На особом попечении: что ждет главный храм вооруженных сил

Освящать надо обязательно

Пространство, стихии, предметы, окружающие нас, необходимо освящать. Этого требует природа. В святости нуждается сам человек. Все оскверняется грехами, растлевается нами и бесами. Не имея благодати, находимся в зоне риска, привлекая: Обезопасить положение – потребность каждого. Для этого и служит церковное освящение. Прежде всего, самого человека, ибо он храм для Святого Духа. Потом – окружающего пространства, предметов, вещей, источников воды, земли (плодов, урожая). Только так можно получить неотложную помощь, оздоровление, исполнение молитвенных просьб.

Итог, к которому пришли:

Заключение: Благословение Божие (освящение, приобретение благодати) откроет мир совсем с другой стороны. Трудно объяснить словами, но это то, когда дела решаются, а препятствия исчезают. Транспорт ломается только тогда, когда требуется вас задержать, чтобы опоздали на самолет, которому суждено упасть.

Чин освящения храма

Обновление храма проводится как в новых зданиях, так и церквях, в которых ранее проводились Богослужения. Последовательность, правила и особенности выполнения обряда в практически неизменном виде перешли в Русскую Православную Церковь из Византии.


Патриарх Кирилл проводит освящение храма Торжества Православия в Москве

Последовательность

Перед днём проведения обряда проводят малую вечернюю службу и Всенощное бдение. Утром служится ранняя Литургия с водосвятным молебном. Также заранее приготавливаются предметы, жидкости и благовония, необходимые для проведения обряда.

Обряд обновления состоит из нескольких последовательных действий, каждое из которых имеет глубокое символическое значение.

  1. Устроение престола символизирует распятие Иисуса на кресте и помазание его тела благовонным маслом. На этом этапе к престолу прибивают верхнюю крышку. Шляпки гвоздей покрываются воскомастихом, состоящим их воска, мастики и благовоний.
  2. Омовение водой и помазание миром собранного престола. Омовение совершается розовой водой, смешанной с вином. Жидкость наносится на крышку престола крестообразным движением. Она символизирует кровь Спасителя, вытекающую из его ран. Затем на престол наносится миро, благоухание которого символизирует присутствие в храме Благодати Божией.
  3. Облачение престола и жертвенника в специальные покровы. Так как престол символизирует и гроб Господень, и Славу Его, то его накрывают двумя слоями ткани. Белоснежный покров — символ плащаницы, в которую апостолы поместили тело Христа. Яркая верхняя накидка, украшенная вышивкой, знаменует Небесную Славу Бога.
  4. Освящение стен здания путём каждения символизирует покрытие первого христианского храма Моисея облаком Святого Духа. Помимо окуривания благовониями, стены окропляют святой водой и миром.
  5. Перенесение мощей, помещаемых в основание престола и антиминс. До торжественной даты святыня хранится в ближайшей церкви, откуда крестным ходом она переносится в новопостроенную церковь. Это действие символизирует вхождение в новый дом Царя Небесного, пребывающего в мощах своего предстоятеля.
  6. Заключительная всеобщая молитва священнослужителей и мирян.

В новом освященном храме Божественная литургия проводится ежедневно в течение недели.

Малое и великое освящение храма

Обновление храма может проходить по малому или по великому чину. Выбор конкретного обряда зависит от предыдущих событий.


Чин великого освящения Казанского храма (г. Аша)

Полный чин совершается в следующих случаях:

  • возведение нового культового здания;
  • капитальный ремонт действующей церкви;
  • культовое здание использовалось в светских целях;
  • в церкви проводили собрания неправославные общины;
  • престол был передвинуть или поврежден.

Церковная традиция запрещает проводить Великий чин обновления в следующие дни:

  • в престольный праздник данного храма;
  • в дни праздников Господа, Богородицы и великих святых мужей;
  • церкви в честь Христова Воскресения освящают в воскресные дни, кроме дат Богородичных праздников, Великого поста, Пасхи и Троицы.

Малый чин освящения совершается при следующих обстоятельствах:

  • ремонтных работах, не требующих перемещения престола;
  • прикосновении к престолу рук непосвящённых людей;
  • осквернение церкви нечистотами;
  • смерти человека в культовом здании;
  • кровопролития, произошедшего в церкви.


Малое освящение храма святого Александра Невского при МГИМО

В малый чин входят следующие действия:

  • окропление престола, алтаря и церковных стен святой водой;
  • окуривание помещения благовониями;
  • чтение специальных молитв.

Малый чин может выполняться местными священниками.

6.4. Построение Иерусалимского храма

На том месте, которое Давид приобрел у Орны и где поставил жертвенник, Соломон выстроил Храм. Начало постройке было им положено в четвертый год своего царствования. Преподобный Ефрем Сирин говорит о том, что здесь содержится предуказание того, что Иисус Христос на четвертом году Своего служения положил крест в основание Своей Церкви. Дворец Соломона строился в течение 14 лет. На строительство Храма ему хватило семи, и по своему размеру Храм был существенно меньше, чем дворец. Собственно, Храм Соломонов по размерам был всего 30 на 10 метров, высота – 15 метров (60 на 20 на 30 локтей). Значит, внутрь храма Христа Спасителя можно вставить не один такой, как Соломонов. Однако, судя по описанию, по великолепию отделки это было уникальное сооружение.Когда Храм был построен, туда был перенесен ковчег и вся утварь, хранившиеяся прежде в скинии.Храм строился из заранее обтесанных и пригнанных камней. Как говорит Писание, при строительстве не было слышно звука железа, ударяемого о камень. Само же здание Храма было изнутри обито кедровыми досками. Из них же была сделана плоская крыша. Пол был покрыт кипарисовыми досками. Затем, все было отделано золотом. Стены, двери и ворота были украшены драгоценными камнями и резными изображениями херувимов, пальм, цветов.По периметру Храма с трех сторон была сделана трехъярусная пристройка с кладовыми и хранилищами.Внутреннее разделение было такое же, как и в скинии: двор, вернее, два двора, внешний (нижний) и внутренний (верхний), Святое и Святое Святых. Во внутреннем дворе находился жертвенник всесожжений, медное «море», десять передвижных умывальниц и два богато украшенных медных столба, каждый из которых имел собственное название. Как видите, по сравнению со скинией появились некоторые отличия. Медное «море» – это огромная умывальница, подставкой которой служили 12 скульптурных изображений быков.В Святом находился золотой жертвенник кадильный, десять семисвечников и десять столов предложения, по пять на каждой стороне (правда, судя по (3 Цар. 7:48), можно предположить, что хлебы полагались только на один). В Святом Святых находились ковчег и два позолоченных Херувима, вырезанных из дерева.

Малое освящение храма проводят, если не осквернён престол

Малое освящение храма может проводить любой священник. Оно проводится, если алтарь ремонтировали, но престол не затронули. Также если престола коснулись неосвящённые руки, либо в храме пролилась кровь, либо кто-то умер, будет уместна такая служба.

Обновлению храма поспособствует простое окропление его святой водой, а также чин «На отверзение Церкви от еретик оскверншагося», его текст есть в требнике.

Об особенностях малого освящения храма рассказывает заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай (Емельянов):

Николай (Емельянов)

заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ, священник

Освящённый антиминс — это плат, в который вшивают мощи. Его кладут на престол. В некоторых службах он незаменим.

Антиминс — плат с мощами, нужный для освящения храма

Готовиться к подвигам

В торжественном богослужении в подмосковной Кубинке приняли участие архиереи Русской православной церкви, министр обороны Сергей Шойгу и его заместители, а также представители местных властей. Патриарх Кирилл помолился за упокой душ павших воинов и прочел молитву об избавлении от «губительного поветрия» — она была утверждена в марте этого года.

В своей проповеди предстоятель РПЦ отметил, что храм стал одним из символов исторического поворота народа и его Вооруженных сил к вере, «от бессмысленного бытия к осмысленному». Он призвал военнослужащих оставаться верными присяге и помнить, что за их спинами — весь народ и вся страна.

— Пусть Господь хранит всех, кто, по слову апостола Павла, имеет меч при бедре, и который этот меч способен обнажить только тогда, когда наступает опасность для возлюбленного отечества, — сказал патриарх.

храм

Церемония освящения главного храма Вооруженных сил РФ в парке «Патриот» в Московской области, 14 июня 2020 года

Фото: РИА Новости/Пресс-служба Патриархии РПЦ

Глава Минобороны назвал освящение собора знаменательным событием не только для Вооруженных сил, но и для всей страны. Он поблагодарил всех, кто принял участие в строительстве собора и поддерживал его.

— Я абсолютно уверен, что все приходящие сюда будут вспоминать о прошлых подвигах и готовиться к будущим, — заявил Сергей Шойгу.

Патриарх сообщил собравшимся на службу, что принял решение возложить на себя обязанности настоятеля храма. По его словам, теперь главный храм Вооруженных сил будет патриаршим собором.

— Я буду иметь особое попечение о свершении богослужения и о пасторской деятельности, которая будет совершаться в приделах этого храма, памятуя о том великом значении, о той роли, которую имеют для нашего народа Вооруженные силы, Российская армия, Военно-морской флот и российская авиация, — подчеркнул глава РПЦ.

Отметим, что официально настоятелем храма считается председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан.

храм

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр обороны РФ Сергей Шойгу во время церемонии освящения главного храма Вооруженных сил РФ в парке «Патриот», 14 июня 2020 года

Фото: РИА Новости/Пресс-служба Патриархии РПЦ

Храмов, которые находятся под личным ведением патриарха, множество, пояснил «Известиям» протоиерей Игорь Фомин. Но в каждом из них есть так называемый ключарь, который отвечает за хозяйственную деятельность, богослужебную, приходскую жизнь. Именно эту роль и будет выполнять владыка Стефан.

Образ спасения: какие тайны откроет реставрация Успенского собора

Главный храм Московского Кремля пострадал от либерализма Александра II

— Для нас всех появление еще одного храма, не важно с каким статусом, — это еще одно место соприкосновения человека с Богом, — отметил протоиерей Игорь Фомин. — Военные храмы были и до революции, один из самых известных — Морской собор в Кронштадте

В Москве такими примерами являются Преображенский собор, построенный для отдельного полка, и Благовещенский храм в Сокольниках.

Русская православная церковь молится о вооруженных защитниках, которые выполняют свой долг не только на территории России, но и за рубежом, рассказал «Известиям» владыка Стефан.

— Сегодня крепость воинских формирований определяется в том числе и силой духа, готовностью к самопожертвованию, защите своих товарищей по оружию. А это невозможно без любви к Богу и к ближнему. И именно это может дать главный храм Вооруженных сил — научить человека молитве, которая помогала бы ему в самых серьезных обстоятельствах служения, — заявил священнослужитель.

Новый храм имеет важное значение не только для верующих, но и для всех граждан России из-за своего музейного комплекса, отметил он

Как читать самостоятельно

Если на освящение машины или квартиры можно пригласить священнослужителя, то, например, золотые кольца можно освятить и самостоятельно. Для этого создали несколько молитв, которые подходят под конкретный случай (предмет, квартира или машина) и которую читают в процессе обряда.

Молитва на освящение всякой вещи

Ее можно найти в обычном молитвослове. Ритуал крайне простой:

  1. Приготовить чистое, вымытое место — это может быть стол или стул, а может быть чистый отрез ткани или полотенце.
  2. Поместить предмет на это место.
  3. Произнести молитву над предметом.
  4. Несколько раз (трижды лучше всего) окропить его святой водой.
  5. Протереть и пользоваться.

Последовательность действий при освящении больших предметов или недвижимости точно такой же, только молитва читается по мере продвижения по квартире и кропят ее углы (машину кропят полностью). Для этого можно воспользоваться услугами священника.

Важно! Освящение предмета — это хорошее желание, но исходить оно должно от понимания, что Бог дает все покупки, а не от мысли, что на нем может быть «негативная энергия». Молитва на освящение вещи

Создателю и содетелю человеческого рода, дателю благодати духовныя, подателю вечного спасения: Сам Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию (при этом называем вещь, например: «свечи сии» или «елей сей»), яко да вооружена силою небесного заступления, хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению, и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем

Аминь

Создателю и содетелю человеческого рода, дателю благодати духовныя, подателю вечного спасения: Сам Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию (при этом называем вещь, например: «свечи сии» или «елей сей»), яко да вооружена силою небесного заступления, хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению, и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

После прочтения молитвы нужно окропить вещь трижды святой водой со словами:

Благословляется и освящается вещь сия (при этом называем вещь) окроплением воды сия священныя во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Воскресый из мертвых Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго Апостола любви Иоанна Богослова и прочих святых и всехвальных Апостол, святаго (имя святого данного дня), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.

Видео о том, зачем и почему освящаются вещи

6.5. Освящение Храма. Молитва Соломона

Когда постройка Храма была окончена, на его освящение собрались старейшины со всей страны. Освящение Храма совершалось в дни праздника Кущей. Во Святое Святых был торжественно перенесен ковчег завета (разобранная скиния также была перенесена в храм).При освящении Храма Соломон обратился к Богу с молитвой, которая имела семь прошений. Он молится о своем доме, о своих потомках, он молится о том, чтобы имя Божие пребывало на этом Храме. «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему, но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи, Боже мой. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Будет имя Мое там», услышь молитву, которой будет молиться раб Твой на месте сем, услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем, услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй» (3 Цар. 8:27–30).Дальше он молится о том, что если кто согрешит против ближнего своего и придет для клятвы в Храм, чтоб Господь обвинил виновного и рассудил между ними. Соломон просит о том, что если будет засуха, то когда израильтяне придут с покаянием и молитвой в Храм, дал Господь дождь, чтобы Господь разрешил голод, который приключится.Затем он говорит, что «если иноплеменник, который не от Твоего народа, придет из земли далекой ради имени Твоего… и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба и сделай все, о чем он будет взывать к Тебе, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиля, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил» (ст. 41–43).Он просит, чтобы во время войны, когда народ будет молиться, обратившись к Храму, Господь услышал молитву их.И, наконец, последнее. «Когда они согрешат пред Тобою, ибо нет человека, который не согрешал бы, Ты прогневаешься на них и отдашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю далекую или близкую, и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя и обратятся и будут молиться Тебе, то тогда услышь с неба, с места обитания Твоего молитву и прошение их и сделай, что потребно для них. И прости народу Твоему, в чем он согрешил пред тобою, ибо они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи» (ст. 46–51).После этого приносится жертва. Соломон благословляет весь народ, призывая его ходить путями Господними, чтобы пребывало на них благословение, «чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его» (3 Цар. 8:60).Во время освящения облако, такое же, как некогда наполняло скинию, наполнило Храм, так что не могли там приносить жертвы, Слава Божия осенила этот Храм Соломона. Книга Паралипоменон, в добавление к книге Царств, говорит нам, что «сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы» (2 Пар. 7:1).

В каких случаях и как правильно читать молитву

Церковная библиотека содержит множество молитв, способных не только очистить вещь, но и зарядить ее положительной энергетикой. В процессе освящения негативное воздействие будет снято, а вещь к тому же обретет благодать.

Сейчас есть широкая возможность приобрести предметы церковного обихода – крестики, иконы, ладанки – в обычных магазинах. Их непременно надо освятить в церкви, при условии, что они выдержаны в каноническом православном виде.

Чаще всего, особенно при желании освятить крупную и дорогостоящую покупку, прибегают к помощи священника, который проведет особый обряд освящения. Новые вещи попроще и бытового плана можно освятить самим. Особенно это касается детского ассортимента.

  • Необходимо оградить защитой кроватку и коляску.
  • Одежда тоже способна сохранить следы чужого энергетического воздействия.
  • Не помешает сделать это и с игрушками, книгами.

Самостоятельно очистить купленную вещь можно дома, аккуратно разложив ее на чистом столе. При этом читаются такие молитвы: «Царю Небесный» – это обращение к Святому Духу (оно содержится в молитвословах – в утреннем и вечернем правилах); «Да воскреснет Бог» – молитвенное воззвание ко Кресту Господню (завершает вечернее правило).

Есть и специальная молитва, которая так и называется – на освящение всякой вещи:

При чтении молитвы, кропить вещь святой водой трижды.

Значение обрядов, входящих в чин великого освящения храма

11 декабря 2018

Действия, совершаемые при освящении храма, имеют таинственное знаменование и древнее происхождение. Обряд освящения начинается молитвою и призыванием Святого Духа, потому что алтарь посвящается Всевышнему. Утверждение престола духовно указывает на вселение Господа среди верующих для их освящения. Доска престола утверждается четырьмя гвоздями для напоминания о пригвождении Спасителя ко кресту.

Углы престола, знаменующего гроб Христов, скрепляются особым благовонным составом (воскомастихом), для означения той благовонной мази, которою Никодим и Иосиф помазали снятое со Креста тело Спасителя. После утверждения престола совершается омовение его, которое есть древнее и священное действие.

Пример очищения храма Божия и алтаря предписан был в Ветхом Завете (Лев. 16, 16–20). Престол омывается сперва теплою водою с мылом, а потом розовою водою с красным вином, в воспоминание того, что Церковь омыта и освящена Кровию Иисуса Христа, которую прообразовала жертвенная кровь, излитая Моисеем на алтарь при освящении скинии (Лев. 8, 24).

Престол помазуется Миром в знак излияния благодати Божией. Миропомазание престола и храма употребляется издревле. Сам Бог повелел Моисею освятить елеем помазания алтарь в скинии, и Моисей помазал алтарь и освятил его (Чис. 7, 1).

После помазания престола на него возлагаются две одежды, соответствующие духовному значению престола как гроба Господня и Престола Царя Небесного. Нижняя одежда препоясуется вервию для напоминания о тех узах, которыми был связан Спаситель и приведен к первосвященникам Анне и Каиафе.

После освящения престола, жертвенника и утвари освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и помазанием святым Миром стен храма. Каждение архиереем всего храма изображает славу Божию, в виде облака покрывающую ветхозаветное святилище (Исх. 40, 34; 3 Цар. 8, 10). Помазание стен Миром знаменует освящение храма благодатию Божиею.

После возвращения духовного собора в алтарь архиерей читает молитву, и возжигает своими руками первую свечу, и поставляет ее возле престола на горнем месте. Зажженная свеча указывает на то, что престол сделался истинным жертвенником Христовым, и изображает Церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую свет всему миру.

По освящении храма бывает торжественный крестный ход со святыми мощами вокруг храма или в другой, ближайший, храм для перенесения мощей в новоосвященный храм. Это последнее действие означает, что благодать освящения переходит и преподается через первые храмы и что новый храм посвящается покровительству и защищению святых ходатаев прежнего храма.

Так и в Ветхом Завете при освящении храма Соломонова был перенесен из скинии кивот завета и поставлен во святом святых. Обнесение мощей (или антиминса с мощами) означает посвящение храма Всевышнему навек, а внесение их в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего. При этом шествии наружные стены храма окропляются святой водою.

Пред внесением мощей в храм архиерей поставляет дискос с мощами на особом столе пред затворенными вратами храма и возглашает: «Возмите врата, князи ваша» и проч. А певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Эти слова псалма, по объяснению святого Иустина мученика и святителя Иоанна Златоуста, имеют отношение к обстоятельствам вознесения Иисуса Христа на небо.

Когда Христос возносился на небо, тогда повелено было установленным от Бога высшим чинам ангельским отворить врата небесные, да войдет Царь славы, Сын Божий, Господь неба и земли и, взойдя, сидит одесную Отца. Но Небесные Силы, увидев своего Владыку в человеческом образе, в ужасе и недоумении спрашивали: «Кто есть сей Царь славы?» И Дух Святый отвечал им: «Господь сил, Той есть Царь славы».

И теперь, когда при входе в освященный храм, знаменующий собой небо, со святыми мощами или антиминсом, произносятся эти слова, пред глазами христиан как бы повторяется то же событие, свидетелями которого были небожители. Царь славы входит в храм со святыми мощами, на которых, по вере Церкви, невидимо почивает слава Распятого, «во святых почивающего».

Святые мощи вносятся в алтарь и полагаются под престолом, или в антиминсах, на том основании, что в первые три века христиане совершали богослужение на гробах мучеников, кровию которых основалась, утвердилась и укрепилась Церковь во всем мире. На Седьмом Вселенском Соборе было определено, чтобы храмы были освящаемы не иначе, как с положением в них мощей мучеников (7 прав.).

История традиции

Освящение храма — древняя традиция, берущая начало в ветхозаветные времена. В Ветхом Завете описаны обряды освящения каменных жертвенников и синий, которые совершались древними патриархами и во имя Господа.


Ветхозаветная Скиния

Ветхозаветный обряд заключался в следующих действиях:

  • внесении в церковь скрижалей с текстом заповедей;
  • пении псалмов;
  • жертвоприношении с возлиянием на алтарь крови животного;
  • помазании жертвенника и стен скинии благовонным маслом;
  • всеобщей молитвой.

Некоторые древние традиции были восприняты новозаветной Церковью. В первые века становления христианства у верующих людей не было возможности для открытого освящения храмов. Но в это же время зародилась традиция ставить церковь на месте погребения мучеников.

Со временем она переросла в обычай закладывать под церковный престол частицу святых мощей. Он был официально закреплён на IV Вселенском соборе одновременно с утверждением необходимости архипастырского благословения.

Полный чин освящения строительства и обновления храма сложился к IX в. Он включает следующие части:

  1. Богослужение при основании постройки, который совершается после подготовительных работ. В ходе его осуществляется закладка камня, на котором высекается информация о наименовании культового здания, времени события и правящем архиерее.
  2. Установление креста подразумевающее совершение торжественного богослужения перед установкой куполов и крестов, их венчающих.
  3. Благословение колокола совершается перед его поднятием на звонницу.
  4. Чин обновления храма архиереем, проводящийся по завершении строительства.

Кто может освящать храм

Христианская традиция гласит, что право обновления храма принадлежит только епископу. Но действующий архиерей может передать часть своих полномочий другому священнику. Существует несколько вариантов чина освящения:

  1. Непосредственное освящение архиереем постройки и антиминса.
  2. Освящение епископом антиминса, на котором указывается дата проведения обряда, имя архиерея и название храма. Обряд в церкви проводит священник, назначенный главой епархии.

Священник проводит обряд обновления в сокращенной форме, так как из него исключаются все действия, связанные с освящением престола и перенесением мощей.

Следует знать, что церковь, освящённая без соблюдения установленных канонов, считается оскверненной, а человек виновный в этом деянии подлежит обсуждению. Также церковная традиция повелевает не начинать строительство культового сооружения без архиерейского благословения.

Обновление храма — один из главных церковных обрядов, объединяющий Таинства Крещения, Миропомазания и рукоположения в священники. Он вводит рукотворное сооружение в духовный мир, призывая его на служение Господу.

Великое освящение нового храма Сретенского монастыря

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector