Преподобная александра дивеевская

Содержание:

Значение икон Серафима Саровского

  1. Преподобный изображен в рост, облачен в мантию, епитрахиль и поручи, голова открыта, окружена нимбом. В левом верхнем углу иконы изображена Богоматерь на облаках. Внизу видны стены Саровского монастыря. Правая рука святого прижата к груди, в левой – кожаные четки-лествицы. Иногда на полях иконы пишут житийные сцены. Именно такой образ пожертвовал покойный Нижегородский митрополит Николай в открытую в 1989 году Казанскую деревянную церковь в селе Дивеево. Икона эта находится в Троицком соборе в левом пределе. Одна изпочитаемых святыней, так как в ней находится полумантия преподобного Серафима Саровского.
  2. Другой тип икон более редок. На нем Серафим Саровский также изображен в рост, но на голове камилавка с крестом, и правой рукой он благословляет. Два таких образа так же находятся в Дивеевской обители в Троицком и Преображенском соборах.
  3. Третья разновидность икон представляет по поясное изображение святого в мантии, епитрахили и поручах.

Прообразом всех типов икон служили прижизненные портреты Серафима Саровского. Самым лучшим из них является работа художника Серебрякова, выполненная за 5 лет до кончины Батюшки Серафима. Старец изображен в мантии, епитрахили и поручах, правая рука его возложена на сердце. Бледность лица подчеркивает его подвижническую жизнь, а глаза голубые и очень добрые. Волосы на голове и бороде седые и густые, но не очень длинные.

Но портрет святого писал при его жизни и другой художник – Дмитрий Ефставьев, воспитанник Академии Художеств. На этом портрете Батюшка Серафим одет в мантию и епитрахиль, но поручи скрыты рукавами рясы, в правой руке деревянные четки. Глаза голубые, на открытой голове волосы светло русые, с проседью. Это объясняется тем, что портрет писался, когда иноку Серафиму было примерно 50 лет, и он еще не был так стар. Подлинник этого портрета был утерян во второй половине XIX, но снимок с него сделать успели. И фотография портрета была иллюстрацией в первом жизнеописании преподобного Серафима, вышедшего в 1863 году.

До революции в Дивеевском монастыре находился еще один очень интересный портрет батюшки Серафима. На нем, старец был изображен в мантии и камилавке, в правой руке посох. Но особенным был взгляд лика святого – он как бы охватывал пророческим взором всю Россию. У этого портрета долгая история путешествий.

В начале XX века В Дивеевский монастырь приехал духовный писатель Сергей Нилус и ему довелось записать рассказ супруги покойного Николая Николаевича Мотовилова – Е. И. Мотовиловой.

После смерти Елены Ивановны, с 1910 года портрет Батюшки хранился у игуменьи до самого разгона монастыря в 1927 году. Потом он был перевезен в Киев, а в 1943 году попал в Берлин. Позже следы чудесного портрета обнаружились в Северной Америке, в Ново-Дивеевском женском монастыре.

Помимо икон и знаменитых прижизненных портретов батюшки Серафима, существовало множество картин и житийных образов, писанных как художниками, так и простыми крестьянами. На столько почитали в народе Святого Старца Серафима.

Так крестьянин Ефим Васильев через 11 лет после кончины преподобного написал картину, где батюшка Серафим кормил медведя. В 40–х годах XIX века появилась картина, трогающая до слез. Согбенный батюшка Серафим идет по Саровскому лесу опираясь на посох с котомкой за плечами.

В 1849 году рисовальщик Борель, создал литографию, изображающую кончину старца. Подвижник упал на колени перед иконой Божией Матери «Умиление» со сложенными на груди руками.

Знаменита в народе и картина «Моление на камне». Одна из них нарисована священником Леонидом Михайловичем Чичаговым (будущим Владыкой Серафимом), написавшим летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Ныне эта картина находится в одном из московских храмов.

До сих пор история иконографии преподобного Серафима Саровского не закончена. XX век породил новую волну картин и образов, создаваемых художниками и иконописцами во всем мире. Трогательная всенародная любовь к святому преподобному Серафиму Саровскому и его духовный подвиг вдохновляет сердца людей.

Начало монастыря

Дивеево, 1876 год. Изображение с сайта sarpust.ru Только за полгода до смерти м. Александры возникло то, что стало началом Дивеевского монастыря. Одна из помещиц села Дивеева подарила м. Александре большой земельный участок рядом с храмом. М. Александра построила три кельи, обнесла оградой. В одной келье она жила сама, в другой останавливались на ночлег паломники, шедшие в Саров, а в третью она пригласила жить послушниц, среди которых были сироты и вдовы крестьянского происхождения. Так и начался будущий Дивеевский монастырь.

Сама м. Александра при жизни не увидела никакой его «славы», она не старалась сделать дело поскорее, поскорее построить, наладить, образовать, организовать, привлечь побольше сестер. Она работала и молилась, не корректируя своей волей волю Божию, которой полностью доверилась.

Община жила по строгому саровскому уставу. Кроме молитвы и милостыни, сестры вместе с матушкой шили, вязали, стирали для монахов Сарова. А с саровской трапезной сестрам каждый день привозили пищу.

Перед смертью матушка Александра приняла схиму. Она просила, чтобы о. Пахомий (Назаров), настоятель Сарова, заботился о ее сестрах. Старец Пахомий на ее просьбы ответил: «Матушка, не даю тебе слово, ибо я стар и слаб, но как же браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, — духовность его тебе известна, и он молод, — доживет до этого; ему и поручи это великое дело».

Дивеевские иконы бисером в наличии и под заказ

  • Создание икон является очень кропотливой и ювелирной работой.
  • При создании иконы используется чешский и японский бисер и натуральные камни самоцветы что позволяет сделать её яркой, красочной и светлой.
  • Бисер выкладывается и приклеивается на прочную основу. Эта технология называется «мозаикой бисером» и является современным воплощением древней традиции золотошвейного церковного искусства.
  • Технология: Мозаика бисером – сложная и кропотливая работа. Поэтому каждая икона уникальна, одинаковых икон не существует. Образ святых выполнен методом прямой печати, что обеспечивает устойчивость к выцветанию красок.
  • Внутренняя рамка «виноградная лоза», сделана методом 3д литья из скульптурного гипса и покрыта патиной с лаком под золото.
  • Оклад (рамка) арочной формы – сделан из сосны и покрыт морилкой с эфектом старения.
  • Спереди икона закрыта музейным стеклом, что дает защиту от пыли, а также увеличивает срок ее использования.
  • Сзади икона закрыта оргалитом. Имеется петля для крепления на стену. Поставляется в фирменной подарочной упаковке.

Иконы бисером – от древних времен и до наших дней

Еще со времен возникновения христианства в каждом верующем православном человеке живет непреодолимое желания выразить любовь к Богу через созданную своими руками красоту, и множество неповторимой красоты храмов являются тому подтверждением. Почитание святых испокон веков выражалось в иконописи и обрамлении икон. Их помещали и помещают сегодня в роскошные киоты отделанные позолотой или драгоценными камнями. Во времена гонений почитателей христианства, всякое мастерство, связанное с церковными традициями жестоко наказывалось, но и в те страшные времена находилось немало людей, которые уходили жить отшельниками в наскоро построенные обители и там бережно хранили свои духовные ценности, а также выкладывали иконы бисером собственными руками, читая при этом молитвы. Благодаря таким людям, эти ценности дошли и до наших дней.

Изготовление иконы бисером – это довольно трудоемкий и затратный как по времени, так и средствам процесс. Техники этого вида рукоделия уходят своими корнями в далекое прошлое, когда они были переняты у искусных византийский мастеров. Возникшая на Руси в V веке восточная традиция иконы бисером, вобрала в себя самые лучшие ее элементы и добавила к ним славянскую культуру. Так же как и золотом обрамленные иконы не считаются роскошью, а лишь олицетворением божественного света, так и бисер на иконах символизирует чистоту и святость.

Иконы бисером сегодня

Глядя сегодня на современные иконы из бисера, каждый верующий христианин понимает, сколько любви и труда было вложено мастером в это настоящее произведение искусств. Ведь для создания одного такого шедевра, мастер задействует более восьми тысяч мелких и крупных бусинок, а для некоторых образов их требуется более двух тысяч. Иконы из бисера выполненные лучшими мастерами способны переливаться различными цветами радуги в зависимости от преломления, падающего на образ света. Особенно волшебно и пленительно выглядит икона при зажженных свечах.

Особенно важным моментом икон бисером является прочтение молитвы. Ведь без обращения к Богу за помощью, созданный мастером образ будет лишь очередной красивой картиной, которые мы можем наблюдать на различных выставках. Только с Богом в душе, мастер выкладывает бусины, создаст действительно настоящий образ достойный изображенного на нем святого. Молясь перед такой иконой, человек исцеляется не только душой, но и телом. Сегодня иконы бисером от наших мастеров можно увидеть во многих уголках мира, они путешествуют по свету и пользуются огромной популярностью, так как выполнены с любовью и трепетом, что можно увидеть даже не вооруженным взглядом.

Сегодня можно купить иконы бисером, выполненные в традиционном стиле, бисер и камни украшают только одежды святых, а сами же лики остаются писанными. В таких иконах даже самые мелкие детали выполняются мастерами с использованием миниатюрных бусин, которые крепятся к полотну под увеличением и с использованием специальных инструментов.

В своей келье

В небольшом домике были две комнатки и две каморки. В одной из каморок возле печки — маленькая лежанка из кирпичей, возле которой было совсем немного места. Другая каморка была темной, без окон: она служила молельней для матушки Александры. В ней могла поместиться только сама матушка. Она здесь молилась перед большим Распятием с зажженной лампадой.

К себе м. Александра относилась строго: борясь с изнеженностью, в пику изящному воспитанию, она носила жесткую власяницу под одеждой, натиравшей кожу. У матушки часто болела голова, поэтому она всегда носила шапочку, отороченную заячим мехом. На ногах были лапти, лишь к старости одна благодетельница подарила ей легкие сапожки, и мать Александра приняла.

Что известно о биографии святой

Паша Саровская была верной ученицей Серафима Саровского и одной из трех блаженных, сохранявших Дивеевскую обитель по поручению Преподобного.

Документальные свидетельства о ее жизни практически отсутствуют. Основные сведения о блаженной черпаются из летописи митрополита Серафима (Чичагова) о Серафимо-Дивеевском монастыре, а также воспоминаний монахини Серафимы, дружившей с келейницей юродивой Евдокией Барсковой.

Происхождение и детство

В 1795 году в семье крепостных крестьян Ивана и Дарьи Серебрянников родилась будущая блаженная Прасковья, названная при рождении Ириной. Место жительства их было село Никольское Спасского уезда Тамбовской губернии. Принадлежала семья Серебрянников помещикам Булыгиным. У Ирины было три брата, две сестры. Девочка росла трудолюбивой, кроткой, скромной. По достижении 17-летнего возраста родители выдали Ирину замуж за крестьянина Федора.

Житие и служение Богу

Ирина была хорошей женой и хозяйкой, но спустя 15 лет супружеской жизни ее муж умер, оставив девушку бездетной. Овдовев, Ирина продолжала работать на хозяев. Но однажды девушку оклеветали, объявив воровкой, за что подвергли жестоким побоям.

Не желая терпеть несправедливость, бедная женщина сбежала в Киев, где она встретилась со святыми старцами. Это сильно изменило Ирину. С тех пор блаженная желала жить только для Бога – единственного любящего всех милосердного Иисуса Христа.

Через время девушку нашли и возвратили хозяевам. Но через 2 года Ирина вновь сбежала. Во время второго побега Ирина тайно постриглась в монахини, взяв имя Параскева. Старцами ей было дано благословение на юродство Христа ради. Параскеву вновь вернули хозяевам, но те вскоре сами изгнали блаженную.

На протяжении 5 лет Параскева бродяжничала по селу, не имея крыши над головой, голодная, полураздетая. Над ней насмехались не только дети, но и все крестьяне. Однажды блаженная исчезла из деревни, уйдя в Саровские леса. Там она выкопала пещеры, где прожила около 30 лет.

Периодически юродивая появлялась в Сарове и Дивеево. Однажды на нее с целью ограбления напали бандиты и жестоко избили. После этого у Параскевы появились мучительные головные боли.

В Дивеевский монастырь Паша пришла за 6 лет до смерти блаженной Пелагеи. Приходя в обитель, юродивая приносила с собой кукол, которых называла детьми. В монастыре она жила по несколько недель или месяцев. А после кончины святой Пелагеи осталась насовсем.

Параскева занимала просторную, светлую комнату небольшого домика возле монастыря. Вся стена комнаты была завешана иконами:

  • центр стены занимало Распятие;
  • с правой стороны находился образ Божией Матери;
  • слева – образ апостола Иоанна Богослова.

Все ночи старица молилась перед иконами, ложась спать лишь под утро. Днем Паша работала: занималась вязанием чулок или изготовлением пряжи, сопровождая их молитвой Иисусу. Но, по старой привычке, юродивая Параскева летом и весной уходила пожить на природу. В полях, рощах блаженная проводила целые дни, усердно молясь.

Юродивая часто посещала отдаленные приходы, где ей всегда были рады, просили пожить подольше. Поэтому даже в старости блаженная Паша странствовала, переходя от одного послушания к другому. Странствовала Параскева с серпом на плече, который имел особое значение. На жатву юродивая шла для того, чтобы помолиться во время работы за тех, кто пришел к ней за помощью.

Кончина и канонизация

Блаженная Параскева прожила 120 лет и умерла в 1915 году 5 октября. За некоторое время до смерти святую парализовало, и она сильно мучилась. Умирала она в муках. По свидетельству очевидцев, Параскева сильно изменилась, полное лицо осунулось, щеки впали. Одна из монастырских сестер утверждала, что ей было открыто то, что предсмертные страдания были даны святой за ее духовных чад. Этим она выкупала их души из ада. Одна из Петербургских монахинь, выйдя на улицу, увидела поднимающуюся на небо душу юродивой.

Похоронили старицу в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, за алтарем. Над местом упокоения святой устроили часовню. Сюда приходили помолиться верующие, паломники.

В 1927 году монастырь закрыли, могила блаженной пришла в упадок. После восстановления монастыря в 1990 году могила старицы была реконструирована. На ней установили крест и, начиная с сентября 1993 года, каждую субботу и во время праздничных дней там проходили богослужения.

Синодальная комиссия, занимающаяся канонизацией святых, после изучения богоугодной жизни Параскевы Ивановны, решила причислить ее к лику святых. 2004 год ознаменовался проведением торжеств, посвященных преподобному Серафиму Саровскому и приуроченных к его 250-летию, во время которых состоялся чин прославления юродивой Параскевы Дивеевской.

Тринадцать лет — за Чашу

Будущая подвижница родилась 6 мая 1901 года и была седьмым ребенком в большой крестьянской семье, проживавшей в селе Лох Саратовского уезда. До нее рождались только мальчики, и родители просили у Бога девочку. Саша училась в местной земской школе, а в двенадцать лет, по совету местного священника, родители отдали ее на воспитание в один из женских монастырей Саратовской епархии.

Повзрослев, Александра стала работать прислугой — ухаживать за детьми. Девушка отличалась твердым характером и сразу заявляла новым хозяевам, что в субботу вечером и воскресенье утром должна быть в церкви. После революции один из ее братьев, который стал работать в системе наркомата внутренних дел, перевез ее в Москву. Однажды, когда назначили конфискацию имущества храма, в который в то время ходила будущая подвижница, он предупредил ее об этом. Александра попыталась спасти имущество церкви и стала раздавать его доверенным людям. Но у одной из прихожанок кто-то случайно увидел потир и донес об этом. Будучи раздетой и выведенной сотрудниками органов на мороз, женщина призналась, кто ей поручил эту Чашу сохранить.

Александра была осуждена на тринадцать лет, которые отбыла от звонка до звонка. Ее брат к тому времени повесился, и она горячо молилась за него. В заключении ей удавалось поститься — совсем не ела мясное. Молясь за кого-то, подвижница накладывала на себя еще более строгий пост — выпивала за сутки стакан воды, а пищей ей были кусок хлеба с луковицей.

Молитвословия

Тропарь преподобных Андроника и Саввы Московских

глас 8

От юности своея, преподобнии отцы Андрониче и Савво, / в пустыни вселистеся Сергия великаго, / того житию последующе, / плоды смирения и послушания возрастили есте, / сего ради сподобившеся быти строители и первоначальники / обетныя обители святителя Алексия, / с нимже испросите у Христа Бога верным людем здравие и спасение / и душам нашим велию милость.

Кондак преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева

глас 3

Вас молим, преподобнии отцы наши,/ телом почивающий на земли,/ духом же Божию престолу предстоящий:/ молитеся о граде Москве/ и о всех, почитающих честную память вашу.

Тропарь святителя Трифиллия

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Трифиллие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителя Трифиллия

глас 8

Изрядством жития чистоту девства прием, Трифиллие,/ первопрестольник показался еси Левкусии/ и явился еси тем провозвеститель и богоразумия наставник./ Сего ради радостно взываем ти:// радуйся, святителей украшение.

Тропарь мученицы Акилины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Акилина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Акилины

глас 2

Девства твоего добротами предочистивши душу твою,/ на высоту мучением востекла еси,/ Акилино всечестная,/ любовию Жениха твоего Христа уязвившися,/ Емуже со Ангелы предстоиши, веселящися,// с нимиже не престай моляся о всех нас.

Тропарь преподобной Александры Дивеевской

Глас 5
Образ Христова смирения являющи, великая и святая жено/ преподобная мати наша Александро/ слез источник непрестанный соделалася еси,/ молитву к Богу чистейшую, любовь ко всем нелицемерную/ и изобилие благодати Божия стяжала еси/
благословение Царицы Небесныя/ об основании Четвертаго Ея Жребия во Вселенней исполнивши,/ восхваляем Тя с преподобным Серафимом,/ емуже и попечение об Обители сей заповедала еси/ и лобызающе стопы твоя, смиренно молим тя:// помяни нас у Престола Божия.Кондак преподобной Александры Дивеевской

Глас 3
Воспоем днесь Пресвятую Деву,/ явившую в России первоначальницу последняго Удела Своего во Вселенней/ преподобную мати нашу Александру,/ да ея молитвами/ Господь подаст нам грехов прощение.

Молитва преподобной Александре Дивеевской

О преподобная и богоносная мати Алесандро, дивеевская первоначальнице и похвало, веру несумненную делами богоугодными явившая, во исполнение обетования Богородицы в трудех и подвизех непрестанных неленостно потрудившаяся, и в благоустроении земли святыя ея все имение и житие твое иждившая, пророчество царицы небесныя в наследие избраннику ея Саровскому пред кончиною твоею праведною вверившая, и душу твою, самим Господом предочищенную, в руце Божии предавшая, молися за ны, маловерныя и нерадивыя, да и мы приступим к доброму деланию с правою верою, в терпении содевая свое спасение, за златоустом взывающе в печали и радости, скорби и утешении: слава Богу за все. Аминь.

Иконография

Сведения о внешности монахини Александры оставила ее послушница Евдокия. Она описывала преподобную старицу как невысокую женщину, добрую нравом, с мягкими чертами лица. У матушки были серые глаза и светлые волосы. Одевалась она просто и скромно: заштопанные простые платья, лапти, холодные сапожки, шерстяная шапочка.

Именно такой и запечатлела старицу икона. Александру Дивеевскую изображают либо в одиночестве, либо в числе двух других прославленных дивеевских матушек – Марфы и Елены. Изображения могут отличаться по стилистике и отдельным особенностям иконописи. Объединяет их чувство кротости и милосердия, которыми пронизаны образы преподобной старицы.

Иконы святой Александры делают по всей России, во многих мастерских. Приобрести образ матушки можно как в храме, в паломничестве, при посещении Дивееского монастыря, так и в интернете.

Биография святой матушки Александры Дивеевской

В миру святая Александра была известна как нижегородская дворянка Агафья Семеновна Мельгунова. Родилась в богатой и благочестивой семье рязанских помещиков около 1730 года. Отец рано умер, и мать сама воспитывала девочку в духе христианского благочестия. В юном возрасте ее выдали замуж. Однако брак продлился не долго – муж Агафьи умер, оставив ее вдовой с ребенком. Несмотря на обладание большим наследством, молодость и красоту, женщина избрала путь служения Господу.

Приняв монашество в Рязанском монастыре, Агафья отправилась вместе с дочерью в Киев. Там она усердно молилась, много беседовала со святыми старцами. Великая вера монахини была столь сильной, что сама Небесная Царица явилась к ней и повелела отправляться в странствие по северу России, чтобы выбрать там место и построить обитель. По благословению духовных наставников, Агафья отправилась в дорогу. Точно не известно, сколько матушка путешествовала. Когда она добралась до небольшого села Дивеево, то ей вновь явилась Богородица и указала, что именно здесь нужно строить монастырь.

Неподалеку отсюда уже располагалась прославленная Саровская пустынь – монастырь со строгим уставом, где жили святые праведные старцы, исполненные Божественной мудрости. Именно к ним и обратилась за советом Агафья и, по их благословению, решила остаться жить в Дивеево.

Село было промышленным, рядом располагались заводы, рабочие вели простую и тяжелую жизнь – кабаки, драки, пьянство. Поэтому матушка решила поселиться не в самом поселке, а в деревне неподалеку. Вскоре заболела и умерла ее единственная дочь. Приняв волю Божью, Агафья окончательно посвятила себя монашескому служению.

Распродав свое имущество, монахиня переселилась в Дивеево и стала заниматься благотворительностью. Она жертвовала огромные суммы на реконструкцию старых храмов и постройку новых по всей округе. Несмотря на лихое время, когда по стране вспыхивали бунты и восстания, в селе Агафья построила храм в честь иконы Богородицы Казанской, освя­щенный в 1780 году. В это же время монахиня познакомилась с преподобным Серафимом Саровским, тогда еще только начавшим свое служение.

Помимо помощи церкви, Агафья заботилась и о простом люде: жертвовала деньги на выданье местным девушкам, одаривала приданным, подавала милостыню, учила крестьян слову Божьему. За полгода до кончины матушка создала общину. На пожертвованной земле были построены кельи, куда поселились наставница и три послушницы. Здесь в праведных трудах, в соответствии со строгим уставом Саровского монастыря, монахиня провела остаток своей земной жизни.

Перед смертью Агафья приняла схиму с именем Александра, коим и прославилась в будущем. Она представилась 13 июня 1789 года в возрасте 60 лет.

Священное Писание

Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12

7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, 10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам, 11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Мф., 15 зач., V, 42-48

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари***?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Святой Серафим о матери Александре

Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е – 1870-е годы. Изображение с сайта pinterest.es Серафим Саровский был младше м. Александры на 30 лет. Они могли общаться в течение 11 лет, с тех пор, как в 1778 году святой пришел в Саров и до смерти матушки в 1789 году. Он знал ее, еще когда был послушником, знал, как к ней относится саровский игумен о. Пахомий и понимал, что она – человек Божий. Позже сестрам Дивеевским он говорил:

«Ма­туш­ка Ага­фия Се­ме­нов­на ве­ли­кая же­на и всем нам бла­го­тво­ри­тель­ни­ца бы­ла и столь изоби­ло­ва­ла бла­го­да­тию Бо­жи­ею, ска­жу вам, что удо­сто­и­лась да­ра ду­хов­но­го, имея слез ис­точ­ник непре­стан­ный та­кой, что в быт­ность ее здесь, в Са­ро­ве, во вре­мя служб цер­ков­ных, ко­гда она ста­но­ви­лась в теп­лом со­бо­ре, про­тив чу­до­твор­ной ико­ны Жи­во­нос­но­го Ис­точ­ни­ка, из глаз ее тек­ли не сле­зы, а ис­точ­ни­ки слез, точ­но она са­ма со­де­лы­ва­лась то­гда бла­го­дат­ным ис­точ­ни­ком этих слез! Ве­ли­кая и свя­тая же­на бы­ла она, ма­туш­ка Агафия Си­мео­нов­на, вель­ми ве­ли­кая и свя­тая!»

Отец Се­ра­фим говорил, что со вре­ме­нем, по Бо­жи­ей воле, мощи м. Александры будут открыты и наказывал своим сестрам каж­дый день утром и ве­че­ром хо­дить и кла­нять­ся ее мо­ги­ле, про­из­но­ся при этом: «Гос­по­жа наша и мать, про­сти ме­ня и бла­го­сло­ви! По­мо­лись, чтобы и мне бы­ло про­щено, как ты про­ще­на, и по­мя­ни ме­ня у Пре­сто­ла Бо­жия!»

Мученица Акилина Старшая

Святая Акилина родилась в финикийском городе Библосе в 281 году в христианской семье. Вера Акилины была настолько глубокой и горячей, что она ещё 12-летней отроковицей стала убеждать сверстницязычниц отказаться от идолопоклонства и обратиться ко Хрис ту. За свою проповедь мученица была схвачена и приведена к проконсулу Волусиану, который не смог заставить отроковицу отречься от Христа. Проконсул повелел бить её хлыстами и затем пронзить голову через уши раскалёнными прутьями. Мучители посчитали святую умершей и бросили её за город на съедение псам. Но вскоре исцелённая Ангелом мученица вновь предстала перед Волусианом, который обвинил её в колдовстве и приказал обезглавить. На месте казни святая Акилина скончалась, но палач, боясь гнева Волусиана, отсек ей, уже мёртвой, голову.

Явленная чудотворная сила Умиления

Через Умиление становится очевидней осознание того, что никто из смертных недостоин безмерной любви Божьей. Но человек получает милость Господнюю как бесценный дар и высшую благодать. Под действием Умиления в одновременном сочетании радости и печали души людей приводятся к сокрушению, наполняются любовью к Богу и ближним.

Спасение от мора

По летописным сообщениям, в 1337 году Новгород покорил устрашающий мор. С каждым днем смертоносный недуг собирал обильную жатву человеческими телами. Казалось, не было от повальной болезни никакого спасения.

Приблизившись к отчаянию, православный народ собрался под сводами Троицкого собора. Там верующие слезно взывали к образу Приснодевы. При этих просьбах производилось молебное пение. Миряне просили Богородицу о ниспослании милости и спасении несчастных от смертельных объятий эпидемии.

После этого напасть поспешно отступила. Благодарные верующие закрепили в памяти поколений это явление Божественной помощи. Происходит ежегодное почитание сотворенного чуда: из Софийского Собора совершается крестный ход в Троицкую обитель.

Благословение от Святого старца

Согласно составленным жизнеописаниям, Серафим Саровский все свое земное существование находился под покровительством Божией Матери. Образ Богоматери много раз являлся Преподобному. Благодаря этому Серафим был исцелен от смертельных болезней, защищен от умыслов злых людей.

Серафимо-Дивеевское «Умиление» была келейной иконой Преподобного старца. Он помазывал больных елеем от горевшей перед святыней лампады. Просящие и страждущие получали исцеление после помазывания.

Двусторонняя (Локотская) мироточивая икона

Известность одного из современных образов «Умиления» связана с местом ее обретения в поселке Локоть (Брянской области). Появилось изображение чудеснейшим и непостижимым образом.

Читайте далее: ИКОНА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Одна женщина увидела календарь Божьей Матери на одном из прилавков магазина. Численник был просрочен. Женщина принесла образ домой. Через некоторое время образ начал мироточить. Так явилась уникальная двусторонняя мироточивая икона.

В доме женщины стали происходить чудеса, удивительные исцеления. Собраны многочисленные свидетельства об исцелении душевных и телесных болезней. Молитва перед Локотской Божьей Матерью «Умиление» не раз помогала преодолевать тяжелые болезни, справляться с непростыми жизненными трудностями.

Известна встреча одной страдалицы с этим современным чудодейственным ликом. Женщину ожидала сложная онкологическая операция. Поэтому страдалица молилась об удачном преодолении недуга. В больнице провели ультразвуковое обследование. Обнаружилось исчезновение раковых клеток. Пациентка полностью выздоровела.

Молитвословия

К святой Елене обращаются с молитвами за исцелением от зубной и головной боли, также преподобная помогает в случае наличия заболеваний ног и суставов, сильных душевных расстройств. Проводя молитвенный обряд, используют один из следующих текстов.

Тропарь

Тропарь преподобной Елене Дивеевской, глас 5

Ди́вно бы́сть ко Го́споду призва́ние твое́, сла́вно бы́сть и равноа́нгельное житие́, кро́тко бы́сть твое́ крестоноше́ние, чу́дно бы́сть смиренному́дрие твое́. Послу́шлива была́ еси́ да́же до ча́ши сме́ртныя и из Диве́евской оби́тели в Небе́сную взошла́ еси́. Ра́дуйся, Еле́но преподо́бная, и не оста́ви ны предста́тельством твои́м.

Перевод: Удивительно было твое призвание ко Господу, славной была и жизнь, подобная ангельской, с кротостью несла ты свой крест, чудесно было смиренномудрие твое. Ты была послушна даже до смертной чаши и из Дивеевской обители взошла в Небесную (обитель). Радуйся, преподобная Елена, и не покидай нас в заступничестве твоем.

Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 4

Яви́лися есте́ земли́ Росси́йския украше́ние, нача́льницы оби́тели Диве́евския преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, благослове́ние Цари́цы Небе́сныя исполнившия и дерзнове́ние ко Го́споду стяжавшия, моли́те у престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы о спасе́нии ду́ш на́ших.

Перевод: Вы стали украшением Российской земли, начальницы обители Дивеевской преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, благословение Царицы Небесной исполнившие и дерзновение ко Господу заслужившие, молите у престола Пресвятой Троицы о спасении душ наших.

Кондак

Кондак преподобной Елене Дивеевской, глас 4

Ми́ра суету́ оста́вивши, блаже́нная Еле́но, в Диве́евскую оби́тель всели́лася еси́, и от избра́нника Влады́чицы Пречи́стыя услы́шала еси́: вску́ю сме́рти убоя́лася еси́? По́двигом до́брым подвиза́лася еси́, тече́ние сконча́ла, ве́ру соблюла́ еси́. Про́чее у́бо соблюда́ется вене́ц пра́вды ти, его́же возда́ст ти Госпо́дь в день он, я́ко всем возлюби́вшим явле́ние Его́. Потщи́ся же ско́ро приити́ к Пра́ведному Судии́.

Перевод: Мира суету оставив, блаженная Елена, ты поселилась в Дивеевской обители, и от избранника Владычицы Пречистой услышала ты: «Почему ты боишься смерти?» Ты подвизалась подвигом добрым, жизнь завершила и веру сохранила (2Тим.4:7). А теперь готовится тебе венец правды, который воздаст тебе Господь, в определенный Им день, как и всем, возлюбившим явление Его (2Тим.4:8). Постарайся же скоро прийти к Праведному Судие (2Тим.4:9).

Кондак преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 8

Диве́евския свети́льницы всесве́тлыя, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, в поще́нии, бде́нии, моли́тве и труде́х до́бре подвиза́лися есте́ и по сме́рти на́с освещаете чуде́с источеньми и исцеля́ете неду́гующих души́; моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти любо́вию чту́щим святу́ю па́мять ва́шу.

Перевод: Дивеевские светильники преяркие, преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, в пощении, бдении, молитве и трудах хорошо подвизались и после смерти освещаете нас потоками чудес и исцеляете больные души. Молите Христа Бога даровать прощение грехов всем с любовью почитающим святую память вашу.

Величание

Величание преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским

Ублажа́ем ва́с, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, вы́ бо моли́те о на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Значение икон

Дивеевский монастырь был основан состоятельной вдовой помещицей

Агафией Семёновной Мельгуновой — будущей преподобной Александрой Дивеевской, икона которой и мощи хранятся в обителях монастыря.  На её средства был построен храм Казанской Богородицы в Дивеевской обители. Указывала ей путь Богородица, являясь во снах и наставляя её в действиях.

Смерть своей маленькой дочери она приняла как прямое указание на монашеский путь и окончательно принимает решение уйти на служение в монастырь. Преподобная Александра творила тайную милостыню и помощь, бралась за самую тяжёлую и неблагодарную работу. До конца своих дней заботилась о сёстрах – монашках, оставив им значительное наследство.

Неподалёку от могилки святой забил целебный источник преподобной Александры. Рассказывают, что на её могилке сами зажигались свечи, исходило благоухание.

Множество церквей позволило развить в городе Арзамасе ремесленные дела. Чеканка, золотошвейные мастерские, кожевенное и скорняжное дело, а также иконопись. Иконы Дивеево часто представлялись для почитания в местных церквях Арзамаса. Главная дивеевская святыня — икона Богородицы «Умиление».

Немного истории

Также к престольным иконам Дивеевского монастыря относятся:

  • икона преподобного Серафима Саровского;
  • икона Казанской Божьей Матери;
  • икона Богородицы «Утоли моя печали»;
  • икона «Иверской Божьей Матери»;
  • икона Богородицы «Достойно есть».

К этим чудотворным святыням, иконам Дивеево, ежедневно приезжают паломники из всех уголков Земли, чтобы помолиться, приобщиться к Божьей Благодати, получить исцеления, подать просьбы ближних к престолу дивееских икон.

История, рассказанная одним паломником, свидетельствовала об удивительном случае. Находясь возле этой иконы, он так долго смотрел на образ Богородицы с дерзновением, что Она зажмурилась. Паломник упал на колени, прося о прощении, и Богородица опять открыла глаза.

Жители одной из деревень пожаловались, что нет покоя от местного дебошира. Узнав, что, он некрещённый ему предложили покреститься. Во время таинства Крещения началось мироточение стен. Когда он это увидел, то заплакал. И его непутёвая жизнь преобразилась в одно мгновение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector