250 книг, которые стоит прочесть детям от 0 до 10 лет
Содержание:
- Когда пора учить ребенка читать
- Известные методики обучения детей чтению
- Значение чтения для дошкольников
- Нина Павлова
- Ласточка
- Возрастные особенности дошкольников
- Как научить ребенка 5-6 лет читать?
- Когда приучать ребенка к чтению
- Неблагодарность
- 30 лучших книг для детей 6-7 лет
- Игры для обучения чтению
- Как приучить ребенка читать?
- Что почитать дошкольнику вместе с родителями
- Методики обучения чтению
- Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?
- Евгений Пермяк
- Тексты для детей 4-5 лет
- Как читать с ребенком в 6-7 лет
- Топ лучших книг для дошкольников
Когда пора учить ребенка читать
Для начала следует понять, что чтение – это действительно сложная задача для мозга. То, что ребенок испытывает трудности в освоении грамоты – это нормально и естественно. Родителям или педагогам с высоты своего опыта может казаться, что все просто и элементарно, но для ребенка все иначе.
Но нет ничего невозможного, и рано или поздно ребенок научиться читать. Поэтому фраза “после трех будет поздно” – точно не про обучение чтению. Мозг должен быть готов к этому виду деятельности.
Однако, родители спешат интеллектуально развивать малышей. Кто-то идет на поводу у своей амбициозности, кто-то боится упустить что-то в детском развитии, поэтому раннее развитие стало повальным и модным увлечением.
Если ребенок в два-три года много занимается развивающими занятиями, учит по наставлению мамы буквы, цифры, складывает кубики, но мало двигается, играет, то вреда от раннего развития и обучения чтению будет намного больше, чем пользы. Такие дети быстро теряют интерес к учебе, как таковой. Уже в школе у них вдруг наблюдаются нарушения речевого развития, слабая моторика и мотивация к учебе, они плохо усваивает новый материал и не выдерживают школьных нагрузок. Но хуже всего то, что они теряют свое здоровье.
Возраст 1-5 лет – это возраст подвижных игр и исследований
Детям крайне важно бегать, прыгать, лазать, ползать, играть в ролевые игры для развития крупной и мелкой моторики. Именно на такую деятельность настроен мозг ребенка в этом возрастном периоде
Перепрыгивая этот этап, родители рискуют тем, что в 6-7 лет ребенок умеет читать (впрочем, как и все первоклассники), но не умеет прыгать и ему с трудом даются физические упражнения.
Специалисты называют средний возраст для начала обучения чтению – это 5-6 лет. На самом деле, главное – не возраст ребенка, а его психологическая готовность.
Критерии, по которым можно оценить готов ли ребенок к обучению чтению:
- ребенок научился говорить полными предложениями;
- понимает то, что ему говорят и читают;
- у ребенка развит фонематический слух (умение отличать один звук речи от другого и отличает, например, дочку от точки);
- хорошо ориентируется в пространстве и не путает лево и право, верх и низ;
- у ребенка нет логопедических проблем.
Можно пройти небольшой тест, который также поможет определить готов ли ребенок к обучению чтению.
- Любит ли Ваш малыш сказки и рассказы?
- Способен ребенок их пересказать?
- Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?
- Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки в книге?
- Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
- Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?
- Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?
- Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?
- Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?
- Он понимает смысл большинства сложных слов?
- Чтение для него приносит удовольствие?
- Овладев буквами и словами, он пытается читать самостоятельно?
- У Вашего малыша нет логопедических проблем?
- Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?
- В разговоре он оперирует развернутыми не односложными предложениями? 17. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?
- Ваш малыш знает много стихов и песен?
Если сумма баллов составила (Да – 1 балл, Нет – 0 баллов):
13-18 баллов, то ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать “как взрослые”, но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг.
9-12 баллов свидетельствуют о средних способностях вашего малыша к чтению. Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит учиться читать.
Менее 9 баллов означают, что пора бить тревогу, ведь ваш малыш почти на школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами
Известные методики обучения детей чтению
Чтобы научить ребенка читать быстро и правильно, нужно иметь четкое представление, каким именно способом родитель будет это делать. Рассмотрим несколько известных методик, которые помогут определиться с выбором способа обучения.
Методика | Как действует |
---|---|
Обучение по методу Домана | Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев. |
Метод чтения по слогам | Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс. |
Метод чтения по складам | В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение. |
Кубики Зайцева | Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте. |
Значение чтения для дошкольников
Книги формируют базовые умственные процессы: умение находить связи между событиями и явлениями, анализировать, мыслить абстрактно, логически и при этом творчески. Недаром ведь с ранних лет мамы читают детям простейшие книжечки с потешками, коротенькими стихотворениями. Дети запоминают прочитанное, с удовольствием рассматривают яркие красочные картинки. Так происходит знакомство с книгами.
Кроме того, благодаря чтению растет словарный запас ребенка, улучшается разговорная речь и способность ясно излагать свои мысли. Развиваются коммуникативные навыки: сочувствуя вымышленным персонажам, ребенок учится сопереживанию в принципе, учится понимать других людей, видеть мотивы поступков и предугадывать реакцию.
Начитанные дети отличаются от тех сверстников, кто не очень «дружит» с книгой. Развитая речь, умение красиво и художественно излагать свои мысли, подбирать синонимы положительным образом скажется на школьной успеваемости. Ребенку будет легко писать сочинения по литературе, легче запоминать прочитанное по различным предметам.
Понимание других приводит к пониманию себя. Знакомство с внутренним миром литературных героев способствует развитию своего внутреннего мира, помогает разобраться в собственных чувствах. Хорошая литература развивает кругозор, знакомит с другими культурами, помогает узнать новое и почувствовать многообразие мира.
Нина Павлова
Мышонок заблудился
Лесному мышонку мама подарила колесо из стебля одуванчика и сказала:
— На, играй, катай возле дома.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Буду играть, буду катать!
И покатил колесо по тропинке под гору. Катал его, катал и так заигрался, что не заметил, как очутился в чужом месте. На земле валялись прошлогодние липовые орешки, а вверху, за вырезными листьями, совсем чужое место! Мышонок притих. Потом, чтобы не было так страшно, положил своё колесо на землю, а сам сел в серединку. Сидит и думает:
«Мама сказала: «Катай возле дома». А где теперь возле дома?»
Но тут он увидел, что трава в одном месте дрогнула и оттуда выпрыгнула лягушка.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка, лягушка, где возледома, где моя мама?
На счастье, лягушка как раз это знала и ответила:
— Беги всё прямо и прямо под этими цветами. Встретишь тритона. Он только что выполз из-под камня, лежит и дышит, собирается ползти в пруд. От тритона сверни налево и беги по тропинке всё прямо и прямо. Встретишь бабочку-белянку. Она сидит на травинке и кого-то поджидает. От бабочки-белянки сверни опять налево и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок.
Поднял своё колесо и прокатил его между стеблями, под чашами цветов белой и жёлтой ветреницы. Но колесо скоро заупрямилось: то об один стебель стукнется, то о другой, то застрянет, то упадёт. А мышонок не отступался, толкал его, тянул и, наконец, выкатил на тропинку.
Тут он вспомнил о тритоне. Ведь тритон-то так и не встретился! А он потому не встретился, что уже успел уползти в пруд, пока мышонок возился со своим колесом. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть налево.
И опять покатил своё колесо наугад. Докатил до высокой травы. И опять горе: колесо запуталось в ней — и ни взад, ни вперёд!
Еле-еле удалось его выпутать. И тут только вспомнил мышонок о бабочке-белянке. Ведь она так и не встретилась.
А бабочка-белянка сидела, сидела на травинке и улетела. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть опять налево.
На счастье, мышонок встретил пчелу. Она прилетела на цветы красной смородины.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка мне, пчёлка, где возледома, где моя мама?
А пчёлка как раз это знала и ответила:
— Беги сейчас под гору. Увидишь — в низинке что-то желтеет. Там будто столики накрыты узорчатыми скатертями, а на них жёлтые чашечки. Это селезёночник, такой цветок. От селезёночника поднимись в гору. Увидишь лучистые, как солнышко, цветы и рядом — на длинных ножках — пушистые белые шары. Это цветок мать-и-мачеха. От него сверни направо и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок…
Куда же теперь бежать? А уже стало темнеть, и никого-то кругом не видно! Мышонок сел под листик и заплакал. И так громко заплакал, что его мама услышала и прибежала. Как он ей обрадовался! А она ещё больше: уж и не надеялась, что сынишка жив. И они весело рядышком побежали домой.
Ласточка
Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки. Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю.
Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.
Возрастные особенности дошкольников
Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные
Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:
Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность
Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации
Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.
Как научить ребенка 5-6 лет читать?
Чтение начинается с движения — как с ориентации в пространстве, так и умения сконцентрироваться на направлении (если глаза бегают по тексту хаотично, то сложно следить за ровным потоком букв). Ребенок должен иметь представление о последовательности чего-либо, видеть, что за чем следует, и уметь это воспроизвести. Успешная работа со словом основана на понимании его звукового и буквенного состава, умения различать звуки в потоке речи. Сама речь должна быть связной и не иметь серьезных логопедических проблем (в том числе нарушений ритма и мелодики). Наконец, ребенок должен уверенно знать алфавит.
Для укрепления каждого из этих навыков есть множество упражнений: например, занятия музыкой и игры с мячом помогают развить чувство ритма; скороговорки и звукоподражательные слова развивают фонематический слух, запоминать буквы легче всего через ощущения: рисовать их на песке, на асфальте, лепить из пластилина, выкладывать из орешков.
Лучше заучивать не буквы, а звуки (не «эм», а «м», не «ха», а «х»), так легче перейти к слогам (иначе может получиться непонятное ребенку «эм-а-эм-а»).
В любое время стоит использовать возможность что-либо прочитать. Если ребенок учит алфавит, можно искать буквы в вывесках и объявлениях, соревноваться, кто больше найдет предметов и явлений на выбранную букву («ванная», «ветер»).
Полезно расклеить дома карточки с названиями предметов («дверь», «гитара», «часы») — так ребенок учится ассоциировать вещь и слово, воспринимать слово целиком, без отрыва от его значения.
Когда приучать ребенка к чтению
Возраст 5-6 лет — самый благодарный для развития навыка чтения и привычки читать. Ребенок уже освоил речь, но ему еще интересно, он охотно экспериментирует со словами. Годам к семи, когда слова и буквы становятся чем-то привычным, исследовательский азарт может сойти на «нет».
Не стоит откладывать приучение к литературе до школы. Научившись читать заранее, ребенок будет чувствовать себя уверенно и быстрей адаптируется к новым условиям жизни.
Как уже говорилось, первое знакомство с книгой у ребенка происходит в самом раннем возрасте. Чем чаще ребенок будет слышать чтение, тем больший интерес он будет проявляться к нему. Сначала это будет чтение коротких стихотворений, потешек
Важно, чтобы книжки были с яркими красочными картинками, ребенок будет с удовольствием перелистывать странички и рассматривать персонажей
Неблагодарность
Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.
Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.
Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.
Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.
30 лучших книг для детей 6-7 лет
- Аксаков С. «Аленький цветочек»
- Алешковский Юз «Кыш и Два портфеля», «Кыш и я в Крыму»
- Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями)
- Афанасьев А.Сказки
- Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное копытце»
- Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь»
- Булычев Кир «Приключения Алисы»
- Велтистов Е. «Приключения Электроника», «Гум-Гам», «Миллион и один день каникул»
- Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
- Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек»
- Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»
- Голявкин В. «Мой добрый папа», «Арфа и бокс», «Как я сидел под партой», Рассказы
- Гор Геннадий «Мальчик»
- Грабовский Ян «Муха с капризами»
- Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
- Грэм Кеннет «Ветер в ивах»
- Дарелл Дж. «Зоопарк в моем багаже», «Земля шорохов», «Говорящий сверток», «Гончие Бафута»
- д’Эрвильи Э. «Приключения доисторического мальчика»
- Зальтен Ф. «Бэмби»
- Керн Людвиг Ежи «Фердинанд Великолепный»
- Киплинг Р. «Маугли», «Маленькие истории»
- Коллоди К. «Пиноккио»
- Крюс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех», «Мой прадедушка, герои и я», «Колдун в чернильнице»
- Кэрролл Льюис «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
- Лагерлеф Сельма «Чудесное путешествие Нильса»
- Линдгрен Астрид «Братья Львиное Сердце», «Пэппи длинный чулок»
- Лобату Монтейру «Орден Желтого Дятла»
- Лобе Мира; Ферра-Микура «Бабушка на яблоне»
- Лофтинг Хью «Приключения Джона Дулиттла», «Цирк Джона Дулиттла»
- Льюис Клайв «Хроники Нарнии»
- Пять книг для зимнего чтения с детьми
- 10 книг для семейного чтения летом
Игры для обучения чтению
При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера.
Гаражи
Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.
<<Форма курс 1-4>>
Магазин
Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.
Лото
Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.
Как приучить ребенка читать?
Первое правило любого обучения — дети всегда повторяют за взрослыми. Если в семье никто не читает, то бессмысленно сажать дошкольника за книгу: он просто не поймет, зачем это нужно. Напротив, любовь к литературе со стороны взрослых перенимают и младшие члены семьи.
Насилие в этом случае недопустимо. Ассоциативная связь чтения и страха грозит серьезными проблемами в школе. Старайтесь прививать любовь к книге постепенно и добрыми способами.
Книги можно сделать не целью, а средством. Пусть они помогают дошкольнику в других интересах. Один ребенок влюблен в динозавров и готов поглощать тонны информации о них, в том числе печатной. Другой обожает семейные вечера, когда мама с папой читают вместе с ним. Третий, с выраженными актерскими способностями, любит инсценировать прочитанные истории. В таких случаях чтение становится средством удовлетворения других стремлений, и увлеченный ребенок быстрее приобретает необходимые навыки.
Что почитать дошкольнику вместе с родителями
Чтение вместе с родителями может быть и тогда, когда ребенок еще не умеет читать самостоятельно, и тогда, когда он уже научился чтению. Зачем читать с ребенком, если он уже умеет читать самостоятельно?
Во-первых, ребенку может быть сложно пока читать самостоятельно. Пока навык чтения не доведен до автоматизма, одиночное путешествие сквозь дебри букв и слогов отнимает много сил и внимания. Более того, такое чтение утомляет и даже может отбить охоту. Вспомните, как было сложно понимать смысл прочитанного, когда вы сами только осваивали эту науку.
Во-вторых, ребенок может встретить незнакомые слова или понятия: без помощи взрослого не обойтись.
В-третьих, совместное чтение сближает и создает множество тем для общения.
Что важно помнить родителям?
- Дети читают не так, как взрослые: они непоседливы, отвлекаются, задают много вопросов. Это нормально!
- Нужно читать выразительно. Монотонная речь может усыпить любого человека, что уж говорить о детях.
- Книга должна нравиться всем. Если взрослому скучно, ребенок это почувствует и заскучает сам.
Самый распространенный жанр детской литературы — это сказка, сказок великое множество на любой вкус, от небольших стихотворных и народных до многотомных произведений Александра Волкова и Астрид Линдгрен.
Среди русских писателей самыми любимыми могут стать Григорий Остер, Николай Носов, Эдуард Успенский, Александр Волков, Алексей Толстой.
В зарубежной детской литературе это сказки Г.-Х.Андерсена, братьев Гримм, Шарля Перро (родителям важно следить за тем, чтобы издания были адаптированы для детей), Р.Киплинга, С.Лагерлеф, повести Т.Янссон про муми-троллей, произведения А.Линдгрен , Д.Родари, А.Милна. К рассказам о сверстниках, взаимоотношениях с людьми, повседневной жизни относятся произведения В.Драгунского (сборник «Денискины рассказы»), М.Зощенко (цикл про Лелю и Миньку), В.Голявкина
К рассказам о сверстниках, взаимоотношениях с людьми, повседневной жизни относятся произведения В.Драгунского (сборник «Денискины рассказы»), М.Зощенко (цикл про Лелю и Миньку), В.Голявкина.
В список литературы, которую стоит читать с родителями, стоит включить произведения XIX века: значение устаревших слов подскажут взрослые, а в школе ребенку будет проще работать с уже известными сюжетами. Сюда можно отнести сказки А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, В.Ф.Одоевского («Городок в табакерке»), С.Т.Аксакова («Аленький цветочек»), П.П.Ершова («Конек-горбунок»), К.Д.Ушинского, басни И.А.Крылова.
Методики обучения чтению
Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.
<<Форма демодоступа>>
Кубики Зайцева
Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.
«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича
В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово.
«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.
Страница из «складушек» В. Воскобовича
Карточки Домана
Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.
Методика обучения чтению Марии Монтессори
Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.
Методика Ольги СоболевойАвтор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты
Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь
Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.
Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?
По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.
Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:
- Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
- Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
- Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
- Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
- Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.
Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.
Евгений Пермяк
Как Миша хотел маму перехитрить
Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
— Оно, мама, само отломалось.
— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?
— Она, мамочка, сама разорвалась.
— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
— Он, мама, сам куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
— А как? — спросил Миша.
— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.
Короткий рассказ «Ах!»
Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причесывала.
Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.
Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли ее туда. Не приняли!
Ах!
Заплакала Надя. Заплакала мама. Заплакала бабушка.
— Почему вы Наденьку в детский сад не приняли?
А в детском саду говорят:
— Да как мы ее примем, когда она ничего не умеет делать.
Ах!
Спохватилась бабушка, спохватилась мама. И Надя спохватилась. Стала Надя сама одеваться, сама обуваться, умываться, есть, пить, причесываться, спать укладываться.
Как узнали об этом в детском саду — сами за Надей пришли. Пришли и увели ее в детский сад, одетую, обутую, умытую, причесанную.
Ах!
Тексты для детей 4-5 лет
Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.
Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.
Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный
Общие рекомендации
- Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
- В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
- Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
- Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.
Задания
После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:
- Короткий пересказ.
Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия. - Ответь на вопросы.
Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого. - Нарисуй картинку.
Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание. - Что было дальше?
Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.
Тексты чтения с картинками и заданиями:
Как читать с ребенком в 6-7 лет
До 6-7 лет ребенку чаще всего читает мама. Если же ребенок уже сам учится читать, лучше, если он будет делать это вслух. Кроме развития актерских способностей и речи, это поможет ребенку приучиться к самостоятельному чтению и лучше представить и запомнить сюжет истории.
Развить творческие способности при чтении стихов поможет метод, при которым вы закрываете последнюю строчку стихотворения и предлагаете ребенку придумать свой вариант. Потом можно познакомиться и с тем, что сочинил автор. Это касается и прозы. Ребенку будет интересно вообразить свой вариант развития событий.
Обсуждайте с ребенком прочитанное, постарайтесь ответить на все, даже самые непростые вопросы
Интересуйтесь, все ли ребенку понятно? Хочет ли он поговорить с вами или обдумать прочитанное?
Обратите внимание на детские энциклопедии. Это поможет расширить кругозор ребенка и его знания о мире.
Читайте вместе книги, которые были экранизированы, чтобы потом посмотреть фильм по книге
Это сближает и будет очень интересно дошкольнику. Не стоит делать это в обратном порядке. После просмотра фильма читать книгу большинству детей уже неинтересно.
Топ лучших книг для дошкольников
В этом разделе мы разместили лучше книги для дошкольников, которые моно читать как совместно с родителями, так и самостоятельно.
- Маленький принц (А.Сент-Экзюпери)
- Винни Пух и все-все-все (А.Милн)
- Приключения Незнайки и его друзей (Н.Носов)
- Сказки про Муми-троллей (Т.Янссон)
- Праздник непослушания (С.Михалков)
- Волшебник Изумрудного города (А.Волков)
- Аля, Кляксич и буква А (И.Токмакова)
- Дядя Федор, пес и кот (Э.Успенский)
- Чарли и шоколадная фабрика (Р.Даль)
- Пеппи Длинный чулок (А.Линдгрен)
- Конек-горбунок (П. Ершов)
- Сказки про приключения Незнайки (Н. Носов)
- Приключения Буратино (А. Толстой)
- Сказки Пушкина
- Трое из Простоквашино (Э. Успенский)
- Чебурашка и Крокодил Гена (Э. Успенский)
- Сказки К. Чуковского
- Петсон и Финдус (Свен Нурдквист)
- Летняя книга (Бернер Ротраут Сузанна)
- Груффало (Дж. Дональдсон)
- Приключения Чиполлино (Джанни Родари)
- Путешествие Голубой Стрелы (Джанни Родари)
- Джоэлъ Харрис. Сказки дядюшки Римуса
- Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей
- Рассказы о животных, о детях (К. Ушинский)