Церковь космы и дамиана

Каменный храм: строительство и архитектура

Сначала церковь возвели на прежнем месте, но через 40 лет ее разобрали и построили на улице, которая сейчас называется Кутузовской. Изменено и название храма – на Космы и Дамиана. На его строительство потрачено 70 тысяч рублей, выплаченных серебром, из-за чего церковь стала считаться самой богатой в городе.
Архитектура нового сакрального сооружения являлась с одной стороны простой, а с другой – очень изящной и выдержанной в пропорциях. Основанием выбран лепесток, что отразилось на внешнем и внутреннем оформлении. Церковь получилась довольно-таки высокая, ее увенчали пятью куполами.По бокам находились входы, которые по своим размерам были небольшими, но с довольно высокими порталами. Каждый вход оформили парными тонкими колоннами. Еще одни колонны находятся над самими порталами, чтобы поддерживать фронтоны.
Рядом с храмом построена и колокольня, имеющая четыре яруса. Ее особенностью является то, что она от основания постепенно сужается к самому верху. Как следствие, издали может казаться, что здание напоминает корабельную мачту. Позже колокольню и церковь соединили папертью. В храмовом комплексе находятся три престола – в центральной и трапезных части, на них в конце 1880-х гг. поставлены резные иконостасы.

Святыни

Долгое время в храме хранилось Евангелие, уникальность которого была в том, что его в 1755 г. напечатали на синей бумаге. Более древним был требник, датой его создания является 1658 г. После Октябрьской революции 1917 г. они были вывезены. Верующие почитали и несколько икон: образ Божьей Матери, называвшийся «Странная», и икону из Почаева. В церкви каждый год в июле (4 или 14 числа) отмечали праздник святых Космы и Дамиана, которые назывались кузьминки.

История храма

До установления советской власти в храме регулярно велись богослужения. С 1917 по 1926 гг. здесь работали священнослужители Антоний и Николай, позже арестованные и сосланные. Окончательно храм прекратил работу в конце 1930-х гг. Здание отдали властям, превратившим его в тюрьму. После войны церковь была закрыта, переделана под гараж и различные хозяйственные постройки. Бывшие прихожане стали добиваться от городских властей, чтобы религиозное строение восстановили и открыли для верующих. Первым шагом к этому стало признание в 1960 г. здания памятником архитектуры и градостроительства. Но складские помещения в нем оставались еще несколько десятилетий, следствием чего стало разрушение и разграбление.
Епархии города Калуги церковь вернули только в 1992 г., тогда же и начался постепенный процесс реконструкции. После нее она получила статус архиерейского подворья. Освящение приделов и всего сакрального комплекса состоялось в 1998 г., что позволило начать и богослужения. Важным событием для прихожан и храмовых работников стало создание детской и взрослой воскресной школ, организация православной дружины.

Наставники

Петр Ильин, который известен, как епископ Иларий, служил здесь с 14 года XX столетия и до очередного приостановления деятельности моленной. В то время старостой был Илья Комов. Чтение молитв продолжилось в 1991 году, настоятелем выбрали Александра Борисова, позже его в 2000 году возвели в сан протоиерея.

Последующие 4 года службы и литургии проводил Лапшин Владимир. На сегодняшний день он настоятель в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Одновременно, с 1993 года, литургию проводил Георгий Чистяков. Он скончался в 2007. Каждый, кто являлся настоятелем в храме, окончил Духовную семинарию в Москве или Смоленске.

Настоятели и служители Сан Годы службы Полезная информация
Петр Ильин отец С 1914 г – до закрытия храма в 1929 г Имел сан архиепископа Чувашии и Чебоксар.
Александр Борисов протоиерей С 1991 г Закончил пединститут имени Ленина, кандидат биологических наук, кандидат богословия
Георгий Чистяков священник С 1992 г Некоторое время проводил службы в моленной Покрова Пресвятой Богородицы при отделении детской больницы. Кандидат исторических наук, окончил МГУ.
Александр Кузин протоиерей С 15.02.2000 г Закончил авиационный институт Москвы.
Иоанн Власов протоиерей Окончил Духовную Семинарию.
Петр Коломейцев священник С 1.02.2012 Получил диплом столичного архитектурного института.
Иоанн иеромонах С 2014 Уроженец Италии, закончил ВУЗ в Женеве, итальянский университет лингвистического направления, Международный институт во Флоренции, общецерковную аспирантуру и докторантуру имени Кирилла и Мифодия.
Сергий Булычев диакон Духовная Семинария
Александр Константинов диакон Духовная Семинария Смоленска

Как добраться до храма?

  • Храм Косьмы и Дамиана расположился в самом центре Москвы, поблизости от памятника князю Юрию Долгорукому на Тверской. Добраться до него на метро не составит никакого труда: от станций «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская» двигайтесь в сторону центра по Тверской или Большой Димитровке, от станций «Охотный ряд» или «Театральная» – теми же улицами, но в противоположном направлении.
  • Те, кто предпочитает наземный транспорт, могут доехать до остановки «Тверская площадь» на автобусах №№м1, м10, 904, Н1.
  • Самым проблемным видом транспорта в данном случае окажется персональный автомобиль. В самом Столешниковом переулке заезд и парковка категорически запрещены, остановка на Тверской также чревата штрафом. Остается только парковаться в одном из близлежащих переулков, которыми изобилует Тверская, особенно по нечетной стороне.

В связи с резким ухудшением эпидемиологической ситуации в Москве

ГЛАВНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ САНИТАРНЫМ ВРАЧОМ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ

ПРЕДПИСАНО

с 20.04.2020 по 28.04.2020:

«обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений».

В связи с изложенным выше предписанием богослужения во всех храмах Москвы будут в указанный период совершаться при участии только клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо.

Престольные праздники

В церкви принято проводить приходские встречи в честь грядущих православных праздников. В январе – в честь Рождества Христова, в марте – в честь Великого Поста, а в мае планируется весенняя выездная конференция. Занятия по Катехизации (получение знаний об основах христианской веры) проводятся с октября в 18.30 по четвергам, в формате лекционных встреч и групповых занятий.

На такие мероприятия приглашаются все, кто хочет в будущем принять Таинство Крещения, а также те, кто уже крещен, но душой не проникся верой. Курс лекций помогает осознать свою духовную цель и предопределение христианского человека. Обучающий материал предоставляет протоиерей Александр, а групповые занятия проходят под руководством прихожан.

Интересные факты и легенды

  1. Во времена нашествия Наполеона на Москву 1812 года, Космодамианская церковь, вместе с другими соборами, была подвергнута общей участи, разграблена и лишена большой части своих ценностей. Долгое время духовенству церкви пришлось оправляться от постигшей беды.
  2. Многие другие храмы Москвы безвозвратно не смогли оправиться от разорения, некоторые были разобраны, некоторые присоединились к другим храмам. Аналогичным образом, церковь Апостола Петра и его честных вериг, находившийся рядом в Петроверигском переулке приписали к Космодамианской церкви. Вначале Космодамианский храм подразделялся на зимнюю часть и летнюю. В честь Спасителя — «Зимний» храм запирался зимой, так как не имел отопления. «Летний», состоящий из 2-х приделов и квадратной трапезной, был не слишком вместительным. В связи с этим впоследствии, в подвале церкви, была сооружена духовая печь. С тех времен в зимней части храма молебны проводились круглогодично.

    Впоследствии, на протяжение долгих 40 лет, ни какие ремонтные работы по восстановлению церкви не производились. Только к 1893 году, обновили внутреннюю обстановку храма, привели в порядок фасад здания. В обновленном храме 18 декабря осуществилось торжественное богослужение, провели обряд крестного хода, приуроченное к столетию освящения придела Николая Чудотворца, при огромном стечении народа. 30 домов к концу IXX века насчитывал приход Космодамианского храма. Среди его прихожан было много достойных имен.

  3. Долгое время, старостой Космодамианской церкви был Боткин П.П.
  4. Профессор академии медицины — его сын, выдающийся врач и общественный деятель Боткин С.П.Его внук, личный врач семьи Николая Второго — Боткин Е. С., который был расстрелян вместе с семьей царя. Прихожанином храма так же был русский, великий поэт Ф. И. Тютчев. Бывая в Москве, часто посещал Космодамианскую церковь Достоевский Ф. М.
  5. В тяжелейшие 30 годы, становления советской власти, храмКосмы и Дамиана на Маросейке, как и множество других храмов, подвергся гонениям. Приход разогнало новое правительство, конфискованные храмовые ценности были бесследно утеряны. По вынесенному постановлению начальства, церковь предполагалось взорвать, но Господом Богом решено было иначе, не попустил Господь святотатства. Впоследствии, храмовые помещения, были использованы под склады для производства, архивы, мастерские и художественные, клуб мототуристов.

Социальные служения

Церковь святых бессребреников Космы и Дамиана стала поистине всенародной, ее двери открыты для каждого, желающего приобщиться к православной вере.

При храме работают:

  • группы по чтению святого писания;
  • клуб для общения молодежи;
  • клуб милосердия, который собирает и раздает одежду для всех нуждающихся;
  • воскресная школа;
  • подростковый клуб.

На пастырские беседы приходят прихожане семьями. Перед принятием Крещения взрослыми с ними проводятся занятия с ознакомлением основ Катехизации. Служение в Детской клинической больнице было начато отцом Менем, продолжено отцом Чистяковым и группой церковной молодежи.

С 2007 года возведены новые здания трапезной и других зданий для социального служения.

На заметку! Церковное служение несут психологи и люди из трудовой общины «Ной», помогающие тем, кому негде жить, или тем, кто потерял себя в этом мире, зависимым и осужденным.

История обители

Современное здание Космодамиановской церкви в Москве — уже не первое на этом месте. Сначала здесь стояла деревянная церковь, которая горела дважды: в 1547 и 1629 годах. После второго пожара храм строили уже из камня.

Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

Главный престол каменной церкви был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, поэтому называли ее часто Николаевской. Святым Бессребреникам Косме и Дамиану был посвящен придел. Со временем пристроена была паперть, возведена колокольня, а затем и второй этаж. Там устроили еще одну церковь и посвятили ее Казанской иконе Божией Матери.

Другие храмы в честь Космы и Дамиана:

  • Церковь Космы и Дамиана в Шубине
  • Монастырь святых Косьмы и Дамиана в Алуште

К концу XVIII века здание почти полностью обветшало, и прихожане решили возвести новый. В июле 1790 года началось строительство на этом месте храма, в котором:

  • главный придел в честь исцеления Спасителем расслабленного;
  • южный придел освящен во имя свт. Николая Чудотворца;
  • северный придел — святых Бессребреников Космы и Дамиана.

Космодамиановский придел оставался единственным неизменным, поэтому и название церкви в народе прижилось такое.

До середины XIX века храм состоял из двух частей. На зиму закрывали неотапливаемый главный придел. В теплой части, которая включала только приделы и трапезную, места было мало. Благодаря устройству в подвале печи, все пространство стало использоваться в зимнее время.

В 1930-е годы храм оказался под угрозой уничтожения: постановление о взрывных работах было подписано, но не исполнено. В церковных помещениях в советское время располагались склад, архив, классы рисования.

Интересные факты про храм

Примечательно, что прихожанами храма являлись знаменитые представители:

  • княжеского рода Урусовы ногайского происхождения;
  • болховского княжества Солнцево-Засекины;
  • происходящих от князей Черниговских – рода Одоевских;
  • ветви Рюрика и князей Голибесовских — Гагарины.

Нередкими гостями были представители дворянского рода:

  • Тютчевы – потомки из Угличско-Мышкинского Верхневолжья;
  • Дохтуровы – потомки героя Бородинской битвы;
  • Чертковы из Ярославской и Владимирской губерний;
  • Кожины – поколение вышедшего из королевства Шведского «мужа честна» Юрия Бахты-Франца;
  • относившиеся к разным сословиям, Мещеряковы.

Где находится храм?

Село Шубино, названное в честь воеводы Акинфа Шубы, стало частью Москвы еще в XVIII столетии. Однако еще задолго до этого здесь была построена Космодамиановская церковь: сперва из дерева, в 1626 году – в камне. Время шло, храм постепенно достраивался, улочка, на которой он стоял, именовалась сперва Шубиным переулком, затем – Космодамианским переулком, а после влилась в Столешников переулок. Коренные москвичи за сотни лет существования храма идентифицировали его местоположение по-разному: «церковь на Ржищах», «церковь что на Шубине», «храм за золотой решеткой», «церковь за Гагариным двором».

  • Сегодня официальный адрес храма Косьмы и Дамиана таков: г. Москва, Столешников переулок, дом 2.
  • Дополнительную информацию можно получить по телефону: (495) 629-41-04. Храм открыт каждый день с 8:00 до 20:00, книжный киоск закрывается часом раньше.

История храма

Точной даты возведения храма нет. Сохранились упоминания о нем, датируемые еще 1547 годом, когда речь шла о пожаре, охватившем древнюю деревянную церковь. Обитель была отстроена, но в 1629 году ее постигла та же участь – огненное пламя. Тогда храм возобновили, используя камень. О нем есть упоминания в книгах Патриаршего Казенного Приказа от 1625 г. и «Книге царского жалованья московским церквам».

В XVII веке это был одноэтажный каменный храм с двумя освященными престолами. Главный из них был освящен в честь Николая Чудотворца, а предельный – в честь бессребреников Косьмы и Дамиана. Часто храм именовался в честь свт. Николая, хотя Космодамианское название тоже применялось.

Древний храм Косьмы и Дамиана на Маросейке

У древнего храма изначально не было паперти и колокольни – их достроили отдельно уже в 1651 г. А в конце того же столетия стараниями княжны Евдокии Куракиной был достроен второй этаж. В нем создали церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Тогда обитель стала называться еще и Казанской.

Шло время, строение ветшало, что особенно стало заметно в конце XVIII века. Прихожане решили вместо ремонтных работ построить новый храм, при этом не повторять проект предыдущей церкви, а сделать ряд изменений. По этому поводу обратились к митрополиту. Итогом работ стали следующие изменения:

  • престол в честь свт. Николая из старого храма перенесли в новый, поместив его в южный придел;
  • верхний этаж с храмом Казанской иконы перестал существовать;
  • главный престол освятили в честь Господа, Исцелителя расслабленного.

Во времена войны 1812 года Космодамианский храм, как и многие московские церкви, постигла трагическая участь. Он потерял большую часть своих украшений и утвари.

До 1857 г. церковь делилась на две части – летнюю и зимнюю. Зимой в храме в честь Спасителя было холодно, поэтому его закрывали и служили в теплом, который сочетал в себе два придела и трапезную. Но там было очень тесно для многочисленного прихода. Поэтому холодная часть посредством устройства в подвальном помещении печи стала теплой.

Период правления большевистской власти, пришедшей на смену монархии, был тяжелым испытанием веры русского народа. Особенно жестокими стали 30-е годы XX века. В ту пору приход церкви был разогнан, а храм разграблен. Все его ценности исчезли без следа. Власть подписала приказ взорвать Божий храм, но этого не произошло. Со временем в нем организовали производственный склад, мотоциклетный клуб, выделили архивное помещение.

Внутреннее убранство храма

В 1960-х гг. власти уничтожили три храмовых здания. На освободившемся месте возвели администрацию, а сам храм при нем использовался как архив. После распада СССР кощунство над святыми церквями завершилось. В 1993 г. обитель передали РПЦ. С тех пор начались работы по восстановлению и благоустройству церкви, были возобновлены богослужения.

Возвращение в лоно Церкви и современное состояние

Начатая в конце 70-х годов 20 столетия реставрация внутренней отделки церкви святых бессребреников Космы и Дамиана была завершена в 1991 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил богослужение в обновленном храме, который возглавил отец Александр (Борисов).

Интересно! 14 июля православный мир отмечает день памяти святых Космы и Дамиана. В этот день в 1991 году совершается молебен с освящением воды и крестным ходом при участии благочинного протоиерея Владимира Дивакова, священника Александра и представителей духовенства соседних церквей.

Первая торжественная Литургия была отслужена 19 декабря 1991 года в честь Николая Угодника в небольшой комнатушке, в это время в храме продолжала свою работу типография.

В конце осени 1992 года типография переезжает в другое место, Северный придел освящается заново и начинается постепенное оживление церковной жизни.

Бригадой реставраторов начинается интенсивное восстановление стен, очистка их от краски, свет увидели древние росписи:

  • Поклонение кресту;
  • Вход в Иерусалим;
  • Снятие с Креста.

Были восстановлены картины с изображением святителей и митрополитов, а также обнаружен чудотворный образ «Благовещения», Валентин Коновалов возглавил группу художников по созданию нового иконостаса.

Патриарх Московский Алексий Второй благословил возвращение в Церковь иконы святителей Космы и Дамиана, которая с 1929 года хранилась в церкви Воскресения Словущего.

В 1998 году на Пасху с новой звонницы «запели» колокола, а 14 ноября 2000 года в храме Космы и Дамиана звучала Божественная Литургия, которую совершил Патриарх Алексий Второй.


Богослужение в столичном храме святых Космы и Дамиана в Шубине

Во время богослужения состоялось возведение в сан протоиерея отца Александра и освящение святого образа, хранящего мощи блаженной Матронушки Московской.

Иконография святых Косьмы и Дамиана Асийских

Святые Косьма и Дамиан Асийские

Асийские врачи изображаются на иконах в соответствии с иконописными подлинниками, указаниями для мастеров, как писать тот или иной образ. Согласно этим указаниям, эти святые оба с бородами, держат в левой руке сосуд с елеем, а в правой перо, на ногах у них сапоги. Одеты святые в хитоны и гиматии. 

Однако, обзор дошедших до нас иконописных изображений показывает, что не всегда эти указания в точности соблюдались. Сосуд с елеем мог быть заменен ларцом с пузырьками лекарства, а перо небольшой ложкой. Все эти предметы являются символами врачебного искусства. Перо же символизирует глубокие познания святых.

На образе из Софийского собора в Новгороде, датированном XV веком, в руках врачей ларцы и лжицы. Здесь же рядом с Косьмой и Дамианом изображен великомученик Иаков Персеянин.  Трехфигурные  ростовые иконы с бессребрениками дошли в нескольких видах.  На них встречаются рядом со св. бессребрениками святитель Николай, св. пророк Илия, а также брат Господень, св. апостол Иаков. А вот на храмовой иконе московской церкви Косьмы и Дамиана в Шубине святые изображены без каких-либо предметов в руках, в позе моления, вполоборота. 

Святые Косьма и Дамиан. Датировки: XVII в. XVII-XVIII века.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 125,1 см, ширина 112,1 смХрамовая икона с ковчегом. В среднике на золотистом фоне обращенные друг к другу стоят Козьма и Дамиан, в руках у них ковчежцы. Над ними оплечный Спас. Вохрение ликов по темно-охряному санкирю. По периметру средника в 18-ти клеймах жития и деяния священномучеников. Икона высокого профессионального уровня. Цвета одежд алые, темно-зеленые, вишневые, зеленоватые с золотом. Нимбы святых золотые. По верхнему полю средника надписи на старославянском языке. Позем темно-зеленый.Состав клейм:1.Рождество Козьмы и Дамиана2. Приведение в учение3. Дамиан принимает от Палладии три яйца4. Козьма и Дамиан принимают дар исцеления от Бога5. Исцеление верблюда в пустыне6. Обманутая диаволом жена едет к мужу7. Козьма и Дамиан сбрасывают диавола с обрыва8.Исцеление отрока9.Исцеление болящей10. Исцеление у престола11. Исцеление болящих12.Спящему пахарю змея заползает в рот13. Козьма и Дамиан изгоняют змею14. Исцеление пахаря15. Представление Дамиана15.Погребение.Сохранность: Нижние клейма почти утрачены. 17,18- полная утрата.Инв. № КМЗ ВХ 01114. &copy Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В иконографии Асийских святых в отдельную группу выделяются житийные иконы с клеймами. Количество изображенных на них сюжетов жития колеблется от 14 до 18. Среди наиболее часто встречающихся:

рождение и Крещение асийских близнецов  

  • приведение их материю Феодотией к учителю
  • беседа св. Дамиана в исцеленной Палладией
  • Получение от Христа небесного дара целительства 
  • Исцеление страдающих бешенством верблюдов 
  • Говорящий верблюд на похоронах св. Дамиана 
  • Сюжет со змием во чреве пахаря 
  • Сюжет о Малхе и жене его Фекле 
  • Глухонемая, исцеленная в храме 

Редкая икона Косьмы и Дамиана Асийских с житием и праздниками хранится в музее  Ипатьевского  монастыря в Костроме. Подобные житийные образы этих угодников Божиих встречаются нечасто. Наряду с сюжетами жития Косьмы и Дамиана Ассийских на иконе изображен полный праздничный цикл от Благовещения до Сошествия в Иерусалиме Святого Духа на апостолов. Датируется этот образ  XVI веком.  Сочетание фрагментов житий с двунадесятыми православными праздниками делает эту икону совершенно уникальной.

Изображения свв. Косьмы и Дамиана встречаются не только на иконах. Самые ранние – это византийские мозаики и фрески. Пятым веком датируется мозаика в куполе церкви великомученика Георгия в греческих Салониках. Здесь на святых длинные светлые хитоны, руки их подняты в молитвенном предстоянии.

Примерное к этому же периоду относится внутреннее убранство римской базилики Сан Косма и Дамиано. Здесь святые изображены с венками в руках. Фресковые изображения Косьмы и Дамиана встречаются на Афоне, в Мистре на греческом острове Пелопоннес, в храме Христа Пантократора сербского монастыря  Дечаны. Увидеть фрески с сюжетами из жития этих святых, можно и в Москве, в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. 

25

Июль
2018 года

 Археологический мир потрясла новость о печати, найденной в окрестностях Суздаля. Это круглая пластина порядка двух сантиметров в диаметре. На одной ее стороне фигуры святых Косьмы и Дамиана, а на обороте надпись на греческом: Господи, помоги рабу твоему Дамиану.

Печать Дамиана, найденная при раскопках в Суздальском Ополье

В чем помогает икона

Днем памяти святых Косьмы и Димиана считается 14 ноября. В этот день старается к ним прийти много людей. Так как именно в этот день чудотворное действие иконы обладает самой большой силой. К образу приходят помолится и попросить:

  • об исцелении от тяжких недугов,
  • об вразумлении близкого человека,
  • не замужние и не женатые просят помощи найти достойную пару,
  • молодые пары просят послать им ребенка.

Главное, чтобы молитва исходила из чистого сердца. При этом мысли нужно формировать четко и понятно. Произносить молитвенное прошение можно как дома, так и в храме. Также можно использовать специальную молитву из молитвослова:

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Храм находится по адресу: город Москва, улица Правобережная, дом 6. Добраться можно на личном или общественном транспорте (тогда придется пройти пешком от остановки до церкви).

От станции метро Планерная От станции метро Речной вокзал От станции метро Сходненская Из Новых Химок Из Старых Химок
Автобус 173 остановка «Химкинская больница» автобусы: 173, 199, 851, 443, 342, 343, 345 остановка «Химкинская больница» автобус 199 остановка «Химкинская больница» Автобус 443 остановка «Кольцевая дорога» Автобус 345 остановка «Кольцевая дорога»

Недалеко от храма располагаются:

  • театр «Наш Дом»
  • усадьба «Белые столбы» (химкинская больница);
  • сквер имени М. Д. Рубцовой;
  • картинная галерея имени Горшина С. М;
  • музей МГУ;
  • церковь святых Кирилла и Мефодия;
  • ДК «Родина»,
  • Канал имени Москвы.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector