Высший церковный орган при петре 1. реформы петра 1 кратко

Формирование [ править ]

Священный Синод заменил патриарха десятью, а затем двенадцатью священнослужителями. Обер — прокурор (Ober-Prokuror), первый из которых был полковник И. В. Болтин, курировал синод с целью проверки законности их действий и оперативного и упорядоченного выполнения своих обязанностей. Петр требовал, чтобы священники сообщали о предательских признаниях, но он не доводил свои возможности контроля до предела, например, воздерживаясь от секуляризации церковных земель. При синоде церковь стала более терпимой по отношению к различным конфессиям, даже на какое-то время распространив эту политику на старообрядцев. Смешанные браки между православными и западными христианами были разрешены с года образования Синода.

Предполагается, что синод должен был отразить церковно-государственные отношения в лютеранских странах Северной Европы. Хотя император не обладал властью в вопросах веры, правительство эффективно контролировало организацию, финансы и политику церкви. Считая, что правительство должно играть активную роль в жизни граждан, Петр ожидал, что церковь будет делать то же самое. Он велел церкви создавать общественные благотворительные проекты на благо простых людей. Сюда входили богадельни и христианские школы.

В ноябре 1718 года Петр основал Духовное училище в Санкт-Петербурге, поскольку оно было центром гражданского управления. Вскоре название «Духовная коллегия» изменится на «Святейший Всевластный Синод».

Святейший Синод Русской Церкви

Первым русским патриархом был избран Иов в 1589 году. В течение последующего столетия Церковь являлась независимой от государства. Её предстоятель был практически равен царю. 

Во времена правления Михаила Фёдоровича Романова патриарший престол занимал его отец. Патриарх Филарет — в миру Фёдор Романов, 1553-1633. Глава Церкви был фактическим соправителем государя и обладал полномочиями издавать собственные царские указы. Например, в соответствии с одним из них, патриарх мог вершить суд над крестьянами подведомственных ему земель.

Попытки проведения самостоятельной политики предпринимал и патриарх Никон (1605-1681). Например, он протестовал против Соборного уложения 1649 года. Этот законодательный корпус стал первой серьёзной попыткой государства умалить роль Церкви и подчинить её себе. Конфронтация патриарха с царём, боярами и частью духовенства привела к тому, что Никона извергли из сана и простым монахом сослали в монастырь.

Возшедший на престол в конце 17 века Пётр I стремился отказаться от всего старого. Он желал построить новое государство по западному типу. Консервативная, всё ещё независимая и влиятельная Церковь воспринималась царём-реформатором как серьёзный конкурент и соперник. Для ликвидации автономности Церкви, встраивания её систему государственной власти Пётр I пошёл на радикальные меры. В 1700 году, после смерти десятого русского патриарха Адриана, царь запретил избрание очередного предстоятеля Церкви.

В 1721 году в качестве замены патриарху была основана Духовная коллегия. Вскоре она стала именоваться Святейшим (титул главы Церкви) Правительствующим Синодом. Что такое Синод? Это было действовавшее от имени императора государственное учреждение, которое занималось церковным управлением, бракоразводными делами и духовным просвещением народа. Синод состоял из назначаемых царём представителей духовенства, а также одного светского чиновника, (представителя императора) – обер-прокурора. На протяжении 18-19 веков роль последнего постепенно усиливалась.

Члены [ править ]

  • 1721-1722 Стефан (Яворский) , митрополит Рязанский
  • 1722-1725 (и.о.) Феодосий (Яновский), архиепископ Новгородский
  • 1725-1726 (исполняющий обязанности) Феофан (Прокопович) , архиепископ Новгородский
  • 1726-1736 гг. Феофан (Прокопович), архиепископ Новгородский
  • 1740-1745 гг. Амвросий (Юшкевич), архиепископ Новгородский
  • 1745-1753 Стефан (Калиновский), архиепископ Новгородский
  • 1753-1754 Платон (Малиновский), архиепископ Московский
  • 1754-1757 Сильвестр (Кулябка), архиепископ Санкт-Петербургский
  • 1757-1767 Дмитрий (Сеченов), архиепископ Новгородский (с 1762 — митрополит)
  • 1767-1770 гг. Гавриил (Кременецкий), архиепископ Санкт-Петербургский
  • 1775-1799 Гавриил (Петров), архиепископ Новгородский (с 1783 — митрополит)
  • 1799-1818 Амвросий (Подобедов), архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 — Новгородский митрополит)
  • 1818-1821 Михаил (Десницкий), митрополит Санкт-Петербургский (с 1818 — Новгородский)
  • 1821-1843 гг. Серафим (Глаголевский), митрополит Новгородский
  • 1843-1848 Антоний (Рафальский), митрополит Новгородский
  • 1848-1856 Никанор (Клементьевский), митрополит Новгородский
  • 1856-1860 Григорий (Постников), митрополит Санкт-Петербургский
  • 1860-1892 Исидор (Никольский), митрополит Новгородский
  • 1892-1898 Палладий (Раев), митрополит Санкт-Петербургский
  • 1898-1900 Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский
  • 1900-1912 Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский
  • 1912-1917 Владимир (Богоявленский) , митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 — Киевский)
  • 1917-1917 Платон (Рождественский), архиепископ Картлийский и Кахетинский (впоследствии — митрополит Тбилиси и Баку)

Значение Синодального периода

Итак, при Петре I патриаршество было упразднено, а Церковь стала зависимой от государства во всех аспектах, за исключением догматов и канонов. Этот церковно-административный орган просуществовал до 1918 года.

Двухсотлетний Синодальный период в истории Русской Церкви был неоднозначным. С одной стороны, реформа Петра I способствовала значительному развитию церковного образования и миссионерства. Также велась активная деятельность по сохранению церковно-исторических памятников.

С другой стороны, в Синодальный период Церковь была зависимой от чиновников частью бюрократической системы. Она не могла иметь самостоятельную позицию по большинству вопросов. Всё это приводило к отождествлению Церкви с государством в глазах простого народа и формализации религии. Были введены ограничения для монашества, усложнилась жизнь и для приходского духовенства. Иеромонах Михаил (Чепель) отмечает:

Церковная реформа Петра во многом ориентировалась на примеры протестантских государств, где монарх является главой Церкви. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман называет петровские преобразования «всесторонним переходом на западную установку сознания» и «воцарением в России западного абсолютизма».

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Священный Синод РПЦ в 20 веке и сегодня

В 20 веке Священный Синод, как и вся Церковь, находился под давлением безбожной советской власти. Он претерпевал множество изменений, его распускали и восстанавливали. Так, в 1922 году патриарх Тихон был арестован, и РПЦ в течение 5 лет пребывала на «нелегальном положении» без полноценного Синода. Позднее власти разрешили создать Временный Синод, однако в 1935 году он был распущен.

В годы Великой Отечественной Войны государство пошло на некоторые уступки Церкви. В 1943 году был сформирован постоянный Священный Синод. Он состоял из шести членов под председательством патриарха Сергия (Старгородского) (1867-1944). Позднее количество членов Синода увеличивалось.

Сегодня Священный Синод является совещательным органом при главе Церкви и состоит из 12 епископов. Половина из них сменяется каждые полгода. Среди постоянных членов Синода архиереи из Украинской и Белорусской Православных Церквей (юрисдикции Московского Патриархата).

В ведении Священного Синода находятся множество церковных учреждений: отдел внешних связей, миссионерский отдел, учебный комитет, отдел благотворительности и социального служения, издательский совет и т.д. Также существует три синодальные комиссии: библейско-богословская, богослужебная и заведующая канонизациями святых.

Синодальные учреждения.

В 1839 г. во главе с синодальным обер-прокурором было учреждено хозяйственное управление, в ведении которого находилось все имущество и денежные средства Синода. В 1867 г, при Святейшем Синоде был открыт Учебный Комитет. Его Председатель и 9 членов назначались Синодом: председатель — непременно из духовных лиц, а члены — из духовных и светских. Причем светские члены утверждались Синодом по представлению обер-прокурора. Помимо постоянных членов к участию в деятельности Комитета Председателем приглашались и другие лица (с ведома Синода или обер-прокурора) из проживающих в Петербурге ученых и педагогов. Учебный Комитет осуществлял общее административное управление и научно-методическое руководство семинариями и духовными училищами.В непосредственном ведении Синода находились также две синодальные конторы: Московская и Грузино-Имеретинская. Первая из них, под председательством Московского митрополита, а в его отсутствии — первого викария епархии, состояла из архиереев, находящихся на покое в московских монастырях, архимандрита одного из московских ставропигиальных монастырей и протопресвитера Успенского собора. Эти кандидатуры утверждались по представлению Святейшего Синода Высочайшими приказами. Синодальная контора в Москве заведовала Успенским собором, Московскими ставропигиальными монастырями, синодальным домом, Церковью 12 Апостолов, синодальной ризницей и библиотекой. Кроме того, она ведала приготовлением святого мира.Грузино-Имеретинская синодальная контора под председательством экзарха Грузии состояла из 4 членов: 3 архимандритов и 1 протоиерея. Она имела гораздо более широкие полномочия, чем Московская, являясь своего рода синодальным отделением по управлению грузинскими епархиями. Синодальная контора во главе с экзархом избирала кандидатов на вакантные грузинские кафедры и представляла их для утверждения Синоду. Епископы Грузии, управляя своими епархиями, в своей деятельности находились в зависимости от экзарха и синодальной конторы.

Внутренняя структура Синода

В состав Синода входило 12 человек. Как и в других Коллегиях, здесь главенствовал президент, которого заменяли при необходимости два вице-президента; также присутствовали и советники, ассесоры, канцелярия. Все члены Синода перед вступлением в должность приносили присягу и клятву перед Евангелием. Контроль за деятельностью этого органа, как и в случае с гражданскими Коллегиями, осуществлял прокурор.

Первым президентом Синода стал митрополит Стефан, впоследствии не имевший абсолютно никакого влияния на принимаемые решения, в отличие от преданного царю архиерея Феодосия, которого назначили вице-президентом.

Изменения в составе Синода.

Состав Синода со времени его учреждения неоднократно подвергался основательным переменам. Уже при Екатерине I (1725-1727 гг.) он был разделен на два апартамента (1726 г.): духовный и экономический. Первый апартамент, в ведении которого оставлены были исключительно духовные дела, состоял из Первоприсутствующего (после кончины митрополита Стефана в 1722 г. новый президент Синода уже не назначался) и 6 членов. Экономический апартамент ведал земельными владениями монастырей и епархиальных домов и состоял из чиновников. При Екатерине I Синод перестал называться «Правительствующим» и стал «Духовным Синодом.» Впоследствии восстановлено было его первоначальное название. Что касается экономического апартамента Синода, то он под различными названиями: «камер-контора,» «коллегия экономии» — не один раз передавался из ведения Синода в ведение Сената и обратно, пока, наконец, в результате секуляризации населенных церковных земель от управления ими не была окончательно устранена церковная власть.При императрице Анне (1730-1740 гг.) Синод состоял из 3 архиереев, 2 архимандритов и 2 протоиереев (настоятелей Кремлевских Успенского и Благовещенского соборов). По штатам 1764 г. в Синоде положено было состоять 3 архиереям, 2 архимандритам и 1 протоиерею.По штатам, утвержденным в 1818 г., в Синоде присутствовали семь лиц, один из которых именовался «Первенствующим.» При Николае I (1825-1855 гг.) места архимандритов в Синоде заняли главный священник гвардии и гренадерских корпусов (он же духовник царя) и главный священник армии и флота. Впоследствии Синод приобрел исключительно архиерейский состав, что больше соответствовало церковным канонам. В него входили как его постоянные члены — митрополиты Петербургский (обычно, но не всегда первенствующий), Киевский и Московский — так, зачастую, и экзарх Грузии. Другие архиереи, которые вызывались в Синод (по его представлению) указами императора на неопределенный срок, именовались «присутствующими в Синоде.» В XX веке в Синод стали вызывать протопресвитеров.

Священный Синод РПЦ в 20 веке и сегодня

В 20 веке Священный Синод, как и вся Церковь, находился под давлением безбожной советской власти. Он претерпевал множество изменений, его распускали и восстанавливали. Так, в 1922 году патриарх Тихон был арестован, и РПЦ в течение 5 лет пребывала на «нелегальном положении» без полноценного Синода. Позднее власти разрешили создать Временный Синод, однако в 1935 году он был распущен. 

В годы Великой Отечественной Войны государство пошло на некоторые уступки Церкви. В 1943 году был сформирован постоянный Священный Синод. Он состоял из шести членов под председательством патриарха Сергия (Старгородского) (1867-1944). Позднее количество членов Синода увеличивалось.

Сегодня Священный Синод является совещательным органом при главе Церкви и состоит из 12 епископов. Половина из них сменяется каждые полгода. Среди постоянных членов Синода архиереи из Украинской и Белорусской Православных Церквей (юрисдикции Московского Патриархата).

В ведении Священного Синода находятся множество церковных учреждений: отдел внешних связей, миссионерский отдел, учебный комитет, отдел благотворительности и социального служения, издательский совет и т.д. Также существует три синодальные комиссии: библейско-богословская, богослужебная и заведующая канонизациями святых.

Белое духовенство

По представлению Петра белое духовенство должно было стать инструментом государства, которое будет влиять на народные массы и следить за его духовным состоянием. Иначе говоря, создавалось такое же четкое и отрегулированное сословие, как дворянство и купечество, со своими целями и функциями.

Русское духовенство на протяжении всей своей прежней истории отличалось своей доступностью для населения. Это не была каста жрецов. Напротив, туда мог вступить чуть ли не каждый желающий. По этой причине в стране существовал переизбыток священников, многие из которых переставали служить в приходе, а становились бродягами. Такие служители Церкви назывались «крестцовыми». Отсутствие регулирования этой среды, конечно, стало чем-то из ряда вон выходящим во времена Петра 1.

Вводился и строгий устав, согласно которому на службе священник должен был только хвалить новые реформы царя. Синод при Петре 1 издал указ, обязывающий духовника сообщать власти, если человек на исповеди признавался в государственном преступлении или хуле на корону. Ослушники карались смертной казнью.

Процесс учреждения Синода

После смерти патриарха Адриана 16.10.1700 г. русский царь не пошел по пути избрания нового главы церкви, а назначил экзарха – блюстителя престола российского патриарха. Им стал грамотный малороссийский митрополит Рязанский Стефан Яворский. Его возможности были существенно ограничены. В частности, он потерял возможность ведать вопросами кадрового и административного характера. 24.01.1701 г. было принято решение восстановить Монастырский приказ, который ликвидировали еще 19.12.1677 г. Именно этот приказ и стал управлять делами церковных вотчин.

В 1718 г. Петр Алексеевич озвучил указ, что с целью организации управленческой деятельности в церковных делах требуется пополнить государственную вертикаль духовной коллегией. Поэтому он поручает епископу Феофану разработать устав нового органа. Его назвали Духовным Регламентом. В 1720 Регламент подписывался архиереями. Свою подпись под документом поставили и архимандриты монастырей. Подписать документ был вынужден и Стефан Яворский, который не был сторонником такого решения царя. Духовный Регламент окончательно утвердили 25.01.1721 г. В этот же день появился и Манифест учреждения Духовной коллегии.

Президентом, возглавившим созданный Святейший Синод, стал Стефан Яворский. Кроме того, Петр Алексеевич направил в Константинополь адрес патриарха Иеремии III ходатайство, в котором просил патриархов оформить признание Синода равным их сану. В итоге в сентябре 1723 г. от Константинопольского и Антиохийского патриархов приходит грамота. В ней православные иерархи признали Синод и его статус. Официальное открытие Синода состоялось 14.02.1721 г. Тогда же вышел указ, в соответствии с которым Монастырский приказ реорганизовывался и получал статус Камер-конторы.

Церковное образование

Были проведены многочисленные ревизии, проверявшие образование духовенства. Их итогом стало массовое лишение сана и сокращение сословия. Высший церковный орган при Петре 1 ввел и систематизировал новые нормы получения сана священника. Кроме того, теперь каждый приход мог иметь только определенное количество дьяконов и ни одного человека больше. Параллельно с этим была упрощена процедура выхода из своего сана.

Говоря о церковном образовании в первой четверти XVIII века, следует отметить активное открытие семинарий в 20-е годы. Новые образовательные учреждения появились в Нижнем Новгороде, Харькове, Твери, Казани, Коломне, Пскове и других городах новой империи. Программа включала 8 классов. Туда принимались мальчики с начальным образованием.

Дорога к Синоду [ править ]

Когда в 1700 году умер консервативный патриарх Адриан , Петр оставил эту должность незаполненной, и вместо этого митрополит Стефан Яворский, сторонник реформ, управлял церковью в течение примерно двадцати лет. В 1721 году церковь официально перешла под прикрытие русского национального правительства с Духовным орденом, который якобы был написан главным образом архиепископом Феофаном Прокоповичем.

После смерти Патриарха Адриана Петр по вдохновению и поддержке своего чиновника А.А. Курбатова решил упразднить патриарший Разрядный приказ, который отвечал за гражданское и военное управление, и перенаправил все дела в соответствующий приказ, административный или судебный офис. Это и другие события продемонстрировали, что мало-помалу администрация Петра лишила силы каждое церковное подразделение, а их обязанности были переданы параллельным правительственным ведомствам. Однако некоторые ученые утверждают, что Петр не намеревался упразднять Патриархат.когда он начал изменять административную структуру церкви. Отсрочка выбора нового патриарха оказалась экономически выгодной; Ограничивая церковную собственность на землю и другие финансовые излишества духовенства, государство экономило деньги. Это дало Петру дополнительный стимул к отмене патриархата.

В 1711 году реформа предоставила Сенату юрисдикцию над всеми народами, в том числе и церковными подданными. Это означало, что государство теперь имело власть над вопросами, которые ранее оставались за церковными властями. С этой властью у государства появилась возможность в определенных ситуациях определять клерикалов для управления на религиозных должностях.

В 1716 году Петр дал присягу избранным епископам Вологодским и Астраханским.и Яворский. Присяга, разделенная на семь частей, служила дополнением к настоящей присяге. Первые две части посвящены подходящему способу борьбы с еретиками и оппозиционерами. В третьем разделе говорится, что монахи их епархий не должны выезжать за пределы епархии, кроме как по срочному делу, и только тогда с письменного разрешения. Клятва запрещала строительство любых ненужных церквей (пункт 4) и наем любых несущественных священнослужителей (пункт 5). Клятва требовала от духовенства посещать их епархию не реже одного раза в год, чтобы рассеять суеверия или отступников и собрать верующих (пункт 6). Наконец, присяга заставляла епископов поклясться, что они не будут участвовать в светских делах или судебных разбирательствах.

Отношение Петра к Церкви [ править ]

Петр был полон решимости вестернизировать Россию во время своего правления, и церковь была неотъемлемой частью его кампании. Как упоминалось ранее, новая структура церкви во многом напоминала структуру европейских стран, таких как Швеция и Германия. В более широком смысле, однако, Петр пытался модернизировать Россию посредством секуляризации, что было жизненно важным шагом в ходе европейской политической модернизации в то время. Секуляризация в данном случае означала институционализацию и рост богатства и власти государства в сочетании с уменьшающейся властью церкви. Церковь также стала политически подчиненной правительству, вместо традиционных отношений между церковью и государством, в которых правители, такие как Иван IV, чувствовал себя в некотором роде предметом одобрения Православной церкви, чтобы оставаться законным сувереном.

Петр использовал Синод, чтобы найти и наказать русских-диссидентов. Дополнение 1722 года к церковному уставу, заменившее патриарха в качестве главы церкви, требовало от священнослужителей сообщать о любых крамольных признаниях.

До создания Святейшего Синода Петр заботился об улучшении церкви. Он был особенно заинтересован в улучшении образования священнослужителей, поскольку многие из них были неграмотными и не могли совершать таинства.

В то время, когда Петр учредил синод, он также издал Духовный приказ, упомянутый выше. Одним из ключевых аспектов этого указа было то, что он игнорировал или отрицал божественность церкви и рассматривал ее в первую очередь как государственный институт.

Состав

Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • пять асессоров;
  • четыре советника.

Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.

Обер-прокурор

По структуре работы Совет не отличался от Сената или коллегии, а в качестве непосредственного императорского представителя был назначен обер-прокурор. В 1722 году им стал полковник Иван Болтин, в чьи обязанности входило не только донесение о всех действиях Петру I, но и контроль за взаимоотношениями Синода с гражданской властью, а также возможность голосовать против принятых решений, если они не соответствовали воле императора.

В результате реформы Петра І Церковь полностью утратила независимость от светской власти

Обер-прокурор назначался и подчинялся непосредственно императору, и со временем эта должность перестала быть наблюдательной, а превратилась в руководящую. Прокурор контролировал не только работу и принятые Синодом решения, но и все его связи с государственными учреждениями и светской властью. Со временем полномочия прокурора стали идентичными с министерскими, а сам чиновник заседал в Комитете министров.

Первенствующие члены

Со временем светские названия должностей членов Совета были заменены на более церковные и должности «президент», «вице-президент» стали именоваться «первенствующими членами». Первыми первенствующими членами в истории Синода стали:

  • Стефан Яворский;
  • Феофан Прокопович;
  • Амвросий Юшкевич.

Первенствующим членом Синода чаще всего являлся митрополит Петербуржский.

Правовой статус

После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.

Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.

Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.

Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами. Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора

Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению

Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.

Причины и цели создания

Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.

Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.

В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод

Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.

Функции

Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:

  1. Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
  2. Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.

Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:

  • избрание епископов;
  • учреждение новых кафедр;
  • назначение епископов;
  • регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
  • осуществление цензуры всех богословских трудов;
  • регламентирование брака;
  • духовное просвещение прихожан;
  • канонизация святых.

Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).

Значение Синодального периода

Итак, при Петре I патриаршество было упразднено, а Церковь стала зависимой от государства во всех аспектах, за исключением догматов и канонов. Этот церковно-административный орган просуществовал до 1918 года.

Двухсотлетний Синодальный период в истории Русской Церкви был неоднозначным. С одной стороны, реформа Петра I способствовала значительному развитию церковного образования и миссионерства. Также велась активная деятельность по сохранению церковно-исторических памятников.

С другой стороны, в Синодальный период Церковь была зависимой от чиновников частью бюрократической системы. Она не могла иметь самостоятельную позицию по большинству вопросов. Всё это приводило к отождествлению Церкви с государством в глазах простого народа и формализации религии. Были введены ограничения для монашества, усложнилась жизнь и для приходского духовенства. Иеромонах Михаил (Чепель) отмечает:

Церковная реформа Петра во многом ориентировалась на примеры протестантских государств, где монарх является главой Церкви. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман называет петровские преобразования «всесторонним переходом на западную установку сознания» и «воцарением в России западного абсолютизма».

Задачи и предпосылки

Главной причиной преобразования церковной иерархии стало чрезмерная власть патриаршества. Петр 1 стремился создать сильное государство с абсолютистской моделью управления, что исключает возможность оспаривания указов и воли царя. Недовольство духовенством усиливалось агрессивной пропагандой среди простого населения идеи о дьявольском происхождении правителя, подрывающей его авторитет. В деревнях и городах распространялись листовки с лозунгами, эссе, петициями о «царе не от Бога».

В схеме лишения религиозной силы возможности непосредственно вмешиваться в политику царь уделял внимание и вопросу получения дополнительного источника финансирования государственной казны. Традиционно ресурсы, поступающие в церкви как подношение от населения, оставались неподотчетными бюджету страны

Добиться такого результата было возможно несколькими способами:

  • строго регламентировать штат сотрудников церкви;
  • проведение ревизии с последующим назначением ответственного лица для контроля финансовых потоков;
  • создание перечня прав и обязанностей церкви;
  • ограничение на строительство монастырей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector