Значение и невероятная сила православной иконы николая чудотворца

В чем помогает икона Николая Чудотворца

Во многих мировых религиях чтят образ святого, а на Руси в его честь было возведено большое количество храмов, и в каждой церкви можно найти его божественное изображение.

А вот чем помогает чудотворный лик:

  1. Оберегает странников и моряков. Святой еще при жизни в молитве мог в пути останавливать бури и прочую непогоду. По некоторым сказаниям молодой Никола смог воскресить упавшего с мачты моряка, он также спал еще одного моряка по пути в Миру из Александрии;
  2. Оберегает лик торговцев и детей. Покровитель всегда очень любил детей, и хорошо откликался на молитвы матерей о своих детях;
  3. Икона Святого Николая Чудотворца помогает и в примирении враждующих, оберегает от недругов и является покровителем воинства. При жизни Чудотворец был добродушным человеком, который с легкостью мог примерять врагов. И по сей день в мольбе о примирении обращаются к нему люди;
  4. Обращаются в молитвах к Святому и в поисках своей второй половины, а также прозвонят мобелень образу и на замужество;
  5. Помогает лик и тем, кто желает исправиться, а также и невинно осужденным людям, которые находятся в тюремном заключении. Чудотворец спасает молящих от плена темницы и даже от смерти.

Интересно! Древнейшей иконой Угодника, известной христианской церкви, считается изображение Николая с Мессией и многими святыми на полях. Полотно отличается тем, что преподобный старец не делает благословляющего жеста правой рукой. Монахи называют это движение «жестом речи» как указывающее на Священное Писание.

Молитва

«О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

«О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь».

Икона Николая Чудотворца. Почитание на Руси

На Русь почитание святителя приходит вскоре после ее Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая (9 мая) был установлен у нас уже через десять лет после перенесения мощей, в 1097 г., очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098). В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя. Отметим, что первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения мощей. Из известных на Руси изображений самое раннее – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.).

В Византии иконография святителя складывается в Х-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии), хотя древнейшее его изображение – фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме – относится к VIII веку.

Представляет интерес фреска начала XII в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (в настоящее время она в Третьяковской галерее): святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего Николая Чудотворца с раскрытым Евангелием.

Другой древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею. Была еще одна, даже более древняя (XII в.), икона такого типа, мозаичная; хранилась она в музее Киевской Духовной Академии, но во время Великой Отечественной войны бесследно пропала.

Заслуживают внимания изображения на полях иконы из Смоленского собора: в центральной части верхнего поля изображен Престол уготованный, Этимасия; по сторонам – поясные изображения Косьмы и Дамиана. На боковых полях – попарно три ряда святых (в рост): вверху святые страстотерпцы Борис и Глеб; в руках они держат мученические кресты и мечи в ножнах. В средней части боковых полей, также в рост, изображены мученики Флор и Лавр. В нижнем ряду на боковых полях, а также на нижнем поле – святые жены-мученицы; как и мученики в верхней части иконы, это чтимые святые Новгородской земли. В рост изображены преподобномученица Евдокия и, по-видимому, Домна, а в самом низу – оплечные Параскева и Фотиния .

Для новгородских икон этого времени изображения Уготованного престола и чтимых святых на полях типичны. Надпись (правда, более поздняя, чем сама икона, сделанная при поновлении иконы во времена все того же Ивана Грозного) на нижнем поле другой известной Новгородской иконы конца XIII в., «Николы Липенского», содержит такое молитвенное обращение: «О великий святителю отче Николае, своею святою молитвою призри притекающих к честному твоему образу, заступи и избави от всякого зла и исполни прошения сердец их, а поставившему и обновившему сию икону мзду подаждь и в сии веце, и в будущии, и услыши их на всяком месте призывающих тя и просящих от тебе милости:» Текст надписи в несколько измененном виде приводится в Новгородской третьей летописи под 1294 годом .

Новгородская икона Николая Чудотворца из Свято-Духова монастыря, находящаяся ныне в Государственном Русском музее, датируется серединой XIII в., хотя первые упоминания об обители относятся к 1162 г. (в Новгородской первой летописи). В медальонах и на полях – чтимые в Новгороде святые.

Древние иконы Николая Чудотворца

Назовем еще раз самые древние и прославленные иконы святителя Николая, сохранившиеся до наших дней.

Это икона святителя Николая – «круглая доска» (Новгородский музей), о которой шла речь выше.

Икона конца XII в. из Новодевичьего монастыря (ГТГ). Ее происхождение точно неизвестно, но в Новгороде она была знаменита, иначе не оказалась бы в Москве. В 1191 г. князь Ярослав Владимирович строит деревянную Никольскую церковь на Городище (об этом – в Новгородской 1-й летописи), возможно, что икона из Новодевичьего монастыря была первоначально предназначена для этой церкви.

Икона середины XIII в. из Духова монастыря (ГРМ). Надпись неизвестного времени, мало правдоподобная и удаленная при реставрации, сообщала, что икона привезена в 1500 г. «из Диких полей», т.е. из южнорусских степей.

Икона 1294 г. из Липенского монастыря (Новгородский музей). Икона связана, вероятно, с архиепископским покровительством монастырю и с заказом богатого новгородца Николы Васильевича. Значительная роль иконы в духовной жизни Новгорода подтверждается ее торжественным поновлением в 1556 г. .

Назовем в заключение центры почитания святителя в самой Москве и ее ближайших окрестностях по XV в. включительно:

1. Монастырь «Святого Николы Старого» в Китай-городе уже существовал в XIV в., был связан с митрополичьим домом и, вероятно, с Византией. В конце XV-XVI вв. в этом монастыре находился крупный центр иконописания. В середине XVI в. отдан греческому подворью. Главная монастырская икона не сохранилась.

2. Николо-Угрешский монастырь, основанный в XIV в. благоверным князем Димитрием Донским; оттуда происходит житийная икона святителя, исполненная в одной из видных московских мастерских. Это свидетельствует о значительной культурной роли Угрешского монастыря уже в XIV в.

3. В Кремле была какая-то церковь Николы Льняного, упоминающаяся под 1506 г. (по преданию, построена великим князем Иваном III).

Кроме того, в Москве существовало много посадских и монастырских церквей, посвященных святителю. Но ясно, что урочища, посвященные святителю Николаю, его особо чтимые иконы были в Москве не так многочисленны, как в Новгороде, ибо сама история Москвы была короче, а ее культурные традиции более ограничены. Государственные и церковно-политические обстоятельства возвышения Москвы способствовали привлечению в столицу святынь, связанных с именем великого угодника Божьего, и прежде всего его древних, особо почитаемых икон. Видимо, так появились в Москве икона Николы – «круглая доска» (в 1502 г.) и иконы для Новодевичьего монастыря (в 1514 или 1524-1525 гг.)

В период правления Ивана IV, в 1555 г., в Успенский собор Московского Кремля привозят икону Николы Великорецкого из Вятки, ее поновляет сам Митрополит Макарий, а затем в честь нее основывают придел Покровского собора на Рву. В это же время расписывают и заново освящают церковь Святителя Николая Гостунского. Летом 1553 г., когда у митрополита шел спор с еретиками (отрицавшими святость святителя Николая), вмешался сам святитель: от иконы Николы Гостунского произошло исцеление, наглядно показавшее лживость еретиков (Никоновская летопись).

В XVI в. в Москве была проведена огромная работа по подготовке различных текстов Жития святителя Николая для декабрьского тома Четьих Миней Митрополита Макария, создание иллюстрированного Жития святителя Николая (т. н. Егорьевский сборник) . К этому времени относится появление житийных икон святителя с большим количеством разнообразных клейм.

Ни в одной из стран православного мира образ святителя Николая не получил такой популярности, как на Руси. Причины этого – как в особой многогранности его служения (он – святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; он – покровитель властителей, князей, он – защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда его позовут, – сам спешил на помощь) характеру русского народа.

Протоиерей Николай Погребняк

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Пример веры и кротости

Образ святителя Николая стал, прямо как поется в его тропаре, «правилом веры», то есть образцом веры и «образом кротости». «Святитель Николай – защитник истины от заблуждений. Его вера – простая, но не примитивная, – говорит профессор Александр Копировский. – Когда люди размышляют о вере, они часто думают о ней либо как о наборе правильных формулировок, либо, напротив, как о той сфере жизни, где вообще не надо ничего ни знать, ни понимать, просто слепо верить. Но образ святителя Николая позволяет говорить о вере, не имеющей крена ни в ту, ни в другую сторону, – она целостная, ясная и в то же время укорененная в четких, не расплывчатых формулировках».

А еще существует история о том, как святитель Николай был лишен своего архиерейского достоинства за то, что ударил учителя ереси Ария на Вселенском Соборе. Позже Он был оправдан епископами. По словам Кирилла Алексина то, как он принял свое бесчестие – со смирением и с кротостью – должно для нас являться образцом поведения, когда нас за что-то осуждают, ругают и когда с нами, возможно, не совсем правильно обращаются.

По словам Александра Копировского, пример святителя Николая учит воздерживаться вообще от лишнего – от того, что само по себе может быть и не плохо, но чего делать не надо. Он учит всегда избирать главное

Очень важно двигаться вперед, не растрачиваясь на пустяки. В этом отношении интересен рассказ о том, как святой Николай стал епископом

Тогда епископов избирали, и в народе произошла распря: кого выбрать. В конце концов, поскольку не было согласия, приняли решение избрать того, кто придет раньше всех в храм. Это оказался племянник предыдущего епископа, будущий святитель Николай. Он всегда приходил раньше всех, потому что сердце влекло его в храм. И весь народ согласился: действительно, старшим в церкви может быть самый ревностный человек, который так радеет о том, чтобы быть с Богом. Так он и стал епископом Мир Ликийских.

«Святитель Николай для своей паствы являлся действительно образцом и кротости, и смирения, и воздержания, и благодеяния. Также он должен являться образцом для нас, – говорит Кирилл Алексин. – Сейчас идет пост, и всякий раз, когда мы избегаем чего-то, что святая церковь советует нам не делать в пост, мы проявляем при этом воздержание. Точно также мы можем уподобляться святителю Николаю в том, что нам по силам. Он, безусловно, был церкви послушен в тех вещах, которые предписывались церковными правилами. Он в них принимал участие, как верный сын церкви. И хотя он был человеком высокого положения, но не считал это для себя каким-то освобождением от необходимости следовать правилам. Вот и мы, хотя и понимаем, что пост – это не самое главное, мы все равно должны его соблюдать, О том, что мы в свою жизнь привносим во время подготовки к светлому празднику Рождества, мы должны посоветоваться со священником, с духовником. И тогда принимать решение, как и что мы должны предпринять в эти дни. А не просто самостоятельно лишать себя этой подготовки».

Как же можно в наши дни отметить день рождения святителя Николая Мирликийского? Об этом рассказал чтец Кирилл Алексин. «Будет очень хорошо, если каждый из нас попытается в этот день помочь какому-то своему знакомому, родственнику, посетит одинокого человека: посидит и поговорит с ним, постарается накормить голодного, помочь бездомному, перевести деньги в фонд, который заботится об обездоленных. Вот через дела милосердия, сострадания, через общение с человеком, которому плохо и грустно, мы и должны уподобляться святителю Николаю и самому Христу», – заключил Кирилл Алексин.ФОТО: Елена Афонина/ТАСС

Николай Чудотворец и чудеса, свершенные им

Рождение святого Николая произошло в третьем веке на территории Ликии. Считается, что семейство его было состоятельным, соответственно, могло позволить себе качественное обучение ребенка с малых лет.

История и житие Николая Чудотворца

Детские годы Николая прошли в церковных стенах за изучением Слова Божьего. Епископ, который был дядей будущему святому, вскоре определил ему сан чтеца, а позже и возвел молодого человека в сан священника. Эти годы, проведенные рядом с родственником в качестве его правой руки, дали Николаю очень многое, ведь у него было множество обязанностей, в том числе и поучение паствы.

Некоторые исследователи утверждают, что все происходило иначе: простого прихожанина, следуя знамению, Ликийский собор избрал епископом. Какая из этих версий правильная – не знает никто.

Служение Николая выпало на очень трудные времена. Римские императоры Диоклетиан и Максимиан устраивали гонения христиан, которые поддерживались их наместниками и наследниками на протяжении почти двадцати лет. Когда правителем стал Лициний, преследование верующих во Христа приостановилось. В это время и стал епископом Николай. Христианские общины получили возможность развиваться.

Николай избрал свою стезю, начав борьбу против язычества. Он принимал участие в разрушении языческих храмов, при этом стоял за чистоту веры, не позволяя развиваться еретическим учениям.

Молитва Николаю Чудотворецу путешествующим морем

Святой Николай: чудеса и при жизни, и после смерти

Ситуации, в которых обращаются к Николаю Угоднику, в той или иной степени соответствуют особым моментам в жизни святого. В молодые годы Николай проходил обучение в Александрии, куда направлялся на корабле. В первом плавании он стал свидетелем падения одного из моряков с мачты во время бури, что привело того к гибели. Николай сжалился над ним и воскресил. На обратном пути он спас другого моряка. Этот человек преисполнился благодарностью и к Николаю, и к Богу, поэтому последовал за святым в церковь.

Другой случай связан не с морем, а с защитой девичьей чести. В одном из городов у отца было три дочери, но его достатка не хватало на обеспечение хорошего приданого. В сложившейся ситуации он решил воспользоваться красотой невинных дев для улучшения своего финансового состояния. Узнав об этом, Николай пришел к ним ночью и тихо, чтобы никто не видел, кинул в дом мешок золотых. Эти деньги хозяин дома потратил на приданое старшей дочери, а затем выдал ее замуж. Когда подросла средняя, Николай снова наведался в дом и оставил мешок с деньгами. Так и вторая девушка вышла замуж. Отцу девушек было очень интересно, кто же так помогает им. Когда подошло время последней дочери выбирать судьбу, мужчина притаился в темноте, ожидая ночного гостя. И не ошибся. Николай снова пришел, забросил мешок в окно и удалился.

Всю жизнь Николай старался жить согласно заветам Божиим, защищать слабых и невинно осужденных. Он неоднократно вмешивался в политические и военные действия имеющих власть в стране, защищая простых людей от неконтролируемой агрессии солдат, вырывая из рук палача занесенный меч над головами людей, осужденных по навету.

После смерти Николай не оставил нуждающихся в его помощи людей. Однажды святитель явился во сне к префекту Алабию, пригрозив смертью в случае отказа от освобождения трех оклеветанных воевод. В ту же ночь такой же сон увидел и царь. Встретившись утром, политики приказали привести осужденных. Они обвинили их в волхвовании, которое навело такие сны на первых лиц государства. Воеводы стали клясться, что волхвованиями они не занимались, заговоров не устраивали и честно служили ему. Тогда царь освободил воевод, подарил Церкви Евангелие из золота, кадило из того же металла, украшенное драгоценностями, а также два дорогих светильника. Дары он отправил в Мирскую церковь воеводами, которые по прибытию воздали благодарственные хвалы Господу и святому Николаю за помощь.

Предлагаем Вашему вниманию видео с молитвой Николаю Чудотворцу об исцелении, читается 40 дней:

Молитва о помощи Николаю Угоднику

День памяти Николая Чудотворца: дата, традиции, как отмечают праздник

  • 19 декабря — день поминовения Николая Чудотворца.
  • 22 мая — день перенесения мощей святого в город Бари.
  • Каждый четверг в церкви совершаются особые песнопения в честь святого.

Святого почитают два раза в год, в народе говорят, что Никола Зимний и Никола Вешний. Наиболее запоминающимся праздником является 19 декабря.

Ночью перед этим праздником под подушку или в мешочки кладут подарки и сладости для детей. Святой Николай стал прототипом Санта Клауса, который также пробирается в дом и кладет в носки подарки.

Этот обычай, вероятно, связан с тем, что Николай Угодник подкидывал беднякам мешочки с золотом при своей жизни.

Утром семьи вместе с детьми отправляются на службу в храм. После этого устраивают семейный обед. В это время идет Рождественский пост, поэтому на столе должна быть постная пища. Громких увеселений и гуляний в этот праздник не должно быть.

День Святого Николая считается детским праздником. Многие родители понимают, к сожалению, этот праздник превратно. В наше время запросы детей растут и вместо шоколадки под подушку они ждут игровую приставку или новый велосипед. А родители потакают капризам своих детей.

Воспитывая детей в таком духе, можно исказить в их восприятии образ Святого Николая. Из-за такого подхода многие дети начнут относиться к святому потребительски, с каждым годом завышая планку желаемых подарков

Вместо того, чтобы баловать в этот праздник детей дорогостоящими подарками, лучше обратить внимание на их духовное воспитание:

  1. Поговорить о святом, рассказать о его добрых делах.
  2. Предложить самому сделать доброе дело, например, помочь родителям, поделиться с другом.
  3. Приобщить ребенка к службе в церкви, взять с собой в храм и поставить свечу святому.
  4. Научить ребенка радоваться мелочам, а не ждать от святого дорого подарка.

Важно почитать святого, а не искажать память о его добрых делах. Нужно стремиться заслужить любовь святого, вместо того, чтоб прогневать его своими меркантильными взглядами на жизнь

День Святого Николая — детский праздник

Описание иконы

Житийные иконы Николая Чудотворца изображают деяния святителя. Эти образы известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о перенесении мощей святого Николая из разоренных турками Мир Ликийских в итальянский город Бари в 1087 г.

Согласно византийскому преданию, самая старинная икона Николая Чудотворца была создана по описанию людей, видевших святителя своими глазами, поэтому портретный образ Николая Чудотворца в иконах всегда примерно одинаков: это седовласый и седобородый старец с высоким лбом и мудрыми глазами, на лике которого лежит отпечаток духовной святости и твердости в вере.

Божественный лик очень почитают и поэтому он имеется во многих церквях и храмах. Рассмотрим наиболее известные из них:

  • Поясной. На этой святыне чудотворец изображен по пояс, держа в левой руке Евангелие, а правой благословляя. Святой имеет в качестве убранства пурпурную фелонь (длинная и широкая полоска материи с изображениями крестов, как знак архиерейской власти), а также омофор, который представляет собой некое уподобление епископу Господа в покровительстве спасения православного народа. Левая рука образа покрыта ризой и омофором, тем самым выражая свое почтение к Божественному Слову;
  • Никола Можайский. Святой здесь нарисован держащим в левой руке крепость, а в правой – меч. Такой лик олицетворяет защитника православных городов;
  • Ростовой. Здесь образ изображен с разведенными руками, напоминая позу Оранты и имея в качестве облачения поручи, ризу и фелонь с под которой видны омофор и палица.

Существующий канон написания иконы Николая Чудотворца сохраняет эту традицию – от его лика действительно исходит аура святости и благодати.

Один лишь взгляд на святителя при его жизни или на икону св. Николая Чудотворца вносил и вносит в душу умиротворение и уверенность в его заступничестве за каждого искренне молящегося.

Образ святителя находился в декорациях храмов Византии и Древней Руси. Здесь его помещали как единично, так и в церковной композиции.

  • Правая десница Угодника делает благословляющее движение, а в левой руке находится Священное Евангелие.
  • В комплект облачения святого входит риза, фелонь (верхнее монашеское одеяние без рукавов) и омофор (нарамник).
  • В структуре большинства святынь зритель наблюдает образы Богородицы и Иисуса Христа, помещенные в овальные медальоны. Пречистая Матерь и Сын Божий возвращают преподобному старцу омофор (нарамник) и Священное Евангелие — предметы архиерейского почета.
  • С XV столетия в храмах Руси демонстрировалась икона в честь «Николы Можайского». Она творчески повторяет деревянную статую, которая покровительствовала Можайску.
  • Нередко святитель изображался как воинствующий защитник с мечом в правой руке. Такая иконография заимствовалась русскими мастерами из романского искусства.
  • Изображение святого ратника, отводящего угрозу от родины, обрело большую популярность на Руси, ведшей непрерывные войны в промежутке от XV по XVI столетия. Меч символизировал Божье Слово, рассекающее всяческие грехи.
  • «Никола Зарайский» — знаменитое изображение, где преподобный запечатлен с простертыми объятиями. Правая его десница совершает благословение, в левой — находится Евангелие. Такой стиль иконы чрезвычайно распространен в христианском искусстве и называется «оранта».

Большинство других изображений Чудотворца не отличаются коренным образом от вышеперечисленных: они корректно вписываются в традиционную иконографию. Такие изображения прославляются чудесами и получают наименования от места обретения.

В настоящее время считается, что самые старые иконы Николая Чудотворца на Руси – это новгородская, датируемая 14 веком, а также икона из Коломны, которая хранится в Третьяковской галерее. Иконописный образ святителя настолько узнаваем, что даже надпись на иконе Николая Чудотворца с его именем не обязательно, чтобы понять, кто изображен на иконе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector