«славословие»
Содержание:
Уставные указания, касающиеся Великого славословия
На всенощном бдении накануне Крестопоклонной (3-ей) Недели Великого поста, Происхождения честных древ Креста Господня (14 августа) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября) перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение (как на литургии), а при пении Трисвятого совершает вынос Креста.
На утрене Великой Субботы (служится вечером в Великую Пятницу) настоятель надевает полное облачение, и перед славословием священники выходят к плащанице, а при пении Трисвятого берут плащаницу и начинают чин погребения Спасителя (крестный ход с плащаницей вокруг храма). То же самое совершается и при чине погребения Божией Матери (может совершаться в любой день попразднства Успения (до Отдания)).
Примечания
- Великое славословие и завершение утрени (уставные указания) (недоступная ссылка)
- Богослужебные указания
- ↑ 12 Скабалланович М. Н.Толковый Типикон (глава: Славословие великое) Архивная копия от 13 февраля 2008 на Wayback Machine
- Успенский Н. Д. Христианская православная утреня (глава: утреня Постановлений Апостольских)
- В римской мессе эти же слова произносятся между приветствием мира и причащением
- Здесь в этот день единственный раз в году после великого славословия и крестного хода читаются тропарь пророчества, прокимен со стихом, паремия, второй прокимен со стихом, апостол, аллилуиарий с двумя стихами и Евангелие.
Синонимы
Вам будет интересно:Жертвенность — это… Определение, виды, качества личности
В качестве примера можно привести наиболее подходящие из них:
- осанна;
- гимн;
- панегирик;
- хвала;
- акафист;
- песнопение;
- молитва;
- ода;
- псалом;
- песнь;
- похвальное слово;
- хвалебная речь;
- похвала;
- прославление;
- восхваление;
- дифирамб;
- восславление;
- выхваление;
- нахваливание;
- превознесение;
- расхваливание;
- хваление;
- фимиам;
- моление;
- возвеличивание;
- воспевание;
- чествование;
- комплимент;
- возношение;
- триумф;
- мадригал;
- вознесение;
- овация;
- одобрение;
- апофеоз;
- молитвословие;
- молебствие.
В продолжение рассмотрения вопроса о том, что это – «славословие», целесообразным будет вникнуть в происхождение изучаемой лексемы.
Этимология
Изучаемое существительное образовано из двух других, это «слава» и «слово». Далее будет рассмотрено каждое из них в отдельности.
Существительное «слава» в словаре трактуется, как широкая известность, почет, восхищение. В переносном смысле оно обозначает хвалу, благодарность. Оно происходит от праславянского slava, от которого также произошли:
- древнерусское и старославянское «слава»;
- украинское, белорусское, болгарское «слава»;
- сербохорватское «сла̏ва»;
- словенское, чешское и словацкое sláva;
- польское, верхнелужское и нижнелужское sɫaw a.
Изучаемая лексическая единица связана чередованием гласных с глаголом «слыть». Значение последнего – «считаться кем-нибудь, чем-нибудь», «быть известным в качестве кого-то или чего-то».
Родственно таким существительным, как:
- литовское šlóvė – «хвала», «честь»;
- восточно-литовские šlãvė – «слава», «честь», šlovė – «роскошь», «великолепие»;
- латышские slava, slave – «молва», «слава»;
- греческое κλέος – «слава»;
- древнеиндийское c̨rávas – «почет», «слава», «хвала»;
- авестийское sravah – «слово»;
- древнеирландское – «слава».
А также глаголам:
- древнеиндийскому c̨rāváyati – «слушать»; «заставляет», «возвещает»;
- авестийскому sravayeiti – в том же значении;
- новоперсидскому sarāуīdan – «петь»;
- восточно-литовскому šlãvinti – «славить».
Что касается лексемы «слово», то она имеет очень большое количество значений, однако для рассматриваемого случая больше всего подходит употребление ее в переносном смысле. Здесь она трактуется как «словесное выражение мысли или чувства», «высказывание».
Происходит она от праславянского существительного slovo, от которого произошли и:
- древнерусское, старославянское, белорусское, украинское, болгарское «слово» в значении «буква», «слово»;
- сербохорватское «слово» в значении «буква»;
- словенские slovô – «прощание», slóvo – «буква, слово», slòv – «имя», «зов»;
- чешские slovo – «слово», sloveso – «глагол»;
- словацкое slovo – «слово»;
- польское, верхнелужское и нижнелужское słowo;
- полабское slüvǘ.
Псалом 50
Следом читается 50 псалом. Как образец покаяния он звучит и в домашней утренней молитве христианина, в Последовании ко Святому Причащению, перед каноном Пресвятой Богородице, а в храме — на великом и малом повечерии, полунощнице, во время третьего часа. Без покаяния невозможно в полной мере испытать радость Воскресения Христова. Неслучайно этот псалом на утрене предваряет чтение Евангелия.
Щедрóт — «милостей».
Наипáче — «больше всего».
Вы́ну (и грех мой предо мною есть выну) — «всегда».
Безвéстная и тáйная прему́дрости Твоея́ — «неизвестное и тайное премудрости Твоей».
Иссóп — «кропило», а также растение, из которого оно изготовлялось в древности.
Воздáждь (ми радость спасения Твоего) — «возврати».
Дадé — «дал».
Вéлию — «великую».
Для второго варианта
Судя по приведенным ниже примерам, второй оттенок значения, скорее, подчеркивает незаслуженность, похвалу, ее чрезмерность:
- С самых первых секунд общения этот человек обрушивал на собеседника такой поток славословия, что последнему было очень трудно сохранить критичность, не поддавшись ему.
- Несмотря на то что при Хрущеве культ личности был беспощадно осужден, славословие партийных боссов никуда не делось.
- Когда Андрей обсуждал свои дела с этой умнейшей женщиной, он чувствовал облегчение и огромный прилив сил. Она обладала, можно сказать, мужским умом, ей удавалось подбодрить визави без всяких славословий.
- Анатолий сам не ожидал от себя, что имеет такие способности к лести, хвалебным речам и славословию.
- Нужно высказывать критику в лицо, а не увлекаться праздным славословием, это постепенно может опять войти в норму и превратиться в культ личности. Тем более что история наглядно подтверждает это.
Для понимания того, что это – «славословие», нелишним будет ознакомиться со словами, близкими по смыслу к изучаемому.
Воскресные тропари
Оправдáнием (Благословéн еси́, Гóсподи, научи́ мя оправдáнием Твóим) — «заповедям».
Течáху — «бежали».
Престá — «прекратилось».
Рцы́те — «скажите, возвестите».
В печáли мéсто (рáдость же Еве в печáли мéсто) — «вместо печали». Наречие в место писалось через ять и с предлогом, а не с приставкой. Предлоги же в церковнославянском языке могли свободно путешествовать по предложению, создавая порой затейливые сложные конструкции. Употреблялось это наречие и без предлога, по форме совпадая с именительным падежом существительного место.
Пáдшыя же от жи́зни к сей напрáви — «отпавших от жизни к ней (к жизни) направил».
Священнотáйне — «в священной тайне».
Не обиню́ся — «не поколеблюсь».
Во язы́цех — «в народах».
Испрáви (и́бо испрáви вселéнную) — «устроил».
Рáзве (Ты бо еси́ Бог наш, рáзве Тебé инóго не знáем) — «кроме».
Популярное за 7 дней
На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33
Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38
Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45
«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39
Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17
Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14
Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21
Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52
22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21
Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39
Окончание Всенощной
Заканчивается Всенощная так же, как и началась – славословием Святой Троицы, после чего лицом к нам священник произносит «отпуст» — молитву, «отпускающую» нас из храма, благословляющую на выход с общего богослужения. В ней вспоминаются святые храма и празднуемого дня и присоединяется просьба Богу о нашем помиловании и спасении.
Вслед за последним благословением священника хор поёт многолетие Патриарху, правящему епископу, настоятелю и прихожанам, закрываются царские врата, выключаются паникадила и… расходимся? Нет, еще не всё. Читается «Первый час» – последняя, заключительная часть Всенощного Бдения.
Как и остальные «часы», Первый час состоит из трех псалмов и разных молитв. В современной практике все это читается. Народ, утомленный длинным богослужением, уже особо не прислушивается к чтецу, собирается домой. Но если вслушаться, а еще и посмотреть перевод текста, то можно получить духовную пользу. Ведь Первый час – это не просто чтение «чего-то» ради соблюдения древних установлений, а осмысленное воспоминание событий Священной истории и молитвы, освящающие утро.
В трех псалмах – , и 100, которые читаются на Первом часе, а также и в других молитвах этого часа вспоминается об изгнании из рая Адама и Евы, о том утреннем часе, когда Христос был приведен на суд Каиафы.
В молитвах часа мы просим Бога, чтобы Он «рано утром услышал голос наш» и помог в делах в продолжении дня.
Вслед за молитвой «Иже на всякое время…» священник смиренно выходит из алтаря в епитрахили, без блестящих риз. В полумраке он заканчивает Первый час молитвой Христу, в которой Он прославляется как «свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир».
«Христе, Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир! Запечатлей на нас свет лица Твоего, да увидим в Нем свет неприступный, и направь стопы наши к исполнению заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь».
В конце молитвы священник преклоняется перед иконой Божией Матери в иконостасе, а хор поёт победную песнь в Её честь «Взбранной Воеводе победительная». В переводе она звучит так:
«Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед мы, рабы Твои, Богородица, совершаем благодарственные торжества! Но Ты, как имеющая власть непобедимую, от всяческих опасностей нас избави, да взываем Тебе: Радуйся (приветствуем Тебя), Невеста, брака не познавшая!»
После чего священник снова произносит «отпуст», на этот раз краткий. Хор поёт трижды «Господи, помилуй», в некоторых храмах добавят еще немного общенародных песнопений в честь Богородицы и святых. И вот теперь всё.
***
Мы выходим из храма в мир.
Как родившиеся заново, вновь принявшие благодать православной веры.
Как при пении экзапостилария певца посылали с клироса в центр храма, как апостолы выходили из Иерусалима в разные концы Вселенной, так и мы посылаемся в мир, чтобы вновь вернуться в храм после проповеди.
Да, проповеди. Потому что после того, как мы приняли на себя имя Христово, наши поступки и слова – проповедь.
Эта проповедь доверена всем нам – православных христианам, посещающим общие храмовые богослужения, в том числе и Всенощное бдение. Мы, независимо от степени духовного роста, едиными устами славословим Бога и свидетельствуем перед всем миром о преображающем действии Православия, не прекращающемся действии Бога в этом мире.
Поэтому парадоксальным образом мы – неразумные – призваны в Церковь, чтобы вернуть разум в тот безумный мир, который нас окружает. Вернуть через преображение своей жизни.
Хорошо бы полюбить Всенощное бдение настолько, чтобы всякий субботний и предпраздничный вечер был без него пустым, чтобы душа звала в храм.
А Господь не оставит нас и посетит любовью наше истрепавшееся в житейских бурях сердце.
Песнь Богородицы
После восьмой песни канона звучит песнь Богородицы, которую Она воспела в доме праведной Елисаветы (Лк. 1:46-55).
Вели́чит душá Мóя Гóспода, и возрáдовася дух Мой о Бóзе Спáсе Мóем.
Яко призрé на смирéние рабы́ Своея́, се бо отны́не ублажáт Мя вси рóди.
Яко сотвори́ Мне вели́чие Си́льный, и свя́то и́мя Егó, и ми́лость Егó в рóды родóв бóящимся Егó.
Сотвори́ держáву мы́шцею Свóею, расточи́ гóрдыя мы́слию сéрдца их.
Держáва — «сила, власть, укрепление».
Расточи́ — «рассеял».
Мы́слию сéрдца — «помышлением сердца».
Низложи́ си́льныя со престóл, и вознесé смирéнныя; áлчущия испóлни благ, и богатя́щияся отпусти́ тщи.
Тщи — «ни с чем».
Воспри́ят Изрáиля óтрока Своегó, помяну́ти ми́лости, я́коже глагóла ко отцéм нáшим, Аврáаму и сéмени егó, дáже до вéка.
Воспри́ят Изрáиля óтрока Своегó — в текстах книг ветхозаветных пророков израильский народ уподобляется неразумному отроку. В свою очередь, Израиль — не название народа по национальному признаку, а народ Божий, объединённый общей верой, в который ещё с ветхозаветных времён мог войти абсолютно любой человек.
Помяну́ти ми́лости — «чтобы вспомнить о милостях».
После каждой строки звучит припев:
Честнéйшую Херуви́м и слáвнейшую без сравнéния Серафи́м, бéз истлéния Бóга Слóва рóждшую, су́щую Богорóдицу Тя величáем.
Честнéйшую — «превосходящую честью».
Бéз истлéния — «непорочно».
Су́щую — «истинную».
Стихиры на хвалитех
После канона на утрене читают короткий текст, вкратце говорящий о духовной сути праздника и носящий особое название «светилен», что приблизительно переводится как «возвещающий приближение света». В воскресном каноне это песнопение называется греческим словом «экзапостиларий» – от глагола «высылаю», потому что в древности для пения этого песнопения певец посылался с клироса на середину храма.
В дни крупных праздников этот светилен может быть спет хором.
После этого хор поет стихиры, начинающиеся словами «Всякое дыхание да хвалит Господа». Они, как и на вечерне, приурочены к особым, прославляющим, «хвалящим» Бога псалмам — 148-му, 149-му и 150-му. Поэтому они называются «Стихиры на хвалитех».
Содержание «стихир на хвалитех», как и других стихир на Всенощной, восхваляет отмечающееся в данный день евангельское или церковное событие или память празднуемого святого.
Прот. Иоанн Бухарев
Ст. 13-14 И внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение
Множество вой небесных (многочисленное воинство небесное), т. е. множество Ангелов. Ангелы в Свящ. писании нередко представляются под образом воинства, окружающаго своего небеснаго Царя. Так видели Господа Исаия (Ис. 6:2), Даниил (Дан. 7:10), Иоанн Богослов в откровении (Откр. 19:14). «В высотах небесных тысящи тысящей и тьмы тем Ангелов, предстоящих престолу Бога Триипостасного, созерцая чистыми очами Его дела, всегда поют Ему славу, пишет митроп. Киев. Филарет. Но особенную воздают Ему хвалу при особенных Его действиях. Так при сотворении мира воспевали они славу Его всемогуществу, премудрости и благости (Иов. 38:4-7). Так и здесь при возстановлении падшего естества человеческого, и как бы при возсотворении его, сонмы Ангелов во всех краях неба поют славу Его милосердию.»
Слава в вышних Богу. Иисус Христос сказал: Радость бывает у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10); какая же была радость, когда они узрели обетованного Спасителя всех человеков, уже родившегося для их спасения? В сей-то радости приветствуют они друг друга и воздают славу Богу.
И на земли мир. Это первая причина радости Ангелов на небе при рождении И. Христа. Был некогда мир и на земле, когда, по сотворении ее, поставленный от Бога обладателем ее, человек, в невинности своей, повиновался заповеди Творца своего. Но сверженный с неба, сатана прельстил обладателя ее и, вовлекши его в преслушание Творцу своему, отнял от него мир (Быт. гл. 3). И вот с того времени земля сделалась жилищем людей, 1) противящихся Богу, 2) враждующих друг с другом и 3) стонущих от своих страстей и угрызений совести. Следовательно, чтобы снова водворить на земле мир, надлежало род человеческий спасти от грехов, которые служат первоначальною причиною всякой брани, всякаго неустройства и всех зол. Это и сделал родившийся Спаситель мира. – «Где этот, принесенный Господом И. Христом, мир на земле?» спросит кто. На это так отвечает епископ Михаил: «Если между последователями Христовыми, даже между целыми народами, не бывает иногда мира, то сие, противное закону евангельскому, происходит от страстей человеческих, которые вполне не может истребить и Евангелие, когда не хотят того сами люди, и в этом неповинно Евангелие, а виновны сами люди, нарушающие основную евангельскую заповедь из-за своих греховных стремлений.»
В человецех благоволение. Это – вторая причина радости Ангелов на небе при рождении И. Христа. В искуплении рода человеческого Господь проявил все величие Своего благоволения и любви к людям; потому дело искупления всюду в Свящ. писании представляется делом сей любви, сего благоволения Божия к грешному человеку (Ин. 3:16; Еф. 5:2; Откр.1:5). Божественными заслугами страданий и смерти Своей воплощенный Сын Божий избавляет людей от гнева Божия за грехи их, становится Главою человечества, Ходатаем и Примирителем их с Богом, братом их (Евр. 2:11-12), другом их (Ин. 15:14-15) и ради Его всесильного ходатайства, ради Его Божественных заслуг, Отец небесный отверзает человекам и входы в царство небесное, кающихся из них и истинно верующих в Сына Его премлет в Свои отеческие объятия, и они перестают быть чадами гнева Его, но становятся чадами любви и благодати Его (Киев. Фил.).
Толкование на Евангелие от Луки.