Арсений тарковский. «из немногих мастеров стиха»

Отец и сын

Только в 1962 году вышел первый его настоящий сборник — «Перед снегом». В том же году сын, Андрей Тарковский, получил награду Венецианского кинофестиваля за «Иваново детство».

Во многих изданиях (и, конечно, не только в России) растиражированы его слова об отце: «Мой отец, конечно, сегодня самый большой русский поэт. Вне всяких сомнений. С огромным духовным зарядом

Поэт, для которого самое важное — его внутренняя духовная концепция жизни. Он никогда не писал ничего, чтобы прославиться»

И для своих фильмов он выбирал такие стихотворения отца, чтобы сразу было ясно: «самый большой русский поэт».

Стихи отца звучат в нескольких картинах Андрея Тарковского. А «Зеркало» вообще во многом — видение жизни отца глазами сына. В фильме звучит голос Арсения Александровича, который не только записал стихи (четыре стихотворения — из лучших), но и дублировал реплики одного из героев. Записывали по многу дублей, это было мучение. Но, наверное, и счастье. Стихи прозвучали веско:

Я век себе по росту подбирал.

Мы шли на юг, держали пыль над степью;

Бурьян чадил; кузнечик баловал,

Подковы трогал усом, и пророчил,

И гибелью грозил мне, как монах.

Судьбу свою к седлу я приторочил;

Я и сейчас, в грядущих временах,

Как мальчик, привстаю на стременах.

Директор фильма вспоминала: «Отца на «Зеркале» он заставлял раз десять переписывать одни и те же стихи: что-то ему не подходило, какая-то интонация. Вдруг Андрей Арсеньевич сказал: «Это то, что мне надо» — и ушел куда-то. А мы с Арсением Александровичем стали слушать. И когда прослушали последнюю запись, он сказал: «Да, если бы мне кто-нибудь сказал, что у меня гениальный сын, я бы не поверил; а вот я сам чувствую: он добился того, что это не похоже ни на один из прежних дублей».

Притча о банальной дороге

Как-то осенью я приехал в Голицыно, на дачу к Тарковским. Это была обыкновенная изба с небольшим садиком возле неё.

Шли затяжные, хотя и не сильные дожди, обильно питающие стынущую землю. Потёк жёлтый лист. Он был ещё не ссохшийся, а тонкий и прямой.

Слоёный пирог осени (грязь, листва, дождь) уже парил туманом и неотразимо пах ароматами торжественного увядания природы.

А Тарковский любил, чтоб солнышко светило и на небе – ни облачка. В Ставрополе такое бывает нередко, и потому я мог информировать его так: погода у нас, Арсений Александрович, стоит Тарковская.

…Было ещё рано, и я разбудил дачников стуком в окно.

Тарковский – со своей гипертонией – отходил ото сна долго, тяжело и болезненно. Я помог заварить ему чай. Почитали стихи. Говорили недолго. Мне нужно было на электричку и – в Москву.

Я пообещал Арсению Александровичу листья тутовника, который он называл ласково шелковицей, и плоды боярышника, заверив, что это лучшее народное средство при повышенном давлении.

Он вызвался меня проводить и, несмотря на увещевания, вышел в сад. Здесь время от времени гулко падали на землю чудесные яблоки.

Ещё в комнате я заметил, что стены несколько угнетали его. В саду он ожил. Яблоки вызывали у него детский восторг.

Я вспомнил: «И круглого яблока круглый язык…» И показалось, что он мысленно общается с ними на этом «круглом языке» – как с живыми существами.

– Откройте свой дипломат! – попросил он и стал, ловко нагибаясь и виртуозно опираясь на костыль, собирать золотые плоды с земли и бросать в чемоданчик.

Мне было как-то радостно от его внезапной ловкости, но и неудобно.

– Арсений Александрович! Хватит… – пытался я остановить его, человека уже в летах, потерявшего на войне ногу, больного. Но он весело смотрел на меня, пока не накидался яблоками в своё удовольствие.

Вышли за калитку. Я думал распрощаться, но он пошёл дальше.

– Вот там, – показал Тарковский вперёд костылём, – видите – киноафиша. Если под неё подлезть – Вы минуете грязь и выйдете на асфальт.

Видно, воспоминания о детских озорствах придали ему сил, и он шагал ещё и ещё. Грязь на дороге была разворочена машинами. Опять начал моросить препротивнейший дождь.

У Тарковского был обыкновенный примитивный протез, но при всей неуклюжести искусственной ноги осанка его хранила достоинство. Мы шли, чавкая и хлюпая дорожной жижей, в которую там и тут были вкраплены жёлтые листья. Дороги этой, казалось, не будет конца. И вдруг я понял, что это, к сожалению, единственная дорога!

У меня сердце сжалось…

Банально, но у нас, в нашей стране, другой-то дороги и нет!

Дождь моросил всё напористей. Туман проносился в вершинах дерев. Дорога ещё продолжалась…

Потом он возвратился назад. А я пошёл на свою электричку…

Яблоки в моём дипломате молчали до самой Москвы.

Тарковская погода ещё не царила в России.

Переезд в Европу

В 1980 году режиссер уехал в Италию в командировку. Там он начал работу над фильмом «Ностальгия». За это время он успел снять картину «Время путешествия». Срок его командировки подходил к концу, поэтому он просил оставить его в Европе на 3 года. ЦК КПСС отправила ему ответное письмо с отказом, а в 1983 году был подписан приказ о его увольнении из «Мосфильма».

В конце года он поставил оперу «Борис Годунов» в Лондоне. Артист принял решение не возвращаться в СССР, на что власти ответили запретом к показу его работ в стране. Во Флоренции ему предоставили квартиру, где он смог поселиться вместе с семьей и прожить несколько лет.

Интересно: Андрей Тарковский был признан почетным гражданином Флоренции.

В 1986 году вышла последняя работа режиссера под названием «Жертвоприношение». Он не успел реализовать такие проекты, как «Идиот», «Пятое Евангелие», «Гофманиана», «Обломов», «Волшебная гора», «Доктор Фаустут», «Иосиф и его братья», «Степной волк» и многие другие.

Жизнь брала под крыло…

Он годами избегал в стихах «автобиографических» мазков, выглядел отстраненным философом, астрономом. Как будто между ним и ХХ веком — телескоп. Но от такой аскезы иногда рождаются признания, равных которым немного и у поэтов «исповедальной страсти». И тут стоит вспомнить стихотворение, которое знали миллионы — и зрители «Сталкера», и слушатели песен — разухабистых эстрадных и бережно-бардовских, одинаково бестактных по отношению к оригиналу:

Жизнь брала под крыло,

Берегла и спасала.

Мне и вправду везло,

Только этого мало.

Эти строки заменят любое жизнеописание, любое откровенное интервью с автором. И еще добавляют то, что может добавить только поэзия. Здесь отступает мастерство стилизатора и очаровательного традиционалиста

И очень важно, что таких стихотворений у Тарковского немного. Он вообще не ставил на поток «темы с вариациями»

Ссылки по теме:

Появится ли музей Тарковских в Москве? — 16.07.2016

Тарковские: читать и смотреть — 04.04.2017

Литература в натуре — 22.05.2017

Годы безвестности

В продолжение многих лет поэт и переводчик с европейских и восточных языков для широкого читателя оставался безвестным. Первую публикацию его сборника стихотворений «Перед снегом» (1962) Анна Ахматова назвала «драгоценным подарком». Молодое поколение нынешних читателей также плохо знакомо с его творчеством. А между тем произведения поэта, исполненные классической ясности и мудрости, прозвучали в культовых фильмах его знаменитого сына – кинорежиссера Андрея Тарковского: «Ностальгия», «Зеркало», «Сталкер». А кто не помнит великолепное исполнение Софией Ротару песни «Вот и лето прошло»? Музыку к ней сочинил композитор Александр Суханов, а в качестве текста использовано одноименное стихотворение Тарковского, написанное им в 1967 году.

Судьбу Арсения Тарковского, сравнивая ее с судьбами других поэтов «Серебряного века», перемолотыми жерновами послереволюционного безвременья, исследователи считают в определенной степени мягкой. Ее трагизм лишь в одном: с самого начала апологеты официальной идеологии вытеснили поэта на задворки литературы и заставили прозябать в безвестности.

Заслуги поэта «благодарным отечеством» были отмечены лишь после его смерти: в ноябре 1989-го ему посмертно присудили Государственную премию за его книгу «От юности до старости».

Литературная деятельность

После ранения он продолжал писать стихи, с которыми выступал в домах культуры, занимался переводами и готовил к печати сборник своих стихов. После разгромного постановления партии, в котором было названо пустым и бессодержательным творчество А. Ахматовой и М. Зощенко, книгу Тарковского также посчитали непатриотичной и отклонили. Его стихи перестали печатать.

В 1962-м вышел его сборник «Перед снегом», публикацию которого подготовили жена и писатель В. Вятрович.

Сын поэта Андрей сказал об отце так:

Он неоднократно использовал стихи отца в своих фильмах. В 1960-х были выпущены и другие поэтические сборники Тарковского. К поэту пришла известность.

Анализ стихотворения «Стань самим собой» Тарковского

Призыв «Стань самом собой» Арсения Александровича Тарковского обращен как к художникам слова, так и ко всем людям вообще.

Стихотворение датируется 1957 годом. Поэту исполнилось пятьдесят лет, однако добро на издание дебютной книги он получит только еще через пять лет. Он занимается переводческой работой, иногда выбирается в творческие командировки, всерьез увлекается астрономией и годами пишет стихи в стол. В жанровом отношении – философская лирика, этюд самопознания, рифмовка смежная и лишь в конце – охватная, 7 строф. Название стиха почти дословно повторяется в предваряющем его эпиграфе из Гете. Начинается стих с изрядной долей иронии, со спора автора с известной пословицей, народной мудростью. Оказывается, найти себя в этом мире – задача, которая не каждому и по плечу. Более того, не всякий человек этой целью в принципе озадачивается. По крайней мере, в предлагаемом поэтом смысле. «Вывернешься наизнанку» в тщетных попытках увидеть в своем отражении лица необщее выражение. «Все и всех найдешь»: маски, личины, роли, подражания, но только не свое истинное «я». «В прятки сам с собой»: человек как будто боится посмотреть на себя трезво. Ему комфортно в миражах. Даже Гамлет уже вторичен – перед затмевающей его игрой актера. Жизнь отступает, тушуется на фоне театрализации. Поэт ратует за уникальность личности, за поиск ключа, отпирающего лишь один, предназначенный для него, замок.

В предпоследней строфе поэт обращается к собратьям по перу, не обязательно и начинающим, кстати. Он призывает искать собственный голос, а первый шаг на этом пути – мужественно посмотреть правде в глаза и признать свою негениальность. «Загородил полнеба»: значит, следует идти на ощупь, искать в словесной руде, подбирать осколки самоцветов, брошенные торопливым гением. Не следует примерять на себя и роль пророка, мудреца, особенно, если она явно не по зубам. Ведь остаются, пусть негромкие, бесхитростные, но такие настоящие и трепетные слова естественного образа, сравнения, мысли. Слепец додумывает мир, немой – символ ценности каждого произнесенного слова. Верный «угол зренья» при взгляде на себя и вещи – как средоточие, фокус, из которого расходятся лучи долгожданного озаренья. «Угадан до конца»: пронзен, просвечен, обретший форму и содержание. Лексика возвышенная смешана с просторечной, эпитет («заветное число»), сравнение («как ряженый»), идиома («как назло»), внутренняя рифма в третьей строфе, метафоричность («под его стопой»), обращение на «ты» к читателю. А. Моисси – знаменитый актер, игравший в постановках по В. Шекспиру. Известны также его советские гастроли.

Стихотворение «Стань самим собой» А. Тарковского – вдохновляющая карта по поиску клада собственной души.

Переводчик

В 1930—40-е, когда Тарковский неторопливо «входил в литературу», поэзия была необходима многим. Всерьез. Молодым, наверное, в большей степени. В то же время она превратилась в индустрию, которой необходимо выдавать полезную продукцию по планам единственного заказчика — государства. По Маяковскому:

Я хочу,

чтоб в конце работы

завком

запирал мои губы

замком.

Я хочу,

чтоб к штыку

приравняли перо.

С чугуном чтоб

и с выделкой стали

о работе стихов,

от Политбюро,

чтобы делал

доклады Сталин.

Наступило время «литературных работников». Писатели играли важную роль в системе пропаганды. В наши дни политический заказ выполняют десятки «институтов», телепрограмм, сайтов, тысячи политологов и блогеров. В те годы существовало только радио — несколько программ, отряд партийных лекторов и писатели-журналисты. Писатели — в первую очередь. Потому что главный советский писатель — Максим Горький — стоял вровень с вождями. Всё это Тарковскому не подходило. Шагать в ногу со временем он не собирался: скучно! Значит, оставалось скрывать себя в ворохе переводов. Требовалась ясность, «народность», поменьше мудреных цитат и ассоциаций, побольше простых афоризмов. Читательские вкусы и установочные рамки расширятся только в шестидесятые годы — и Тарковский станет тогда одним из самых почитаемых поэтов. Он чурался многословия, не был комментатором эпохи, не любил рифмованных назиданий.

Литературный перевод считался стратегически важной работой. Тут сказывались разные факторы: и политическая идеология, и ставка на просвещение, и укрепление каркаса «дружбы народов», на которой держалась многонациональная держава

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье (около города Юрьевца на Волге) Ивановской области. Его отец — известный поэт Арсений Александрович Тарковский. Мать, Мария Ивановна Вишнякова, окончила Литературный институт.

Андрей жил вместе с мамой, бабушкой и сестрой в деревянном доме на улочке Щипок в дальнем Замоскворечье.

«Это было тяжелое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссером, — всем этим я обязан матери», — говорил Тарковский.

Во время войны семья эвакуировалась в Юрьевец. Мария Ивановна по льду ходила за реку, таскала картошку из дальних деревень. Но уже в 1943-м Тарковские вернулись в Москву.

Мария Ивановна работала корректором в Первой образцовой типографии. Каким-то образом ей удавалось выкраивать деньги на книги и альбомы, билеты в консерваторию — кроме обычной школы, Андрей занимался и в художественной школе и в музыкальной (по классу рояля). В школе Андрей держался свободно, с учителями разговаривал на равных. По гуманитарным предметам успевал на «отлично».

В 1951-1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, но, не закончив курса, устроился в ВНИИ цветных металлов и золота, затем работал геологом.

Режиссер Андрей Тарковский

«В свое время я пережил очень трудный момент, — вспоминал он. — В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет…»

Притча о юбилеях и осиновом коле

Приближалось 25 июня. День его рождения. К Тарковскому заходили улыбчивые друзья, поклонники. Арсений Александрович и Татьяна Алексеевна пачками получали корреспонденцию. В правительственной телеграмме из Грузии его поздравляли как выдающегося поэта… Правительство России молчало… Но это всё же был юбилей. Он любил свой день рождения. Это был юбилей!

Татьяна Алексеевна зазвала меня в свою комнату, показала дарённые ей когда-то розы, которые, как чудесные талисманы, стояли у неё годами, высохшие, но не теряющие своей привлекательности. Показала полку переведённых ею книг. И сказала:

– А ведь у нас тройной юбилей! У Арсения Александровича, у его сына (она имела в виду, – конечно, Андрея Арсеньевича, о котором говорила, что некоторые его фильмы отмечены печатью гения) и… у меня.

– А что за юбилей у Вас? – поинтересовался я.

– 20 лет назад мы перевели с подругой книгу Маргарэт Митчелл «Унесённые ветром». Но в Россию приехал Гэс Холл, лидер компартии США, и сказал, что эту книгу в Союзе он не хотел бы видеть.

И вот теперь только её издали. Правда, маленьким тиражом, но всё же!

Я от души поздравил её и пошёл к Арсению Александровичу.

– А Вы знаете, – сказал он, завидев меня, – когда-то в России была дикая, так называемая «живая обновленческая церковь». Так я знал митрополита этой церкви. Это был типичный вампир! У него была, видно, нехватка энергии. И он так иногда болел, что не мог подняться с постели. Так вот, к нему приходила его любовница (кажется, её звали Варей), он брал её за руку, отходил, и у него появлялся румянец на щеках! Она же после этого начинала болеть. Мне и хоронить его пришлось, – сказал он с отвращением. – Жаль, что не забили ему тогда осиновый кол в сердце!

Я вспомнил, что, по народному поверию, так должны поступать с мёртвыми вампирами, чтобы они не шатались потом по ночам и не пили из людей кровь.

А «живая обновленческая церковь», созданная под эгидой большевиков, чтобы вредить православию, была действительно мерзейшим явлением. Поэтому мне было понятно негодование ласкового, доброго и сдержанного Тарковского.

И я подумал, что у нас у всех не тройной, а четверной юбилей. Ведь 25 июня – День Владычицы мира! Это Она хранит нас от всех «враг видимых и невидимых».

А вурдалаки ходили по всей стране, лезли в окна и подслушивали у дверей…

О, если бы мне пришлось кое-кого из них хоронить – я бы уж непременно воспользовался тем самым колом!

А похороны-то будут не сегодня, так завтра.

Ходатайствуй о нас пред Богом, Пресвятая Дева Мария, и храни!

Только про осиновый кол не позабыть бы, упаси меня Бог!

Ставрополь

Первоисточник – ежемесячник «45-я параллель», 1991

PS-45: 5 июня 2007 года прошла поминальная служба за упокой раба Божьего Евгения в одной из грустных православных часовен… Прекрасный и практически никому не известный в России поэт Золотаревский похоронен в Ставрополе, на самом дальнем городском кладбище…

PPS-45: Книга избранных произведений Евгения Золотаревского должна выйти в США, в 2010-м… Она появится благодаря усилиям многих людей – в том числе и поэтов Алексия Головченко и Ольги Пахомовой.

Подборки стихотворений

  • Вседневный человеческий словарь № 17 (42) 21 июня 2007 г.
  • Здравствуй, всё без меня… № 36 (168) 21 декабря 2010 г.
  • На то и волхв № 34 (238) 1 декабря 2012 г.

О детях и чести

Съемки фильма «Зеркало». 1975 год

Идея связи будущего с настоящим так или иначе проходит через все фильмы Тарковского. Например, в «Зеркале» Тарковский представил три этапа жизни и три поколения собственной семьи. Интересно, что в некоторых эпизодах представителей различных поколений играл один и тот же актер: таким обра­зом режиссер, с одной стороны, намекал на схожесть судеб разных поколений, с другой — на то, что одно поколение перенимает идеи другого. В реальной жизни режиссер имел трех сыновей: двух от разных браков и еще одного, который родился в Швеции незадолго до смерти отца.

о «зеркале» и других фильмах подробно

Андрей Тарковский: как начать смотреть его фильмы

Разбираемся в фильмографии великого режиссера

Биография

Арсений Александрович Тарковский родился 25 (12 по старому стилю) июня 1907 г. в городе Елизаветграде Херсонской губернии (ныне – Кировоград, Украина). Его отец Александр Карлович (бывший член партии «Народная воля», отсидевший за революционную деятельность в тюрьме) служил в банке. Мать работала учительницей. Арсений был вторым ребенком в семье. Его старший брат Валерий погиб в бою против банд атамана Григорьева в 1919 г.

С малых лет Арсений читал русских и зарубежных классиков, посещал вечера приезжавших в город известных поэтов – И. Северянина, К. Бальмонта, Ф. Сологуба. Он и сам рано начал писать стихи.

Тарковский учится в классической гимназии, а после прихода большевиков – в единой трудовой школе. В начале 20-х гг. (точная дата неизвестна) Арсения и его друзей арестовали за опубликованное в газете стихотворение с нелестной характеристикой Ленина. Юноше удалось убежать. Он скитается по Украине и Крыму, голодая, временами зарабатывая сапожным ремеслом, работая в рыболовецкой артели.

В 1923 г. он приезжает в Москву. Здесь посещает Высшие государственные литературные курсы, где знакомится с Марией Вишняковой, ставшей в феврале 1928 г. его женой. Брак с Вишняковой распался, когда их дети – Андрей (будущий всемирно известный кинорежиссер), и Марина были совсем маленькими. Второй женой Тарковского в середине 30-х гг. (официально в 1940 г.) становится Антонина Бохонова.

Еще учась на литературных курсах, Тарковский начинает писать литературные фельетоны для газеты «Гудок» (где в то время сотрудничали такие известные писатели, как М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев). Он работает также для радио и театра. Стихи он пишет «в стол», при этом активно работает как переводчик с азербайджанского, чеченского, туркменского, сербского, польского и других языков. В 1934 г. вышел в свет первый отдельный сборник переводов Тарковского, а в 1940 г. поэт становится членом Союза писателей.

В 1939 или 1940 г. он познакомился и сблизился с вернувшейся из эмиграции Мариной Цветаевой. (Как выяснилось много лет спустя, именно ему Цветаева посвятила свое последнее стихотворение).

В 1941 г. Тарковский, вывез жену и приемную дочь в эвакуацию; он упорно просится на фронт и в начале 1942 г. становится корреспондентом армейской газеты «Боевая тревога». Затем поэт принимал участие в боях под Москвой, на Западном, Брянском, 2-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. После ранения и ампутации ноги демобилизовался в звании капитана.

В послевоенный период, активно занимаясь переводческой деятельностью, он продолжает писать стихи «в стол» (сохранился ряд рукописных сборников). Подготовленный в 1945 г. сборник (54 стихотворения) приняли к печати, но после постановления 1946 г. о журналах «Звезда» и «Ленинград» набор книги был уничтожен. В том же году Тарковский познакомился с Ахматовой, которая высоко оценила его творчество. Дружба поэтов продлится до ее смерти.

В 1949 г. Тарковский расторгает брак с А.А. Бохоновой, в 1951 г. официально женится на Т.А.Озерской.

В течение 15 лет стихи Тарковского появлялись в печати лишь эпизодически. Долгое время как поэт он оставался неизвестным массовому читателю. Его великолепные переводы восточных поэтов по-прежнему издавались, однако такое занятие для человека с ярко выраженной творческой индивидуальностью было определенным бременем.

Сборник «Перед снегом», оцененный Ахматовой как «драгоценный подарок современному читателю», удалось издать лишь в 1962 г. Почти одновременно на экраны вышел фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», где прозвучали стихи Арсения Тарковского в авторском исполнении.

Вслед за первым сборником начали появляться и другие: «Земле – земное» (1966), «Вестник» (1969), «Стихотворения» (1974), «Волшебные горы» (1978), «Зимний день» (1980), «Избранное» (1982), «Стихи разных лет» (1983), «От юности до старости» (1987), «Звезда над Арагацем» (1988, последнее прижизненное издание). Звучат стихи Арсения Тарковского и в фильмах его сына – «Сталкер», «Зеркало».

Тарковский награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени и др. Государственная премия СССР за книгу «От юности до старости» была присуждена ему уже посмертно.

Умер Арсений Тарковский 27 мая 1989 г. в Москве. Похоронен в Переделкино.

Коротко о нем: детство, юность, начало карьеры

Будущий поэт появился на свет в 1907-м в дворянской семье. Его родина – г. Елисаветград (ныне Кропивницкий) в Херсонской губернии. Его отец был банковским служащим, журналистом и поэтом. Мать преподавала в воскресной школе и частных училищах.

Помимо Арсения, в семье подрастал еще один сын — Валерий, который погиб в Гражданскую. В раннем детстве под руководством отца Арсений написал свои первые стихи. Отец водил детей на поэтические вечера, обучал их иностранным языкам. Начальное образование будущий поэт получил в местной частной гимназии.

Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями

«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой

Студентка полицейской академии Вьетнама рассказала, как ухаживает за кожей лица

В 1921-м, обучаясь в Единой трудовой школе, Арсений вместе со своими товарищами составил акростих антиленинского содержания и опубликовал его в местной газете. Все авторы были арестованы. Поэту удалось бежать из-под стражи, после чего он скитался по разным городам Украины, осваивая новые профессии и продолжая писать стихи.

В 1925-м он поступил на Высшие литературные курсы в Москве. Из-за безденежья проживает у своего наставника Георгия Шенгели, который многому его научил и помог устроиться на работу в газету «Гудок», где молодой литератор печатает свои стихи и памфлеты.

В 1931-м поэт начинает работать на Всесоюзном радио в качестве сценариста. После выхода пьесы «Стекло» Тарковского уволили с работы по обвинению в мистицизме. Он стал работать переводчиком с восточных языков в Государственном литературном издательстве. В 1940-м Тарковский был принят в Союз писателей СССР.

Анализ стихотворения «Первые свидания» Тарковского

Арсений Александрович Тарковский — явление в отечественной поэзии середины XX века. «Первые свидания» написаны по впечатлениям юности, звучат в авторском исполнении в кинофильме «Зеркало» Андрея Тарковского, сына поэта.

Стихотворение написано в 1962 году. Его автору исполнилось 55 лет, и он впервые получил разрешение на публикацию своей книги «Перед снегом». Посвящено первой любви поэта — Марии Фальц. Она была постарше, жила в большой бедности, слабого здоровья. Спустя несколько лет умерла. Это мучительное чувство не отпускало поэта всю жизнь, стало не просто эпизодом из юности, а символом судьбы, тайны любви, смерти. По жанру — любовная лирика с философским подтекстом, по размеру — четырехстопный дактиль с перекрестной и смежной рифмой, 5 строф.

В стихотворении любовь становится тайной бытия, физические ее аспекты преодолеваются, но никуда не исчезают, смертное словно приобретает качества бессмертия. Соединение двух душ выводит любящих за пределы времени и пространства, во всяком случае, из эпохи, в которой они сейчас существуют — точно. Чувство как момент наивысшей свободы. На задний план уходят заботы о материальных благах, еда и кров — и те становятся не важны, а каждый будничный предмет словно приобретает новое измерение, все живое и неживое участвует в происходящем. Однако следом неизбежно крадется судьба, бессмысленная, разрушительная, от которой не спрятаться. Она настигает всех — и вдребезги разбивается сфера в руке возлюбленной. Конец ли это? Поэт считает, что память не даст исчезнуть чувству.

Все стихотворение пронизано сравнениями любви с совершением служения. Он возвращает любви, часто поруганной, доведенной людьми до низменного состояния, отблеск священного. Поэт словно венчается со своей возлюбленной. Впрочем, не в храме, а в бедной комнатке в маленьком городке у реки в далеком 1923 году. «Одни на целом свете». Лексика возвышенная, интимная, трепетная. Любимая становится царицей, он — ее служителем. Россыпь метафорических сравнений: ты смелей и легче птичьего крыла, вода стояла, как на страже, города, как миражи, как сумасшедший. «Дерзновенно мое благословенье»: то есть, имеет силу. Прием инверсии: настала ночь, дымились горы, ложилась мята. «Небо развернулось»: антитеза библейскому Апокалипсису, где небо, наоборот, свернулось, как свиток. «Нас повело неведомо куда»: здесь предчувствие конца, пропасти, приближения судьбы.

«Первые свидания» А. Тарковского входят в цикл стихотворений поэта о М. Фальц, с которой он познакомился во время скитаний по Украине в 1920-х годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector