Подставь другую щёку. может ли верующий постоять за себя?

Удар по щеке в Библии и исторических документах

Поделиться

«Заповеди блаженства». Джеймс Тиссо

«Если тебя ударят по правой щеке, подставь и другую!», — сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди. Во времена Спасителя эти слова прозвучали не просто неожиданно, а революционно. Отношения между иудеями регламентировал Закон, данный Богом через пророка Моисея, и в нем недвусмысленно предписывалось отвечать на любую агрессию зеркально — «око за око, зуб за зуб». И вдруг Тот, Кого считали Мессией, заявляет, что не следует проявлять агрессию в ответ на оскорбление!

Смиренное отношение к обидчику было невообразимым на Ближнем Востоке до Рождества Христова. В этом можно убедиться, обратившись к законодательствам государств, соседствовавших с израильтянами. Так, Кодекс законов Хаммурапи, обнаруженный французскими археологами на территории Персии в 1901 году, предусматривал весьма суровое наказание за пощечину.

Комментарий:

Во время раскопок древнего города Сузы французская археологическая экспедиция обнаружила черную конусообразную стелу, испещрённую клинописными надписями. После расшифровки выяснилось, что это законодательный свод, созданный при царе Хаммурапи в восемнадцатом веке до Рождества Христова. Кодекс, состоящий из двухсот восьмидесяти двух пунктов, регулировал сферы жизни вавилонского общества. Оговаривались в нём и наказания за оскорбление действием, в том числе и за удар по щеке. При этом тяжесть последствий зависела от общественного положения обидчика и пострадавшего. Так, за удар сановного человека — жреца, купца или чиновника, полагалось шестьдесят ударов воловьей плетью. Такое наказание выдерживали не все, часто оно оборачивалось смертью нарушителя. За причинение обиды члену городской общины, имевшему в собственности землю, закон предусматривал штраф в одну мину — то есть, приблизительно, в восемьсот граммов серебра. Пощечина, нанесённая человеку свободному, но неимущему, оценивалась значительно дешевле, а именно в десять сиклей — или, в современных мерах, в сто сорок граммов серебра. Рабу, который дерзнул поднять руку на любого свободного горожанина, отсекали ухо. И ни при каких обстоятельствах не предусматривалось прощение оскорбителя!

Для жителей древнего Ближнего Востока пощёчина служила символом оскорбления. Об этом свидетельствуют исторические документы из архива ассирийского царя Ашшурбанипала, обнаруженные английским археологом Остином Генри Лэйрдом на раскопках древней Ниневии в середине девятнадцатого века.

Комментарий:

В богатой клинописной библиотеке Ашшурбанипала, правившего Ассирией в седьмом веке до Рождества Христова, были собраны художественные произведения того времени — например, Эпос о Гильгамеше, а также хозяйственные, юридические, финансовые и прочие документы. Одна из клинописных табличек содержала описание вавилонского языческого ритуала, который проводился два раза в год, во время весеннего и осеннего равноденствия и длился одиннадцать дней. Сначала жрецы совершали определенные обряды перед статуей верховного божества — Мардука, затем в действо включался царь. Правитель вставал на колени и клялся идолу, что ни в чем не виновен перед Вавилоном. Верховный жрец бил монарха по щеке, и если тот проливал слёзы, то оставался на троне. В противном случае служители Мардука могли свергнуть царя. Ритуальная пощечина показывала народу, что перед идолом даже самый знатный из людей обязан терпеть самое унизительное обращение.

Иисус Христос не просто призвал прощать причиненные обиды — Он сам претерпел пощечины, оплевание, избиения и прочие издевательства вплоть до Распятия на Кресте. Бог, ставший Человеком, прошёл через унижение, чтобы освободить людей от языческого рабства. И научное сопоставление евангельского текста с историческими документами красноречиво свидетельствует о том, какая пропасть пролегает между древними законами и заповедями Христа — заложенной самим Богом основой христианского милосердия.

Как эта фраза может помочь обычному человеку в жизни?

Фото: Flickr.com Если каждый внимательно прочитает Нагорную проповедь Христа, то сможет уловить простую, но очень важную истину – нельзя на зло отвечать тем же. Да, это не значит, что нужно молча выносить несправедливость, но и не значит, что нужно бороться с ним таким же, несправедливым путем. Если касательно выше описанной фразы Христа священнику православной церкви и получить ответ, чисто практичный для жизни современного человека, то он будет таким:

  • нельзя относиться к плохим поступкам других с агрессией и злостью, ведь тогда она наполнит и человека, который так реагирует, отдалив его от Бога;
  • не стоит отвечать на зло злом, ведь это плохой пример для окружающих, особенно детей, а им нужно попытаться показать, что любую конфликтную ситуацию стоит решать мирно и спокойно;
  • не отвечая на зло других, продолжая делать добро, можно даже указать обидчику путь истинный, показав своим примером, что жизнь по Божьих законах и в любви намного приятнее и лучше, чем спасти его от следующих греховных упадков.

Многие люди, которые делали ужасные вещи, смотря на спокойствие, любовь и добродушие истинных христиан, оставляли темный путь и тоже возвращались на путь истинный. Вот именно об этом стоит помнить, когда хочется после нанесенной обиды отдать тем же.

(88 оценок, среднее: 4,34 из 5)

Боевых искусств это наставление не касается

Иногда в шутку, иногда серьёзно спортсмены интересуются, как им быть. Скажем, разве боксёр сможет состояться в своей деятельности, если будет подставлять щёки? Конечно, нет.

Мы всё же должны понимать, что заповеди относятся к жизни в миру, а спорт или искусство — это уже другие реальности, где есть свои условности, и в них нет того эмоционального и греховного элемента, который есть в реальных жизненных ситуациях.

В спорте и искусстве этой фразой не нужно руководствоваться.

Поэтому драка на ринге — это не драка, а спорт, поцелуй в кино — не блуд, а способ передать зрителю замысел сценариста. Так что подобные вопросы — о театре, о спорте и т.д. — вообще никак не соприкасаются с реальной жизнью, пока служат своим целям.

Библия призывает не бездействовать, а, когда надо, защищать то, что любишь

И всё же это всё — лишь интерпретация. Откуда нам знать, подразумевал ли Иисус Христос нечто столь глубокое, либо за Ним просто не так записали, не задумываясь об особенностях использования рук в поединках.

Потому эта версия нуждается в прочном фундаменте. Вот если бы Священное Писание демонстрировало нам возможность праведника постоять за себя или кого-то ещё, это было бы уже другое дело.

К счастью, такие ситуации в Библии описаны. Например, известный эпизод, где Христос силой изгоняет торговцев из храма:

(Ин. 2:13-16)

Но тут можно возразить, мол, Спаситель — это Бог, в Его руках суд праведный. А кто сказал, что христианин может сам применять силу во праведное дело? Может! Об этом нам говорит Священное Писание:

(Ин. 15:13)

Так что из любви можно рисковать даже жизнью. Но ведь это за других, не так ли? А если за себя, то бездействовать? Ни в коем случае. Священное Писание учит нас тому, что нет разницы между любви к себе и к ближним:

(Мф. 22:39)

И сразу уместен вопрос — а кто есть этот ближний? И снова у Христа находится ответ — в притче про доброго самаритянина. Там Иисус Христос ясно показывает, что ближним человеку может быть кто угодно.

К какому же выводу приводит нас это рассуждение? Пожалуй, к нескольким:

  1. Не следует отвечать на зло таким же злом.
  2. Но защищать то, что ты любишь, нужно.

При этом важно не путать защиту и нападение. Христианство много раз демонстрировало, что даже без ответа на зло злом можно выйти победителем

Хороший пример — биография отца Алипия (Воронова), который защищал монастырь от советских властей при помощи смекалки, а не какого-нибудь вооружённого противостояния.

Поэтому чем более гибким будет метод защиты, тем лучше. Но здесь каждый случай стоит рассматривать индивидуально.

Сила может быть праведной, если цель благая, как показал Христос, выгнав торговцев из храма (Франческо Бонери, «Христос, изгоняющий из храма торговцев», 1615 г.)

Христианство не имеет конкретных учений на счёт допустимых методов противостояния врагам. Оно всё же — преимущественно религия любви, а потому деятели Церкви призывают решать все вопросы мирно и ни в коем случае не вредить другим, не нарушать заповеди, не творить зла. Причём слово «решать» в этом предложении ключевое. Верующий не должен бездействовать:

(Рим. 12:21)

Так что никакого зла, и никакого равнодушия!

Новое в блогах

Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6 – 7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).

Достижима ли эта заповедь? Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее. Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21 – 24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми, а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь!

Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он — Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его — Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10 – 11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).

Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.

Нужно ли подставлять другую щеку?

Здравствуйте, N.!

Безусловно, сама идея «подставить другую щеку», проявляя крайнюю степень смирения, заимствована ранними христианами из иудаизма. Пророк Ирмияу в книге Эйха, скорбя о разрушении Первого Храма, призывает подставить щеку под удар и терпеть боль и осуждение людей: «Пусть праха коснутся уста его — быть может, есть еще надежда! Пусть подставит он щеку бьющему его, пусть насытится позором…» (3:29,30).

Однако, в отличие от христианской интерпретации, еврейские комментаторы видят в пощечине не столько причинение физической боли, сколько моральное унижение (ведь это не столько больно, сколько оскорбительно!).

Что речь здесь идет не о физической боли, ясно уже из слов «Пусть подставит он щеку бьющему его, пусть насытится позором…»: подставить щеку для пощечины — это и есть насыщение унижением, о котором говорит пророк.

А как обстоит дело с причинением физической боли? Творец желает, чтобы мы позволяли травмировать свое тело? Вряд ли такова Его воля, ведь существует запрет наносить себе физические увечья. Этот запрет называется «баль ташхит» — «не порти» (основан на Дварим 20:19) и распространяется как на имущество, так и на тело человека. Соответственно, если на человека напали, он должен сделать все, чтобы не дать себя покалечить, даже если для этого придется применить силу.

Еврейский Закон разрешает человеку защищаться от физического нападения другого человека, а если последствия могут быть необратимыми, разрешено даже нанести опережающий удар (как, например, в случае подкопа, см. Шмот 22:1). Если при этом было нанесено неизлечимое увечье нападавшему, тот, кто защищался, не оплачивает лечение и т. д., если иначе остановить нападавшего иначе было невозможно (Рош на трактат Бава Кама, глава 3, п. 13).

Но даже при моральном унижении молчание, с точки зрения иудаизма, не всегда является правильной реакцией. Если человек смолчит в конфликтной ситуации, в его сердце останется обида, которая очень часто развивается в скрытую ненависть. В таких случаях Тора предписывает открыто заявить о своих претензиях обидчику, не держать гнев в себе. (Существуют определенные правила, как следует упрекать, чтобы упрек пошел на пользу, а не во вред). И это — заповедь: «Не ненавидь брата твоего в сердце твоем; ты увещевай ближнего твоего…» (Ваикра 19, 16-17).

Кроме того, как пишет Сефер а-Хинух, не может быть, чтобы Тора обязала нас молча глотать оскорбления, поскольку это противоречит человеческой природе, а также позволяет окружающим воспринимать обвинения как правомерные. Поэтому, заключает Сефер а-Хинух, Тора запрещает инициировать конфликт, но не предписывает молчать в ответ на открытое унижение. Однако, даже защищаясь от неправомерных обвинений, защищая свою честь, следует вести себя максимально достойно, чтобы не опуститься до уровня банального скандала. Если же человек опасается, что, если начнет отвечать, эмоции овладеют им и он не сможет вести разговор достойно, то лучшим выходом будет промолчать, хотя это, согласно Сефер а-Хинух, — не заповедь, а только «мидат хасидут» (так нормально поступать тем, кто достиг очень высокого уровня праведности; на этом уровне самоотречение практикуется и в тех случаях, когда оно не является обязанностью).

Что же касается стиха в книге Эйха — о том, чтобы подставить щеку и насытиться позором, — то это также, скорее, «мидат хасидут», уровень, не предназначенный для всех и каждого. В этом случае в процессе долгой работы по развитию смирения человек перестает ощущать даже малейшую обиду, когда его унижают и позорят. А по мнению Альшиха, в Эйхе говорится о том, как надо переносить страдания, посылаемые Творцом. Эти страдания пророк аллегорически называет пощечиной. Страдания же, причиняемые человеком, в этом контексте не рассматриваются.

Эта фраза действительно есть в Библии — в Нагорной проведи

Итак, такие слова в Священном Писании действительно есть. Причём исходят они не от простого библейского автора, а от самого Христа. Произнёс эту фразу Спаситель в известной Нагорной проповеди. Познакомимся с контекстом:

(Мф. 5:38–41)

Казалось бы, всё однозначно: позволяй врагам делать с тобой всё, что хочешь, лишь бы сам зла не причинял. Это очень хорошо согласуется с обещанием Всевышнего самостоятельно покарать грешников:

(Рим.12:19)

12 глава

Послания к Римлянам: Не мстите за себя, но дайте место гневу Божию

Стало быть, терпим? Нет далеко не всё так однозначно, и парой взятых из Священного Писания цитат этот вопрос не исчерпать.

Суть фразы

В Нагорной проповеди Христа, которая считается одним из самых сильных и емких мест Евангелия, говорится о том, что Христос осудил ветхозаветный закон «око за око». Вместо этого он предлагает своим последователям подставлять другую щеку за удар, а также отдать и верхнюю одежду тому, кто пытается отнять нижнюю.


Нагорная проповедь Иисуса Христа

В обывательском понимании это выглядит так, как будто человеку запрещается защищать себя, отстаивать свою честь, обороняться. Очень часто эта фраза вызывает буквально шквал возмущения: как же так, почему нельзя ответить обидчику той же силой, с которой он сам обижает кого-либо? Но, на самом деле, смысл этой фразы намного глубже подобного поверхностного понимания.

Первое, на что нужно обратить внимание — это контекст. Конечно, вырванная из контекста фраза звучит непонятно и даже несколько странно

Для человека вполне естественно не мириться с причиненным ему злом, защищать себя от него. Но Евангелие очень редко где говорит с нами прямо и буквально. Чаще всего, оно говорит языком притч, метафор, аллегорий. Также дело обстоит и со «второй щекой».

Кому были адресованы эти слова Христа? Прежде всего, это иудеи, которые привыкли жить по ветхозаветному закону. А Ветхий Завет предусматривал принцип «око за око, зуб за зуб». Понятие кровной мести было чуть ли не священным, а о прощении обид никто не слышал.

Более того, не отомстить за нанесенную обиду себе или своему роду считалось трусостью, порицалось в обществе. В те времена в обществе действовали действительно волчьи законы, и Христу надлежало показать людям новый мир, полный любви.

Важно! И именно для того, чтобы показать полярность своего учения с ветхозаветным «око за око» Христос и предлагает подставлять другую щеку. Он показывает альтернативу злу, мести и ненависти, которые царили в обществе

Под ударом по щеке вовсе не стоит понимать только буквальное физическое насилие. Ударить можно словом, взглядом, делом. К примеру, если взять молодую семью, которая проходит первый сложный этап становления отношений. Редко у кого этот период протекает тихо и гладко, без ссор. И вот когда люди ссорятся, можно сказать, что они бьют друг друга по щекам.

Они бьют обидными словами, криком, грубым тоном. Что может сделать второй человек в ответ? Если следовать принципу «око за око, зуб за зуб», он должен начать точно так же кричать в ответ, ругаться и оскорблять. Возможно, он даже будет говорить какие-то объективно правдивые вещи, но своим криком сведет на нет то, что говорит.


Христос своими словами поясняет, что нельзя умножать зло

Но есть и другой путь — сдержать себя. Можно промолчать, уйти, успокоиться

Да, в пылу ссоры это бывает сделать крайне трудно, но как же это важно! Когда люди успокоятся, когда улягутся страсти — тогда и можно поговорить начистоту, спокойно обсудить все, что наболело

И как же тогда будет хорошо и радостно на душе от одного осознания того, что вы под воздействием скандала сумели сдержаться и не наговорили любимому человеку гадостей! И вот когда один из ссорящихся супругов не кричит в ответ, а спокойно уходит от скандала, просит прощения, пытается всячески успокоиться сам и успокоить свою половинку — вот тогда он и подставляет ту самую вторую щеку.

Возможно, больше всего на свете ему сейчас хочется вспылить, высказать все, что он думает в этот момент, также накричать в ответ. Но человек терпит, смиряется, не позволяет страстям взять верх. И самое главное в этом — он не мстит.

Что на самом деле сказал Христос вместо: «Ударили по правой щеке, подставь левую»?

В Евангелии рассказывается, как Иисус Христос во время нагорной проповеди призывает к смирению, вплоть до непротивления насилию. Дословно этот отрывок звучит так:

«Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» Мф. 5:38-41

Однако следует знать, что Священное Писание (особенно это касается Нового Завета) было написано на греческом языке и потом уже с греческого языка переведено на остальные языки.

Во время перевода, естественно, могли произойти некоторые искажения, которые порой приводили к полному искажению смысла написанного.

Например, призыв Христа – ударили по одной щеке, подставь другую, известен практически всем христианам и со многими из них неправильная трактовка слов Иисуса сыграла злую шутку.

К примеру, всем известный святой Серафим Саровский, когда однажды встретился в лесу с разбойниками не стал им противиться, хотя был молодым и сильным и мог бы остановить злодеев. Разбойники жестоко избили его, после чего он до конца жизни остался сгорбленным. Разбойники тем временем отправились разбойничать дальше, однако вскоре попались и тут опять Серафим упросил их не наказывать за него.

Такого было его убеждение не навредить другому человеку и подставлять все щеки, какие есть. Правда можно, было бы, посмотреть на эту доброту и с другой стороны, ненаказанные преступники становятся всё более дерзкими и совершают всё более ужасные преступления, кто будет виноват в этом?

Впрочем, возможно эта роковая фраза Христа вовсе не ошибка греческого перевода, а намеренное искажение смысла для блага церкви.

Когда церковь образовалась как институт, то её главной задачей стало удержание власти над умами и телами прихожан. Заповедь повиноваться, ни смотря, ни на что оказалась очень удобной не только для клира, но и для государства.

Во времена татаро-монгольского ига хан Батый запретил трогать христианских священников и грабить монастыри, причиной явилось его убеждение, что христианская церковь учит повиновению, в том числе и монголам.

Согласитесь в обществе практически невозможно исполнить заповедь о непротивлении, во всяком случае, ни простым людям, ни тем более церкви этого сделать не удалось.

Сегодня придумали объяснение, что понимать эту заповедь нужно не буквально.

Мол, неспроста Иисус говорит – если ударили по правой щеке – правша может ударить по правой щеке лишь тыльной стороной ладони (спорный вопрос), а это значит речь идёт не о ударе, а о пощёчине. Так в те времена евреи наносили друг другу оскорбления.

Исходя из этого, учат сегодняшние богословы, нужно понимать, что Иисус призывает терпеть лишь оскорбления, а не избиения.

Но такое объяснение я считаю не удовлетворительным, если ты не можешь прекратить оскорбления, а смиренно сносишь, то рано или поздно наглец осмелеет и пойдёт дальше.

Так что же сказал Иисус на самом деле?

Если откинуть всякие неправдоподобные объяснения и обратиться к смыслу нагорной проповеди, то можно свободно восстановить изначальную заповедь Иисуса Христа, она звучит так:

«Если ударили тебя по правой щеке, не отмщай! И будешь совершенен…»

Дело в том, что если человек не противится насилию, то тем самым поощряет зло, очень много страшных преступлений происходит именно потому, что преступники в самом начале, когда они совершали «невинные шалости» не получили жёсткого отпора общества.

Если кто-то бьёт ваши окна, а вы не хотите прекратить этого, то очень скоро этот кто-то захочет избить вас.

Такое непротивление ведёт к падению обоих душ: и жертвы, и преступника.

Всякую несправедливость и злое дело нужно пресекать, но именно пресекать, а не мстить, в этом мудрость христианского учения.

Share the post «Что на самом деле сказал Христос вместо: «Ударили по правой щеке, подставь левую»?»

Толкователи по-разному объясняют смысл фразы

Эта фраза по-разному трактуется разными выдающимися умами. Например, широко известны размышления на этот счёт Льва Толстого, хотя православная Церковь не во всём с ним согласна.

А вот Иоанн Златоуст понимал выражение прямо — не будешь отвечать на обиды, тебя не будут обижать:

Иоанн Златоуст

Святой

В «Толковой Библии» Лопухина сказано, что к каждому злу стоит подходить со своим мерилом, то есть всякий вопрос решать отдельно.

Но в целом «Толковая Библия» придерживается того мнения, что лучше всего не отвечать на обиды, ибо это грех:

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector