Домострой

Основные события эпохи Ивана Грозного

Царь Иван Грозный (картина Васнецова)

Первый период правления Ивана 4 был весьма прогрессивным и удачным. Царь был образованным человеком немалого ума, и его окружали способные и ответственные приближенные. Вся «грозность» досталась второму периоду царствования.

Реформы

В конце 1540 – 1550-х годах Иваном Грозным был внедрен ряд реформ. Проводились они при содействии группы приближенных, известных как Избранная рада. Реформы периода Избранной рады были прогрессивными и способствовали укреплению государства и централизации власти.

  1. В 1549 году был созван первый Земский собор – сословно-представительский орган. Земские соборы впоследствии сыграли большую роль в русской истории.
  2. В этом же году была начата приказная реформа. По ней создавалась система приказов – органов центрального управления с функциями, похожими на министерские. Это помогло упорядочить процесс решения многих государственных вопросов. Характерно, что в руководстве приказами большую роль играли образованные люди незнатного происхождения – дьяки. Такое тоже случилось на Руси впервые.
  3. В 1550 году была создана постоянная армия – стрелецкое войско. Оно могло защищать границы до сбора дворянского ополчения.
  4. В том же году был создан новый Судебник, регламентировавший налогообложение и расширивший права дворян.
  5. Стоглавый собор 1551 года урегулировал вопросы церковного управления и отношений церкви и светской власти.
  6. В 1555-1556 годах Иван отменил систему кормлений и издал новое Уложение о службе, обязавшее служить в войске не только помещиков, но и вотчинников.

Также проводились реформы местного управления (земская и губная), была определена государственная символика (в частности, введена печать с двуглавым орлом).

Опричнина и ее последствия

Царь старался по возможности ограничить влияние знатного боярства. В правление Ивана Грозного расширялись права дворян, купечества и свободного крестьянства. Государь реально столкнулся с боярской враждебностью, но по ряду причин преувеличил масштабы проблем. Его реакцией стала опричная реформа – самое сомнительное из всех его нововведений.

Опричнина существовала с 1565 по 1572 год. Суть реформы состояла в создании особой царской гвардии из избранных бояр и дворян, для содержания которых отводились особые земли (опричные, то есть отдельные). Опричники должны были быть проводниками царской воли и борцами с изменой в государстве.

Сама по себе идея была неплоха. Но на практике опричники превратились в карательный инструмент, занимавшийся террором по отношению ко всем, кого царь (часто безо всяких оснований) подозревал в измене. Именно период опричнины принес Ивану 4 прозвище «Грозный», и за это время было уничтожено множество людей разных сословий – по оговору, нелепым подозрениям, а то и просто так. При этом реально защищать государство опричники оказались не в состоянии, и царь отменил опричнину после того, как его «гвардия» не явилась на войну с крымским ханом.

Войны

Внешняя политика первого царя также была противоречивой. Он поддерживал тесные отношения со многими государствами (даже высказывал намерение жениться на Елизавете Английской) и вел много войн. Некоторые из них были очень успешными, но другие стали бедой для страны.

  1. Казанские походы 1547-1552 годов привели к захвату Казани, уничтожению Казанского ханства и присоединению его земель к России.
  2. Столь же успешно завершились астраханские походы (1554-1556) – Астраханское ханство стало частью Руси.
  3. Война со Швецией 1554-1557 годов также завершилась успешно – Швеция не смогла помешать развитию русской торговли с Англией.
  4. Но Ливонская война 1558-1583 годов оказалась безрезультатной, а ее длительность привела к истощению казны и опустошению значительных территорий вдоль границ.
  5. Неудачи случались и в противостоянии с Крымских ханством, конфликты с которым в правление Ивана 4 были довольно частыми.

Во время царствования Ивана IV были проведены первые завоевания за Уралом. Ермак Тимофеевич с отрядом казаков продвинулся в Сибирь и в 1583 году захватил столицу Сибирского ханства.

Легенда 6. Грозным его прозвали за жестокость: царь лично казнил людей, а многих приказал посадить на кол

Вердикт: прозвали, но не за жестокость.

Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Рисунок Виктора Васнецова. 1914 год

На колу и иными способами царь казнил не единожды. Только стоит помнить, что времена были иные и человеческая жизнь ценилась иначе, нежели в наше политкорректное время. Да и понятие «грозный» имеет иной оттенок, нежели «жестокий» или «кровавый», — «суровый», «опасный для врагов», «строгий». 

В то невеселое средневековое время казней хватало и на Западе, и на Востоке. Злодейства же царя Ивана поражали потому, что были обставлены нарочито театрально. По свидетельству современника  А. Шлихтинг. Краткое сказание о характере и жестоком правлении московского тирана Васильевича // Новое известие о России времени Ивана Грозного. Л., 1934., Иван Грозный вызвал во дворец боярина Ивана Федорова, заставил его занять свой трон и сказал: «Ты имеешь то, чего искал, к чему стремился, чтобы быть великим князем Московским и занять мое место», после чего собственноручно заколол старого слугу. Летом 1570 года на Чистых прудах в Москве он сначала эффектно помиловал больше сотни уже простившихся было с жизнью «измен­ников» — отпустил к женам и детям, а затем устроил показательную казнь 120 оставшихся, в том числе многих видных дьяков московских приказов. И не просто, а с выдумкой. «Пискаревский летописец»  «Пискаревский летописец» — русская летопись начала XVII века, рассказывающая о событиях периода с основания Древне­русского государства до 1615 года. Хранится в собрании Д. В. Пискарева в Российской государственной библиотеке. сообщает, что царь «повеле казнити дияка Ивана Висковатого  Тогдашний министр иностранных дел. по суставом резати, а Никиту Фуникова диака же варом  То есть кипятком. обварити». Вместе с ними были казнены возглав­лявший Поместный приказ Василий Степанов, глава Большого прихода, глав­ного финансового ведомства России того времени, Иван Булгаков, начальник Разбойного приказа (что-то вроде МВД) Григорий Шапкин. Многочисленные казни не воспринимались как излишняя жестокость — как же не радо­ваться наказанию коррупционеров и предателей? Вот это государь — что казнить, что миловать умеет!

Мрачной торжественностью была наполнена жизнь опричной гвардии в Алек­сандровой слободе. После карательных походов царь и его слуги облачались в иноческую  То есть монашескую. одежду. Сам «игумен» Иван IV с Малютой Скуратовым поутру трезвонили в колокола, собирая «братию» на молитву; неявившихся подвер­гали наказаниям. Во время долгой службы царь с сыновьями молились и пели в церковном хоре, затем отправлялись к трапезе, после чего возвращались к обычным государственным делам.

Воспитай дитя в запретах

Культивировавшееся в «Домострое» отношение к детям как к личной собственности родителей, привело к тому, что ребёнок на Руси не обладал никакими правами, и даже не воспринимался как личность. Каждый любящий отец должен был воспитывать своё чадо в страхе и строгости, поучая его даже за незначительные провинности или шалость телесными наказаниями, ведь считалось, что лишь тот, кто ненавидит своего сына, не поднимет на него розги.

Основополагающим фактором жизни несовершеннолетнего были всевозможные ограничения, поскольку один из главных постулатов «Домостроя» гласил воспитывать детей в запретах.

К сожалению, в русском характере до сих пор сохранились отголоски этой средневековой традиции, когда родители считают, что они могут принимать решение за ребенка, разрешать или запрещать ему заниматься чем-либо только из-за того, что они взрослые, а дети еще слишком молоды для самостоятельного правильного выбора.

Параллели

Исследователь «Домостроя» филолог Михаил Сперанский проанализировав литературное сокровище ХVI века, пришёл к выводу, что описываемая в ней семейная иерархия, отражают взаимоотношения между людьми и Господом.

Каждый отдельно взятый дом в его представлении являлся «Обителью Бога», где мужчина хозяин выступал в роли Всевышнего, а жена и дети были подчинёнными, безропотно исполнявшими его поручения.

Как православные безоговорочно веруют во Христа, так и домочадцы должны были доверять своему мужу и отцу, отрекшись от свободомыслия, своеволия и самостоятельности.

Поскольку царь на Руси представлялся наместником Бога на земле, по мнению исследователя Владимира Иваницкого, совершенно закономерно дополнить вышеописанную схему параллелью «Муж-Жена» и «Царь-Страна», где Царь-это руководитель, а народ – зависимый вассал.

Точно также как, жена во всём слушается мужа, народ должен повиноваться Царю, принимать любую его волю за благо, и, несмотря ни на что, служить ему верой и правдой.

Из этого правила родились сразу две черты национального русского характера: самовластность у тех, кто достиг каких-либо высот в определённой сфере, и безмолвная покорность, тех, кто находиться в положении подчинённого.

Ссылки [ править ]

  1. ^ . Saints.sqpn.com . Проверено 29 декабря 2013 года .
  2. Annuario Pontificio ( Libreria Editrice Vaticana 2008 ISBN 978-88-209-8021-4 ), стр. 8 * 
  3. Ленский, Noel (2006). . Издательство Кембриджского университета. п. 298. ISBN 978-0-521-52157-4.
  4. Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 2005 ISBN 978-0-19-280290-3 ), статья «Сильвестр I, Санкт-Петербург» 
  5. ↑ Chisholm, Hugh, ed. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  6. ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  7. Батлер, Олбан (1981). . Христианская классика. п. 644. ISBN . Проверено 1 января 2017 года .
  8. Дитц, Хелен. . Sacredarchitecture.org . Проверено 25 января 2013 года .
  9. Рассел, Бертран (1946). . Психология Press. п. 366. ISBN. . Проверено 29 января 2018 .
  10. Отмеченные в Нормана Ф. Кантор , цивилизации Средневековья , 1993: 177.
  11. Коэн, Ариэль (31 декабря 2014 г.). . «Джерузалем пост» . Архивировано из на 31 декабря 2014 года . Проверено 31 декабря 2014 года .
  12. РОНДИНЕЛЛИ, Паула. . Brasil Escola (на португальском языке) . Проверено 29 января 2018 .
  13. Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press 2005 ISBN 978-0-19-280290-3 ), статья Дар Константина 
  14. Питр, Джузеппе, Fiabe, Novelle е Racconti Популярной Siciliani , Тот Terzo, Палермо 1875. стр. 39-42
  15. Pohlsander, Hans A. (2002). . Тейлор и Фрэнсис. п. 25. ISBN 978-0-203-13721-5.
  16. Voragine, Якоб де (1275). . Золотая легенда . Проверено 29 декабря 2013 года .

Неоднозначные оценки

Как отмечает Евгений Спицын, в 1558 году Иван Васильевич решил обеспечить Русскому царству широкий выход к Балтике и начал Ливонскую войну. При этом, по словам историка, это решение сегодня оценивается неоднозначно. Многие современники считали более перспективными действия против Крымского ханства с целью получения выхода в Чёрное море.

«Ивана Васильевича в наши дни критикуют за поражение в Ливонской войне. Однако в историографии существует мнение, что эту войну следует рассматривать как комплекс разных кампаний, в большинстве из которых Москва изначально одерживала победы», — заявил Сергей Перевезенцев.

Российские войска разгромили силы Ливонской конфедерации и нанесли ряд болезненных поражений Великому княжеству Литовскому. Под контроль Москвы перешла большая часть современной Прибалтики. Однако в середине 1560-х годов внутриполитическая ситуация в России осложнилась. В 1564 году русский корпус был разбит литовцами на реке Улле, поползли слухи об участии московской знати в заговоре против царя.

В начале 1565 года Иван Васильевич разделил территорию страны на две части: земщину и опричнину. И если в земщине сохранялись старые порядки, то в опричнине вводился особый режим. На её территории отменялись традиционные права и привилегии родовой аристократии. Критиковавшие царя лица подвергались репрессиям. Опирался Иван Васильевич на особую силовую структуру — корпус опричников, который по своей структуре напоминал монашеский орден.

Кившенко Алексей Данилович (1851—1895), «Покорение Казани. Казанские старшины и воины перед Иваном IV». 1880 год, акварель Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

«Иван Васильевич стремился ровно к тому же, к чему и другие христианские монархи того времени — защитить веру и не дать победить еретикам, а таковыми объявлялись все, кто покушался на действующую власть. Такое положение вещей существовало как в России, так и в Англии, Франции, Германии, других странах. При этом методы европейских монархов, правивших в одно время с Иваном Васильевичем, были зачастую куда более жестокими», — рассказал Сергей Перевезенцев.

По его словам, строгость и жёсткость со стороны монарха воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Однако одновременно общество ожидало от христианского государя того, что при определённых обстоятельствах он мог бы проявить милость, но этого Ивану Васильевичу как раз и недоставало.

«В рамках христианского миросозерцания у царя возник конфликт с митрополитом Филиппом», — отметил Перевезенцев.

Согласно ряду источников, когда митрополит отказался благословить поход монарха на Новгород, его убил один из руководителей опричнины — Малюта Скуратов.

Ливонская война. Взятие Нарвы Иваном Грозным Wikimedia Commons

Детство и юность

О ранней биографии Алексея Адашева, происходившего из рода Ольговых, исследователям истории государства российского не известно почти ничего. Его предки из Костромской области владели обширными сельскими вотчинами и, судя по сохранившимся свидетельствам, не упускали своего.

Отец, отличавшийся значительными способностями, в молодости состоял на царской службе и, скорее всего, был приближенным владыки в районе 1500-х годов. Мать будущего воеводы, как обыкновенная русская женщина, воспитывала детей, появившихся в браке, и следила за состоянием домашних счетов.

В отрочестве Алеша с братом Даниилом, позже участвовавшим в казанском походе, с помощью влиятельного родителя получили место при дворе. Юноши подружились с князем Иваном, старшим сыном Василия III, и часто проводили вместе время в палатах или летнем шатре.

Алексей Адашев и Сильвестр

Видимо, это обстоятельство способствовало тому, что в дальнейшем Адашев исполнял обязанности ложничего на венчании государя с первой женой. Он провожал новобрачного в баню и стелил свадебное ложе, что по обычаям веками считалось традиционной народной игрой.

После заключения официального союза с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой Иван приблизил к себе Алексея в качестве советника по важным делам. Летом 1547 года молодой человек без титула дворянина поступил на государеву службу и присоединился к высшим кругам.

Литература

  • Папа святой Сильвестр I (314–335) 
  • HU Instinsky: Сильвестер я . В: Йозеф Хёфер , Карл Ранер (Hrsg.): Lexikon für Theologie und Kirche . 2. Auflage. Группа 9. Гердер, Фрайбург-им-Брайсгау, 1964, Sp 757–758.
  • Хорст Фурманн (1991). «Константинише Шенкунг». Lexikon des Mittelalters , V: Hiera-Mittel bis Lukanien (на немецком языке). Штутгарт и Веймар: Дж. Б. Метцлер. col. 1385–1387. ISBN 3-7608-8905-0.

Вильгельм Полькамп (1995). «Сильвестр И. Папст (314–335)». Lexikon des Mittelalters , VII: Planudes bis Stadt (Rus ‘) (на немецком языке). Штутгарт и Веймар: Дж. Б. Метцлер. col. 1905–1908 гг. ISBN 3-7608-8907-7.

Дети Ивана IV Грозного

Дети от первого брака с Анастасией Романовной

Царевна Анна Ивановна — первенец супругов прожила меньше года (10 августа 1549 — 20 июля 1550). В честь её рождения был заложен храм Иоакима и Анны. Погребена в Новодевичьем монастыре.

Царевна Мария Ивановна (Мария Иоанновна) (17 марта 1551 — 8 декабря 1552) — вторая дочь в семье Ивана Грозного и Анастасии Романовны, умерла во младенчестве.

Была погребена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, после его разрушения большевиками останки, вместе с прочими были перенесены подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где находятся и сейчас.

Царевич Дмитрий Иванович (Старший) (октябрь 1552— 4 (6) июня 1553) — долгожданный наследник, первый сын, родился во время победоносного возвращения царя из казанского похода. случайно погиб младенцем. Во время тяжёлой болезни в 1552 году «тяжким огненным недугом» царь Иван потребовал от бояр присяги своему сыну-младенцу. Однако многие бояре, не желая «царя в пелёнцах», желали видеть следующим царём двоюродного брата Ивана — Владимира Андреевича Старицкого. Это стало причиной усиления подозрительного отношения Ивана к боярам и лично Владимиру. Умер 6 июня 1554 года при не выясненных обстоятельствах (согласно одной версии из-за болезни, есть также теория согласно которой царевич утонул по недосмотру).

Царевич Иван Иванович

Иван Грозный и умирающий царевич ИванИлья Репин (1844-1930).

Иван Иванович — (28 марта 1554 — 19 ноября 1581) — первый из детей царя, достигший взрослого возраста. Был трижды женат, но ни одна семья не осчастливилась ребенком. Согласно наиболее популярной версии был смертельно ранен Иваном Грозным в ходе ссоры.

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля было произведено вскрытие гробниц царя Ивана Васильевича и царевича Ивана Ивановича. Последовавшие достоверные исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы останков царевича показали, что в 32 раза превышено допустимое содержание ртути, в несколько раз мышьяка и свинца.

Царевна Евдокия Ивановна (26 февраля 1556 — июнь 1558) — третья дочь и пятый ребёнок в семье Ивана Грозного и Анастасии Романовны, умерла во младенчестве. Была погребена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, после его разрушения большевиками останки, вместе с прочими, очевидно, были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора.

Царевич Фёдор Иванович

Портрет из «Царского титулярника»

Фёдор Иванович (Блаженный) — 31 мая 1557, Москва — 7 (17) января 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Со слов самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый».

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником.

Сын от второго брака с Марией Темрюковной

Царевич Василий Иванович (март — 3 мая 1563) — единственный ребёнок Ивана Грозного и Марии Темрюковны, 4-й сын царя, умер в возрасте пяти недель. Месяц спустя после его смерти, в июне по доносу Саблука Иванова — дьяка князя Владимира, начался сыск по делу княгини Ефросиньи Старицкой и её сына Владимира по обвинению в злом умысле против царской семьи

Сын от незаконного брака с Марией Нагой

Царевич Дмитрий Иванович

«Царевич Дмитрий». М. В. Нестеров, 1899 год

Царевич Дмитрий Иванович (19 октября 1582, Москва — 15 мая 1591, Углич) — князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой. Погиб при невыясненных обстоятельствах в 1591 году, был запрещен к упоминанию при богослужениях по приказу царя-брата Фёдора, на том основании, что он рождён в шестом браке и поэтому является незаконнорождённым.

Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время), продолжался как минимум 22 года после его смерти. По официальной версии правительства Василия Шуйского Дмитрий погиб от руки наёмников Бориса Годунова.

В 1603 году в Польше явился Лжедмитрий I, выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия; правительство Бориса, до этого замалчивавшее сам факт того, что царевич Дмитрий жил на свете, и поминавшее его как «князя», вынуждено было в пропагандистских целях служить ему заупокойные службы, поминая его царевичем.

Литература [ править ]

  • Гизела Шмитт (1995). «Папа Сильвестр I». В Бауце, Трауготт (ред.). (на немецком языке). 10 . Герцберг: Баутц. col. 338–341. ISBN 3-88309-062-X.
  • Папа святой Сильвестр I (314–335) 
  • Франческо Скорца Барчеллона:  . В: Enciclopedia dei Papi , Istituto della Enciclopedia Italiana
  • HU Instinsky: Сильвестер я . В: , Карл Ранер (Hrsg.): Lexikon für Theologie und Kirche . 2. Auflage. Группа 9. Гердер, Фрайбург-им-Брайсгау 1964, Sp 757–758.
  • (1991). «Константинише Шенкунг». Lexikon des Mittelalters , V: Hiera-Mittel bis Lukanien (на немецком языке). Штутгарт и Веймар: Дж. Б. Метцлер. col. 1385–1387. ISBN 3-7608-8905-0.

Вильгельм Полькамп (1995). «Сильвестр И. Папст (314–335)». Lexikon des Mittelalters , VII: Planudes bis Stadt (Rus ‘) (на немецком языке). Штутгарт и Веймар: Дж. Б. Метцлер. col. 1905–1908 гг. ISBN 3-7608-8907-7.

Ливонская война и первые доносы

На дворе 1563 год. Вот уже 5 лет в Восточной Европе бушует Ливонская война, и преимущество пока находилось на стороне Русского государства. В начале года русские войска отправляются в поход на Полоцк — древний город, бывший некогда частью Древнерусского государства, а ныне находящийся под юрисдикцией великих князей литовских. Непродолжительная осада закончилась положительно для атакующих — взятие города стало крупным успехом Ивана IV, лично принявшего функции главнокомандующего. Однако после этой победы сгустились тучи над Владимиром Старицким. Почему же?

Штурм Полоцка русскими войсками. Немецкая гравюра. (Wikimedia Commons)

Дело в том, что с началом Ливонской войны, да и немного раньше этого момента, в Русском государстве стало ощущаться усиление самодержавных тенденций. Некоторые представители знати, чувствуя, что скоро «запахнет жареным», предпочли бежать через границу и искать убежища в стане противников Ивана IV. Примерно в то время князь Андрей Курбский начинает прощупывать почву на предмет бегства, а пока на сторону литовцев перешёл боярин Б. Хлызнев-Колычев. Перебежчик передал защитникам Полоцка важные сведения о перемещениях русских армий, однако те не придали им значения. Как оказалось, зря.

Почему же бегство этого боярина повлияло на отношение царя к Владимиру Старицкому? Дело в том, что боярский род Хлызневых-Колычевых был тесно связан со Старицкими князьями служебными узами. Именно поэтому предательство одного из них бросило тень на Владимира. Царь решил усилить контроль над своим двоюродным братом: в поездках его сопровождали соглядатаи Ивана Васильевича. Внешне разрыва ещё не было, но тучи над Владимиром сгущались.

Через некоторое время, в том же 1563 году поступил и первый донос на князя. Дьяк Савлук Иванов сообщал царю, что Ефросинья, мать Владимира, и сам князь «многие неправды ко царю и великому князю чинят». Точно сказать, в чём обвинял слуга Старицкого своего сюзерена, сказать сложно. Возможно, Савлук просто устал сидеть в тюрьме — он был посажен туда за какую-то провинность. Тем более странным кажется тот факт, что если бы даже Владимир и плёл какие-либо интриги против своего брата, то оставлять свидетеля, посвящённого в свои дела, в живых, да ещё с возможностью «донести» на хозяина, выглядит маловероятным.

Началось разбирательство, которое, в сущности, проходило без участия Боярской Думы — Иван, видимо, помнил о событиях 1553 года. Судьбу старицкого князя пришлось решать духовенству. Тогда за них вступился сам митрополит Макарий — однако это не спасло Владимира от опалы, а его мать, Ефросинья, была вынуждена уйти в монашество.

Митрополит Макарий. (Wikimedia Commons)

Опала длилась недолго — уже осенью 1563 года Владимир был восстановлен в правах. В Старице состоялся пир, на котором присутствовал сам царь, а в Кирилло-Белозерский монастырь, куда удалилась (или удалили) Ефросинью были посланы щедрые дары. Внутриполитический кризис, связанный с именем Владимира, заморозился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector