Площадь минина и пожарского
Содержание:
- «Смотри-ка, князь, какая мразь, в стенах кремлёвских завелась!»
- Четвертый «подарок» из Польши: Русско-польская война 1609–1618 годов
- Второе народное ополчение: «Совет всея земли»
- Создание памятника
- День народного единства — что это за праздник в России
- История
- Как поляков из Москвы выносили
- Первый «подарок» из Польши: Лжедмитрий I
- История
- Описание
- Как поляки оказались в Москве
«Смотри-ка, князь, какая мразь, в стенах кремлёвских завелась!»
После революции начался пересмотр привычных оценок исторических деятелей. Возобладала тенденция рассматривать Минина и Пожарского как «вождей контрреволюции», восстановивших монархию и подавивших крестьянские восстания.
Особенно большого накала общественные страсти вокруг памятника Минину и Пожарскому достигли в 1930 году, в связи со строительством напротив памятника гранитного мавзолея Ленину и намеченным переносом памятника. Как раз в это время многие большевицкие публицисты стали призывать уничтожить памятник, расплавить его, поставить на его место памятник еврею Хозе Кокосу (дипломатическому агенту Ивана Великого) или какому-то другому деятелю.
Вид на Красную площадь после переноса памятника
Самую большую ненависть большевиков вызывали появлявшиеся тогда подпольные карикатуры, где под фигурой Минина, указывающего рукой на Кремль, было подписано: «Смотри-ка, князь, какая мразь в стенах кремлёвских завелась!» Карикатуры подразумевали воцарившихся в Кремле большевиков, а некоторые варианты имели нарочитое антисемитское исполнение (Минин держал в руке карлика с характерным носом).
Особенно витийствовал за уничтожение памятника «пролетарский поэт» Демьян Бедный.
Но 1930 год был уже не 1918-й. Секретариат ЦК ВКП(б) принял специальное постановление, в котором указывал на «недопустимость огульного охаивания России и русских». Демьяну Бедному и его единомышленникам пришлось заткнуться.
Теперь памятник стоит возле Собора Василия Блаженного
Решение о переносе памятника к Собору Василия Блаженного принял лично Сталин. Кстати, собор тогда тоже хотели снести. Лазарь Каганович, возглавлявший Московский горком и обком партии, на одной из моделей реконструкции Москвы убрал Покровский собор, на что Сталин, пыхтя трубкой, сказал: «Лазарь, поставь на место!»
Четвертый «подарок» из Польши: Русско-польская война 1609–1618 годов
Тем временем крутой замес продолжается. Еще в 1609 году польский король Сигизмунд III объявляет войну России. Официальным предлогом стал военный союз царя Василия Шуйского со Шведским королевством. А что оставалось делать? Разоренная Россия уже не могла самостоятельно справляться со Смутой. Но Швеция на тот момент находилась в состоянии войны с Речью Посполитой. Так с чего бы Сигизмунду не напасть на Россию вместо Швеции, когда легкая добыча сама идет в руки?
Решено – сделано. Польские войска под Смоленском.
Смоленская крепость
В течение двух лет защитники Смоленска обороняли город и удерживали у его границ значительные польские силы.
Стены Смоленского кремля
Воевода Михаил Шеин понимал, что войны не избежать, и заблаговременно подготовил пятитысячный отряд отборных воинов, уже знакомых с польской военной машиной в ходе порубежных войн. Отряд был разделен на осадную и вылазную группы. Заднепровский посад сожгли, чтобы поляки не могли найти в нем укрытия. 13 сентября 1609 года Смоленск перешел на осадное положение.
На первых порах у поляков не было стенобитных орудий, поэтому была предпринята тактика «минирования». Однако вылазные группы смолян вовремя пресекали действия неприятеля. Позднее в ход пошла артиллерия. Но крепость тоже была хорошо вооружена и давала ответный огонь. В результате поляки решили взять смолян измором.
Зима сильно ослабила осажденный город. Из Москвы приходили известия одно хуже другого: умер Скопин-Шуйский, низложен царь Василий Шуйский, Семибоярщина требовала сдать Смоленск Сигизмунду. Вдобавок поляки притащили из-под Риги стенобитные осадные орудия, наносившие непоправимый урон укреплениям. В результате 3 июня 1611 г. Смоленск пал. Оставшиеся в живых после страшной резни, учиненной нападавшими, закрылись в Мономаховом соборе и подорвали себя.
Общие потери польского войска, понесенные под Смоленском, составили более 30 000 человек.
Смоленская крепость – оборонительное сооружение, заложенное по приказу Ивана Грозного в 1554 году. Каменное оформление крепость приобрела к концу века. Строительство поручили русскому зодчему Федору Коню, автору Белого города в Москве. Окончание строительства датируется 1602 г. Провидение?
В смоленской крепости нет ни одной повторяющейся башни, а всего их более тридцати. Каждая строилась с учетом рельефа и строго по назначению: защита ворот, наблюдение, укрытие войск, продольный обстрел стен, опорные пункты обороны.
Мультфильм про оборону Смоленска: «Крепость: щитом и мечом»
Над Россией как будто висит проклятье.
Поляки во главе с гетманом Жолкевским стоят в Хорошеве, войска «тушинского вора» – в Коломенском. Продажная Семибоярщина выбирает между шилом и мылом – в пользу сигизмундова сына Владислава. Царя Василия Шуйского свергают и насильно постригают в монахи. Ключи от Москвы у гетмана Жолкевского. К концу 1610 года России, как таковой, не существовало. Польские интервенты правили страной на правах завоевателей.
Авраамий Палицын, келарь Троице-Сергиевой лавры (1609–1612) пишет:
«Гибли Отечество и Церковь, храмы истинного Бога разорялись … на иконах играли в кости, в ризах иерейских плясали блудницы… Могилы, как горы, везде возвышались. Граждане и земледельцы жили в дебрях, в лесах и пещерах неведомых, или в болотах, только ночью выходя из них обсушиться. И леса не спасали: люди, уже покинув звероловство, ходили туда с чуткими псами на ловлю людей, матери, укрываясь в густоте древесной, страшились вопля своих младенцев, зажимали им рот и душили до смерти. Не светом луны, а пожарами озарялись ночи, ибо грабители жгли, чего не могли взять с собою – дома и скирды хлеба, да будет Россия пустынею необитаемою…»
Второе народное ополчение: «Совет всея земли»
Князь Пожарский не повел свое войско прямиком на Москву. В начале марта 1612 года полки двинулись на Ярославль. По пути освобождались мелкие города, ополчение прирастало добровольцами, перегруппировывалось, училось слаженности. Костяк войска состоял из участников Первого народного ополчения под предводительством Ляпунова, Заруцкого и Трубецкого, разбитого поляками в 1611 году, а также гарнизона нижегородцев, понюхавших пороху в борьбе с Лжедмитрием II и разрозненными бандами польско-литовских интервентов.
В Ярославле ополчение простояло четыре месяца. Здесь окончательно оформился управляющий орган нового Государства Российского – Совета всея земли. В него вошли представители большинства княжеских родов: Бутурлины, Долгорукие, Куракины, Шереметевы.
Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле
Дата основания — XII в. Расположен в исторической части города, на берегу реки Которосль. Возникший как православная обитель, в дальнейшем он играл значительную роль как оборонительное укрепление. В 1609 году в течение двух месяцев отбивал атаки пана Будзило.
Стена Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Этот монастырь – одна из главных православных библиотек. На протяжении нескольких веков монахи писали и переписывали древние свитки, собирали и хранили образцы древнерусской литературы. Именно в храмовой библиотеке Спасо-Преображенского монастыря нашли список «Слова о полку Игореве».
Иван Грозный включил монастырь в государственную опричнину, часто являлся сюда на богомолье. В 1612 году здесь состоялся «Совет всея земли», определивший дальнейшую судьбу России. Отсюда отправилось на Москву Второе народное ополчение под предводительством князя Пожарского.
Основные постройки сегодняшнего Спасо-Преображенского монастыря относятся к XVI веку. Высшей точкой архитектурного ансамбля является звонница в 30 метров, самый узнаваемый туристический объект Ярославля. После многочисленных реставраций представляет собой мощное средневековое основание и надстроенную в XIX веке трехпролетную аркаду, которую венчает беседка-ротонда с куполом. В основании расположена церковь Печерской Богоматери. В беседке под куполом ранее размещался часовой механизм, работавший в Спасской башне Московского кремля.
Создание памятника
В 1808 году прошел конкурс на выполнение проекта памятника, в результате которого победу одержала работа Ивана Мартоса. Средства на строительство собирали по всей России, причем все желающие могли увидеть гравюру с изображением будущего монумента.
Над скульптурной композицией Иван Мартос работал 14 лет — с 1804 по 1817 год. Установить ее планировалось в 1812 году к 200-летию победы над польско-литовскими интервентами, но война с Наполеоном помешала выполнить эти планы. Вместе с тем, победа России над французами вызвала новую волну патриотизма, воплощением которого стала созданная Мартосом скульптурная композиция.
День народного единства — что это за праздник в России
Дата 4 ноября, а именно на нее приходится празднование Дня народного единства, выбрана неслучайно, так как она связана с важнейшими событиями русской истории. Еще пять сотен лет назад царь Алексей Михайлович Романов повелел отмечать 22 сентября праздник Казанской иконы Божьей матери, которая, как считали в народе, уберегла Россию от порабощения в тяжелые времена Смуты. По новому стилю число приходится на 4 ноября.
Период Смутного времени начала XVII века – это безвластье и вторжения в страну интервентов. После кончины Ивана Васильевича IV Грозного на престол взошел его сын Федор. Согласно существующему на тот момент порядку наследования престола, после Федора должны править его потомки, но детей у сына Ивана Грозного не было.
Ситуацией воспользовались приближенные к царскому трону бояре, а также пришлые «люди» со стороны. В течение непродолжительного времени на престоле Русского государства побывали Борис Годунов, самозванцы Лжедмитрий I и II, Василий Шуйский, группа видных бояр (Семибоярщина), сын польского короля Владислав Ваза. Страна находилась в разрухе, народ бедствовал, при этом положение усугублялось нашествием шведских и польских интервентов. Правящей верхушке было не до интересов России, они решали свои сугубо личные проблемы.
Россия оказалась на грани катастрофы. Казалось – еще немного и некогда могущественное Московское царство перестанет существовать. И тогда на защиту государства встали народные ополченцы, руководимые князем Дмитрием Пожарским и земским нижегородским старостой Кузьмой Мининым. Войско из Нижнего Новгорода отправилось походом к Москве, и 22 сентября штурмовало стены столицы. Ополченцы несли впереди икону Казанской Божьей матери, которой приписывали чудотворное действие. Силами народного ополчения был взят Китай-город, а польские интервенты изгнаны из Москвы.
Тяжелейшие времена Смуты завершились, на Земском соборе царем избрали Михаила Романова. И хотя еще долго пришлось восстанавливать страну из разрухи, главная задача удержания независимости России была решена. В память об этих важных событиях второй царь династии Романовых Алексей в 1649 году повелел учредить праздник 22 сентября (по новому стилю – 4 ноября) в честь иконы Казанской божьей матери и освобождения Москвы. Но после Октябрьской революции торжество упразднили и отмечали лишь 7 ноября – День Октябрьской революции.
В 2004 году в обществе шли обсуждения инициативы возвращения и празднования славной даты освобождения в 1612 году Москвы от польских захватчиков. В результате в Государственной Думе отменили празднование 7 ноября, рассмотрели, а затем приняли законопроект об установлении праздничной даты 4 ноября, которая официально получила название День народного единства.
Установление памятной даты в 2004 году поддержала Русская Православная Церковь, глава которой, патриарх Алексий, напомнил всем о важности единения перед лицом общей опасности. Впервые празднования состоялись в 2005 году в Москве и Нижнем Новгороде
В городе, ставшем в трудные времена Смуты центром Второго ополчения, вблизи храма Иоанна Предтечи был торжественно открыт памятник Минину и Пожарскому (копия монумента, находится в Москве на Красной площади). С того времени торжество широко отмечается в различных городах и населенных пунктах России.
История
Российская империя
Благовещенская площадь и Благовещенский собор. Фото Максима Дмитриева
Изначально площадь неофициально называлась Верхнепосадской . Это был центр Верхнего Посада: здесь были сухопутные торговые пути, велись торги, чтобы обеспечивать нужды верхней части города. В 1697 году Благовещенский собор ( русский : Благовещенский собор , латинизируется : Благовещенский собор ) был построен и площадь называлась Благовещенской (Благовещение) .
Первый регулярный план площади был составлен в 1770 году. После пожара 1768 года по требованию губернских властей в Санкт-Петербургской строительной комиссии был составлен штатный план развития города, но из-за отсутствия местных опытных градостроителей препятствовали реализации задуманного. По плану квадрат был трапециевидным. План фиксировал направления выезжающих улиц и предусматривал застройку площади и прилегающих улиц только каменными домами.
Преобразование площади началось в 1779 году, когда архитектором был назначен Яков Ананин. В 1782 году древние плацдармы разобрали, ров засыпали. На его месте были построены ряды деревянных торговых палаток. Во время генеральной демаркации города в 1784-1787 годах были заложены новые улицы и разрушены деревянные постройки в центре площади. В 1787 году был построен комплекс зданий Почты. На участке между улицами Варварская и Тихонова (ныне Ульянова) располагалась усадьба с хозяйственными постройками вице-губернатора Петра Елагина. Частные дома по сторонам площади, не соответствующие плану, сохранились до начала 19 века. Здания не ремонтировались, чтобы потом их можно было снести.
Советский период
Советская площадь. 1930-е годы
После русской революции Благовещенская площадь была переименована в Советскую. Вся церковная утварь была разграблена в Благовещенском соборе и церкви Алексия Митрополита, а в самих зданиях открылись разнообразные торговые лавки. В 30-е годы ХХ века обе церкви были снесены. Также большевиками был снесен, недавно установлен памятник Александру II . Долгое время оставался только пустой постамент, но его тоже решили разрушить.
В 1935-1937 годах Ленинградский институт «Гипрогор» разработал генеральный план социалистического города Горький (в советское время — Нижний Новгород), который предполагал коренное изменение существующей планировочной структуры. Советская площадь в то время была спроектирована круглой, ее площадь значительно увеличилась за счет сноса некоторых стен и башен Кремля, который воспринимался в те годы как «памятник скупому феодализму и царскому самодержавию, свидетель страшные страницы кровавого прошлого ».
Реализации этих проектов помешало начало Второй мировой войны в Советском Союзе .
В 1943 году на очередном заседании Горьковского обкома было решено поднять моральный дух граждан, в борьбе с нацизмом . Для этого на площади был установлен первый памятник Кузьме Минину . И его стали называть Площадью Минина и Пожарского . Такой подарок вдохновил горожан. Горожане всегда очень уважали своего предка и ценили его подвиг.
В 1985 году старый памятник Минину разобрали и отправили на реставрацию в Балахну , где он и остался. Спустя четыре года, в 1989 году, советский скульптор Олег Комов установил новый памятник.
Настоящее время
Площадь Минина и Пожарского. 2020 г.
После распада Советского Союза в начале 1990-х на площади стали устанавливать одиночные ларьки и торговые палатки. Однако продержались они недолго. В начале 2000- х годов в городе была запущена инициатива по ликвидации небольших торговых точек на центральных площадях и улицах.
В начале 2009 года администрация города и области рассмотрела предложенные инвесторами проекты реконструкции площади Минина и Пожарского.
Проекты предусматривали строительство подземного торгово-развлекательного центра. Также предлагалось восстановить Благовещенский собор и церковь Алексия Митрополита.
Изменение привычной формы квадрата было признано неприемлемым. Градостроительный совет при губернаторе одобрил один из проектов, несмотря на необходимость многолетней предварительной работы археологов, а также опасность ухудшения транспортной ситуации из-за появления дополнительного центра притяжения.
Как поляков из Москвы выносили
Иногда нужно опуститься на самое дно, чтобы затем стремительнее взлететь в небо. Так и российской государственности нужно было стать абсолютными руинами, чтобы в глубине своего падения, лежа в грязи и крови, вновь осознать себя, свое величие и мощь.
Тогда, когда было продано и предано всё и все, когда большинство людей по нескольку раз в год перебегали из одного лагеря в другой, нашлись чистые, горячие сердца, способные камертоном задать чистый звук верности и преданности своей родине. Символично, что герои Смутного времени – гражданин Минин, князь Пожарский и крестьянин Сусанин были представителями разных слоев российского общества, его крайними выразителями.
Как Иван Сусанин поляков в болоте утопил
Удивительно, но до наших дней дошло полное имя этого крепостного крестьянина – Иван Осипович Сусанин. Он проживал в селе Домнино, вотчине дворян Шестовых, в 60 верстах от Костромы. Это был человек средних лет, сельский староста.
Иван Сусанин / Константин Маковский
Фабула происшествия такова: уже избранный Земским собором царь Михаил Романов со своей матерью разыскивались польско-литовским отрядом с целью захвата и убийства. Замученный же насмерть Сусанин места этого не выдал, хотя и знал, что инокиня Марфа (в миру Ксения Шестова, мать царя) и сын ее были на богомолье, в небольшой обители преподобного Макария Унженского и Желтоводского.
Из жалованной грамоты Михаила Романова Богдану Собинину от 30 ноября 1619 года:
«Божией милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Руси самодержец, по нашему царскому милосердию, по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам, и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина…».
Можно сказать, этой грамотой была подведена черта под земной жизнью Ивана Сусанина и началась его новая жизнь – в виде легенды: в названиях российских улиц, площадей и художественных произведений.
В 1835 году Николай I своим указом переименовал центральную площадь Костромы из Екатеринославской в Сусанинскую. Позднее, в 1851 году в центре площади поставили памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину. Проект скульптора Василия Демут-Малиновского. На четырехгранном пьедестале стояла гранитная колонна с бюстом юного царя. На груди его красовался позолоченный крест. Внизу у колонны коленопреклоненная фигура Сусанина, перед ним две грамоты, жалованные его потомству.
Памятник Ивану Сусанину в Костроме
В 1918 году бюст сбросили, фигуру Сусанина тоже. Постамент снесли позже.
В 1967 году скульптор Никита Лавинский создал новый памятник: фигура бородатого мужчины средних лет в длиннополой крестьянской одежде установлена на массивный цилиндрический постамент. Стоит памятник в Костроме, на горе Молочной, у съезда к Волге. Образ Сусанина запечатлен и в полифоническом памятнике «Тысячелетие России» (Новгород, 1862, скульптор М. Микешин). Но самой необычной данью памяти русскому крестьянину стал огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613», на холме над Чистым болотом, близ деревни Анфёрово.
Первый «подарок» из Польши: Лжедмитрий I
В 1603 году в Польше всплывает царевич Димитрий, якобы чудом уцелевший.
Лжедмитрий I, гравюра
Ему не более 25 лет. Он молод, полон сил и желает взойти на русский престол. Годом позже поляки снабжают самозванца деньгами, войском и отправляют в Россию. В 1605 году внезапно умирает Борис Годунов – последний русский правитель, имевший хотя бы призрачную легитимность. Далее события начинают развиваться с сумасшедшей скоростью.
В течение одного года:
- московское повстанцы убивают вдову и наследника Годунова, шестнадцатилетнего Федора,
- инокиня Марфа (в миру Мария Нагая) признает в самозванце своего сына,
- Лжедмитрий вступает в Москву, женится на Марине Мнишек,
- Лжедмитрия убивают,
- Мнишек бежит (но недалеко),
- царем избирают Василия Шуйского.
Лобное место (предположительно XVI в)
Евангелие от Иоанна: «И, неся крест свой, Иисус Христос вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски „Голгофа“».
Москва, Красная площадь. На переднем плане – Лобное место
Это место впервые упоминается в летописях в 1549 г. Изначально оно было сделано из кирпича, но в годы царствования Бориса Годунова перестроено из камня. Это круглый каменный помост высотой 1 м, диаметром 13 м. Сейчас расположено напротив Спасской башни Кремля, перед входом в Покровский собор.
Здесь было зачитано обращение Лжедмитрия I, в котором Бориса Годунова назвали цареубийцей, воеводам обещали новые вотчины, купцам льготы, дворянам милости, а всем православным мир и процветание. После обращения возбужденная толпа ринулась в Кремль, вдову и наследник Годунова схватили.
Здесь же толпа встречала Лжедмитрия, отсюда он вошел в Кремль царствовать и, менее чем через год, сюда же бросили его труп.
История
В 1803 году Вольное общество любителей словесности, наук и художеств Санкт-Петербурга выступило с инициативой собрать средства на создание памятника в честь героев нижегородского ополчения 1612 года. Главной фигурой композиции должен был стать народный герой нижегородский земской староста Кузьма Минин, а установить монумент планировалось в Нижнем Новгороде, поскольку именно здесь собралось Второе земское ополчение.
Для справки: В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин призвал создать народное ополчение и изгнать иноземцев из Москвы. Главным воеводой он предложил назначить нижегородского князя Дмитрия Пожарского. Под Нижним Новгородом было собрано огромное войско, для которого люди приносили одежду, оружие и деньги. Под руководством этих патриотов народное ополчение с иконой Казанской Божией матери направилось в Москву и 4 ноября 1612 года был штурмом взят Китай-город и иноземцы были изгнаны из столицы.
Описание
Главной фигурой памятника является фигура Кузьмы Минина — его поднятая вверх рука указывает Пожарскому и всему русскому народу на Москву, призывая защитить ее от чужеземного ига. Мужественный торс и широкий шаг героя выражают его уверенность и решительность.
Дмитрий Пожарский изображен сидящим, он еще не оправился после ранения, но уже откликнулся на призыв Минина. В одной его руке — щит с изображением Спаса, а другая рука — на мече, протянутом Кузьмой Мининым.
Меч объединяет фигуры двух героев, подчеркивает их единство и выражает готовность возглавить ополчение и повести народ на борьбу с иностранным игом.
Работы Ивана Мартоса в большей своей части выполнены в классическом стиле и поэтому можно видеть, что лицом Минин напоминает Зевса и оба героя имеют античные одеяния. Но, если присмотреться, то можно заметить, что на щите изображен Спас. Рубаха Кузьмы отделана узором, характерным для русской одежды, а стрижка выполнена скобой, как у русского мужика, то есть, автор хотел подчеркнуть важную роль русского народа в победе над оккупантами.
Памятник был открыт 20 февраля 1818 года. На церемонии присутствовали император Александр I, его супруга, императрица Елизавета Алексеевна и большое число жителей Москвы. Первоначально скульптуры находились в центре Красной площади, а позже композицию сместили к Собору Василия Блаженного, чтобы освободить место для прохода демонстраций и военных парадов.
В Нижнем Новгороде вместо монумента установили обелиск в честь героев ополчения, а в 2005 году по инициативе Юрия Лужкова под руководством Зураба Церетели была отлита копия памятника, установленного в Москве. Эту композицию поместили под стенами Нижегородского Кремля, рядом с церковью Иоанна Предтечи. Именно с паперти этого храма Кузьма Минин призывал народ объединиться и освободить Москву.
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади на фоне Собора Василия Блаженного является символом Москвы. Этот монумент посвящен героизму всего русского народа, сплотившегося в борьбе против польско-литовского ига.
Как поляки оказались в Москве
Александр Сергеевич в своем стихотворении коротко и точно выразил взаимоотношения русских и поляков. На протяжении веков две родственные ветви славянского народа враждовали и мирились, спорили из-за территории и вступали в династические союзы. Наша история настолько тесно переплетена, взаимные обиды уходят корнями в столь далекие времена, что добраться до причин разногласий порой невозможно.
Места Смутного времени на карте:
Что происходило в Европе к концу XVI века
Появившееся относительно недавно государство, созданное из Королевства Польского и Великого княжества Литовского, Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita) начинает диктовать свою волю окружающим территориям. Почти вековой русско-польский конфликт обостряется до предела. Масла в огонь подливает участие в нем формирующегося шведского государства. В результате Ливонской войны (1558—1583) Россия начинает терять свое влияние по всей границе от Балтийского до Черного морей, теряет ряд западных и северо-западных территорий.
Смерть Ивана Грозного в марте 1584 г. радует шведов, литовцев и поляков. Последние даже заявляют о намерениях занять Москву в том же году. На юге ситуация не менее тревожна. В 1591 году крымский хан Казы-Гирей с войском стоял под Москвой, был отброшен, но набеги продолжаются.
Внутренняя политика России находится в не менее плачевном состоянии. На троне немощный царь Федор Иоаннович и все подобравший под себя царский шурин Борис Годунов. Раскол элит, отмена Юрьева дня и окончательное закрепощение крестьян.
Прелюдией Смутного времени становится внезапная гибель юного царевича Димитрия – последнего наследника рода Рюриковичей.
Храм в Угличе на месте убийства Димитрия
Младший сын Ивана Грозного, рожденный в браке с седьмой женой Марией Нагой, жил с матерью и дворней в выделенном им наделе – Угличе.
15 мая 1591 г., по одной из версий, восьмилетнего мальчика зарезали подосланные Борисом Годуновым наемные убийцы. Согласно другой версии, царевич закололся сам, упав на ножик во время игры с дворовыми мальчишками, в припадке падучей болезни, от которой страдал с рождения.
Церковь Дмитрия на крови в Угличе
Со смерти царевича обычно начинают отсчет календаря Смутного времени. Тайна его гибели способствовала появлению на Руси целой плеяды Лжедмитриев, которых впоследствии пронумеровали. Наиболее заметными считаются I, II, III, IV.
На месте происшествия тем же летом возводится часовня, позднее, в 1630 году деревянная церковь, а еще через полвека освящается ныне действующий храм Димитрия на Крови. С 2001 г. эта церковь — кандидат на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С крутого берега Волги храм смотрится кровавым кораблем, взмывающим в небо. Такое ощущение дает выстроенная в традиции русской шатровой архитектуры XVII века колокольня, уравновешенная бесстолпным четвериком с синекупольным пятиглавием. Южный фасад церкви остался неизменным со дня постройки. К северному в наше время пристроили придел, который сильно выделяется на фоне задумки архитекторов прошлого.
Росписи XVIII века, сохранившиеся на стенах внутри храма, повествуют о страстях, некогда кипевших на месте храма: смерть мальчика и самосуд над убийцами. Димитрий Углицкий (Димитрий Иоаннович) канонизирован в 1606 г
Обратите внимание на дату
Моральное состояние патриархально настроенного народа деградировало год от года. Люди привыкли жить под суровой, но отеческой дланью царя, помазанника Божия. А на престоле прочно воцарился царский шурин Борис Годунов, ненавидимый большинством. Материальное состояние большинства крестьян, торгового и служилого люда было еще хуже. Разоренные податями, забитые опричниной, ограбленные соседями, русские люди маргинализировались до предела.
Но ошибается тот, кто думает, что это уже дно. В 1601 году разразился Великий голод, продлившийся три года.