Оссовский, пётр павлович
Творчество
Особую роль в формировании П. Оссовского как художника сыграл живописец и талантливый педагог С. В. Герасимов, в мастерской которого он занимался. Не одно поколение молодых художников было поощрено Герасимовым в стремлении изображать жизнь без прикрас, фальшивого блеска и слащавой сентиментальности. «Земля и люди, на ней живущие» — так художник определил основную направленность своих творческих поисков. Характерная особенность творческого метода художника — работа над большими сериями, циклами. В этом проявилось его постоянное желание как можно шире и глубже «осмыслить» материал. Серийность позволяла художнику «высказаться», донести свою мысль о связи поколений, о преемственности ценных духовных, моральных качеств народа.
Всю свою жизнь художник создавал одно эпическое повествование, посвященное знаменательным датам в истории России, её героическим и трагическим страницам, русским людям и родной земле, которую он открыл для себя на древней Псковщине, напоённой глубокой истинной красотой и суровым былинным величием.
Основные произведения
- «В районном центре» (1956)
- «На городской окраине» (1957)
- «Велосипедист» (1959)
- «Три поколения» (1960)
- «Салют Победы» (1985)
- Серия «Куба» и «Мексика»(1961)
- Цикл «На земле древнего Пскова»
- Цикл «Баллада о России»
- Цикл «Болгарские новеллы»
- Цикл «Московский Кремль» (Госпремия СССР):
- «Золотой Кремлёвский холм»
- «Века проходят над Кремлем»
- «Солнце над Красной площадью»
- «Дворцовая площадь»
- Серия «Славянские портреты» (1978)
- Серия «Люди Сибири»
- Триптих «Пушкинская элегия»
- Триптих «Баллада о революции»
- Триптих «Подвижники старого обряда»
- Триптих «Страсти по вере»
- Триптих «Моя Родина — степная Эллада»
- Триптих «Памятник поэту»
- Триптих «Мексика» (1961)
- Триптих «Белые храмы Пскова» (1987)
- Триптих «Августовские грозы» (2005)
- Триптих «История Красной державы» (2006)
- «Радужный триптих» (2006)
- Триптих «Аввакум» (2013)
- Полиптих «Матери» (2006)
- Полиптих «Грозы ушедшего века»
- Цикл «Рубежи жизни Родины» (1970-е)
- Триптих «Баллада о Революции» (1986)
- «История Красной Державы» (2006)
- Псковская Трилогия («Рыбаки» (1966—1975), «Сыновья» (1969—1975), «Кузнецы» (1967—1975))
- Триптих «Озаренные светом Победы» (1980)
- Серия «Виды Московского Кремля» (1980-е)
- Триптих «Озерные Грозы»
- Полиптих «Грозы ушедшего века» (2015).
В 2012 году к 1150-летию со дня первого упоминания в летописи древнего русского города Изборска, художник осуществил уникальный замысел — «Росписи Изборской Палаты — Русской словесности и православной веры», являющийся живописным памятником могучим духовным твердыням, на которых всегда стояла Россия.
В 2013 году, продолжая и развивая тему целостности и единства идеи и исполнения, мастер создал «Русскую Палату», — росписи одного из залов Егорьевского историко-художественного музея.
Живопись, скульптура, графика
Характерная особенность творческого метода Оссовского — работа над большими сериями, циклами. В этом проявилось его постоянное желание как можно шире и глубже «осмыслить» материал.Его работы можно отнести к направлению, которое характеризуется созданием своего рода живописных мемуаров. Таковы серии его произведений, созданные на основе впечатлений от многочисленных путешествий по России и за рубежом: «Земля древнего Пскова», «Болгария», «Словакия», «Чехия», «Польша», «Славянские портреты», «Образы Мексики и Кубы», «Сказ о Байкале».Особое место в творчестве Оссовского занимают исторические композиции, связанные с прошлым Псковщины: «Пушкинская элегия» (триптих, 1980-84), «Дорога к храму» (1989), оформление «Красной палаты» в Изборске (2000). В поздний период творчества художник обратился к стилистике псковской школы иконописи.Пётр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области Украины.В 1950 году окончил Московский государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (мастерская С.В.Герасимова).С 1954 года принимает участие в художественных выставках.С 1956 года — член Союза художников СССР.Персональные выставки, в том числе: Москва (1964, 1978, 1983, 1985, 1996, 2010, 2015), Санкт-Петербург (2006), Польша (1965), Италия (1966), Чехословакия (1975), Финляндия (1984), Германия (1987), Испания (1992) и другие.1988 г. удостоен звания Народный художник СССР.1995 г. — действительный член Российской академии художеств.В 2007 году были открыты постоянные экспозиции картин Оссовского: «Мир и Отчизна» — Художественный музей, Кировоград, «Псковские мотивы» — Псковский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, «Пушкин и земля Псковская» — Пушкинский заповедник «Михайловское».В 2012 году художник осуществил уникальный замысел к 1150-летию со дня первого упоминания в летописи древнего русского города Изборска — «Росписи Изборской Палаты».В 2013 году мастер создал «Русскую Палату», — росписи одного из залов Егорьевского историко-художественного музея.
П.П.Оссовский ушёл из жизни 1 августа 2015 года, похоронен в Изборске (Псковская область).вернуться в галерею вернуться в анонсы
Мария Оссовская
Мария Петровна Оссовская. Родилась 26 апреля 1960 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, педагог. Заслуженный работник культуры России.
Мария Оссовская родилась 26 апреля 1960 года в Москве.
Отец — Петр Павлович Оссовский, народный художник СССР.
Мать — Вера Степановна Оссовская.
В 1982 году окончила ВТУ им. Щукина, курс Л.В. Ставской.
В 1982-1995 годах была актрисой в различных театрах России.
С 1996 года работала в институте им. Щукина преподавателем по сценической речи.
С 1996 года ведёт курс «Техника речи» на кафедре «Основа риторики и дикторского мастерства» в Институте повышения квалификации работников ТВ и РВ. С 2005 по 2008 год работала на телеканале РЕН-ТВ педагогом по технике речи.
В 1997 году окончила ассистентуру-стажировку ВТУ им.Б.В. Щукина на кафедре «Сценическая речь».
В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы орфоэпии в современной речи на телевидении и радио». В том же году её ученик Вячеслав Манучаров стал лауреатом конкурса им. Я.М. Смоленского.
С 2004 года работает на кафедре сценической речи на должности профессора в институте им. Б. Щукина. До 2016 года Оссовская являлась деканом актёрского факультета, а с 2008 г по 2016 г — проректором по учебной работе Театрального института имени Бориса Щукина.
В 2007 году избрана членом-корреспондентом Академии Акмеологических наук и в том же году защитила докторскую диссертацию в Международном Университете фундаментального обучения (Оксфордская образовательная сеть), став доктором лингвоакмеологии.
В 2007 году при активном участии Оссовской была создана Российская общественная академия голоса, вице-президентом которой она является.
С 2009 по 2014 год Оссовская вела курс техники речи в Международном центре им. Ломоносова (Женева, Швейцария). В 2011-2012 годах читала курс по технике речи в МГУ им. Ломоносова на факультет «Высшая школа телевидения».
Является автором учебно-методических пособий «Практическая орфоэпия», «Уроки орфоэпии», «Как исправить говор», учебных программ и научных статей.
Постоянный участник семинаров по сценической речи в рамках фестиваля «Золотая маска».
Заслуженный работник культуры России.
Заслуженный деятель культуры Республики Южная Осетия (2013).
Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской Республики (2015).
Почётная грамота Министерства культуры Республики Дагестан (2019).
Исполнила несколько ролей в кино, начиная с 1979 года.
Мария Оссовская в фильме «Смотрины»
Личная жизнь Марии Оссовской:
Замужем.
Дети: Вера Леонидовна Оссовская и Иван Андреевич Оссовский.
Фильмография Марии Оссовской:
1979 — Смотрины — Светлана Грунько
1983 — Прости меня, Алёша — эпизод
1988 — Утреннее шоссе — эпизод
2011 — Срочно в номер-3 — Елена Витальевна, бухгалтер
2017 — Со дна вершины — директор школы
последнее обновление информации: 03.11.2020
Ссылки
- Алексей Бобриков. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция
- Андрей Ковалёв. Введение в художественную политэкономию эпохи застоя
Для улучшения этой статьи желательно?:
|
Пренебрежительное отношение к советскому искусству – признак хорошего тона для современной российской интеллигенции. «Совок», «тоталитарное искусство», «идеологическая заказуха» — штампов для советской культуры заготовлено не мало. Хотя к реальности они, конечно, имеют слабое отношение.
Такой подход является скорее признаком ограниченности и нежелания выйти за установленные либеральными догмами рамки. Искусство в Советской России отнюдь не ограничивалось воспеваниями успехов партии. Оно развивалось, с одной стороны, отдавая дань великой культурной традиции, а с другой, следуя актуальным современным тенденциям.
Да, у него были принципиальные отличия от западного или современного российского искусства. Но эти различия совсем не похожи на недостатки. Во-первых, советское искусство старалось не отрываться от масс, быть им понятным и полезным
А, во-вторых, не отказывалось оно и от важной общественной роли, стараясь помочь в преобразовании окружающего мира
Яркий пример – «Суровый стиль» советской живописи. Это течение возникло в конце 1950-х — начале 60-х годов. Его вдохновителями стали другие прогрессивные направления в искусстве: революционная советская живопись 20-х годов, итальянский неореализм в живописи и кино, а также мексиканский монументализм.
Ключевые фигуры стиля: Николай Андронов, Гелий Коржев, Павел Никонов, Виктор Попков, Таир Салахов, Александр и Петр Смолины и другие художники.
Сюжеты работ «Сурового стиля», как правило, брались из трудовой жизни простых людей. «Здесь преобладали строители, геологи и нефтяники – герои тайги, гор и морей, плотин и буровых вышек. Чаще всего в основе подобного сюжета лежит именно героическое противостояние человека и дикой природы», — пишет критик Алексей Бобриков.
Ему же принадлежит интересное определение «Сурового стиля» – это «этика долга, ответственности и внутреннего принуждения». Картины художников демонстрируют особый тип советского героя – взрослого и ответственного, обладающего собственным опытом, личной убежденностью и развитой внутренней мотивацией, действующего в рамках общего преобразовательного проекта. Главная тема «Сурового стиля» – это труд, который понимается как призвание, как светское подвижничество и аскеза.
При всем при этом художественное течение следовало логике культурной революции и провозглашало борьбу с пошлостью, мещанством и вещизмом в советской культуре и обществе того времени
Именно эта искренность и «правда жизни», свежий, но в то же время реалистический, подход к изобразительному искусству привлекают внимание к «Суровому стилю» и сегодня. Предлагаем познакомиться с некоторыми картинами этого направления, а также обещаем в будущем рассказать о некоторых художниках «Сурового стиля» подробнее
Таир Салахов «С вахты», 1957 год
Таир Салахов «Тебе, Человечество», 1961 год
Гелий Коржев «Поднимающий знамя», 1957 год
Виктор Попков «Строители Братска», 1960-61 годы
Братья Смолины «Полярники»
Иван Помидоров