«хочешь радоваться?

Молитва как память о Любимом

Это не моя епархия. Но, как психолог, о молитве я могу кое-что сказать.

Если хотя бы какая-то малюсенькая часть моего внимания остается с Богом, при том, что я большей частью включен в другую, немолитвенную, деятельность, то отчасти это и будет то самое «молитесь непрестанно» апостола Павла.

Аналогия, которая на этот счет часто приводится: влюбленность (в хорошем смысле этого слова). Когда я люблю кого-то, то, даже читая лекцию, отмывая грязную посуду, делая уроки с ребенком, какой-то частью своего сердца я помню о любимом человеком. Вот такой может быть и память о Боге.

И это действительно не может не приносить радости. Что бы ни было, есть Тот, Кого я люблю. Эта радость, к слову, особенно уместна сейчас: мы сидим здесь, но ведь вместе с тем идет Светлая седмица, когда воскресший Христос — совсем близко к нам.

Одновременно испытывая боль и находясь в депрессии, я могу помнить о Боге. «Возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем!» (Лк. 1, 47).

Что здесь очень важно понять?

Уже сегодня у нас есть очень многое, а мы привыкли и даже не замечаем этого. Нам кажется, что мы обделены судьбой, мы несчастные, все беды валятся на нас, а мы столько всего хотим, но несправедливый Бог совсем нас не жалеет и ничего нам не дает.

Продолжая тему о необходимости отдавать, чтобы получать, сегодня хочу донести необходимость ЗАМЕЧАТЬ и БЛАГОДАРИТЬ за то, что вы уже получили, что у вас уже есть сейчас. И поверьте, имеете вы немало. Я вам помогу найти то многое, чем вы уже богаты. Чуть ниже.

Две простых техники для счастья Как стать счастливым? 10 советов от Далай-ламы Главные законы жизни человека

Для начала я хочу сказать несколько очень важных слов о благодарности.

Если ты умеешь благодарить, умеешь отдавать, я практически уверен, что у тебя есть все, что ты хочешь и твои желания очень часто исполняются — ты счастливый человек.

Благодарите за все

Но! Тех, кто действительно умеет, знает, что такое практика благодарности, практикует «отдавание» очень немного. Ведь сложнее всего сломать свои внутренние барьеры, стереотипное опасное мышление.

Расширить свое сознание и высунуть голову из своего личного маленького мирка. Понять, что мы не можем изолироваться, потому что являемся частью общего мира, Вселенной, и мы все части одного большого Целого. Все ваши действия отзываются в большом пространстве, которое реагирует на них и влияет на ваш внутренний мир и на вашу жизнь.

Нельзя хотеть и требовать чего-то от пространства, от Бога, если вы всячески от него прячетесь.

Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!

Научитесь отдавать прежде, чем что-то получить!

Это второе.

Причем отдавать, не ожидая ничего, просто так.

Переступите через себя и начните делиться, не отказывайте в помощи нуждающемуся. Иногда сложно даже просто что-то подсказать на улице, объяснить, даже 5 минут на другого человека может быть жалко, ведь мы все очень занятые и наши проблемы самые важные.

Третье. Благодарите за то, что получили, что уже есть у вас.

Практика благодарности заключается в том, что нужно уметь сказать «спасибо» (Спаси Бог).

Цените близких О счастье в браке

Если вы не умеете благодарить, можете просто забыть о том, что Вселенная даст вам то, чего хотите вы. Этому не бывать, потому что все во Вселенной взаимосвязано, ничего не существует само по себе, просто так, без причины.

В искренней благодарности великая сила, способная воплощать самые заветные ваши желания. Вы не получите больше, пока не научитесь ценить то, что уже имеете.

Поставьте себя на место Вселенной, Бога. Вот вы делаете что-то для человека, делаете, а он вообще этого не замечает, как будто, так и надо, как так и должно быть. А вы столько усилий затратили, столько времени, столько энергии.

Хочется ли продолжать?

А рядом есть тот, кто замечает самую маленькую частичку вашей заботы, любви, ваших стараний. Всегда честно так, без лицемерия, абсолютно искренне и с любовью скажет вам: «спасибо тебе, мне так приятно».

Энергия этих слов передается вам, вы чувствуете искренность. Если слова идут от сердца, это выше любой платы, это ценнее самого чистого золота. В этот момент что-то зажигается внутри каждого: у того, кто поблагодарил и у того, кому сказали спасибо.

Два человека это почувствуют. Так и Вселенная все чувствует. И равнодушие, и любовь, и благодарность.

Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости — в Боге

Эта Божественная радость не обусловлена никакими
житейскими факторами, наоборот, — она помогает перенести
все житейские испытания: по слову пророка Аввакума «хотя
бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных
лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы
не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но
и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге
спасения моего» (Авв. 3:17-18). Ап. Иаков советует при
впадении в различные искушения принимать их «с великою
радостью» (Иак. 1:2). «Радуйтесь и веселитесь», — говорит
Христос Спаситель мученикам за Имя Его (Мф. 5:11-12) — в этом и заключается феноменальность христианства:
христиане «при всей скорби… преизобилуют радостью»
(2Кор. 7:4), причем «радостью неизреченною и преславною»
(1Пет. 1:8). Св. Игнатий Богоносец в Послании к эфесянам
назвал ее «радостью непорочною о Иисусе Христе»
.

Таким образом, именно благодать Божия
является источником «радости о Господе», той пасхальной
радости, которая наполняет любящее сердце и «изливается»
на всех окружающих. Человек становится как бы
проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла
такая радость является «плодом Духа» (Гал. 5:22 в пер.
еп. Кассиана), причем именно «радость во Святом Духе»
является одним из признаков воцарения Бога в сердце
человеческом (Рим. 14:17). «Когда Дух Божий снисходит к
человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда
душа человеческая преисполняется неизреченной радостью,
ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни
прикоснулся», — говорит преп. Серафим Саровский ,
который всей своей жизнью показал возможность
«совместимости» горечи покаяния и самоуничижения с
глубокой радостью «о Господе». То, что такая радость
имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому
Богу приписывается радость о Своем народе: «Господь Бог
возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви
Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3:17).

Радость в общении с ближними

В притчах Христовых Пастырь, найдя
потерянную овцу, берет «ее на плечи свои с радостью»
(Лук.15:5), а женщина, обретшая потерянную драхму не
только сама радуется, но и призывает подруг и соседок
разделить эту радость (Лук.15:9), причем под образом
последних подразумеваются не только Ангелы Божии, у
которых «бывает радость об одном грешнике кающемся»
(Лук. 15:10,7), но и все христиане. «Братия мои
возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой»
(Фил.4:1, 1Фес. 2:20) — так обращался ап. Павел к
современным ему христианам. «Радость моя», —
приветствовал преподобный Серафим каждого приходящего к
нему. При этом случае полезно вспомнить наставление свт.
Феофана Затворника: «Будьте со всеми так же приветливы,
благодушны и веселы, как и всегда. Только от смеха,
смехотворства и всякого пусторечия воздерживайтесь. И
без этого можно быть и приветливою, и веселою, и
приятною. Никогда ни под каким видом не угрюмничайте.
Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались,
голову помазывали и причесывали, то разумел именно чтобы
не угрюмничали» .  Эта мысль хорошо иллюстрируется
жизнью преп. Амвросия Оптинского, который прошел тяжелый
путь монашеских искусов, ступил на стезю старчества,
имел дар слезный, но при этом сохранил свой веселый
нрав. Только шутил он не о мирском и не для того, чтобы
повеселиться, а чтобы поддержать, утешить, приободрить .

Пасхальная песня Гребенщикова

Мы сейчас переживаем Светлую седмицу, празднуется Пасха. В эти дни я уже не раз вспоминаю замечательные строчки, связанные для меня с пасхальным временем.

У меня есть такая личная традиция: я очень люблю рок-музыку и Великим постом никогда ее не слушаю – такое небольшое воздержание от того, что доставляет удовольствие. И вот на Пасху я включаю свои любимые песни. Есть одна, которая — всегда первая.

Мы служим ночью у нас в Никольском храме (о. Вячеслав — настоятель храма святителя Николая Чудотворца в деревне Макарово Московской области. — Ред.), а утром я еду в наш маленький приписной храм, в Черноголовку. И вот по дороге — ехать мне 5-10 минут — я ставлю эту песенку и ее слушаю. Это песня — «Сидя на красивом холме» Бориса Гребенщикова, и там есть такие слова: «И все, что у нас есть, это радость и страх. Страх, что мы хуже, чем можем, и радость того, что все в надежных руках».

И я думаю, это очень пасхальная песня. И она не просто передает атмосферу и внутренние переживания очень многих людей, но здесь ухвачена суть того, о чем мы сегодня можем говорить.

У человека есть проблемы, есть грехи… а что же, собственно, кроме этого? Что остается? К чему нам хочется приблизиться?

С одной стороны, всякий раз, когда проходит Великий пост, мы переживаем то, о чем сказано в этой песне: мы снова оказались хуже, чем могли бы быть. Мы входили в Пост с ожиданиями и надеждами, а получилось, как всегда.

И тут не в том дело, что мы просто «плохие». Смотрите, как сказано в песне: мы не хуже других (например, не хуже положительных самоактуализирующихся личностей) — мы хуже, чем можем. Мы не дорастаем даже до самих себя, таких, какими мы должны были бы быть. Я думаю, это очень честное ощущение. И это именно страх.

Но дальше Гребенщиков говорит о том, что у нас есть еще радость: радость о том, что все в надежных руках. И это на самом деле и есть положительное содержание христианства.

Переживание того, что эти «надежные руки» тебя, который, как и всегда, снова хуже, чем может, не отталкивают, а благословляют и поддерживают, — оно и отзывается в нашей душе таинственным словом «радость».

Радость — это и есть прикосновение Божьего перста

Но — и это очень важно понимать — томимся, тоскуем, взыскуем мы все-таки не столько даже этого прикосновения, сколько самого Бога

Всякое устремление души к Богу – есть молитва

И малый ребёнок, который ещё не говорит, может тянуться устремлением к Господу, и это тоже будет молитва. И взрослый может жить перед Богом, в чувстве Его присутствия.

В Ветхом завете и таком состоянии сказано: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил перед Богом» (Быт. 6:9). Это молитва без слов, молитва обращённости души к Творцу и Спасителю. Это то состояние, о котором Феофан Затворник говорил, что память о Господу может быть столь же неотступна, как зубная боль у того, у кого зубы болят.

Но, говоря о такой молитве нужно помнить и слова Клайва Льюиса, что некоторым людям только кажется, что Бог у них в душе, а на самом деле этими словами прикрывается духовная лень. Ведь чувство присутствия Господа непрестанно ошеломляет человека. Оно дарует ликование о бытии и постоянное ощущение тихого внутреннего света, который затемняется только если человек согрешает, но после покаянной молитвы снова возвращается в душу. То есть, молитва без слов есть определённая высота души и любви, и она невозможна без правильно духовной жизни.

Радость прощения как мотив доброделания

Но радость Божья не может лишь
декларироваться устами христианина — она обязательно
проявляется деятельно. В этом заключается ее важная
можно сказать психологическая особенность и преимущество
перед просто «печалью», которая зачастую неплодотворна и
ведет к пассивности и духовному застою. Как в случае
Иуды Искариота такая печаль может привести даже к
самоубийству.  Напротив, человек, переживший в своем
сердце радость прощения, духовно окрыляется («не
печальтесь, потому что радость пред Господом —
подкрепление для вас» (Неем. 8:10)) и активно стремится
поделиться ею с окружающими. Хорошей иллюстрацией это
служит следующая притча Христова: «Еще подобно Царство
Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя,
человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё,
что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44). Подобным
образом и Закхей, узнав, что Господь хочет побывать в
его доме, «принял Его с радостью» (Лк. 19:6). И, как
следствие этой встречи человека с Богочеловеком, он
самим делом являет свое покаяние, обещая воздать тем,
кого обидел, вчетверо — даже сверх требований Закона
Моисеева.

Радостное бессилие

Возвращаясь к вопросу о пасхальной радости: можем ли мы что-то сделать, чтобы она нас коснулась?

Когда-то в одной из книг одного священника меня поразила одна важная идея, ее нам нередко не хватает.

Мы любим спрашивать: что я должен сделать? Но чаще, чем мы думаем, бывает важно признать, что вообще-то я ничего не могу. «Без Меня не можете делать НИЧЕГО» (см

Ин. 15, 5). Как так?! Ведь это я должен подвизаться, на лествицу залезать!…

Я процитирую одного христианского автора (о

Жак Филипп, «Время для Бога»): «В молитве важно не то, что делаю я, а то, что делает Бог». Что же от меня требуется? Принести себя со всем своим «богатством» и поставить перед лицом Божиим

Себя, какой я есть. Может быть, хуже, чем мог бы быть. И в том «багаже», который я принесу Богу, возможно, и хорошего-то очень мало — это в каком-то смысле не так важно.

Важно поставить себя перед лицо Божие во всей честности, простоте, обнаженности, правде (не перед голосом своих обвиняющих неврозов поставить). Поставить и попросить: «Ты Сам сейчас войди в мою жизнь»

И делать это из раза в раз. Пусть это 25-й Великий Пост в моей жизни, я был уверен, что пройду его, как следует… но все происходит снова также, как год назад. «Господи, приди, и сделай, что нужно!», — сказав так, дальше я… капитулирую. Опускаю оружие. В каком-то смысле опускаю руки, потому что я ничего не могу. И бывает очень важно так «опустить руки».

Если я думаю, что я все же что-то могу (может, мне хотя бы мой 26-й пост «удастся»?), Господь не нарушит моего желания и старания

Но как бывает важно иногда перестать что-то делать для того, чтобы дать действовать Другому

Есть люди, категорически не умеющие принимать помощь. Они скорее надорвутся, чем согласятся, чтобы ты им помог. Так и мы порой себя ведем с Богом, когда слишком много берем на себя.

Но вы знаете, что первый шаг в работе над любой зависимостью (алкогольной, наркотической или другой) — признание своего бессилия. И необходимости помощи. И удивительным образом, если Господь приходит в дом сердца, каким бы неприбранным он ни был — ад моей души преображается, как преисподняя, когда Христос сошел туда в Великую Субботу.

И тогда радость приходит. Она становится следствием, а не целью. Плоды Духа даются тебе, а ты сам не понимаешь, как и когда это случилось. Но кто может позвать Его в сердце? Только я — личность.

Радость — действительно не наших рук делать. Наше — это позволить Богу действовать.

Марина Филоник

Всегда радоваться

В посл. к Филиппийцам 4:4 написано: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь».

Это известное, но, кажется, одно из самых сложных для исполнения мест Писания. В нем Апостол Павел наставляет нас Духом Святым всегда радоваться — не просто радоваться, но всегда радоваться.

Интересно, что здесь не дается никакого повода к такой радости, кроме того, чтобы радоваться в Господе. Таким образом, Павел говорит здесь, что наше пребывание в Господе — это уже достаточное основание для радости, ведь мы спасены и искуплены, а в будущем нас ждет самое чудесное место — Небеса, где улицы — из золота.

Стоит заметить, что это не единственное место, где Павел наставляет радоваться. В начале третьей главы он пишет о том же, говоря: «Радуйтесь о Господе (Фил.3:1)». Следовательно, три раза Апостол повторяет свое наставление о том, чтобы мы радовались в Господе и о Нем.

Интересно, что в Расширенном переводе Библии (далее — РПБ) из этого места Писания стоит сноска на Пс.36:4, где нам говорится утешаться Господом, и Он исполнит желания наших сердец. Из этого можно сделать вывод, что утешение Господом, о котором говорится в Пс.36:4, имеет прямое отношение к тому, чтобы нам радоваться в Господе. Следовательно, радость в Господе и о Нем имеет прямое отношение к исполнению желаний.

Исходя из этого, можно также сделать вывод и о том, что если мы не радуемся в Господе и о Нем, значит, мы не утешаемся Им или этого нашего утешения недостаточно для того, чтобы нам радоваться. Но так быть не должно.

В переводе короля Иакова в Пс.36:4 на месте слова «утешайся» стоит слово, которое может быть переведено как «наслаждаться, восхищаться, восторгаться», которое присутствует и в РПБ в рассматриваемом месте Писания. Таким образом, само пребывание с Господом должно восторгать нас в такой степени, что этот восторг всегда будет поддерживать в нас радость. И это принесет нам исполнение наших желаний.

Вот как слово «χαίρω (khairō)», переведенное словом «радуйтесь», звучит в греческом восприятии его смысла, который передает нам словарь Thayer:

1.) радоваться, быть радостным ;

2.) радоваться чрезвычайно;

3.) быть здоровым, процветать.

Интересно, что одно из значений — это «радоваться чрезвычайно». Таким образом, в нас всегда должна пребывать даже не просто радость, но чрезвычайная радость о Господе. И это не зависимо от условий, обстоятельств или других, влияющих на настроение факторов! О, для этого потребуется вера, иногда даже много веры!

Но Павел писал это, будучи в тюрьме — возможно, в самых худших условиях, в которых ему доводилось когда-либо пребывать в своей жизни, ведь, согласно некоторым сведеньям, условия в римских тюрьмах были просто отвратительными. И посреди этого Павел говорит: «Всегда радуйтесь!» Кажется, если он мог радоваться в том своем положении, значит, мы тем более имеем и можем развить такую способность всегда радоваться.

Вот как слово «радость» поясняет толковый словарь Ефремовой:

1. Чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения.

2. Внешнее проявление такого чувства.

3. разг. То, что возбуждает такое чувство.

Во свете этого, можем увидеть еще один оттенок наставления радоваться в рассматриваемом месте Писания, которое заключается в удовольствии и удовлетворении. Таким образом, источником чувства нашего внутреннего удовольствия и удовлетворения должны быть не наши достижения, успехи или материальные вещи, но Господь. И когда мы имеем такое правильное отношение в своем сердце, тогда Господь имеет возможность исполнить наши желания для нас в нашей жизни.

И в завершение анализа этого места Писания посмотрим на другие его переводы:

РПБ: «Радуйтесь всегда в Господе ; И еще говорю: радуйтесь! «

Новый живой перевод Библии: «Всегда будьте полны радости в Господе. Я говорю это снова — радуйтесь!»

Итак, мы должны быть полны радости в Господе, восхищаясь Им и постоянно радуя и утешая себя тем, что Он сделал для нас. Таким образом, нам дается постоянно существующий повод для радости, который и должен производить в нас радость, которая (вместе с верой, ведь без веры не будет и радости) и приведет нас к исполнению желаний нашего сердца.

Слава Господу! Да поможет нам в этом Господь!

Подробности
Создано 06.05.2017 16:39
Просмотров: 2152
  • < Назад
  • Вперёд >

Драгоценная немощь

Марина Филоник: Человек может бесконечно «самосовершенствоваться», «разгребать свою тьму» и при этом совсем не приближаться к Богу, но даже идти в противоположную сторону. Почему? Много центрации на себе: я занимаюсь своими неврозами, страстями, проблемами, но при этом не читаю Евангелие и не смотрю на Христа.

Важен, конечно, как минимум — баланс. И важен акцент: смотри не на тьму, а на свет, пусть он прогонит твою тьму. Открой дверь в «пещеру».

К вопросу об акцентах: Петр шел по воде, пока смотрел на Христа. Когда он стал смотреть вокруг, он стал тонуть (см.: Мф. 14, 24-31).

Священник Вячеслав Перевезенцев: Возвращаясь к заданной теме: ответ на вопрос о положительном содержании христианства, как мне представляется, мог бы быть очень простым. В чем положительное? Я бы мог сказать одним словом, даже не одним предложением. Это Христос. И все.

И это не будет уходом от ответа. Это будет попыткой сказать самое главное. Более того, если мы этого не говорим, если мы начинаем говорить какие-то совсем другие слова, я думаю, мы будем говорить не о том.

Человек без смысла — не может быть здоровым

Вопрос от зрителей онлайн трансляции: Вопрос про психологическое здоровье — что это, каковы его признаки и как его достичь?

Марина Филоник: Хотела я уйти от этого вопроса (вздыхает с улыбкой). В психиатрии мы хорошо знаем, что такое болезнь. А вот здоровье…

Но вот что интересно. Если посмотреть, как человек переживает осмысленность своей жизни (это переживание описывает как раз Федор Ефимович Василюк) и «перевернуть» это описание на прямо противоположное, то мы получим в точности, по одной из медицинских классификаций, картину личностного расстройства.

Человек без смысла — не может быть здоровым. Чем выше уровень субъектности, чем более выражена «личность, ставшая во весь рост», тем больше можно говорить о степени психологического здоровья.

Священник Вячеслав Перевезенцев: Мой личный опыт, хотя может быть и не очень большой, позволяет с этим согласиться.

Мне приходилось встречать людей, о которых я мог бы сказать, как о тех, чьи отношения с Богом не совсем обычны (мне не очень нравится это слово, но другого пока не найду — люди высокодуховные): отец Александр Мень, который был моим духовником, владыка Антоний Сурожский, отец Иоанн Крестьянкин, с которыми мне приходилось общаться, Федор Ефимович Василюк — с ним мы дружили… Если бы меня попросили бы назвать самых психически здоровых людей, я бы вспомнил именно их.

С ними было радостно и хорошо, они были светлыми, понимающими, поддерживающими, умными, любопытными — словом, обладали всем, что для меня есть проявление человеческого здоровья. Я думаю, такое совпадение совсем не случайно.

Кроме того, у людей, о которых я говорю, была некая общая черта: очень ясное осознание смысла своей жизни, своей миссии. Так было у отца Александра, так было и у Федора Ефимовича. И когда человек так видит свою жизнь, все в ней выстраивается, все начинает расцветать.

Марина Филоник: В завершение я зачитаю одну цитату Федора Ефимовича о том, как проявляется в человеке наличие смысла, когда смысл есть и жизнь жительствует:

«Это новая ситуация и новое переживание обретенного смысла характеризуется целым ансамблем признаков (…) Человек, во-первых, ощущает общее повышения жизненной энергии, радостное играние в нем  (…).

Второе: кроме нового ощущения ему дается в такие минуты и новое мироощущение, общее чувство объективной правды, красоты и благости всего бытия, просвечивающий в каждой мелочи сквозь зло, уродство и поврежденность мира.

Свет правды обнимает и его личную жизнь, вызывая чувство оправданности жизни. Тот же свет проливается и на план предстоящих жизненных действий, давая ощущение ясного пути.

 И третье: перед ним встают осмысленные значимые цели и задачи, открываются перспективы деятельности и появляются вдохновение и силы на исполнение этих задач».И напоследок подчеркну эти слова: «сквозь зло, уродство и поврежденность мира». Ни зло, ни поврежденность не исчезают. Радость о Боге — это не наркотическое опьянение, правда жизни остается правдой, но сквозь нее играет жизненный свет.

См.: Прот. Александр Шмеман. Дневники 1973–1983. М.: Русский путь, 2009. С. 297 (вторник, 12 октября 1976)

См. тамже, с. 313 (пятница, 3 декабря 1976).

См. одноименную статью, посвященную памяти Ф.Е. Василюка

Мытарства блаженной Феодоры из «Жития преподобного Василия Нового» — наиболее известное описание мытарств: испытаний, которые проходит душа человека после смерти на пути к престолу Божьему.

См.: Василюк Ф.Е.  Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). М.: Смысл, 2005. С. 122–123.

Подготовила Юлия Посашко

1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния

И как бы естественным следствием
обращения к Богу является радость духовная: «Возврати
мне радость спасения Твоего и Духом владычественным
утверди меня» (Пс. 50:14). Даже пост — время сугубого
покаяния — должен проявляться не в духовным бесплодии, а
в особом подъеме на пути к Богу. И Бог Сам обращает это
время сетования в радость: «так говорит Господь Саваоф:
пост … соделается для дома Иудина радостью и веселым
торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:19), 
«им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей
радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут
их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его»
(Ис. 61:3, 58:14).

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ У ВСЕХ

Я знаю, как вы себя чувствуете. Будучи пастором, я постоянно встречаюсь с проблемами. Я стараюсь быть хорошим пастором. Я учу Слову, консультирую по поводу разных ситуаций, навещаю больных и т.д. Но, должен сказать, что всегда есть люди, которым не нравится то, что я делаю. Они жалуются:

«Я не наполняюсь духовно». «Пастор не проведал меня в больнице». «У пастора не было времени поговорить со мной, когда мне было это так необходимо». «Люди в церкви недружелюбны». «В церкви никому до меня нет дела».

После всего этого, мне часто хочется сдаться: «Какой смысл пытаться быть хорошим пастором. Люди этого не ценят». Мне хочется сказать: «Забудь о них!» Конечно же, это говорит моя плоть, а не сердце.

Сердце моё говорит: «Они не знают, что делают. Они сами себя расстраивают. Они не хотят меня обидеть. Я буду радоваться». Именно это нам и нужно делать: Радоваться!

1.2. Чрезмерная печаль

С другой стороны, «чрезмерная печаль»
(2Кор. 2:7) также осуждается Церковью, ибо граничит с
проявлениями таких смертных грехов как уныние и
отчаяние. По словам архим. Кирилла «Павлова), «человеку
в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны.
Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет,
обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет,
по всякому поводу раздражается — словом, сама жизнь
бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние
приводит к другому, более опасному душевному состоянию,
называемому отчаянием, когда человек нередко допускает
мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже
существенным благом на пути своей земной жизни» . По
словам ап. Павла «печаль мирская производит смерть» (2
Кор. 7:10).

«Ты — христианин, всегда радуйся!»

У апостола Павла есть всем известные слова: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (См.: 1 Фес. 5, 16–18). Иногда их можно прочитать и спросить себя: а мы можем себя заставить радоваться? Нет. Это невозможно! Как нельзя заставить себя быть счастливым.

Для счастья требуется путь (об этом как раз пишет Чиксентмихайи). Альпинист, поднявшийся на гору — счастлив!

С радостью еще сложнее, чем со счастьем. Радость — на уровне духа, это прикосновение Божиего перста и напоминание о вечном. Мы не можем сказать: «Ты — христианин, значит, всегда радуйся!», это просто глупости.

Счастье и радость не могут быть целью. Об этом замечательно говорил Виктор Франкл. Если это случается, нам счастья никогда не поймать.

Он приводит замечательный и яркий образ: попытка достичь счастья похоже на то, как человек ловит бабочку. Он бегает за ней с сачком целый день и никак не может поймать. В конце концов человек утомляется, садится отдохнуть, задумывается о чем-то… и не замечает, как бабочка сама прилетает и садится к нему на плечо.

Надо просто начинать с другого конца.

Следствием и свидетельством того, что человек действительно приближается к Богу, а не к выдуманному кумиру (а Бога «выдумать» проще простого!), будет переживание радости и счастья. И если ты всегда с Ним, то и это переживание будет всегда с тобой.

При этом можно находиться и в нужде, и в страдании, и испытывать какую-то боль, но не терять радости бытия с Богом.

Если же христианин безрадостен, ему не хочется молиться и не за что благодарить — он, очевидно, движется в другую сторону.

Если он идет туда, куда надо, тогда обязательно — обязательно! — он будет благодарить. И за доброе, и за разное. Он будет жить перед лицом Божиим.

Как благодарить Бога за все

Человек не всегда может испытывать чувство благодарности как к людям, так и к Богу. В болезни или несчастье произнести хвалу, язык не поворачивается. Сердце каменеет, сознание притупляется, силы отнимаются не только физические, но и душевные. И. Брянчанинов (испытав на себе) советует:

  • Уединиться. Медленно, вдумываясь в слова, произнести вслух несколько фраз, пересилив свое состояние и безучастность.
  • Можно сказать кратко: Слава Тебе Боже, Слава Тебе. Да будет Твоя воля.
  • Или так: Слава Тебе, Боже наш, за посланную скорбь.
  • Или как разбойник, распятый справа: Достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем.
  • Либо все вместе повторите несколько раз. До тех пор, пока не почувствуете умиротворение и спокойствие на душе.
  • Если хотите выразить более глубокую признательность, читайте Благодарение за всякое Благодеяние Божие, представленное на этой странице.
  • Древний способ Славословия и хвалебные молитвы найдете в Псалтыри. Например, кафизмы 19 и 20 полностью соответствуют этой теме.
  • Наконец, есть чудесный Акафист: «Слава Богу за все», составленный митрополитом Трифоном (Б.П.Туркестановым).
  • В любом храме можно заказать не только поминание родных, но и благодарение Господу Иисусу Христу.

Увидите, как скоро наступит облегчение. Если положение казалось безнадежным, найдется выход. Ситуация будет решаться, болезнь начнет отступать, скорбь перенесете легче. Покаяние и смирение, наполнившие сердце, привлекут Благодать Святого Духа, а с Ним уже нечего бояться. Вот тогда, действительно, познаете, как близок к нам Господь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector