Вонифатий майнцский
Содержание:
- Документы, литература
- Житие Вонифатия Тарсийского
- Молитва святому мученику Вонифатию
- Юбилейные и другие торжества
- Мученику Вонифатию (тропари, кондаки и молитвы)
- Грехи Аглаиды и Вонифатия
- Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они, предаваясь нечистоте и пьянству, чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех.
- Икос 7
- Молитвословия
- Краткое жизнеописание
Документы, литература
- Vitae S. Bonifatii archiepiscopi Moguntini / Ed. W. Levison // MGH. Script. rer. Germ. 1905 .
- Vita Bonifatii auctore Willibaldo / Ed. G. H. Pertz // MGH. SS. T. 2. P. 331-353.
- Flaskamp F., Das hessische Missionswerk des hl. Bonifatius, Duderstadt, 1926.
- Flaskamp F., «Willibrord-Klemens und Wynfrith-Bonifatius,» St-Bonifatius: Gedenkgabe zum zwölfhundersten Todestag, Fulda, 1954, S. 157-172.
- Schieffer Th., Winfrid-Bonifatius und die christliche Grundlegung Europas, Freiburg i. Br., 1954.
- Büttner H., «Bonifatius und das Kloster Fulda,» Fuldaer Geschichtsblätter, 1954, Bd. 30, S. 66-78.
- Tangl M., «Bonifatiusfragen,» Idem., Das Mittelalter in Quellenkunde und Diplomatik: Ausgew, Schriften. Graz, 1966, Bd. 1, S. 241-271.
- Angenendt A., «Bonifatius und das Sacramentum initiationis,» RQS, 1977, Bd. 72, S. 133-183.
- Angenendt A., «Pirmin und Bonifatius,» Mönchtum, Episkopat und Adel zur Gründungszeit des Klosters Reichenau, Sigmaringen, 1974, S. 251-304.
- Padberg L., von., Studien zur Bonifatiusverehrung: Zur Geschichte des Codex Ragyndrudis und der Fuldaer Reliquien des Bonifatius, Fr./M., 1996.
- Kehl P., Die Bonifatiusverehrung: Kult und Nachleben des hl. Bonifatius im Mittelalter (754-1200), Fulda, 1993.
- Schipperges S., Bonifatius ac socii eius: Eine sozialgeschichtliche Untersuchung des Winfrid-Bonifatius und seines Umfeldes, Mainz, 1996.
- Semmler J., «Instituta S. Bonifatii: Fulda im Wiederstreit der Observanzen,» Kloster Fulda in der Welt der Karolinger und Ottonen, Fr./M., 1996, S. 79-104.
- Усков Н. Ф., Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья, М., 2001, cc. 193-200, 213-255.
- Евфимий (Моисеев), иеродиак., Миссионерская деятельность Бонифация, просветителя германских народов, Серг. П., 2002.
- Lutz J. von Pattberg, Bonifatius, München, 2003.
Житие Вонифатия Тарсийского
Вонифатий был рабом знатной римлянки Аглаиды, которая жила с ним в беззаконом сожительстве. Поэтому, несмотря на то, что Вонифатий был рабом, он мог позволить себе праздность, пьянство и блуд, согрешая и с самой Аглаидой.
При этом Аглаида и Вонифатий были сострадательными и благочестивыми людьми. Они не отказывали страждущим, давали приют странникам, Вонифатий был рад услужить любому нуждающемуся и не кичился своим особым статусом. Более того, он часто просил Господа помочь ему преодолеть соблазны.
В то время на Востоке уже вовсю шли гонения на христиан. Аглаида, в поисках спасения от терзающих ее душу страстей, решила обратиться за помощью к мощам мученика, который мог стать ее покровителем в земной жизни.
Для этого она попросила Вонифатия съездить на Восток и привести святые мощи. Вонифатий не то шутя, не то предчувствуя, ответил, что может не найти мощи, а может и сам стать мучеником. Он спросил свою возлюбленную, примет ли она в таком случае его тело с почестями.
Аглаида восприняла вопрос как дурную шутку, сказав, что негоже глумиться над такими вещами, а он с ней недостойны не только касаться, но и смотреть на мощи погибших за веру во Христа. Благословив Вонифатия в дорогу, Аглаида еще не знала, что видит его живым в последний раз.
Вонифатий возглавил богатый караван, взяв с собой изрядное количество золота, охрану и спутников. Язычники торговали телами христиан, продавая их за большие деньги. Для сохранения останков были взяты полотна, благовония и масла.
В пути Вонифатий терзался тем, что услышал от Аглаиды. Он осознавал, что недостоин для великого дела и спасения. Доехав до города Тарс, он отделился от спутников, что было крайне небезопасно и впервые увидел мучения христиан, поражаясь стойкости их духа.
Вонифатий был потрясен ужасам пыток и бросился к мученикам, начал целовать их ноги и просил помянуть его в своих святых молитвах. Судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий во всеуслышание объявил, что он христианин. Также он отказался принести жертву идолам. После чего его предали на мучения. Расправа была суровой — его мучили 2 дня, а потом убили. По словам очевидцев, из его ран текла кровь с молоком. Невиданное доселе чудо обратило в христианство полторы тысячи человек.
Его спутники, считавшие, что Вонифатий где-то загулял, услышав о произошедшем чуде, смогли достать и умаслить его тело. Караван двинулся обратно.
Еще до того, как караван прибыл в Рим, Аглаиде явился Ангел Господень, сообщивший, что Вонифатий теперь не раб, но господин ее, их брат и сослужитель. И что ей следует почитать Вонифатия как защитника жизни и хранителя души.
После возвращения каравана с мощами Вонифатия, Аглаида возвела храм для мощей своего возлюбленного в 10 верстах от Рима, раздала имущество бедным, отреклась от своего статуса и прожила при храме еще 18 лет. За это время мощи и храм явили множество чудес.
Молитва святому мученику Вонифатию
Молитва не требует от человека специальных умений, это беседа с Богом. На богослужениях священнослужителями употребляется особый язык. В личной же молитве, когда верующий человек остается наедине с Богом, нет необходимости в особом языке. Молиться Богу можно на том языке, на котором человек думает и общается с другими.
У православных молитва Вонифатию об избавлении от пьянства одна из самых действенных.
Молить о помощи от пьянства любого из членов семьи либо близкого родственника нужно соблюдая определенные правила:
- Молиться святому Вонифатию нужно в период сильнейшего запоя и в момент, когда человек не испытывает тяги к спиртному.
- Молиться Вонифатию человек страдающий алкоголизмом (или его родственники) должен даже в тот момент, если по какой-то причине было употреблено даже не значительное количество алкоголя. Многие победившие недуг снова начинают пить, полагая, что если мученик помог однажды, то поможет и впредь. Если человек чувствует свою слабость и неспособность сопротивляться недугу, то совершать моление ему надлежит ежедневно.
- Корректноепрочтенное молитвы способствует не только в укреплении веры в собственные силы, но и дает понимание того, что относительно спиртного верующий делает правильные шаги.
- Молитва к святому Вонифатию в помощи от избавления от пагубного пристрастия оказывает колоссальный терапевтический эффект для тех верующих, которые еще только собираются начать процесс лечения. Она дополняет курс лечения, который назначается пациенту его лечащим врачом.
Наиболее искренней и сильной считается молитва, которая произносится верующим не за себя, а за кого-то другого.
Когда человек молит о помощи Вонифатия, он должен просить мученика и о том, чтобы тот молил о прощении за него у Господа.
Чтобы мученик убедился в том, что намерения молящегося чисты и искренни, во время произнесения текста молитвы нужно придерживаться правил поста. Молитва должна читаться в течении сорока дней.
Юбилейные и другие торжества
Смерть (и рождение) Бонифация послужила поводом для знаменательных празднований. Даты некоторых из этих празднований претерпели некоторые изменения: в 1805, 1855 и 1905 годах (и в Англии в 1955 году) были рассчитаны годовщины со смертью Бонифация, датированной 755 годом, в соответствии с «традицией Майнца»; в Майнце датировка мученической смерти Майклом Танглом 754 годом была принята только после 1955 года. Торжества в Германии были сосредоточены в Фульде и Майнце, в Нидерландах — в Доккуме и Утрехте, а в Англии — в Кредитоне и Эксетере.
Торжества в Германии: 1805, 1855, 1905 гг.
Медаль, отчеканенная к годовщине Бонифация в Фульде, 1905 г.
Первое достаточно крупное празднование в Германии было проведено в 1805 году (1050-летие со дня его смерти), за которым последовало подобное празднование в ряде городов в 1855 году; оба из них были преимущественно католическими, подчеркивая роль Бонифация в истории Германии. Но если празднования были в основном католическими, то в первой половине XIX века уважение к Бонифацию в целом было экуменическим делом, и протестанты и католики восхваляли Бонифация как основателя немецкой нации в ответ на возникший немецкий национализм. после того, как эпоха Наполеона подошла к концу. Во второй половине XIX века между католиками и протестантами усилилась напряженность; для последнего Мартин Лютер стал образцовым немцем, основателем современной нации, и он и Бонифаций были в прямой конкуренции за эту честь. В 1905 году, когда разногласия между католическими и протестантскими фракциями утихли (одна протестантская церковь опубликовала праздничную брошюру « Бонифаций Герхарда Фикера , der« Apostel der Deutschen » ), были проведены скромные торжества и публикация по этому случаю, посвященная историческим аспектам Бонифация и его жизни. работа, 1905 Festgabe Грегора Рихтера и Карла Шерера
В целом, содержание этих ранних празднований свидетельствовало о том, что вопрос о значении Бонифация для Германии не прекращался, хотя важность Бонифация в городах, связанных с ним, не вызывала сомнений.
1954 г.
В 1954 году празднования были широко распространены в Англии, Германии и Нидерландах, и некоторые из этих празднований имели международный характер. Эти торжества, особенно в Германии, имели ярко выраженный политический оттенок и часто подчеркивали Бонифация как своего рода основателя Европы, например, когда Конрад Аденауэр , (католический) канцлер Германии, обратился к 60-тысячной толпе в Фульде, отмечая праздник. святого в европейском контексте: «Das, was wir in Europa gemeinsam haben, gemeinsamen Ursprungs» («То, что у нас общего в Европе, происходит из одного источника»).
Папский визит в 1980 году
Когда Папа Иоанн Павел II посетил Германию в ноябре 1980 года, он провел два дня в Фульде (17 и 18 ноября). Он отслужил мессу в соборе Фульды, на площади перед зданием собралось 30 000 человек, и встретился с Конференцией немецких епископов (проводившейся в Фульде с 1867 г.)
Затем Папа отслужил мессу за пределами собора, перед примерно 100000 толпой, и приветствовал важность Бонифация для немецкого христианства: «Der heilige Bonifatius, Bischof und Märtyrer, bedeutet den ‘Anfang’ des Evangeliums und der Kirche в Eurem Land «(» Святой Бонифаций, епископ и мученик означает начало Евангелия и церкви в вашей стране «). Фотография папы, молящегося у могилы Бонифация, стала центральным элементом молитвенной карточки, распространенной из собора.
Празднование 2004 года
В 2004 году юбилейные торжества прошли по всей Северо-Западной Германии, в Утрехте, Фульде и Майнце, что вызвало большой интерес у академиков и общественности. Событие повлекло за собой ряд научных исследований, в частности. биографии (например, Ауке Йелсма на голландском, Луца фон Падберга на немецком и Клааса Бруинсмы на фризском) и вымышленное завершение переписки Бонифация (Lutterbach, Mit Axt und Evangelium ). Немецкий мюзикл имел большой коммерческий успех, а в Нидерландах была поставлена опера.
Мученику Вонифатию (тропари, кондаки и молитвы)
Тропарь, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди Вонифа́тий,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́ Бо́га на́шего/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости/ того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ши.
Ин тропарь,глас 4:
К сосло́вию по́слан му́чеников,/ му́ченик был еси́ и́стинен,/ постpада́в за Хpиста́ кpепча́йше, всехва́льне,/ мощми́ же возвpати́лся еси́ ве́pою посла́вшей тя,/ Вонифа́тие блаже́нне,/ моли́ Хpиста́ Бо́га// пpия́ти нам гpехо́в пpоще́ние.
Кондак, глас 4:
Свяще́ние непоро́чное самово́льне Тебе́ приве́л еси́,/ И́же от Де́вы тебе́ ра́ди роди́тися Хотя́щему,// свя́те венчено́сче, прему́дре Вонифа́тие.
Ин кондак, глас 6:
Звезда́ све́тлая яви́лся еси́ непреле́стная ми́рови, Со́лнца Христа́ возвеща́ющи заря́ми твои́ми, страстоте́рпче Вонифа́тие, и пре́лесть погаси́л еси́ всю, нам же пода́вши свет, моли́ся непреста́нно о всех нас.
Ин кондак, глас 4:
Изы́де к прия́тию страстоте́рпческих моще́й и стра́ждущих зако́нне ве́ры ра́ди зря, / показа́л еси́ му́жески кре́пость свою́, / устреми́вся на стра́сти испове́данием во Христа́, / И́же прие́м по́честь побе́ды твоего́ страда́ния, // Вонифа́тие, при́сно моли́ за ны.
Молитва первая
О многострада́льный и всехва́льный му́чениче Вонифа́тие! Ко твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний нас, пою́щих тебе́, не отве́ржи, но ми́лостиво услы́ши нас. Виждь бра́тию и се́стры на́ша, тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мыя, виждь того́ ра́ди от ма́тере своея́, Це́ркве Христо́вой и ве́чнаго спасе́ния отпа́дающия. О святы́й му́чениче Вонифа́тие, косни́ся се́рдцу их да́нной ти от Бо́га благода́тию, ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных и ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Го́спода Бо́га, Его́ же ра́ди страда́л еси́, да прости́в нам согреше́ния на́ша, не отврати́т ми́лости Своея́ от сыно́в Свои́х, но да укрепи́т в нас трезве́ние и целому́дрие, да помо́жет Свое́ю десни́цею трезвя́щимся спаси́тельный обе́т свой до конца́ сохрани́ти во дни и нощи́, о нем бо́дрствующе и о нем до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́лище да́ти. Приими́, уго́дниче Бо́жий, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих; жен честны́х, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад си́рых и убо́гих, от пиа́ниц оста́вленных, всех нас, ико́не твое́й припа́дающих, и да прии́дет сей вопль наш моли́твами твои́ми ко престо́лу Всевы́шняго дарова́ти всем по моли́твам их здра́вие и спасе́ние душ и теле́с, наипа́че же Ца́рство Небе́сное. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный час исхо́да на́шего помози́ прейти́ непреткнове́нно возду́шные мыта́рства и моли́твами твои́ми изба́ви ве́чнаго осужде́ния. Умоли́ же Го́спода дарова́ти нам к Оте́честву на́шему любо́вь нелицеме́рную и непоколеби́мую, пред врага́ми Це́ркве святы́я ви́димыми и неви́димыми си́лу непобеди́мую, да покры́ет нас ми́лость Бо́жия в несконча́емыя во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О святы́й страстоте́рпче Христо́в, во́ине Царя́ Небе́снаго, земна́я сладостра́стия презре́вый и к го́рнему Иерусали́му страда́нием возше́дый, му́чениче Вонифа́тие! Услы́ши мя гре́шнаго, принося́щаго от се́рдца моле́бная пе́ния, и умоли́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́ прости́ти вся моя́ согреше́ния, в ве́дении и в неве́дении мно́ю соде́янная. Ей, му́чениче Христо́в, о́браз покая́ния собо́ю показа́вый гре́шным! Бу́ди ми на зла́го сопроти́вника диа́вола твои́ми моли́твами к Бо́гу помо́щник и засту́пник; мно́го бо порыва́хся избе́гнути сете́й его́ лука́вых, но у́дицею грехо́вною уловле́н и кре́пко влачи́м от него́, не мог изба́витися, а́ще не ты предста́неши ми, во обстоя́ниих го́рькая терпя́щему, и коли́ко покуша́хся пока́ятися, но ложь пред Бо́гом бых. Сего́ ра́ди к тебе́ прибега́ю и молю́ся: спаси́ мя, свя́тче Бо́жий, от всех зол твои́м предста́тельством, благода́тию же Всеси́льнаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Назад к списку
Грехи Аглаиды и Вонифатия
Кем же был этот св. Вонифатий? Всегда ли он считался святым? Конечно же, нет. Как и многие другие святые, изначально ему довелось изведать бездны греховного падения, перенести испытания и лишь затем обратиться к Богу.
Он служил, как раб, молодой и красивой римлянке, которую звали Аглаидой. Перед чарами этой красавицы трудно было устоять и потому он:
- состоял с нею в незаконном сожительстве;
- предавался разврату и удовлетворению греховной похоти;
- питал особенную страсть к выпивке – страдал от пьянства.
Грехи продолжали накапливаться и этот груз давил на них обоих. Совесть терзала эту пару, но самостоятельно отказаться от своего образа жизни им было не по силам.
Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они, предаваясь нечистоте и пьянству, чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех.
И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами и все время пути был сосредоточенным.
Приехав в Киликию, в город Тарс, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он, Вонифатий ответил: «Я христианин», — а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим. Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов.
На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из раны истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около полутысячи человек уверовали во Христа. Между тем спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпрепровождению. Сначала поиски были безуспешны, но наконец они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.
Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии свои дни и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.
Особо мученику Вонифатию молятся о преодолении страсти пьянства.
Чтобы избавить своего близкого от запоев и страсти пьянства, молитесь мученику Вонифатию. Вонифатий сам погибал от страсти пьянства, но обратился к Господу и удостоился мученической кончины.
Подвиг святого Вонифатия учит, что, подобно ему, мы должны постоянно сокрушаться о своих пороках, бороться с ними. Молитвами святому Вонифатию верующие христиане получают избавление от греховных страстей — блуда и особенно винопития.
ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.
КОНДАК, ГЛАС 4
Священие непорочное самовольно Тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.
ИН КОНДАК, ГЛАС 4
Изыде к приятию страстотерпческих мощей и страждущих законне веры ради зря, показал еси мужески крепость свою устремився на страсти исповеданием во Христа, Иже прием почесть победы твоего страдания, Вонифатие, присно моли за ны.
Икос 7
Дивному и преславному исправлению твоему
не веруя, помысли лукавое в сердце своем Аглаида, грехом
бо хуления оболгати тя хотяще, тако отвеща ти: “Ныне не
глумления время, брате, но благоговения, ведый буди, яко
мощи святыя имаши носити. Господь же да поедет ангела
Своего пред тобою и направит стопы твоя милосердием
Своим”.
Мы же чистоту сердца твоего, дивный
Вонифатие, зряще, вопием ти:
Радуйся, святых мощей почитателю.
Радуйся, благоговения образа нам
подателю.
Радуйся, безчинств хранитися нам
повелевый.
Радуйся, вся, о нихже сынове века сего
радуются, презревый.
Радуйся, известный наш помощниче.
Радуйся, святых мыслей таиниче.
Радуйся, всем борющимся со грехами
покровителю.
Радуйся, покаяния нашего пред Богом
поручителю.
Радуйся, яко твоими молитвами Господь
оставляет прегрешения.
Радуйся, помогаяй нам терпети скорби и
поношения.
Радуйся, ликом ангельским сотворивый
радость и удивление.
Радуйся, духов злобы приведый в
посрамление.
Радуйся, Вонифатие, мучениче
многострадальный.
Молитвословия
Перевод с английского диакона Александра Васильева, редакция Наталии Бахаревой, сентябрь 2020 г.
Тропарь, глас 5
О свя́те Вонифа́тие,/ священному́чениче и равноапо́стольне,/ А́нглии боже́ственное прозябе́ние,/ Герма́нии похвало́, Фра́нции славосло́вие,/ Голла́ндии сла́во:/ во оде́жды обле́кся обагре́нныя кро́вию же́ртвы твоея́,/ хода́тай дерзнове́нный бу́ди пред престо́лом Царя́ все́х,/ да вся́ язы́ки умири́т/ и ду́ши на́шя посети́т// вели́кою Свое́ю ми́лостию.
Кондак, глас 6
Лю́дие А́нглии дне́сь да возра́дуются,/ и я́же Герма́нии и Голла́ндии да возвеселя́тся:/ я́ко чрез Вонифа́тия излия́ Госпо́дь благода́ть спасе́ния,/ и чрез него́ введе́ я́ в небе́сная врата́,/ да веселя́тся с перворо́дными ликовству́юще./ Те́мже восхва́лим его́, глаго́ля:/ ра́дуйся, Вонифа́тие,// кро́вь твою́ излия́вый за Христа́ Пастыренача́льника.
Краткое жизнеописание
О раннехристианских святых сохранились скупые биографические сведения. Более подробно изложены их подвиги во имя веры в Иисуса Христа.
Происхождение
Бонифатий был рабом. Подробных сведений о его месте рождения и причинах низкого социального положения не имеется. В христианских летописях о нем упоминают, как о молодом человеке приятной наружности, христианине, проживавшем в Риме в III веке от Р. Х.
Житие и служение Богу
Бонифатий отличался от прочих рабов умом, организаторскими способностями, за что был определен управляющим крупного поместья. Владелица, римская матрона по имени Аглаида, будучи не замужем, сделала его своим любовником. Они весело и беззаботно проводили время, не соблюдая постов и христианских заповедей.
Аглаида была старше Бонифатия по возрасту. Ее стали мучить угрызения совести и страх перед Страшным Судом после смерти, потому как она была крещеной в христианскую веру. В этот период времени на Востоке началось жестокое преследование проповедников и последователей учения Иисуса Христа.
Аглаида решила замолить свои грехи перед мощами святых мучеников. Для этой цели она приказала Бонифатию отправиться в восточные страны, выкупить мощи замученных христиан и привезти в Рим. Она дала ему в дорогу крупную сумму денег и сопровождение из других рабов.
Прибыв в Тарс, Бонифатий со спутниками остановился в гостинице. В прекрасном расположении духа молодой человек отправился на прогулку по городу. На центральной площади он увидел, как истязают христиан, и был потрясен их мужеством и стойкостью.
Смерть
Бонифатий бросился к ногам мучеников, целовал их оковы и просил милости Божьей разделить с ними страдания. На вопрос судьи, почему он так говорит, Бонифатий ответил, что он христианин. Его поведение произвело сильное впечатление на присутствующих на площади людей.
Бонифатия стали принуждать отказаться от веры в Христа. Его били железными прутьями, лили в горло расплавленное олово, бросали в котел с кипящей смолой. Но Господь спасал раскаявшегося грешника. Все испытания не причинили ему вреда. Тогда Бонифатию отрубили голову. Вместе с кровью из ран потекло молоко, распространилось благоухание. Большая часть свидетелей казни уверовали после этого в Христа.
Аглаиде приснился вещий сон, в котором ей явился ангел и повелел готовиться к встрече останков бывшего раба, ставшего равноправным среди ангелов в Царствии Небесном. Римлянка похоронила Бонифатия на территории своего имения, построила небольшой храм в его честь. Раздав все имущество, она удалилась в монастырь. Через 18 лет ее похоронили рядом со святым.