался, и путь по дороге не был столь длинным. Валентина Васильевна заявила, что ранее сын начал работать над новым альбомом, мысли о котором и отвлекли его от дороги;
- представители отечественного кино предположили, что Виктор Цой отвлёкся от дороги для того, чтобы поменять кассету в магнитофоне. Однако данная версия многими знакомыми музыканта также была опровергнута.
На территории Российской Федерации на протяжении многих лет также распространялась версия, согласно которой музыкант Виктор Цой покончил жизнь самоубийством. Версия об умышленном убийстве артиста также имела место быть.
Досье на личность
Рисунок 2. С женой и сыном
Кумир эпохи перестройки родился в Ленинграде. Его семью можно назвать научной интеллигенцией. Отец был инженером, а мать преподавателем физкультуры в школе.
Уже в младших классах он собрал первую музыкальную группу.
После 9-го класса поступил в художественную школу имени Серова. После 2-го курса его отчислили, так как он мало внимания уделял занятиям и все больше интересовался музыкой.
Виктор пошел работать на завод и устроился в Художественно-реставрационный лицей.
В 1981 году был собран коллектив «Гарин и Гиперболоид», который в скором времени был переименован в «Кино». Кроме него в состав группы входили Алексей Рыбин и Олег Валинский. Талантливая молодежь записала свой первый альбом и дала ему название «45». Цифра соответствовала длительности всех треков пластинки в совокупности.
В 1984 году обновленный состав группы записал второй альбом «Начальник Камчатки». Коллектив принял участие в рок-фестивале в Ленинграде. Песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» была признана лучшей.
В 1986 году группа уже была на пике популярности. Музыканты собирали аншлаги на своих концертах. Виктор Цой стал культовой фигурой эпохи. Его приглашали на съемки ТВ-передач и художественных фильмов. Ему было всего 24 года.
В 1990 году в Москве в «Лужниках» состоялся последний концерт группы. Музыкант погиб в возрасте 28 лет. Он был дважды женат. В первом браке родился сын Александр.
Видео
Выпуск программы «До 16 и старше», 1988 год.
Нестыковки
Оказалось, что многие несогласны с официальной версией того, как наступила смерть Виктора Цоя. Так, бывший продюсер группы «Кино» высказал свое мнение, что был недоволен и обижен тем, как проводилось следствие. Он считает, что оно попросту было завалено. Сразу после катастрофы убитые горем родственники Цоя не смогли настоять на проведении по-настоящему профессионального расследования, и оно было сделано лишь «для галочки».
Вдова Виктора также не придерживалась официальной версии. По ее словам, Цой был предельно осторожным человеком и не мог «просто заснуть за рулем». Кроме того, он не так давно получил водительское удостоверение, ездил еще недостаточно уверенно, поэтому всегда был очень сосредоточен, когда вел машину.
Многие, кто несогласен с официальной версией, указывают на то, что в ней полно противоречий. Следствие проводилось на скорую руку, повторной экспертизы не было, а главный аргумент – как можно заснуть за десять минут, проведенных в дороге? Ведь расстояние от места рыбалки до поселка, где жил Цой, меньше одного километра!
Исчезнувшая машина
Если отталкиваться от того, что смерть Цоя была кому-то очень выгодна, то можно взять за основу одну из существующих в настоящее время версий. Причем это предположение достаточно обоснованное и имеет место быть.
Любой опытный водитель сможет ответить, в каком случае выполняется подобный маневр (сначала едешь по обочине, а затем резко выезжаешь на «встречку»). Здесь только один вариант: на протяжении последних 10 секунд перед аварией какая-то незнакомая или знакомая машина прижимала «Москвич» Цоя к обочине, затем резко обогнала и загородила дорогу, заставив музыканта выехать на встречную полосу движения прямо под колеса несущемуся автобусу.
В протоколе следствия был отмечен очень важный факт: расстояние от места рыбалки до дома Цоя. Это всего 10-15 минут езды. Кроме того, изучение следов протекторов шин показало, что последние 7-10 секунд перед аварией «Москвич» двигался по обочине. Со скоростью 130 км/ч! А затем резко был вывернут руль влево в сторону встречного движения. Несмотря на то что все эти факторы явно противоречат официальной версии «заснул за рулем», следствие не обратило на них внимания.
Следствие эту версию начало рассматривать, однако в связи с тем, что зашло в тупик, отбросило. А ведь и правда, найти таинственную машину было практически нереально. А «висяков» в милиции не любят, всем было предельно ясно, что пора закрывать дело и подписывать документы. И в итоге: «Виктор Робертович Цой. Причина смерти – несчастный случай, заснул за рулем. Точка».
Памятные места
1. Родильный дом № 9 Московского района г. Ленинграда (ныне Кардиоклиника), где появился на свет Виктор Цой. 2. Знаменитый «дом со шпилем» в Санкт-Петербурге, в котором Виктор Цой жил в детстве. 3. Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова (ныне Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха), в которое Виктор Цой поступил после восьмого класса. 4. Ленинградская городская художественная школа № 1, в которой Цой учился в 1974-1977 гг. 5. СГПТУ № 61 (ныне Художественно-реставрационный лицей), в котором Виктор Цой получил специальность «резчик по дереву» и где сегодня установлена доска памяти Цоя. 6. Котельная «Камчатка» (ныне клуб-музей Виктора Цоя), где музыкант работал кочегаром в 1986-1988 гг. 7. Ленинградский рок-клуб (ныне театр «Зазеркалье»), где проводились рок-фестивали с участием Виктора Цоя. 8. Петербургский концертно-спортивный комплекс, где прошел последний концерт Виктора Цоя в Санкт-Петербурге. 9. Могила Цоя на Богословском кладбище. 10. Теле, где находится памятный портрет Виктора Цоя. 11. Памятник Виктору Цою в Барнауле. 12. Стена Цоя в Москве, выходящая в Кривоарбатский переулок. 13. Место гибели Цоя в Латвиии, на трассе Слока — Талси (35-й километр), где Цою установлен памятник.
«Цой с Рыбой выступили в Москве еще до того, как впервые выступили в Ленинграде»
— Артемий Кивович, как вам во времена глухого застоя удавалось «отслеживать» появление новых ярких рок-талантов не только в Москве, но и в Питере. Это был чистой воды энтузиазм?
— Дело в том, что в середине 70-х годов я стал практически первым советским автором, который писал о рок-группах. Был такой журнал «Ровесник», позже «Клуб» и «Музыкальная жизнь». Во все эти журналы я писал статейки про всяких популярных западных рок-артистов: Deep Purple, Led Zeppelin, Джими Хендрикс, The Doors и так далее. И благодаря этим публикациям, которые в то время на всю страну были единственными, я стал как бы таким публичным и официальным авторитетом в области рок-музыки в СССР. И поэтому мне со всех концов страны стали писать совершенно незнакомые люди. Например, писали, что вот у нас, скажем, в Киеве или в Свердловске, есть такая-то рок-группа и мы бы очень хотели, чтобы вы нас послушали. И я стал получать все эти катушки с записями совершенно неизвестных групп. А неизвестными они были, потому что рок-музыка была тогда в СССР запрещена. На радио ее не было, на телевидении тем более не было. Так что я оставался таким вот единственным лучиком надежды для многих ребят, которые хотели каким-то образом свое творчество продвинуть в массы.
— Как состоялось ваша с Виктором Цоем первая встреча?
— Как-то в декабре 80-го завалились ко мне в квартиру главный питерский панк Андрей «Свин» Панов и с ним еще человек пять колоритнейших персонажей с кличками типа Пиночет, Маназук и Панкер. Их группа называлась «Автоматические удовлетворители». Они тоже привезли мне катушку со своими записями. А там оказались записи еще нескольких групп: в частности там была группа «Палата номер шесть». Эта катушка у меня, кстати, сохранилась в архивах. «Автоматические удовлетворители» мне страшно понравились, потому что панков тогда в СССР практически не было. И мы договорились, что они приедут в Москву и я устрою им серию подпольных концертов. В результате приехали они зимой 1981 года и дали концерта четыре на квартирах, в красных уголках и подвалах. И вот в составе этой компании оказалось и еще два парня — Леша Рыбин по кличке Рыба и Витя Цой — с такой фамилией и клички не нужно, поэтому он был просто Цой. И вот Рыба с Цоем тоже исполнили пару отличных песен, которые, кстати, не вошли в первый альбом «Кино». Цой, к тому же, еще подыгрывал «Автоматическим удовлетворителям» на ритм-гитаре. Вот так я с Витей и познакомился и вскоре устроил им с Рыбой первые уже сольные гастроли в Москве. Это вообще были первые публичные выступления этой новой группы, то есть в Москве они выступили еще до того, как выступили в Ленинграде.
— Что зацепило вас в песнях Цоя с самого начала?
— Поначалу песни Цоя меня особо не зацепили. А вот дуэт Рыбы и Цоя — да. Они исполняли песни Рыбы тоже. У него была одна песня, которая мне страшно понравилась, под названием «Звери». Там был такой припев: «Все, как звери в темном лесу…» А ранние, самые первые песни Цоя были, прямо скажем, довольно-таки ужасные. Помню была такая: «Вася любит диско, диско и сосиски…». В общем, довольно дурацкая песенка и поначалу я в Цое великого автора не распознал. Но потом он очень быстро вырос — буквально вот за несколько месяцев, после вот этого «диско и сосиски». Помню, была у него еще песня, естественно, не вошедшая ни в какой альбом, которая называлась «Ночное ограбление холодильника». Название хорошее, но песня была не ахти какая и на продовольственную тему. Вообще эти ребята все время ходили полуголодные. Когда они приходили на квартиру, где должен был быть концерт, то непременно надо было сначала их накормить.
— И когда же Цой вырос?
— Он вырос как автор буквально в середине 1981 года. У него тогда появились шикарные песни, скажем «Я бездельник». Пожалуй лучшее из самого раннего периода «Кино» — это песня «Мои друзья всегда идут по жизни маршем, остановки только у пивных ларьков…». Вот эти песни уже зацепили меня, а чуть позже и Борю Гребенщикова. Он захотел записать, спродюсировать первый альбом «Кино». Во-первых, они были очень мелодичными, то есть очень яркие, эффектные песни, что понятно, потому что любимыми музыкантами Цоя были The Beatles — самая прекрасная из мелодических рок-группы. Цой писал песни в этом же русле: прекрасные рифы и мелодия, которые мгновенно «цепляли» человека и оседали в памяти. Ну, и лирика Цоя тоже была хороша, она отличалась и от лирики Майка, которая в основном было по поводу секса, алкоголя, и от лирики Гребенщикова, которая была всегда с элементом стеба с одной стороны и какой-то философии с другой. Лирика Цоя была простой в то же время понятной и трогательной. Это были песни о реальной жизни. Никакой позы и отстраненности, просто песни о том, как я живу. И они были очень честными.
Музыка
В конце 1981 года Виктор Цой совместно с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создали рок-группу под названием «Гарин и Гиперболоиды», но спустя несколько месяцев переименовали коллектив в «Кино» и в таком составе вступили в знаменитый Ленинградский рок-клуб. Новоиспеченная команда при содействии Бориса Гребенщикова и музыкантов его группы «Аквариум» записывает первый альбом «45». Название альбома произошло от продолжительности звучания его записей.
Новое творение стало популярным на ленинградских квартирниках. В непринужденной обстановке аудитория слушателей тесно общалась с исполнителями. Уже тогда Виктор Цой четко говорил о своих жизненных принципах, от которых не намерен отступать.
Следующий свой альбом, названный «Начальником Камчатки» в честь названия котельной, где Виктор трудился кочегаром, группа записала в 1984 году в новом составе: теперь вместо Рыбина и Валинского в состав коллектива входили гитарист Юрий Каспарян, басист Александр Титов, а за барабанной установкой сидел Густав (Георгий Гурьянов). В том же году группа «Кино» была лауреатом на втором Ленинградском рок-фестивале, став подлинной сенсацией для слушателей.
Виктор Цой и Майк Науменко
На следующий год фестиваля группа «Кино» повторила свой оглушительный успех, и музыканты решили записать альбом «Ночь», который задумывался стать новым словом в жанре рок-музыки, полностью отвечающим последним тенденциям западных рок-исполнителей. Работа над «Ночью» затянулась, а вместо нее «Кино» записали магнитоальбом под названием «Это не любовь».
В ноябре 1985 года в составе группы «Кино» состоялась еще одна замена: Александра Титова на посту басиста сменил Игорь Тихомиров. Этот состав команды не менялся до самого конца ее существования.
1986 год стал годом пиковой популярности «Кино». Секрет ее состоял в уникальном для того времени сочетании свежих музыкальных находок с простыми и жизненными текстами Виктора Робертовича. Кроме того, песни «Кино» было легко исполнять под гитару, этим группа обязана тысячам «киноманов», распевающих композиции Цоя в каждом дворе.
В 1986 году группа представила зрителям дописанный альбом «Ночь» и дала знаковый концерт на совместном московском фестивале петербургского рок-клуба и московской рок-лаборатории. Альбомы группы становились все более популярными, а новые клипы коллектива смотрели миллионы зрителей по всему Советскому Союзу.
Виктор Цой — «Группа крови»
После выхода альбома «Группа крови» (представлен в 1988 году) «киномания» распространилась за пределы СССР. Коллектив давал концерты во Франции, Дании и Италии, а фото группы все чаще появлялись на обложках популярных музыкальных журналов. Через год «Кино» выпускает первый профессиональный студийный альбом под названием «Звезда по имени Солнце», и музыканты сразу же приступают к работе над следующей пластинкой.
Лучшие песни из альбома «Звезда по имени Солнце» сделали Виктора Цоя и группу «Кино» бессмертными, а композиция «Пачка сигарет» стала хитом уже для каждого последующего молодого поколения государств бывшего СССР.
В 1989 году концерты группы «Кино» прошли во Франции и США.
В июне 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и его коллектива в Олимпийском комплексе «Лужники» в Москве.
Виктор Цой — «Кукушка»
«Кино» – последний альбом в дискографии коллектива. Песни «Кукушка» и «Следи за собой» стали наиболее популярными композициями, которые в дальнейшем неоднократно исполняли другие музыканты и группы.
Песни Цоя перевернули сознание многих советских людей. В первую очередь имя музыканта ассоциируется с переменами и изменениями. Такое стремление представляет песня «Хочу перемен!» (в оригинале — «Перемен!»), которая впервые прозвучала на IV фестивале ленинградского Рок-клуба в ДК «Невский» 31 мая 1986 года.
На первый взгляд может показаться, что Цой был приверженцем радикальных решений, но на самом деле он воспринимал жизнь несколько иначе.
Виктор Цой и группа «Кино»
Цой о музыке:
Однажды в интервью представителям СМИ он признался, что считает себя противником перевоплощения, а оставаться самим собой – главное для него. Вполне возможно, что музыкант размышлял над профессиональной актерской карьерой, а не комментировал отношение к политическим тенденциям того времени.
Цой сказал о своем видении изменений в советском обществе:
«Кино»
Созданная Цоем группа «Кино» очень быстро стала популярной на ленинградских квартирниках. Это такие небольшие концерты, которые проводились в обычных квартирах. В непринуждённой обстановке проходило тесное общение исполнителей с аудиторией слушателей. Приобретая известность, Цой и Рыбин стали ездить на квартирники в Москву. В одну из таких поездок в электричке они играли на гитаре, и ребят услышал Борис Гребенщиков. При его содействии группа «Кино» вступила в знаменитый Ленинградский рок-клуб.
Музыканты группы «Аквариум» и Борис Гребенщиков помогли коллективу «Кино» записать свою первую пластинку под названием «45» (такое название она получила потому, что продолжительность записей на пластинке как раз составляла 45 минут).
К 1984 году поменялся состав группы «Кино», Рыбин и Валинский покинули коллектив, вместо них пришли новые музыканты:
- на гитаре играл Юрий Каспарян;
- на бас-гитаре Александр Титов;
- на барабанной установке Георгий Гурьянов (Густав).
В новом составе группа записала свой второй альбом «Начальник Камчатки», так называлась котельная, на которой Цой работал кочегаром. Помимо этой профессии Виктор освоил и уборщика в бане, спасателя на пляже. Но всё это было как бы для записи в трудовой книжке, что где-то работал. А смысл всей жизни заключался только в музыке. Он писал, писал и писал песни. И они не были спекуляцией на модные темы. Все музыкальные композиции Цоя лёгкие, немного романтичные, в какой-то степени неформальные, но все до единой стоящие и настоящие.
В 1984 году в Ленинграде проводился второй рок-фестиваль, группа «Кино» выступила на нём и стала сенсацией. В следующем году на таком же фестивале коллектив только закрепил свой прошлогодний оглушительный успех.
Музыканты группы «Кино» начали трудиться над записью своего очередного альбома, которому было дано рабочее название «Ночь». Но работа затянулась, и вместо «Ночи» вышел другой магнито-альбом «Это не любовь», имевший на всей территории СССР невероятный успех.
В конце осени 1985 года в коллективе произошло ещё одно изменение: на бас-гитаре вместо Александра Титова стал играть Игорь Тихомиров. Такой состав сохранился до конца существования группы «Кино».
Популярность группы росла, во всех дворах Советского Союза подростки брынчали на гитаре песни Цоя.
А Виктора стали приглашать режиссёры для съёмок в своих картинах. Он снялся в фильмах:
- «Конец каникул»;
- «Асса»;
- «Игла».
После выхода на экраны фильма «Игла» и альбома «Группа крови» в стране началась настоящая «киномания». Популярность коллектива перевалила за границы Советского Союза. Альбом «Звезда по имени Солнце» сделал Виктора Цоя и группу «Кино» бессмертными.
В 1989 году концерты группы «Кино» прошли во Франции и США.
В июне 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и его коллектива в Москве на Олимпийской арене Лужники.
https://youtube.com/watch?v=FU8csnZxdPA