Алагирское (ардонское) ущелье

Уникальный памятник Георгию Победоносцу во Владикавказе

Северная Осетия. Военно-Осетинская дорога лежит в широком ущелье среди гор Лесистого хребта. С одной стороны шумят быстрые холодные воды горной реки Ардон, с другой нависают скалы, окаймленные растительностью и врезающиеся в небо. Дорога плавно поворачивает вслед за изгибами реки и вдруг, за очередным поворотом путник встречается с огромным изваянием Георгия Победоносца, который словно налету выскакивает из скалы.

Он был создан осетинским скульптором Николаем Ходовым. Деньги на его сооружение были выделены Владикавказскими городскими властями, но жители, узнавшие о такой скульптуре тоже стали вносить посильную помощь в его производство. Создан из металла и собран памятник Георгию Победоносцу во Владикавказе на заводе «Электронщик», а оттуда уже в готовом виде транспортирован вертолетом к месту установки. Это самая большая скульптура, с изображением лошади, ее вес составляет 28 тонн. Изваяние нависает над путником и поражает своей величественностью. Одно лишь копыто его лошади 120 см., голова 6 метров, а на одной ладони Георгия Победоносца может поместиться человек.

Уастырджи или Святой Георгий?

Туристы едут к памятнику Георгия, а местные жители называют его Ныхас Уастырджи. Кто же прав? На самом деле никакой путаницы нет. Уастырджи – имя божества в Нартском эпосе. Это герой, победитель, покровитель доблестных воинов. Во время христианизации Алании его имя стали ассоциировать с аналогичным христианским святым – Георгием Победоносцем и в Северной Осетии, где большая часть населения проповедует православие, эта ассоциация прижилась. Вот и называют скульптуру Георгия Победоносца, выскакивающего из скалы, именем Уастырджи.

В мифологии Уастырджи это посредник между людьми и богом. Периодически появляется среди людей в облике нищего, чтобы проверить человечество на сострадание и взаимопомощь. Он не просто покровитель воинов, он оберегает честных и добрых, поддерживает достойных и справедливых. Кроме того, он враг воров, убийц, мошенников, грабителей и клятвопреступников.

А у женщин с Уастырджи более сложные отношения и большая дистанция. По преданиям он был большим соблазнителем женщин. В осетинских сказаниях он домогался своей дочери нартовской красавицы Шатаны. Она боялась его преследований и, умирая, опасалась, что он может надругаться над ее мертвым телом. Так что осетинки даже не произносили его имя, а говорили косвенно «лагты дзуар», что в переводе означает «бог мужчин». Женщины вообще не участвовали в праздничных мероприятиях, которые мужчины устраивали в честь своего покровителя.

Памятник Уастырджи: легенда Северной Осетии

Достопримечательности Северная Осетия

Северная Осетия – восхитительный край,

где тесно переплелись волшебная прелесть первозданной природы и седые сказания древности.Памятник Уастырджи в скале – один из отголосков старинных преданий о великом богатыре Георгии Победоносце. Этот участник осетинского пантеона – наиболее почитаемый местным населением небожитель, посему именно он первым встречает гостей республики, проезжающих по Транскавказской магистрали.

ПАМЯТНИК УАСТЫРДЖИ В АЛАГИРСКОМ УЩЕЛЬЕ: СУРОВАЯ РУКОТВОРНАЯ КРАСОТА

Осетинский Уастырджи –дань легенде, которую до сих пор пересказывают из уст в уста. Сотворил это чудо архитектор Николай Ходов, но, наверное, даже автор не подозревал, какую популярность впоследствии получит его детище. Памятник встречает путников на одном из участков Транскавказской трассы и это всегда происходит неожиданно – настолько монументальной и органичной получилась скульптурная группа. Вообще, изображением легендарного дзуара в Осетии никого не удивишь –лик богатыря встречается везде с обязательным пожеланием «Уастырджи де ’мбал!». Его обязательноизображают на белоснежном коне, а также обряжают воина в шлем и широкую бурку. Расхожая фраза: «Уастырджи де ’мбал», перевод имеет следующий: «Да пребудет c вами Святой Георгий!». О тесной связи этих божеств мы поведаем позже, а сейчас стоит упомянуть о внешнем виде и небывалых размерах памятника. Установлена необычная скульптура, изображающая всадника, стремительно появляющегося прямо из толщи скалы, в 1995 году близ городка Алагир. Размеры ее поистине впечатляют –на руке богатыря спокойно уместится человек! Трехногий конь Уастырджи – огромен, его голова составляет 6 м, а высота копыта – 120 метров.Вес памятника – 28 тонн. Почему конь Уастырджи – трехногий? Об этой особенности недвусмысленно говорит легенда, повествующая о жизни и деяниях героического святого.

ИСТОРИЯ УАСТЫРДЖИ: ПО СЛЕДАМ ОСЕТИНСКИХ ПРЕДАНИЙ

Эпос представителей этого смелого и честного народа – красочен и многолик, а святой Уастырджи занимает в местном пантеоне значительную нишу. Герой покровительствует великим воинам, а в их лице – всем отважным мужчинам. Он считается помощником, благоволящим честным и добрым людям, защищающим правое дело. При этом святой ненавидит клятвопреступников, мошенников и воров. Предание гласит, что мощный старец частенько спускается на грешную землю, чтобы посмотреть, насколько праведно поступает его народ и оказывают ли люди помощь своим ближним. Легенда об Уастырджи отражает целый комплекс верований народов Северного Кавказа, демонстрирующих надежду на справедливость и чистоту человеческой природы.Многочисленные подвиги героя и его покровительство осетинам не могли остаться незамеченными – с древних времен на этих заповедных землях организовывались места поклонения святому.Самое известное святилище Уастырджи расположено в Дзивгисе. Деревня спряталась от любопытных глаз в Куртатинском ущелье. А вот упомянутый памятник героического всадника у врат Алагирского ущелья возвели на месте Ныхас Уастырджи – почитаемого осетинами святилища, известного еще с середины 14-го века.В честь праздника Уастырджи, называемого Джеоргуба, традиционно закалывают жертвенного быка. Курицу или свинину в этот период употреблять в пищу строжайше не рекомендуется. Празднества длятся целую неделю, начиная с 23 ноября, символизируют окончание сельскохозяйственных работ и отмечаются с присущей южанам широтой и размахом. Кстати, указанная дата совпадает с Днем Святого Георгия у христиан. Примечательно, чтоженщинам нельзя даже упоминать имя осетинского Георгия Победоносца. И день Уастырджи не исключение – они называют святого «покровитель мужчин» – Лагты Дзуар. Для осетин – этот справедливый богатырь является важнейшим участником пантеона, поэтому будь то гимн или обрядовая песня – мифический герой в ней обязательно фигурирует.

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ: ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПОВСЮДУУастырджи на скалеАлагирское ущелье

Куда сводить ребенка во Владикавказе?

Юным туристам, путешествующим по Кавказу с родителями, в колоритном городе не придется скучать. Владикавказ предоставит им возможность выбрать развлечения на свой вкус. Масса ярких впечатлений детям гарантирована.

Зоопарк

  • График работы: ежедневно, с 8:00 до 19:00.
  • Стоимость билета: взрослый 70 р., детский 50 р.
  • Адрес: Проспект Коста, 30. Ж/д станция «Вечный огонь».

Посещение небольшого, но очень колоритного зоопарка способно привести в восторг любого ребенка. И дело не только в том, что во время экскурсии можно увидеть представителей фауны Кавказа и экзотических животных. Персонал учреждения старается сделать все, чтоб детям здесь нравилось. Им предлагают поиграть с питомцами зоопарка, прокатиться на пони и верблюде, принять участие в разнообразных мероприятиях. Так, на День тигра полосатым хищникам преподносят аппетитный торт из курятины. Большинство животных можно угостить специальным кормом, который продают в зоопарке.

Детская железная дорога

Неизменной популярностью у горожан и гостей города пользуется детская железная дорога, существующая уже 50 лет. Посетителей ждет увлекательное путешествие длиной в 2,2 км по живописному парку, в ходе которого будут сделаны остановки на станции «Вечный огонь», у обелиска героям ВОВ и на платформе «Лагерная». Проводниками, кондукторами и машинистами состава «Осетия» являются школьники, посещающие кружок при управлении СКЖД.

Парк им. К. Хетагурова

Адрес: Проспект Мира. Остановка транспорта «Площадь свободы».

Прекрасно провести время всей семьей нетрудно в центральном городском парке, учрежденном в далеком 1830 г. Прогуливаясь по его великолепным аллеям, вы сможете любоваться изящными скульптурами, сказочными инсталляциями на тему национального осетинского эпоса, элегантными фонтанами «Лебедь» и «Амур», таинственными гротами, сложенными из скальной породы. У пруда стоит сделать остановку, что покормить хлебными крошками уточек. Подростки смогут заняться воркаутом, поиграть в мини-гольф. Для малышей установлены качели, работают аттракционы.

БАЛЦ. БÆЛЦЦОН. ФÆНДАГ

Нарт балцы цæуаг уыдысты.

Нарт ыстæры цæуаг уыдысты.

Нарт хæтæны цæуаг уыдысты.

Нарт-иу сæ балц дыццæджы кодтой.

Нартæн сæ балцы цæуæн, сæ хæцæн майрæмбон уыд.

Исчи дæ куы хона, уæд балцы н’ ацæуын худинаг уыд Нарты бæсты.

Лæг балцæн гуырд у.

Тагъд мын, хæрынæн адджын, хæссынæн рог чи уа, ахæм хæринæгтæ
ацæттæ кæн мæ цылыхъы дзаг!

Иу боны фæндаггаг фæнды де ’рагъыл уæд, фæнды — дæ гуыбыны.

Æмбойны фæндаггаг — гуыбыны.

Цалынмæ де знагимæ цæхх
æмæ кæрдзын бахæрай, уæдмæ йын,
кæдæм цæуыс, уый ма зæгъ.

Фæнды дын саргъ ма уæд,
фæнды — бæх, уæддæр балцы н’
ацæудзынæ.

Сапонæхсад, айкæвдылд æй
ыскодта йæ бæхы; сæргъæнгом æй
ныккодта.

Балцы цæугæйæ дæ
гæрзтæ хæдзары ма ныууадз.

Бæлццон æнæ цыргъагæй
нæ цæуы.

Фæндагыл цæуыс, уæд
дæ лæдзæг ма ныууадз.

Фæндаггон лæгæн уис
дæр æххуыс у.

Хæрзифтонг фæндагыл æдыхст
у.

Фæндаджы хъуыддаг æмæ
зæрдæйы фæндон иу не сты.

Хæдзары уынаффæ фæндагмæ
нæ бæззы.

Цырдæм — дæ фæндаг,
цырдæм — дæ рындз?

Уæлæмæ, лæппу:
фæндаг даргъ у, бон — цыбыр.

Фæндаггоны ма уром.

Амондджын фæндаг —
цардхæссæг.

Дард фæндагæн ыстыр амонд
хъæуы.

Уырызмæджы амондджын хуыдтой
балцы, фæндагыл.

Дзырды фæуæд: «Абонæй
фæстæмæ нæм Сатана ’мæ Уырызмæджы
бæлццоны хуызæнæй æрцæуæд нæ
бæлццон!»

Фæндаджы хорзæн мæнг
«о» дæр хорз у.

Уæ, Лæгтыдзуар, фæндараст
сæ фæкæн нæ фæсивæды!

Хуыцау дæ фæндараст
фæкæнæд!

Уастырджи де ’мбал!

Уастырджи дæ рахиз фарс цæуæг
фæуæд!

Бæлццоны рæствæндаггæнæг
æмбæлæг зоны.

Æмбæлæггаг —
хæрзмæгæнæг.

Фыдæмбæлæгæй дæ
хуыцау бахизæд!

Мæнгард лæг дыл амбæлд,
уæд балцы мауал ацу.

Балцы цæугæйæ
Кæрдæджы стъалы æвæндарасты нысан у.

Ихæн, мит æмæ дон
Кæрдæдж-ы стъалыйæ цæуынц.

Пирæны дæндæгтыл —
дæ фæндаг!

Цардæмвæливæг хæдзар
нæ ары.

«Дæ фæндаг раст!»
— «Дæ хъуыддаг раст!»

Бæлццон лæшл тых æвзарын
худинаг у.

Сослан хæтæг лæг уыд.

Сослан хæтæг лæг уыд.
Йæ уд, йæ дзæцц исты хъазуат ракæнын: сырд
амарын, искæй фæхынцын, æфхæринаг лæджы
бафхæрын; бадын нæ зыдта.

Хæтæны ахуыр лæгæн
иу ран бадын зын у.

Хæтæг лæг —
мæйдар æхсæв боны хатт чи кæны!

Дæрддзæст лæг —
хæтæны раздзæуæг.

Хæтаг — араг.

Æз хæтæг лæг
дæн: цæуæнты цæуын, хæтæнты
хæтын.

Хæтæг лæг дæн,
цæуæг лæг дæн.

Цæуæг лæджы алчидæр
зоны.

Уый цъиуæй, бæдулæй
чи нæ зоны, ахæм нæй.

Хæтæнты ды хæтыс,
цæуæнты ды цæуыс.

Цæуæнты ды цæуыс,
хæтæнты ды хæтыс.

Цæуæнты сымах цæут,
хæтæнты сымах хæтут, аллон-биллоны тæф та
мæнæй цæуы!

Цæуæнты фæцыд,
хæтæнты фæхатти.

Æз цы бæсты нæ
уыдтæн? Арвы кæрæтты фæхаттæн.

Сау денджызæй Цъæх
денджызмæ хатти йæ рæстæджы — лæгæй
базæронд.

Хæтæг лæг нæ
бын зоны, нæ — ис.

Хæтæг лæг нæ
арт зоны, нæ — фæнык.

Дзæгъæл хæтæг
лæджы мард дзæгъæл баззайы.

Нарт сæ цуан никуы уагътой.

Цуанон лæг йæ фæнычы
къæрмæг йæ фæдджийы хæссы.

Цуанои лæджы мард мæрдтæм
нæ хæццæ кæны.

Цуаноны мард бæстæм нæ
хæццæ кæны.

Лæг нæхстæры бæрæг
у.

Адæймапшæ цалынмæ
ныхстуаты фæуай, уалынмæ йын йæ хъарутæ, йæ
лæджыхъæд нæ базондзынæ.

Лæджы хорз фæндагыл бæрæг
кæны.

Балцы кæимæ н’
ацæуай, уый ыстаугæ дæр ма ракæн, фаугæ
дæр ма ракæн.

Фæндагæн йæ дæргъæй,
йæ уæрхæй хъауджыдæр нæй.

Дæргъ уæрхмæ гæрста.

Æвæд фæндаг —
зындзæуæн.

Фæндагыл лæг ыстонг кæны.

Митвæндаг ыстонггæнаг у.

Залты мит, æнусы цъити уыл
ныууарæд, цæрæн æмæ уын хæрæн
куыд нæуал уа, уе ’рчъиты хъустæ куыд ныллыг кæнат
æмæ сæ уæ фадхос фæсæлттæй
артыл куыд ысфыцат! (Нарты таурæгътæй).

Фæндаг иумæйаг у.

Фæидаг куы уа, уæд хох æмæ
быдыр сыхæгтæ сты.

Оæндаг кæдæм нæй,
ахæм нæй.

Фæрсгæйæ ма лæг
æлдары хъæуы ыссары.

Фæндагыл дæ фысымуатмæ
чи хона, уымæ-иу бацу.

Кæм дыл баизæр уа, уым —
дæ хæдзар.

Кæм дыл бахсæв уа, уым —
дæ хæдзар.

Кæм дыл бахсæв уа, уым —
дæ фысым.

Æхсæв дам æй кæм
æр-ыййæфтаид, уырдыгæй йын ацæуæн нæ
уыд, зæгъгæ, ахæм æмбисонд хæссынц
Нарты Батырадзæй.

Цæйнæфæлтау дæм
сырдтæ ’мæ сынтытæ тигъмæ кæсой,
фæлтау дæм фысым тигъмæ кæсæд.

Искæй бæсты тыхджынмæ
бафысым кæн, зæгъгæ-иу дзырдтой раджы заман.

Фидар мæсыг — де ’хсæвиуат!

Хур куынæ уа, уæд мæйрухсы
дæр ис цæуæн.

Æхсæвы фæндаггон —
саузæрдæ.

Бирæ фæцыд, цъус —
уый йæхи йедтæмæ чи зоны? (Аргъауы ныхæстæй).

Фæндаггонмæ хъазын нæ
цæуы.

Фæндаггон лæг фæлмæцаг
у.

Хъæддзау лæг ыстонг кæны.

Хъæддзауы ’нгом бинонтæ
дард бæлццон хонынц.

Хорз хабархæссæг дæр
æмæ фыдгойгæнæг дæр бæлццон лæг
вæййы.

Дардбæстаг бæлццон —
ног уацхæссæг.

Дард бæлццон хæдзармæ
тырны.

Фæндаггон — хæдзармæ
тырнæг.

Æппæтæй хуыздæр
— хæдзар ыссарын.

Æгайтма ’гас хæдзар
ыссардтай!

Происхождение Уастырджи, значение имени

Уастырджи – это посредник между Богом и людьми. Согласно верованиям осетин, он находится на небесах, где занимает место возле самого Всевышнего. В нартских преданиях его называют отцом самого Сатаны.

Исследователи расшифровали слово «Уастырджи» следующим образом:

  • «уас» – «святой»;
  • «стыр» – «великий»;
  • «джио» – «Георгий».

Часто можно встретить версию о том, что осетинский святой – это одна из ипостасей христианского великомученика Георгия Победоносца. Ее сторонники указывают на идентичность имен обоих святых. На это указывает и то, что на одном из диалектов осетинского языка «Уастырджи» звучит как «Уас Герги». Также присутствует немалое сходство в том, как изображают этих святых – конными и вооруженными для борьбы со злом.

Существуют сторонники и другой версии, согласно которой Уастырджи и святой Георгий являются абсолютно разными персонажами. Доказательством своей правоты они считают тот факт, что эти герои имеют непохожую внешность и выполняют на небесах разные роли.

Основные достопримечательности г. Владикавказ

В городе, выросшем из мощной крепости, основанной в 1874 г., которую светлейший князь Потемкин считал ключом ко всему Северному Кавказу, есть на что полюбоваться. Знакомство с ним стоит начать с посещения наиболее интересных мест Владикавказа, являющихся его узнаваемыми символами.

Памятник Иссе Плиеву

Адрес: Площадь Плиева. Остановка транспорта «ЦУМ».

Благословенная земля дала миру немало отважных воинов, прославивших родину Аланов. Одним из них является боевой генерал Исса Плиев, командовавший в годы ВОВ конно-механизированным корпусом, наводившим ужас на хваленых гитлеровских вояк. Памятник великому земляку появился на набережной Владикавказа в 1998 г. Самую высокую из нескольких каменных трапециевидных стел, символизирующих горы, венчает скульптура, изображающая Плиева, скачущим галопом на коне. За плечами генерала развивается бурка, он пришпорил верного боевого товарища, который уже готов перепрыгнуть через Терек. Композиция скульпторов Б. Тотиева и Н. Ходова потрясающе передает экспрессию момента.

Столовая гора

Эту достопримечательность Владикавказу подарила сама природа. Столовая гора, считается одной из живописнейших вершин Скалистого хребта. Она возвышается на 2,933 км и замечательно видна из любой точки города. Особенно прекрасна гора, изображенная на гербе столицы Северной Осетии и давно ставшая одним из ее главных символов, на закате. Обязательно придите в это время на мост через Терек, чтоб насладиться потрясающим зрелищем.

Скульптура «Фатима, дарящая солнце»

Адрес: ул. Иристонская. Остановка транспорта «Улица Эльхотовская».

На въезде со стороны Беслана туристов встречает еще одна знаковая достопримечательность Владикавказа. В центре небольшой площадки, выложенной плитами, установлен куб. Над ним возвышается стилизованная скульптура прекрасной осетинской девушки. Красавица в национальной одежде поднимает над головой солнечный диск, в который вписан горный пик. Горожане ласково называют изящную инсталляцию из металла «Фатя». Согласно нартскому эпосу, Кавказ считается обителью богов. Великолепная Фатима как бы передает в дар от них солнечный свет жителям города и его многочисленным гостям.

Ольгинский мост

Адрес: ул. Коцоева, 62. Остановка транспорта «Улица Нальчикская».

Весной своенравный Терек широко разливается, а его бурные воды с легкостью сносят даже серьезные переправы. Поэтому в середине XIX в. городские власти решили избавить жителей Владикавказа от ежегодных бедствий, установив капитальный мост. Чугунные элементы заказали в Лондоне и уже в 1863 г. инженерное сооружение было открыто. Своим названием оно обязано супруге тогдашнего наместника Кавказа Ольге Федоровне. Удивительно изящная конструкция с длиной пролета в 52 м больше века являлась одной из главных достопримечательностей города, но, со временем, начала ветшать. Вместо нее рядом возвели новое сооружение из железобетона. Часть пролетов старого моста установили в селении Суаргомское и в Кабанском ущелье, а двумя из них вы можете полюбоваться и сегодня у Суннитской мечети.

Фонтан «Нарт Сослан»

Адрес: Площадь Ленина. Остановка транспорта «Площадь Ленина».

Простенький фонтан на площади Ленина, у которого любили назначать свидания и важные встречи горожане, существовал с давних времен. Однако в начале нынешнего столетия власти решили заменить его на нечто, более самобытное. Так в 2007 г. Владикавказ обрел еще одну знаковую достопримечательность. Доминантой великолепной скульптурной композиции является фигура могучего богатыря Сослана, танцующего с мечом в руке на чаше Уацомонги. По преданию, дивный сосуд наполнялся напитком, дающим великую силу, если нарты рассказывали правдивые истории о своих подвигах. В противном случае в нем появлялась зловонная жидкость, кишащая жабами, ящерицами. Гейзеры бьют из сопел в основании чаши и из разинутых пастей сказочных существ, восседающих по периметру круглого бассейна.

Георгий Победоносец и Уастырджи в одном лице

И вот, установленный в 1995 году памятник Георгию Победоносцу, сразу же обрел свое второе имя – Уастырджи, так его и сейчас называют.

Скульптура прикреплена к скале на высоте двадцати двух метров верхней частью плаща. Она во всех деталях олицетворяет силу, мужество, героизм. Образ лошади и Святого Георгия излучают энергию и динамичность. Лошадь в мощном прыжке с развевающейся гривой. Все ее мускулы рельефны, находятся в большом напряжении. Передние ноги поджаты для преодоления высокого препятствия. Фигура Георгия полна решимости. Доблестный и мужественный герой уверен в своей правоте. Всадник смело мчится навстречу врагам, его осанка гордая и воинственная.

Под скульптурой расположен жертвенный котел. Проходящие путники бросают в него свои приношения, дабы задобрить Георгия и просят его покровительства. А в скалу вмонтирована гранитная глыба с изображением Святого всадника на просторах поднебесья, и подпись под ним гласит не «Георгий Победоносец», а «Уастырджи де´мбал! Фандараст!». В переводе с осетинского это пожелание хорошей дороги.

Неподалеку есть маленькая пещерка, в ней также оставляют свои подношения. Кроме того, чуть поодаль, у подножия горы установлен каменный стол. Это святое место (осетины называют его дзуар), за этим столом мужчины молятся Уастырджи, сопровождая церемонию распиванием пива со знаменитыми осетинскими пирогами, за этим же столом у осетин принято решать мужские вопросы по прекращению кровной вражды и другие проблемы общин.

Есть такой обычай: во время чествования Уастырджи выкапывать небольшую бочку прошлогоднего пива. Его разливают в рога, в которых уже находится свежее пиво. Если смесь в сосуде не пенится, не шипит, это означает, что хозяин сосуда прожил этот год правильно и достойно. Если напиток бурлит, переливается через край, то мужчине стоит задуматься над своим поведением и чистотой своей совести.

Вот так Георгий Победоносец гармонично вплелся в историю и культуру Осетии, обретя имя Уастырджи.

Принцевская Алена

История создания монумента

Памятник самому главному осетинскому святому был установлен в Алагирском ущелье в 1995 г. Авторство этого необычного проекта принадлежит Ходову Н. В. Сам монумент был преподнесен в дар народу Осетии. Собирали грандиозную композицию во Владикавказе. По причине своих огромных габаритов и значительной тяжести к месту установки она прибыла на вертолете.

При взгляде на монумент не сразу удается понять, каким образом он удерживается в скале. Чтобы обеспечить всей конструкции стойкость, ее крепили на металлических балках, забетонированных в скальной породе на высоте 22 м.

Спустя несколько лет после установки памятник стал наклоняться вбок. При этом возник риск его обрушения. Вернуть монументальной композиции прежнюю устойчивость помогли восстановительные работы, в которых участвовали альпинисты.

Легенда о Уастырджи

Как-то три брата поехали на покос. Были он не из богатой семьи, и из еды у них была вода и черствый хлеб. К ним подъехал измождённый спутник. Но братья старались не замечать его так как им было стыдно предложить данное угощение.

Несмотря на это самый младший брат предложил путнику воды и хлеба сказав, что к сожалению, подать больше нечего. Старец был благодарен юноше за такое скромное угощение. Однако, когда младший брат стал наливать воду, из кувшина потекла медовая брага, а вместо чёрствого черного хлеб из мешка достал благоухающую буханку белого хлеба. Братья поняли, что перед ними непростой гость.

Путник поблагодарил за угощение и предложил всем братьям высказать свое пожелание. Старший захотел отару овец, которая никогда бы не заканчивалась. Средний возжелал чтобы на его поле всегда росла хорошая пшеница.

Младший не знал, что попросить и сказав путнику, что спросит совета у дяди. Уастырджи, а именно так звали незнакомца, разрешил сбегать юноше до своего дяди. Однако дядя не знал, чем помочь своему племяннику и отправил его к своему более старшему брату. Но и тот отправил его к своему более старшему и мудрому брату.

Какого же было удивление молодого алана, когда вместо старца он увидел молодого человека и спросил: «Почему ты выглядишь так молодо, в то время как твои младшие братья старики с седыми как снег бородами?».

Старец ответил, что главное его богатство — это супруга и дал совет, чтобы тот попросил себе хорошую жену. Братья смеялись над пожеланием младшего, но тем не менее Уастырджи выполнил его желание и помог женится на самой лучшей девушке.

Сколько прошло лет с той истории никто не знает, но однажды Уастырджи решил вновь проведать трёх братьев. Подъехал он к старшему и попросил у него барашка поесть. Старший брат усмехнулся и отказал старику в его просьбе. Уастырджи, со словами «Помни, кто дал тебе это стадо, может забрать у тебя его и обратно» превратил его отару в камни. Средний брат также отказал дать нищему хлеба, чтобы тот накормил себя и своего коня. И Уастырджи превратил его поле в камни. Настала очередь посещения младшего брата.

Путник приблизился к дому младшего брата, но на встречу ему вышла жена. Она сообщила, что хозяина нет дома, но гость может зайти и покушать. Также она напоила и накормила коня.

Перед тем как посадить гостя за стол она укрыла тело сына (который умер незадолго до прихода незнакомца) покрывалом дабы не смутить путника. Уастырджи настаивал на том, что женщина накормила и ребёнка, и она была вынуждена признаться в том, что ребёнок умер.

Недолго думая, он приказал женщине испечь хлеб с солью и дать воды. Женщина быстренько выполнила просьбу незнакомца. Уастырджи нагнал смерть с душами мертвых и выкупил душу ребёнка за воду, предварительно накормив её хлебом с солью. Затем он вдохновил жизнь в ребенка, а там вернулся тот самый младший брат. Уастырджи поблагодарил за гостеприимство и отдал ему всё то, чем обладали его братья.

Это одна из немногих легенд, которая рассказывает о справедливости и благородстве Уастырджи.

Spread the love

Архитектура и памятники: что посмотреть во Владикавказе

Экскурсии по интересным местам Владикавказа доставят наслаждение ценителям архитектуры и памятников. В городе есть на что посмотреть и чем восхищаться.

Здание гостиницы «Империал»

Адрес: Проспект Мира, 19. Остановка транспорта «Улица Горького».

Прогуливаясь по проспекту Мира, легко полюбоваться прекрасным образцом архитектурного модерна – зданием гостиницы «Империал». Роскошный особняк с ажурной лепниной и куполом сразу приковывает к себе взгляд. На момент открытия в 1886 г. гостиница считалась наиболее элитной из всех подобных заведений города. Ее номера поражали великолепием отделки и меблировки. При гостинице работал шикарный ресторан, где для гостей играл симфонический оркестр, выступали артисты варьете, а также бильярдная с мраморными столами.

Здание железнодорожного вокзала

Адрес: ул. Маркова, 24. Остановка транспорта «Железнодорожный вокзал».

Прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Владикавказом было установлено еще в 1875 г. Тогда же построили из кирпича и здание вокзала, исправно служившее почти сто лет. Однако к середине прошлого века оно начало ветшать. После проведенной реконструкции преобразилось не только само сооружение, но и вся привокзальная площадь. Новое здание в пышном стиле сталинского ампира с аттиком и элегантным портиком, поддерживаемым спаренными колоннами, стало настоящим украшением города.

Особняк барона Штейнгеля

Адрес: Проспект Мира, 7. Остановка транспорта «Улица Горького».

На улицах Владикавказа можно увидеть немало зданий, напоминающих о богатейшем промышленнике и меценате бароне Штейнгеле. К сожалению, великолепный дворец, подаренным им городу был уничтожен, а вот изящный дом, с 1908 г. считающийся изюминкой архитектуры города, уцелел. Сейчас прекрасный особняк с готической башней-эркером и ажурной конструкций над входом, увенчанной двумя симметричными шатровыми куполами, опирающимися на стройные колонны, занимает администрация парка К. Хетагурова.

Мемориал Славы

Адрес: пересечение проспекта Коста и ул. Красногвардейской. Остановка транспорта «Дом печати».

Накануне празднования 60-летия великой Победы в городе торжественно открыли мемориал Славы, сразу ставший одной из главных достопримечательностей Владикавказа. Попасть на его территорию можно через массивную Триумфальную арку, облицованную полированным гранитом. С восточной стороны монументально-парковую композицию ограждает стена с декоративным панно, рассказывающим в картинах об истории обороны и освобождения Северного Кавказа в годы ВОВ. Доминантой мемориала является ажурная колонна, увенчанная конной статуей Георгия Победоносца. Кроме того, здесь можно увидеть барельеф «Поэты и писатели, посетившие Владикавказ», а также великолепную композицию из бронзовых скульптур «Послы у императрицы».

Памятник Дзаугу Бугулову

Адрес: Площадь штыба. Остановка транспорта «Площадь Штыба».

Еще один колоритный и весьма почитаемый горожанами памятник с 2007 г. украшает площадь Штыба. Он посвящен Дзаугу Бугулову, покинувшему по преданию родное селение из-за кровной мести и основавшему на берегу Терека аул. Именно здесь позже была построена крепость – предшественница современного Владикавказа. Скульптор воплотил образ Бугулова в бронзе. Дзауг, облаченный в национальные одежды, сжимает в одной руке пастушеский посох, а второй будто указывает на место, где должен быть заложен город.

Дорога к святому месту

Добраться к памятнику Уастырджи несложно. Координаты на карте для тех, у кого имеется собственный или арендованный транспорт, – 42.9590431, 44.2118061. Если следовать сюда из Владикавказа, необходимо проехать через такие населенные пункты, как Дзуарикау, Хаталдон, Бурон, мимо бальнеологического курорта Тамиск. Чтобы преодолеть это расстояние на авто, потребуется около часа.

К достопримечательности регулярно следуют рейсовые автобусы, едущие в столицу Осетии Цхинвал. Выдающийся монумент является обязательным пунктом большинства экскурсионных туров, проводимых в этой горной стране.

Святилище, фото памятника Уастырджи

Места, предназначенные для поклонения Уастырджи, встречаются в Осетии повсеместно. Центр культа святого расположен в Алагирском ущелье. Это главное в государстве святилище Уастырджи. Оно находится в Северной Осетии, неподалеку от города Алагир. Здесь возведен огромный памятник Уастырджи де Мбал, который сделан очень необычно. Он является местом паломничества и постоянно привлекает к себе многочисленных туристов.

Многотонный монумент величественно нависает над горным шоссе. Памятник изображает осетинского святого сидящим верхом на коне. При взгляде на него создается впечатление, что легендарный герой выскакивает непосредственно из скалы.

Каменная композиция, также называемая Ныхас Уастырджи, была создана в 1995 г. и стала незабываемым подарком всему народу Осетии. Разработкой этого уникального проекта занимался Н. В. Ходов. Сегодня этот монумент признан одним из крупнейших конных памятников во всем мире. Грандиозное произведение искусства весит 28 тонн, а на его ладони легко помещается взрослый человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector