Чарльз кэмерон (архитектор)
Содержание:
София [ править ]
София Ascencion собор возле Царского Села был построен как аллегория из собора Святой Софии . Он приписывается совместно Кэмерону и Ивану Старовым .
София , образцовый городок , был построен недалеко от Царского Села по плану Камерона. Он был спроектирован так, чтобы его можно было увидеть с проходов Галереи Камерона, и он представляет Константинополь , желанную цель греческого проекта Екатерины ; Название города и его собор явно отсылали к Святой Софии . Екатерина постановила, что улицы Софии должны сливаться с дорогами Царскосельского парка. Кэмерон устроил улицы так, чтобы создать впечатление, что все они исходят от Галереи. Улицы были ярко освещены ночью, когда Екатерина была в Царском.
Более исторические аллегории были разбросаны в парке: озеро с Ринальди «S ростральной колонны представляли Черное море ; Дорические руины символизировали былую мощь Древней Греции . Эти безумия , разбросанные по дороге к Екатерининскому дворцу, послужили местом для торжественного шествия заезжих сановников.
Питер Хайден провел параллели между озеленением Кэмерона в Софии и парком Стоу-Хаус , в частности, схожесть между Храмом памяти Кэмерона и Храмом Согласия и Победы, построенным в Стоу неизвестным архитектором в 1740-х годах. Еще одна прямая цитата из Стоу — гробница-пирамида над могилой трех итальянских борзых Кэтрин ; он сохранился до наших дней, но Храм Памяти был снесен Павлом Русским в 1797 году .
Царское Село [ править ]
Агатовый павильон. «В Царском Селе Камерон создал одни из самых изысканно элегантных неоклассических интерьеров в Европе восемнадцатого века» — Говард Колвин
Карьера Кэмерона в России началась с расширения Китайской деревни в парке Царское Село , заимствовав дизайнерские идеи у Уильяма Чемберса . Театр «Китайской деревни» уже был построен по проекту Антонио Ринальди и Ивана Неелова ; Бесспорным дополнением Кэмерона являются жилые помещения Деревни и Китайские мосты через канал. Во время правления Павла здания Камерона были лишены внешней отделки и позже перестроены Василием Стасовым в 1817 году.
В 1780–1784 годах он отремонтировал бывшие залы в стиле рококо в главном Екатерининском дворце, построенном Бартоломео Растрелли в 1750-х годах; то, что начиналось как скромная реконструкция, вскоре привело к созданию самых роскошных интерьеров всего дворца, напоминающих Палладио , Рафаэля , Роберта Адама и Клериссо, но вписывающихся в безошибочно собственный стиль Кэмерона. Еще 22 июня 1771 года Екатерина хвалила архитектора: «Есть еще две комнаты, которые надо делать, а там одна мчится, потому что здесь не видно ничего равного. Признаюсь, я сама не устану в течение девяти недель. смотреть это «.
Галерея Кэмерона
У Екатерины была еще одна конкретная задача для Камерона: она предусмотрела новое, относительно скромное неоклассическое здание в Царском Селе рядом со старым Екатерининским дворцом в стиле рококо . Clerisseau, первый выбор Екатерины, произведенные проекты для гигантской и дорогостоящей римской структуры , основанной на термы Диоклетиана , , которые были отклонены из руки , но позже под влиянием Кваренги и Кэмерон. В 1782 году Камерон начал свое первое отдельно стоящее здание, Холодные бани, двухэтажную баню в смешанном итальянско-греческом классицизме с роскошными интерьерами (в частности, Агатовый павильон). В 1784–1787 гг. его расширили двухэтажной галереей (Галерея Камерона ), в которой натуральный камень римский цокольный этаж сочетается с легкой, белоснежной галереей верхнего этажа, отмеченной необычно широким расстоянием между колоннами. Галерея, украшенная статуями зарубежных поэтов и философов, на долгие годы стала любимым променадом Екатерины . Он был окружен садом с одной стороны и английским ландшафтным парком с другой.
В начале проекта галереи Кэмерон сам выступал в роли вербовщика Екатерины , нанимая коллег-шотландцев для работы в Царском Селе. 73 мастеров, в том числе Геста и Менеласа ,
согласились переехать в Россию (многие взяли с собой своими семьями), в результате чего бесполезного протест Министерства иностранных дел . Число было слишком велико для Кэмерона, и шотландцы в конце концов разошлись по другим проектам; Менелас стал помощником Николая Львова .
Выход на пенсию [ править ]
Придя к власти в 1796 году, Павел уволил Камерона от всех своих контрактов и лишил его дома в Царском. Кэмерон столкнулся с финансовыми трудностями и был вынужден продать свою коллекцию книг Павлу Аргунову .
Его действия во время правления Павла в значительной степени неизвестны. Георгий Лукомский писал, что в 1799 году Камерон перепроектировал Батуринский дворец графа Кирилла Разумовского ; по мнению современных исследователей, Батурин был результатом совместной работы Николая Львова, и участие Кэмерона не может быть достоверно измерено.
Лукомский также писал, что в 1800–1801 годах Кэмерон временно уехал из России в Англию; По мнению Колвина, это мнение необоснованно: в 1800–1801 годах Камерон работал в Павловске, принадлежавшем тогда Марии Федоровне, где он построил Ионический павильон Трех граций.
Александр, сменивший Павла в марте 1801 года, назначил Камерона главным архитектором Российского Адмиралтейства . Во время этой краткой (1802–1805) работы Камерон разработал Военно-морской госпиталь в Ораниенбауме и два нереализованных проекта Морского собора в Кронштадте. . Он также работал в Павловске, восстанавливая дворец после пожара. В 1805 году Кэмерон окончательно ушел в отставку; его должность в Адмиралтействе перешла к Андреяну Захарову . Лукомский заметил, что Кэмерон, который когда-то исполнил высокие мечты Екатерины, вряд ли был заинтересован в строительстве казарм и ремонте ворот.
Дворцово-парковый ансамбль гетмана Кирилла Разумовского в Батурине ( Украина 2011)
Ранняя карьера
Чарльз Кэмерон был сыном Уолтера Кэмерона, лондонского плотника, строителя-спекулянта и члена Лондонской компании плотников. Он утверждал, что был потомком Камеронов Лохиэля , шотландского клана, глубоко вовлеченного в восстание якобитов в 1745 году . Уолтер Кэмерон был определенно дружен с доктором Арчибальдом Кэмероном, последним якобитом, казненным за его роль в 45-м и родственником Лохила. Уолтер посетил Арчибальда незадолго до казни и, возможно, помогал его жене и детям, одного из которых звали Чарльз. Кэмерон использовал герб Лохиэля для своего личного экслибриса , хотя современные исследователи, начиная с Дэвида Талбота Райса, подвергают сомнению или отрицают его утверждения о происхождении Лохиэля. Исследователи также расходятся во мнениях относительно точного года рождения Кэмерона, который может быть 1743, 1745 или 1746.
Кэмерон тренировался в Лондоне вместе со своим отцом и архитектором Исааком Уэром . После смерти Ware в 1766 году Камерон остановился на продолжение работы своего покойного магистра по новой редакции Лорд Burlington «s Fabbriche Antiche , проект , который требуется личные исследования и обзоры древней римской архитектуры . Он провел 1767 в Лондоне, готовит отпечатки произведений Андреа Палладио , и прибыл в Рим в 1768. Там он осмотрел термы Тита и Неро «s Domus Aurea , рытье в подземные остатки , которые были вновь открыты только в 20 — м веке. По словам Дмитрия Швидковского , Кэмерон встретился в Риме с другим Чарльзом Кэмероном, якобитом и истинным членом клана Лохиел (вероятно, сыном доктора Арчибальда) и «позаимствовал» историю жизни последнего, чтобы украсить свою собственную. Кэмерон вернулся из Италии примерно в 1769 году и опубликовал результаты своих исследований в 1772 году (переиздание 1774, 1775) под названием «Термы римлян, объясненные и проиллюстрированные …» с надлежащими научными комментариями на английском и французском языках.
О жизни Кэмерона между 1769 и его отъездом в Россию в 1779 году мало что известно. Архивы свидетельствуют о его участии только в одном контракте на строительство в Лондоне здания в стиле Адама на Ганновер-сквер (1770–1775). Уолтер Кэмерон, главный подрядчик, был разорен судебным разбирательством с владельцем собственности и был вынужден продать коллекцию произведений искусства своего сына, чтобы собрать средства. Чарльз подал в суд на своего отца, который был заключен в тюрьму Флит за долги. В 1791 году, когда Кэмерон подал заявку на членство в Клубе архитекторов Лондона, ему было отказано в приеме из-за этого и других эпизодов, которые запятнали его репутацию в Англии.
Ранняя карьера [ править ]
Чарльз Кэмерон был сыном Уолтера Кэмерона, лондонского плотника, строителя-спекулянта и члена Лондонской компании плотников. Он заявил о своем происхождении от Камеронов Лохиэля , шотландского клана, глубоко вовлеченного в восстание якобитов в 1745 году . Уолтер Кэмерон был определенно дружен с доктором Арчибальдом Кэмероном, последним якобитом, казненным за его роль в ’45 и родственником Лохиэля. Уолтер посетил Арчибальда незадолго до казни и, возможно, помогал его жене и детям, одного из которых звали Чарльз. Камерон использовал герб Лохила для своего личного экслибриса , хотя современные исследователи с тех порДэвид Талбот Райс ставит под сомнение или отрицает его притязания на происхождение Лохиэля. Исследователи также расходятся во мнениях относительно точного года рождения Кэмерона, который может быть 1743, 1745 или 1746.
Кэмерон обучался в Лондоне вместе со своим отцом и архитектором Исааком Уэром . После смерти Ware в 1766 году Камерон остановился на продолжение работы своего покойного магистра по новой редакции Лорд Burlington «s Fabbriche Antiche , проект , который требуется личные исследования и обзоры древней римской архитектуры . Он провел 1767 в Лондоне, готовит отпечатки произведений Андреа Палладио , и прибыл в Рим в 1768 году Там он осмотрел термы Тита и Неро «s Domus Aurea , рытье в подземные остатки , которые зывались только в 20 веке. По словам Дмитрия Швидковского , Кэмерон встретился в Риме с другим Чарльзом Кэмероном, якобитом и истинным членом клана Лохиел (вероятно, сыном доктора Арчибальда), и «позаимствовал» историю жизни последнего, чтобы украсить свою собственную. Камерон вернулся из Италии примерно в 1769 году и опубликовал результаты своих исследований в 1772 году (переиздания 1774, 1775) под заголовком «Термы римлян, объясненные и проиллюстрированные …» с соответствующими научными комментариями на английском и французском языках.
О жизни Кэмерона между 1769 г. и его отъездом в Россию в 1779 г. почти ничего не известно. Архивы свидетельствуют о его участии только в одном контракте на строительство в Лондоне здания в стиле Адама на Ганновер-сквер (1770–1775). Уолтер Кэмерон, главный подрядчик, разорился судебным разбирательством с владельцем собственности и был вынужден продать коллекцию произведений искусства своего сына, чтобы собрать средства. Чарльз подал в суд на своего отца, который был заключен в тюрьму Флит за долги. В 1791 году, когда Кэмерон подал заявку на членство в Лондонском клубе архитекторов, ему было отказано в приеме из-за этого и других эпизодов, которые запятнали его репутацию в Англии.
Частная жизнь
Личность Кэмерона остается «призрачной фигурой»: будучи «гордым, отчужденным и трудным», он обладал талантом отчуждать людей. Он не участвовал в общественной жизни английской диаспоры в Санкт-Петербурге; у него было мало русских друзей, он не говорил по-русски и его недолюбливали за «английское превосходство».
В 1784 году Кэмерон женился на Кэтрин Буш, дочери императорского садовника Джона Буша. У них родилась дочь Мария, однако ее рождение не подтверждено церковными записями. Мэри Кэмерон, помолвленная с Джеймсом Грейнджем, покинула Россию в 1798 году. Грейндж вернулся в Россию в 1803 году и, по словам Энтони Кросса, мог помочь Кэмерону возродиться в 1803–1805 годах. К 1839 году у Грейнджей было семеро выживших детей.
На пенсии Кэмерон и его жена жили в любимом дворце Пола , замке Святого Михаила . Избыточный и все еще незавершенный замок был преобразован в жилые помещения и вмещал до 900 жителей, включая Камеронов и будущего фельдмаршала Дибита . Камерон умер в 1812 году, до вторжения Наполеона в Россию ; его вдова получила пенсию от правительства России, продала библиотеку Кэмерона и либо вернулась в Англию, либо умерла в Санкт-Петербурге.
Павловск [ править ]
Павловский дворец, конец 19 века
Павловск, крупнейший ландшафтный парк в России XVIII века (1500 акров) , приписывают череде архитекторов, начиная с Камерона и заканчивая Карло Росси . Камерон построил оригинальное ядро дворца, которое сохранилось до наших дней, Храм Дружбы, Частные сады, Вольер, Колоннаду Аполлона и Лайм-авеню, а также спланировал оригинальный ландшафт, но истинное авторство Павловска в целом следует приписать императрице Марии. Федоровна .
Храм Дружбы был первым зданием в Павловске, за ним последовал главный дворец. Павловск Кэмерона был далек от представления Пола о том, какой должна быть императорская резиденция: в нем не было рвов, фортов и всего прочего военного имущества, столь дорогого ему; «Кэмерон создал для великого герцога явно закрытый мир. Дворец мог принадлежать кому угодно … не ожидающемуся царю России».
Конфликты между Кэмероном, Полом и Марией восходят к Великому турне пары по Европе (1781–1782). Мария жаловалась на задержки Кэмерона с 1782 года. Ограниченные в финансовом отношении, Пол и Мария внимательно следили за успехами Кэмерона и регулярно сдерживали его далеко идущие и дорогостоящие планы. Кэмерон также проявлял признаки отвращения к их руководству с 1782 года, но придворные посредники на какое-то время преуменьшили значение конфликта. К 1785 году это стало достоянием общественности: Кэмерон поссорился с Полом из-за стоимости Павловска , а сам Пол ненавидел Кэмерона как агента Екатерины. Между 1786 и 1789 годами обязанности Камерона в Павловске перешли к итальянцу Винченцо Бренна., нанятая Полом в 1782 году. Уволенная Полом, Кэмерон продолжала работать над собственными проектами Екатерины до ее смерти в 1796 году.
Прибытие в Россию
Эскиз Кэмерона для столовой в Екатерининском дворце
Вкусы Екатерины в архитектуре эволюционировали от архитектуры рококо и готического возрождения в первое десятилетие ее правления до зарождающегося неоклассицизма в 1780-х годах. Она склонялась к французской разновидности неоклассицизма ( Клериссо , Леду ), смешанной с древнеримскими мотивами. Екатерина, возможно, первая из европейских монархов, осознала, что зарождающийся стиль может стать определяющей формой имперского искусства. Она не жалела средств, нанимая иностранных архитекторов и мастеров, обучавшихся в неоклассической манере. Она поручила барону Мельхиору Гримму , своему европейскому агенту по вопросам искусства и антиквариата, нанять итальянских архитекторов, потому что «французы, которые у нас есть, слишком много знают и строят ужасные дома — потому что они слишком много знают». Эти итальянцы, Джакомо Кваренги и относительно малоизвестный Джакомо Тромбара , прибыли в Россию после Кэмерона.
Камерон прибыл в Россию в 1779 году, также по приглашению агентов Екатерины. Точные детали найма Кэмерона остаются неясными, но 23 августа 1779 года восторженная Кэтрин написала Гримму, что «в настоящее время я очень увлечен мистером Кэмероном, шотландцем по национальности и якобитом, великим рисовальщиком, хорошо разбирающимся в античных памятниках и хорошо разбирающимся в древности. известен своей книгой о римских банях . В данный момент мы вместе с ним разбиваем сад на террасе … »Екатерина также писала, что Камерон вырос при римском дворе Претендента и что он был племянником Жана Камерона. Глена Дессари, отражающего новый «романтизированный» образ, который Кэмерон принял в России. Камерон сначала поселился в доме Чернышева в Санкт-Петербурге, но вскоре переехал в собственный дом в Царском Селе ; Позже он был отнят у него императором Павлом.
У Кэмерона, лондонца, не было практического опыта в ландшафтном дизайне до 1779 года. Питер Хайден предположил, что Кэмерон научился этому ремеслу у своего тестя Джона Буша (или Буша), который работал в Царском Селе с 1771 года.
Источники [ править ]
Биографии Кэмерона
Первая обширная английская биография Кэмерона была написана Георгием Лукомским , ветераном русской школы неоклассического возрождения , и опубликована в 1943 году в Англии с вступительной речью Дэвида Талбота Райса . Николай Лансере собрал существенный материал о Кэмероне ранее, в 1920-х годах. Он был утерян после его ареста, кроме фрагментов, использованных в его книге о Винченцо Бренне , впервые напечатанной в 2006 году. В последней четверти ХХ века Энтони Гленн Кросс исследовал жизнь Кэмерона в составе британской диаспоры в Санкт-Петербурге и отслеживал его семейные связи; Джон Мартин Робинсонучаствовал в исследованиях ранней карьеры Кэмерона в Англии. Полная современная биография Камерона «Императрица и архитектор» была опубликована Дмитрием Швидковским на английском языке в 1996 г. (последнее русское издание: 2008 г.). Камерона краткое жизнеописание в четвертом издании Говард Колвин «s Биографический словарь британских архитекторов приводит все источники на английском , перечисленные выше.
- Говард Монтегю Колвин (2008). Биографический словарь британских архитекторов, 1600-1840: четвертое издание . Пол Меллон Центр исследований. С. 211–213. ISBN 978-0-300-12508-5.
- Энтони Кросс (1996-11-13). «У берегов Невы»: главы из жизни и карьеры британцев в России восемнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-55293-6.
-
Лукомский, Жорж (1943). Чарльз Кэмерон, архитектор. Иллюстрированная монография . Фонд Александровского дворца. Также включает:
- Атчисон, Боб (2005). «Новое предисловие к Чарльзу Кэмерону Георгия Лукомского» . Проверено 10 июня 2009 .
- Райс, Д.Т. (1943). «Введение в Чарльза Камерона Георгия Лукомского» . Проверено 10 июня 2009 .
- Дмитрий Олегович Швидковский (1996). Императрица и архитектор: британская архитектура и сады при дворе Екатерины Великой . ISBN 978-0-300-06564-0.
- Швидковский, Дмитрий (2008). Чарльз Камерон и архитектура императорских резиденций (Чарлз Камерон и архитектура императорских резиденций ). Москва: Улей. ISBN 978-5-91529-003-6.
Биографии современных художников
- Кузнецов, СО (1998). «Адам Менелас на российской земле. Возможные пути интерпретации творчества архитектора императора Николая I» (на русском языке). Философский век. Альманах 6. Россия во времена Николая I: наука, политика, просвещение. Эд. Т. Хартанович, М. Микешин. Санкт-Петербург, 1998.[ постоянная мертвая ссылка ]
-
Лансере, Николай (2006). Винченцо Бренна (Винченцо Бренна) (на русском языке). Санкт-Петербург: Коло. ISBN 5-901841-34-4.
Витязева В.А., Модзалевская М.А. (2006) Историк русской архитектуры Николай Лансере (Историк русской культуры Николай Лансере)
Также включает:
Книги по русской архитектуре
- Уильям Крафт Брамфилд (1997). Достопримечательности русской архитектуры: фотообзор . Психология Press. ISBN 978-90-5699-537-9.
- Джеймс Крафт; Дэниел Дэниел Брюс Роуленд (2003). Архитектуры русской идентичности: с 1500 г. по настоящее время . ISBN 978-0-8014-8828-3.
- Питер Хайден (2005). Русские парки и сады . ISBN Frances Lincoln Ltd. 978-0-7112-2430-8.
- Дмитрий Олегович Швидковский (2007). Русская архитектура и Запад . ISBN 978-0-300-10912-2.