«щелкунчик»: формула зимних праздников

Действие первое

Действие балета происходит в дома доктора Штальбаума. Все ждут Рождественских праздников. В доме будут гости. На кухне идет приготовление торжественных блюд. Родители выбирают детям нарядную одежду. В комнате наряжена елка.

Дети — дочь Маша и сын Фриц с нетерпением ждут подарков. Фриц — любимец родителей. Он получает больше сладостей и игрушек, чем скромная Маша.

Детей очень интересует, что на этот раз подарит их крестный Дроссельмейер. Он всегда балует Фрица и Машу необычными подарками. Среди игрушек, которые принес крестный — странный уродливый человечек с большими зубами. Она может разгрызать орехи, а зовут этого человечка Щелкунчик. Игрушка понравилась Марии, она берет ее себе. Несносный Фриц сломал Щелкунчику зуб, заставляя его разгрызать орехи, но Дроссельмейер починил игрушку и вернул ее Маше. Праздник заканчивается, гости разъезжаются по домам. Маша пробирается в комнату, чтобы еще раз взглянуть на покалеченного Щелкунчика.

С боем часов появляется Дроссельмейер. Он уже не просто крестный, он — добрый волшебник. По взмаху его волшебной палочки комната превращается в огромный зал, игрушки оживают и увеличиваются в размере.

В зал врывается Мышиный король в сопровождении огромной армии мышей. Горсткой елочных игрушек командует Щелкунчик. Начинается битва. Силы не равны. Мыши побеждают, но тут на помощь к игрушкам приходит Маша. Смелая девочка берет горящую свечу и швыряет ее в Мышиного короля. Воспользовавшись минутным замешательством противника, Щелкунчик вонзает в Мышиного короля свою саблю. Лишившись своего предводителя, мыши в панике бегут с поля боя, а торжествующие елочные игрушки празднуют победу. Добросердечной Маше жалко пораненного Мышиного короля, она перевязывает ему раны. После этого Король убегает. Игрушки поднимают Машу на руки и подносят ее к Щелкунчику. Но вместо уродливого Щелкунчика перед Машиными глазами — отважный и прекрасный Принц.

Маша и принц взялись за руки и полетели в окружении снежинок на прогулку по звездному небу. Их сопровождает Дроссельмейер. Злая Королева снежинок хочет заморозить Машу, но Щелкунчик и Дроссельмейер спасают девочку.

Второе действие

Миновало столетие. Принц Дезире и его свита, увлекшись азартом охоты, случайно попали в эти края. Вдруг скалы раздвигаются, возникает, а затем исчезает образ спящей Авроры, нежной и прекрасной. Принц очарован ею. Появившаяся фея Сирень приглашает принца в ладью, и они плывут сквозь густой лес. Так принц попадает во дворец. Вокруг запустение, пыль и паутина. Король, королева и все приближенные крепко спят. Принц окликает Аврору, но та не пробуждается, лежа на кровати под своим балдахином.

Тогда Дезире целует принцессу. И она открывает глаза. А вместе с ней просыпаются все вокруг. Ярким пламенем загораются камин и свечи. Исчезает паутина.

Либретто

Знаменитый балетмейстер Мариус Петипа является автором либретто «Щелкунчик».

Краткое содержание первой сцены первого действия:

Последние приготовления перед рождественским праздником, суета. Действие происходит на кухне. Повара и кухарки готовят праздничные блюда, заходят хозяева с детьми, чтобы проверить, как идёт подготовка. Фриц и Мари пытаются полакомиться десертом, мальчика угощают конфеткой – он любимчик родителей, а от Мари отмахиваются. Действие переносится в гардеробную, где супруги Штальбаум выбирают наряды для праздника, дети вертятся рядом с ними. Фриц получает в подарок треуголку, а Мари остаётся ни с чем. В доме появляется гость – это Дроссельмейер. Так начинается балет «Щелкунчик».

Краткое содержание второй сцены первого действия:

Начинаются танцы. Крёстный Мари приносит подарки – механических кукол. Все разбирают игрушки. Мари достаётся Щелкунчик, которого никто не выбрал. Но девочке он нравится, потому что ловко колет орехи, к тому же она чувствует, что он не просто игрушка. Праздник завершается, гости расходятся, все ложатся спать, кроме Мари. Она пробирается в гостиную, чтобы ещё раз посмотреть на Щелкунчика. В это время в комнате танцуют крысы, одетые как аристократы. Эта картина пугает Машу, и она падает в обморок. Часы бьют 12. Начинается интрига балета «Щелкунчик».

Краткое содержание третьей сцены первого действия:

Мари приходит в себя и видит, что комната стала огромной, а она теперь размером с ёлочную игрушку. Щелкунчик с армией игрушечных солдатиков вступает в бой с Мышиным королём и его мышами. Мари от испуга прячется в старый башмак своего дедушки, но, чтобы помочь Щелкунчику, она кидает в Короля крыс туфельку. Мышиный император в замешательстве. Щелкунчик наносит ему удар шпагой. Доброй Мари жалко побеждённого, и она перевязывает ему рану. Армия крыс разбита. В сказочное путешествие над ночным городом в старом дедушкином башмаке увозит Мари Щелкунчик.

Краткое содержание четвёртой сцены первого действия:

Щелкунчик и Мари прилетают на старое кладбище. Начинается метель, и злые снежинки вместе со своей Королевой пытаются погубить Мари. Дроссельмейер останавливает злую метель. А девочку спасает Щелкунчик.

Краткое содержание первой сцены второго действия:

Щелкунчик привозит Мари в сказочный город Конфитюренбург. Здесь полно конфет и пирожных. В городе живут забавные жители, которые очень любят сладости. Жители Конфитюренбурга танцуют в честь приезда дорогих гостей. Мари в восторге бросается к Щелкунчику и целует, и превращается в Принца Щелкунчик.

Краткое содержание эпилога:

Рождественская ночь прошла, и волшебный сон Мари растаял. Девочка и её брат играют с Щелкунчиком. К ним приходит Дроссельмейер, с ним его племянник, который похож на принца, в которого превратился Щелкунчик в сказочном сне Мари. Девочка кидается к нему навстречу, и он заключает её в объятия.

И, конечно, лучше увидеть постановку собственными глазами. Приобрести билеты на «Щелкунчик» вы можете через сервис https://bolshoi-tickets.ru/events/shelkunchik/. Там же вся актуальная информация о датах постановок. Следите внимательно — афиша обновляется!

История создания балета

В 1890 году П. И. Чайковскому было предложено написать одноактную оперу и балет — предполагалось, что оба произведения будут исполняться в один вечер. Работать композитор начал вместе с хореографом Мариусом Петипа — они постоянно обсуждали малейшие детали будущей постановки. Петр Ильич продолжал работу над музыкой даже во время путешествия на пароходе в США — он принимал участие в открытии знаменитого Карнеги-холла.

К февралю 1892 года спектакль был полностью закончен — Русское музыкальное общество очень благосклонно приняло премьеру сюиты из “Щелкунчика”, а первая постановка на сцене Мариинского театра состоялась в декабре этого же года

[править] История создания балета

…задумал создать балет по сказке «Щелкунчик и мышиный король» директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский (1835—1909). Это был не просто чиновник, а очень талантливый и высоко квалифицированный чиновник, доказавший, что талантливый и высококвалифицированный чиновник так же необходим государству, как и талантливый художник. Это было абсолютно точное и потому исключительно редкое попадание на должность директора императорских театров именно того, кого надо. Он не боялся проявлять инициативу и брать ответственность. И именно благодаря этому русская сцена принесла в мировую театральную классику множество шедевров, среди которых балет «Щелкунчик».

Иван Александрович Всеволожский искал и постоянно просматривал массу материалов — все, что могло быть использовано в качестве либретто или основы для театральных постановок. История про девочку и раскалыватель орехов в форме куклы, превращавшийся в прекрасного юношу, вполне устроила директора императорских театров в качестве основы для балета.

Декорации Константина Иванова к балету «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892

Декорации Константина Иванова к балету «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892

Эскизы костюмов И. А. Всеволожского к балету «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892

Но он задумал не просто балет. В его планы входило поставить огромное сценическое действо, целую музыкальную феерию, куда входил бы не только балет, но и опера. В качестве основы для оперы была выбрана одноактная драма в стихах датского писателя Г. Герца «Дочь короля Рене» — эта пьеса в переводе и некоторой переделке Владимира Рафаиловича Зотова была поставлена в 1888 году в московском Малом театре. Так началась история создания оперы «Иоланта».

В качестве композитора был приглашен Петр Ильич Чайковский. Либретто к балету и всю программу совместной постановки программы, включавшей и балет, и оперу, создавал главный балетмейстер Петербургской императорской труппы Мариус Петипа, он и должен был ставить хореографию балета, но заболел — и хореографом нового балета срочно был назначен Лев Иванович Иванов. А к работе над текстом для оперы сразу приступил брат композитора Модест Ильич Чайковский.

Однако если музыка к опере сочинялась у Петра Ильича Чайковского довольно быстро, то с балетом появились сложности: не сразу было найдено музыкальное видение гофманской сказки, хотя композитор целиком основывался на либретто М. Петипа. Но в итоге, когда нужный музыкальный аспект был найден и музыка появилась, это была определенная своеобразная победа — партитура оказалась намного богаче и сложнее традиционных произведений для балета. Композитор к этому времени уже заслужил звание одного из великих реформаторов балетной музыки: он принёс в классическую интерпретацию новую динамику, сквозное действие музыкальных тем и образов. Музыка к новому балету продолжила развитие в тех же направлениях.

Для Чайковского это произведение значилось сочинением 71.

Действие I

Дети доктора Штальбаума Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут подарков. Последний из гостей — Дроссельмейер. Он входит в цилиндре, с тростью и в маске. Его способность оживлять игрушки не только забавляет детей, но и пугает их. Дроссельмейер снимает маску. Мари и Фриц узнают своего любимого крестного. Мари хочет поиграть с куклами, но с огорчением узнает, что они все убраны. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика. Странное выражение лица куклы забавляет её. Шалун и озорник Фриц нечаянно ломает куклу. Мари расстроена. Она укладывает полюбившуюся ей куклу спать. Фриц вместе с друзьями надевают маски мышей и начинают дразнить Мари. Праздник заканчивается, и гости танцуют традиционный танец «Гросс-Фатер», после чего все расходятся по домам. Наступает ночь. Комната, в которой находится ёлка, наполняется лунным светом. Мари возвращается, она обнимает Щелкунчика. И тут появляется Дроссельмейер. Он уже не крестный, а добрый волшебник. Он взмахивает рукой и в комнате начинает все меняться: стены раздвигаются, ёлка начинает расти, ёлочные игрушки оживают и становятся солдатиками. Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного короля. Отважный Щелкунчик ведет солдатиков в бой.

Щелкунчик и Мышиный король встречаются в смертельной схватке. Мари видит, что армия мышей превосходит армию солдатиков. В отчаянии она снимает с себя туфельку и со всей силой бросает её в Мышиного короля. Он напуган и убегает вместе со своей армией. Армия солдатиков победила. Они триумфально несут Мари на плечах к Щелкунчику. Внезапно лицо Щелкунчика начинает меняться. Он перестает быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца. Мари и оставшиеся в живых куклы оказываются под звездным небом и фантастически красивой ёлкой, вокруг кружатся снежинки.

«Щелкунчик» в России и в мире: на сцене и в кино

Среди известных вариаций балета П. И. Чайковского можно отметить:

  • 1919 год — Большой театр, Москва, постановка Александра Горского
  • 1923 год — Мариинский театр, Петербург, поставнока Фёдора Лопухова
  • 1934 год — Мариинский театр, Петербург, постановка Василия Вайнонена, главные партии на премьере исполнили Галина Уланова и Константин Сергеев
  • 1934 год — в Лондоне балет представил Николай Сергеев, эмигрировавший в Европу после Октябрьской революции
  • 1954 год — воспитанник Мариинки Джордж Баланчин представил «Щелкунчика» в Нью-Йорке, балет показывают каждую зиму до сих пор
  • 1966 год — в московском Большом театре состоялась премьера постановки Юрия Григоровича, которую многие специалисты называют практически идеальным решением партитуры Чайковского
  • 1967 год — Рудольф Нуреев поставил балет Чайковского в Англии: сначала премьеру представили в Королевской шведской опере в Стокгольме, позже постановка нашла свой дом в Ковент-Гардене (Лондон), ещё через несколько лет Нуреев представил «Щелкунчика» в «Ла Скала» (Италия) и в Парижской опере
  • 1976 год — премьера «Щелкунчика» Михаила Барышникова в Американском театре балета (Нью-Йорк), сам спектакль уже не идёт на сцене, но можно найти его видеоверсию

В 2001 году в Мариинском театре представили одну из самых необычных вариаций «Щелкунчика». Визуальный мир для балета создал художник Михаил Шемякин. Он разработал костюмы и декорации, тщательно продумал образы персонажей и даже диктовал хореографу характер пластики каждого героя. Эта красочная фантасмагория, насыщенная драматизмом музыки, причудливыми фантазиями автора, погружает зрителя в совсем другую атмосферу. На смену тихому семейному вечеру в канун Рождества приходит буйство эмоций и гротескных образов.

Сцена из балета «Щелкунчик», Мариинский театр. Фото: Мариинский театр

Знаменитую рождественскую сказку Гофмана не обошли вниманием и кинорежиссёры. Существует несколько версий «Щелкунчика» в кино

Среди самых известных:

  • «Щелкунчик и Крысиный Король», 2010 год, режиссёр Андрей Кончаловский;
  • «Щелкунчик», 1993 год, режиссёр Эмиль Ардолино — экранизации постановки балета Джорджа Баланчина (1954 год, Нью-Йорк);
  • «Щелкунчик и мышиный король», 2004 год, режиссёр Наталья Мальгина — мультфильм, главные роли в котором озвучил звёздный состав артистов: Георгий Тараторкин, Евгений Миронов, Марина Александрова, Ефим Шифрин, Юрий Гальцев и другие;
  • «Щелкунчик и четыре королевства», 2018 год, режиссёры Лассе Халльстрём, Джо Джонстон — голливудская версия в жанре фэнтези.

Интересные факты о балете “Щелкунчик”

Первая постановка балета в Мариинском театре поразила публику в первую очередь силой звучания оркестра

Особое внимание привлек инструмент челеста

В основе танца “Кофе” лежит древняя грузинская народная колыбельная, а во время завораживающего танца снежинок на сцену медленно падает конфетти — его общая масса около 20 кг.

За весь спектакль сменяется примерно 150 различных костюмов, а за кулисами постоянно должны находиться около 60 человек для смены оборудования, нанесения грима и смены нарядов танцовщиков.

Танцовщик Франк Рассел Гэли стал самым возрастным исполнителем роли Щелкунчика — на момент выступления ему было 74 года и 101 день, что является абсолютным рекордом для действующего солиста балета в истории.

Знаменитый блондин-проказник из “Один дома” Маколей Калкин тоже был Щелкунчиком — он сыграл в голливудском фильме-балете сразу две роли, кроме роли деревянной куклы ему довелось сыграть племянника Дроссельмейера в экранизации сценической версии Баланчина.

Дирижер Стивен Ричман сумел уговорить знаменитого джазмена Дюка Эллингтона сделать невероятное — выпустить собственную оригинальную трактовку музыки балета. Двойной диск вышел в 1960 году и назывался The Nutcracker Suites. В первой части можно услышать традиционную сюиту, во второй же Эллингтон вместе с коллегами по джазовому цеху исполняют авторские обработки. Ключевая роль в них отводится кларнету, трубе, саксофону и роялю. Несмотря на неожиданное звучание, сюита ничуть не потеряла праздничности, легкости и очарования.

Действие 2

Второе действие переносит зрителя в город Конфитюрнбург, столицу королевства Сладостей. Здесь Принц Оршад и Фея Драже уже ждут прибытия Мари. Они объявляют ее принцессой и дарят приглашение на бал в ее честь. Мари и Щелкунчик кружатся в танце, но вдруг вновь появляется гостиная родного дома. Девочка просыпается и торопится к крестному, чтобы сказать ему слова благодарности за путешествие в волшебство.

Аналогичное чувство испытывает каждый, кто попадает в сказочную а.

для детей, 5 класс

Оцените произведение:

3.2

Голосов: 217 Читать краткое содержание Балет Чайковского — Щелкунчик. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Действие II

На этот раз при атаке мышей Принц наносит им сокрушительный удар. Зал наполняет ощущение праздника. Арабская, а также привезенные из Испании, России и Китая куклы несказанно благодарят героиню за спасение их жизней.

Вокруг в задорной пляске отмечают успех завораживающие феи и пажи. Дроссельмейер в который раз совершает перемены. Все готово к свадьбе Мари и Принца. Пробудившись, девочка обнаруживает в собственных руках Щелкунчика. Находясь в знакомой комнате, она осознает, что увиденное ни иное, как сказочный сон…

Повествование заставляет задуматься о происходящих вокруг вещах, о том, как иногда приятно и полезно оказаться в добром, увлекательном мире сновидений.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Как создавался великий балет

История балета началась со сказки.

В 1816 году немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман написал сказочную повесть «Щелкунчик и Мышиный король». Произведение стало письменным изложением одной из сказок, которую Гофман сочинил в формате импровизации, общаясь с детьми своего близкого друга. Малыши Мари и Фриц так любили сказки старшего товарища, что в итоговой рукописи главные герои сказки получили их имена. Впрочем, есть вероятность, что в «Щелкунчике» писатель собрал сразу несколько на ходу придуманных сюжетов.

О сюжете сказки «Щелкунчик и Мышиный король»
В канун Рождества дети Мари и Фриц получают много подарков. Среди них — игрушка в виде маленького некрасивого человечка по имени Щелкунчик, умеющего разгрызать твёрдые орешки.
Вечером Мари подходит к шкафу с подарками и случайно видит настоящую битву: сражаются Мышиный король и его свита, выбравшиеся из-под пола, и армия игрушек, которую возглавляет Щелкунчик. Мари пытается помочь Щелкунчику, но чувствует сильную боль в руке и падает на пол. Утром девочка просыпается и рассказывает о ночной битве, но мать и доктор не верят Мари.
Крёстный Дроссельмейер приносит девочке отремонтированного Щелкунчика и рассказывает историю о нём: когда-то Щелкунчик был племянником Дроссельмейера, красивым и добрым юношей, но после проклятия королевы Мышильды превратился в маленького уродливого человечка. Чтобы вернуться в прежний облик, Щелкунчику нужно победить Мышиного короля и добиться любви Прекрасной Дамы. Ей становится Мари. Щелкунчик преподносит девочке трофеи поверженного Мышиного короля. Мари и Щелкунчик отправляются в волшебную страну, и Прекрасная Дама влюбляется в своего героя.
Родители Мари не верят воспоминаниям девочки и советуют поскорее забыть о странном сне, но девочка не может выбросить из головы воспоминания о Щелкунчике.
В финале сказки в доме появляется гость. Это племянник Дроссельмейера — красивый молодой человек. Он признаётся Мари, что перестал быть маленьким уродцем. Мари становится невестой бывшего Щелкунчика, на их свадьбе танцуют 2000 нарядных кукол.

Повесть «Щелкунчик и Мышиный король» была впервые опубликована в 1816 году в сборнике «Детские сказки» в Берлине. А спустя почти 30 лет, в 1844 году, появилось переложение сказки Гофмана — «История Щелкунчика».

П.-К. Гайсслер, иллюстрация к сказке о Щелкунчике, 1840 г.

В «Истории Щелкунчика» Александр Дюма-отец сохранил сюжетную линию, но в остальном французский вариант являл собой вольный перевод сказки с совершенно другой атмосферой и настроением. У Дюма-старшего акцент сместился на любовную линию: здесь искреннее светлое чувство оказывается всепобеждающим в борьбе со злым проклятием, и именно любовь помогает Щелкунчику из деревянного игрушечного уродца превратиться в настоящего человека.

«История Щелкунчика» послужила основой для создания великого балета Петра Ильича Чайковского.

Щелкунчик

Щелкунчик – это деревянная механическая кукла-карикатура, давно уже ставшая символом Нового года и Рождества не только для Германии и других Европейских стран, но и для России. И в наше время в канун Нового года для многих детей это один из самых желанных подарков, олицетворяющий победу добра над злом. Именно поэтому Щелкунчик и сейчас популярен среди производителей деревянных игрушек во всем мире. Родиной Щелкунчика считается небольшой немецкий городок Зайфен, который находится в Рудных горах. Жители этого городка славятся своим удивительным искусством резьбы по дереву. Когда-то в этом месте рудокопы вылавливали со дна ручья небольшие крупинки чистого олова, затем плавили их и изготавливали оловянную посуду.

Но причем здесь Щелкунчик? – спросите вы. После насыщенного рабочего дня рудокопы этого городка любили вырезать из дерева небольших кукол. Так и появился Щелкунчик, в простонародье прозванный «Зубастиком» – как кукла-карикатура на князей и баронов, притесняющих права бедного сословия. Ради веселья кто-то из жителей Зайфена решил сделать деревянную игрушку механической и «заставить» ее щелкать орехи. Игрушка стала очень популярной не только в их маленьком городке, но и вскоре за его пределами. Однажды «Зубастик» попал на ярмарку в Лейпциг, где игрушка особенно понравилась покупателям.

В начале XIX века немецким сказочником Эрнстом Гофманом была написана удивительная история, главным персонажем которой стал Щелкунчик. Эта сказка получила название «Щелкунчик и мышиный король» и была издана в 1816 году. С тех пор дети верят, что в канун Рождества Щелкунчик превратится из несуразной уродливой игрушки в прекрасного принца, который был заколдован мышиной королевой по имени Мышильда. В России же свою популярность Щелкунчик обрел после того, как Петр Ильич Чайковский сочинил балет с одноименным названием «Щелкунчик». Премьера его состоялась в 1892 году в Санкт-Петербурге. Долгое время этот балет был неотъемлемой частью Нового года, наряду с елкой и подарками.

Щелкунчик — забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчике был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа. Щелкунчик обычно выполнен в красно-белой гамме цветов и может быть украшен резьбой или золотыми украшениями. Игрушка подходит для сюжетно ролевых игр. Ребенок может придумывать разные истории и разыгрывать сценки вместе с Щелкунчиком.

Разыгрывать целые спектакли дома вместе с другими игрушками. Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Сейчас эта игрушка относится скорее к разряду коллекционных. Как правило, она выполняется на заказ, оформляется росписью и резьбой, сделанной вручную. И, конечно, стоит недешево, как и любая авторская игрушка. Игрушку «Щелкунчик» можно найти у . Она выполнена из дерева и расписана яркими цветами. От «BOCHART» можно найти Щелкунчика-орехокола. Игрушка колет небольшие орешки — фундук, кешью, миндаль. Расписана вручную акриловыми акриловыми красками, покрыта глянцевым акриловым лаком.

Популярные сегодня пересказы

  • Старик Хоттабыч — краткое содержание сказки Лагина Лагин написал сказку «Старик Хоттабыч». Это произведение было написано в советское время, на сегодняшний день оно остается актуальным.
  • Лондон Джек Лондон родился в Сан-Франциско в 1876 году и прожил не лёгкую жизнь, полную лишений. Родители Лондона знакомятся в Сан-Франциско, мать – Флора преподавала музыку,
  • Почта духов — краткое содержание произведения Крылова Произведение представляется литературным сатирическим журналом, издаваемым автором, форма которого определяется собрание писем, написанных разнообразными духами, привидениями, гномами и прочей нечистью в адрес старика
  • Неточка Незванова — краткое содержание романа Достоевского С первых страниц произведения перед нами предстает Неточка, которой недавно исполнилось 8 лет. Девочка живет в довольно таки стесненных условиях. Ее мать старается обеспечить семью

[править] Вариации на музыку

Щелкунчик (Casse-noisette) — Морис Бежар/Maurice Bejart

Nutcracker — Matthew Bourne / Щелкунчик — Мэтью Борн. 2003

На музыку из балета, ставшую классической, создаются современные вариации с совсем другими сюжетами (см. постановки Мориса Бежара (Франция) — 1999 и юмористическую (в том числе с черным юмором) Мэтью Борна (Англия) — 2003).

Если представление Бежара, хоть и далекое от известного сюжета, все же претендует на импровизацию по классическому танцу, то хореография Борна и не претендцет на него

Но это и неважно. Оба балета признаны интересными и заслужили понимание зрителя и потому требуют определенного внимания

«Щелкунчик» Мориса Бежара (Maurice Bejart) появился в 1999 году. Под бессмертную музыку балета и на фоне современного танца Морис Бежар рассказывает свою собственную биографию — на французском языке. Но язык танца, пластики и мимики делает понятным его спекталь для всех.

«Щелкунчик» английского хореографа Мэтью Борна (Matthew Bourne) совсем иной по жанру, поставлен в театре Сэдлерс-Уэллс. Действие перенесено в приют доктора Дросса для беспризорных детей. Этот балет Мэтью Борна вызвал много споров. Как его только не называли: и «странный», и «неожиданный», и просто «невесть что» — причем на всех языках. Но нашелся критик, определивший творчество Борна (имея в виду именно эту постановку) такими словами: «В конце концов, классический балет — крайне консервативный жанр, какие-либо значительные изменения в новых постановках вносить в него не принято. Но кроме классических постановок „Щелкунчика“ появляются неклассические. Мэтью Боурн ставит балеты в современной технике танца: джаз и контемпорари. Он берет классическую музыку, звучавшую в театрах уже миллион раз, и показывает под нее что-нибудь непривычное. Интерпретирует ее по-своему и сочиняет новую сказку».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector