Село арамашево
Содержание:
- История села и Нижнесинячихинский завод
- Крестьянская усадьба XVII века
- Пожарная
- История
- Происхождение названия
- Краеведческий музей Арамашево
- Поселок Боровлянское
- Поле Побоище
- Ветряная мельница
- Церковь Казанской Божией Матери
- Как добраться до Арамашево
- Спасо-Преображенская церковь
- Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества
- Водопад Шата
- Примечания
- Дом заводоуправления
- Появление учебных заведений
- Из истории села
- «Уральских изб Душа живая»: история создания
- Деревня Родники
История села и Нижнесинячихинский завод
Нижняя Синячиха в виде небольшой деревеньки появилась в 1680-е годы. Здесь проходила дорога из Верхотурья в Ирбит. А вскоре тут появился и завод.
Нижнесинячихинский завод на реке Синячихе был передельным, сопутствующим Алапаевскому заводу. Дело в том, что казенный (государственный) Алапаевский завод не справлялся с переработкой чугуна в железо. При осмотре завода в 1723 году начальник Уральских горных заводов Вильгельм де Геннин распорядился построить дополнительный завод. Нижнесинячихинский завод начали строить 14 апреля 1724 года, а в 1726 году уже выдали первое железо.
Первое время заводу не очень везло. В 1730 году прорвало плотину пруда. Затем все повторилось через три года.
В 1759 году завод вместе с Алапаевским передали из казны в частное управление к гвардии секунд-майору Александру Гурьеву. Так его наградили за участие в дворцовом перевороте.
11 сентября 1766 года Гурьев продал предприятие Савве Яковлеву, который организовал на Урале целую промышленную империю, обогнав Демидовых. Начинавший с уличной торговли, Савва Яковлев (Собакин) стал одним из богатейших людей России.
Во время пугачевского восстания 1773-75 годов крестьяне и рабочие завода не поддержали повстанцев, поскольку получали неплохое жалование, и поводов для бунта у них не было.
Нижнесинячихинский завод закрылся в 1828 году. К нашему времени от него ничего не осталось, кроме дома заводоуправления, пруда и дамбы реконструированной плотины. Да и плотина пруда, прорвавшаяся во время паводка 1926 года, была восстановлена только в 1992 году.
Крестьянская усадьба XVII века
Самая старая и одна из самых интересных построек музея-заповедника. Реконструкция усадьбы стоила больших трудов. Она собиралась по частям, ведь найти постройки такого времени – большая редкость. За основу взяли избу из деревни Таборы, несколько бревен добавили из деревни Мысы, накатный бревенчатый потолок перевезли из Черемисиной, бревенчатый фронтон из Никоновой, охлупень из Арамашки. По частям собирали сени, крыльцо, внутреннее убранство. Крыша сделана без единого гвоздя. Изба XVII века отличается своей монументальной основательностью. И ведь все это наши предки строили при помощи одного топора (пил тогда не было). Именно такие дома ставили первые уральские поселенцы (похожую избу того времени — избу бабы Кати — можно увидеть в селе Коптелово). Внутри воссоздан интерьер того времени, по которому можно судить о быте XVII века.
Рядом с избой обратите внимание на амбар с навесом, колодец с «журавлем». Представлен во дворе и фрагмент избы с волоковым окном
А какова лежащая у забора колода для кормления лошадей из ствола огромного дерева в несколько обхватов! По числу годовых колец установили возраст дерева – 234 года. Эту колоду привезли из деревни Грязнуха.
Необычен для современных уральцев и забор из толстых бревен. Он играл защитную функцию и позволял отразить набеги неприятелей (например, бунтовавших время от времени башкир), которые случались в то время.
За избой находится баня, всегда приводящая туристов в восторг. Сруб из толстых бревен-половинок в три венца. Этим деревьям было несколько сотен лет. Баня топилась «по-черному». Дым от топки-каменки выходил не через трубу, а через отверстие в стене. Эта старинная баня привезена из деревни Городище Алапаевского района.
Перед входом на территорию усадьбы XVII века стоит постройка, внешне похожая на избушку, вросшую в землю чуть ли не по крышу. Это надпогребеница (т.е. помещение, стоявшее над погребом).
Пожарная
Стоит по соседству с башней острога. Это здание родом из деревни Катышка Алапаевского района, что на реке Реж. Пожарные сооружения раньше играли огромную роль, ведь пожары на Урале были настоящем бедствием. Иногда они дотла уничтожали целые населенные пункты. Поэтому пожарные были в каждой деревне.
На крыше здания — дозорная каланча. Здесь вели наблюдения, а завидев дым били в колокол, быстро собирая жителей на борьбу с огненным бедствием.
Внутри, за решеткой экспонаты: старинные пожарные машины, бочка для воды, багры, различный пожарный инвентарь.
У входа на перекладине висит сплошной колокол. А за пожарной — покосившийся от времени деревянный чан для воды. Из него пожарные брали воду.
История
Аромашевский район Ишимского округа Уральской области в 1928 году
Одно из первых упоминаний о «деревне Арамашевской», по всей видимости, относится к 1720 году, когда была проведена пополнительная перепись к подворной переписи Тобольского уезда 1710 года. И если в 1710 году среди деревень Лайменской слободы указанной деревни ещё нет, то через 10 лет в деревне Арамашевской Усламинской (Усть-Ламинской) слободы уже числится две семьи государственных крестьян.
Есть мнение, что основание Аромашево, по сходству названия, может быть связано с выходцами из Арамашевской слободы, возникшей в XVII веке на берегах реки Реж в Зауралье (нынешняя Свердловская область). Чередование «о» и «а» в имени поселения наблюдается вплоть до начала XX века. В то же время, в названии населённого пункта могут усматриваться тюркские элементы — башкирско-татарское «эрэмэ» или «урема», осложнённое древнетюркским суффиксом «ш», что означает место у реки, поросшее густым кустарником; в этой связи делается вывод о том, что к основанию села могут быть причастны сибирские татары.
Деревня входила в состав Ишимского дистрикта Тобольского уезда Тобольской провинции Сибирской губернии. По некоторым данным, к середине XVIII века стала называться «селом». В 1763 году уже существовала Аромашевская волость, насчитывавшая 6 населённых пунктов и просуществовавшая до начала XX века. К 1795 году в волости уже было 18 поселений. С 1782 года — в Ишимском уезде сначала Тобольской области Тобольского наместничества, затем Тобольской губернии.
Православный приход в селе был образован, по некоторым данным, ещё в 1735 году. В 1833 или 1836 году в Аромашево была возведена деревянная Покровская церковь, которую в 1886—1889 годах заменила каменная. В 1897 году 100 рублей на нужды храма пожертвовал Иоанн Кронштадтский. Впоследствии в 1933 году храм был закрыт и в 1935 году снесён.
К началу XX века Аромашево являлось значительным торговым селом на тракте Ишим — Тобольск. В селе проводились Покровская (с 24 сентября по 2 октября) и Михайловская (2—8 ноября) ярмарки. Действовали пенькозавод и льнозавод.
Район села Аромашево, как и многие окрестные территории, в 1921 году был охвачен повстанческим движением в рамках Западно-Сибирского восстания. По некоторым данным, в районе Аромашево в 1921 году крупные бои происходили в начале марта (в ходе наступления красноармейских отрядов со стороны железной дороги и Голышманово на Тобольск — один из центров восстания), в конце апреля и начале мая (бои против повстанческого отряда П. С. Шевченко с целью полной ликвидации сопротивления на севере Ишимского уезда) и в начале августа (ликвидация отряда Шевченко, перешедшего к партизанской тактике).
При советской власти в Аромашево возникли учреждения культуры (Дом соцкультбыта — 1931 год), начала выходить районная газета (1930), организованы контора связи (1932), автопредприятие (1945), ветлечебница (1947), комбинат коммунальных предприятий (1960), дорожное ремонтно-строительное управление (1971), передвижная механизированная колонна (1979), дорожно-строительный участок дорожной передвижной механизированной колонны (1988).
В годы Великой Отечественной войны в эвакуации в Аромашево находились дети из блокадного Ленинграда, аромашевцы собирали деньги на строительство эскадрильи «Юный ленинградец».
Происхождение названия
Есть несколько предположений относительно названия. По одному из них Арамашево произошло от турецкого слова «ара», что означает «граница». Версия довольно правдоподобная, т. к. река Реж на самом деле проходила по границе территорий вогулов и башкир, и село довольно долго играло стратегическую роль пограничной крепости.
Исторически так сложилось, что русские расселялись на Урале с севера на юг, преодолевая жесточайшее сопротивление кочевых племен, и закреплялись по берегам рек. Вначале они строили деревянные крепости, возле которых впоследствии возникали крестьянские поселения.
Другая версия названия связана с башкирским словом «араме», что означает место у реки, покрытое кустарником. Переселенцы обосновались на северном берегу реки, т. к. противоположный считался чужим. На сегодняшний день южный берег так и остается практически незаселенным, поросшим густым лесом.
Третья гипотеза о происхождении названия села связана с травой ромашкой, которая в изобилии растет не только на территории Арамашево, но и вокруг него. Левый приток реки Реж называется Арамаш.
Краеведческий музей Арамашево
Музей был открыт в 1963 г. в кирпичном доме конца XIX века, принадлежавшем некогда купцу Загайнову. Это стало возможным, благодаря усилиям педагогов арамашевской средней школы и, в первую очередь, И. С. Кесарева, учителя географии.
В 2003 г. музею был присвоен статус краеведческого. Он находится по адресу ул. Советская, 36 и состоит из пяти залов, в каждом из которых располагается свой тематический раздел – природы, народных ремесел, истории села Армашево и местной школы, стилизованная русская изба, зал героев войны и труда. В музее работает постоянно действующая выставка самоваров и уральских сувениров.
Поселок Боровлянское
Первым пунктом нашего маршрута был выбран поселок Боровлянское (N56°38.450’ E63°9.933’), находящийся километрах в ста пятидесяти восточнее Екатеринбурга. В 1913 году основатель УОЛЕ (Уральское общество любителей естествознания) Онисим Егорович Клер обнаружил в этих местах, в песчано-глинистых отложениях ручья Дерней, значительное скопление зубов древних акул. Оказывается, что около 40 миллионов лет назад здесь, в Зауралье, плескались волны огромного теплого моря, в котором плавали мегалодоны – гигантские акулы размером с автобус, ну, и, конечно же, разная другая мелочь, которая служила им пищей…
На протяжении почти ста лет любители палеонтологии собирают в окрестностях Боровлянского богатейшие коллекции окаменелостей. Кроме зубов здесь встречаются позвонки и хвостовые пластины древних рыб, остатки панцирей черепах, окаменевшие кораллы и раковины и, даже бивни мамонтов и кости различных животных ледникового периода.
Ближе к вечеру мы добираемся до нужного нам места, берем заранее приготовленные дуршлаги и лопаты и спускаемся к ручью. Здесь уже «хозяйничают» две девушки, старательно промывая песок и синюю глину. Они с гордостью показывают нам свою добычу: несколько черных, будто сделанных из пластмассы, зубов. Воодушевленные их примером, мы с азартом бросаемся в бой: загребаем со дна ручья песок, с помощью дуршлагов промываем его, а затем тщательно перебираем руками. И вот, наконец, мне попадается первый «клык»! Небольшой, длиной всего около сантиметра, в идеальном состоянии, острый, как игла! Даже не верится, что ему несколько десятков миллионов лет! За пару часов мы с друзьями намываем более четырех десятков акульих зубов и множество других окаменелостей.
На обратном пути группа «затуманщики» заезжает в город Богданович, в гости к замечательным людям, нашим друзьям Володе и Людмиле Казанцевым. В честь этого события они накрыли огромный стол и приготовили нам для ночлега комнаты.
Поле Побоище
Через несколько километров за селом Мироново от трассы вправо отходит дорога. Указатель сообщает, что там находится село Гостьково. Сразу за развилкой, вдоль дороги раскинулось поле, которое местные жители называют Побоищем (N57°31.630’ E61°43.253’).
В 1662 году потомки хана Кучума решили отвоевать покоренные Ермаком земли и, объединившись со степняками, начали жечь и грабить русские поселения на берегах Режа. Казаки и монахи Богоявленского монастыря здесь, у села Гостьково, дали кочевникам бой. Как повествует летопись, битва продолжалась целый день, пока враг не отступил. Когда-то на этом месте, над братской могилой русских воинов, был насыпан курган, и стояла часовенка с вытесанным из цельного камня крестом.
В 1938 году часовню разрушили, а курган распахали. В конце пятидесятых местный тракторист по фамилии Буторин нашел этот крест в овраге и завещал после смерти установить его на своей могиле. Завещание его исполнили, и теперь этот крест стоит на гостьковском кладбище. А в оврагах по краям поля любители древностей до сих пор находят наконечники стрел и копий.
Ветряная мельница
Мельница постройки 1916 года была перевезена в 1985 году из далекой деревни Мочищенск Гаринского района. Мельница стоит на левом берегу пруда, на территории соседней с Нижней Синячихой деревни Балакино.
Лопасти мельницы закреплены, поэтому не вращаются. Рядом на земле лежит каменный жернов. С помощью него в мельнице мололи зерно.
От верхнего сруба наклонно к земле спускаются 14-метровые деревянные рычаги. Ими можно было развернуть сруб мельницы к ветру.
Ветряные мельницы на Урале были не так распространены, как водяные. Хотя кое-где встречались еще и в советское время. А сейчас увидишь только в музее.
В планах у Самойлова было перевезти в Нижнюю Синячиху и водяную мельницу — из села Арамашево. В книге «Сокровища Нижней Синячихи» он пишет об этом, как о свершившемся факте. Но увы… Уникальное четырехэтажное деревянное здание сгорело, не дождавшись своего спасения.
Церковь Казанской Божией Матери
В 30-х годах XVII в. на скале Церковный камень построили деревянную церковь и назвали ее в честь Казанской иконы Божьей Матери. К сожалению, задание храма полностью сгорело при пожаре, и на его месте в 1800 г. возвели каменную церковь. В ней было два престола: один в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, другой – во имя архангела Михаила.
С начала прошлого века в селе Арамашево отмечался храм села – ежегодно 8 июля. В этот день совершался крестный ход, и так продолжалось до 1929 г., когда большевики закрыли храм, а колокол сбросили в реку Реж. Реконструирована церковь была в 2006-2012 гг.
Как добраться до Арамашево
Село Арамашево расположено на территории Алапаевского района Свердловской области. Чтобы сюда доехать, на автомобиле из Екатеринбурга нужно выехать на Режевской тракт. Около Режа двигаться на Алапаевск, повернуть по указателю на Арамашево.
Можно добраться и на общественном транспорте. Для этого нужно сесть на автобус, следующий из Екатеринбурга в Алапаевск и выйти у поворота на Арамашево. Ну а ближайшая железнодорожная станция – Самоцвет, расположенная в 4 км от села.
Координаты села Арамашево (церковь): 57.608393°, 61.736633°. Расстояние от Екатеринбурга – 120 км.
Павел Распопов
Литература: Агранович В.А. Реставрация церкви во Имя Казанской иконы Божьей Матери в с. Арамашево // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. № 1.Грачёв В.Ю., Займогов А.И., Попова Л.Д. Слободы и Слободчики Урала. – Екатеринбург, 2014. Кривощёков И.Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии. – Пермь, 1910. Матвеев А.К. Географические названия Свердловской области. – Екатеринбург, 2007. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург, 1902. Рундквист Н.А., Задорина О.В. Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург, 2009. Рычков Алексей. Режевские сокровища: по реке Реж. – Реж, 2015. Словцов П.А. История Сибири. От Ермака до Екатерины II. – Москва, 2006.Хмельков Константин. Спасение Арамашевской слободы (о пещере в Шайтан-камне на реке Реж)Чупин Н.К. Географический и статистический словарь Пермской губернии. — Пермь, 1873.
Спасо-Преображенская церковь
Грандиозная по красоте и величию церковь является главной архитектурной доминантой Нижней Синячихи. Строилась с 1794 по 1823 год (т.е. почти 30 лет). Имя талантливого зодчего затерялось в веках и нам неизвестно. По местной легенде начинал строительство храма итальянский архитектор, непонятно как оказавшийся на уральской земле. Но однажды архитектор поскользнулся на строительных лесах, упал и разбился. Хотя специалисты считают, что здание строил, скорее всего, какой-то тобольский мастер.
Спасо-Преображенская церковь — редкий и, пожалуй, лучший образец сибирского барокко.
В 1937 году церковь закрыли, использовали под зернохранилище. Разрушающееся здание приметил И.Д. Самойлов и своими силами в конце 1960-х годов начал реставрацию. Искал деньги, покупал стройматериалы, нанимал рабочих (главным образом работали местные пенсионеры-плотники). Особенно сложными и опасными были высотные работы.
К осени 1977 года реставрация закончилась. И тут выяснилось, что на отреставрированные чужими руками площади претендует Свердловский областной краеведческий музей. С трудом Самойлов отстоял отреставрированную им церковь, и в 1978 году был образован музей с уникальной коллекцией уральской народной росписи по дереву. Особенно интересна «белая горница» из деревни Мезень Алапаевского района – полностью обставленная комната крестьянской избы начала XX века. Самый ранний из достоверно датированных образцов уральской росписи, представленных в музее, относится к 1869 году. Кстати, расписать дом стоило недешево. Мастера брали за это 40 рублей, в то время как за корову тогда просили 15 рублей.
Помимо росписи по дереву в музее представлены написанные здесь иконы, церковные книги и предметы. На стенах красуются очищенные с помощью мыла и восстановленные художниками фрески.
Именно со Спасо-Преображенской церкви туристы начинают знакомство с Нижней Синячихой. Ведь это главное здание музея. Здесь же продаются билеты в музей-заповедник.
Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества
Музей создан И.Д. Самойловым в 1978 году. На территории музея (площадью 64 гектара) представлены усадьбы крестьян XVII, XVIII, XIX веков (можно проследить, как со временем менялись архитектура и конструкция домов), башня острога, кузница, баня в три бревна, пожарная, ветряная мельница, сторожевая башня, часовни, постоялый двор, а в здании Спасо-Преображенской церкви выставлена коллекции народной росписи по дереву XIX – начала XX века. Все это на энтузиазме собрано Самойловым!
Интересный факт: коллекция росписи была собрана Самойловым из 130 изб в 68 селах и деревнях десяти районов Свердловской области.
Теперь о каждом объекте музея подробнее. Ведь у каждого строения в Нижнесинячихинском музее-заповеднике своя судьба, своя неповторимая история.
Водопад Шата
Утром, попрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы продолжаем наше путешествие. Следующий объект, который я запланировал посетить, это водопад Шата (N56°55.378′ E61°58.774′). Он находится рядом с маленькой деревушкой с одноименным названием, километрах в двадцати на север от Богдановича. Довольно интересное место: ровные поля и, вдруг — глубокий, заросший лесом овраг с небольшим, но очень живописным водопадом. Весной он, наверное, выглядит более внушительно, а сейчас – это небольшой ручеек, ниспадающий по почти отвесной скале с пятиметровой высоты.
Далее мы держим путь к городу Асбесту. Назван он так в честь минерала, который здесь добывают. Баженовское месторождение асбеста (N57°0.624’ E61°30.283’) является крупнейшим не только в России, но и в мире. Раньше здесь было два карьера: Северный и Южный. Но, постепенно, они соединились в одно целое. В настоящее время длина карьера составляет 11 км, ширина – 2,5 км, а глубина – около 350 метров.
Со смотровой площадки хорошо видна работающая внизу техника. Гигантские «БЕЛАЗы» и экскаваторы кажутся маленькими, будто игрушечными. К сожалению, погода не дает нам вдоволь налюбоваться фантастическим пейзажем: налетает сильный ветер с дождем, и наша группа спешит поскорее забраться в теплый салон автомобиля…
Через несколько часов мы прибываем в старинный уральский город Реж (N57°22.510’ E61°23.596’). История его начинается в 1773 году, когда заводчик Савва Яковлев получил от Берг-коллегии разрешение на строительство на реке Реж чугуноплавильного и железоделательного завода.
Династия Яковлевых известна на Урале не менее чем знаменитые Демидовы. В их «империю» входило более двух десятков заводов. Именно режевское кровельное железо в 1878 году на Всемирной выставке в Париже было удостоено золотой медали за качество: оно служило очень долго, не ржавело и не требовало покраски.
Долгое время заводоуправителем в Реже был легендарный Тит Зотов. По словам Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка к середине XIX века Зотов стал самым богатым и удачливым золотодобытчиком Урала и России. За 10 лет в глухих окрестных лесах он добыл золота более чем на 30 миллионов рублей! Как гласит легенда, где-то в подвалах его дома до сих пор спрятаны несметные сокровища. Древний город и по сей день хранит немало тайн и загадок: время от времени здесь возникают провалы грунта, обнажая фрагменты каких-то подземных переходов и тоннелей. Но, к сожалению, на их исследование, как всегда, нет средств, поэтому они попросту засыпаются щебнем…
Главной достопримечательностью Режа, без сомнения, является Иоанно-Предтеченская церковь. Она была построена в 1902 году на Орловой горе – самой высокой точке города и до сих пор считается одной из самых красивых церквей Среднего Урала.
Примечания
- ↑
- ↑ . Дата обращения: 10 мая 2014.
- Городецкая И. Л., Левашов Е. А. // Русские названия жителей: Словарь-справочник. — М.: АСТ, 2003. — С. 33. — 363 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016914-0.
- Лист карты O-42-3.
- Переписная книга Тобольского уезда 1710 года, РГАДА Ф.214-1-1493; Переписная книга Тобольска и Тобольского уезда, 1720 год, РГАДА Ф.214-1-1617
- ↑ Ожгибесова О. А. Аромашево: о прошлом для будущего. Очерки по истории Аромашевского района. Курган: ИПП «Зауралье», 2013. 158 с. С. 9, 10, 98, 99
- Карта Ишимского уезда, сочинена по описанию 1784 года уездным землемером подпоручиком Филимоновым. Масштаб: 1 английский дюйм — 10 вёрст
- Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII—XX вв.). Тюмень, 2003. 304 с. — ISBN 5-87591-025-9
- ↑ Приходы и церкви Тобольской епархии / Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. Тобольск: Тип. Епарх. Братства, 1913. C. 67
- Сведения о церквах, причтах и приходах / Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1897 год. Тобольск, 1897. С. 200; Описание церквей и монастырей Тобольской епархии / Тобольская епархия. Ч. 2. Отд. 2. Вып. 4. Омск, 1892. С. 34
- Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 2, отдел офиц., с. 18
- Россия. Полное географическое описание нашего отечества / Под ред. В. П. Семёнова-Тян-Шанского. Т. 16. Западная Сибирь. СПб., 1907. С. 436
- Важнейшие ярмарки губернии. С оборотом в 100 000 руб. и свыше (по сведениям 1913 года) / Памятная книжка Тобольской губернии на 1915 год. Тобольск, 1915. С. 136
- ↑
- . Дата обращения: 29 декабря 2013.
- . Дата обращения: 20 ноября 2013.
- .
- . Population statistics of Eastern Europe & former USSR. Дата обращения: 15 мая 2021.
- Тобольская губерния / Список населённых мест по сведениям 1868—1869 гг. Т. 60. СПб., 1871. С. 51
- Тобольская губерния. Населённые места / Волости и населённые места 1893 года. Выпуски 10 и 11. Тобольская и Енисейская губернии. С. 31
- Список населённых мест Тобольской губернии. Тобольск, 1912. С. 137
- Ишимский округ / Список населённых пунктов Уральской области. Том IV. Свердловск, 1928. С. 12
- ↑
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 сентября 2015.
Дом заводоуправления
Каменное одноэтажное здание близ пруда — немногое, что осталось от Нижнесинячихинского завода. Его стены толщиной около метра сложены из природного плитняка.
Размещенная здесь выставка – одна из самых важных и интересных. Ведь она рассказывает о человеке, без которого ничего этого не было бы – об Иване Даниловиче Самойлове. Фотографии, документы, страницы дневника Самойлова и многое другое увидите здесь.
Также здесь представлены картины алапаевских художников, образцы русского художественного текстиля, ручного ткачества.
Рядом стоит памятник в честь погибших в годы гражданской войны. В центре монумента на памятной плите слова: «Земляки-синячихинцы! Чтите память героев гражданской войны, борцов за светлое будущее народов России, погибших осенью 1918 года. Спите спокойно, русские орлы. Потомки чтят и множат Вашу славу». Слева и справа на пилонах фамилии почти 150 синячихинцев — жертв братоубийственной войны.
Появление учебных заведений
В 1871 г. в Арамашево начало работу одноклассное училище. Через четверть века здесь появилось земское училище, а в 1911 г. – 2-х-классное училище в новом, специально построенном кирпичном здании.
До тех пор, пока вблизи села не построили железную дорогу, основным занятием жителей было возделывание зерновых и заводские работы по перевозке руды и железа на заводы в Алапаевске и Нижнем Тагиле. С появлением железнодорожного сообщения этот вид деятельности пришел в упадок.
В 60-х годах прошлого века в Армашево начал работу одноименный совхоз. В 2007 г. была введена в эксплуатацию масштабная теплица по выращиванию голландских роз.
Из истории села
Столетия назад село находилось на почтовом тракте и считалось слободой. Его жители занимались, в основном, земледелием; сеяли пшеницу и рожь. Первые упоминания об этом поселении относятся к 1692 г. Дипломаты, направленные Петром Великим в Китай, описали эти места как чрезвычайно красивые, изобилующие лесами, лугами, реками и озерами, возделанными полями. Один из летописцев, Адам Брандт, написал так: «Здесь очень красиво, ничего подобного я не встречал в своей жизни».
Основные фортификационные сооружения в селе были воздвигнуты в 55-56 гг. XVII в. для защиты от калмыков. Со временем набеги прекратились, и необходимость в укреплении Арамашево отпала, слобода стала безопасной. В ведении Арамашевской слободы находилось 31 небольшое селение, крестьяне которого числились за Алапаевским заводом.
«Уральских изб Душа живая»: история создания
Как появился домашний музейный комплекс рассказала Реутова Вера Васильевна:
«Несколько лет назад в Арамашево, в избах, которые собирались сносить, вдруг, за обоями и штукатуркой были обнаружены старинные росписи. Подобные тем, что можно увидеть в Нижней Синячихе. Только там избы собирались с окрестностей и были перевезены в музей под открытым небом из других сел. А здесь свои, родные. Это было настоящее чудо.
Потребовались годы и усилия всей семьи, чтобы восстановить и привести в порядок две комнаты и подворье. И в старую избу словно вернулась душа. Структура крестьянского дома на Урале была проста и функциональна: изба, погреб, амбар, колодец «журавль», сарай, загоны для скота, огород, баня.
Зажиточные крестьяне строили две избы под одной крышей — зимнюю и летнюю. Их называли горницы. Летняя изба была попроще: пол земляной, без печки, а на чердаке хранили сено. В таком доме летом было не жарко. Зимняя изба отапливалась большой русской печью, в ней были маленькие окошки — все для того, чтобы сохранить тепло и не замерзнуть долгими темными зимними ночами.
Люди в воcстановленных домах жили зажиточные. Они не только две избы поставили, но еще и богато украсили свой дом. Может быть, кому-то кажется, что роспись эта смотрится грубо, наивно, но она добавляла красок и радости в серые будни длинных уральских зимы и осени, поэтому и сто, и двести лет назад хозяева платили высокую цену малярам-художникам, расписывающим избы.
В зависимости от достатка в избах расписывались либо только двери, либо часть потолка, может быть небольшой простенок. В Аромашевских избах роспись повсюду, люди жили здесь зажиточные и не скупые».
Сколько же стоила такая роспись? По словам Веры Васильевны 16 кг муки или зерна платили за роспись одной двери. Скорее всего, хозяин этого дома отдал больше 2-х мешков муки — по тем временам большое богатство.
Если Вы соберетесь с экскурсией к Вере Васильевне, то она вам раскроет тайны деревенского дома. В своем рассказе экскурсовод часто возвращается к своему прошлому: веселые истории про сурового деда и бабушку, которая баловала своих внуков нехитрыми игрушками и сладостями. Здесь вы сможете увидеть свадебное платье и венок, который принадлежал когда-то одной из жительниц Арамашево, мебель возрастом 200 лет, посуду, скульптурки, которые украшали дома местных жителей. Вы научитесь делать обереги, поучаствуете в мастер-классе и отличных фотосессиях.
По рассказам местных жителей, в Арамашево в начале XX века большинство изб было украшено ручной росписью.
Музей «Уральских изб Душа живая» на карте
Выезжаем через Березовский на Режевской тракт, перед Режом уходим направо — на Алапаевск. На Арамашево стоит указатель. Весь путь составляет около 120 км.
Музей «Уральских изб Душа живая»
Адрес: Свердловская область, село Арамашево, ул. Первомайская 11Телефон: тел. +7 (34346)73−582, +7 (912)24−96357Электронная почта: uralrospis@mail.ruВремя работы: с 10.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до14.00, суббота, воскресенье — выходной. Но, на самом деле, предварительно позвонив, можно попасть на экскурсию в любое время.
Деревня Родники
Проехав Реж, мы устремляемся на север — следующей целью нашего путешествия является Режевской экопарк. По дороге заезжаем в небольшую деревушку с красивым названием — Родники (N57°28.167’ E61°45.333’). Здесь сохранилось всего несколько жилых домов.
Внимание нашей группы привлек, хорошо видимый с трассы, полуразрушенный храм из красного кирпича. На одной из стен храма – большой плакат с надписью: «Церковь во имя Вознесения Господня (ранее с
Лягушинское Верхотурского уезда Пермской губернии) каменная, однопрестольная, перестроенная из часовни, освящена в 1906 году, закрыта в 1930 г. Здесь служил священномученик Попов Константин Иванович, который принял мученическую кончину 13 августа 1918 года в с. Егоршино, где был расстрелян большевиками. Братья и сестры! Не станем соучастниками греха тех, кто разрушил и разорил этот храм, ведь «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят» (Апостол Павел, 1 Кор. 3:17) Будем иметь страх Божий, не перейдем грань, разделяющую добро и зло! Восстановим храм вместе! Возродим село! Возродим духовность!»
Недалеко от храма, в зарослях кустарника виднеются развалины двух больших зданий, построенных из такого же старинного кирпича. Кое-где в кладке зияют мрачные проломы, ведущие в таинственные подвалы. Может быть, эти постройки когда-то принадлежали храму, или здесь находилась усадьба управляющего?