Ноты альтового и тенорового ключа

Дальнейшее использование [ править ]

Комбинации ключей играли роль в модальной системе к концу XVI века, и было высказано предположение, что определенные комбинации ключей в полифонической музыке вокальной полифонии XVI века зарезервированы для аутентичных (нечетных) режимов, а другие — для плагины. (четные) режимы, но их точные последствия были предметом многочисленных научных дебатов.

Чтение музыки, как если бы она находилась в другом ключе, отличном от указанного, может помочь в транспонировании музыки с первого взгляда, так как это будет перемещать высоту звука примерно параллельно написанной части. При этом необходимо учитывать ключевые подписи и случайные происшествия. [ необходима цитата ]

Суть басового ключа

Второе название басового ключа – ключ ФА. Так его прозвали за то, что своим положением на нотном стане (а он привязан к четвертой линейке) он указывает на ноту ФА малой октавы. Нота ФА малой октавы является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.

Так, ближайшие ступени, которые окружают ФА, это МИ (снизу) и СОЛЬ (сверху). Соответственно, и на нотном стане эти ноты будут располагаться вокруг ФА. Если известно, что ФА занимает, словно бусинка на ниточке, сидит на четвертой линейке, то нетрудно догадаться, что адрес ноты МИ – под четвертой линейкой (точнее – между третьей и четвертой), а постоянное место пребывания СОЛЬ – выше четвертой линейки (она помещается в промежутке между четвертой и пятой линейками). Таким же образом можно выяснить, где писать все остальные ноты. Например, ноты РЕ и ЛЯ будут занимать, соответственно, третью и пятую линейку нотного стана.

Посмотрите на картинку и запомните главное!

Как рисовать скрипичный ключ?

Многие родители в домашнем воспитании своих детей практикуют развивающие музыкальные занятия. Музыку дети изучаются по-разному: они ее слушают, они ее исполняют – играют или поют, наконец, они стараются научиться музыку записывать. И, конечно же, при начале обучения ребенка азам нотной грамоты дело не обходится без изучения скрипичного ключа.

Сегодня мы будем говорить, о том, как рисовать скрипичный ключ. Казалось бы, это такой пустяк, и зачем нужно посвящать этому вопросу отдельную статью? Многие взрослые такой знак напишут без труда, но при этом некоторые из них совершенно не могут объяснить, как они это делают. А детям как раз такие объяснения и нужны. И поэтому мы сейчас подробно расскажем о том, как же все-таки нужно писать скрипичный ключ, а вы, дорогие родители будущих гениев, затем в доступной форме сможете эти объяснения передать своему ребенку.

Ноты первой октавы в басовом ключе

Вообще, чаще всего ноты первой октавы записываются в скрипичном ключе, но для низких инструментов или для мужских голосов нередко ноты первой октавы (не все, а только лишь часть из них) пишутся в басовом ключе, на добавочных линейках сверху (выше пятой основной линейки нотного стана). Такая запись характерна, главным образом, для пяти нот первой октавы – ДО, РЕ, МИ, ФА и СОЛЬ.

  • Нота ДО первой октавы в басовом ключе записывается на первой добавочной линейке сверху.
  • Нота РЕ первой октавы в басовом ключе располагается выше первой добавочной, то есть над ней.
  • Нота МИ первой октавы в басовом ключе занимает вторую верхнюю добавочную линейку.
  • Нота ФА первой октавы в басовом ключе «лежит» над второй добавочной, выше ее.
  • Нота СОЛЬ первой октавы в басовом ключе встречается довольно редко, ее адрес – третья верхняя добавочная линейка нотного стана.

Басовый ключ в музыке наряду со скрипичным ключом является наиболее употребительным, поэтому его ноты нужно знать на твердую пятерку каждому уважающему себя музыканту. Для лучшей запоминаемости нот басового ключа нужно больше упражняться в чтении и переписывании нот данного ключа. Вот, например, вам мелодия, прочтите все ее ноты подряд:

Получилось? А теперь перепишите эту мелодию на октаву выше, а затем на октаву ниже. Большее число мелодий для упражнений в басовом ключе вы сможете найти в любом сборнике для пения по сольфеджио.

Еще один хороший вариант проработки басового ключа для лучшего усвоения – это выполнение письменных и творческих заданий, решение ребусов, музыкальных загадок. Целый ряд увлекательных и несложных, но в то же время очень эффективных упражнений такого толка собран в рабочей тетради по сольфеджио за 1 класс Г. Калининой. Очень советуем вам приобрести такую рабочую тетрадочку и все ее задания проработать, сразу почувствуете себя более уверенным и подкованным музыкантом. А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с подборкой упражнений в басовом ключе поближе – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ.

И напоследок… Немного хорошей музыки. Сегодня это будет красивейшая и просто волшебная музыка К. Сен-Санса, «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»

Почему в нотном стане 5 линеек

Нотным станом называются пять линеек, на которых располагаются ноты. Иногда используют добавочные линейки для отображения нот выше или ниже используемого стана.

Отцом существующей системы записи нот считается все того же монах Гвидо Аретинский, который придумал запись нот в три линейки нотного стана. Четвертая линейка добавлялась при необходимости то сверху, то снизу.

Позже решили использовать все пять основных линеек, а дополнительные рисовать только при необходимости. Как показала практика, именно пять линеек позволяют комфортно читать записанные ноты и читать их. Меньшее число линеек требует постоянное добавление дополнительных, а большее – делает нотный стан слишком сложным для восприятия.

На чем же лучше слушать музыку? Конечно, на специализированных устройствах, способных раскачать любые наушники. Например, на одном из лучших плееров на рынке – FiiO X5 III.

Судите сами: двойной ЦАП AK4490EN, по одному чипу на канал, поддержка PCM и DSD, частота дискретизации до 768 кГц. Есть все необходимое от Wi-Fi до батареи на 3400 мАч. А еще плеер можно подключать к компьютеру в качестве USB-ЦАП!

Ноты малой октавы в басовом ключе

Ноты малой октавы, когда они записаны в басовом ключе, занимают основное пространство нотного стана (три верхних линейки). Это свидетельствует о том, что данные ноты можно отнести к разряду наиболее часто употребляемых в музыки, значит, их нужно лучше всего знать.

На рисунке выписаны все ноты малой октавы. Посмотрите внимательно:

  • Нота ДО малой октавы расположена между второй и третьей линейками нотного стана.
  • Нота РЕ малой октавы, ее адрес на нотном стане – третья линейка.
  • Нота МИ малой октавы пишется между третьей и четвертой линейками.
  • Нота ФА малой октавы занимает свое коронной место – четвертую линейку.
  • Ноту СОЛЬ малой октавы следует искать между четвертой и пятой линейками.
  • Нота ЛЯ малой октавы светит нам с пятой линейки.
  • Нота СИ малой октавы располагается выше пятой линейки, над ней.

А теперь снова посмотрите на картинку. Здесь ноты малой октавы даны не подряд, а перемешаны, постарайтесь вспомнить их по именам и без ошибок назвать каждую из них.

Рисуем по шагам

Сначала нужно научиться рисовать изгибы и вензеля, чтобы суметь передать витиеватость форм инструмента. Только после этого можно приступать к детальному разбору, как нарисовать скрипку поэтапно. Внешне она немного напоминает гитару: практически тот же изгиб деревянного корпуса, струны и длинная ручка с рядом настраивающих элементов. Но смычковый инструмент намного меньше.

Начинаем с деревянного корпуса. В зеркальном отображении рисуем две половинки изделия так, чтобы верхняя часть была в два раза уже нижней. Чуть выше середины нужно сделать полукруг, а острие должно выходить наружу.

Теперь придадим ей более узнаваемый вид. Напротив двух ямок рисуем в зеркальном отображении две кривые. В нижней части посередине оформляем небольшой, но длинный и узкий прямоугольник. Края которого должны быть немного шире середины. В нижней левой части корпуса рисуем кривую, огибающую один край скрипки. Теперь переходим к грифу, который добавляем в верхнюю часть. В его конце делаем изгиб ручки, два элемента для настройки, затем эллипс с еще несколькими частями.

Так как гриф расположен точно напротив прямоугольника, их нужно соединить четырьмя длинными струнами. Смычок нарисуем выше инструмента в виде длинного и узкого прямоугольника, а затем к специальным держателям прицепим еще одну струну.

Ноты контроктавы в басовом ключе

Звуки контроктавы – очень низкие, обыкновенно они встречаются редко. Но все-таки тем, кто играет на органе, фортепиано, или на низких по тесситуре инструментах (туба, контрабас) они, бывает, попадаются в нотах. Эти ноты можно записать двумя способами: или целиком на добавочных линейках, или с применением ОКТАВНОГО ПУНКТИРА.

Что такое октавный пунктир? Это обыкновенная пунктирная линия с цифрой восемь в начале, и все ноты, которые эта линия снизу обнимает, нужно играть на октаву ниже. Октавный пунктир является очень удобным средством для избегания большого числа добавочных линеек, которые, с одной стороны, замедляют процесс распознавания нот, а с другой – делают запись более громоздкой.

Кстати, октавные пунктиры бывают и с противоположным действием, когда все, что находится под пунктиром, следует играть на октаву выше. Это пунктиры для высоких нот, о них можно почитать в статье Ноты скрипичного ключа.

Если же все-таки ноты контроктавы записаны без применения октавного пунктира, то в таком случае их расположение на нотном стане будет следующим.

  • Нота ДО контроктавы пишется под пятой добавочной линейкой снизу.
  • Нота РЕ контроктавы занимает пятую вспомогательную линейку, добавляемую внизу нотного стана.
  • Нота МИ контроктавы располагается под четвертой добавочной линией.
  • Нота ФА контроктавы «насаживается» на саму четвертую добавочную линию.
  • Нота СОЛЬ контроктавы «висит» под третьей добавочной линейкой снизу.
  • Нота ЛЯ контроктавы пишется на третьей добавочной линии.
  • Нота СИ контроктавы занимает положение под второй добавочной линейкой нотного стана.

Особенности тату со скрипичным ключом

Итак, что означает тату скрипичный ключ, мы выяснили, осталось определиться с эскизом. Для этого нужно решить три вопроса: придумать сюжет татуировки, выбрать стиль и место на теле.

Скрипичный ключ татуировка

Тату на руке крест и скрипичный ключ

Скрипичный ключ тату на запястье

Татуировка скрипичный ключ

Тату скрипичный ключ

Чаще всего можно увидеть скрипичные ключи с нотным станом и нотами. Вариантов таких изображений может быть бесчисленное множество: от реалистичных бумажных листов, на которых записана какая-либо композиция, до нескольких десятков нотных знаков, расположенных так, что вместе они образуют изображение скрипичного ключа.

Тату скрипичный ключ на запястье

Тату белый скрипичный ключ на запястье у девушки

Татуировка на пальце маленький скрипичный ключик

Татуировка на руке скрипичный ключ

Ноты и скрипичный ключ — татуировка на запястье

Тату на плече скрипичный ключ

Встречаются оригинальные работы, по которым сразу видно, что перед вами человек творческий, обладающий незаурядной фантазией. К таким татуировкам вполне можно отнести, например, изображение скрипичного ключа в виде сплетения веток дерева, потеков воды или краски. Также периодически встречаются работы, в которых символ обвивает змея, скрипичные ключи, украшенные цветами и разлетающимися птицами. Нередки и татуировки с изображением музыкальных инструментов, наушников, плееров, микрофонов.

Тату волк и скрипичный ключ на ноге у мужчины

Татуировка скрипичный ключ

Тату скрипичный ключ на ключице у девушки

Тату на груди у девушки сердце с скрипичный ключ

Татуировка на спине у девушки скрипичный ключ и ноты

Что касается выбора стиля, обратите внимание на акварельные эскизы. Акварель — стиль очень яркий, но в то же время мягкий, нежный и воздушный

Такие работы сразу притягивают взгляд, вызывают ассоциации со свободой и легкостью, ведь изображение не ограничивают четкие контуры.

Тату скрипичный ключ — акварель на бедре

Татуировка на шее у девушки маленький скрипичный ключ

Тату скрипичный ключик и сердце у девушки

Татуировка на лопатке у девушки скрипичный ключ

Скрипичный ключ на щиколотке тату

Маленький скрипичный ключик на запястье у девушки — татуировка

Татуировка у девушки скрипичный ключ на щиколотке

Бунтарский дух — это то, без чего многие виды искусства сейчас бы не существовали. Татуировки в стиле треш полька отлично отображают суть бунтарства в творчестве. Этот стиль презирает банальность, следование общепринятым нормам, он показывает, что даже в отталкивающем можно найти нечто прекрасное и неповторимое, и именно в этом заключается его суть. Треш полька выглядят ярко и эффектно, широкие небрежные мазки черной и красной краски однозначно прикуют к себе взгляды.

Тату скрипичный ключ и роза на плече у мужчины

Татуировка скрипичный ключ на щиколотке

Тату скрипичный ключ за ухом у девушки

Тату на запястье скрипичный ключ у девушки

Татуировка на стопе скрипичный ключ

Оба описанных стиля, хоть и набирают все большую армию поклонников, не принадлежат к числу самых популярных. Поэтому если вы хотите создать действительно оригинальный и уникальный эскиз, эти стили помогут добиться такой цели.

Тату маленький скрипичный ключ на пальце

Татуировка на пальце девушки скрипичный ключ

Татуировка на пальце девушки скрипичный ключ

Татуировка на пальце девушки скрипичный ключ

Тату скрипичный ключ на запястье

Скрипичный ключ чаще всего изображают на плече, предплечье, голени, лопатке. Миниатюрные схематические работы можно увидеть на шее, запястье или щиколотке, встречаются и тату скрипичный ключ на пальце.

Однако учтите, если вы решили сделать татуировку на месте, которое часто контактирует с окружающей средой (запястье, палец, ладонь или стопа), она может очень быстро начать стираться и выцветать, поэтому на коррекцию придется записываться гораздо чаще. Также помните, что цветные работы тускнеют быстрее монохромных, что тоже влечет за собой необходимость более частой коррекции.

Случайности и ключевые подписи

Общие случайности

Случайности изменяют высоту тона нот, следующих за ними на той же позиции нотоносца в пределах такта, если только они не отменяются дополнительной случайностью.

Flat Понижает высоту ноты на один полутон .
Sharp Повышает высоту ноты на один полутон.
Natural Render NULL, резкий или плоский. Дрозд или бемоль могли быть указаны как случайные или определялись ключевой подписью.
Двойной бемоль Понижает высоту ноты на два полутона. Обычно используется, когда заметка уже плоская в ключевой подписи.
Двойной диез Повышает высоту ноты на два полутона. Обычно используется, когда нота уже четкая в ключевой подписи.

Ключевые подписи

Ключевые подписи указывают, какие ноты следует играть как диез или бемоль в последующей музыке, показывая до семи диезов или бемолей. Ноты, которые показаны как диез или бемоль в ключевой подписи, будут воспроизводиться таким образом в каждой октаве — например, тональная подпись с B ♭ указывает, что каждая B воспроизводится как B ♭ . Сигнатура ключа указывает на преобладающую тональность музыки и устраняет необходимость использовать случайные ноты для нот, которые всегда плоские или резкие в этой тональности. Ключевая подпись без бемоль или диез обычно указывает тональность до мажор или ля минор, но также может указывать на то, что высота звука будет отмечена случайными нотами по мере необходимости. Примеры ключевой подписи, показанные здесь, выглядят так, как они выглядят в скрипичном ключе.

Подписи с плоскими ключами

Ключевые подписи Sharp

Микротоны

Не существует общепринятой системы обозначений для микротональной музыки , и в зависимости от ситуации используются разные системы. Обычное обозначение четверти тона включает запись дроби 1 ⁄ 4 рядом со стрелкой, указывающей вверх или вниз. Ниже приведены другие формы обозначений:

Демифлат Понижает высоту ноты на четверть тона. (Еще одно обозначение демифлата — это бемоль с диагональной косой чертой через основание. В системах, где высота звука разделена на интервалы меньше четверти тона, косая бемоль представляет собой более низкую ноту, чем перевернутая бемоль.)
Flat-and-half (sesquiflat) Понижает высоту ноты на три четверти тона . Как и в случае с демифлатом, также используется косая черта с двойным плоским символом.
Demisharp Повышает высоту ноты на четверть тона.
Sharp-and-half (sesquisharp) Повышает высоту ноты на три четверти тона. Иногда вместо этого изображается двумя вертикальными и тремя диагональными полосами.
Harmonic Flat Понижает высоту ноты до высоты, соответствующей указанному номеру в гармонической серии основного тона (нижнего тона ) аккорда. Проиллюстрирован конкретный пример семеричной плоскости в контексте семеричной минорной трети , в которой E ♭ настроен точно на соотношение частот 7: 6 с корнем (C).

Символ с одной вертикальной и тремя диагональными полосами указывает на резкость с некоторой формой альтернативной настройки.

В 19 равной темперации , где весь тон разделен на три ступени вместо двух, музыка обычно записывается таким образом, что бемоль и диез обычно не являются энгармоническими (таким образом, C ♯ представляет собой треть ступени ниже, чем D ♭ ); это имеет то преимущество, что не требует каких-либо нестандартных обозначений.

История [ править ]

До появления ключей, ссылка линия клепки просто помечаются именем записки он предназначен нести: F , C , или иногда G . Это были наиболее распространенные ключи, или litterae clavis (ключевые буквы) в григорианской системе распевания. Со временем формы этих букв стали стилизованными, что привело к их текущим версиям.

Многие другие ключи использовались, особенно в ранний период песенной нотации, с привязкой ко многим различным нотам, от низкого Γ ( гамма , G в нижней строке басового ключа) до G над средним C (написано с небольшим буква г ). К ним относятся два разных символа b в нижнем регистре для ноты чуть ниже середины C: круглый для B ♭ и квадрат для B ♮ . В порядке частоты использования эти ключи были: F , c , f , C , D , a , g , e , Γ , B., а круглая и квадратная b .

Ранние формы ключа G — третий сочетает в себе ключи G и D по вертикали.

В период полифонии до 1600 года необычные ключи иногда использовались для партий с очень высокими или низкими тесситурами. Для партий очень низкого баса ключ Γ находится в средней, четвертой или пятой строках нотного стана (например, в Реквиеме Пьера де Ла Рю и в танцевальной книге середины 16 века, опубликованной братьями Гессен). ; для очень высоких партий ключ высокого D ( d ) и еще более высокий ключ ff (например, в Книге Маллинера ) использовались для представления нот, написанных на четвертой и верхней линиях скрипичного ключа, соответственно.

Практика использования разных форм для одного и того же ключа сохранялась до самого недавнего времени. В некоторых случаях (например, в гимнах) или в британских и французских публикациях F-ключ до 1980-х годов был написан следующим образом:

В печатной музыке XVI и XVII веков ключ C часто принимает форму лестницы, в которой две горизонтальные ступеньки окружают линию нотного станка, обозначенную буквой C :; эта форма сохранилась в некоторых печатных изданиях ( см. этот пример , написанный в четырехчастной мужской гармонии и позиционированный так, чтобы сделать его эквивалентным октавному ключу G) до 20 века.

C-ключ раньше был написан более угловатым способом, иногда все еще использовался, или, что чаще, как упрощенная K- образная форма при написании ключа от руки:

В современной григорианской системе нотации ключ C записан (на четырехстрочном нотном стане) в форме, а ключ F — как

Зигзаг в верхней части G-ключа, вероятно, происходит от курсива S, означающего «соль», названия «G» в сольфеджио .

Вокальную музыку можно разделить на два нотоносца, используя скрипичный и басовый ключи.

Ключи C (наряду с ключами G, F, Γ, D и A) раньше использовались для записи вокальной музыки. Номинально партии сопрано были написаны в ключе C первой или второй строки (ключ сопрано или меццо-сопрано ) или ключ G второй строки ( скрипичный ключ ), голоса альта или тенора в ключе C третьей строки ( альт ключ ), голос тенора в ключе C четвертой строки ( теноровый ключ ) и басовый голос в ключе F третьей, четвертой или пятой строки ( баритон , бас или суббасовый ключ ).

До 19 века в наиболее распространенных аранжировках для вокальной музыки использовались следующие ключи:

  • Сопрано = ключ сопрано (ключ C первой строки)
  • Альт = альтовый ключ (ключ C третьей строки)
  • Тенор = теноровый ключ (ключ C четвертой строки)
  • Bass = басовый ключ (ключ F четвертой строки)

В более современных публикациях четырехчастная музыка на параллельных нотоносцах обычно пишется проще:

  • Сопрано = скрипичный ключ (ключ G второй линии)
  • Альт = скрипичный ключ
  • Тенор = скрипичный ключ с восьмеркой ниже или двойной скрипичный ключ. Во многих пьесах, особенно до 21 века, используется неизмененный скрипичный ключ, и предполагается, что теноры по-прежнему будут петь на октаву ниже нотной.
  • Bass = басовый ключ (ключ F четвертой строки)

Это может быть сокращено до двух нотоносцев: сопрано / альта со скрипичным ключом и нотного / басового нотоносца, помеченного басовым ключом.

Описание значения татуировки скрипичного ключа

В мире татуировок скрипичный ключ часто наносится в качестве рисунка музыкантами и меломанами, в знак глубокой привязанности к любимому делу или интересам. Помимо людей, связанных с музыкой, обладателем скрипичного ключа может быть любой человек творческой профессии. Однако подобный знак может использовать каждый, ведь значение татуировки может быть и не связано с музыкой.

Значение тату

Татуировка в виде скрипичного ключа является символом искусства, привязанности и любви к нему. Однако, помимо подобного значения, можно выявить и другой смысл, связанный напрямую не с музыкой, а с самим человеком. Тату может означать и олицетворять глубокий, тонкий душевный мир человека, гармонию его жизни.

Кроме того, знак скрипичного ключа отличается не только изяществом, но и имеет запутанную конструкцию. Таким образом, человек может охарактеризовать и собственный внутренний мир – запутанный, но ранимый и тонкий.

Дополнительные элементы в тату со скрипичным ключом

Нередко скрипичный ключ дополняют различными элементами, таким образом, смысл тату так же может измениться. Конечно же, вариантов исполнения татуировки может быть множество. Предлагаем ознакомиться с наиболее популярными и известными вариациями тату с дополнительными элементами:

  • Скрипичный ключ и цитата. Зачастую надпись может быть напрямую связана с музыкой, это может быть строчка из песни, которая дорога человеку.
  • Скрипичный ключ на нотной строке, либо ключ, окруженный другими нотами – полная взаимосвязь с музыкой.
  • Скрипичный ключ и микрофон – частая вариация тату у музыкантов, для которых микрофон символ обладания музыкой.
  • Скрипичный ключ и музыкальный инструмент. Не частый вид тату, но его обладатель в любом случае раз и навсегда связал себя с искусством.
  • Скрипичный ключ в окружении бабочек, веток и т.д. – полное буйство Вашей фантазии, которую можно воплотить в реальность. Зачастую предпочитают такие татуировки представительницы прекрасной половины человечества.
  • Музыкальный символ и сердечки, или звездочки – выглядит очень мило.

Вне зависимости от того, какой дополнительный элемент Вы выбрали, или же наоборот, скрипичный ключ является дополнительным символом – стоит внимательно отнестись к общему значению такой татуировки, чтобы она имела гармоничный смысл.

Значение для парней и девушек

Примечательно, но именно парни, выбирающие себе в качестве нательного рисунка – скрипичный ключ, являются музыкантами или меломанами. С помощью татуировки они показывают свою связь и страсть к музыке. Противоположным значением для парня может стать то, что скрипичный ключ так же может символизировать разгульный образ жизни и бурной молодости.

В отличие от парней, девушкам присуща метафорическое восприятие данного символа. Таким образом, они могут пытаться рассказать о своей тонкой душевной организации, глубоком внутреннем мире и тяги к прекрасному всего лишь через один единственный символ.

Тюремное значение тату со скрипичным ключом

К сожалению, тюремное значение татуировки со скрипичным ключом далеко от прекрасного и никак не связано с музыкой. В тюрьме такое тату станет знаком гомосексуалиста (в том числе и насилия).

Конечно же, в современное время значение татуировок принято обобщать, но знать обо всех сторонах смысла стоит заранее.

Скрипичный ключ

На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить понятие октава и скрипичный ключ.

Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц при передаче колебаний по воздуху. Как мы уже знаем, существует 7 нот. Как же с помощью 7 нот передать все богатсво звуков? Для этих целей служат октавы и музыкальные ключи.

Музыкальные звуки, частота которых отличается в два раза, воспринимаются на слух как очень похожие, как повторение одного звука на разной высоте. Это явление называется октавным сходством звуков. На основе этого весь диапазон частот используемых в музыке звуков делится на участки, называемые октавами, при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше чем в предыдущей, а схожие звуки получают одинаковые названия.

Нота, записанная на пустом нотном стане в любом месте не способна точно указать высоту звука и тем более его название. Для того чтобы определенная нота, обозначенная на нотоносце, показывала абсолютную высоту звука, необходимо использовать специальный символ, который называется нотный ключ.

Ключ, в музыке, задает точку отсчета нот (или частот звуков), т.е. ставит заранее определенную ноту какой-то октавы на определенное место на нотном стане.

Или по-другому: Пять линеек для написания нот ничего не обозначают, если нет ключа ( ноты не могут звучать! )

Для удобства записи нот в музыке существуют разные ключи, пока мы рассмотрим скрипичный.

Скрипичный ключ является самым высоким и используется для записи верхних нот, т.е. предназначен для средних и высоких нот.

Скрипичный ключ

Так же скрипичный ключ определяет октаву. Если он нарисован, значит эти 5 линеечек нотного стана будут относиться к первой октаве (включая «До», которая на добавочной линейке).

Этот знак ставится в начале нотного стана, как бы открывая его, потому его и называют ключом:






 

Ключ имеет каждый дом
Деревянный и кирпичный.
И у ноток ключик есть,
Называется СКРИПИЧНЫЙ.

Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют ключем СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, сам по себе скрипичный ключ — это нота «Соль» первой октавы.

Обратите внимание: он начинает рисоваться со второй линейки, он завитком охватывает вторую линейку нотного стана и обозначает высоту ноты первой октавы — именно там и находится нота «Соль». 

Упражнение:

Желательно потренироваться в написании скрипичного ключа на разлинованной бумаге, делая акцент на том, с какой линеечки он берет начало, какая нота расположена на этой линейке. 

А для нетерпеливых, мы подготовили тренажер, где вы можете попробовать вводить ноты с ключам, так и без него. Попробуйте и посмотрите на результат — нажимайте кнопку плей!

Доступ будет открыт после покупки курса

Или

Вход

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1

Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2

Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3

Четвертная – тянется на «раз и».
4

Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5

Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки .

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Рисунки по клеточкам

Скрипичный ключ, как и другие рисунки, вне зависимости от их тематики, можно нарисовать по клеточкам. В создании таких изображений допустимо пользоваться готовыми алгоритмами или самостоятельно вырисовывать острые контуры ключевого объекта композиции.

Наиболее простыми способами, воспользоваться которыми сможет даже ребенок, не имеющий опыта работы в изобразительном искусстве, являются:

Пример рисунка скрипичного ключа Готовый алгоритм его создания по клеточкам
1. Найти исходную точку, отступив 2 кл. от верхнего края и 11 кл. от левого. 2. Создать изображение скрипичного ключа, используя нижеприведенный алгоритм: 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 9 кл. вниз, повторить комбинацию «1 кл. влево и 1 кл. вниз» 4 раза, 1 кл. влево, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 5 кл. вниз, 1 кл. вправо, 2 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кою вниз, 3 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 5 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 3 кл. вверх, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 3 кл. вправо, 1 кл. вверх, 2 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 7 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 5 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл вправо, 1 кл. вверх, 3 кл. влево, 5 кл. вверх, комбинацию «1 кл. вправо и 1 кл. вверх» повторить 2 раза, 1 кл. вправо, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо, 5 кл. вверх, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 2 кл. влево.

3. Продублировать основной контур фигуры, а затем раскрасить расстояние между основным и побочным контуром скрипичного ключа.

1. Найти исходную точку для прорисовки первой части композиции. Для это необходимо отступить 12 кл. сверху и 7 кл. от правой границы используемого листа бумаги. 2. Дорисовать картинку по схеме: повторить комбинацию «1 кл. вниз и 1 кл. влево» 4 раза; 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 4 кл. вниз, 1 кл. вправо, 2 кл. вниз, повторить комбинацию «1 кл. вправо и 1 кл. вниз» 7 раз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо.

3. Вернуть к исходной точке, и продолжить рисовать: 6 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 6 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 3 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 2 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо.

4. Продублировать основной контур фигуры, после чего закрасить внутреннюю область между образующими линиями.

5. Перейти к прорисовке второй части фигуры, изобразив ее по нижеприведенной схеме, начиная с точки, расположенной на расстоянии 2 кл. от верхнего края рабочей плоскости и 3 кл. от правого края: 6 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 7 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 7 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 3 кл. вправо, 4 кл. вниз, 1 кл. влево, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 4 кл. вниз, 1 кл. вправо, 2 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 3 кл. вверх, 1 кл. вправо, 7 кл. вверх, повторить комбинацию «1 кл. вправо и 1 кл. вверх» 5 раз, 1 кл. вправо, 3 кл. вверх, 1 кл. вправо, 4 кл. вверх, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, повторить комбинацию «1 кл. влево и 1 кл. вверх» 3 раза; 5 кл. влево, 5 кл. вверх.

6. Вернуться к исходной точке и продолжить рисовать по схеме: 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 4 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 3 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 3 кл. вправо.

7. Закрасить пространство между двумя контурами.

Нарисованный в разных стилях скрипичный ключ, выглядит как несколько абсолютно непохожих друг на друга рисунков. Если изображение создается ребенком, имеющим представление о предназначении ключа и нот, допустимо давать ему возможность выполнять задание в любой, наиболее предпочтительной для него стилистике.

Если у юного художника нет представления о том, каким должен быть итог его работы, начинать учиться рисовать ноты ему рекомендуется с классического алгоритма, подразумевающего постепенное усложнение задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector