О семейной жизни и воспитании детей

Развод и повторный брак в христианстве: можно ли еще раз венчаться?

Право расторгнуть церковный союз имеют овдовевшие, а также те, у кого есть приемлемые, исходя из христианской веры, причины для этого.

Супруг имеет право разорвать семейные узы за прелюбодеяния другого супруга, а также из-за смены веры последним. Неизлечимое бесплодие также может считаться приемлемой причиной. На это есть определенный срок — от трех до семи лет.

Если было принято решение, несмотря на бесплодие, остаться вместе, то поменять его уже нельзя. Супружеский союз должен быть разорван в принципе, если оказалось, что муж и жена находятся в кровном родстве. Люди, расторгнувшие брак по христианским канонам, имеют право опять воссоединиться в супружеском союзе.

Венчающиеся в третий раз или вместе с человеком, делающим это в третий раз, должны соблюдать посты и длительные молитвы. Нельзя обвенчаться с человеком, разорвавшим свои предыдущие отношения в разрез с христианскими догмами.

В русской православной церкви допускается второй и третий брак. Последний не считается торжественным и проводится в качестве снисхождения.

Любовь — основа брака. Даже у священнослужителя.

Вышеописанные ситуации различны внешне, но во всех одинаково попираются важные принципы, лежащие в основе христианского брака. К сожалению, сегодня достоинство священнического брака приходится защищать не только от угроз и искушений современной цивилизации, но и от специфических церковных стерео-типов. Главным из них является представление, что в жизни клирика семья обречена на «естественное» вытеснение священным служением. Библия учит нас обратному: успешное служение в Церкви Божией является продолжением состоявшейся семейной жизни священника или диакона.Чтобы быть по-настоящему православным, достойным священнического служения, брак клирика вовсе не должен рядиться в одежды прежних эпох. Все, что от него требуется, это соответствовать тем нормам супружеской жизни, которые сообщены браку христианским учением. К счастью, эти нормы совершенно совместимы с семейными ценностями современной культуры: взаимное уважение, ответственность участников брака, равенство и эмоциональная близость.

Одним из величайших сокровищ предания Православной Церкви является практика женатого священства. Несмотря на сильнейшее монашеское влияние, Церкви удалось отстоять эту традицию. Многие святые отцы указывали на то, что жизнь в семье, забота и сердечная любовь к супруге и детям служит для священника хорошим лекарством от разных форм очарованности собой, прельщенности величием своего служения. Можно сказать, что духовность в полном смысле семейного священника, не стесняющегося своего брака, обладает той необходимой степенью здравости и уравновешенности, которая делает из него пастыря ответственного и зрелого.

диакон Алексей Волчков

иллюстрации: Александра Ершова

Матушка Марина Швед (с. Рудковцы, Каменец-Подольский район):

Секрет семейной жизни очень прост. Он заключается в любви, заботе, дружбе, в молитве, в понимании… В Библии очень хорошо сказано о семье: И сказал Господь Бог: «Не хорошо быть человеку одному» и сотворил ему помощника, соответственно ему…

Крепкая семья не падает с неба, не дается в награду, как приз. Крепкая семья требует больших усилий, терпения, понимания и любви.

Семья – это то место, где тебя любят, где лечатся душевные раны, где принимают тебя таким, каков ты есть. Откуда не хочется уходить. Где ты, возвращаясь после будничных забот, как жаждущий, напиваешься воды.

Семья – это дети. Это часть нас, наше продолжение. Быть родителями — это взять на себя Божий дар — детей. Быть для них примером любви, мудрости, мужества, послушания и смирения. Глядя, как вы молитесь, и ваши дети будут молиться. Если вы радуетесь и не грустите, то и детям легче будет преодолевать трудности. Так как мы заботимся о наших родителях, так и они будут заботиться о нас в старости. Если мы будем милосердны, то и наши дети будут беспокоиться о ближних и дарить частичку своей души обездоленным. И если мы постоянно находимся в общении с Богом, то и они будут расти в любви Небесного Отца.

Мы с батюшкой женаты уже 18 лет, воспитываем четырех детей, и конечно же, у нас случаются конфликты в семье. Причины их различны, но секрет их преодоления один, и он заключается в молитве. Обычно супруги должны стараться не допускать кризисных ситуаций, но если такие все же возникли, то прежде всего нужно просить помощи у Бога.

Мы пришли в этот мир дарить любовь и добро, хотя часто об этом забываем. Жена делится с мужем радостями, принесенными ей новым днем. Мужчина рассказывает о своих достижениях, дети делятся своими успехами… И этот обмен эмоциями делает каждого человека, проживающего в этой семье, счастливее. И даже если кто-то расстроен или подавлен, то именно в семье он получит огромную поддержку.

Мы часто общаемся с семьями, в которых возникают определенные трудности, и когда мы им говорим о молитве, то оказывается, что большинство мужчин не знают молитв. И тогда батюшка предлагает им просто поговорить с Богом, попросить помощи своими словами, как могут. И Господь обязательно отвечает на такую ​​молитву. Мы не слышим Его голоса, Он отвечает нам через людей и через определенные ситуации в жизни. И все в жизни этих семей, слава Богу, налаживается.

Знаете, говорят: «Когда Бог будет на первом месте, то все будет на своем». Господь постановил главой семьи мужа, и если муж мудрый, молится и просит Божьего благословения на семью, то и жена, и дети живут в любви и радости. Их жизнь приобретает смысл и не зависит от внешних факторов: от мнения окружающих, от размера заработной платы, от настроения близких. И конечно же жена, если верит и поддерживает своего мужа, то и семья тогда будет строиться на понимании и помощи друг другу. Женщинам дарована большая сила — сила молитвы! Это и материнская молитва, и молитва за своего мужа, и молитва за семью. Только молитва может породить любовь даже в самом зачерствевшем сердце.

Не забывайте благодарить родных за любовь, которую они вам дарят! И пусть дорогим вам людям будет у вас тепло!

Канонические препятствия к венчанию

Церковь накладывает много ограничений на венчание. Главные причины отказа в создании брачного союза:

  1. кровное родство до четвертой степени. Троюродным нельзя вступать в церковный супружеский союз;
  2. принадлежность к другой вере (но не к другой конфессии);
  3. тяжкие грехи;
  4. тяжкие грехи в роду;
  5. совершение аборта женщиной или причастность к нему мужчины;
  6. неправильное расторжение предыдущего брачного союза обоими или одним из желающих вступить в брак. Таковым может считаться развод без религиозных причин или ложь ради выхода из церковного союза;
  7. родственность обоих к супругам, состоящим в уже существующем церковном браке (например, сестра одного супруга и брат другого);
  8. наличие трех церковных союз в прошлом;
  9. официальный брак или сожительство с посторонним человеком.

Нельзя бракосочетаться некрещеным. Сначала нужно пройти обряд крещения.

Одной из причин отказа может быть виновность в разводе. Это могла быть измена, после которой другой супруг воспользовался правом разорвать отношения.

Ситуация 2. Брак священника — закрытая тема.

Понимая, что в настоящее время церковное служение окружено массой стереотипов, угрожающих семейному счастью, клирики часто делают тему своей семейной жизни полностью закрытой для общины.

Нередко жена священника специально не посещает тот храм, где служит ее супруг

Ведь пристальное внимание со стороны верующих и поучения церковных бабушек могут лишить душевного равновесия даже самую кроткую из матушек. Прихожане «со стажем» (особенно в небольших городках и сельской местности) могут предъявлять и молодому священнику множество внешне-формальных, бессодержательных требований, от которых он торопится скрыться в уют домашнего очага

Лишь в общении с домочадцами он может снять благочестивую маску, которую требует от него приход, и стать самим собой: любящим мужем и нежным отцом. Подобная «приватизация» семейной жизни не может быть поставлена в упрек священнослужителю, такое поведение обусловлено не его внутренней слабостью, а специфическим укладом приходской жизни, сложившимся до него. Остается только сожалеть, что счастливый брак священника не служит проповеди о Христе, которая более всего действенна, если подтверждена делами и образом жизни.

Цели духовного брака

Библия призывает жить в любви и уважении. Супруги должны оказывать друг другу взаимопомощь в приверженности христианской вере.

Они обязаны предоставлять взаимную безвозмездную помощь в повседневных делах. Муж и жена должны соблюдать верность и не иметь отношений вне брака.

Члены семьи должны поддерживать в себе такие качества:

  • терпение;
  • снисходительность;
  • жертвенность;
  • великодушие;
  • верность.

У мужа с женой должны быть приемлемые с точки зрения церкви половые отношения.

Именно богоугодная совместная жизнь и служение богу являются основными целями брака. Произведение потомства в семейных отношениях является одним из предназначений христианской семьи, но не главным.

Исторически сложилось, что рождение внебрачных детей подвергалось общественной критике, но в христианской части современного мира данное явление неактуально.

Считается ли блудом невенчанный брак: мнение священников о гражданских союзах

Большинство священнослужителей выражает мнение о неприемлемости приравнивания гражданского (официального) брака к блуду. Гражданский союз не является тайным, а люди, состоящие в нем, открыто показывают свое отношение друг к другу.

Официальные представители церковных структур высказывались относительно позиции некоторых священников о том, что официальный брак это грех или о том, что такой союз должен быть разорван.

Это было приравнено к личной неправильной позиции священнослужителей. Жизнь в официальных отношениях с супругом, не желающим церковного брака или неверующим в бога, не только не является грехом, но и может быть воплощением миссии по спасению такого человека.

Не одобряется церковью совместная жизнь без регистрации. Сожительство, по ошибке именуемое некоторыми как «гражданский брак», считается блудом.

Отношение к детям

«Рождение детей сделалось величайшим
утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и
человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание
прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение
детей, являя в нем… образ воскресения».

«Слово Божие признает детей не столько
достоянием родителей, сколько собственностью Божией: «Вот
наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева»
(Пс. 126:3). Какая мать могла когда-либо сказать: буду
иметь плод? Какой отец мог сказать: буду иметь сына?..
Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и
другое есть Божие дело, Божий дар».

Но этот дар налагает серьезную
ответственность на родителей, о чем хорошо говорит святитель
Иоанн Златоуст: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее
образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе
воспитание… Если рождаемые тобою дети получат надлежащее
воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели,
это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме
награды за собственные добрые дела, ты получишь великую
награду за их воспитание». Напротив, как свидетельствует
преподобный Симеон Новый Богослов, «если родители не
оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не
внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от
рук их». «Нерадение о детях – больший из всех грехов, он
приводит к крайнему нечестию. Хотя бы вся наша жизнь была
благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не
радеем о спасении детей».

«Кто хочет хорошо воспитать детей,
воспитывает их в строгости и трудах». «Хорошее воспитание не
в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом
стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать
нашу природу недоступной для пороков».

Более же всего, как советует святитель Тихон
Задонский, нужно учить собственным примером, «ибо дети
особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и
сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому
родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример
добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их
наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо
дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих
юных душах, чем слушают их слова».

«Детей вы обязаны учить, а от детей сами
должны учиться, по сказанному от Самого Господа: «аще не
будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное». А святой
апостол Павел протолковал это так: «Не дети бывайте умом, но
злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте»».

«Для вас довольно будет и того, если вы
позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить
им православное понятие и благонамеренными наставлениями
оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что вы
благoe посеете в душах своих детей в их юности, то может
после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое
мужество, после горьких школьных и современных испытаний,
которыми нередко обламываются ветви благого домашнего
христианского воспитания… Как мать чадолюбивая, сами
передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как
умеете. Вас в этом заменить никто не может… слова матери
более могут действовать на них, нежели слово постороннего
человека. Наставления других действуют на ум, а наставления
матери – на сердце».

Стоит ли наказывать детей? Священное Писание
говорит вполне определенно: «Наказывай сына своего, доколе
есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19:18). А
вот что говорят об этом святые отцы: «Наставляй добродушно;
обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением»;
«надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее.
Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда
направится далее с своим желанием поступления вперед и
возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении
поколебать справедливые пределы разумной и законной
свободы?»

Святые Петр и Феврония Муромские

День семьи, любви и верности, который в последние годы становится очень популярным, отмечают в день памяти святых князей Петра и Февронии Муромских. Эта супружеская пара стала примером христианского брака.


Икона Петру и Февронии Муромским

Петр был княжеского рода, и его одолела болезнь — все тело было покрыто язвами и струпьями. Ни один лекарь не мог его исцелить. Прознала о болезни князя простая девушка Феврония, которая имела дар врачевания. Но она поставила условие — исцелит Петра, только если тот женится на ней.

Конечно, знатному князю вовсе не хотелось брать в жены простую девушку без рода. И он обманул девушку, дав обещание, которое не собирался выполнять. Тогда Феврония исцелила князя и он сразу же уехал от нее. Но прошло совсем немного времени, и болезнь воспряла уже с новой силой. Тогда князь понял, что сильно согрешил, нарушив клятву. С повинной головой вернулся он к Февронии, и вскоре они стали мужем и женой. Болезнь отступила, на этот раз уже окончательно.

Петр и Феврония прожили долгую и счастливую жизнь. Их княжеское правление было мудрым и милосердным, поскольку оба искренне верили в Господа и старались своей жизнь исполнять Его заповеди. В старости оба приняли монашеский постриг, однако, заповедали похоронить себя вместе, в едином гробу.

Умерли святые в один день и час, каждый в своей келии. По монашескому обычаю решили, что не пристало хоронить монахов разного пола вместе, поэтому предсмертная воля была нарушена, и тела для погребения была отнесены в отдельных гробах в разные храмы. Каково же было удивление всех, когда наутро перед самым погребением, умершие вновь лежали вместе. Так их и похоронили, а образ Петра и Февронии Муромских стал примером истинной христианской семьи.

Молятся святым Петру и Февронии Муромским о счастии в браке, о скорой встрече со своей второй половинкой, о примирении супругов, о благополучии родных.

Церковь должна охранять брак

И только Церковь сейчас еще способна говорить, как создать и сохранять семью. Существует масса предприятий, которые дают возможность брак заключать и расторгать, и рассказывают об этом.

Раньше Церковь действительно была тем органом, который брал на себя ответственность законного брака и одновременно осуществляла церковное благословение. А теперь понятие законного брака все более и более размыто. В конечном итоге законный брак будет размыт до последнего предела. Очень многие люди не понимают, чем законный брак отличается от гражданского. Некоторые священники тоже путают эти понятия. Люди не понимают смысла заключения брака в государственных учреждениях и говорят, что лучше повенчаются, чтобы встать перед Богом, а в ЗАГСе – что? В общем, понять их можно. Если они любят друг друга, то им не нужна справка, какое-то формальное свидетельство о любви.

С другой стороны, Церковь имеет право заключать только те браки, которые заключены в ЗАГСе, здесь и получается странная вещь. В итоге некоторые священники говорят странные слова: «Вы распишитесь, поживите немножко, — годик. Если не разведетесь, то приходите венчаться». Господи, помилуй! А если разведутся, что не было брака? То есть такие браки как бы не считаются, как будто их не было, а которые Церковь повенчала – это на всю жизнь…

С таким сознанием невозможно жить. Если такое сознание мы принимаем, то и любой церковный брак тоже будет распадаться, — ведь есть причины для расторжения церковного брака. Если таким образом относиться к государственному браку, что он такой «недобрак», то количество разводов будет только увеличиваться. У брака венчанного и невенчанного одна и та же природа, последствия развода везде одинаковы. Когда допускается странная идея, что можно пожить до венчания, то каким у нас будет сам брак? Что тогда мы понимаем под нерасторжимостью, под «двое – плоть едина»? Что Бог сочетал, человек не разлучает. Ведь Бог сочетает людей не только через Церковь. Люди, встречающиеся друг с другом на земле, — по-настоящему, глубоко — они все равно осуществляют природу брака, данную Богом.

Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.

Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.

Здесь возникает огромная путаница и психологические препятствия для людей, которые ищут себе жениха или невесту в православных молодежных клубах, потому что лишь бы православный с православным, а иначе никак нельзя.

***

Из этих слов видно, что «Церковь настаивает
на пожизненной верности супругов и нерасторжимости
православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса
Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто
разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на
другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной
прелюбодействует» (Мф. 19:6, 9). Развод осуждается Церковью
как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и
супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям.
Крайне беспокоит современное положение, при котором
расторгается весьма значительная часть браков, особенно
среди молодежи…

Единственным допустимым основанием развода
Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость
брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях
разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою
пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами
(научение, молитва, участие в таинствах) оберегать
целостность брака и предотвращать развод…

В 1918 году Поместный Собор Российской
Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению
брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве
таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в
новый брак, также отпадение супруга или супруги от
Православия, противоестественные пороки, неспособность к
брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся
следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой
или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к
наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния,
посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей,
снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств
супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное
оставление одного супруга другим. В настоящее время этот
перечень оснований к расторжению брака дополняется такими
причинами, как заболевание СПИДом, медицински
засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания,
совершение женой аборта при несогласии мужа».

Если распад брака является свершившимся
фактом, а восстановление семьи не признается возможным, по
снисхождению также допускается церковный развод, который по
сути является не отменой таинства брака со стороны Церкви, а
лишь констатацией того факта, что этого брака больше не
существует, он разрушен одним или обоими бывшими супругами.

Как почитать того, кто проявлял насилие и унижал?

Самый трудный вопрос — это как почитать родителей, которые проявляли насилие по отношению к своим детям. Людям, пережившим такое отношение со стороны самых близких, очень тяжело справиться с этой травмой. Одно дело, если ребёнок был сложным и тоже причинял родителям много бед, другое — если родительская тирания ничем не была спровоцирована со стороны ребёнка. Таким помочь сложнее всего. Думаю, что самостоятельно человек не может развязать такой узел обид. Знаю это по себе: уже будучи священником и имея знания в области психологии, я однажды понял, что нахожусь в тупике и не знаю, что делать. Поэтому я пошёл к психологу, с которым прорабатывал свои обиды.

Мне было легче, чем многим, потому что я к тому времени уже был знаком с программой «12 шагов», в которой работал с этими проблемами, и к общению с психологом был готов. Хотя я регулярно исповедовался и причащался, без специалиста решить эти проблемы не получалось. Думаю, нужно решать такого рода вопросы с двух сторон: с духовной и с медицинской. Главное — не заталкивать их вглубь своей души, потому что они там останутся и будут по-прежнему мешать жить. Более того: они могут так или иначе отразиться на ваших детях. Нужно обязательно обозначить для себя, что такая проблема есть, и просить у Бога помощи в её решении. Через книги, людей, какие-то другие источники Он пошлёт вам возможность выхода. Бог всегда протянет руку помощи, если Его об этом просить.

Оправданная жёсткость

Дети могут обижаться на родителей, если те с ними жёстко обходятся, но порой жёсткость может быть оправданной. Нередко излишнее потакание вредит ребёнку, и родители вынуждены идти на строгие меры. Я занимаюсь с группой анонимных алкоголиков и знаю ситуации, когда пожилые мама и папа не только содержат сорокалетнего неработающего лентяя, но и дают ему деньги на спиртное. Они не смеют выгнать великовозрастного сына из дома, потому что считают, что обязаны заботиться о ребёнке. Но в сорок лет человек уже не ребёнок, а взрослый мужчина, которому родители ничего не должны!

На определённом этапе ребёнка нужно отпустить, но некоторым детям удобно жить при родителях, и если те его подталкивают к самостоятельности, то он воспринимает этот жест как проявление нелюбви, предательство и тому подобное — и в итоге считает, что такие родители не заслуживают почитания, хотя это совсем не так. Мне вспоминается история одного молодого человека, который уехал в Москву, где быстро потратил все деньги, которые ему дала мать. Он попросил у неё ещё, но она отказала, потому что их просто не было. Сын обиделся и пять лет не разговаривал с ней, потому что был вынужден тяжело работать, чтобы иметь возможность жить в большом городе и учиться. К счастью, со временем он понял, что мать была права, и благодарил её. Так что порой почитать родителей не получается не из-за того, что родители плохие, а из-за обычного эгоизма.

В чём помогает?

Икона Петра и Февронии Муромских чудотворцев помогает, если к святым обращаются, чтобы:

  • сохранять семью, преодолевая возникающие на пути брака невзгоды;
  • беречь любовь между супругами, прощать друг друга;
  • сохранить чистоту брака, преданность друг другу;
  • зачать в браке здорового ребёнка;
  • встретить свою настоящую любовь;
  • сохранить целомудрие;
  • помириться тем, кто в ссоре;
  • обрести здоровье болеющим;
  • воспитывать детей;
  • ограждать от всякого зла отечество.

8 июля – день памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских.

Иконой с чудотворными ликами благословляют родители молодых во время свадьбы. У святых испрашивают заступничества для своих близких. С их помощью даже самые невезучие люди обретают надежду на счастье. Им молятся о спасении любви.

Размещённая над супружеской кроватью икона отводит от семьи беды. Современные браки из-за распущенных нравов часто распадаются. Оставленный супруг теряет смысл жизни. Всенародную любовь святые обрели, помогая сплачивать почти разрушившиеся семьи, решать бытовые проблемы.

Брак священника — свидетельство в этом мире

В православном сознании священно-служитель, его образ жизни, вера и внешний вид имеет статус каноничности. Считается, что священнику стоит подражать, поскольку он сам преуспевает в подражании Иисусу Христу и ведет жизнь в соответствии с христианскими идеалами. Черты нормативности приобретает и брак священника или диакона. То, как он вступил в супружество, какие царят отношения в его семье, как он относится к своей жене, которую отныне принято называть «матушкой»,— все это представляется любому прихожанину крайне интересным. И дело тут не в любопытстве или желании посудачить о чужой личной жизни, а в том, что семья занимает в жизни каждого человека одно из важнейших мест. Каждый христианин нуждается в позитивном примере супружеской жизни и в мудром «брачном» назидании гораздо больше, чем в наставлениях об исихазме и прелести, которыми изобилуют амвонные речи протоиереев и иереев. Достойный пример семьи, отношения в которой основаны на взаимной любви, верности Иисусу Христу и Его заповедям, может играть не меньшую миссионерскую и душепопечительскую роль, чем проповеди. Ведь где еще, кроме дома священнослужителя, можно найти брак, для которого до сих пор принципиально важным остаются нравственные ценности, надежно забытые миром.

Современные молодые люди боятся связать свою судьбу с кем-то «до конца», на всю жизнь. Священник же связан с супругой навсегда; измена жене влечет за собой немедленный запрет в служении. Библейское представление о том, что спутником верующего христианина в браке может быть лишь другой верующий христианин, не всегда понятно современникам. Суженого в миру выбирают, учитывая его достаток, внешнюю привлекательность, статус. А в браке священника подобная ситуация чревата скорой трагедией: ритм церковного служения, множество затруднений и испытаний окажутся настоящей трагедией для матушки, чуждой ценностей своего супруга. Современный человек старается уйти от разного рода ответственности и обязательств.

Многие предпочитают приятельство дружбе, а флирт браку. Даже церковная молодежь не спешит создавать семью, дорожа своей свободой, понимаемой как возможность ни с кем себя не связывать и ни за что не отвечать. Но жизнь стремящегося к служению должна быть свободной от описанных недугов современности: клирик вступает в брак исключительно до принятия сана. Православное предание требует от будущего священника преодоления свойственного каждому человеку эгоизма, нерешительности и инфантилизма в статусе мужа, главы семейства. Тем самым утверждается, что к ответственному и серьезному служению Богу способен лишь тот, кто способен к созданию семьи. Успешный брак священнослужителя, основанный на столь высоких ценностях и христианских принципах, может стать источником вдохновения и надежды, примером для людей, не знающих о том, каким чудесным может быть союз двух верующих людей. Однако в действительности брак священнослужителя тоже оказывается в «зоне риска».

Монашество

Церковь издревле почитает идеал девства ради
Бога, воплощенный в монашеском пути. Безусловно, монашеский
путь является более славным и достохвальным, чем брачный,
однако это не служит поводом для уничижения брака. Церковное
отношение к этому выразил святитель Амфилохий Иконийский:
«Мы не вносим вражды между девством и браком; напротив,
уважаем то и другое как взаимно полезное. Славно девство, но
девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни
девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (см.: Мф. 25:
1-13). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный,
поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты
его».

О причинах того, что монахи в числе трех
главных обетов дают обет целомудрия, тем самым отказываясь
от вступления в брак, пишет святитель Григорий Нисский:
«Вступившим в брачную жизнь неудобно с душевным спокойствием
посвящать себя жизни Божественной. А тем, которые совершенно
удалились от этой бурной жизни и всякого развлечения, очень
легко предаваться высочайшим упражнениям».

Более подробно это объясняет святитель
Феофан Затворник: «Монах тот, у кого так устроено
внутреннее, что только есть Бог да он, исчезающий в Боге. А
так как этому настроению много мешает семейная и гражданская
жизнь, то ищущие его удаляются от общества, разрывают или
даже совсем не вступают в семейные связи. На это есть
указание у Самого Спасителя, именно о безбрачии и
совершенном нестяжании».

Итак, отказ от семейной жизни у настоящего
монаха продиктован не презрением к браку, а стремлением к
цели, которую достигнуть для него много удобнее без брака.

Иоаким и Анна

Это прославленные в чине святых родители Самой Пресвятой Матери Божией. Они – дедушка и бабушка Самого Иисуса Христа. Благодаря их терпению и молитвам Бог избрал их для рождения Матери Сына Своего, Иисуса Христа, на Землю.

Праведные Иоаким и Анна стали первыми покровителями брака в христианстве. История терпения святых предков Господа Иисуса, показывает, что Господь всегда посылает нам испытания ради нашей пользы, даже прославления. Бог долго оставлял Иоакима и Анну бездетными, чтобы они успели взойти на вершины святости, обрели полноту счастья и все человечество увидело Силу Божию, побеждающую законы человеческой плоти. Мы можем и должны выдержать жизненные Божии уроки, зная, что получим награду за них и помня, что Господь любит нас. Ему подвластно любое чудо: 70-летние старики родили здоровую Малышку, будущую Бородищу, что кажется просто невероятным и сегодня.

Житие святых являет нам чистоту и любовь, которыми должны обладать каждые родители, чтобы благословить ими своих детей, передав им эти добродетели. Образцом для современных супружеских пар является и терпеливое перенесение бесплодия или временной невозможности иметь детей из-за длительной болезни, недостатка материальных средств или по социальным показаниям. Нельзя обращаться к колдовству или роптать. Будьте спокойны и ожидайте воли Божией о зачатии малыша; ни в коем случае не делайте аборт, если вам вдруг показалось, что вы не справитесь с ребенком – также молитесь святым и не отчаивайтесь.

Этих святых просят о помощи в любых трудностях, связанных с семьей или семейным положением:

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Молитвы о детях, беременности

Особую благодать в вопросах, связанных с детьми и семьей, имеют иконы Богородицы

Посетите святые источники, которые есть во многих монастырях России. Так, известно, что жена последнего российского императора – святая царица Александра Феодоровны – молилась о даровании сына и забеременела им после омовения в источнике преподобного Серафима Саровского в Дивеево.

Поскольку сила родительской молитвы известна издревле, сохранилось много молитв родителей о детях. Известны различные чудеса, совершаемые по молитвам к святым и Богородице

Не ленитесь молиться о детях – это так же важно, как и обеспечение их безопасности. Святой Паисий Святогорец советовал при любых трудностях с детьми, особенно трудностях в общении – больше говорить о детях с Богом и меньше надоедать им разговорами с наставлениями

Как молиться при проблемах в семье Божией Матери

Если в вашей семье присутствуют проблемы, недопонимание или даже измены, важно больше молиться Господу и Божией Матери. Молитва – помощь в любой сложной ситуации

Молитесь и в случае нищеты, бед, материальных трудностей – ведь Господь первый Помощник каждому человеку в любых трудных обстоятельствах. Зачастую в долгих отношениях наступают кризисы. Порой кажется, что семья рушится, люди хотят разойтись и никогда не видеть друг друга. Увы, нарушение верности в браке, предательство, обман – все эти грехи присущи людям

Иной раз не из-за злого намерения, но по неосторожности ваш супруг или супруга может нанести вам такую рану

Однако рушить легче, чем созидать. Постарайтесь сохранить семью своими совместными молитвами. Читайте утром и вечером молитву Божией Матери о вашей семье

«Пресвятая Владычица моя Богородица, возьми семью мою под Свой Покров. Всели в сердца супруги (супруга) моего и наших детей мир, любовь и все доброе. Помоги, Матерь Божия, чтобы мы вместе прославляли имя Твое и Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитвами всех святых и Своей Пречистой Матери да хранит вас Господь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector