От арабских завоеваний до испанской монархии

Жизнь после смерти

Учение о бессмертности души в истории ислама мало отличается от того, что проповедуют христиане. Эта невидимая сущность продолжает жить после смерти физического тела. Душой называется единое образование, которое создал Бог.

Мусульманский загробный мир разделяется на две части — джанну (рай) и джаханнам (преисподняя). Праведники после кончины вознесутся к Аллаху, а грешники спустятся под первое небо. Христиане считают, что душа будет вечно томиться в чистилище или пребывать в раю. Но у мусульман человек после смерти живет в аду временно. После полного искупления своих грехов они предстанут перед Богом, который простит их.

А находиться в загробном мире всем душам предстоит до Судного дня. А затем они снова приобретут тела. В этот день на землю спустится ангел Исрафиль. Он умертвит всех живых, чтобы они заново воскресли одновременно с теми, кто скончался раньше них.

Все люди перед возвращением в физические тела должны пройти по мосту Сират, протянутым над пропастью в ад. Ступать придется по тонкому, как волос, канату. А еще он острый, словно лезвие ножа. Только праведники могут пройти по этому мосту. Грешники обязательно упадут в пропасть и вернутся в ад.

Джихад вместо набегов

В начале VII века Византия и Персия были очень истощены войнами. Сначала персы побеждали — казалось, Средиземное море скоро будет западной границей империи. Как в старые добрые времена, при Ахеменидах… Но затем удача от них отвернулась. В конце концов, обе империи, обескровленные войной, вернулись к довоенным границам. И тут на историческую сцену вышел новый игрок — арабы. Но новый ли?

Арабы были беспокойными соседями, и их набеги неоднократно тревожили границы как Римской(а затем Восточной Римской) империи, так и Ирана. Иногда эти набеги приобретали характер нашествий. Первое арабское вторжение в Иран произошло в начале IV века — арабы устроили целую серию набегов в земли персов, но их разбил Шапур II.

Почему завоевать Персию тогда не удалось, но получилось спустя триста лет, и как они добились такого успеха?

Проблемы твоего друга — возможность для твоего врага

В середине III века н. э. Рим и Иран оказались в тисках жёсткого кризиса.

Пальмирское царство, когда-то клиент Рима, стало претендовать на роль регионального гегемона. За считанные годы Рим потерял практически все свои восточные провинции, кроме Малой Азии. Их, воспользовавшись потрясшим империю кризисом, отобрала Пальмира. Лишь император Аврелиан смог разгромить мятежников и захватить царицу Пальмиры Зенобию.

Царица Зенобия перед императором Аврелианом. Джованни Баттиста Тьеполо

Иран трясло не меньше. Парфянскую династию на престоле шахиншахов сменили Сасаниды, которые считали себя истинными персами. Страна переживала религиозные гонения, устроенные зороастрийцами. Всю вторую половину III века, от Варахрана II и вплоть до Шапура II, формально начавшего править в 302 году, Сасанидская держава бурлила. Каждый родственник Царя Царей по мужской линии — брат, сын, дядя, внук — был потенциальным императором.

Местные власти Сирии, Палестины и Месопотамии были серьёзно ослаблены. И это был шанс, которым арабы воспользовались.

Основные последствия арабских завоеваний

  • Превращение Арабского халифата в могущественную державу. Вскоре после возникновения это государство начало быстрыми темпами расширяться, распространяя своё влияние всё дальше и дальше. Его территория росла в результате захвата новых территорий, что укрепляло халифат и в военном, и в экономическом плане.
  • Распространение ислама и арабского языка. На покорённых арабами территориях оно было очень заметным, что наложило свой отпечаток на культуры множества разных народов. Таким образом, одним из двух основных последствий арабских завоеваний можно считать именно распространение ислама в мире. Правда, из всех покорённых арабами территорий в итоги они прижились только в Северной Африке, в которой они до сих пор составляют значительную часть населения.

Три основных этапа арабских завоеваний на карте

  • Были заложены предпосылки для крестовых походов. Несмотря на то, что в Европе арабские завоевания удалось восстановить, арабы всё равно имели огромное влияние на Средиземноморье, в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Позднее начались крестовые походы, призванные восстановить влияние христианства в этих регионах.
  • Разорение обширных территорий. В ходе завоевательных походов арабов многие регионы обезлюдели, так как они были вконец опустошены войной.
7 основных открытий Менделеева
Почему европейцам удалось стремительно уничтожить высокоразвитые культуры древних жителей Америки

Реконкиста и испанская монархия

В ходе Реконкисты сложилась уникальная пиренейская модель общественной и христианской организации. Города были мало затронуты Реконкистой, поскольку там изначально было не так много мусульман, а вот крещёных мавров и христиан, принявших ислам, — в избытке. Сельские общины, особенно в первые столетия Реконкисты, организовывалась как колонии.

Местная социальная структура почти повсеместно соответствовала трёхчастной композиции: знать, которая в ходе Реконкисты приумножала богатства; идальго, мелкопоместные дворяне; горожане, удельный вес которых в политике вплоть до 15-го века был крайне мал. Положение резко изменилось в конце 15-го столетия — по мере увеличения торговой активности.

Проповедь Мухаммада

Будущий пророк Мухаммад родился в Мекке в 570 г. Рано осиротев, он сначала стал зарабатывать себе на жизнь трудом пастуха, а затем поступил в услужение к богатой вдове Хадидже, которая была старше его на 15 лет. Когда Мухаммаду исполнилось 25 лет, она вышла за него замуж.

По преданию, в б 10 г. на горе Хи-ра (близ Мекки) Мухаммаду явился ангел Джабраил и возвестил о том, что Мухаммад является посланником Бога. Он должен донести до людей истину, что нет Бога, кроме Аллаха, и предупредить их о грядущем Страшном суде.

В 613 г. пророк Мухаммад начал свою проповедь в Мекке. Его учение получило название «ислам», что означает «предать себя воле Бога».

Далеко не все жители Мекки приняли проповедь Мухаммада. Многие были преданы племенным богам. Другие не желали следовать заповедям пророка, призывавшего богачей делиться с бедными. В 622 г. Мухаммаду и его сторонникам пришлось бежать из Мекки. Сам пророк, тайно оставив город ночью, направился в Ясриб (Медину).

Его переселение, известное как «хиджра», стало началом мусульманского летоисчисления.

В Медине Мухаммад обрёл новых последователей и вскоре стал правителем города. Получив власть, он начал войну против жителей Мекки, которые во время решающей осады сдались без боя.

Со временем у Мухаммада появилось множество последователей среди воинственных арабских племён. Благодаря общей новой вере они сумели преодолеть межплеменную вражду, что обеспечило политическое единство. Под руководством Мухаммада ислам превратился в основу теократического общества, развивавшего осознанную воинственность, ибо «битва за Аллаха» обладала для воинов-мусульман особой притягательностью: в случае победы они получали добычу, а в случае смерти — попадали в рай.

Пророк Мухаммад, восседающий на волшебном животном ал-Бураке в сопровождении праведных халифов Абу Бекра, Омара и Османа. Средневековая миниатюра

Арабский мир в VI-VII вв.

Аравийский полуостров — жаркая, высушенная местность, соединяющая Азию и Африку. В центре его раскинулась бескрайняя Аравийская пустыня. Люди жили в основном по её границе и в районах, примыкающих к морю. В VI и VII вв. эти земли населяли преимущественно бедуины — арабские кочевники-скотоводы. Особенное значение для них имели верблюды. Эти животные служили средством передвижения, верблюжье молоко и мясо шли в пищу, а из верблюжьей шкуры шились шатры. В некоторых оазисах, где было достаточное количество воды, население занималось и земледелием.

К середине VI в. в Северной Аравии сложились три крупных города. Они находились в гористой местности под названием Хиджаз, между Красным морем на западе и пустыней на востоке. В центре Хиджаза, в небольшом плодородном оазисе, располагался Ясриб, позднее переименованный в Медину. Южнее, в горах, находился Таиф, а севернее — Мекка. Мекка являлась самым процветающим из трёх городов, благодаря выгодному положению на пересечении караванных путей и большому количеству паломников, прибывающих, чтобы поклониться Каабе — «чёрному камню» — огромному метеориту. Аллах, впоследствии почитаемый как единый Бог всех мусульман, считался одним из главных божеств Мекки. Но, кроме него, здесь поклонялись ещё 300 богам и богиням.

Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов

Завоевания продолжались и при новой династии Омейядов, которая начала править в 661 году. За время их нахождения у власти до 750 года арабы распространили свое влияние на огромные территории, включая даже территорию современной Испании. Так был создан Арабский халифат. Официально он просуществовал до 1258 года, а временем его максимального расцвета считается именно эпоха правления династии Омейядов: 661–750 гг. В 750 году завоевания арабов были прекращены. После этого изменения границ происходили не в пользу Арабской цивилизации.

Новая династия Аббасидов (750–1258 гг.) также оставила свой след в истории Арабского мира. В их задачи уже не входили завоевания. Деятельность Аббасидов была направлена на то, чтобы сохранить единство земель, находившихся в их подчинении. Именно в это время единое Арабское государство постепенно начинает распадаться. Независимость получают территории, подчиненные арабам в Испании, а затем и государства, образовавшиеся на территории Магриба (Марокко, Алжир и Тунис). Аббасиды продолжали сохранять титул халифов. Они сочетали в своих руках светскую и духовную власть. С течением времени светскую власть они постепенно теряют. Она сосредотачивается в руках их заместителей – визиров. Также появляется специальный судейский аппарат, который оказывал свое влияние на внутреннюю политику государства. Кроме этого, появляется институт наместников (или эмиров). В 762 году Аббасиды перенесли столицу в Багдад, так как оттуда было удобнее управлять столь большим государством. В итоге эмиры получили власть на местах, и постепенно эта власть становится наследственной. Наместники Арабского халифата начинают постепенно формировать собственные династии и передавать власть своим сыновьям, внукам, не спрашивая даже формального согласия на то из Багдада. Так, династии превращают свои территории в отдельные государства. В итоге к XIII веку Аббасиды практически полностью потеряли рычаги управления страной. Это предопределило распад арабского государства.

Завоевания VIII века

В 712 году началось завоевание Хорезма. Хорезмшах Джинфар обратился к арабскому наместнику Хорасана Кутайбе с просьбой помочь ему в борьбе против младшего брата. Взамен Джинфар признавал свою зависимость от Халифата.

 После короткого сопротивления брата хорезмшаха государство было подчинено арабам. В Хорезме был помещен арабский гарнизон, над хорезмшахом поставлен мусульманский наместник. Зимой 712-713 годов хорезмийцы, восстали, но мятеж был подавлен с большой жестокостью.

После подчинения Хорезма Кутайба решил идти в Согд. В упорном бою он разбил согдийцев и осадил Самарканд. После четырех месяцев осады арабский полководец договорился с правителем города о капитуляции и размере дани, который стал выплачивать Согд. Позднее в течение первой половины VIII века Согд восставал, и арабам стоило большого труда восстановить там власть. В 740 с мятежниками был заключен договор. Согдийцы получали прощение за отступление от веры и освобождались от налогов за годы мятежа.

К 720 году войска Халифата подчинил Гурган. За регион Мавераннахр арабам пришлось выдержать упорную борьбу против Тюркского каганата. В 737 году тюркское войско вторглось в Хорасан. Арабский полководец Асад одержал победу, а каган погиб во время бегства. За этим последовал распад каганата на две части. В 739-740 годах арабам удалось подчинить области Шаш и Фергану.

В 751 году армия Халифата разбила в битве при Таласе армию китайской империи Тан. Эта победа вытеснила Среднюю Азию из сферы влияния Китая и стала финалом арабских завоеваний в регионе.

Арабский халифат и исламизация

 Арабский халифат — феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII-IX вв.

После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски — «заместитель, преемник»), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. Несмотря  на внутриусобицу, ислам распространяется. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь в битве при Пуатье (732 г.) их победоносное продвижение было остановлено.

К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая, Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой стороны, то, что главные противники арабов — Византия и Персидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено налогами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.

Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились.

Распространение ислама достигалось разными способами, В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен, исламизация практически свелась к арабизации. Сложнее обстояло дело в Ливане, где сравнительно сильные корни пустило христианство, но и там процесс шел достаточно успешно. Примерно такой же была ситуация в северной Африке — с той лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не было семитским.

В Испании исламизация шла за счет экономических привилегий, которые были установлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае вначале (позже они были пересмотрены либо отменены), сыграли очень существенную роль. Вся земля в халифате была объявлена государственной собственностью. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам. Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа. Но мусульмане в качестве налога платили ушр — одну десятую часть дохода, а все остальные — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать (джизию). Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной (2,5% против 5% для остальных).

Исламизация сильно унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата.

Арабский халифат постепенно сформировался в огромную державу, объединившую силой оружия ряд стран Азии, Африки  и Европы. Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями.

Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу.

Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.

Вы смотрели конспект по всеобщей теории «Арабский халифат и исламизация». 

Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Причины успеха арабских завоеваний

  • Высокий боевой дух. Идеи ислама, основанного пророком Мухаммедом, быстро получили распространение среди арабского населения, и ряды последователей этой религии быстро пополнялись. Кроме того, арабы полагали, что делают праведное дело, что положительным образом сказывалось на их морали и боевом духе.
  • Военная подготовка. У арабских народов она была на высоте – война была неотъемлемой частью их жизни, поэтому сражаться они умели неплохо. Кроме того, основу их военной силы составляла кавалерия, в то время как у многих покорённых ими народов конницы не было или почти не было.

Причины успеха арабских завоеваний 7-8 веков

  • Превосходство в культурном уровне. Арабский халифат был процветающим государством с богатейшей культурой, и он добился огромных достижений в области науки. По этим параметрам он превосходил многие народы, им завоёванные.
  • Удачный момент. Отчасти успех арабских завоеваний обусловлен тем, что они выступили на противников в правильное время. Так, в 7 веке им удалось завоевать Сасанидский Иран, ослабленный внутренними проблемами, а также вполне успешно начать череду арабо-византийских войн.

Паломничества и посты

В месяце рамадане мусульмане начинают соблюдать пост. В светлое время суток они отказываются от еды, развлечений, курения. Но больные, военные и пленники, дети и старики, беременные и кормящие грудью женщины освобождаются от всех ограничений.

Если у человека достаточно физической силы и материального обеспечения, он может совершить хадж — паломничество. При этом нужно обязательно посетить Мекку, а большинство мусульман отправляются еще и в Медину. Там, согласно сообщениям историков, скончался Мухаммед.

Паломники в Мекке проводят семь дней, в каждый совершая определенные обряды. Сначала они обходят Каабы, пьют воду из священного источника, затем бегают по холмам и молятся у горы Арафат. А также они собирают камни, забрасывают ими столб, символизирующий шайтана, приносят в жертву скот.

Ислам — своеобразная религия, какой уже более четырнадцати столетий. У нее есть общие черты с христианством, но существуют и своеобразные отличия. А чтение молитв и знание сводов Корана помогает верующим людям в тяжелых ситуациях.

Амрулькайс — первый царь всех арабов

Амр ибн Адай, из арабской династии Лахмидов, правил в последние три десятилетия третьего века н. э. О нём известно немногое. Он сумел покорить многие племена южного и северного Междуречья и обложить налогами некоторые, уцелевшие после многочисленных войн, месопотамские полисы. Это дало его наследнику не только богатство, но и исключительную военную мощь, которой до этого не обладал никакой арабский владыка.

Повелитель Хирты, его сын Амрулькайс ибн Амр ибн Адай, вёл постоянные войны с соседними племенами все время своего правления — с 300 по 328 годы. Он подчинил себе племена от Дамаска и Антиохии до берегов Тигра. Жители римских городов в Сирии и Палестине и иранских городов в Местопотамии и западном Иране боялись быстрых и опустошительных набегов Амрулькайса. Он разгромил племена Масхжид и Мазидж, так что у него не осталось врагов на севере Аравии. Его войска контролировали и караванные пути, ведущие в Хиджаз и Йемен.

У римлян тоже были свои вассалы-арабы — Гассаниды. Однако, во время завоеваний Амрулькайса, они предпочли действовать под его руководством. Фактически, перейдя на сторону врага.

Военные и экономические интересы требовали от Амрулькайса похода в Южную Аравию, что и было сделано в 320 году. Он овладел важным торговым центром Неджраном, разгромил кочевников-маадеев и подчинил их себе. Тем пришлось заплатить большую контрибуцию.

За какие-то двадцать лет на Ближнем Востоке появился региональный гегемон, независимый от двух великих империй того времени — Рима и Ирана. Остановить Амрулькайса, претендовавшего на полное покорение Месопотамии и западного Ирана, смог лишь персидский царь Шапур II примерно в 317-318 годах. Иранская тяжёлая кавалерия победила арабских всадников, но далась эта победа большой ценой. Сасаниды вынуждены были признать официальный титул Амрулькайса —Царь всех арабов». Помимо прочего, они согласились на де-факто независимое положение Лахмидов в составе своей империи.

Шапур II

Однако сохранить державуЦарь всех арабов» не смог — он разделил её между своими сыновьями. Слабость государственной власти и доминирование традиций номадов — всё это развалило государство Амрулькайса. Эта военная разрозненность и возрастающая сила Сасанидской империи не дали арабам в IV веке н. э. захватить Иран. Арабы опять перешли к набегам и межплеменной грызне.

Раздробленности и разрозненным набегам пришёл конец, когда все арабские племена Аравийского полуострова объединила новая сила — ислам. Он был относительно терпим лишь к монотеистическим религиям(иудаизму или христианству). Исповедовавшие их получали статусзимми» —люди договора», и могли сохранять свою авраамическую религию в обмен на уплату налога. Прочие религиозные культы уничтожались под корень. Если надо — вместе с их носителями.

Впрочем, уже под конец жизни Мухаммеда, таковых в Аравии было очень мало. Новое государство, спаянное мессианской религией, было успешным в войнах, так что теперь все стремились успеть поучаствовать в походах и урвать себе кусок добычи. Материальный стимул облегчал переход в ислам.

Средняя Азия накануне завоевания

В III веке н.э. часть среднеазиатского региона (Хорасан и Гурган) были подчинены Сасанидами. Основное население региона было ираноязычным – согдийцы, бактрийцы, саки, массагеты. В северные области региона, Хорезм и Мавераннахр, начали проникать группы тюркоязычных народов.

В политическом плане области, не входившие в состав Сасанидской державы, были раздробленными. У власти находились землевладельцы-дикханы, управлявшие своими владениями из укрепленных замков.

В V-VI веках в Средней Азии существовала могущественная держава гуннов-эфталитов. После ее разгрома Мавераннахр и Хорезм вошли в состав Тюркского каганата, а Сасаниды восстановили контроль над землями южнее Амударьи.

Основной религией региона был зороастризм. Кроме него, влиянием пользовались христиане. В Мерве даже была сформирована отдельная митрополия христиан-несториан. Кроме этого, в Среднюю Азию проникали идеи манихейства.

Вторжение арабов

К 650 году западные владения Сасанидов были подчинены войсками Халифата. В том же году была подчинена территория Сиджистана, открывавшая дорогу на Хорасан. Последний шахиншах Сасанидской державы Йездигерд III отступил в Среднюю Азию попытался войти в Мерв. Горожане не приняли его. После этого у царя произошел конфликт с одним из местных правителей, и Йездигерд был убит на мельнице, где укрывался после разгрома.

В 651 году арабские войска вступили в Хорасан. Они разбили в битве сопротивлявшихся им эфталитов. Штурмом были взяты Нишапур и Серахс, другие города сдались. Правитель Мерва, крупнейшего города Хорасана, сдал город без боя, договорившись о выплате дани. В 652 году был подчинен Тохаристан с крупнейшим городом Балхом.

В 653 году основные силы арабов ушли из Хорасана, разделив регион на зоны ответственности четырех эмиров с небольшими гарнизонами. Под предводительством иранского рода Каринов Хорасан восстал. Благодаря военному искусству полководца ибн Хазима мятеж удалось подавать.

Пророки и посланники

Пророками называют людей, который рассказывали истину, идущую от Аллаха. Хотя они происходили из человеческого рода, их причисляли к святым. Всего в исламе было 124 000 подобных личностей. Из них 313 — посланники или «расулы», именно им Бог доверил свои откровения для записи.

Наиболее почитаемых пророков девять. Некоторые из них соответствуют христианским святым:

  • Нух — Ной;
  • Якуб — Иаков;
  • Муса — Моисей;
  • Ибрагим — Авраам;
  • Дауд — Давид;
  • Юсуф — Иосиф;
  • Айюб — Иов;
  • Иса — Иисус Христос.

В мусульманских странах есть два праздника, которые возникли благодаря Мухаммеду. Первый — это мавлюд. Этот день ознаменовался рождением будущего пророка. А второй — мирадж, тогда он вознесся на небеса к Богу для беседы с ним.

Борьба христианства и ислама

С выступлением арабов начинается новый период в истории всех трех частей Старого Света. Мухаммед основал религию, которая со страшною быстротою стала распространяться среди народов Азии и Африки, Притом далеко за границами, в которых имели силу влияние греческой образованности, власть римского государства и верования христианской церкви. Объединенные Мухаммедом арабы выступили, как завоеватели, основавшие громадную державу, и она отняла у прежней всемирной монархии почти все её азиатские области и решительно все области африканские и даже перенесла свои завоевания в Европу. С самого же начала этого нового периода возгорелась борьба между христианством и исламом, составляющая одно из самых важных явлений истории средних веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector