Конспект урока по основам православной культуры «святые воины святой руси»

Содержание:

Пророк Илия: покровитель Воздушно-космических сил и Воздушно-десантных войск

Илия является одним из главных пророков Ветхого Завета – он родился за 900 лет до Рождества Христова. Его отцу в тот момент было послано видение свыше: мудрые мужи беседовали с младенцем, пеленая его огнем и питая живым пламенем. Уже в юности он поселился в пустыне, чтобы жить подвигом поста и молитвы. Господь послал Илию к царю Ахаву, который поклонялся Ваалу – солнечному богу язычников, чтобы пророк предупредил о жестоком голоде, если жители не обратятся в истинную веру.

Его не послушали, и страну действительно накрыли страшная засуха и голод. Все это время Илия жил в пустыне, где его кормили вороны. Чтобы доказать израильтянам, что они заблуждаются в своей вере, пророк предложил совершить два жертвоприношения – Ваалу и Богу, говоря:

«…и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» (см. 3 Цар. 24).

Как ни старались Вааловы жрецы, с неба не сошел огонь, чтобы принять в жертву быка от язычников, когда же Илия сделал свой жертвенник, полив дрова водою, прежде чем начал молиться Богу, с неба сошло пламя. Оно приняло и жертву, и дрова, и даже камни вокруг. После этого чуда народ Израиля снова уверовал в истинного Бога.

Пророк был взят на небеса живым – он вознесся туда на огненной колеснице, поэтому он и считается покровителем Воздушно-космических сил и Воздушно-десантных войск.

Символ Веры

     Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь.

Из службы святому благоверному великому князю Димитрию Донскому

Тропарь, глас 3:

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, / языки побеждающа. / Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню, / на подвиг сей прияв благословение Преподобнаго Сергия, / тако, княже Димитрие, / Христу Богу молися, / даровати нам велию милость.

Канон. Песнь 9

О, како пострадала земля Российская в битве велицей, / яко множество людей за Отечество души своя положиша, / ты же, святе Димитрие, с молитвой и любовию / во днех мнозех телеса их земли предавал еси.

О, како прославися имя Божие в подвизе твоем, княже Димитрие пречудне, в славней победе сей, / еюже люди российстии ига страшнаго свободил еси / и, наречение Донскаго прияв, молитвенник присный о нас являешися.

О, како велик бысть подвиг сей в людех твоих, пречудне княже наш Димитрие, / яко и на грядущия времена простреся слава победы / христолюбиваго воинства российскаго на поле Куликове.

На хвалитех стихирыСлава, глас 8:

Да помянуты будут купно со святым Димитрием князем / вси людие российстии, / души своя о спасении ближних положившии. / Тако воспомянем достойно преподобнаго первоборца битвы Куликовския / схимонаха Александра Пересвета / и пострадавшия во брани князя Михаила Бренка / и схимонаха Андрея Ослябю. / Да почтутся любовию купно сподвижницы Димитриевы, / князь Владимир Храбрый и воевода нарочит Димитрий Волынский, / еще же и Андрей князь, / с ними же и прочии вои, / за землю Русскую не пощадившии живота своего.

Приложение IV.

Преподобный Сергий Радонежский

Святой родился в семье знатных бояр, но выбрал для себя уединенную монашескую жизнь. За советом к преподобному приходили как простые люди, так и правители Руси. Праведный образ жизни позволил святому Сергию воскрешать мертвых и при жизни увидеть Пресвятую Богородицу.

Что сделал:

  • Сформировал «школу» русского монашества своего времени. Ученики преподобного и носители его традиции будущих поколений основывали монастыри по всему Северу и Северо-Западу Руси. Многие из них были прославлены в лике святых. Монашество для древнерусского человека было ориентиром жизни. Фактически, русский этнос в течение нескольких столетий складывался под духовным влиянием преподобного и его последователей.
  • Основал Троице-Сергиеву Лавру. Этот монастырь и в наши дни является духовным центром для православных христиан России и мира.
  • Оказывал молитвенную поддержку войскам Дмитрия Донского во время битвы на Куликовом поле. Считается, что победа была одержана русскими благодаря духовной защите преподобного. Значение Куликовской битвы трудно недооценить: на сражение прибыли разрозненные отряды княжеств, а вышел с поля боя единый русский народ.

Святитель Алексий Московский

В детстве, согласно преданию, во время охоты таинственный голос посулил мальчику будущее пастыря православных христиан. Так и случилось: после многих лет монашеской жизни, святой стал сначала епископом, а после благословения Константинопольского патриарха – митрополитом и предстоятелем Русской Церкви.

Что сделал:

  • Руководил не только Церковью, но и Московским княжеством при трёх князьях. Одним из опекаемых святителем был Дмитрий Донской. Духовная забота митрополита Алексия произвела на князя огромное влияние: он был очень религиозен, что отражалось не только на личной жизни, но и на государственной политике.
  • Вел дипломатические переговоры в Золотой Орде. Святитель фактически удерживал ханов от набегов, обременительной дани и насильственной смены правителей Руси. Митрополита уважали, особое почтение он получил после того, как исцелил именем Христа слепую жену хана.
  • Начал строительство московского Кремля, символа русской государственности.
  • Вывел Москву на первые роли в раздробленной Руси. Современная столица начала формироваться как центр государства именно при митрополите Алексии.

Молитвы перед сражением

     Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас.

     Суди, Господи, обидящие мя, побори борющие мя. Приими оружие и щит и восстани в помощь мою.

     Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя: но Сама заступи, и помилуй мя. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

     Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его ненави́дящии Его́.

Победная благодарственная песнь Матери Божией

     Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед своободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Честному Кресту Господню

Знаменуй себя крестом и сию молитву

     Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Псалом 90

     Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словеси мятежна. Плещма Своима осенит тя и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни. От вещи, во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе; к тебе же не приближится. Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое. Вышняго положил еси прибежище Твое. Не приидет к тебе зло. И рана не приблизится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его. Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Протоиерей Ариан Пневский

(1924 г.р.)

Великая Отечественная война застала о. Ариана на территории современной Польши. Работал на железной дороге помощником машиниста. В войну передавал партизанам сведения о продвижении поездов с немецкими солдатами и бронетехникой, а также поездов с советскими военнопленными и угоняемыми на работу в Германию мирными жителями. Когда в списках отправляемых в Германию оказался сам Ариан Пневский, партизаны забрали его в отряд. Этот отряд входил в соединение под командованием легендарного партизанского генерала Сидора Артемьевича Ковпака.

Молодому партизану Ариану Пневскому довелось участвовать в рейдах по фашистским тылам и диверсиях, надолго сковывающих действия армии противника. После первого ранения семье отца Ариана по ошибке была отправлена «похоронка». Выписавшись из госпиталя, отец Ариан был направлен в танковые войска. Во время боя, в результате прямого попадания в танк вражеского снаряда сдетонировал боекомплект. Как правило, в таких случаях никто из членов экипажа в живых не остается, и родственники получили уже вторую похоронку. Но, к счастью, опять преждевременную. Вернуться домой отец Ариан смог уже после войны, лишь в конце 45-го года.

В 1945 году он поступил в Одесскую Духовную семинарию, которую в 1949 году с отличием окончил. Основной период пастырского служения отца Ариана пришелся на годы хрущевских гонений на Церковь. Об этом страшном времени издевательств над Православием о.Ариан всегда говорит: «Не дай вам Бог пережить что-то подобное».

Жития святых

Известный русский историк В. О. Ключевский
утверждал: «Я знаю до 250 агиографических
произведений более чем о 170 древнерусских
святых». Агиография — изучение,
описание житий (жизни) святых.
Агиографические произведения —
жития святых.

Житие — жанр христианской литературы, в которой описываются жизнь и деяния святого. Житие, как правило, создаётся после канонизации святого. Жития святых обладают большой воспитательной силой. В них с давних времён люди находили пример для подражания.

Димитрий Ростовский. Жития святых на июнь — август. Москва, Синодальная типография, 1764 год.

Че́тьи-Мине́и — сборники житий святых. «Четьи» — предназначенные для чтения, «минея» — помесячные сборники. В этих сборниках жития святых излагаются в календарном порядке по месяцам и дням каждого месяца. Наибольшую известность получили Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского (1651–1709) — епископа Русской Православной Церкви, духовного писателя, агиографа (автора житий святых), проповедника и педагога. Они выдержали множество изданий, были излюбленным чтением наших предков и ныне являются любимым чтением православных христиан.

Прочитайте внимательно высказывания известных людей о святых и житиях святых и ответьте на вопросы.

1. С кем сравнивает В. О. Ключевский
святых?

2. В каких высказываниях
подчёркивается, что святые всегда были
идеалом, примером для исправления,
подражания?

3. Почему А. С. Пушкин
называет жития святых вечно живой,
бессмертной книгой?

СинодикО упокоении воинов, на Куликовом поле за Веру и Отечество души своя положивших

  1. Схимонахов:
  2. Александра Пересвета
  3. Андрея Осляби
  4. Князей:
  5. Димитрия Донского
  6. Владимира Серпуховского
  7. Андрея Полоцкого
  8. Феодора, Мстислава и Иоанна Тарусских
  9. Феодора
  10. Симеона
  11. Феодора
  12. Иоанна
  13. Константина
  14. Димитрия Брянского
  15. Андрея
  16. Романа и Василия Ярославских
  17. Феодора и Максима Бозерокских
  18. Димитрия
  19. Андрея Кемского
  20. Романа Прозоровского
  21. Льва Курбского
  22. Димитрия и Андрея Ростовских
  23. Романа и Глеба Брянских
  24. Святослава и Иоанна Смоленских
  25. Иоанна Холмского
  26. Георгия Мещерского
  27. Феодора Елецкого
  28. Василия Кашинского
  29. Андрея Стародубского
  30. Андрея Муромского
  31. Глеба Каргопольского
  32. Стефана Новосильского
  33. Симеона, Иоанна и Феодора Моложских
  34. Димитрия и
  35. Владимира
  36. Боляр:
  37. Димитрия Боброка
  38. Андрея
  39. Михаила
  40. Симеона
  41. Михаила
  42. Тимофея
  43. Николая
  44. Михаила Бренка
  45. Михаила
  46. Льва
  47. Льва
  48. Льва
  49. Василия и Василия тысяцких
  50. Константина
  51. Димитрия
  52. Иоанна
  53. Даниила
  54. Иоанна
  55. Димитрия
  56. Даниила
  57. Феодора
  58. Феодора
  59. Елевферия
  60. Константина и
  61. Захарии
  62. Воинов:
  63. Иоанна
  64. Климента
  65. Василия
  66. Андрея
  67. Иродиона
  68. Иакова
  69. Григория
  70. Игнатия
  71. Фомы
  72. Петра
  73. Карпа
  74. Петра
  75. Фомы
  76. Григория
  77. Феодора
  78. Григория
  79. Василия
  80. Тимофея
  81. Исидора
  82. Димитрия
  83. Константина
  84. Иоанна
  85. Космы
  86. Михаила
  87. Симеона
  88. Дометия
  89. Иоанна
  90. и всех православных воинов побоища Мамаева

Приложение II.

Святой апостол Андрей Первозванный: покровитель Военно-морского флота

Рыбак по имени Андрей стал первым апостолом Иисуса Христа, который последовал за учителем, приведя в нему и родного брата, который впоследствии стал известен как святой апостол Петр. После того как на всех учеников Иисуса сошел Святой Дух, апостол Андрей отправился в страны Востока, чтобы проповедовать там Слово Божие.

Через Малую Азию и Македонию он дошел до Дуная и побережья Черного моря. Далее были Крым, Причерноморье и, наконец, горы, на которых затем построили Киев. Там апостол Андрей поставил крест, благословя их, – и дошел до следующих поселений славян, которые основали там позже город Новгород.

Оттуда через территории варягов он вернулся в Рим, затем – во Фракию, где и основал христианскую церковь. Со временем скромное византийское селение, в котором Андрей основал христианскую Церковь, стало могучим и великим Константинополем. На своем пути апостол претерпел немало мук и страданий от рук язычников – его гнали из городов, пытали и избивали. Трудами святого апостола Андрея было воздвигнуто множество христианских церквей: совершенные им чудеса обращали в веру язычников, когда они слышали от святого слова Благовестия. Андрей Первозванный был распят на кресте в форме буквы Х: его привязали веревками, чтобы не вызвать слишком скорой кончины. Апостол Андрей двое суток проповедовал с креста во славу Бога. Божественный свет потом осенил крест и распятого мученика, приняв на вечные небеса его чистую душу.

О других небесных покровителях, которым нужно молиться за здоровье ваших близких, об истории военного духовенства, воинских храмах, иконах, связанных с воинскими событиями, чудесах на войне и вечных темах вы можете прочесть на сайте pobeda.ru 

Преподобный Серафим Саровский

Святой подвизался в Саровской пустыни Нижегородской губернии. Его жизнь сопровождалась уединенностью, совершением чудес, общением с животными, духовными наставлениями всем приходящим к нему за советом и пророчествами о будущем России. Праведный образ жизни позволил святому при жизни увидеть Христа, Пресвятую Богородицу и ангелов Господа.

Что сделал:

Основал Дивеевскую женскую монашескую обитель. Благодаря подвигу Серафима в тех местах, ему являлась Богородица. Дивеево считается одним из четырех уделов Божией Матери на земле. Сегодня монастырь встал в ряд центров мирового Православия. Обитель посещают верующие и паломники со всего мира.

Как вернуть украденную вещь молитва

Волшебная грань

К сожалению, воровство в нашей жизни, встречается всё чаще и чаще. Наверное, большинство людей, хоть раз сталкивались с такой неприятной ситуацией, как кража. Обычно, у нас прям из под носа, уводят дорогие и ценные для нас вещи.

Люди, которые занимаются воровством, делаю это из разных побуждений. Например, одни крадут из завести, то есть у них нету того, что есть у вас, другие же только этим зарабатываю на жизнь, третьи просто от скуки.

Заговор на возврат долга

К сожалению, в реальной жизни долг обычно проще взять, чем его отдавать. Как говорят в народе – берёшь деньги чужие, а вот отдавать приходится свои. Некоторые люди, будто ждут что им сделают заговор на возврат долга, поскольку так отдавать долг они не слишком торопятся.

Часто у человека, который дал в долг деньги, наступает момент, когда надежда на возврат долга. Он начинает представлять, что должник вовсе не намерен вернуть долги.

Заговор от воров

Заговор от воров — необходимый элемент арсенала магических методов защиты каждого человека. С его помощью вы сможете уберечь нажитое добро от недобрых людей и вернуть то, что уже украли.

Воровство намного проще предотвратить, чем потом пытаться найти вора и вернуть то, что он украл. Существуют сильные заговоры от воров, которые защитят ваши вещи и ваше жилище от кражи. Как правило, читаются они в то время, когда вы уходите из дома по каким-либо делам.

Заставить вора вернуть краденное (наказать)

«Встану, не благословясь, пойду, не перекрестясь из дверей в ворота, из ворот во чисто поле, широкое раздолье. В чистом поле, в широком раздолье сидит черт молодой, хвостом машет, вокруг костра пляшет. На том костре сундук кованный стоит, в сундуке 1000 мук лежит. 1000 мук для воровских рук. Подойду к черту поближе, поклонюсь ему пониже: «Здравствуй, черт-батюшка! Что у тебя в сундуке за муки?» «Ножи булатные раскаленные, гвозди кованные да гири пудовые, что в грешников втыкаются, бьют их, да над ними издеваются».

Если вы уверены в том, что предмет или вещи действительно были украдены, специальный ритуал нужно проводить как можно скорее. Все вещи какое-то время сохраняют энергетику своего владельца, с помощью которой и можно заставить вора вернуть украденное.

Если ритуал проведен своевременно, вор попытается не просто избавиться от несчастливого предмета, но постарается вернуть его законному владельцу.

Секрет молитвы знают даже всезнающие ученые. Согласно существующей теории, любая молитва, проверенная временем, действует благодаря наличию в ее святых словах особого нейролингвистического кода, способного повлиять на разум того, кто слышит молитву и произносит ее.

Человек настраивает себя на определенный лад, полностью концентрируясь на утерянной вещи и вопросе, где она может находиться.

Молитва при потере или пропаже вещей

О великий Христов мучениче Иоанне, православных поборниче, врагов прогонителю и обидимых заступниче! Услыши нас, в бедах и скорбех молящихся тебе, яко дана тебе бысть благодать от Бога печальныя утешати, немощным помогати, неповинныя от напрасныя смерти избавляти и за всех зле страждущих молитися. Буди убо и нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша, яко да твоею помощию и поборством по нас посрамятся вси являющии нам злая.

Молитвы при краже и пропаже вещей

Святой Иоанн Воин, посланный преследовать и убивать христиан, оказал большую помощь гонимым. Всю свою жизнь он посвятил служению ближним. Воин мученик изобличал воров в краже. Ему молятся об отыскании украденного, от воровства, от обидчиков.

О преславный угодниче Христов Иоанне Воинственниче, храбрый еси в ратех, врагом прогонитель и обидимым заступник, всем правос-лавным христианом великий заступниче и угодниче Христов, помяни нас, грешных и недостойных рабов, в бедах, скорбех и печалех, и во всяцей злей напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека защити нас: дана бо тебе благодать от Бога молитися за нас, грешных, зле страждущих.

Работающие заговоры на пропавшие вещи

Жизнь переполнена всякими мелкими неприятностями: то что-то упадет, то потеряется. Ищешь-ищешь, а найти не можешь. Бывает и так, что смотришь на потерю, а ее не видно, словно Черт хвостом накрыл. А найти-то нужно!

Если Вы потеряли что-то чрезвычайно ценное для Вас, то утром сходите на службу в церковь. Выстоять придется весь молебен — от начала и до конца. Не забывайте думать об утрате, о том, что требуется ее найти.

Борьба за подлинность русской истории

В работе над книгой выявилась одна очень важная особенность в
борьбе за подлинность русской истории

Каждая личность и каждое важное событие
непременно оспаривается «объективными» учёными. Если не получается оспорить, то
«ставится под сомнение»

Если не срабатывает ни то, ни другое, то применяется
обыкновенная подтасовка или искажение. Так происходит с князем Смоленским
Ростиславом, который впоследствии стал великим князем Киевским. Украинские
«патриоты» приватизировали это имя и всячески вымарывают смоленское прошлое
князя Ростислава. И это не единственный случай.

Кстати и былинного Илью Муромца свидомые западэнцы  переселили на Украину. Их не смущает что точно
указано место рождение богатыря – село Карачарово у города Мурома. В народном
сознании былинный герой соединился с реальной исторической личностью
преподобным Илией Муромцем, чьи мощи почивают в Антониевой пещере
Киево-Печерской лавры.

Здесь же обрёл покой преподобный Феодор, Князь Острожский, после нескольких летупорной борьбы с поляками, получившими власть над княжествами киевской Руси после монгольского разгрома.

На примере святых
подвижников можно проследить направление внутреннего переселения русских людей.
В первые века Руси все пути вели в Киев. Затем из киевских пределов во
Владимирскую Русь. Первым проложил путь в Залесье князь Андрей Боголюбский. По
сути, он перенёс столицу из погрязшего в междоусобице Киева во Владимир на
Клязьме. С его правления начинается возвышение нового центра Руси.

Но междоусобие захватило
всю русскую землю. Не смогли князья объединиться даже перед угрозой
монгольского нашествия. Русские княжества были разорены поодиночке. В схватке с
монголо-татарскими войсками сложили свои головы великий князь владимирский
Юрий, его сыновья Владимир, Всеволод и Мстислав, князь Василько Ростовский.

Но Русь не погибла. Владимирская, а вскоре Московская Русь становится центром притяжения русского и всех окрестных народов.

Правитель – воин – святой

Русские правители, благоустраивая страну, постоянно были вынуждены защищать свой народ от иноземцев. Бывали и у нас несправедливые междоусобные брани, от которых страдали все. Но священный долг защиты Веры и Отечества они исполняли исправно. Начиная с равноапостольного великого князя Владимира выстраивается длинный ряд полководцев послуживших Родине мечом и праведной жизнью Богу.

Почти все великие князья изначальной православной Руси стоят в этом славном ряду. Это удивительное явление нам ещё предстоит осмыслить.

Не все они были столь удачливы в битвах как Владимир.
К примеру, его сын Ярослав известен в большей степени как мудрый правитель. При
нём был создан первый свод законов «Русская правда», установлено лествичное
право на престолонаследие, повсеместно распространилась грамотность. Книжность
становилась любимым (престижным) занятием князей и бояр. Были построены
величественные храмы, засвидетельствовавшие на века высочайший уровень
культуры, обращённой ко Христу Руси. Под присмотром Ярослава был создан первый летописный
свод, показатель исторической зрелости народа.

А
когда понадобилось защитить все эти достижения от разорения кочевниками, князь
Ярослав разгромил печенегов и на месте победы выстроил знаменитый храм Софии
киевской.

С этих пор прекратились
набеги степных кочевников, и они мирно поселились в русских пределах.

Семья благоверного князя Ярослава Мудрого представляет собой удивительное явление в мировой духовной истории. В лике святых были прославлены многие его родственники. Отец —  креститель Руси равноапостольный Великий князь Владимир Святославич. Жена — Ингигерда, дочь первого христианского короля Швеции Олафа и бодричской славянки Эстрид. На Руси она именовалась Ириной, согласно святцам благоверной княгиней Анной Новгородской. Сын — благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский. Внук — князь Владимир Мономах (почитается в соборе Киевских святых). Его братьями были первые, прославленные на Руси святые, — князья Борис и Глеб.

Это на Руси. Но и в Европе та же картина.

Норвежский конунг Олаф Святой доводился Ярославу свояком. Они были женаты на сёстрах. Ещё живя в Новгороде, Олаф исцелил тяжело больного Владимира, сына Ингигерды и Ярослава. Уже после его гибели в борьбе за норвежский трон, в Новгороде была возведена церковь Олафа Святого, прозванная в народе «Варяжской Божницей». Во имя святого Олафа был освящён храм и в Ладоге.

Малолетний сын Олафа Магнус Добрый после гибели отца был усыновлён Ярославом и по достижении совершеннолетия при его помощи получил Престол Норвегии, а затем и Дании.

На фреске Собора Святой Софии в Киеве изображены дочери Ярослава: Анна, Анастасия, Елизавета и Агата.Это не означает, что все они были канонизированы, но веские основания для изображения на стенах собора есть.

Миролюбие и меч

Христианское учение миролюбиво. Не допускается не только убийство живой твари, но и насилие. Причём не только физическое, но и нравственное. «Вложи меч свой в ножны» (Ин. 18:11) – говорит Иисус своему ученику Петру, когда он попытался защитить своего Учителя. К миру призывает Господь. К миру на земле и к миру в душе. В этом есть путь спасения.

Но мир во зле лежит
со дня грехопадения. И вся история человечества наполнена войнами и
смертоубийствами. Перед христианином часто встаёт жестокий и неизбежный вопрос
убивать или не убивать своего соперника? Не убивать – взывает его совесть. И он
милует противника.

Но если твоей жизни угрожает смертельная опасность, то твоя обязанность
защитить тот дар, который тебе вручил Господь – живую душу.

Христос пожертвовал своей жизнью ради спасения всех людей. Многие святые следовали его примеру. Но распятие и предшествующее этому пленение в Гефсиманском саду были не первой угрозой Его жизни. В праздник Обновления в притворе Соломоновом Он прошёл сквозь толпу, желавшую побить Его камнями (Ин. X,). Значит, есть причины, по которым христианин обязан сохранять свою жизнь ради указанной Христом цели.

Более того, есть исключительные случаи, когда меч из ножен доставали монахи, да ещё по благословению смиреннейшего миролюбивого игумена Сергия. Какой же это исключительный случай, когда монах становится воином?

Ответ в самой нашей истории. Преподобные Пересвет и Ослябя вышли на поле Куликово, чтобы защитить тех, кому грозила смертельная опасность. Тысячи убитых невинных людей, тысячи пленённых, тысячи надругательств над жёнами, несчётное число сирот, сожженные города и веси, поруганные храмы – вот что неизбежно грозило Русской земле, не встань на пути мамаевых полчищ христолюбивое воинство князя Димитрия.

Многие тогда отдали жизнь «за други своя» (Ин. 15:13). Их подвиг священен.
И память о них священна. Этим героям обязана Русь своим спасением.

Покровитель всех воинов Архангел Михаил

В Священном Писании сказано, что существует духовный мир, который населен добрыми и разумными существами – они называются ангелами. В переводе с греческого само слово “ангел” значит “вестник”. Именно через ангелов Бог может сообщать людям свою волю. Приставка “архи” означает более высокое положение в ангельской иерархии.

Имя Михаил буквально означает “Кто, как Бог, или подобный Богу”. Сатана когда-то был тоже Ангелом света, но захотел пойти против Создателя, и тогда Архангел Михаил повел Небесное войско на великую битву:

«…и произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12,7-9).

Архангел Михаил помог нашему Отечеству своим заступничеством в 1239 году, тогда Новгород Великий оказался атакован войсками хана Батыя. На многих воинских стягах и знаменах Михаила изображали как покровителя русского воинства.

Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич

Всем известно, что мы обязаны князю Владимиру верой во Христа и нашей великой русской культурой.

В молодости же князь Владимир был язычником и часто его поступки были жестокими и неблагородными. Но, познав истинную веру, князь прошёл через глубочайшие внутренние духовные изменения, стал постоянно молиться, заниматься благотворительностью, строить храмы и княжеские училища в городах Руси.

Благодаря своему крещению и обращению Руси в Православие, святой князь сумел заключить союз с Византией — самым сильным и культурным государством того времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной.

Но Господь благоволил святому князю Владимиру и на воинской стезе: князь основательно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство русское, присоединил земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье.

А также, святой Владимир утихомирил беспокойных соседей с востока из Великой степи, которые докучали постоянными грабительскими набегами: кроме того он в нескольких походах разбил волжских булгар и хазар и заключил с ними выгодный мир, при этом обложил кочевников данью.

За его апостольскую деятельность и благочестивую жизнь после принятия крещения, а также заботу о благе и безопасности своего народа Православная Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

Святость в православной культуре

В 1905 г. замечательный русский живописец Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942) закончил работать над картиной «Святая Русь». Другое её название — «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз успокою вы». Эти слова Христа из Евангелия являются сюжетом картины.

Святая Русь. Художник М.В. Нестеров. 1905 г.

В центре композиции — Христос. Слева от Него на заднем плане святой великомученик Георгий Победоносец, затем святой преподобный Сергий Радонежский в монашеском одеянии и святитель Николай Мирликийский Чудотворец в святительском (епископском) одеянии.

Богомольцы, пришедшие ко Христу, люди самые разные: дворяне и крестьяне, старцы и дети, девушки, монахи — вся святая Русь, певцом которой называют М. В. Нестерова.

В стихотворении «Святая Русь», посвящённом памяти художника, русский поэт Сергей Бехтеев (1879–1954) в образной форме определил смысл данной картины и всего творчества М. В. Нестерова.

Святость в православном понимании имеет два значения: 1) одно из существенных Божественных свойств и 2) высокая степень духовной причастности, близости к Богу.

Понятие святости является одним из основных понятий православной и русской национальной культуры. Святость — это ключ к пониманию русской истории и культуры. Это наше родовое наследие.

Личное мужество

Немало в нашей
истории примеров личного мужества полководцев. Не единожды русские князья
принимали бой в рядах своих ратников. Великий князь Новогородский Александр в
сражении на Неве «наложил печать» своим копьём предводителю шведского войска
ярлу Биргеру. В ледовом побоище Александр Невский победил в поединке
тевтонского магистра и захватил его в плен.

Великий князь
Московский Димитрий на Куликовом поле передал свой княжеский плащ боярину Бренку
и встал в ряды русских ратников. В жестокой битве он был тяжело ранен, но
победил вместе со своим войском.

Адмирал флота
Российского праведный воин Феодор Ушаков в боях с турецкой эскадрой часто
вставал со своим флагманским кораблём в передовой ряд, не прячась за борты
других кораблей.

В 1791 году у мыса Калиакрия в северной Болгарии несмотря на явное
превосходство противника, адмирал Ушаков предпринял смелый манёвр, направив
эскадру между турецкими кораблями и береговой батареей. Таким образом «выиграв
ветер» (что в сражениях парусных судов имело первостепенное значение), он
заставил корабли противника сбиться в кучу. Пушечным огнём турецкие корабли
были сильно повреждены и после нескольких часов перестрелки бросились в
бегство. Султан Селим услышал роковые для себя слова «Великий, твоего флота больше нет».

Это
событие отразилось в русском гимне «Гром победы раздавайся»:

Уж
не могут орды Крыма
Ныне рушить наш покой;
Гордость низится Селима,
И бледнеет он с луной.

Эти
и многие другие события и судьбы русских воинов и полководцев вошли в книгу
«Русский святые воины», вышедшей недавно в издательстве «Вече». Нам следует не
только помнить, но и носить в сердце подвиги наших предков – святых воинов. Они
передали нам великую Державу, которую на протяжении веков неоднократно пытались
покорить «надменные соседи».

Русские святые воины для нас пример и воинской доблести и святости в жизни земной. Это небесная рать, укрывающая Россию своими святыми молитвами.

28 мая 2019 г.

Ковалева Клавдия Васильевна

В годы войны была медсестрой в 596-м полевом госпитале. Участница обороны Москвы, освобождения Праги, взятия Берлина.

Награды: ордена Отечественной Войны и Красной Звезды; медали “За боевые заслуги”, “За оборону Москвы”, “За взятие Берлина”, “За освобождение Праги”, “За победу над Германией”.

После войны с 1946 года жила в Новосибирске. В 1951-м переехала в Томск, где работала в бибколлекторе книжного издательства. В Томск-7 попала в 1952 году. Трудилась паспортистом в ОВД. В 1965-м уехала в Брянск. Там работала председателем объединенного комитета профсоюзов, а также старшим бухгалтером завода дорожных машин. В 1984 году вернулась в Томск-7. В начале 90-х годов стала настоящей подвижницей и вдохновителем строительства храма в городе, дважды ездила в Москву за разрешением на строительство и спонсорством.

Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)

(1921-2005)

Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. Принимал участие в Великой Отечественной войне, имел воинские награды. В 1939 году переехал в Ташкент, где в 1940 году по благословению своего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в медицинский институт.

В 1942—1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями.

С мая 1946 года – послушник Троице-Сергевой Лавры и один из первых пострижеников Лавры после её открытия. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа.

Святитель Лука Крымский

Валентин Войно-Ясенецкий сумел совместить в себе талант врача «душ и телес человеческих». Получив бесценный опыт в земских больницах и военных госпиталях, святитель стал священнослужителем. С помощью молитвы и глубоких знаний Лука Крымский исцелял людей от неизлечимых болезней.

Что сделал:

  • Написал знаменитый труд «Очерки гнойной хирургии». Книга стала незаменимым помощникам для врачей, ограниченных в препаратах.
  • Открыл новый метод анестезии. На основе полученных на практике знаний защитил в 1916 году блестящую диссертацию по анестезиологии.
  • Обосновал единство науки и религии в трактате «Дух, душа, тело». Его святитель опубликовал в Советское время.
  • В труде «Наука и религия» доказал создание Вселенной Богом.

Русская земля прославилась огромным количеством святых. Сегодня мы поделились с Вами историей семи праведников, которые повлияли на историю России. А кого в этот список добавили бы Вы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector