Л. в. собинов
Содержание:
Значение творчества и личности
Известный русский певец С. Лемешев утверждал, что Собинов совершил настоящий переворот в оперном искусстве: он сочетал индивидуальный подход к каждой роли с постоянным поиском новых возможностей для её исполнения. Например, всегда исследовал материал, касающийся предстоящей роли, эпоху и быт. Вникал в сложную психологию героя, его духовный мир.
Знаменитый тенор Леонид Собинов
Его голос и сценическое обаяние быстро покорили весь художественный мир в России, а вскорости и за границей, где он исполнял сложнейшие партии в операх русских и зарубежных композиторов. Его триумф был одинаков и на родине, и за рубежом. Одна итальянская газета писала: «У него голос чистейшего тембра, ровный, глубоко западающий в душу, голос редкий и драгоценный, которым он управляет с редким искусством, интеллигентностью и вкусом».
Л.В. Собинов создал целую галерею образов, шедевров оперного искусства в операх русских и зарубежных композиторов.
Многие современники отличают щедрость и отзывчивость Собинова: Киевской школе слепых он подарил рояль, московским студентам – 45 тысяч рублей золотом, полученных им на концертах. Всегда отзывался на просьбы знакомых, а иногда и незнакомых людей.
Собинову было присуще особое благородство, которое проявлялось и на сцене.
Личная жизнь
В биографии артиста было две семьи. Первой женой Собинова стала Мария Коржавина. Она была выпускницей того же училища. В браке появилось двое сыновей. Старший Борис вырос знаменитым пианистом, младший Юрий погиб на фронте Гражданской войны. Второй семейный союз состоялся с Ниной Мухиной, сестрой известного скульптора. Их единственным совместным ребенком стала дочь Светлана, впоследствии носившая фамилию мужа литератора Льва Кассиля. Внучка Ирина Собинова-Кассиль выбрала для себя профессию режиссера-мультипликатора.
Камерные вокальный выступления артист продолжал до 60 лет. Даже в столь преклонном возрасте, выходя на сцену, он оставался ярким певцом и талантливым драматическим актером, излучал невероятное обаяние. Напряженный график и многочисленные гастроли отразились на его здоровье. При посещении Риги в октябре 1934 года сердце великого тенора остановилось, приступ случился в гостиничном номере. Траурным поездом тело доставили в столицу и упокоили на Новодевичьем кладбище.
Вклад Леонида Собинова в оперное искусство стал новой ступенькой в развитии мировой культуры. Творчество великого артиста продолжили Федор Шаляпин и Сергей Лемешев.
Патриот своей Родины
Леонида Витальевича отличали доброе сердце и безгранично щедрая душа. Он считал своим долгом помогать студентам и начинающим талантам, дарил необходимые подарки нуждающимся организациям и обществам. В Первую мировую поручик Собинов много выступал, а все собранные средства от концертов, а это более 200 тысяч рублей, отправлял на помощь раненым и благотворительность.
Артист не единожды отказался от эмиграции. Настоящий патриот, он верил в российское искусство и готов был служить ему. Вначале занимал должность комиссара театра Моссовета. Сразу после революции возглавил Большой театр, этот пост был для него особенно приятным и значимым. Осенью 1920-го Советская власть направила его в Крым руководить направлением культуры отдела народного образования в Севастополе. Собинов всячески поддерживал развитие театрального искусства, его считают одним из основателей Севастопольского драмтеатра. Мечта открыть в городе консерваторию так и осталась неосуществленной.
Краткая биография
- В 1890 г. с серебряной медалью окончил гимназию. Стал студентом-юристом Московского университета. Начал занятия в университетском хоре.
- Задумывался о музыкальном образовании, но не было средств. Помог случай: преподаватель Филармонического училища П. Шостаковский пригласил его в 1892 г. на бесплатное обучение после того, как услышал в университетском хоре. Леонид утаил это событие от отца. Стал учеником А. Додонова. Начал петь небольшие итальянские арии.
- В 1893 г. женился на Марии Каржавиной (Коржавиной), которая тоже училась в Филармоническом училище. В семье родились двое сыновей.
- Занимаясь в училище, Собинов не оставлял учёбу в университете, который окончил в 1894 г.
- 1895 г. – служба юнкером в пехотном училище в Москве.
- С 1896 г. – помощник присяжного поверенного у знаменитого адвоката Ф.Н. Плевако.
- В 1897 г. с отличием окончил Филармоническое училище.
- В 1897 г. стал солистом Большого театра. Дебютировал в опере А. Рубинштейна «Демон» партией князя Синодала.
- В этом же году получил роль в опере А. Бородина «Князь Игорь». Ему разрешили совмещать работу в театре с юридической практикой.
- Но перед ним уже стоял вопрос, чему посвятить жизнь: сцене или адвокатской деятельности.
- В 1898 г. исполнением партии Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин» поразил слушателей и вызвал критику руководителей театра необычной манерой исполнения, которая впоследствии стала классической.
- С 1899 г. оставил адвокатскую практику.
- 1904-1906 гг. провел в Милане (Италия), выступая в театре «Ла Скала». Затем были выступления в Берлине, Лондоне, Мадриде, Монте-Карло.
- В 1909 г. продолжил выступления в Париже, а затем во многих российских городах.
- В 1910 г. Собинов заявил себя театральным режиссёром, поставив в Большом театре оперу Д. Пуччини «Богема», прошедшую с большим успехом. Но в 1914 г. в связи с осложнением с руководством театра ему не разрешили поставить на этой сцене вторую оперу Пуччини – «Тоска». Собинов отправился на гастроли.
- В 1911 г. состоялась премьера оперы Глюка «Орфей» в Мариинском театре – Собинов выступил в роли Орфея. Спектакль поставили Мейерхольд и Фокин.
- В 1914 г. началась Первая мировая война, и Собинов даёт благотворительные концерты, все деньги за них передавая на военные нужды и помощь раненым.
- В 1915 г. вступает во второй брак с Ниной Мухиной.
- После Октябрьской революции 1917 г. отказался от эмиграции. В 1917-1918 гг. занимал пост директора Большого театра.
- В дальнейшем выступал с гастролями в России и Европе. Занимался благотворительностью: помогал нуждающимся студентам и организациям.
- В 1933 г. прекратил сценическую деятельность. Ему было 60 лет. Поучил орден Трудового Красного знамени.
- Умер 14 октября 1934 г. от сердечного приступа.
- Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Записи: переиздания CD [ править ]
Собинов оставил большое наследие записей, сделанных до революции 1917 года. Многие из них были переработаны и переизданы на компакт-дисках различными фирмами. Эти переиздания включают:
- Коллекция Гарольда Уэйна, том. 36 — Его первые записи 1901-1904 годов, симпозиум
- Леонид Собинов — Записи 1910-1911, Симпозиум
- Леонид Собинов — Каталог записей HMV, Жемчуг
- Римский-Корсаков в исполнении современников, Русский диск
- Певцы России 1900-1917 / Сергей Левик и современники, Симпозиум
- Певцы Императорской России Том. 1, жемчуг
- La Scala Edition Vol. 1, EMI
- Величайшие голоса Большого, Мелодия
- Симпозиум «30 теноров»
- Голоса царя Том. 1 (1901–1915), Минерва, а также
- Страница оперы Майка Рихтера: Запись пения, том. 1 компакт-диск.
Личная жизнь
В первом браке (с 1893 г.) жена – актриса Мария Фёдоровна Коржавина (1873-1947), родом из Тулы. Супруги развелись через год после рождения в 1897 г. второго сына Юрия.
Первая жена Мария Фёдоровна с сыновьями Борисом и Юрием
Вторично вышла замуж и в дальнейшем сохраняла хорошие отношения с мужем и его второй семьёй.
Дети: сын Борис Леонидович Собинов (1895-1955). Был музыкантом и офицером сначала царской, а затем белой армии. В 1920 г. эмигрировал. Жил в Берлине. В 1945 г. был похищен службой НКВД, осужден и отбыл 10 лет в сталинских лагерях. Реабилитирован в 1955 г. и скоропостижно скончался.
Сын Юрий Леонидович Собинов (1897-1920). Был одарён и пробовал себя в различных видах искусства. Служил в белой армии. Умер в 1920 г. от ран.
Во втором браке (с 1915 г.). жена – Нина Ивановна Мухина (1888-1968), двоюродная сестра скульптора В. Мухиной. Родилась в богатой петербургской купеческой семье. Была верной соратницей мужа, поддерживала в доме атмосферу уюта и доброжелательного гостеприимства.
Вторая жена – Нина Ивановна
Умерла в возрасте 80 лет, похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем.
Дети: Дочь Светлана Леонидовна Собинова (Кассиль, 1920-2002), жена писателя Льва Кассиля. После окончания студии им. Станиславского выступала на сцене. Знала два иностранных языка.
Во время Великой Отечественной войны выступала с фронтовой артистической бригадой. После войны преподавала в ГИТИСе.
Внучка Ирина Львовна Собинова-Кассиль – режиссёр-мультипликатор.
Первый тенор России
Музыка не оставляла Собинова все это время. Еще в студенчестве он пел в университетском хоре, посещал певческий кружок и параллельно начал обучение в Музыкально-драматическом училище. Преподаватель Петр Шостаковский разглядел в юноше талант и предложил бесплатно получить второе образование. Леня так рьяно взялся за учебу что, сдав экзамены за первый курс, был сразу зачислен на третий. Ему смело доверяли ведущие оперные партии в студенческих спектаклях. Результатом пятилетних занятий вокалом стало выступление в итальянской опере. На экзамене выпускник получил высшую оценку, в числе экзаменаторов находился дирижер Большого театра.
В 1897 году Собинова приняли солистом в главный столичный храм искусства. Для дебюта он выбрал партию князя Синодала в опере Рубинштейна «Демон». Затем последовала роль в «Князе Игоре» Бородина. Через два года вокалист сделал окончательный профессиональный выбор. Он завершил деятельность адвоката, и все силы отдал служению сцене. В шутку артист говорил, что он «лучший певец среди юристов или лучший юрист среди певцов». В 1989 году Леонид вышел к зрителям в образе Ленского, героя оперы Чайковского «Евгений Онегин». Его необычную манеру много критиковали, но спустя время признали классикой исполнения этого произведения. Отличительной особенностью певца Собинова была необычайно кропотливая работа по созданию каждой роли. Он изучал литературу, которая давала представление о времени действия, тщательно анализировал характеры героев, вживался в образ. Такое «копание» давало максимальный результат, образы получались естественными и достоверными.
За последующие несколько лет уже зрелый мастер сцены посетил с гастролями все ведущие европейские театры, блистал на лучших сценах Милана, Лондона, Берлина, Парижа. Особенно запомнились испанские гастроли 1908 года. Зрители рукоплескали исполнителю арий из «Мефистофеля» и «Манон Леско». Новое звучание приобрела ведущая партия в произведении Глюка «Орфей и Эвридика», до этого ее никогда не исполнял тенор. Мелодичные слова скорби, повествующие о гибели любимой девушки, затронули сердце каждого зрителя. Мастерство Леонида Витальевича достигло того высокого художественного уровня, когда он стал образцом исполнения для начинающих вокалистов.
В 1910-м Собинов попробовал себя как режиссер. Его первой работой была опера Джакомо «Богема». Следующим произведением планировалась «Тоска» Пуччини, но администрация не разрешила постановку, увидев в ней революционный подтекст.
Детство и юность
Леонид появился на свет в 1872 году в Ярославле. В семье купца Виталия Васильевича Собинова царил патриархальный уклад. Никто из детей не получал музыкального образования, но Леня вместе со старшим братом Сергеем на собственные деньги купили гитару и потихоньку осваивали ее. Увлечение мальчиков поддержала мать. Она душевно пела народные песни и пробовала этому научить ребят.
В девять лет мальчик стал гимназистом, а окончил учебу с серебряной медалью. Первое выступление произошло на благотворительном вечере учебного заведения и сразу получило успех. Юный исполнитель отрывка из оперы «Волжские разбойники» на сцене оказался случайно – подменил заболевшего товарища. Тогда Леонид не думал о карьере певца и поступил в Московский университет на факультет юриспруденции. Получив диплом, приступил к адвокатской практике помощником известного специалиста Плевако. За два года начинающий юрист провел около 70 гражданских дел, большинство которых оказались успешными.
Детство и юность
Леонид Витальевич Собинов происходил из купеческой семьи Виталия Васильевича Собинова (1848-1912) и Екатерины Федоровны Чистовой (Собиновой, 1852-1885). Дед его был крепостным.
Родился 7 июня (по новому ст.) 1872 г. в Ярославле, здесь прошли его детские и юношеские годы.
Талант он наследовал и от отца, который в молодости хорошо пел, и от матери, которая обладала не очень сильным, но тёплым, задушевным голосом, любила народные песни, городские романсы и учила сына пению, заметив у него музыкальные способности. Мать Собинова олицетворяла для детей нежность и любовь. Она умерла от чахотки в возрасте 33 лет, оставив мужу пятеро детей, младшей из которых было всего 5 лет.
У отца был суровый характер, искусством он не интересовался и таланты детей не поддерживал. Но уважительно относился к образованию, поэтому все его дети (а во втором браке у него родились ещё три дочери) окончили гимназию.
Леонид Собинов со старшим братом Сергеем купили гитару. Но из-за царивщих в доме патриархальных обычаев в этом были ограничены: во дни поста игра на гитаре была запрещена – отец запирал её на ключ.
Сергей Витальевич Собинов также стал певцом (тенор). Его сценический псевдоним – Волгин.
Учёба в гимназии началась у Л. Собинова в 1881 г. Здесь же он поступил в хоровую группу, пел дискантом. К 17 годам дискант сменился тенором. Первый успех певца отмечен в гимназии, когда он спел в благотворительном концерте арию из оперы.