Вербное воскресенье

История праздника

Празднование Входа Господня в Иерусалим установила христианская церковь в Иерусалиме в IV веке. На Руси праздник возник в X веке и получил название Вербное воскресенье.

После того, как Христос воскресил Лазаря из Вифании, слухи о нём распространились по многим городам. Он въехал в Иерусалим на осле в сопровождении апостолов. По традиции те, кто въезжал в город на коне, несли войну, а въезжавшие на осле – мир. Иудеи увидели в Иисусе нового правителя, осыпали его путь цветами, пальмовыми ветвями, клали у ног одежду. Но Христос шёл в Иерусалим не для земной власти, а на мученическую смерть во имя искупления грехов человечества. Спустя пять дней эта же толпа кричала: «Распни его!».

Существует языческая версия происхождения Вербного воскресенья, согласно которой прообразом праздника стало славянское торжество Вербохлест. Оно было посвящено плодородию, живучести и силе воли, которые отождествляла верба. В этот день устраивались массовые гуляния. Парни в шуточной форме хлестали девушек вербой. Считалось, что такой ритуал способствует продолжению рода и появлению здоровых и сильных наследников. Также в этот день били вербовыми прутиками домашних животных, чтобы они росли здоровыми.

Народные приметы и обряды в Вербное воскресенье

Конечно, главной традициейявляется украшение дома веточками вербы, но у этого праздника есть и другие, не менее интересные обряды.

Обычай съедать несколько распустившихся почек издавна существовала на Руси. Считалось, что это поможет укрепить репродуктивное здоровье как у женщин, так и у мужчин.

Почки вербы запекали в хлебные изделия. И современные хозяйки могут порадовать близких таким обрядом: запечь несколько почек в булочки и устроить их “вкусный” поиск.

Традиционными блюдами праздника, помимо рыбных, считаются гречневые блины, различные каши и пироги. В качестве десерта можно приготовить медовые печенья или коржики.

Сухие веточки вербы раньше скармливали скоту, так как считалось, что это поможет защитить животных от болезней. А в первый весенний выгон коров, коз и овец хлестали прутиками вербы.

Хорошей приметой стало сажать вербу рядом с домом, так как это растение считается очень живучим. Есть поверье, что даже если просто воткнуть прутик вербы в землю, она даст корни и прорастет.

Молодые девушки в этот день делали приворот на вербу. Для этого нужно было связать красной лентой букет из веточек, при этом думая о милом друге. Получившийся букет нужно было положить под матрас и ни в коем случае нельзя было выбрасывать.

Некоторые женщины мастерили для себя амулет из почек, своеобразное ожерелье, которое носили в этот день. Такое незамысловатое украшение было призвано даровать здоровье, а также помочь с зачатием будущих детей. Такие обереги иногда надевали и мужчины – считалось, что верба подарит дополнительные силу и мужество.

Был обычай осыпать вербовыми почками молодые пары, особенно те, что еще не имели детей. Этот обрядбыл направлен на скорое прибавление в семействе, а также на защиту молодых от ссор и невзгод.

Вербу как символ плодородия втыкали в землю, где планировалось делать посадки. Такой нехитрый обряд гарантировал богатый урожай.

Головная боль, по поверью, тоже снималась с помощью букетика вербы, поставленного в воду. Для избавления от болезни нужно было расчесать волосы гребнем, и после этого бросить гребешок в вазу с вербой.

Те, кто хотел увеличить свой достаток, бросали несколько веточек в вербу или ручей

Важно, чтобы вода не была стоячей

Как оберег для дома веточки весеннего растения закрепляли под крышей от нечисти и злого духа. Сегодня, в условиях городских квартир, такой же небольшой оберег можно повесить над входной дверью.

В старину верили, что если в этот день будет сильный ветер, то приближающееся лето будет прохладным и ветреным. А вот непогода, хмурое небо и дождь сулили большой урожай и теплое, мягкое лето.

История праздника

История этого праздника имеет ветхозаветные корни и очевидную связь с чудом воскресения Лазаря, которое произошло накануне, в субботу, и началом Страстной седмицы. В это воскресенье Господь, как сказали пророки, Господь, как Царь мира, пребывая на земле последние дни, всячески старается людям напомнить то, что они небожители.

Господь воскрешает Лазаря, накануне в субботу, который пробыл в гробе уже четыре дня и начался уже запах тления. И пришли люди, которые хотели увидеть Христа и получить исцеление, и увидеть Лазаря, который воскрес. А поскольку через несколько дней была ветхозаветная пасха, то много людей собралось, идя в Иерусалимский храм.

Когда Господь приблизился к Вифании, Он попросил двух учеников Своих найти молодого осла на которого никто не садился и привести к Нему. Ему привели осленка с ослицей, и Господь, сев на осленка и положив одежды Свои, стал спускаться к Иерусалиму.

Значение Вербного воскресенья

Тот факт, что до Христа на это животное никто не садился говорит о ритуальной чистоте и возможного принесения этого животного в жертву Богу. Символично также то, что все без исключения входили в Иерусалим пешими, в знак смирения и почитания Святого города и храма. А Вход Господень в Иерусалим понимается как вход истинного Царя Израиля, что подтверждается тем, что встречающие Его люди снимали с себя одежду, резали ветви пальм и ложили Христу под ноги, как Победителю-Царю, Который шел с войны неся победу.

И эта толпа людей кричала: «Осанна в вышних! Благословен грядый, во имя Господне!» о чем и свидетельствуют нам евангелисты в своих Евангелиях. Вход Господень в Иерусалим являет людям Мессию, Божий посланник вступает в Свой град. Всеобщее ликование и восклицания народа: «Осанна Сыну Давидову!»

Но мы знаем, что это ликование продлится недолго. Уже через несколько дней будет забыто это торжество, этот Вход будет обьявлен обманом со стороны Христа и осудят Невиновного, предадут на муки и страдания, и те, кто кричал «осанна», будет в ярости кричать «распни Его!»

Когда Господь вошел в город, все увидели Его и одни наполнились величием славы Господней, а другие наполнились ненавистью и злобой, это книжники и фарисеи, которые положили в своем сердце желание избавиться от Христа потому что видели, что народ идет за Ним.

Народ следовал за Ним, как за своим Победителем, за Своим Богом. Но больше всего они хотели чудес, то, чего хотят и сегодня. Чудеса совершались, но не везде, а только там где это было необходимо. Потому, что Христос спрашивал — имеешь ли веру, можешь ли верить и тогда совершалось чудо. А это чудо стало всемирным — Христос вошел в Иерусалимский храм.

Суть праздника

Практически любой современный праздник имеет общепринятое название. Однако в случае с Вербным Воскресеньем ситуация другая. Праздник имеет несколько названий, каждое из которых несет в себе особый смысл.

Несколько других названий Вербного Воскресения:

  • Неделя вайи — в переводе с греческого «вайи» означают пальмовые ветви.
  • Dominica in palmis — латинское название, которое переводится как «Господень день в пальмах».
  • Palm Sunday — название, используемое в ряде европейских стран.

Существует словосочетание, часто встречающееся в русских богослужебных книгах — Неделя Цветоносная. Это еще одно название праздника, которое возникло после того, как жители Иерусалима встречали Христоса с цветами. Слово «Неделя» на церковнославянском языке означает один день недели — воскресенье. Во многих странах, в т.ч. в РФ, пальмовые ветви меняют на вербовые или ивовые ветви. На территории России эти растения распускаются первыми. Также верба считается символом прощения. Если человек в руках держит вербовые веточки, значит, он прощает своих обидчиков.

Почему праздник называют Вербным воскресеньем

Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», кстати, означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.

Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его. Поэтому Он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт Тимур Кибиров напишет свое знаменитое стихотворение:

Тем не менее Иисуса встречали словами «Осанна Сыну Давидову!». Так кричали дети, что исполнило пророчество о том, что хвала Господу совершится «из уст младенцев». Фарисеи испугались этих слов и просили: «Скажи им — пусть замолчат», а Иисус отвечал: «Если они умолкнут, камни возопиют». И Его продолжали громко славить за увиденные прежде чудеса. Ученики думали, что Иисус идет на трон, а Он шел на Крест. Они ждали грядущего благоденствия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью. Православные, чествуя Иисуса, тоже находятся в предчувствии грядущей Страстной недели.

Несмотря на то, что Иисуса встречали как Царя, Он плакал, входя в Иерусалим, оплакивая его грядущую судьбу. Он жалел Иерусалим, хотя тогда для этого не было еще никаких предпосылок. Иерусалим процветал. Уничтожение Иерусалима в 70 году оправдало предвидение катастрофы во время расцвета и великолепия, когда еще никто не мог подумать об этом. Войдя скромно на ослике, Христос все же принимал почести, как Победитель. Одновременно принимал со смирением грядущие страдания и намекал на то, что не стоит страшиться их, Своим ученикам. Зная, что Его ждет, Он был спокоен и оплакивал лишь судьбу разрушенного города. Он знал, что Его ждет смерть, более того, мучительная кончина, но знал и то, что смерть упразднится, не будет иметь никакого значения в Царствии Небесном, которое не имело никакого отношения к земному царствованию. А ведь именно его ожидали и собравшиеся, и ученики. После воскрешения Лазаря они считали, что произойдут еще более великие чудеса, свержение врагов, а Иисус предстанет грозным и сокрушающим. Но мы узнали Христа другим и Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием благоденствия в нашем мире.

В России пальмы не растут, поэтому Иисуса «встречают» первой веточкой весны, теплого времени, веточкой вербы.

Приметы на Вербное воскресение

В основном, все приметы этого дня связаны с погодой, урожаем, здоровьем и продолжением рода (в той или иной степени):

  • На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Вот это особо интересно, молодые девушки, часто пользовались этим суеверием. Считалось, что если парень не обращает на тебя внимания, но очень нравится, то весь день нужно усиленно о нем думать, и к вечеру он придет и позовет гулять;
  • Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым;
  • Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Эта примета вытекает из поверья о том что за неделю до Пасхи ведьмы начинали рьяно вредить людям. Конечно, сила их в эти дни была не велика, но перестраховаться все же следовало.

До новых встреч, друзья!

N. B. В написании статьи я опиралась на несколько сайтов:

  • sotok.net (огромная и познавательная статья);
  • nexplorer.ru;
  • svarogday.com;
  • mk.ru;
  • wikipedia.org;
  • Ну, и добавила то, что знала сама об этом дне.

Традиции и обычаи на Вербное воскресенье

С двунадесятым, особо чтимым православными праздником, связано немало традиций и обычаев. Свои обряды есть у русских, украинцев, белорусов, сербов болгар. Празднуют день и славяне-католики – словенцы, словаки, чехи, хорваты.

Издавна верба считалась деревом магической силы, способной спасти от хвори, злых духов, дикого зверя, недругов, сглаза. Целительные свойства приписывались веткам, сережкам дерева. Дерево раньше других распускает почки, зацветает, что связывалось с особой силой, здоровьем, плодородием. И эту силу верба способна передать человеку. Традиции архаики удачно соединились с верованиями христиан, вошли в многочисленные церковные обряды. Главный символ дня защищает, оберегает, спасает, помогает.

Суббота накануне торжественного дня – Лазарева. Два дня стоят особняком в череде будней Великого Поста. Богослужения начинаются вечером в субботу, согласно внутренним уставам храмов. С вечера освящают вербочки, а на следующий день в церкви служат еще две литургии. После воскресных служб также освящают веточки. Освященные букеты – неприкосновенны, на них снизошла благодать. Их ставят в доме возле икон, в красный уголок (на божницу), используют только по необходимости.

Хранили до Егорьева дня (Егорий Вешний празднуется 6 мая), или весь год. Старые, оставшиеся с прошлого праздника ветки, приносят в храм для сжигания, отправляют по реке. Выбрасывать вербу нельзя!

Обряды с вербой

Заготавливали веточки заранее, выискивая заросли деревьев по берегам рек и озер. После освящения букетики приносили домой, чтобы слегка прикоснуться веточками к каждому домочадцу. Ударяли букетиками и произносили заговор на здоровье, на силу, на хорошее самочувствие. Считалось, что такое «битье» полезно детям, женщинам, которые долгое время не могут забеременеть, больным людям.

В отваре вербы купали малышей, чтобы не болели и росли крепкими, здоровыми.

Стегали ветками домашнюю скотину, подвешивали вербочки в хлеву. Перед первым выгоном на пастбище скармливали букетики скоту, заговаривая от болезней. В некоторых регионах запекали хлебцы с сережками, а потом скармливали животным. После этого надеялись на хороший приплод, здоровое потомство.

Особое значение придавали вербе молодожены. Чтобы у пары не было проблем с зачатием, а дети росли здоровыми, несколько веточек прятали под перину на кровати. Для исцеления от болезней полезно было съесть несколько почек и запить их святой водой. Такой же обряд проводили перед дальней дорогой, в начале какого-то сложного дела, чтобы сопутствовали удача, успех и миновали несчастья.

Если предполагается новоселье, то букет разделяли. Часть веточек оставляли в старом жилье, часть переносили в новое. В некоторых областях страны ветки вербы брали на праздник Ивана Купалы (7 июля), когда водили хороводы и прыгали через костры.

Так как верба, по поверьям, обладала защитным действием, то ветки ставили на окна дома во время сильных ливней и грозы. Верили, что они уберегут хозяйство и домочадцев от разрушительной силы молний, усмирят разбушевавшуюся стихию. Вербочки защитят посевы от града, сильных порывов ветра, огня пожара.

Приметы на Вербное воскресенье

Примечали погоду в этот праздничный день. Если стоит вёдро, нет дождя, то к хорошему урожаю. А вот ненастье в воскресенье сулило плохой год и неурожай. Внезапно ударили холода – значит, уродится пшеница. Примечали, если на ветках много сережек, то ждать обильных сборов овощей, зерна, фруктов.

Старались посадить какой-то цветок или комнатное растение. Это привлекает в дом достаток, богатство, удачу, финансовое благополучие. Плохая примета – выпускать в этот день во двор домашнюю птицу. В деревнях считалось, что в эти дни на улице наводят порчу злые силы, поэтому кур, уток и гусей лучше держать взаперти.

Девушкам рекомендовалось думать о любимом. К вечеру праздника суженый обязательно подаст весточку, пригласит на свидание. Обычно у таких пар все складывается удачно, встречи завершаются свадьбой.

Приметы на Вербную неделю

С Вербной неделею, особенно с последними днями ее, связано много примет на погоду и будущий урожай.

  • Если вербная неделя ведренная, с утренниками — то яровые хороши будут.
  • Мороз на вербной — полезен; если его не будет, то морозы придут позднее и повредят посевы.
  • Вербица холодная — к урожаю.
  • Без вербы — не весна.
  • Если хорошо цветет верба — пашня будет удачной.
  • Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.
  • Где вода, там верба, а где верба, там и вода.

Литература:

  1. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992. — 127 с. ISBN 5-270-01376-2.
  2. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 768 с.: ил. ISBN 5-352-01959-4.
  3. Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). — (Русская энциклопедия). ISBN 978-5-389-05727-2.

Как праздновали вербное воскресенье в народе

В народном сознании верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и плодоношение. Существует легенда о том, что верба когда-то была женщиной, у которой было много красивых, сильных и здоровых детей

Она любила похвалиться ими, и однажды неосторожно сказала, что ее плодовитость выше, чем плодовитость матери-земли. Рассерженная мать-земля превратила ее в вербу с огромным количеством детей — пушистых почек, распускающихся ранней весной, когда другие деревья еще находятся в зимней спячке

Русские старались передать животворящую силу вербы людям, полям и животным. Так, в некоторых губерниях в Вербное воскресенье пекли из ржаного теста шарики с почками вербы внутри. Шарики скармливали овцам, чтобы они были плодовиты, ягнятам, чтобы они набирались силы. Шариками из теста угощали друг друга, чтобы быть здоровыми. Женщины, желавшие иметь детей, должны были проглотить несколько почек вербы, освященной в церкви.

По всей России был распространен обычай ударять пучком вербы взрослых людей, детей, домашнюю скотину. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Ударяя друг друга ветками, обычно произносили заклинание: «Будь здоров, как верба», или «Расти, как верба». Некоторые заклинания строились так, будто не люди бьют друг друга ветками вербы, а сама верба передает им свою силу и здоровье: «Не я бью, верба бьет», «Верба хлест, бей до слез». В конце XIX века эти старинные заклинания постепенно стали превращаться в шуточные детские песенки.

Родители слегка ударяли детей пучком вербы, приговаривая:

Верба, верба,Верба хлест,Бьет до слез!Верба синя

Бьет несильно.Верба краснаБьет напрасно.Верба белаБьет за дело.Верба хлест —Бьет до слез!

Верили также, что верба обладает свойствами оберега: она защищает от нечистой силы; предохраняет дом от молний; останавливает пожар; усмиряет бурю; оберегает посевы от гибели; помогает человеку в смертный час, отгоняя от него дьявола. Именно поэтому освященную вербу хранили целый год на божнице, а, принеся свежую из церкви, старую спускали по течению реки или втыкали в землю на поле.

Традиции и обряды

С Вербным воскресеньем связано множество традиций и обрядов. Они направлены на привлечение здоровья, богатства, благополучия, удачное замужество, счастливое материнство.

Современные традиции в России

Верующие люди готовятся к Вербному воскресенью заблаговременно. За несколько дней до праздника они срезают молодые веточки вербы, заносят их в дом и ставят в воду, чтобы они распустились. Выбирать стоит неиспорченные деревья, где нет дупл, сломанных или засохших побегов. Не рекомендуется использовать вербу, которая растет возле кладбища или водоемов. Согласно поверью, на ней может отдыхать нечистая сила.

Празднование Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. В церквях проходит всенощное бдение. На богослужении священники читают Евангелие, 50 псалом и окропляют вербовые прутики святой водой. Прихожане стоят с веточками и зажженными свечами до конца службы. В воскресенье проводится Литургия Иоанна Златоуста и снова проходит освящение вербы.

Освященные ветки люди приносят домой и кладут возле икон. Существует традиция хлестания ими детей и взрослых членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!». Люди верят, что такой ритуал помогает очиститься от сглаза и злых духов, привлечь здоровье, силу и достаток.

Народные целители заготавливают в этот день почки ивы. Они верят, что настои из них помогают мужчинам сохранять силу, а женщинам – зачать ребенка. Хозяйки пекут из вербных почек пироги. Считается, что они помогают уберечь домочадцев от болезней.

Молодые девушки в этот день делают привороты на будущих мужей. Они ломают несколько веток на вербе, перевязывают их красной нитью, загадывают на суженого и хранят за иконами. Выбрасывать связку нельзя, так как можно сломать жизнь молодого человека и собственную.

В некоторых регионах осталась древняя традиция устраивать в этот праздник вербные базары или ярмарки. На них проводятся гуляния с колоритными угощениями и развлечениями для взрослых и детей. Народные мастера продают ремесленнические изделия и херувимы – ветки вербы, украшенные фигурками ангелов.

Старинные традиции празднования

Женщины, у которых были маленькие дети, в Вербное воскресенье купали их в воде с вербными почками. Они верили, что такой ритуал способен избавить младенцев от недугов и дать растущему организму здоровье и силы.

Родственники немощных и больных людей били их вербными прутиками по телу и при этом приговаривали: «Святой Дух, через вербу входи – болезнь уводи. Верба придет – болезнь унесет». Считалось, что такой обряд помогает вернуть здоровье.

Хозяйки выпекали печенье с добавлением вербных почек, чтобы стать здоровее и отвести от своей семьи болезни. Выпечку скармливали и скоту, чтобы увеличить поголовье и защитить его от болезней.

После окончания службы в церкви верующие съедали 9 вербных почек, чтобы защититься от зубных болей и недугов.

В этот день люди забивали на углу дома освященный вербный кол. Они верили, что он поможет изгнать страхи и сделает всех членов семьи решительнее.

В XVI-XVII веках в Москве в Вербное воскресенье проходил ежегодный Крестный ход. В нем участвовали Патриарх Русской православной церкви и царь. Они проезжали по городу на осле. Важным атрибутом праздника было древо, украшенное плодами. Плоды символизировали Божью благодать. Их раздавали всем желающими на Красной площади после всеобщей молитвы.

Обряды в Вербное Воскресенье

Существует несколько старинных обрядов, которые дошли до наших дней. Самый популярный из них заключается в том, чтобы слегка ударять пучком вербы своих родственников и питомцев. Освященные прутья избавляют от различных заболеваний и сглаза. Дотрагиваясь прутьями до человека, люди проговаривали фразу: «Будь здоров, как верба». Кроме традиционного «битья» христиане купали детей в отваре из вербовых почек, а также лечили женщин от бесплодия. Если у человека болела голова, то ветку прикладывали ко лбу. При болях в суставах ветку приматывали к больному месту.

Перед праздником женщины пекли мучные шарики, в которые клали почки. Этой выпечкой угощали всех близких людей. Считалось, что угощение принесет человеку здоровье, а женщинам поможет зачать ребенка. Шарики также давали домашнему скоту, чтобы те были здоровы.

Если верующий мечтает стать более сильным и уверенным в себе, то утром после пробуждения ему нужно вбить в стену дома вербовый колышек. Этот обряд должен был избавить человека от робости.

Если молодой девушке нравился парень, и она хотела выйти за него замуж, то ей утром Вербного Воскресенья нужно было представить свидания с избранником. Вечером этого же дня парень приходил в дом девушки, чтобы позвать ее на прогулку.

Чтобы стать богатым, люди на Вербное Воскресенье сажали комнатный цветок. Считается, что растение в этот же день «притянет» в дом денежные средства. Если в первый месяц цветок завянет, то всю оставшуюся жизнь человек будет бедным.

Традиции праздника в Украине

Но по истечении года, у нас была такая традиция на Западной Украине, откуда я родом, когда мама затапливала печь, она ложила туда эти ветки прошлогодней освященной вербы и на этот огонь ставили печь пасхи.

А так общепринято, что в день освящения брали вербу и помаленьку били друг друга, приговаривая: «Не я б’ю, верба б’є; за тиждень Великдень!» . Русский вариант — «Не я бью, верба бьет, Пасха не далечко, красное яечко!». И это было символом доброго настроения и возвеличения праздника.

В селах этой вербой выгоняют скот на выпас. В разных местах есть свои традиции. В нашем хозяйстве в селе Вороньков есть тоже своеобразная традиция — на праздник св. Георгия Победоносца, мы берем освященные ветви, братия ломает их, ложит в ведро, запаливаем, добавляем ладан и совершается каждение скота. Вот так мы ее палим.

Еще, в некоторых селениях существует традиция — освященное зелье кладут рядом с усопшим, провожая в последний путь. Собирали  траву, освященную на Преображение, Макковея, вербу освященную, и из этого делали подушку, которую клали в гроб под голову покойному.

В русской практике в 16-17 веках, почти до начала 18 века, существовал чин шествия на осленке в Неделю Ваий. Шел крестный ход, во время которого патриарх или архиерей с крестом в руках ехал верхом на осле. А в иерусалимской практике до 10 века в этот праздник вечером, было символичное шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший на осле, подобно Христу.

Следует отметить, что несмотря на строгий пост, в праздник Входа Господня в Иерусалим позволяется вкушение рыбы.

Использованную вербу ни в коем случае нельзя выбрасывать. Поставьте ее около икон или в другом укромном месте, чтобы она была символом счастья и здоровья весь год, до следующего Вербного воскресенья. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector