Ариан: значение имени, происхождение, национальность, судьба

Священник Арий

Арий, именем которого названо учение, был видным проповедником и мыслителем IV века. Он служил в качестве пресвитера Бавкальской церкви в городе Александрия. Арий был талантливым и харизматичным человеком, любимцем народа. Александрийский епископ Ахилл перед смертью назвал его как одного из своих преемников.

Но в борьбе за епископский престол победил его соперник Александр. Он был ярым противником ереси арианства и начал полномасштабные гонения на пресвитера и его последователей. Арий был отлучен от церкви, лишен сана и бежал в Никомедию. Местный епископ Евсевий горячо вступился за него. Именно на востоке учение Ария было принято особенно благосклонно и приобрело множество сторонников.

Когда император Константин взошел на престол, победив Лициния в 324 году, он столкнулся с разгоревшимися церковными спорами лицом к лицу. Его идея состояла в том, чтобы сделать христианство государственной религией Римской империи. Поэтому он активно вмешался в ход дискуссии и отправил своих посланников к Арию и Александру с требованием примирения.

Но политические и религиозные взгляды этих людей были слишком различны, чтобы легко забыть о разногласиях. И в 325 году был созван первый в церковной истории Вселенский собор в Никее.

Этическое отступление: манихейский бред

Не суть важно, действительно ли Афанасий так провел этих воинов, солдат. Важно, что для Иоанна Лествичника, который пишет изначально этот текст, адресованный тем, кому приходится общаться с людьми и строить отношения, это оказывается аргументом в пользу того, что не всегда и не везде надлежит говорить правду

Христианская любовь покрывает и такие ситуации тоже и в некоторых случаях идет навстречу. Больше того, она говорит, что есть такой кластер действий, которые вообще не подлежат суду. Скажем, дышать (есть, спать) — это плохо или хорошо? В принципе, хорошо, но настанет момент, когда мы перестанем. Это естественный ход вещей.

Другой момент, что все естественное можно исказить. Но необходимо помнить о вненравственных действиях.

Часто мы начинаем делить мир на черно-белый порядок. В психиатрии это называется «Манихейский бред». Есть добро, есть зло, между ними война, поле битвы — сердца людей, и от нас очень многое зависит, скорее всего, все. Человек все время сражается: то с ювенальной юстицией, то против абортов, то с какими-то неправильными миссионерами или с сектантами. Считается, что Гитлер был одержим манихейским бредом — это одна из возможных интерпретаций его поведения…

Нам очень важно помнить, входя в Церковь, что мир не делится на две черно-белые половинки, что у всего есть свой замысел, свой путь у Бога, и есть вещи, которые не относятся к делению на «плохо-хорошо»

Елена Волошанка против Софии Палеолог. Жидовствующие и политические интриги

История ереси жидовствующих оказалась тесно связана с внутриполитической борьбой в окружении Ивана III. Фактически еретики группировались вокруг невестки Великого князя, дочери молдавского господаря Стефана III Елены Волошанки. По другую сторону баррикад оказались сторонники Софии Палеолог, сохранившие тесные связи с Римом.

Елена Волошанка в отечественном сериале София. 2016. (teleserial.com)

В 1494 году противникам партии Волошанки и Фёдора Курицина удалось сместить с митрополичьей кафедры Зосиму, которого считали причастным к еретическим течениям. Этот шаг оказался единственной успешной внутриполитической акцией «византийской партии». Влияние «жидовствующих» на Ивана III было настолько сильным, что, казалось бы, ничто не может пошатнуть их положения.

Однако ситуация сменилась в противоположную сторону за чрезвычайно короткое время. Это связано с двумя обстоятельствами — провалом попытки Ивана III ограничить земельные привилегии Русской Православной Церкви с одной стороны и тяжёлой болезнью самого Великого князя с другой. Глава государства, чувствуя, что близок час смерти, внезапно становится чрезвычайно лояльным к клирикам. С этим связано и возвышение знаменитого преподобного Иосифа Волоцкого.

Иосиф Волоцкий. (brooklyn-church.org)

В 1504 году состоялся очередной церковный собор, на котором ересь жидовствущих была окончательно разгромлена. В отличие от прошлых решений русских клириков, теперь наказания были максимально жёсткими. Фактически вся партия Волошанки была разгромлена, братьев Курициных казнили в Москве, а наиболее видных представителей еретиков сожгли в Новгороде.

Русское общество неоднозначно встретило такие жёсткие меры против еретиков. В полемических трудах Иосиф Волоцкий пытался доказать, что именно таким способом нужно бороться с преступниками против веры, однако его оппоненты, опираясь на Священное Писание, резко осуждали радикальные меры, предпринятые в 1504 году.

Русское законодательство того времени не предусматривало смертной казни против еретиков. Такая статья появилась спустя полтора века — в Соборном Уложении царя Алексея Михайловича. В XV веке судьба «жидовствующих» оказалась в руках Великого князя — и судьба еретиков оказалась предрешена именно после смены группировки внутри великокняжеского дома.

Арианство почти не влияет на христианство

Арианская вера признана ересью христианской церковью и считается антихристианским учением. Несмотря на данное обстоятельство, это учение развивалось и после смерти Ария. Дело в том, что его ученики Аэций и Евномий продолжили деятельность своего учителя и поэтому позднейшие ариане получили название евномиан.

Социн преобразовал и возродил ересь, проповедуя её в Польше в 16 веке.

В наше время так же встречаются последователи арианства, но никакого существенного влияния на христианство они не оказывают. В семинариях и иных церковных учебных заведениях данное учение изучают среди еретических.

Цель такого изучения — предостеречь будущих церковнослужителей и их паству от опасности впадения в арианство. Кроме того, христианские миссионеры активно используют знания об этом лжеучении в борьбе с представителями тех религий, которые используют в своих учениях элементы учения Ария.

 Религия армян

Вечность Оригена

Многие вещи в богословии в то время были еще не разрешены, и богословие Оригена давало возможность для целого спектра пониманий. На что оно опиралась? Во-первых, Ориген еще не научился различать в Боге актов природы и актов воли, для него они совпадали. Позже это формулировали Афанасий Великий и Иоанн Дамаскин. Ориген этого еще не знал.

С другой стороны, главное, что двигало Оригеном — Вечность. Вечность — это высшая ценность. Бог вечен, поэтому мир, который мы наблюдаем во всем его многообразии, тоже вечен.

Возникает вопрос: почему в многообразии мира происходит деградация? По мысли Оригена, оно происходит потому, что изначально сотворенное было равным для всех, и люди, и ангелы в какой-то момент утрачивают интерес к Богу, начинают постепенно остывать, отклоняться от Бога, облекаться в тело (что уже деградация), а некоторые проваливаются еще ниже и становятся бесами, демонами, падшими духами.

Единственная душа, дух, который сохраняет веру Богу — это душа Иисуса. Благодаря этому Бог может явить себя в мире. Приход Христа — это, скорее, акт педагогики, Он обучает нас.

Что важно: Логос. Это, по сути, некий инструмент, через который Бог присутствует в этом мире

Мир вечен, вечен Логос, вечен и дух, и поэтому в некоторых текстах Оригена мы читаем, что сын Божий — творение. Поскольку творение вечно, то он тоже вечен.

Как на имя влияют времена года

Ариана, рождённая зимой, решительная, упрямая, капризная. До совершеннолетия отличается сложным характером, требует к себе повышенного внимания.

Летняя более покладистая и гибкая, женственная, нежная, тёплая, ранимая. Радует окружающих солнечным нравом, иногда любит схитрить. Обожает лесть и комплименты.

Осенняя нерешительная, загадочная, редко доводит начатое до конца. В Ариане этого времени года нет зимней суровости и расчетливости, но есть спокойствие и непостоянство.

Весенняя жизнерадостная, неусидчивая, легкомысленная, одарённая, легко адаптируется к любой ситуации.

Общецерковная история арианства: от рождения Ария до его проигрыша на выборах архиепископа

Общецерковная история арианства свидетельствует том, что Арий был родом бербер. Родился он в 256 году в Ливии и происходил не из знатного рода. От его имени получило название самое известное антихристианское учение — арианство. В детстве его воспитывал Лукиан Антиохийский.

Арий, 1493 г., надпись на изображении указывает на причисление его к ересиархам, то есть создателям ересей

По прибытию примерно в 311 году он прибыл в Александрию, где его рукоположил в диаконы архиепископ Пётр Александрийский. Несколько позже архиепископ заметил приверженность новоиспечённого диакона к такой ереси, как мелитианство и отлучил его от церкви.

Впрочем, отлучение продлилось недолго, так как вскоре архиепископ Пётр принял мученическую смерть в период возобновившихся гонений на христиан. Раскаявшегося Ария архиепископ Ахилл рукоположил во пресвитеры Александрийской церкви.

После смерти Ахилла пресвитер претендовал на его место, но на выборах проиграл.

Позже этот факт его последователи приводили в пример его благородства, так как утверждали, что он отказался от поданных в его пользу голосов в пользу его противника. На проигрыш на выборах указывают православные историки, с которыми ариане были не согласны.

Музыка

Музыкальная и актерская карьеры Арианы Гранде так тесно переплелись, что их невозможно разделить. Голос талантливой вокалистке поставил известнейший голливудский преподаватель Эрик Ветро. После его мастер-классов дальнейшей карьерой юной артистки занялся ее брат. Гранде дебютировала в мюзикле «Энни», за которым последовали другие не менее успешные музыкальные спектакли «Волшебник страны Оз» и «Красавица и чудовище».

Творческая биография Арианы Гранде развивалась стремительно. В 14 лет девушка прошла кастинг в бродвейский мюзикл Джейсона Брауна «13». Режиссер доверил ей роль Шарлотты. За эту работу актриса заслужила свою первую престижную награду – премию Национальной молодежной театральной ассоциации.

Первый музыкальный альбом звезды вышел, едва ей исполнилось 18 лет. Он получил название Put Your Hearts Up

Диск оказался невероятно популярным у молодежи Америки и привлек к артистке еще большее внимание

Ариана Гранде — 7 Rings

2013 год стал для вокалистки удивительно щедрым. Она подарила своим поклонникам сразу 2 студийных альбома – Yours Truly и Christmas Kisses. Критики и фанаты отметили приятные изменения в вокале девушки: ее голос стал более «взрослым», а мастерство заметно выросло. Вишенкой на торте стало исполнение знаменитого трека Bang Bang, в котором поучаствовали также Джесси Джей и Ники Минаж.

Весной 2016 года Ариана Гранде с синглом Dangerous Woman попала в топ-10 наиболее популярных хитов хит-парада Billboard Hot 100. Она сумела стать первой за 57-летнюю историю этого чарта певицей, чьи главные синглы из трех альбомов подряд вошли в первую десятку топа.

Летом 2016 года артистку утвердили на роль Пенни в новом мюзикле «Лак для волос» (Hairspray). Его премьера состоялась в декабре. А в августе 2016-го Ариана Гранде и Ники Минаж спели в дуэте на MTV Video Music Awards.

Песней Side to Side Ариана Гранде рекламировала свой новый альбом Dangerous Woman, который выпустила в конце 2016 года.

Тур в поддержку диска прервался трагическим событием: на концерте певицы в Манчестере был устроен теракт, который привел к жертвам. Погибли 23 зрителя, 122 человека получили ранения различной степени тяжести.

Это происшествие надолго выбило из колеи артистку. Но Ариана сумела найти силы, чтобы провести благотворительную акцию, в которой приняли участие Кэти Перри, Джастин Бибер, The Black Eyed Peas, Coldplay.

В осенние месяцы 2018 года звезда активно работала над очередным альбомом, размещая фото и видео из студии звукозаписи в аккаунте «Инстаграма». Среди совместных треков года числится дуэт певицы с Троем Сиваном. Вместе артисты исполнили песню Dance To This.

К ноябрю был готов сингл Thank U, Next, который впоследствии подарил свое название новой пластинке. Трек стартовал с первой позиции Billboard Hot 100, а певице было присвоено звание «Женщина года».

Ариана Гранде — 34+35

Премьера клипа на песню состоялась не менее грандиозно: в первый день видео посмотрели 69 млн человек. В начале 2019 года стартовал релиз хита 7 Rings, а сам альбом увидел свет через месяц. Он оказался на первой строчке чарта Billboard 200. Кроме того, наградой «Грэмми» был отмечен предыдущий альбом Гранде Sweetener.

Не только приятные события сопровождают творческую жизнь исполнительницы. Так, в 2020 году рэпер Джош Стоун обвинил звезду в плагиате. По его словам, певица использовала в музыкальном материале песни 7 Rings часть его композиции You Need It, I Got It.

В этом же году Гранде представила хит Rain On Me, который исполнила вместе с Леди Гагой. Песня удостоилась премии «Грэмми» за лучшее поп-исполнение дуэтом. В другом новом треке «34+35» артистка использовала каламбур сексуального характера. Композиция вошла в шестой сольный альбом певицы Positions.

Арий… кается

Арий явился в Константинополь и убедил Константина в том, что принимает Никейский Символ Веры, в доказательство предоставив собственноручно написанный «свиток покаяния»: «Набожнейшему и боголюбивейшему владыке нашему царю Константину — Арий и Евзой. Согласно с повелением боголюбивого твоего благочестия, владыка царь, мы изложили свою веру и письменно исповедуемся пред Богом, что и сами, и наше общество веруем по нижеописанному: Веруем во единого Бога Отца Вседержителя, и Господа Иисуса Христа Сына Его, прежде всех веков от Него рожденного Бога — Слово, через которого все сотворено на небесах и на земле, Который сошел и воплотился, страдал, воскрес и возшел на небеса и опять приидет судить живых и мертвых, и Духа Святого, и в воскресение плоти, и в жизнь будущего века, и в царство небесное, и в одну вселенскую Церковь Божию, сущую от конца до конца мира. Эту веру приняли мы из святых Евангелий, где Господь говорит своим ученикам: «шедше, научите все языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Если не так в сие веруем и не так истинно принимаем Отца, Сына и Святого Духа, как учит вся вселенская Церковь и Писание, коему во всем веруем, то судит нас Бог и ныне, и на суде будущем. Итак, умоляем твое благочестие, боголюбивейший царь, устранить исследование и многоглаголание, и силою миролюбивого и боголюбивого твоего благочестия нас, как церковников, держащихся и веры и смысла Церкви, и учения священных Писаний, соединить с нашей матерью, то есть с Церковью, чтобы и мы, и Церковь — все вообще, наслаждаясь миром, совокупно возносили обычные молитвы за мирное твое царствование и за весь твой род».

Арий

Как видим, о единосущности Отца и Сына Арий в «свитке покаяния» не написал ни слова. Профессор А.А. Спасский комментирует это так: «При усиливавшемся на Востоке нерасположении к никейскому символу, главное препятствие к принятию Ария в Церковь было обойдено легко; для многих епископов восточных слово «единосущный» уже перестало служить знаменем православия, и потому настаивать на признании этого термина Арием они не имели побуждений». Удивительно, что и император тоже не настаивал, чтобы Арий признал верным термин «ὁμοούσιος», который вписали в Символ Веры по настоянию самого императора. Профессор М.Э. Поснов объясняет это так: «Константин расположен был думать, что в арианском споре он погрешил, ошибся».

Настроения императора изменились под влиянием сестры, пресвитера Евтокия и консула Цейония Юлиана, отца невестки Константина. М.Э. Поснов констатирует: «В религиозном образе мыслей императора происходит крутой переворот в противоположную сторону».

Константин Великий

Популярное за 7 дней

Иконы Георгия Победоносца
16.11.21 12:03

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Щемящие пейзажи Аполлинария Васнецова
11.11.21 14:39

Вера в жизни Достоевского
11.11.21 09:02

Соборность и первенство в Церкви: современные вызовы
12.11.21 12:02

Как правильно подавать милостыню?
15.11.21 09:43

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Митрополит Антоний (Паканич): «Паникёрство и вера – несовместимы»
15.11.21 18:14

В каких случаях мирянин может совершить Таинство Крещения и как правильно это сделать?
15.11.21 11:09

Евангельское зачало о свиной жизни и изгнании Христа
12.11.21 19:07

Противостояние между арианами и тринитариями

Император Константин I сжег арианские книги, рукопись (ок. 825 г.), Библиотека Капитула Верчелли . Текст гласит: «  Sinodus Niceni u Ui Numerus / s c o патр . CCCXVIII. и omnes / subscrip / seru / n / t. Константин бес (erator). Heretici / Arriani / damnati . «

Антисубординационисты-тринитарии, позже названные «  ортодоксами  » («прямой путь» по- гречески ), выступают против этого видения, которое впоследствии было квалифицировано как «  ересь  » .

Спор между арианами и тринитариями быстро принял политический оборот.

Между и , первоначально местный спор между патриархом Александром Александрийским и Арий , обостряется до того, что император Константин I — го , после того, видя бессилие местных советов, принимает партию созвать Вселенский собор в Никее , который будет установить первую версию исповедания веры. Император Константин I в первую очередь хочет избежать религиозных беспорядков и поддерживает проведение Никейского собора в 325 году, который объединяет позицию церкви.

Очередные политические интриги ариан

Против александрийского владыки объединились епископы Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский, Марис Халкидонский, Евсевий Кесарийский, Урзакий Сингидонский и Валент Мурсийский. Сократ Схоластик повествует о кознях, которые строили Афанасию ариане: «Сперва стали нападать на рукоположение его и утверждали, что он не заслуживал епископства и избран людьми не достоверными. Но с этой стороны Афанасий был явно выше клеветы, потому что с жаром подвизался за никейскую веру, быв к тому уполномочен александрийской Церковью… Итак, Евсевий писал Афанасию и просил его принять Ария с единомышленниками. Но в послании его излагались просьбы, а во услышание всех — угрозы. Видя однако же, что Афанасий никак не слушается, Евсевий решился уговорить царя, чтобы он позволил Арию явиться пред ним и потом дал ему права ехать в Александрию».

Император Константин Великий поверил интриганам и отдал соответствующие распоряжения: Арий получил право вернуться в Александрию и начать проповедь. Однако, святитель Афанасий отказался подчиниться даже самому императору. По свидетельству Сократа Схоластика, не взирая на приказы, «Афанасий не принимал приехавшего в Александрию и отвращался от него, как от скверны». Таким образом Афанасий рисковал навлечь на себя царский гнев. Письма Константина александрийскому владыке становились всё более грозными: «Имея доказательство моей воли, ты должен позволять беспрепятственно вступать в Церковь всем, кто желает вступить в нее. Если я узнаю, что ты воспрепятствовал кому-нибудь присоединиться к Церкви, или возбранил вход в нее, тотчас пошлю низложить тебя, по моему приказанию, и вывести из тех мест».

Ариане верят в Бога-отца, но не верят в Бога-сына

Под арианством понимается еретическое течение в христианстве, основателем которого был священник Арий. Он и его последователи пытались преодолеть противоречия, сложившиеся между библейским монотеизмом и учением о божественной природе Христа.

Ариане отказывались принимать один из основных догматов христианской церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына (Христа), заявляя, что он является доказательством двоебожия.

Христос изображён человеком, а не Богом-Сыном на арианской мозаике. Мозаика купола баптистерии ариан в Равенне. Италия

В противовес ему еретики заявляли о том, что предвечен и неизречен только Бог-отец, а Бог-сын сотворён из ничего и поэтому не имеет божественной сущности. Отличие его от человека заключается лишь в том, что он имеет более высокие достоинства, не имея при этом божественной сущности.

Сын божий, по мнению ариан, становиться Богом только благодаря соучастию в этом Бога-отца, а так же собственному стремлению к благу. Таким образом, последователи этой ереси отрицали главную христианскую идею о богочеловеке — Христе.

Святитель Николай даёт пощёчину Арию за отрицание им Божественности Христа. Фрагмент иконы XVII в

Арий вернулся. Арий продолжает вносить распри

Арий

Тем временем, Арий продолжал распространять своё учение, которое вносило распри в христианское сообщество. Эрмий Созомен свидетельствует: «Арианство снова сделалось причиною смятений: народ и клир начали прерывать взаимное общение,— и вражда за Ариевы мнения возгорелась не только в Александрии, но и в других городах, особенно же в Вифинии, Геллеспонте и Константинополе». При этом ариане убеждали императора в том, что главные причины раздоров — «упрямство и несговорчивость Афанасия». Заключив союз с другими еретиками, мелетианами, «начали они клеветать Константину, будто Афанасий — причина всех беспокойств и смятений в обществе верующих, потому что он отвергает желающих вступить в Церковь; между тем как, если бы это было дозволено,— все пришли бы к единомыслию. Истину такой клеветы на него подтверждали равным образом многие из епископов и клириков (преемника Мелетиева) Иоанна. Часто приходя к царю, себя выдавали они за православных, а Афанасия и его епископов обвиняли в убийствах, узах, несправедливых побоях, ранах, и сожжении церквей». Интересные параллели с нашим временем провести можно, кстати…

В конце концов, владыка Афанасий был вынужден оставить Александрию и, по императорскому указу, отправился в ссылку, в Галлию. Арий со своими единомышленниками немедленно въехал в Александрию и — слово Сократу Схоластику — «Возмутил всех, тем более, что народ александрийский тогда очень сильно бедствовал — и от прибытия Ария с его сообщниками, и от отъезда в ссылку епископа Афанасия. Вскоре царь, услышав, что Арий извратил свой образ мыслей, велел ему опять явиться в Константинополь и дать отчет в новом, происходившем от того волнении».

Перед императором Арий снова оправдался. И, кроме того, получил весьма приятное известие: собор, проходивший в Иерусалиме, принял официальное решение о принятии мятежного пресвитера обратно в Церковь. Торжественную церемонию «воссоединения» ересиарха с Церковью было решено провести в одном из храмов Константинополя. Была назначена дата «триумфа» Ария.

Сократ Схоластик пишет: «В Константинополе предстоятелем Церкви случилось в то время быть Александру, давнему преемнику Митрофана. Богоугодность сего мужа открылась из теперешнего прения его с Арием, ибо, как скоро Арий прибыл, народ разделился опять на две стороны и в городе произошло смятение: одни говорили, что никейской веры колебать никак не должно, а другие спорили, что мнение Ария справедливо, и Александр находился в самых затруднительных, обстоятельствах — тем более, что Евсевий Никомедийский много раз грозился тотчас низложить его, если он не примет Ария и его единомышленников в общение. Александра не столько беспокоила опасность быть низложенным, сколько ужасало стремление противников извратить догмат. Почитая себя стражем соборных определений, он употреблял все меры, чтобы никто не выступал из их смысла. Находясь в столь тесных обстоятельствах, Александр оставил в покое диалектику и прибег к Богу — начал провождать время в непрестанных постах и никаким образом не опускал молитвы. Намерение его состояло в том, чтобы задуманное совершить втайне. Запершись один в церкви, соименной миру, и вошедши в алтарь, он повергся лицем вниз под священную трапезу и слезно молился; проведши же в этом много дней и ночей сряду, чего просил от Бога, то и получил. А прошение его было следующее: если учение Ария истинно, то пусть сам епископ не увидит дня, назначенного для состязания, а когда истинная вера есть вера содержимая епископом, то пусть Арий, как виновник всех бед, получит наказание за свое нечестие».

Арианство после Никейского собора

Почти сразу после завершения Вселенского собора выяснилось, что далеко не все епископы поддерживают новый Символ веры. Он сильно отличался от традиций, сложившихся в восточных епархиях. Учение Ария виделось более логичным и внятным, поэтому многие выступали за принятие компромиссных формулировок.

Еще одним камнем преткновения стало слово «единосущный». Оно ни разу не употребляется в текстах Священного Писания. Более того, оно ассоциировалось с ересью модалистов, осужденной на Антиохийском соборе еще в 268 году.

Сам император Константин, увидев, что раскол церкви после изгнания ариан лишь усилился, высказывался за смягчение формулировок Символа веры. Он возвращает изгнанных епископов и отправляет в ссылку уже сторонников никейства. Известно, что под конец жизни он даже принял крещение от одного из самых преданных арианских священников Евсевия Никомедийского.

Сыновья императора поддерживали разные христианские течения. Поэтому на западе процветало никейство, а на востоке — арианская ересь, но в более умеренном варианте. Ее последователи называли себя омиями. Даже сам Арий был помилован и уже готовился к возвращению ему пресвитерского сана, но внезапно умер.

В сущности, арианство было главенствующим направлением вплоть до созыва Вселенского собора в Константинополе. Этому способствовало еще и то, что к племенам варваров в Европу отправлялись миссионерами в основном представители восточной церкви. Многие из вестготов, вандалов, ругов, лангобардов и бургундов обращались в арианство.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Никейский собор

Первый Вселенский собор состоялся в Никее в 325 году. Этот город находился рядом с восточной императорской резиденцией Никомедией, что давало возможность Константину лично присутствовать на дебатах. Кроме того, Никея была вотчиной западной церкви, где у Ария было мало сторонников.

Император считал партию епископа Александрийского более сильной и подходящей для того, чтобы возглавить господствующую церковь, поэтому занял его сторону в споре. Авторитет Рима и Александра значительно повлиял на принятие решения.

Собор продолжался около трех месяцев, и по его итогам был принят Никейский Символ веры, основанный на Кесарийском крещальном символе с некоторыми дополнениями. Этот документ утверждал понимание Сына Божия как несотворенного и единосущного Отцу. Арианская ересь была осуждена, и ее сторонники отправлены в изгнание.

Основные положения арианства

Учение Ария не дошло до нас в письменном виде в полной форме. Все сочинения ариан в своё время были уничтожены и на сегодняшний день известны лишь их фрагменты. Так, например сочинение «Θάλια» («Пир») частично процитировано в работах Афанасия Великого. В полном виде оно до нас не дошло, из имеющихся же фрагментов, можно понять, что данное сочинение было составлено в полу- поэтической и полу- прозаической форме и было посвящено защите арианства.

Кроме того, сохранились письма александрийского пресвитера к Евсею Никомедийскому и Александру Александрийскому, из которых так же можно многое почерпнуть об этой ереси. Основные же источники о ней — работы Афанасия, главы 68 и 69 из сочинений Епифания о ересях, а так же свидетельства церковных историков, например, Созомена.

Основное расхождение арианства с другими течениями христианства состоит в том, что ариане по-другому интерпретировали природу Христа. Сам Арий заявлял о том, что Бог сотворил Христа и поэтому арианский символ веры включал в себя утверждение о начале его бытия, приводя в подтверждение его цитату из книги Притчей (8:22) «Господь созда Мя в начале путей своих». Кроме того, арианское христианство считает, что Христос не единосущен Богу, а только подобосущен ему.

Гороскоп имени

Каждый знак Зодиака влияет на характер человека по-своему. Именно поэтому обладатели одного и того же имени, несмотря на общие черты, зачастую сильно отличаются друг от друга.

Овен, Телец, Близнецы, Рак

Ариана, рождённая под знаком Овна, дружелюбная, энергичная, никогда не сидит на месте. Больше любит развлекаться, а не работать. Яркие впечатления, приключения — вот то, чего она ищет каждый день. Даже преклонный возраст ей в этом не помеха.

Телец отличается инфантильным характером, она открыта и наивна, трудности выбивают её из колеи. Девушка нуждается в людях, которые будут её направлять и оберегать.

Близнецы удивительно искренни. Ариана этого знака обаятельная и привлекательная. Доверяет только близкому кругу друзей. Знакомые отмечают присущую ей элегантность.

Рак слабохарактерная, легкомысленная, действует импульсивно. Нуждается в поддержке и внимании, уважении. Любимый человек является для неё центром мира.

Лев, Дева, Весы, Скорпион

Лев честная, прямолинейная, принципиальная. Она всегда готова постоять за правду. Свои тайны поверяет лишь самым близким друзьям.

Дева резка в суждениях, непредсказуема, остроумна, хотя порой её шутки бывают обидными, грубыми.

Весы — мечтатели. Внутренний мир для них часто намного важнее окружающей действительности. Девушка, находящаяся под влиянием Весов, легко располагает к себе людей. Она заядлая театралка, обожает комедийные, фантастические фильмы и сериалы.

Ариана-Весы старается не пропустить ни одной театральной премьеры

Скорпион крайне требовательна к себе, целеустремлённа, упряма, не приемлет притворства. Она проста в общении, добра, стремится помогать другим. Мужчины от неё без ума.

Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы

Стрелец непостоянна, ничего не доводит до конца, во всём зависит от других, нуждается в постоянной поддержке. Все эти качества мешают женщине построить успешную карьеру.

Козерог чувствительна, ревнива, неуверена в себе, обидчива. Пытается казаться сильнее, чем есть. Не разбирается в людях и доверяет не тем, кому надо. В супруге ищет опору и понимающего друга.

Водолей тактичная, очень редко идёт на конфликт. Она интересный, умный собеседник. Возлюбленному прощает всё, кроме измены и грубого обращения.

Рыбы — Ариана этого знака романтичная, рассеянная, мечтает о всевозможных приключениях, верит, что встретит свой идеал. Отношения с возлюбленным может испортить необоснованной ревностью.

Таблица: астрологическая символика

Символ Соответствие
Благоприятный день Воскресенье
Время года Осень
Дерево Рябина
Знак Зодиака Лев
Камень-талисман Янтарь
Металл Золото
Планета-покровитель Солнце
Растение Багульник
Стихия Огонь
Счастливые числа 4, 6, 15, 19
Счастливый цвет Малиновый
Тотемное животное Корова
Число имени 1
Цвет имени Жёлтый

Лжедмитрий и арианские секты

Несмотря на то что учение Ария было осуждено церковью в Риме и Константинополе, у него было множество сторонников в странах Центральной и Восточной Европы вплоть до XVII века. Известно, что на территориях Запорожья и Речи Посполитой существовали крупные арианские общины.

В одной из них, в польском городе Гоще, скрывался от преследований царя Бориса Гришка Отрепьев, будущий Лжедмитрий I. В то время он искал финансирования от богатых православных вельмож и духовенства Украины, но потерпел неудачу. Поэтому он обратился к арианам, полностью отказавшись от иноческого пострига.

В школе общины Отрепьев учился латыни и польскому языку, постигал основы вероучения и, по свидетельствам современников, очень им проникся. Получив поддержку ариан, он отправился к их одноверцам в Запорожье, где старейшины приняли его с почестями.

Во время похода на Москву Лжедмитрия сопровождал отряд запорожских казаков-ариан, которым руководил Ян Бучинский, советник и ближайший друг самозванца. Поддержка польских и украинских общин стала для Отрепьева серьезным финансовым подспорьем, но полностью уничтожила репутацию на Руси.

Настоящий царь никак не мог быть неправославным еретиком. Теперь не только духовенство отреклось от Лжедмитрия, но и весь русский народ. Отрепьев должен был вернуть расположение. Поэтому он не вернулся в Гощу, а стал искать покровительства у знатного православного литовца Адама Вишневского.

Притворившись больным в его имении, самозванец на исповеди рассказал священнику о своем происхождении и притязаниях на московский трон. Заручившись поддержкой, он окончательно порвал с арианством.

Модализм

Тогда возникает ересь модализма. Ее озвучивали Савелий и Павел Самосатский. Ересь модализма предполагает, что есть некая единая божественная сущность (кстати, термин «единосущный» первым использует и вводит в оборот как раз Ориген). Павел Самосатский выстраивает учение о том, что Бог являет себя либо в разных ситуациях в образе Отца, Сына и Святого Духа (динамический модализм), либо во времени — как Отец в Ветхом Завете, как Сын сейчас и как Святой Дух в грядущем (исторический модализм).

Лица Троицы в модализме — это некие проявление, эпифании, силы, действия. Это не Личности в том смысле, который мы вкладываем в слово, это не субъекты действий, а некие грани, в которых проявляет себя единая сущность. Поэтому термин «единосущный» ассоциировался с этой ересью, в которой отрицается личностность Троицы и он был осужден Церковью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector