Храм усекновения главы иоанна предтечи в дьякове (коломенское)

Обет Богу

Первый деревянный храм основал князь Василий III, как обет о рождении сына. Князь ждал наследника 20 лет. Ради него развелся с супругой Соломонией Сабуровой и женился на красавице польке Елене Глинской. В 1530 г. храм достраивался в честь рождения княжича Иоанна (будущего царя Ивана Грозного).

Деревянный храм, по преданию, сгорел. Закладку фундамента существующего учёные относят к 1547 г. Он появился на границе архитектурных эпох: шатровых и столпообразных храмов, в честь восшествия на царский трон юного Иоанна IV.

Таких храмов в России всего два: в Дьяково и Покровский, известный, как Собор Василия Блаженного. У них много общих деталей, что позволяет назвать автора: псковский мастер Посник. Изначально оба храма были бело-красные. Нынешнее оформление Василия Блаженного – дело более позднего времени.

Либерия

В летописях есть слабые указания на то, что незадолго до смерти Иван Грозный спрятал на территории Коломенского свою знаменитую библиотеку.

Царь очень любил эти места. Москвовед И. Стелецкий, положивший жизнь на ее отыскание, в 1933 г

обратил внимание на возвышенность между обрывом, над которым стоит Предтеча, и берегом реки. Выяснилось, что это отвалы песка, между тем как окружающие почвы представляет суглинок

Без сомнения, когда-то здесь проводились крупные земляные работы. Начав раскопки, на глубине 7 метров, Стелецкий обнаружил каменную кладку. Работы велись на территории старого кладбища, поэтому их пришлось свернуть по требованию местных жителей. Находка ученого не говорила, что за кладкой прячется сокровище, но предполагала о подземных сооружениях близ древнего храма, вход в которые мог начинаться внутри его. 

Для богослужения Предтечу открыли в 1992 г. Службы проходят по расписанию, в выходные, но не каждую неделю. Так что попасть внутрь не просто. А посмотреть снаружи – всегда пожалуйста!

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором: колокольня

Трехъярусное сооружение расположено на пересечении переулка Черниговского с улицей Пятницкой. Оно построено в классическом стиле, в оформлении использованы композиции архитектурных ордеров. Капители колонн и пилястр первого яруса украшены дорическими элементами, второго — ионическими, а третьего — коринфскими.

В нижнем четверике со стороны Пятницкой улицы находится вход во внутренний двор храмового комплекса, а на внешнем фасаде, выходящем на Черниговский переулок, расположена современная роспись по мотивам Усекновения главы Иоанна Крестителя.

Современная роспись на фасаде нижнего четверика колокольни, Yldemir Chakri

На парапете первого яруса установлены воспроизведенные в процессе реставрации массивные вазоны. В верхнем четверике, увенчанном восьмигранным куполом с люкарнами, декоративным фонарем и главкой, переходящей в шпиль с крестом, размещена звонница.

Подняться на колокольню можно всем желающим в Пасхальную неделю.

Тайные знаки

В строительстве храма Посник заключил не открытую до сих пор тайну. При реставрации свода главного купола обнаружили изображение спиралевидного круга, похожего на свастику, выложенного красными кирпичами. Точно такая же и в Покровском. Объяснение звучит не очень убедительно: символ изображает Христа, вечное движение человека к Богу. На деле круг и спирали имеют более глубокое сакральное значение. По окончании работ изображение почему-то закрасили.

Ещё один секрет: храмовые полы из надгробных плит. На некоторых сохранились и читаются обрывки надписей и дат. А ведь в средние века за такое кощунство могли посадить на кол.

Что в окрестностях, как добраться?

Обычные посетители (но не прихожане) считают эту действующую церковь труднодоступной в связи с тем, что находится она в глубине заповедника и вдалеке от транспортных остановок.

Добраться можно на метро, автобусе, троллейбусе:

Транспорт Название остановки
Метро «Коломенская» или «Каширская»
Троллейбус №67 «Музей Коломенское»
Автобусы № 287, 291

От станций метро до храма следует добираться пешком в среднем около 20 мин.

Автобусная остановка «Музей Коломенское»

К храму через лес ведет деревянная лестница, которая упирается в заборчик. Чтобы попасть на храмовую территорию, следует пройти вдоль ограды до главных ворот, переступив которые посетители оказываются на старинном кладбище, расположенном практически под стенами собора.

Святая церковь чтит память Иоанна Предтечи выше всех святых после Божией Матери

Православная церковь чтит память Иоанна Предтечи 11 сентября. Святая церковь чтит память Иоанна Предтечи выше всех святых после Божией Матери.

О мученической кончине святого в 32 году по Рождестве Христовом повествует Евангелие от Матвея и Марка.

11.09.32
в этот день по Евангелие от Матвея скончался святой Иоанн Предтеча

Но сохранились лишь некоторые события. После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на 4 части, и в каждой части был поставлен один правитель.

Ирод Антипа получил от императора Августа в правление Галилею. У него же была и законная жена. Ирод оставил ее, а сам сожительствовал с женой брата своего.

Пророк Иоанн очень часто обличал его за это, но царь его не трогал и не причинял зла, так как почитал Иоанна Креститель как пророка и боялся его гнева.

Но в конце все же Ирод посадил пророка в темницу. В день своего рождения Ирод устроил пир. Ироду очень понравилась дочь Иродиады, Саломия, что он поклялся перед всем народом дать ей все, что она попросит.

Тогда Саломия пошла к своей матери за советом, чтобы ей попросить у Ирода.

Мать сказала ей, чтобы она попросила голову святого пророка Иоанна Крестителя.

Ирод очень опечалился, так как боялся гнева Божия. Но не мог он отказаться от своих слов и обещаний.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. Как гласит предание, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду.

Роспись в храме, на которой показал фрагмент Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи

Жестокая и злая Иродиада  исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте.

Но жена царского домоправителя тайно взяла Святую Главу и положила в сосуд, и после погребла ее на Елеонской горе.

Тело святого взяли его ученики и погребли его. Но Божий гнев все же обрушился на всех, кто погубил его.

Саломия однажды переходя зимой реку, провалилась под лед.

Сама она висела телом в воде, а голова находилась надо льдом.

Так она висела до тех пор, пока лед не порезал ее голову.

Ее голову принесли Ироду и ее матери, как когда то принесли им голову Иоанна Крестителя. Но тело Саломии так и не нашли.

Именно на иконах святого мы можем видеть его, в руках держащего блюдце с его Честной Главой.

Икона Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи находится в храме в селе Дьяково

Именно поэтому в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи сделана ниша именно с этим изображением.

В настоящее время в этой нише собраны иконы, которые посвящены новомученикам Русской церкви. На некоторых куполах боковых башен изображен символ вхождения Святого Духа на Апостолов.

Такой же знак можно увидеть в одном из приделов храма Покрова на Ржи на Красной площади.

Порталы в боковых галереях были расписаны. Иконостас имел высоту десять метров.

Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва)

Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, * Господи, услыши глас мой.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Да будут уши Твои * внемлюще гласу моления моего.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит * яко у Тебе очищение есть.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути.
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: И мене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое * упова душа моя на Господа.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити,
неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния * да уповает Израиль на Господа.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: яко у Господи милость и многое у Него избавление * и Той избавит Израиля от всех безаконий его.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Хвалите Господа, вси языцы * похвалите Его, вси людие.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся.
Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

Стих: Яко утвердися милость его на нас * и истина Господня пребывает вовек.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи вблизи

Хотя на фото с удаленных ракурсов виден только главный купол, стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на возвышенном месте. Дорожка в лесном массиве выводит к храмовой ограде, оборудованной кирпичными воротами. Время их строительства неизвестно, но хорошая сохранность говорит о не очень давнем происхождении. Большая арка проезда внутри образует две неполных, посередине смыкающихся.

По бокам от проезда устроены еще две малых арки, одна из них заложена кирпичом. Вторая оснащена калиткой для прохода пешеходов. Все арки крыты металлическими листами, в высших точках установлены тумбы с куполами и крестами. Фронтон центральной украшен иконой Иоанна Предтечи, иначе называемого Крестителем. Прозвания отражают выполненное им предсказание о явлении Христа и проведение обряда крещения будущего Спасителя.

Особой ухоженностью церковная территория не отличается, заросшие травой захоронения тому свидетельство. Каменные надгробия в большинстве заросли мхом, некоторые кресты покосились из-за оседания могильных холмиков. При этом заметны сохранившиеся венки, искусственные цветы на некоторых памятниках. Церковное кладбище, разумеется, давно не действующее, хотя остается в относительном порядке.

Захоронение местных жителей здесь прекратили в 1930-х годах, когда храм уже не действовал. Ведущиеся археологические раскопки, целью которых был поиск прославленной библиотеки Ивана Грозного, также вынужденно свернули. Дальнейшее углубление грозило нарушением целостности фундамента, отчего церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи могла потерять устойчивость. Так и не нашли знаменитую Либерию до сих пор.

Архитектурные особенности

Крестовое построение храма выражено здесь в расположении четырех малых церквей диагонально к частям света. В центральном здании большего размера, как полагается, алтарь на востоке и главный вход с запада. Восьмигранные боковые храмы состоят из двух ярусов, между которыми – зубчатый гребень стилизованных кокошников. Эти церкви соединены притворами с главной, две примыкающих к западной стене с ней сливаются.

Западная стена содержит вход в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, на ней расположена оригинальная звонница. Обычно колокола православных храмов помещают в высокой башне, встроенной в здание либо стоящей отдельно. Здесь для этого использована конструкция, являющаяся продолжением лицевого фасада. Немного напоминает Софийскую звонницу в Великом Новгороде.

Необычно выглядит и барабан купола центрального строения, словно ротонда с тесным расположением колонн. Эта деталь буде показана еще ближе, пока рассмотрим звонницу. Остроконечная конструкция имеет три столба и соответственно два проема, в которых и закреплены несущие балки. Столбы словно составные из неравных частей, разнообразятся прямоугольными углублениями.

Образовавшиеся между столбами проемы под колокола с острыми завершениями явно разной величины. Видимо, ширина их выбиралась исходя из размеров колоколов, которые предполагали разместить на звоннице. Лесенка и трап для звонарей не укрыты от осадков и ветра, как в традиционных колокольнях. Вровень с куполами малых церквей, кресты которых достигают только середины звонницы, расположен уровень звона.

Входные двери в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи расположены прямо под звонницей. Над дверями с открытой створкой, припертой стулом, установлен образ святого мученика. Кроме округлой арки над входом, остальные декоративные элементы острые либо прямоугольные. На стене табличка с наименованием храма, немногочисленные оконные проемы снабжены решетками.

На пятом столетии своего существования церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи переживала не самые добрые времена. Закрытие большевиками в 1924 году, открытие в 1949-м и новое забвение с 1957-го. Последнее освящение ценнейшего исторического и религиозного здания произошло в 1992 году. Для полноты впечатления зайдем внутрь, как и приглашает объявление у входа.

Храм в Дьяково

Строгий, величественный пятистолпный храм возвышается на крутом берегу реки и прекрасно вписывается в окружающий ландшафт. Он выполнен в стиле древнерусских шатровых церквей, но оканчивается плоским куполом. Главный столп высотой 34 м (без креста) окружен 4 самостоятельными восьмигранным приделами с башнями-бочками. Композиция стоит на едином фундаменте и объединяется крытой обходной галереей.

Столпы символизируют преемственность власти московских правителей. Три купола дают намек на соборы Успения во Владимире, Кремле, и Киево-Печерской лавре. Два указывают на наследие предыдущих церквей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector