Юлий ii (папа римский)

Понтификат Юлия II

Папа Юлий II

Конклав 1503 года, созванный после похорон Пия III, отличался куда менее ожесточёнными спорами, чем тот, что его избрал. Несмотря на то, что Жорж д’Амбуаз снова попытался добиться своего избрания на Святой Престол, а Чезаре Борджиа снова пытался повлиять на ход выборов, кардиналы довольно быстро пришли к относительному единодушию. Новым понтификом под именем Юлия II стал Джулиано делла Ровере. Делла Ровере долгое время был папским легатом во Франции, во время своих многочисленных конфликтов с Александром VI часто укрывался от его гнева и преследования при французском дворе и ipso facto должен был стать папой-франкофилом.

Централизация Папской области

Одним из первых шагов папы стало примиренческое предложение Максимилиану Австрийскому и Людовику XII объединить усилия против Венеции, претензии к которой имели оба государя и сам папа. В декабре 1503 года при посредничестве Юлия II был заключен договор в Камбре, устанавливающий мир между державами Валуа и Габсбургов, а также закрепивший обязательство начать войну с Венецианской республикой. Повод к войне предоставил сам понтифик: 20 марта 1504 года он наложил интердикт на Венецию за присвоение аннатов, незаконную раздачу пребенд и бенефициев, самовольное назначение лиц на духовные кафедры.

Третья Итальянская война, завершившаяся поражением Венеции, которую срежиссировал и чужими руками осуществил Юлий II, сделала главным бенефициаром именно Святой Престол. Понтифику удалось вернуть то, что потеряли его предшественники – города в Романье и определённое влияние на венецианские дела. Кроме того, война позволила Юлию избавиться от «последыша» понтификата Александра VI, его бастарда гонфалоньера Церкви Чезаре Борджиа. В апреле 1504 года Чезаре был арестован, лишён звания, а после завершения войны выслан в Неаполь, где погиб при попытке побега.

Ведя локальные кампании в центральной Италии под громкими папо-цезаристскими лозунгами, Юлий II испытывал нужду в хорошо обученном войске, которое бы постоянно находилось в распоряжении Святого Престола. Для этих целей в 1506 году была сформирована регулярная Швейцарская гвардия, в которую нанимали неженатых жителей Швейцарии, опытных в военном искусстве.

Франческо Мария делла Ровере, племянник папы Юлия II, герцог Урбино с 1508 г.

Юлий II сумел достичь того, к чему стремился его извечный противник Александр VI: ему удалось примирить враждующую между собой и с папой римскую аристократию, к концу понтификата его власть в Папской области стала неоспоримой. Кроме того, отобранное у Чезаре Борджиа герцогство Урбинское вместе с должностью гонфалоньера Святой Церкви он передал своему свойственнику Гвидобальдо де Монтафельто, усыновившему папского племянника Франческо Мария делла Ровере.

Юлий II и соборы

Усиление власти папы вызвало закономерное сопротивление части кардиналов, вставших в оппозицию Юлию II. Обвинив его одновременно в содомии, наличии незаконнорожденной дочери и симонии, его противники созвали в 1511 году в Пизе собор, который должен был осудить и низложить папу. Несмотря на широкую пропаганду Пизанского собора среди европейских государей, на открытии собора присутствовало всего 6 кардиналов из Рима и около 20 епископов. Папа Юлий наложил интердикт на Флоренцию, в чьём духовном подчинении находилась Пиза, отлучил от церкви участников собора, который вскоре после этого самораспустился.

Пятый Латеранский собор

В ответ на такое проявление протестных настроений, Юлий II в 1512 году объявил о созыве нового собора под своим председательством. Пятый Латеранский собор, в сессиях которого участвовало в общей сложности 400 епископов и других прелатов, помимо осуждения «пизанских раскольников», был призван подготовить масштабную реформу церкви. На майской сессии любой собор, созванный без воли Папы Римского, был объявлен раскольническим, что можно рассматривать как окончательное поражение соборного движения. Пятая сессия, начавшаяся в феврале 1513 года проходила без участия понтифика, уже смертельно больного, и увенчалась принятием декрета, по которому  папские выборы, если они сопровождались подкупом, объявлялись недействительными, а виновные должны были подвергнуться отлучению от Церкви.

Папа Юлий II скончался 21 февраля 1513 года от лихорадки, которая, судя по свидетельствам, осложнена сифилисом. Несмотря на масштабные планы понтифика по осуществлению преобразований в Церкви, решения Пятого Латеранского собора носили локальный и декларативный характер и не повлекли каких-либо серьёзных изменений, что не могло не повлечь серьёзных последствий.

Папа Юлий II

Портрет Юлия II Рафаэля , 1511–1512, Национальная галерея

Термин « Высокое Возрождение» впервые использовал Джорджо Вазари . Такие художники, как Микеланджело, Рафаэль и Браманте, были в это время на пике своей карьеры. Хотя Папу Юлия II также помнят как «Папу-воина» за его макиавеллистскую тактику, ему также дали имя «Папа эпохи Возрождения». Он смоделировал свои методы патронажа по образцу своего дяди Папы Сикста IV (1471–1484 гг.) И начал собирать большие личные и общественные коллекции произведений искусства и вводить в эксплуатацию многочисленные гражданские и религиозные здания, когда он служил кардиналом и кардиналом архиепископом при Папе Николае V и Папе. Иннокентий VIII соответственно. Его пополнение коллекции произведений искусства Ватикана может быть самым впечатляющим предприятием Юлия II. Он заказал такие проекты, как роспись потолка Сикстинской капеллы , реконструкция базилики Святого Петра и фрески четырех больших залов Рафаэля , в том числе Станца делла Сегнатура с Афинской школой и другие фрески. Причины, по которым он заказал эти, а также другие произведения искусства, были разными. Они служили политическим, духовным и эстетическим целям.

Кроме того, во время его папства подготовка к протестантской Реформации вызвала усиление напряженности в христианстве, в результате чего католическая церковь потеряла влияние и политическую власть в Европе. Некоторые из его предшественников были бедными, несправедливыми и нечестивыми правителями, которые заставляли людей сомневаться в папском престоле и монополии Ватикана на религию. По этим причинам, среди прочего, Юлиус запросил великолепные и мощные изображения, которые все еще так узнаваемы сегодня. Когда Юлий умер, некоторые из его поручений еще выполнялись или не были завершены на момент его смерти.

Юлий II и его художники

Юлий впервые оценил работу Микеланджело после того, как увидел его Пьету , которая теперь находится в базилике Святого Петра, и поручил ему несколько ключевых проектов:

Гробница

Гробница Юлий II , со статуями Микеланджело Рахили и Лии слева и справа от его Моисея .

Гробница Юлия II , первоначально был введен в эксплуатацию в 1505 году , еще не была завершена до 1545 года на значительно уменьшенном масштабе:

  • 1505 — По заказу Юлия; Микеланджело 9 месяцев выбирает мрамор в Карраре
  • 1506 — Микеланджело возвращается в Рим из-за недостатка средств для проекта. Браманте и Рафаэль , очевидно ревнивые к поручению Микеланджело, убеждают Папу, что построение его гробницы при его жизни было бы неудачей, и Юлиус увольняет их. Микеланджело, сердитый и ожесточенный, возвращается во Флоренцию. Юлий, теперь со своей армией в осаде Болоньи, угрожает начать войну с государством, если Микеланджело не представится и не извинится, что он и делает. Юлий поручил Микеланджело создать огромную бронзовую скульптуру Папы. На это уходит два года невероятно упорной работы. Затем он возвращается в Рим, надеясь, что Папа возобновит свой интерес к проекту гробницы.
  • 1508 — Браманте и Рафаэль убеждают Папу, что время Микеланджело было бы лучше потратить на потолок Сикстинской капеллы во дворце Ватикана (если предположить, что Микеланджело, в первую очередь скульптор, столкнется с большими трудностями при создании картины такого масштаба).
  • 1512 — Микеланджело завершает проект потолка Сикстинской капеллы и возвращается в гробницу.
  • 1513 — Микеланджело начинает три скульптуры для проекта: « Умирающий раб » и « Мятежный раб » (сейчас в Лувре , Париж) и Моисея , который теперь является частью окончательного дизайна. Когда Юлий умирает, новый Папа Лев X отказывается от проекта.
  • 1516 — Новый контракт между Микеланджело и наследниками Юлиуса, которые требуют завершения проекта.
  • 1520-е — Вырезает «Гений Победы» и 4 незавершенных раба, которые теперь сидят в Галерее Академии во Флоренции вместе с Давидом.
  • 1532 г. — Микеланджело подписывает второй новый контракт, который включает гробницу в стене.
  • 1542 — Настенная гробница начинается Микеланджело после того, как окончательные детали согласованы с внуком Юлиуса.
  • 1545 — Завершена последняя гробница и установлена ​​в Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме; он включает оригинальную скульптуру «Моисей» вместе с «Лией» и «Рахиль» на нижнем уровне и несколько других скульптур (определенно не Микеланджело) на верхнем уровне.

Базилика Святого Петра

Одним из крупнейших и наиболее известных поручений Папы Юлия II была реконструкция базилики Святого Петра , начатая в 1506 году. Когда Юлий вступил в должность папы, состояние церкви было крайне плохим, и он воспользовался возможностью, чтобы расширить ее, модернизировать. это и навсегда оставит его впечатление в Ватикане. Юлиус нанял Донато Браманте, чтобы спроектировать базилику, выдающегося архитектора и художника того времени. В то время это было воспринято как неожиданный шаг, многие думали, что Джулиано да Сангалло был лидером комиссии. Делла Ровере хотел, чтобы великолепие новой базилики внушало страх массам, оказывало поддержку католицизму и доказывало своим врагам, что он был набожным и преданным человеком. Браманте оправдал эти ожидания не только своим дизайном, но и своим характером, что может объяснить, почему делла Ровере предпочел его Сангалло. «Браманте хотел построить базилику, которая« превосходила бы красотой, изобретательностью, искусством и дизайном, а также величием, богатством и украшением все здания, которые были построены в этом городе »(Скотти, 47).

Рафаэль пришел работать на Папу из-за его дружбы с Браманте. Браманте был в Риме, работая на Папу, когда он послал письмо Рафаэлю, сказав ему, что он убедил Юлия позволить Рафаэлю написать Stanza della Segnatura . Рафаэль, который работал над другими заказами во Флоренции, немедленно отказался от своих проектов и переехал в Рим, чтобы работать на Папу, но когда он прибыл, он обнаружил, что многие великие художники рисуют в Stanza della Segnatura. Когда он закончил Библиотеку Ватикана, он так поразил Юлия II, что, по словам Вазари, он решил «уничтожить все сцены, написанные другими мастерами прошлого и настоящего, чтобы Рафаэль был почитаем выше всех тех, кто трудился над красками. что было сделано до того времени »( Вазари , 314).

Исполнители: курфюрст и проповедник

В поисках перспективного «рынка сбыта» индульгенций папа обратил внимание на германские земли Священной Римской империи. Там в 1514 году освободилось место архиепископа Майнца

Должность завидная: один из семи курфюрстов, имевших право выбирать императора, второй человек в государстве. 23-летний епископ Альбрехт, стремившийся получить этот пост, должен был, согласно обычаю, заплатить за него Святому престолу внушительную сумму. При этом Альбрехт не хотел терять и архиепископство Магдебургское, а также претендовал на епископство Хальберштадтское. Деньги на все это он занял у богатых банкиров Фуггеров и в итоге заполучил в нарушение церковных канонов сразу три крупнейшие епархии — случай особенный даже для того времени. Святой престол предложил новоиспеченному курфюрсту способ быстро расплатиться по счетам: разрешить продажу индульгенций в своих обширных землях в течение восьми лет, половину выручки отправлять на строительство собора, другую — оставлять себе, точнее отдавать банкирам в уплату долга. Альбрехт легко согласился.

Список используемой литературы

  • Де Тольней, Чарльз. Микеланджело, т. IV: Могила Юлия II . Принстон: Принстонский университет P, 1945.
  • Феликс, Гилберт. Папа, его банкир и Венеция . Президент и научные сотрудники Гарвардского колледжа, 1980 год.
  • Голдвейт, Ричард А. Богатство и спрос на искусство в Италии, 1300–1600 . Балтимор: Университет Джона Хопкинса, P, 1993.
  • Госман, Мартин, изд. «Покровительство Папы Юлия II». Князья и княжеская культура 1450–1650 гг . Данверс, Массачусетс: Кониклийке Брилл Н.В., 2005. 43–61.
  • Холл, Марсия , изд. Афинская школа Рафаэля . Кембридж: Кембриджский университет P, 1997.
  • Херси, Джордж Л. Искусство высокого Возрождения в соборе Святого Петра и Ватикана . Чикаго: Чикагский университет П.
  • Кинг, Росс. Микеланджело и папский потолок . Лондон: Chatto and Windus, 2002.
  • Минних, Нельсон Х. «Юлий II (1503–15013)». Великие папы в истории . Эд. Фрэнк Дж. Коппа. 1 тт. Вестпорт: Гринвуд П., 2002.
  • Партридж, Лорен и Рэндольф Старн. Сходство эпохи Возрождения . Лондон: Калифорнийский университет P, 1980.
  • Пастор Людвиг. История пап с конца средневековья, Vol. VI , 2-е изд. Сент-Луис: Кеган Пол, Тренч, Трубнер и Ко., Лтд., 1902 г.
  • Рейнольдс, Кристофер. Папа; Покровительство и музыка Св. Петра, 1380–1513 гг . Беркли: Калифорнийский университет P, 1995.
  • Скотти, Ра Базилика Великолепие и скандал: Строительство Собора Святого Петра . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Penguin Group, 2006.
  • Шоу, Кристина. «Покровительство Папы Юлия II». Князья и княжеская культура 1450–1650 гг. 2 (2005): 43–61.
  • Шоу, Кристина. Юлий II: Папа-воин . Кембридж, Массачусетс: издательство Blackwell Publishers, 1993.
  • Вазари, Джорджио. Жития художников . Пер. Джулия С. Бонданелла и Питер Бонданелла. Оксфорд: Oxford UP, 1991.
  • Верстеген, Ян, изд. Покровительство и династия: Возвышение Делла Ровере в Италии эпохи Возрождения . Миссури: Государственный университет Трумэна, P, 2007.

Средство: «священная торговля»

Изначально индульгенция — это освобождение от наказания (обычно постом) за грех, которое на верующего налагал священник после исповеди и покаяния. А также подтверждающая это грамота, выданная папой или другим церковным иерархом. Индульгенции даровали, в частности, за богоугодные деяния: паломничество, участие в крестовом походе, постройку часовни… Потом сообразили, что благие дела можно заменить денежным эквивалентом — пожертвованием. Так индульгенциями стали торговать.

Эти грамоты воспринимались как милость первых лиц церкви, жалуемая по особым случаям. А Лев X ради строительства собора выпустил «индульгенции святого Петра» огромным тиражом, и торговля ими сопровождалась активнейшей рекламной кампанией. Индульгенции образовали самостоятельный рынок, их покупали и перепродавали наподобие ценных бумаг. Распространявшие грамоты священники и монахи в погоне за прибылью обещали скандальные вещи: отпущение любых грехов, даже будущих, без покаяния и на тысячи лет, гарантированное место в раю для покупателя и его уже умерших родных. Бытовала поговорка: «Лишь только монета упала в мешок, душа из геенны огненной скок». Папа и епископы закрывали глаза на такую практику, а деньги исправно поступали в Рим.

Понтификат Пия III

Папа Пий III

Смерть Александра VI и начавшийся конклав 1501 года открыли дорогу на Святой престол верному советнику Людовика XII и фактическому правителю французских земель в Италии кардиналу Жоржу д’Амбуазу. Несмотря на неплохой результат на первой баллотировке, кардинал д’Амбуаз не смог заручиться необходимым числом голосов и с ходом конклава лишь терял сторонников. Не без вмешательства Борджиа, 22 октября 1501 года новым Папой Римским под именем Пия III был избран кардинал-протодиакон Франческо Пикколомини, устраивавший многих как компромиссная фигура.

Пий III весьма лояльно отнёсся к семейству Борджиа, вернув им то имущество, что уцелело в ходе погромов, а Чезаре Борджиа сохранил свой пост гонфалоньера Церкви и при попустительстве папы продолжил строить собственную сеньорию в центральной Италии за счёт мелких тиранов Романьи.

Со своей стороны новый понтифик старался не давать поводов для обвинений в транжирстве и греховодстве – по сравнению с двором Александра VI папский двор стал строже, набожнее и бережливее. За отпущенные ему два года правления Пий III старался минимизировать последствия предыдущего разрушительного понтифика, привести в порядок финансы и продолжить централизацию Папской области не заговорами, угрозами и войнами против местных дворянских родов, а дипломатическими методами. Однако сколь-либо существенных результатов добиться ему не удалось: все благие начинания папы не доводились до конца как из-за его собственных болезней, мешавших ему контролировать исполнение приказов, так и из-за саботажа его приближённых.

Слабый здоровьем, Пий III скончался 18 октября 1503 года.

Понтификат Адриана VI

Смерть Льва Х застала коллегию кардиналов врасплох. Папская казна была настолько пуста, что на похоронах понтифика использовали огарки свечей, оставшихся после прошедших накануне похорон одного из кардиналов. Римская чернь была настолько возбуждена смертью нелюбимого папы и злоупотреблениями в Церкви, что кардиналам-выборщикам потребовалась охрана. Конклав 1521 года, открывшийся 28 декабря, стал одним из сложнейших в истории: Апостольский дворец в самые холодные дни зимы не отапливался, некоторые его окна, не имевшие стёкол, спешно заделывали досками, помещение, где проходили баллотировки, было едва освещено, а пища была настолько скудной и грубой, что на шестой день, когда рацион снова сократили, одного пожилого кардинала пришлось вынести из дворца едва живым от истощения и болезни.

Среди основных папабилей называли имена Джулио де Медичи, племянника Льва Х, и Алессандро Фарнезе, получивший кардинальскую шапку за то, что его сестра была любовницей Александра VI. Первый, однако, находился в плену у своего родича Джованни де Медичи; кроме того, кардиналы опасались, что будучи избранным и освобождённым новый папа Медичи захочет отомстить родственнику за унижение и развяжет новую войну с Флоренцией. Кардинал Фарнезе же имел больше шансов, но против него настроил кардиналов его собственный наставник и духовник, сам рассчитывавший на папскую тиару. В это время одно за другим прибыли письма от королей Англии и Франции предлагавших кандидатуру кардинала-англичанина Томаса Уолси. Уолси и сам строил планы по занятию Святого Престола – для этого он и сам Генрих Английский пошли на ряд уступок на переговорах с французами взамен на их поддержку на голосовании. На баллотировке 8 января Уолси получил голоса французских и про-французских кардиналов, а 9 числа оставшиеся выборщики польстившись на скорое завершение конклава и возвращения в привычные условия жизни избрали 218-м Папой Римским Томаса Уолси, принявшего имя Адриана VI, в честь Адриана V, единственного до него папы-англичанина.

Проект: чудо света

Базилика Святого Петра в Риме — до сих пор самая большая церковь в Европе и самая длинная (211 м) на планете. Храм с огромным куполом, способный вместить 20 тысяч человек, — свидетельство невероятного могущества римских пап позднего Ренессанса.

В начале XVI века папа Юлий II запланировал масштабную перестройку Рима. Ее венцом должен был стать роскошный храм невиданных размеров. Так Юлий II намеревался продемонстрировать врагам и друзьям мощь Папского государства и прославить в веках себя как величайшего из понтификов. 18 апреля 1506 года Юлий II торжественно заложил в основание храма первый камень. После смерти понтифика в 1513-м его преемник Лев X продолжил работы. Папы привлекали лучших специалистов: Донато Браманте, Рафаэля…

Величайшая стройка требовала колоссальных затрат. Кто заплатит? Паства, считали Юлий II и Лев Х, собиравшие деньги по всей Европе. Одним из источников дохода был так называемый денарий святого Петра — ежегодные выплаты в пользу папы, взимаемые с отдельных стран. Но этого не хватало. И нашелся более эффективный способ добычи денег — продажа индульгенций.

Понтификат Александра VI

Папа Александр VI — «Аптекарь Сатаны»

Конклав 1492 года избрал преемником скончавшегося папы Иннокентия VIII арагонского кардинала Родриго Борджиа, вступившего на Святой Престол под именем Александра VI. Почти сразу после провозглашения имени нового главы христианского мира Запада, стали распространяться слухи о подкупе кардиналов перед голосованием. Против репутации понтифика играл и стиль его жизни: он открыто сожительствовал с женщиной и имел нескольких бастардов.

Как глава Церкви папа Александр, как и его предшественники, был консервативен и боролся с ересями. Широко известен его конфликт с флорентийским монахом-доминиканцем Джироламо Савонаролой, обличавшим распущенность нравов и роскошную жизнь вообще и папское семейство в частности. Когда Савонаролу не удалось «купить» епископской кафедрой и кардинальской шапкой, он был отлучен от церкви, объявлен еретиком, схвачен и повешен, а тело его сожжено.

Дипломатия Александра VI сводилась к одной цели: созданию отдельного государства в Италии для своей семьи. В отношении с другими странами понтифик проявлял непоследовательность, вызванную слабостью его положения в Риме. В 1493 году он вступил в конфликт с королём Неаполя, поддерживавшего его врагов Орсини, отлучив его от церкви и таким образом поспособствовав началу []. Когда охотившийся за неаполитанской короной король Франции Карл VIII прибыл в Рим, Александр VI, опасаясь того, что тот созовёт против него собор, принял его весьма радушно, но едва Карл занял Неаполь, папа вступил в организованную Миланом антифранцузскую лигу.

В 1498 году папа Александр, снова почувствовавший потребность в надёжном союзе с Францией, развёл нового короля Франции Людовика XII с его супругой, с которой тот так и не прижил детей, и дал диспенсацию на новый брак с вдовой Карла VIII. Но уже в 1501 году, опасаясь быть зажатым между завоеванным Людовиком Миланским герцогством и Неаполитанским королевством, на которое тот претендовал, он снова разорвал отношения с Францией и вступил в войну с ней на стороне Неаполя и Арагона. Однако это решение стало для папы роковым: население Рима и Папской области, и без того роптавшее на неправедный образ жизни понтифика и его авторитарное правление, воспротивилось войне и после ряда поражений Александр VI внезапно скончался 18 сентября 1501 года. Обстоятельства его смерти, чрезвычайно быстрое разложение тела и поспешное захоронение породили слухи о его отравлении заговорщиками из курии и римской знати. Смерть деспотичного понтифика вызвала восстание черни, разграбившей сокровищницу рода Борджиа, а его политические противники попытались устранить ещё и его амбициозного сына Чезаре, гонфалоньера Церкви, на которого возложили вину за поражения.

Образы Юлия II

На стене над парадным входом в Сикстинскую капеллу фреска пророка Захарии ниже, с лицом Папы Юлия II, ниже сюртука того же Папы. Микеланджело .

Во время своего правления Юлий II использовал свой культовый статус в своих интересах, демонстрируя свой интерес к искусству, размещая себя на медалях, эмблемах и заказывая определенные произведения искусства, содержащие его изображение. Выбор в качестве заказа таких предметов, как медали или монеты , сильно отличается от создания портрета. Медаль или монета могут представлять «прообраз» или «современный аналог» типичных читаемых типологий, которые обычно встречаются в искусстве. «Типы» могут служить кодом для расшифровки античности, эпохи Возрождения или даже искусства барокко .

Самым заметным трендом на изображениях на монетах и ​​произведениях искусства, заказанных Юлием II, был «дуб Делла Ровере». В переводе с итальянского «rovere» означает дуб, происходящее от латинского robur , что означает сила или дуб. Медаль Спернадино Джулиано Делла Ровере (1488 г.) является ярким примером изображения «дуба Делла Ровере». Кроме того, гигантский дуб во дворе Бельведера был посажен Юлием в 1504 году для включения в проект Браманте трехуровневой территории. На гербе Делла Ровере был изображен дуб, а семья упоминалась с гербом желудя, который имел мифологические, христианские и республиканские римские иконографические ассоциации.

Джуллиано делла Ровере, как кардинал (слева), со своим дядей и покровителем Франческо делла Ровере, Папа Сикст IV (справа)

В действительности, однако, Юлий не принадлежал к клану Делла Ровере, который был основан в Виново , недалеко от Турина. Его дядя Сикст IV был из семьи купцов, а собственный отец Юлия II был рыбаком. Сикст IV сфабриковал родословную, связанную с графами Делла Ровере, когда он был кардиналом и увидел возможность взойти на папский престол.

Портрет Рафаэля

В 1511 году Юлий заказал два его портрета мастеру Рафаэлю . Один находится в галерее Уффици во Флоренции, а другой — в Национальной галерее (Лондон) , причем последняя является наиболее известной из двух. Спустя несколько лет после его завершения Вазари прокомментировал, что он был «правдивым и реалистичным во всех отношениях», и композиция стала влиятельной, что видно на более поздних портретах, таких как «Папа Павел III» Тициана 1543 года. знак того, что он недавно потерял штат Болонья , и помогает датировать картину, поскольку борода записана как сбриваемая в марте 1512 года.

Противостояние: дуэль на анафемах

Инициативы Лютера понравились некоторым светским правителям, не желавшим, чтобы деньги утекали из их владений в Рим, а также многим образованным людям. В 86-м тезисе Лютер передает речи возмущенных современников: «Почему папа, который сегодня богаче богатейшего Красса, не построит, по крайней мере, храм Святого Петра на свои деньги, а не на деньги бедных верующих?» Собственно, индульгенции стали последней каплей, ведь недовольство коррумпированной и погрязшей в политических интригах церковью копилось уже давно. Иерархи в нарушение обетов жили в вызывающей роскоши, не скрывали любовниц и незаконных детей. Процветали все виды взяток, церковные должности покупались и продавались, высокопоставленные духовные лица пристраивали на них своих родственников. На местах назначенные за деньги священники плохо знали латынь, не умели писать проповеди, пренебрегали обязанностями… Все как будто только и ждали протеста Лютера. Труды теолога перевели с латыни на немецкий и отдали в типографии. Как пишет историк Реформации Петер Бликле, именно книгопечатание обеспечило широкое распространение идей Лютера. Вскоре эти тексты оказались почти в каждом доме, где умели читать.

Несогласный: рассерженный богослов

Лютера возмутила не столько конкуренция за паству. Доктор теологии и профессор Виттенбергского университета, он усмотрел в обещаниях, которые раздают продавцы индульгенций, вопиющее противоречие со Священным Писанием. К тому же в руки Лютеру попала инструкция по торговле отпущениями грехов, составленная по распоряжению Альбрехта на основе тайного папского предписания. В ней, как выразился американский историк Роланд Бейнтон, архиепископ «побил все рекорды притязаний на духовные блага, которые способны были дать индульгенции», но при этом умолчал о своем долге банкирам. А вот виттенбергский теолог молчать не стал.

Сочинение

Версия Уффици

Подача предмета была необычной для своего времени. Предыдущие папские портреты изображали их спереди или на коленях в профиль. В то время было также «исключительным» проявление натурщицы в определенном настроении — здесь она погружена в свои мысли. Интимность этого изображения была беспрецедентной в папской портретной живописи, но стала образцом, «тем, что стало фактически формулой», которой следовали большинство будущих художников, включая Себастьяно дель Пьомбо и Диего Веласкеса . Картина «стала образцом для папских портретов, просуществовавших около двух столетий». По словам Эрики Ленгмюр , «поразительным было сочетание церемониального значения и интимности в сочетании со способностью Рафаэля определять внутреннюю структуру вещей вместе с их внешней структурой».

Картина может быть датирована периодом между июнем 1511 и мартом 1512 года, когда Юлий отпустил бороду в знак траура по потерям в войне города Болоньи . Рафаэль включал также фресковые портреты бородатого Julius, представляющие более ранний пап, в Raphael номере в Ватиканском дворце , в Мессах в Больсене с портретами его дочери Фелич делла Ровере и сам Рафаэль в той же самой группе, так и в живописи представляет юриспруденцию вокруг окна в Stanza della Segnatura , а также в Сикстинской Мадонне .

Оригинал, висящий на заднем плане, представлял собой сине-золотую ткань из шелка или вышивки с золотыми эмблемами в голубых отсеках в форме слезы на темно-синем фоне. Эмблемами были папские скрещенные ключи , папская тиара и, возможно, геральдический дуб семьи Юлиуса, Делла Ровере («Дуба»). Рафаэль перекрасил ее в видимую теперь зеленую ткань, которая сама была закрашена до 1824 года, чтобы получить простой темный фон. Наконечники кресла также выполнены в виде желудей, что символизирует эмблему Делла Ровере. Кольца с шестью пальцами с большими драгоценными камнями отражают еще одну навязчивую идею Юлиуса, из-за которой Микеланджело бросил свою службу ему.

Согласно каталогу Национальной галереи 1901 года: «Этот портрет был повторен несколько раз Рафаэлем или его учеными. Пассаван насчитывает девять повторов … кроме трех только головы». Возможно, для лондонской версии есть карикатура в Палаццо Корсини, Флоренция, и рисунок красным мелом в Чатсуорт-хаус .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector