Архимандрит андрей (конанос): говорите «спасибо», чтобы перестать ныть
Содержание:
- Кого тебе удалось изменить с помощью кулаков?
- Священник не из параллельной реальности
- Самое интересное
- Идеальная терапия для души
- Неужели я когда-то пытался бороться с Тобой
- Мы идем в церковь, как в музей
- Важны не слова, а то, что мы собой являем
- И в кризис выход найдется
- Один конец, одно начало
- Сувлаки и благодать
- Будничные дела не мешают Христу войти в твою жизнь
- Одна женщина во всем покаялась, кроме одного тяжкого греха
- Пусть каждый сохраняет свою уникальность
Кого тебе удалось изменить с помощью кулаков?
И скажу тебе еще кое-что. Раз ты упорно называешь себя православным – покажи мне хотя бы одного человека, которого тебе удалось изменить с помощью кулаков. Может быть, это твоя жена, или твой ребенок, или еще кто-нибудь? Кто в результате изменился, стал другим? Никто. Мы говорим столько правильных слов – и не можем изменить ни своих детей, ни супругов, ни соседей – никого. А нам кажется, что наши слова такие правильные…
Настоящее православие может преобразить весь мир. Как говорится в Псалтири, «Боже Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в море далече» (Пс. 64:6). Вот что такое православие. А где же все те перемены у окружающих, которым, как нам кажется, мы так способствуем? Вот что меня волнует. И в первую очередь это относится ко мне самому. Не хочу никого обвинять, ни на кого ругаться – здесь я говорю в первую очередь о себе самом. Ведь стóит мне начать говорить: «Послушайте! Вы всё делаете неправильно! Смотрите, как надо, как по-православному…» – я тут же сам отдаляюсь от православия.
Мы часто вспоминаем старца Паисия и других старцев, цитируем их, но при этом «подстраиваем» их высказывания под свою точку зрения. Однажды, когда я был на Афоне, иеромонах, бывший в свое время келейником у старца Паисия и в то же время исповедовавший его (сам старец Паисий не был в священном сане и потому исповедался этому иеромонаху), сказал мне:
– Очень многое из того, что люди говорят о старце Паисии, используется ими в личных целях. Им хочется утвердить в Церкви ту или иную точку зрения. А старец Паисий так не говорил. Я хорошо знал его, он был моим старцем. Мы жили в одной келье, вместе молились, вместе ели, – и я точно могу сказать, что он был совсем не таким, каким многие стремятся сейчас его представить.
Я хочу сказать, что иногда мы цитируем духовных людей, действительно великих христиан, с иной целью, а именно – навязать собственное мнение.
Фото: vtomske.ru
Священник не из параллельной реальности
Фото: tatmitropolia.ru
Я много раз рассказывал, как один мой ученик в школе, увидев меня с булочкой во время перемены, очень удивился. Вспоминаю этот случай так часто потому, что он очень хорошо отражает представления людей о священниках, которые должны существовать в какой-то параллельной реальности. Нет, это неверное представление. Конечно, мне могут сказать: «Это наше дело – как хотим, так вас и представляем». Разумеется, ваше дело – представляйте меня хоть молящимся на воздусех, однако это не будет правдой. А если показать правду, то вы поймете, что мы не так уж от вас и отличаемся. Ведь мы все – люди.
В общем, мальчик увидел, как я на перемене ем булочку, и так удивился, что воскликнул:
– Ого-о-о!
– Что случилось, сынок? – спросил я.
– Отче, вы тоже едите? – спросил он совершенно искренне.
– Ну да, ем! Привычка у меня такая – есть. А что, нельзя?
– Но как, отче, сегодня?
– Да, а сегодня какой-то особенный день? Поста нет…
– Ну да, правда… Правда…
В общем, мальчик лишился дара речи. Ему казалось, что я не должен есть, потому что я не такой, как все. И тут вдруг – такая приземленность.
Тогда я вспомнил слова Паисия Святогорца:
– Пусть люди, которых ты наставляешь, иногда видят тебя за обычными, повседневными делами. Пусть видят, как священник, духовник, который поучает их с амвона, паря над грешной землей в своих облаках, вдруг оказывается вместе с ними на экскурсии. Пусть видят, как ты впадаешь в панику, не досчитавшись кого-то в автобусе. Пусть видят, как замечательный батюшка, который казался им всегда таким спокойным, может начать волноваться, спрашивая с тревогой: «А где такая-то? Я всех пересчитал, а ее нет! Куда она пошла?» Тогда люди поймут, что и ты можешь тревожиться и сердиться; что ты – такой же, как они.
Так сказал мне старец Паисий, а я спросил его:
– Извини, отче, но когда люди увидят мое истинное лицо, они не разочаруются?
– Нет, – ответил он, – не разочаруются. Попробуй, и сам в этом убедишься! Пусть они видят, что и ты ешь, и ты иногда себя балуешь, когда берешь себе еще одну булочку с подноса, потому что эти булочки такие вкусные, что невозможно остановиться, и просишь еще и еще. Тогда люди скажут: «Вот, и он любит поесть, и ему нравится то же, что и нам». Так они осознают присутствие Бога здесь, на земле. Осознают, что нужно быть честным – как перед собой, так и перед другими; быть смиренным, а не прятаться от всех с едой, как делаю я и, наверное, не только я, когда на людях мы добрые, смиренные, а на самом деле – совсем не такие.
Самое интересное
- Я надеюсь на революцию в РПЦ — просмотров: 131 799
- Олег Курзаков: О причинах моего ухода из клира Красноярской епархии и сложении священного сана — просмотров: 88 038
- «Дали бы мне палку! Ух, я б вам…!»: феномен Андрея Ткачева — просмотров: 68 742
- Мария Кикоть: Мне искренне жаль игуменью Николаю — она тоже жертва системы — просмотров: 64 635
- Протоиерей Андрей Ткачев назвал иерархов РПЦ бандитами и ряжеными, а саму РПЦ — расколом — просмотров: 64 363
- И в голове один вопрос: «А судьи кто?» — просмотров: 54 473
- Ответ анонимного священника брезгливому батюшке — просмотров: 47 173
- Протоиерей Вячеслав Баскаков: Я прошу прощения у всех, кого ввел в поношение через меня Святой Церкви — просмотров: 45 077
- Инвалиды духовной войны — просмотров: 38 631
- Опасный вопрос: кому пора на пенсию? — просмотров: 36 474
Идеальная терапия для души
Фото: tatmitropolia.ru
Мы возводим относительное в абсолют, прилепляемся, страстно желаем и зависим от того, что любим. Не в этом ли все дело? Помнишь, ты сам рассказывал мне, что когда от тебя ушла девушка, ты разболелся и чуть с ума не сошел…
Почему так происходит? Потому что вопрос жизни и смерти для нас – все, что угодно, но не Христос. Отсюда и болезни.
А Иисусова молитва – это своего рода идеальная терапия для души, душевное лечение. Она дарит ощущение баланса, делает психику сбалансированной; поворачивает человека в нужную сторону, ставит в правильную позицию по отношению и к самому себе, и к ближнему, и к Богу. «Все должно быть на своем месте, – говорит эта молитва. – Не нужно ни к чему прилепляться».
Когда ты умрешь – а кстати, сколько бы ты хотел прожить? Сто лет? Да хоть больше ста – все равно, когда и ты, и я покинем этот мир, первое, что мы увидим, будет не компьютер; не наше тело, которое мы до такой степени любим, что практически обожествляем; не лицо, за которым так тщательно ухаживаем; не волосы, которые старательно красим и питаем; не автомобиль или еще что-то. Первым, Кого мы увидим, будет Иисус Христос.
И если Этого Господа Иисуса Христа, в Котором Все, ты уже сегодня, будучи в Церкви, сможешь коснуться и заключить в объятия благодаря смирению и озарению от Бога, – разве может быть на земле кто-то умнее тебя? Если уже сейчас броситься к Нему навстречу, обнять Его, сделать «своим», обладать Им, то на земле не будет человека умнее и прекраснее тебя.
И все сразу окажется на своем месте, если Христос станет для тебя Господом – самым важным вопросом, самой насущной проблемой. Ничто другое уже не будет тебя волновать, и ты не заболеешь от горя – даже если умрет близкий человек. Да, ты будешь горевать, оплакивать его – ведь ты человек, наделенный чувствами, – но при этом скажешь: «Он умер, потому что не он – Господь. Господь – Иисус Христос, и Он – жив».
«Я есть воскресение и жизнь», – говорит Господь.
Мы вообще живем в эпоху идолопоклонства – так много у нас начальников и «господ».
Неужели я когда-то пытался бороться с Тобой
Никто не может по-настоящему бороться с Православием. Знаете, почему? Потому что для того, чтобы победить Православие, надо сначала его узнать. Сегодня многие считают себя борцами с Церковью. Но ведь Церковь, православие, наша вера – это Христос. А с Ним никто воевать не может, потому что для того, чтобы вступить с кем-то в борьбу, сначала надо узнать этого кого-то.
Да, сегодня многие думают, что борются с Православием, со Христом. А знаете, против кого эти люди воюют на самом деле? Против тех, кто в Церкви. Против того, что называется человеческим фактором, то есть против церковной системы, церковных организаций, финансовых интересов, против людей в Церкви и их неправильных поступков. Но это всё – не Христос. Христос абсолютно свят и безгрешен, Он Тот, Кто спасает людей. Без Него невозможно обрести спасение.
Мы идем в церковь, как в музей
Фото: tatmitropolia.ru
А Бог говорит тебе: «Вот, у тебя есть девяносто лет (к примеру), чтобы стать по-настоящему православным человеком». Как говорят святые отцы – приобрести веру опытным путем.
Так что одно дело – говорить: «Я знаю догматы». А другое – по-настоящему знать, осознавать, понимать, во что веришь. Мало просто повторять «Верую во Единого Бога Отца…» – хотя и это редко кто может прочитать без ошибок, а уж тем более – наизусть, да еще и с переводом. Проблема в том, что мы на опыте не знаем всего этого.
Ведь когда святые отцы создавали Символ веры, они не собрались в один прекрасный день за письменным столом со словами: «А давайте подумаем, что сказать о Боге! Давайте скажем вот это, это и это!» Нет. Они жили верой в Бога, жили тем, о чем говорится в Символе веры. Верить в Бога означало для них жить Им, чувствовать Его. Вот Он – Бог Отец, Вседержитель, Творец неба и земли. Святые отцы чувствовали Бога, видели Его – Отца, Сына и Святого Духа. Для них Бог был не теорией, а явью. Видя, чувствуя Его, они просто записали, зафиксировали свое ощущение, которое дошло до нас в виде Символа веры. Вот что такое догматическое сознание. Говоря: «Верую в Господа Иисуса Христа», – эти люди видели Христа своим Господом, Богом, своим Избавителем. Они видели, как Он пришел на землю, как распялся за весь род человеческий, как воскрес. Для них это было опытным знанием.
А у нас все формально. Мы приходим в церковь, будто в музей. Вот сейчас надо так повернуться, сейчас – это сказать, то сделать… Система работает, и ладно, главное – повторять, тогда ты православный христианин. Христианин ли?
Как-то один иностранец – не грек и не православный – побывал на Афоне и посетил монастырское богослужение. И вот по окончании бдения его спросили:
– Ну, как тебе?
И иностранец ответил:
– Я увидел, что здесь истина и что люди, живущие тут, хранят и соблюдают ее. Но по их лицам этого не видно.
Иными словами, на лицах у монахов не отражалась сила слов, которые они произносили.
И Церковь передает нам его слова. Мы читаем их, но не живем ими. Говорим красивые фразы, замечательные предложения, прекрасные истины – все это и правда звучит потрясающе, но мы этим не живем. Называем себя православными, но не наслаждаемся силой звучания псалмов.
По чему это заметно? Да все по той же тревоге, которая не покидает нас; по тому, как возвращаемся из храма с беспокойным сердцем – вместо того, чтобы лететь на крыльях радости, позабыв обо всех проблемах. По тому, как продолжаем роптать и жаловаться – на жену, детей, соседей. По всему этому видно, что мы ничего не понимаем так, как надо.
Важны не слова, а то, что мы собой являем
Одна женщина рассказывала мне, как она ездила к старцу Порфирию в Оропос и у входа в его келью видела множество самых разных людей; некоторые приходили с несомненно тяжкими грехами.
— Однажды я увидела там женщину, которая на самом деле была мужчиной. И подумала: «Зачем этот человек пришел к старцу?» А выяснилось (мне сказали об этом монахини, также ожидавшие батюшку), что этот человек специально приезжает к старцу за духовной помощью, и старец старается помочь ему.
Видите, даже такие люди приходили к старцу Порфирию – и никого он не отталкивал. Поэтому ни о каком противостоянии здесь и речи быть не могло.
А к какому-нибудь другому священнику эти люди не пошли бы ни в коем случае – просто из страха. «Как можно рассказать ему о своих грехах! Страшно подумать, что он на это скажет!» — решили бы они. Вот мы с вами – яркий тому пример.
Даже дети, которые маленькие ангелы, и те нам сопротивляются. Почему? Подумаем-ка об этом и спросим себя: «А какой я человек? Что говорят обо мне люди, ожидающие меня к себе в гости? Они ждут меня с любовью и радостью или, напротив, говорят: «Ох, вот он идет – ну, готовьтесь, сейчас начнется!»?
— Почему ты не женишься, дитя мое? – спрашиваю я иногда какого-нибудь молодого человек, которому уже за тридцать.
— Отче, а для чего мне жениться? Я не видел у своих родителей ничего такого, чтобы самому захотеть создать семью. Своим примером они разочаровали нас, детей, в семейной жизни. Мы не хотим заводить семьи.
Важны не слова, а то, что мы собой являем. Христос проповедовал всего три года, и Его немногих слов хватило на то, чтобы коснуться людских сердец. А мы говорим своим детям тысячи слов, которые «в одно ухо влетают, в другое вылетают».
И в кризис выход найдется
Иногда я спрашиваю человека: «Что ты все переживаешь?» И в ответ слышу: «Я хочу чего-то, но вот чего — не могу понять. И потому не могу определиться». Ну, так определись! Ищи, думай! Чего тебе хочется по-настоящему? Учиться, работать, развиваться? Только не надо все сваливать на кризис.
Похвала обломам. Писатель Алексей Слаповский — о том, как он пережил кризис
Кризис кризисом, но от этого еще никто не умирал. Иногда я встречаю людей, которые именно благодаря кризису начали жить полноценной жизнью. Вместо того чтобы умирать, они собрали в кулак все свои силы и нашли выход. И ты непременно найдешь выход, ты не умрешь — придумаешь, как жить по-настоящему. И нечего тратить впустую свои лучшие годы, губить здоровье и сходить с ума — только потому, что общество сейчас переживает кризис. Выход непременно найдется!
И люди продолжают жить — у нас, в Греции, или за границей, неважно — и жить со смыслом! Это очень важно — не терять смысл жизни. А то, бывает, человек просыпается утром и думает: «Как сегодня жить?» Да так же, как и вчера, все одно и то же: готовка, уборка, глажка, проводить мужа на работу, встретить с работы
Это не жизнь. Это очень изнуряет.
Потому все домохозяйки и смотрят турецкие сериалы. Возникает иллюзия чего-то нового, интересного — что же там произойдет, что будет? Происходит подмена смысла жизни, люди радуются и печалятся за киногероев. Но что мешает испытывать те же самые чувства по отношению к собственной жизни? Почему столь бурную реакцию («Ну наконец-то они вместе! Наконец-то им ничего не угрожает! Наконец-то…») у нас не вызывают отношения с собственными детьми, супругами, родными? Потому что мы этому не научились.
Один конец, одно начало
Дорогие друзья, желаю всем вам всего самого хорошего!
Сегодня день — важная веха в моей жизни.
Что-то очень важное подходит к концу. И начинается что-то новое
И начинается что-то новое.
Сегодня, 24.08.2020, я подал в Священную Афинскую Архиепископию заявление о моем выходе из рядов духовенства и снова стал обычным гражданином мира сего. Теперь я «простой» Андрей Конанос.
Причин моего выхода из клира много, и я их не буду здесь сегодня анализировать. Этим постом я хочу сделать только две вещи: а) проинформировать вас об этом изменении в моей жизни; б) объяснить, как я буду действовать, начиная с этого момента. И только это.
После 20 лет жизни в сане сегодня я снимаю свои священнические одежды. Но ни в коем случае я не «выбрасываю» их с презрением и отвращением!
Я целую их и благодарен им за то, что в течении двух десятилетий они давали мне возможность почувствовать своей «родиной» всю планету Земля, пережить удивительные моменты присутствия Бога в моей жизни и встретить прекрасных людей во всех уголках мира.
А теперь я продолжаю.
Я покидаю ряды клира. Но мое сердце, моя сущность и мое внутреннее «ядро» остаются с вами, остаются непоколебимыми. Они никогда не изменятся, даже несмотря на то, что теперь мой образ и внешний вид будут другими.
Любовь и Истина Бога, которые двигали мной в детстве, будут продолжать двигать мной и всегда притягивать меня, как кислород и свет.
Я буду продолжать служить и любить каждого встречного. Я буду писать, говорить и помогать своими слабыми силами кому только могу.
Со всей искренностью и честностью, но теперь уже и с большей открытостью, широтой и свободой.
Мой голос будет и дальше звучать и будет отчетливо и ясно слышен вам, в вашей печали и радости.
Передо мной открывается новая глава жизни, и я буду счастлив быть с вами попутчиками в этой главе.
Не знаю, буду жить ли я завтра. Я также не знаю, сколько еще я смогу говорить, писать и общаться с вами.
Но я точно знаю, что сколько бы «завтра» ни даровал мне еще Бог — месяцы, годы или десятилетия — я хотел бы, чтоб они были искренними и правдивыми.
Я не могу вам представить какую-то мою святость или мои великие добродетели, кроме как правду и честность моего сердца.
Именно это осознание дает мне радость и силу двигаться вперед, чувствуя Бога и Его Любовь.
Я могу часами говорить обо всем этом, но не хочу вас утомлять. На сегодня хватит.
Ведь мы с вами еще увидимся.
Благодарен за все, Андрей Конанос
Перевод Михаила Запорожца для «Правмира╗
Сувлаки и благодать
Сувлаки — греческий шашлык
Но вернемся к сувлаки.
Мы доехали до пекарни. Ребята вышли из машины, и один из них спросил меня:
– Отче, а с чем вы хотите сувлаки?
Я призадумался. И вдруг вспомнил, что мне рассказывали про один очень вкусный соус.
– Да с чем угодно!
– А сколько сувлаки вы хотите? Один или два?
Один, два… Почему не три? Но я ответил:
– Давайте два. – И с замиранием сердца добавил: – С соусом!
Ребята купили сувлаки, безалкогольные напитки, принесли мне два (а как хотелось еще!) шашлыка и спокойно принялись за еду. Начался дождь, и один паренек сел ко мне в машину. Мне было неловко есть у него на глазах – я знал его совсем мало, он недавно начал ходить к нам на бдения. А тут еще этот белый соус стекал у меня прямо по бороде – не испачкаться было невозможно… В общем, спокойно поесть у меня не получилось. «Матерь Божия! – вздыхал я про себя. – Только что служил литургию, молился в алтаре, все было так возвышенно – а сейчас ем шашлык на глазах у молодежи. Что они подумают?» Я терзался мыслью, как ребята расценят мой поступок. Терзался, но мне казалось, что их это тоже беспокоит.
Наконец с сувлаки было покончено. Мы попрощались и разъехались по домам.
И вот на следующий день я получаю смс. Наконец мы с вами дошли до того, о чем я говорил в самом начале. Смс было от того самого паренька, с которым мы сидели в машине. «Ну вот, – подумал я, – начинается».
Открыл сообщение и начал читать: «Отче, теперь я люблю вас еще больше». «Наверное, какая-то ошибка». – подумал я, но продолжал читать. «Чем больше я узнаю вас, чем чаще бываю у вас в храме, тем больше начинаю любить и уважать вас как личность. Потому что на вашем примере я вижу, что можно жить богоугодно и при этом – оставаться собой». Тут я остановился и решил прочитать смс с самого начала – юноша явно не собирался меня ругать, и я успокоился. Но на всякий случай еще раз проверил контакт – да, это был тот самый паренек, перед которым я ел сувлаки. Все было в порядке, я облегченно вздохнул: молодой человек не смутился моим поступком. И продолжил читать смс: «То есть можно быть настоящим христианином и несмотря на шашлык с соусом – Господь все равно примет твою молитву».
Опасения не подтвердились. Мой поступок не только никого не смутил, но и послужил поводом к тому, что этот юноша стал еще больше любить и уважать меня. И в очередной раз я понял, что иногда у нас в корне неверные представления о других людях. Например, ты боишься, что если на работе скажешь что-то, другим это не понравится и о тебе начнут плохо говорить. Однако в ряде случаев опасения оказываются напрасными. Напрасно мы терзаемся, напрасно мучаем себя подобными мыслями! Мир вокруг не так плох, как нам кажется.
К счастью, не все люди осуждают. Не все такие, как мы с тобой. Есть много хороших людей – смиренных, с открытым сердцем, принимающих нас такими, какие мы есть, и уважающих нас за это. Понимаешь?
Получив то смс, я ожидал прочесть: «Теперь, когда я увидел, как вы едите шашлык с соусом, я перестал вас уважать. Больше не ждите меня. Я не буду обращаться к вам за советом и помощью, не буду уважать и почитать вас. Все! Вы разочаровали меня, упали в моих глазах».
И что же получилось? Смс не просто оказалось совсем иным по содержанию; я не просто не упал в глазах этого юноши – я поднялся в его глазах! Благодаря какому-то сувлаки с соусом. Такого со мной еще не бывало.
Я продолжал читать: «Чтобы получить исцеление, не обязательно уходить в горы или затворяться в пещерах. Живя просто, можно почувствовать рядом Христа».
Какие слова в этом сообщении были ключевыми? Я вам скажу: «Живя просто». Если наша жизнь проста, если мы живем правдиво и искренне, то исцеление возможно. Возможно почувствовать Христа. Потому что Христос приходит только к таким людям – простодушным, любящим друг друга, как братья, относящимся ко всем как к равным.
А вот как заканчивалось это смс:
«Буду молиться о том, чтобы и дальше учиться у вас не только на словах, но и на деле, когда вы проводите с нами время. Благословите».
Так что вот. Как видишь, одно смс, полученное после шашлыка с соусом, может стать поводом для разговора на духовные, церковные, даже богословские темы. А вывод такой: все в этом мире пропитано Божией благодатью, Божиим благословением.
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»
Будничные дела не мешают Христу войти в твою жизнь
Архимандрит Андрей (Конанос)
Наша повседневная жизнь не может помешать нам чувствовать Господа. Лишь бы наша совесть была чиста и спокойна, на душе — мир, а повседневные дела совершались по благословению Христову.
И ты, глава семьи, и ты, мать, хозяйка, — где бы вы ни работали, в офисе или дома, на кухне, — вы не забыты Богом. Вас сотворил не какой-то непонятный бог. Вы созданы Господом. И у вас обоих — удивительное, прекрасное предназначение: познать Христа, Которого любят все великие святые. Полюбить Его так же, как они. Полюбить Христа, Который проходит сквозь запертые двери и Которому совсем нетрудно найти вас везде, где бы вы ни были и что бы ни делали. Можете быть на кухне, на улице, убираться или стирать, вязать, ходить по магазинам… Христос — повсюду, Он — среди нас, в нашей повседневной жизни.
И есть люди — простые, искренние, честные, трудолюбивые, воспитывающие и своих детей такими же — которые, пока не зная Христа, подсознательно стремятся к Нему. Ведь они ищут добра, а Господь всегда идет навстречу благим намерениям. И такие люди тоже могут ощутить в своих буднях присутствие Христа. Это удивительно и наполняет смыслом всю нашу жизнь. Ведь жизнь представляет собой ценность тогда, когда мы хоть немного начинаем узнавать и чувствовать Христа.
Архимандрит Софроний (Сахаров), ученик св. Силуана Афонского, автор его жития, вспоминает, что, когда он жил в русском монастыре святого Пантелеимона на Афоне, духовник поручил ему выучить греческий язык, чтобы вести корреспонденцию как с греческим правительством, так и с обычными греками, посещавшими этот монастырь (потому что здесь говорят только по-русски). Отец Софроний был духовным человеком, любил молиться, ощущал присутствие Божие. И он сказал своему духовнику:
— Отче, если я буду учить греческий, мне понадобятся словари, учебники, я буду много читать, много учить… Но ведь это очень отвлекает от молитвы! Боюсь, я перестану молиться и потеряю Христа из-за этой учебы, на которую вы меня благословляете. Можно ли этого как-нибудь избежать?
— Нет, дитя мое, — ответил ему духовник. — Ты будешь делать то, что я тебе сказал. Будешь учить греческий язык и увидишь, что если делать это со смирением, любовью, верой и послушанием (как учил апостол Павел — делать словно для Самого Господа), то почувствуешь Христа в том, что делаешь.
И архимандрит Софроний проявил послушание. Он перестал читать Добротолюбие, перестал постоянно молиться по четкам, как было раньше, и начал читать учебники, учить глагольные формы, выполнять упражнения. И хотя он думал, что не сможет ощутить таким образом Христа и потеряет то чувство, которое присутствовало в его душе ранее, случилось обратное: душа его стала наполняться еще большей любовью ко Христу и он начал еще сильнее ощущать присутствие Божие.
Так что будничные дела не мешают Христу войти в твою жизнь
И неважно, как ты трудишься: учишься в школе, в университете, работаешь на заводе или в магазине, отвлекает тебя что-то или нет, — здесь не может быть преград. Ты можешь слышать множество звуков — разные шумы, гул автомобилей и прочее, — а в душе при этом есть таинственное пространство, где очень тихо, нет никакого шума, куда не доносится ни один посторонний звук, слышно лишь дыхание Утешителя Духа Святого, которое можно почувствовать даже в шумных Афинах
Необязательно заниматься для этого чем-то «духовным»: это очень большое заблуждение, свойственное многим из нас, христиан, — думать, что Господь рядом с нами, только когда мы ведем себя «духовно». Мол, если мы ходим по воскресеньям в храм, молимся пять минут утром и вечером, иногда читаем что-нибудь духовное, — этого достаточно. Нет, это ошибочное мнение.
Одна женщина во всем покаялась, кроме одного тяжкого греха
Одна женщина в Эвбее как-то пришла на исповедь к старцу Иакову (блаженный старец Иаков Эвбейский, 1920–1991 — прим. перевод.). Она во всем покаялась, кроме одного тяжкого греха, который утаила. Старцу открылось это, но он ничего ей не сказал, а помолился Богу, чтобы Он Сам просветил ее. И Господь действительно просветил эту женщину. Через некоторое время она снова пришла в храм, где служил старец Иаков. В тот момент его там не было, храм был пуст. Но эта женщина вдруг увидела, что Царские врата открыты и на Престоле стоит удивительно красивый молодой человек. Она рассердилась и гневно сказала ему:
— Что ты там делаешь? Сидишь на святом Престоле? Немедленно слезай! Как тебе не стыдно – молодой человек, и сидишь на Престоле!
А молодой Человек посмотрел на нее спокойно и сказал:
— А почему ты не рассказала о грехе, который совершила?
И назвал этот грех. Женщина удивилась и спросила в ответ:
— Откуда ты знаешь, что я не сказала? Откуда ты вообще меня знаешь? Кто ты?
— Я Тот, Которого ты примешь в себя завтра, — ответил Он и исчез.
Этой женщине явился Сам Господь. Он не сказал ей: «Я Тот, Кто будет судить тебя»; или: «Я Тот, Кто помог тебе тогда-то и тогда-то». Господь говорил с ней только о том, что касалось святого Причастия, — потому что именно это для Него самое главное. Если мы готовы принять Его, то можем достичь и всего остального. «Я Тот, Кого ты примешь в себя завтра», — вот что Христос сказал этой женщине.
И конечно, как вы уже, наверное, догадались, она сразу же побежала к старцу Иакову. Со слезами на глазах женщина поведала ему обо всём, что с ней произошло. Скоро эта история стала известна всему монастырю и попала в книгу о старце.
Пусть каждый сохраняет свою уникальность
Церковь, Православие, Христос. Я произношу эти слова все вместе, потому что они означают одно и то же. Православие – это Церковь, а Церковь – это Христос. И не нужно здесь равняться на других. Человек приходит в Церковь со своим характером и своим «я».
Не нужно становиться как другие, не нужно никому подражать, слепо и раболепно следуя «образцам». Пусть каждый сохраняет свою уникальность, свои таланты, которые продолжат развиваться. Пусть расцветает каждая душа. Будь таким, какой ты есть.
Вспомним историю Церкви. В Константинополе насельники Студийского монастыря (их называли студитами) пели в храме красивые песнопения и слушали умилительные слова-поучения преподобного Феодора Студита. Таким образом, атмосфера монастыря была, если можно так сказать, очень теплой и уютной для подвига.
А насельники другого монастыря, в Иерусалиме, – монастыря святого Саввы, – саваиты, жили по совершенно другому уставу, гораздо более строгому. У них в храме было только чтение – дабы красивые мелодии песнопений не отвлекали от молитвы. При этом и студиты, и саваиты были ревностными христианами и совершенно не нуждались в том, чтобы быть похожими друг на друга.
Православие разнообразно. Если приехать, к примеру, на Афон, то это видно на наглядном примере. В двадцати монастырях совершаются богослужения Одному и Тому же Господу, все любят Одного и Того же Христа, исповедуют одни и те же догматы, но при этом сразу становится понятно, что каждый монастырь имеет свою неповторимую специфику.
Вот что такое единство в многообразии. Это и есть Православие. Здесь никто никого не принуждает быть как все – одинаково ходить, говорить, одеваться. Нашей общей чертой должна быть только любовь. Едиными должны быть наши сердца и вера, а внешнее разнообразие совершенно понятно: ведь каждому нужно что-то свое, мы не можем все выбирать одно и то же. И потому не внешнее здесь возводится в абсолют, а Тот, Кто действительно абсолютен – Господь наш Иисус Христос.
Фото: Cristina Nichitus / orthphoto.net