Храм святителя василия великого

• Оккультизм

» постоянная ссылка

— Доброго времени суток.
Батюшка, помогите мне, пожалуйста. По отцовой линии бабушка и тетя хочет передать мне оккультизм, и твердит, что я та самая последняя, седьмая поколение и есть шанс быть сильнее к оккультизму. Я не взяла, накричала на нее, а она прям давила на психику и уговаривала меня, это было в Страстной неделе. (Моя ошибка была в том, что я накричала на нее в Страстной неделе, это мой грех). Видела сны, как три Демоны ходили вокруг меня и просили, чтобы я им отдала свою руку, а у них рука черная и какой-то браслет старинный одетый. Я сказала что не дам, и просила Божьей помощи не отдавать им мою душу, и молилась, Господь услышал меня, а они разозлились. Хожу в церковь уже давно, заказываю всегда сорокоуст о здравии, ставлю свечи как за здравии так и за упокой, всегда поминаю всех усопших. Раздаю милостыни. Службу не всегда получается отстоять, то болезни, то ковид, то проблемы в деньгах, пропускаю иногда, пост не слежу, читаю дома молитвы как за здравии так и за упокои. Но волнует меня…

—Причащайтесь, посты соблюдайте, молитесь, и ничего не будет. Храни и спаси Господь!

Руководство общины должно уметь «играть в песочнице»

— Но создается ощущение, что прихожане мало что решают в жизни общины. Спускается какая-то «инициатива сверху», а их дело ее принимать и исполнять. Либо не принимать. И трудно представить себе внутри прихода активную «инициативу снизу».

— Ну, просто настоятель должен научиться задавать вопросы и слышать ответы. Очень полезно собирать расширенное заседание приходского собрания: чтобы буквально все, кто считают себя активными прихожанами, могли в какое-то воскресенье остаться после службы и обсудить все вопросы — и те, которые есть у них, и те, что задаст им священник.

Ведь и настоятель может придумать какой-то свой проект, а он окажется не востребован, не интересен. А что-то, о чем он даже не предполагал, может очень понравиться людям. И опять: это надо уметь слышать. Надо уметь принимать другого и относиться к нему с уважением.

То есть, руководство общины должно уметь «играть в песочнице», как в детстве, в какую-то командную игру. У нас же часто приходит очень образованный, начитанный, прекрасный проповедник, и община, которая была до него, рассыпается. Потому что он всех «строит», учит и водит за собой гуськом, а услышать, что они сами хотели бы и как строилась община до него, при прежнем настоятеле, — он даже не ставит перед собой такой задачи.

— И что в таком случае делать прихожанам? Уходить в другой храм?

— Община — в идеале — это семья. Вот я — отец, и моя цель — дать моему ребенку опыт жизни в пространстве, согретом любовью. Как отблеск Царствия Божиего. Да, члены общины меняются, настоятели умирают, да и сами общины распадаются, а прихожане расходятся по другим храмам. Но если у человека хоть раз в жизни в течении 5—10 лет был такой опыт, если он знает, как это бывает, когда собравшиеся вокруг Чаши люди становятся действительно братьями и сестрами, этого достаточно. Жаль только, что многие этого опыта лишены, потому что там, где они живут, один храм и такой общины, о которой мы говорим, нет. Ведь есть священники, которые принципиально не хотят ее строить — боятся не справиться.

— Вы считаете, что они не правы?

— Знаете, в Церкви все-таки действует Святой Дух. И надо дать Ему эту возможность. А когда мы «назначаем» какого-то человека на роль того, кто один все знает и принимает решения, с него, конечно, легко спросить священноначалию, но тогда мы не даем действовать Святому Духу. Поэтому, когда на приходе появляется человек, который всех зажал и никого не слушает, это в какой-то степени преступление против церковности, против соборности.

• 1448 год

» постоянная ссылка

— Сейчас многие говорят о «расколе» с образованием ПЦУ. Но я изучаю историю РПЦ, так вот она была создана благодаря расколу 15 декабря 1448 года и почти полтора столетия была без Томоса, непризнанная Константинополем как неканоническая структура. А потом, почему-то Томос дали и позже центр из Киева перешел в Москву. Так вот вопрос: почему Легойда, Иларион и другие забывают об этих событиях, что РПЦ почти 150 лет была раскольнической? И хватит обвинять ПЦУ, ее мораль соответствует учению Христа

—Думаю, этот вопрос не ко мне. А о той истории все знают и ничего не забыли. Здесь другая совсем политическая ситуация и некорректно их сравнивать. Спаси Господь!

Родители мужа планируют в праздник Преображения копать картошку. Я переживаю, но отговорить их не смогла. Что делать?

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, 19 августа большой Праздник. Но родители мужа запланировали копать картошку. Я пыталась их отговорить, но у них не выходит в другой раз. Работают. Я очень переживаю, знаю, что это большой грех. Но ничего сделать не могу. Как быть в такой ситуации?

Отвечает священник Родион Иванов:

Здравствуйте, Мария!

Если вы можете – сами сходите в храм на службу и там за них помолитесь. Нет – тогда во время копания картофеля старайтесь быть в тишине и молитве, и Господь благословит ваш труд. И от вашего урожая – принесите в храм пожертвование, как благодарность Богу. А в храм сходите в воскресенье – 20-го – праздник Преображения длится несколько дней.

• Страшные мысли

» постоянная ссылка

— Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как правильно себя вести в данной ситуации… не так давно в моей голове возникают мысли по отношению других людей «чтоб ты сдох». Просто так, неосознанно. Как в сторону близких людей так и в сторону чужих людей. Вот вроде просто разговариваем, все хорошо, и резко и неосознанно возникает такая мысль. Мне очень страшно, особенно за близких… я не могу себя контролировать, и от этого мне ещё хуже. Сразу после этих мыслей я начинаю молиться про себя, но мне все равно страшно. Что это? И как быть? Заранее спасибо за ответ!

—Игнорируйте и внимание не обращайте. Можете кратко помолиться

Спаси Господь!

• Служение ближним

» постоянная ссылка

— Батюшка, здравствуйте.
Я в последнее время стала терзаться мыслью, что не приношу никому пользы. Я работаю, но хотела бы сменить сферу деятельности на более душевную, что ли. Например, в нашем городе в дом милосердия требуются санитарки. Но я не могу быть точно уверенной , что потяну такое служение (нужно помогать стареньким, кормить, а еще менять судна, обрабатывать пролежни и тд.) У меня не было такого опыта, и я не знаю, смогу ли выдержать морально. В общем получается, что хотеть-то я хочу служить ближним, но не уверена в своих силах и боюсь. И начинаю винить себя, что я не исполняю слова Христа о любви к ближним, потому что у меня нет самопожертвования, я привыкла к комфортной жизни. Как понять, нужно ли переступить через свои сомнения и все-таки попробовать поменять профессию или оставить все, как есть?

—Думаю, можно просто стать волонтером и помогать в свободное от работы время. Помоги Господь!

• Квартира

» постоянная ссылка

— Благословите, батюшка.
Осенью приобрели квартиру в ипотеку. Вроде как, привыкли. Священник приходил, квартиру освятил. Молитвы периодически читаю, молюсь мысленно, свечи зажигаю перед иконами, водой святой периодически окропляю. В квартире долго никто не жил, иногда только кто-нибудь, хозяева жили в другом месте. Заметила, особенно первое время — тяжело было что-либо делать, чаще стала болеть, тяжело было читать молитвы, да и сейчас не совсем… Может, проблема и в том, что редко кто убирался, кто до нас был, пыль, плесень и всякое такое… но не знаю… И периодически, что-то падало и разбивалось или были какие-то другие странности… Сегодня, например, был шелест пакета без видимых причин, причину не нашла. Это после окропления водой через минут 10. Возникла проблема также для чтения молитв. Мне надо в Церковь, выполнить все правила. То одно, то другое. Что мне можно сделать? Может, надо почитать конкретные молитвы? С чем интересно, я имею дело… Господи, спаси и помилуй.

—Думаю, для начала наведите порядок и его поддерживайте. Конечно, дома молитесь. Спаси Господь!

«Господи, я здесь»

— Приходишь в храм — сразу попадаешь в иное пространство, душа сама стремится к Богу. Мало кому доступна такая интенсивность переживания среди бытовых дрязг и забот.

— Конечно, если человек живет 30 лет в режиме новоначалия и в его жизнь вдруг не «ввалится» пиетизм, он скажет: «Нет, невозможно». Его же не учили этому повседневному христианству. 

— А вот научите. Как мне быть повседневным христианином? Читать правило с утра? 

— Еще есть варианты?

В церковь забежать, свечку поставить. Это разве плохо?

— Хорошо, но это именно новоначальный этап. Молитва не сводится к чтению молитвенных словес. Молитва — это пребывание в соприсутствии Божием, которое внутри себя надо нащупать и удержать. На самом деле, этому просто должен кто-то научить.

— Как некой духовной практике, типа йоги?

Это не йога, хотя внешние религиозные оболочки бывают и похожи. Наш Бог ­— всегда личный Бог. Это не уход в нирвану и даже не то, к чему мы привыкли, читая жития: алтарь раскрылся, хлынул свет, сонмы ангелов и так далее.

Нет, богообщение — это «скромная», тонкая, повседневная «двусторонность» взаимоотношений человека и Бога, подобная той, какую каждый человек познает в общении с любимыми людьми. Главное — эта взаимная направленность. Человек обращается к Богу, в душе своей: «Господи, я здесь». И тут же в ответ чувствует, ощущает, что Господь говорит: «И я здесь». 

Но к этому моменту нужно людей готовить. Вот пришел человек в церковь: «Батюшка, я хочу быть церковным человеком». Батюшка говорит: «Очень хорошо». И рассказывает ему, что первые годы ты будешь ходить в церковь, получая от всего внешнего чина большую духовную пользу, поддержку и радость. Потом это отойдет на второй план, начнется новый этап. Пусть сейчас ты этого не понимаешь, но потом обязательно поймешь.

Только от пастырей вы об этом почти не услышите. А вот в пиетистских книжках о подобном опыте говорится очень много.

— А что, если богообщение станет оправданием нашей лени? Если Бог в душе, то можно не идти в церковь к 9 утра в воскресенье? 

— Такая опасность есть. В 90-е и в нулевые, когда после советской пустыни восстанавливали церковную жизнь, хождение в храм и строгость исполнения внешних правил делали основной задачей. Такая строгость часто переходила в некое «самогнобление». Впоследствии на смену этой строгости приходит полное расцерковление. Уже и Священное Писание не такое, и исторический Иисус был другим, и Страшного Суда не будет, можно не заморачиваться и смело шагать в сторону облегченной психологии, этакого «коуч-христианства».

Человек был прилеплен к обряду, но клей высох, маятник полетел в обратную сторону и середину пролетел со свистом. А в середине — Христос.

Но пиетисты как раз умели работать с расцерковлением, а мы только к этому подходим.

• Династия Романовых

» постоянная ссылка

— В Исаакиевском Соборе в Питере прошла шоу пиар-венчание какого проходимца из дальних родственников семьи Романова на какой-то принцессе из Италии. Я сам почитаю семью Романовых и из истории России, думаю что Николай II был достойным хозяином государства своего. А сегодняшние его «потомки» пользуются его авторитетом. Лично для меня монархия уже не актуальна. Что думаете о монархизме?

—Для меня монархия не связана с каким-то определенным родом. Если будет монарх достойным, почему бы и нет? Власть должна быть у самых лучших, а не просто от того, что родился в нужной семье, но на тебе, как говорят, природа отдохнула. Это мое мнение. Спаси Господь!

• Животные

» постоянная ссылка

— Отче, благословите грешную дуру, страдающую о бездомных кошках!
Подобрали в семье в разное время пятерых, некоторых не смогли пристроить в добрые руки, так и оставили себе. Некоторых простерилизовали. Теперь подобрали бездомную кошку, которую раньше просто кормили на улице. Она была анорексично-тощей и облезлой. Мы поставили её на ноги. С холодами забрали в дом, но уже с 5 родившимися в нашем сарае котятами. Сейчас их пытаемся пристроить, получилось пока только 1 котенка пристроить. Хотим простерилизовать теперь эту кошку, но есть подозрение, что она уже беременная. Можно ли простерилизовать беременную кошку? Не будет ли это грехом аборта? Мы этих-то не можем пристроить, городок маленький. И никуда них не деть! Молимся святым Флору и Лавру в поиске хозяев. Вымываем дом постоянно с хлоркой, потому что в наполнитель мелкие ходят через раз. У нас уже опускаются руки. Спасибо большое за ответ!

—Конечно, стерилизуйте, и кошки это не люди. Если бы они жили в естественной среде, то и стерилизовать бы не пришлось, ведь плодовитость у некоторых животных из-за этого и заложена, что многие не выживают. Если же им создать условия как у людей, вскоре и людям жить будет негде. Но доброе сердце никогда не будет забыто у Бога. И то, что оно у Вас такое, очень хорошо. Спаси и помоги Господь!

Хотелось бы узнать позицию Русской Православной Церкви относительно названий планет Солнечной системы, так как они являются нехристианскими

Добрый день! Хотелось бы узнать позицию Русской Православной Церкви относительно названий планет Солнечной системы, так как они являются нехристианскими. Как Церковь предлагает именовать планеты? Есть ли у Церкви названия для планет, взамен тех, которые известны большинству? Спасибо. Святослав.

Отвечает священник Антоний Лынов:

Иерей Антоний Лынов

Здравствуйте, Святослав!

Русская Православная Церковь не рассматривала вопрос о названиях планет. Они уже прочно вошли в научный обиход, причем столетия назад, и альтернативных названий не вводилось. С другой стороны, Церковь, которая опирается на Священное Писание, всегда в полемике с языческими представлениями напоминала строчки из книги Бытия:

  1. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
  2. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
  3. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
  4. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
  5. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

(Бытие 1:14-18)

То есть, как точно сказал один богослов, светила – это не место обитания каких-то богов и не их воплощение, а просто системы освещения и оповещения, созданные Богом-Творцом для людей. И христиане молятся Богу-Творцу, Который содержит Своей властью всю Вселенную. А оставшиеся римские названия не несут чего-то опасного, а просто напоминают о языческих заблуждениях прошлого на определенном этапе исторического пути человечества.

• О жизни

» постоянная ссылка

— Здравствуйте, отец Андрей!
Cпасибо за Ваш труд! Как жить, не обращая внимания, не замечая откровенной лжи некоторых власть предержащих?
Понимаю, что нужно молиться за них и благословлять, но… Говорят одно, а делают совершенно другое, почитаешь провластные СМИ и узнаешь, что мы, оказывается, живем очень хорошо, посмотришь вокруг — разруха и нищета, работы нет, люди вынуждены из районов глубинки уезжать на заработки в С.-Петербург и Москву. Прошу у Бога смирения и мудрости, но так тяжело от всего, что происходит в стране и нашем обществе. Как молиться, какому святому или святым молиться о помощи, чтобы не воспринимать так остро, не замечать несовпадение предвыборных обещаний, последующих действий и результатов? Как вымолить у Бога прекращения разрушения малой родины?

—Думаю, меньше смотреть СМИ и вообще больше думать о душе, а также помнить о Промысле Божьем. Наводим порядок в своей жизни, квартире или доме, а остальное не в нашей власти. Не вижу смысла верить тем, кто не выполнил своих обещаний. И доверять можно только тому, кто на деле что-то сделал. А красиво сочинять, не имея за спиной никаких конкретных дел, могут только бездельники, и люди сами виноваты, что таким верят. Спаси Господь!

В христианстве нет никакого «нужно»

Вообще есть ли у священника право сказать человеку: «Ты должен…»

— Вы знаете, у горячо любимого мной архимандрита Емилиана (Вафидиса) есть потрясающая мысль. Он буквально говорит, что в христианстве нет никакого «нужно», потому что все «нужно…» — это исключительно мысленные конструкции. Христианин должен двигаться по зову сердца и совести. 

Если у тебя внутри ничего не горит, если у тебя нет желания, ты не можешь подменить его отсутствие какой-то интеллектуальной установкой по принципу «ты должен».

Первое, с чем рекомендует работать святитель Феофан Затворник в своих письмах и духовных наставлениях, — это сердце. В норме человеческое сердце — хочет. Если сердце ничего не хочет, можно смело говорить об определенном расстройстве, как правило, невротическом. Человек зациклился сам на себе, в душе у него образовалась дыра. И бессмысленно эту дыру пытаться заполнять какими-то правильными умопостроениями, она от этого никуда не исчезнет. Надо разобраться, что там замкнуло.

Поэтому святитель Феофан очень много внимания и обращает на так называемое «внутрьпребывание» — необходимость чувствовать себя самого как бы немножко изнутри, смотреть, что происходит в душе, глазами «внутреннего режиссера» и понимать: вот эти помыслы рождают во мне такие-то желания, а вот эта ситуация рождает такую-то реакцию. «Внутрьпребывание» — это и есть с психологической точки зрения постоянная проверка контакта с самим собой.

— Что это нам дает?

— Сначала мы просто все распознаём и принимаем как некую данность — безоценочно, не разделяя на плохое и хорошее. Так мы по крайней мере узнаем, какая каша варится внутри нас, и только тогда с этим можно будет что-то сделать

Если мы отказываемся туда заглядывать, кладем бетонную крышку и говорим: «А, неважно, что там происходит. Главное — четко выполнять то, что мне батюшка сказал», — под этой ставшей герметичной кастрюлей все равно будет работать горелка

И в какой-то момент, возможно, произойдет большой «бум»! Почему мы говорим, что «в душе накипело»? А потому, что крышка была придавлена очень крепко — и кастрюлю стало разрывать изнутри!

— Но вот священник, доказывая свою правоту, берет в союзники Бога и говорит про «волю Божию» и «гнев Божий». И прихожанин слышит, что не спасется, если не будет выполнять то-то и то-то.

— Когда священник говорит, что ты должен то-то и то-то, он в первую очередь сам должен вспомнить слова Христа о том, что самое главное — любить Бога и ближнего как самого себя. Вокруг этого в христианстве все и вращается. Понимаете, мы не можем любить другого человека по щелчку, потому что любовь — это состояние духа, это готовность принять другого человека без попытки его корректировать под себя.

Когда мы любим, мы принимаем в человеке даже то, что раньше для нас было чужим. Потому что мы докапываемся до его какой-то глубинной сущности. Но вот такое приятие невозможно исключительно волевым усилием, это некая, я бы сказал, экзистенциальная установка всей природы человека, которая проявляется особенно ярко, когда люди влюбляются друг в друга.

• Святые

» постоянная ссылка

— Здравствуйте.
Храни Вас Господь от каши инфекции душевно телесной. У меня вопрос предложение.
Святым образам же на иконах необходима ежедневная молитва и в музеях, и в запасниках и там, где есть репродукции. А можно ли внедрить на Руси по благословению Патриарха и разрешению руководства и музейных работников ежедневное включение в записи молитв всем святым, чтоб просветление разумение и Божья помощь шла и населению, и посетителям, и обслуживающему персоналу в округе.

—Всем святым регулярно молебны служатся, а чтобы были для всех обязательны особые прошения, нужно, чтобы это рассмотрела Синодальная комиссия и было благословение Патриарха. Помоги Господь!

Причастие и печенье

Церковь — это прежде всего причастие и подготовка к нему. Или пиетизм обходится без всего этого?

— Он не отрицает необходимость и нужность таинств, просто оставляет их на личное усмотрение христианина. Каждый выбирает свою интенсивность и форму внешней церковной жизни

Основное же внимание обращается на бытие внутреннее. 

К счастью, в больших городах можно найти приходы, где уже не мучают этой чрезмерной подготовкой. Если взять букву церковных правил, то единственное требование — причащаться натощак, и то если человек здоров. 

Подготовкой к причастию ­служит вся твоя христианская жизнь, а три канона — это пережитки имперского церковного быта. Когда причащаешься раз в год, надо готовиться особо. А если часто (именно так и надо), то никакой специальной подготовки не требуется. А то вбили бетонную сваю, и люди мучаются… А никакой сваи быть тут не должно.

— Однажды мой ребенок перед причастием съел печенье. Я дисциплинированно сообщила об этом священнику, и он сказал, что причащаться нельзя. Был не прав?

— Формально прав.

— А по существу?

— По существу не берусь сказать. Всегда зависит от ситуации.

По ситуации, мне кажется, не прав. Если человек настроился причаститься, ему говорят: «Нет, ты съел печенье, до свиданья», — а связь между причастием и печеньем неочевидна, то он перестанет ходить в церковь вообще. 

— А для чего вашему ребенку было причащаться?

— Если честно, то скорей для порядка. Потому что так положено.

А раз для порядка, то все правильно: печенье съел — не положено.

Мы тут выходим на другие, более глубокие проблемы. Пиетизм вдруг заново открывает для современного человека идею, которая давным-давно прописана в книге «Деяний апостолов». Первомученик Стефан ее высказал перед тем, как его побили камнями: «Бог не в рукотворенных храмах живет». Новизна Нового Завета — еще и в том, что людям было дано новое понятие о Боге: это не храмовое ритуальное божество. Он рядом с нами в повседневности — например, на свадьбе в Кане Галилейской. 

И эта мысль тяжела. Гораздо проще отдать Богу дань, сходив в храм, а дальше жить как придется, хотя Священное Писание ни в коем случае не дает для этого повода. Православные все чаще воспринимают Бога как храмовое божество, а богообщение как храмовое благочестие. 

Причастие Святых Тайн должно быть последней, высшей точкой христианской жизни, вишенкой на торте — извините за это легкомысленное выражение.

Пирамида духовной жизни венчается причастием, а в основании — во-первых, личное богообщение, во-вторых, основанная на индивидуальном опыте этого богообщения коллективная жизнь общины. У нас же эта пирамида оказалась перевернута, и на первое место выдвинулась храмовая ритуалистика и причащение у нас именно что «для порядку».

• Перевернутая икона

» постоянная ссылка

— Здравствуйте.
У нас в сентябре началась сильная полоса тяжелая. Вся семья переболела ковидом, мы с мужем, свекровь и свекр особенно тяжело. Родного брата у мужа сшибло на смерть машиной, свекр умер от ковида. Мой брат запил, до этого не пил 4 года, был в центре перед этим. Бабушка 95 лет сейчас с ковидом, тетя в реанимации 2 недели с ковидом. И в определенный момент мне было очень плохо. Я молилась за всех со слезами. И вдруг увидела, что на рамке иконы надпись странная, будто в зеркальном отображении. Икона эта у нас 19 лет, нас с мужем ей венчали. Оказалось, что рамка у иконы вверх ногами и надпись Господь Вседержитель оказалась вверху вверх ногами, а сам лик правильно. Так было с момента покупки или кто-то специально перевернул, я не знаю. Я отжала все прижимки, раскрыла икону и установила ее в свою рамку правильно. На следующий день я почувствовала себя лучше, через 2 дня выписали мужа, а еще через 2 дня свекровь. Что это могло быть?

—Не могу знать, но правильно сделали. Помоги Господь!

«Три раза не был на всенощной — и тебе конец»

— Наверное, пиетисты не пугают Страшным судом?

— Еще как пугают, похлеще православных аскетов. Но у них другая систематика. Конечно, богословски это имеет свои корни, потому что в православии остались не изжитыми пелагианство и неоплатонизм. 

Что такое неоплатонизм в православии? Это представление о том, что Бог есть механизм, и к нему нужно пробиться аскетическими усилиями — «замучиванием» тела. Как Максим Исповедник говорит: «Умучь себя голодом, жаждой и неспанием, и ты востечешь к Еди́нице». Это не живой личный Бог, который каждому человеку определяет свой путь. Все сводится к казарменной аскетике, набору общих упражнений, чтобы механически «востечь» к Богу. Это шире, чем храмовое божество, но принцип тот же. 

А пелагианство — это «сделай сам»: я буду аскетически трудиться, а Бог непременно даст мне благодать.

Протестантская пиетисткая аскетика по степени интенсивности ничуть не слабее, а то и более жесткая, чем наша. Но она не требует от человека автономных действий, изобретаемых им для своего спасения. Она уступает действия Богу; восприятие этих действий в «постоянном, повседневном режиме» и есть пиетистская аскетика. 

— Страх Божий — это что для вас?

— Начало премудрости, как говорит Писание. 

— А попроще?

Страх какого Бога? Если опять же храмового божества, то все просто: три раза не был на всенощной — и тебе конец. А если мы говорим о богообщении, то главный страх — его потерять. От смертных грехов: жестокости, гордыни, блуда — оно просто пресекается. От повседневных прегрешений умаляется, истончается. Страх Божий — это жить так, чтобы не потерять эту двустороннюю связь. 

— Вы согласны с тем, что нужно быть снисходительным не только к другим, но и к себе? Если человек без конца осуждает себя, то уж ближнего-то он и подавно осудит. Надо взять себя «на ручки».

— Это как раз то, что я назвал коуч-христианством, но здравое зерно здесь есть.

Первый и главный критерий соприкосновения с истинным Богом — это когда человек перестает осуждать других. Он всем существом прочувствовал, что он — немощное падшее создание, но Бог его любит и уважает. Значит, Господь и к другим относится так же. Тогда как можно кого-то осуждать?

Теперь что касается самоосуждения. В свете храмового божества мы виноваты примерно всегда: не читаем, не ходим, не исполняем, себя за это поедом едим, изучаем свое чувство вины под микроскопом. Это уже что-то из области психологии, к Богу отношения не имеет.

С Богом истинным человек вообще очень мало думает о себе. Он только знает, что, совершая грех, лишается благодати двустороннего богообщения, и жизнь отымается. Человек настолько слаб, что он жив только за счет своей связи с Богом. Эту он свою слабость он осознает ежесекундно, поэтому ему нет нужды ни «гнобить» себя, ни на ручках носить.

• Приход

» постоянная ссылка

— Хожу в церковь в своем городе, правда, наверное, лет так 4-5 и никого не знаю. Просто как-то так получается пришел, помолился, исповедовался, причастился и домой. Люди сейчас какие-то странные, общаются небольшими группами. Ну может кто-то на клиросе поет знают друг друга, а в основном мрак. Священству я так понимаю особо не интересует этот вопрос. Это мой взгляд, может я, конечно, и ошибаюсь.

—Нет, не ошибаетесь. Почти на всех приходах не хватает общих дел, где бы люди могли вместе потрудиться или кому-то помочь. Не хватает тех, кто грамотно может это все организовать. А священнослужители должны служить и в первую очередь исполнять свои прямые обязанности. На них все это перекладывать не считаю верным. Помоги Господь!

Как православие относится к киберспорту и компьютерным играм вообще, если им уделяется немного времени?

Как православие относится к киберспорту и компьютерным играм вообще, если им уделяется немного времени, это не вредит семейным отношениям человека и он умеет отделять реальное от виртуального? Георгий.

Отвечает священник Игорь Дудко:

Здравствуйте, Георгий!

«Немного времени» – понятие относительное. Для кого-то это означает час в день, а для кого-то и 3 часов бывает недостаточно. В данной ситуации человек должен сам иметь для себя мерило, достаточно ли он совершенен духовно, интеллектуально и физически, чтобы посвящать свободное время компьютерным играм. Решение остается только за Вами.

• Семья

» постоянная ссылка

— Христос Воскресе, батюшка!
У нашего хорошего знакомого семья на грани развала. Он очень переживает, жена постоянно недовольна всем, в том числе жизнью. У него опускаются руки. Я очень хочу помочь как-то и единственный выход вижу в том, чтобы посоветовать ему пойти в храм, поговорить со священником, попросить совета. Может, и в храм постепенно начнет ходить. Но дело в том, что он не верит в Бога, хотя крещёный. Как Вы считаете, стоит ли давать ему такой совет? Спаси Вас Господи!

—Воистину Воскресе! Видимо, там и жена не верует, раз так себя ведет. Чтобы Бог помог, нужно молиться, а без веры какая молитва? Может сходить, а там все от него зависит. Помоги Господь!

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Как подходить к священнику

Священнослужителям надо оказывать уважение, ибо они – слуги
Божии. Они много трудятся на благо верующих, к ним надо относиться с
благоговением. Иначе можно заслужить гнев Божий. Нельзя сразу обращаться к
батюшке на «ты», вести себя панибратски. Не надо жать ему руку при встрече,
называть по имени отчеству или «батя».

Если имя священника неизвестно, можно обратиться к нему просто: «батюшка», или узнать имя его в церковной лавке. Всегда, когда надо подойти к священнику, необходимо складывать руки под благословение и кланяться. Получив благословение священника, задавать свой вопрос. Уважение и тактичность – самые главные правила в беседе со священником. Какой бы ни был батюшка, он – Божий служитель. Не стоит задерживать их и отвлекать пустыми вопросами

Надо несколько раз подумать, действительно ли этот вопрос представляет важность, не расстроит или не раздражит ли он священника. Люди целуют их руку при благословении, словно десницу Самого Христа

Потому что священник представляет на литургии образ Господа Иисуса Христа. Поэтому ему надо оказывать должное благоговение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector