Цдум
Потерянная координация
После выхода ДУМД Координационный центр мусульман Северного Кавказа переместился с первой на четвертую позицию по влиянию, сохранив контроль примерно над 1 тыс. реально действующих общин при 500 зарегистрированных. Половина из них сосредоточена в Чеченской Республике, муфтият которой официально вернулся в КЦМСК в 2017 году (не менее 500 при 115 зарегистрированных), более чем по 100 мечетей действует также в Ингушетии (хотя там зарегистрировано всего 19 мусульманских юрлиц), в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Подчиняются КЦМСК и более мелкие муфтияты – Ставропольский, Адыгеи и Краснодарского края, Северной Осетии и Калмыкии.
Зона юрисдикции КЦМСК сейчас ограничена территорией СКФО (за исключением Дагестана), Адыгеей, Калмыкией и Краснодарским краем. Этот альянс имеет просуфийский и антиваххабитский характер и дружит со всеми мусульманскими центрами страны за исключением ДУМД.
С выгодных позиций Москвы
На пятой позиции с небольшим отрывом от КЦМСК расположился Совет муфтиев России, который контролирует чуть больше 900 общин. Большая часть из них (свыше 500) сконцентрирована в Башкортостане и подчиняется ДУМ Республики Башкортостан, которое входит в СМР уже во многом формально и вполне может в ближайшее время либо объявить о своей независимости, либо вернуться в состав ЦДУМ. Оставшиеся организации раскиданы по всей стране – от Якутии до Калининграда и от Мурманска до Сочи. СМР не признает разделения сфер влияния с другими муфтиятами и имеет свои организации в пределах зон ответственности ЦДУМ, КЦМСК, ДУМ РТ и независимых муфтиятов. Более того, в одном регионе могут сосуществовать разные ЦРО юрисдикции СМР – например, в Свердловской области их целых три.
Ядром и во многих случаях альтер-эго СМР является ДУМ Российской Федерации, которым одно время предлагалось заменить СМР, но из-за бунта ряда региональных муфтиятов эту идею пришлось похоронить. Председательство в ДУМ РФ позволяет муфтию Равилю Гайнутдину именовать себя духовным лидером мусульман всей России, хотя по факту он контролирует не более 11% реально действующих общин страны (или 16–18% от числа зарегистрированных). Несмотря на такие скромные показатели численности организаций, СМР является абсолютным лидером по числу ЦРО, располагая почти половиной от их общего количества и активно продолжая создавать новые.
К другим конкурентным преимуществам СМР можно отнести удачное расположение центрального аппарата в Москве и контроль над крупнейшей мечетью столицы, интенсивную международную деятельность, активнейший самопиар и привилегированный доступ к внутренним и внешним источникам финансирования. Лидеры СМР представлены в Президентском совете, Межрелигиозном совете России, Общественной палате и целом ряде общественных советов при министерствах и ведомствах.
Между тем вышеперечисленные плюсы уже не компенсируют накопившиеся минусы, из-за которых СМР восьмой год теряет свое влияние в умме. Структура Равиля Гайнутдина проигрывает ЦДУМ по исторически сложившемуся авторитету, а ДУМ РТ, ДУМД и ДСМР – по динамике развития. СМР потеряло контроль над ключевыми интернет-СМИ, ее печатные издания малоизвестны, а ситуация с радиоэлектронными СМИ выглядит катастрофической. Так, муфтий Камиль Самигуллин давно обогнал Равиля Гайнутдина по цитируемости в СМИ, да и Талгат Таджуддин с Альбиром Кргановым (лидер ДСМР) свое присутствие в них резко увеличили. Международная деятельность тоже имеет проблемные сферы – например, в Сирии делегациям СМР не рады, и им приходится ездить в Ливан, а у других мусульманских центров проблем с этим нет, и они регулярно посещают САР. Повышенная скандальность лидеров СМР, которые только в этом году поссорились с Управлением внутренней политики администрации президента и мэрией Москвы, а также систематические случаи осуждения его духовных лиц за экстремизм и терроризм (таковых уже более 30) авторитета этой организации тем более не повышают.
У СМР открыто враждебные отношения с ЦДУМ и ДСМР, а с ДУМ РТ они близки к таковым. КЦМСК и ДУМД открыто с СМР не конфликтуют, однако их отношения натянуты, особенно после скандала с неприятием СМР антиваххабитской «Грозненской фетвы». Однозначным союзником СМР можно назвать только ДУМ Республики Крым и города Севастополя.
***
Как будет развиваться российская умма в таком разрезе? Есть разные варианты: количество полюсов может как возрасти за счет обособления ДУМ Республики Башкортостан, так и уменьшиться за счет вхождения Крымского муфтията в состав СМР или возвращения ДУМД в КЦМСК. Нормально ли такое дробление? Уже да, поскольку опасность установления контроля над ключевыми ДУМами со стороны ваххабитов миновала и подавляющее большинство общин подчиняются абсолютно традиционалистским центрам – особенно хорошо это было видно на примере «Грозненской фетвы», которую не поддержало только 400 общин юрисдикции СМР. Да, существующая многополярность доставляет неудобства властям, которым было проще работать с двумя-тремя центрами, однако ничего угрожающего национальной безопасности России в ней уже нет.
Роман Анатольевич Силантьев – исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета.
Новички в умме
Духовное управление мусульман Республики Крым и города Севастополя официально пополнило ряды российских муфтиятов только в 2015 году, пройдя соответствующую перерегистрацию. За это время оно изрядно оздоровилось, избавившись от контроля Меджлиса крымско-татарского народа и множества сторонников запрещенных в России организаций – от «Братьев-мусульман» до «Хизб ут-Тахрир». Муфтия Крыма Эмирали Аблаева сложно назвать сильным мусульманским лидером, однако власти он вполне устраивает и раздражения у других мусульманских центров не вызывает. Крымский муфтият с его 350 общинами дружит со всеми крупными мусульманскими центрами России, особенно выделяя СМР. Его единственным открытым оппонентом является альтернативный Таврический муфтият, который до сих пор не зарегистрирован, однако обладает десятками мечетей.
Духовное собрание мусульман России является самым юным центром российских мусульман и самым скромным по числу контролируемых общин – у него их не больше 200. Тем не менее структура муфтия Альбира Крганова позиционирует себя как новый федеральный центр российских мусульман и может похвастаться серьезными позициями в трех крупнейших городах России – в Москве у муфтия Крганова и его союзников две мечети из шести, а в Санкт-Петербурге и Новосибирске – вообще все. Основной массив общин ДСМР сосредоточен в Чувашии, Омской области и Ханты-Мансийском АО, немало их также в Кемеровской и Томской областях.
Муфтий Альбир Крганов находится в дружеских отношениях с властями Москвы, и именно у него наибольшие шансы построить следующую столичную мечеть. Многолетнее членство в Общественной палате позволило ему обрасти серьезными связями, и с его присутствием в столице приходится считаться некогда безальтернативному Равилю Гайнутдину.
ДСМР представляет собой альянс региональных муфтиятов и отдельных общин, лидеры которых пользуются достаточно большой степенью независимости. Этот альянс имеет тесные связи с ДУМД, ДУМ РТ и КЦМСК, дружественен Крымскому муфтияту, однако враждебен и СМР, и ЦДУМ, которые потеряли из-за него немало общин.
За рамками вышеперечисленных семи полюсов влияния остаются несколько независимых региональных муфтиятов – Тюменский, Барнаульский, Горноалтайский и Иркутский, а также осколки Всероссийского и Объединенного муфтиятов. Суммарно у них не более 200 общин.