Борис викторович раушенбах. последние новости по теме
Религиозные убеждения
По рождению (крещению) принадлежал к Реформатской церкви. С 1970-х интересовался православным богословием и иконописью, общался с митрополитом Питиримом (Нечаевым), за три года до своей кончины перешёл в православие. В книгах размышлял о догмате Троицы, о Крещении Руси, о преподобном Андрее Рублёве, об отношениях науки и религии.
После пережитой им в феврале 1997 года клинической смерти, познакомился с протоиереем Владимиром Воробьёвым, который в декабре того же года совершил над ним чин присоединения к Православной Церкви.
Из сказанного им писателю Дмитрию Орехову (согласно записи последнего):
Оксана Гришина
Менее чем за 10 лет под его руководством были реализованы системы фотографирования обратной стороны Луны, системы ориентации и коррекции полета межпланетных автоматических станций «Марс», «Венера», «Зонд», спутников связи «Молния», автоматического и ручного управления космическими кораблями, пилотируемыми человеком. Значение этих систем не требует доказательств.Марк Галлай, летчик-испытатель, герой Советского Союза |
|
Он жил и работал увлеченно. Вовлекался в проекты. Но имел строго охраняемый внутренний мир. Его отличали жесткая самодисциплина, достоинство, уважительное отношение к другим. В то же время острое, проникновенное наблюдение за действительностью.А. И. Комеч, директор Института искусствознания |
|
«Искусство и искусствознание, вера и религия существуют вечно, и в человеке всегда живет и будет жить какое-то беспокойство, желание проникнуть как можно глубже в сущность всего этого». |
|
Схема возникновения обратной перспективы, предложенная Раушенбахом.Аксонометрическое изображение (а), действие механизма константности формы (б), обратная перспектива (в). |
|
«В Древнем Египте задачей художника было передать истинные, объективные формы изображаемых предметов и фигур, существующие независимо от наблюдателя, общие для всех людей. Возможно, это связано с тем, что в Древнем Египте еще не было того эгоцентризма, который возник позже. «Мы» было важнее «я»… |
|
В античном и средневековом искусстве отражен революционный переход от «мы» к «я»… насущной задачей стала передача на плоскости зрительного восприятия очень близких предметов конкретным человеком, стремящимся отразить личное отношение к увиденному…»В эпоху Возрождения и Великих географических открытий перешли «от передачи зрительного образа отдельного предмета к передаче пространства… В то время был открыт только один, простейший вариант из бесчисленного множества одинаково строго математически обоснованных возможных перспективных систем, к тому же не всегда наилучший. Но это было сделано впервые, это был результат работы смелых первопроходцев, открывших для изобразительного искусства новые горизонты».Из работы «Геометрия картины и зрительное восприятие» |
|
Иконописец должен был находить способы передачи глубоких богословских представлений художественными средствами, и Раушенбах доказал, что чертежные методы, использование геометрически противоречивых изображений и целенаправленная деформация передаваемых предметов были не только допустимы, но и просто необходимы для этого. Нельзя одновременно передать прямой и символический смысл, реальное и мистическое пространство методами, появившимися в эпоху Возрождения, когда «стали в основном черпать философское осмысление мира из книг, а не из картин, а созерцание перестало… рассматриваться как мощный метод познания мира». |
|
Условный интерьер, показанный по правилам ренессансной системы перспективы. Соотношение между высотой и шириной интерьера всюду правильное. Сильнейшее увеличение переднего и почти карикатурное уменьшение дальнего плана |
|
За счет некоторого искажения передачи глубины улучшена передача вертикалей |
|
Вариант перцептивной системы перспективы, в котором главным является безупречная передача вертикальных плоскостей (стен). Основные ошибки — увеличение ширин |
|
Ширина пола и вертикальные структуры (высота арок и т. п.) переданы безупречно, однако передача глубины предельно искажена, пространство сильно сжато. |
Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»
Подписаться на журнал «Человек без границ»
Награды и звания
Б. В. Раушенбах был действительным членом Международной академии астронавтики, Академии космонавтики имени Циолковского, лауреатом Ленинской и Демидовской премий.
-
Премия имени К. Э. Циолковского (1999)
-
Герой Социалистического Труда — Указом № УП — 834 Президента СССР Михаила Сергеевич Горбачёва «О присвоении звания Героя Социалистического Труда тов. Раушенбаху Б. В.» от 9 октября 1990 года «за большие заслуги в развитии отечественной науки, подготовке высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства».
- Благодарность Президента Российской Федерации (21 января 2000 года) — за большой вклад в развитие отечественной науки и подготовку высококвалифицированных кадров.