Николаиты кто они
Содержание:
Николаиты, кто они?
Существуют различные подходы к интерпретации книги откровения
Если брать во внимание самый консервативный исторический подход, которым пользовались богословы, начиная со времен реформации
(Откр 1:19) Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
Это касается непосредственно времени Иоанна и говорит о том, что будет с церковью после Иоанна.
(Откр 2-3 главы) Иисус Христос дает особые послания семи церквям:
1. Ефесская:
2. Смирнская:
3. Пергамская:
4. Фиатирская:
5. Сардисская:
6. Филадельфийская:
7. Лаодикийская.
Это реальные церкви, которые существовали в первом веке нашей эры. О некоторых из них проповедовал апостол Павел.
Книга откровений — книга символов и образов. Поэтому мы не можем понимать ее буквально. Но мы должны трактовать некоторые вещи символически, образно.
Семь церквей являются символами семи периодов в истории христианской церкви. Самый первый период начинается с Ефесской церкви, которая соответствует первому веку нашей эры и соответствует апостольской церкви. Заканчивается эра Лаодикийской церковью. То есть, это церковь, которая существует в христианской истории во время второго пришествия Иисуса Христа.
Николаиты упоминаются в посланиях к двум церквям. Это к Ефесской церкви и к церкви в Пергаме. Но, интересно то, что в послании к Ефесской церкви говорится о том, что она свободна от влияния Николаитов.
Иисус Христос говорит
(Откр 2:6) Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
Но, что касается церкви в Пергаме. Здесь о ней Иисус Христос говорит совсем другое: «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу».
Церковь в Пергаме уже находится в другом состоянии. Получается, что Николаиты уже стали частью церкви. Еще есть одна интересная деталь, что это учение схоже с учением Валаама.
(Откр 2:14) Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.
Николаиты и Валаам: что общего
Также известно, что Валаам был Божий пророк. Он имел связь с Богом. И вот Валак призывает Валаама и просит его, чтобы тот проклял Израильский народ. Валаам сначала не хочет этого делать. Но затем, прельстившись той наградой, теми подарками, которые предлагает ему Валак, он соглашается. И делает три попытки проклясть Израильтян. Но каждый раз, когда Валак приводит его на одно место и говорит: прокляни мне Израильтян с этого места. Вместо проклятия он говорит благословение. В конце концов, Валак очень был огорчен и не удовлетворен этим. Он хочет отпустить от себя Валаама.
(Числа 24:10) И воспламенился гнев Валака на Валаама, и всплеснул он руками своими, и сказал Валак Валааму: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз.
Николаиты и учение Валаама
Многие богословы отождествляют учение Валаама и учение Николаитов.
Оказывается, есть учение еще в одной церкви — в Фиатирской.
(Откр 2:20) Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.
Как и учение Валаама — «ели идоложертвенное и любодействовали».
Итак, учение Валаама и учение Николаитов является и учением Иезавели. Оно присутствует в двух церквях в Пергаме и в церкви в Феатире.
Еще есть одна деталь, которая связывает учение Валаама и учение Николаитов. Слово «Николаиты» происходит от двух греческих слов.
Никао — побеждать
Лаос — народ
Таким образом слово «Николаиты» означает — побеждающий народ или победивший народ.
Слово «Валаам» так же состоит из двух еврейских слов.
«Бала» — пожирать, поедать, одерживать верх, победу.
«Ам» — народ.
Комментарий!
Итак, мы видим, что слово «Балаам» означает — побеждающий народ, или поедающий народ. Мы можем сказать, что слово «Николаиты» является греческим переводом Еврейского слова «Балаам».
Кто же такие Николаиты и чем они так прогневили Господа?
Елена
Благословите, о.Олег ! У меня к Вам такой вопрос: в Откровении Иоанна Богослова в Послании к 7-ми Церквям упоминаются какие-то Николаиты и их дела, которые ненавидит Господь. Кто же такие Николаиты и чем так прогневили Господа?
Ответ отца Олега Моленко:
Бог благословит!
Вот что пишет об Николаитах архиепископ Аверкий Таушев:
«Упоминаемые здесь Николаиты были еретики, представлявшие собою отрасль гностиков и отличавшиеся развратом. Их обличают в своих соборных посланиях также св. Апостолы Петр и Иуда (2Петр.2,1; Иуд.4). Начало этой ереси положил антиохийский прозелит Николай, бывший в числе семи первых диаконов Иерусалимских (Деян.6,5), который отпал от истинной веры.»
«…сделался основателем секты антиномистов. В Ефесе их ненавидели, и они отсюда были изгнаны (Деян.2,6), но их терпели в Пергаме, за что тайнозритель и обличает церковь Пергамскую. С ними были сродны, хотя и не во всем, еретики, державшиеся учения Валаамова в Пергаме, и приверженцы Иезавели, лже-пророчицы Фиатирской. Они изображаются как самые безстыдные сектанты, которые увлекали христиан к участию в языческих жертвоприношениях идолам (ядение идоложертвенного и позднее составляло признак гностиков антиномистов) и к разврату. Первые, слабые семена такого заблуждения видны еще в церкви Коринфской. Они указаны под именами главных представителей мерзости языческого нечестия и идолослужения в народе Божием в Ветхом завете. Ваалам пророк, явившийся из язычества, по низким, корыстным побуждениям своим, через дочерей моавитских и малианитских увлек израильтян к идолопоклонству и разврату (Числ. 25, ср, 31,16), а язычница Иезавель, жена Ахава, избила пророков Иеговы и ввела идолопоклонство во Израиле. Безнравственность еретиков была соединена с каким-то высшим искусственно-возбужденным вдохновением, на что указывает имя «пророчица» и с мнимым ведением глубин Божиих, которые тайнозритель называет глубинами сатаниными. Они, без сомнения, учили тому, что следует отвергнуть нравственность во всем ее объеме, чтобы быть истинным господином над нею и что можно предаваться всяким порокам: так как они касаются одного тела, а не свободного духа, который они унижают так же мало, как грязь — чистое золото. Такие ужасные нравственные начала, бросавшие стыд и поношение на христианское имя, во втором веке, действительно были проповедуемы большей частью гностиков, особенно Николаитов. По свидетельству Иринея, Епифания и Иеронима, сам Николай, изверженный диакон, был чистейший антиномист; по свидетельству же Климента Александрийского, он был строгим аскетом, воздерживался от супружеских отношений с своей женою и требовал умерщвление плоти, что было понято его учениками в смысле антиномистического разврата. В этом (последнем) случае мы можем видеть подтверждение того, как легко противоестественный аскетизм переходит в совершенную безнравственность. Отношение николаитов к Николаю могло быть совершенно похоже на отношение симонян к Симону волхву и керинфян к Керинфу (Начало Ересей Митропольского. Прав. Общ. 1861. VI. 483).»
(Из Сборника статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса, Москва, издание книгопродавца А.Д.Ступина, 1902г.)
Интерпретации [ править ]
Распространено мнение, что николаиты придерживались антиномической ереси 1 Коринфянам 6 , хотя это не было доказано. Один ученый, придерживающийся этой интерпретации, Джон Генри Блант , утверждает, что сравнение между николаитами и Валаамом «доказывает, что блуд, о котором идет речь, не является преступлением при обычных обстоятельствах, а блудом, связанным с религиозными обрядами». Блант указывает на то, что евреи долгое время проповедовали против культовых проституток или наоборот использовали их (Бытие 38: 21-22; Второзаконие 23: 17-8; 3 Царств 14:24, 15:12, 22:46; 4 Царств 23). : 7; Иезекииль 16:16; Осия 4:14). Он также указывает, что ранние христиане жили в языческой культуре, где поклонение включало иеродула, который занимался ритуальной проституцией в ее святилищах и храмах, и что в Дионисийских мистериях использовались интоксиканты и другие методы, вызывающие транс, для устранения запретов и социальных ограничений. верующих (независимо от класса или пола), чтобы войти в животное состояние ума.
Блант считает, что николаиты либо полагали, что запрет на ритуальный секс был частью Моисеева закона (от которого они были освобождены Иисусом Христом), и это было законно для них), либо они зашли слишком далеко во время христианских « пиршеств любви ». . Блант видит отголоски этого поведения в наставлениях, которые Павел дает коринфянам, хотя и не называет их таковыми. Блант также считает, что похожие отголоски можно найти в увещеваниях Иуды 4–16 (в котором упоминаются как «заблуждение Валаама», так и «пиршества любви») и 2 Петра 2: 2–21 (в котором повторяется большая часть утверждений Иуды, включая обращение к Валааму. ).
В начале христианства началась тенденция к применению термина «николаиты» для описания других антиномистских групп, не связанных с историческими николаитами. Тертуллиан в своем « Предписании против еретиков» , 33, является таким примером: «Иоанн, однако, в Апокалипсисе обвиняется в наказании тех,« кто ест принесенное в жертву идолам »и« кто совершает сексуальную безнравственность ». Есть даже сейчас еще один вид николаитов. Их называют ересью Гайи ».
Ириней в Adversus Haereses III. xi. 1; I. xxvi. 3 утверждает, что Евангелие от Иоанна было написано в противовес учению Керинфа , которое, как он считает, находилось под влиянием николаитов. Позже Августин Гиппопотам приписал им керинфские доктрины относительно сотворения мира (в его De haeresibus ad Quodvultdeum , v).
Викторин Петтауский считал, что ошибка николаитов заключалась в том, что они ели подношения идолам. Беда утверждает, что Николас разрешил другим мужчинам жениться на своей жене. Фома Аквинский считал, что Николай поддерживает либо полигамию, либо совместное владение женами. Евсевий утверждал, что секта просуществовала недолго.
Ряд авторов придерживаются другого мнения: упоминание николаитов является просто символическим способом ссылки из-за аллегорического характера Апокалипсиса . В качестве символической ссылки (согласно этой точке зрения) «учение николаитов» относится к господству над людьми по сравнению с «учением Валаама », которое относится к соблазнению людей. Иоанн обсуждает господство в церкви в 3 Иоанна 9-11. Такое учение противоречило бы тому, «кто хочет между вами быть большим, да будет вам рабом» ( Матфея 20:26).
Происхождение термина
В библии
Термин «николаиты» дважды упоминается в Откровении . Первое упоминание появляется в стихах 2: 6 в словах, адресованных Ефесской церкви : «Но это у вас есть то, что вы ненавидите дела николаитов, дела, которые я ненавижу. Второй появляется в письме к Пергамской церкви (2,14–15):
Очевидно, что николаитский образ жизни прямо противоречит Апостольскому указу , который предписывает «воздерживаться от мяса, приносимого идолам, от крови, от удушающих животных и от сексуальной безнравственности». Николаитство также упоминается, хотя его название не упоминается, в письме к церкви Фиатиры , в котором указывается, что это «доктрина», которая учит «глубинам сатаны»: «Следовательно, это, вероятно, форма радикального дуализм или даже секта, почитающая сатану , что объяснило бы резкость автора Апокалипсиса.
Среди отцов церкви
В Отцы Церкви предлагает более точные интерпретации, полученных от традиции. Согласно Иринею ( II — го века), это ссылка на Николас , цитируемая в Деяниях Апостолов : обращенное из Антиохии , это одна из первых семи диаконов Церкви Иерусалима. Для Иринея николаиты — гностики, которых он считает предшественниками Керинфа и которые, по-видимому, все еще существуют в его время.
Примерно в то же время Тертуллиан обвиняет николаитов в проповедовании похоти, но, похоже, не имеет никакого прямого знания об их доктрине: он доволен, сравнивая их с каинитами , которые проповедуют искупительного Бога, противостоящего Богу-творцу, и реабилитируют характер. от Каина , преследуемых последним.
« Утерянная синтагма» Ипполита Римского описывает николаитство как дуализм персидского происхождения , основанный на противопоставлении света и тьмы, напоминающий более поздний манихейство .
Климент Александрийский описывает николаитов как «похотливых козлов», адептов объединения женщин, которых в его время больше не существовало. Он говорит, что Николас был женат на очень красивой женщине, которой очень ревновал. Поскольку апостолы упрекали его в этом, Николай привел свою жену в общину и предложил ее всем, кто хотел ее. Клеман уточняет, что впоследствии Николай ведет аскетический образ жизни, как и его дети. Следовательно, николаиты ошибаются, интерпретируя его максиму «необходимо злоупотреблять плотью» как подстрекательство к разврату, а не к аскетизму.
Это различие между самим Николаем и николаитами не будет рассматриваться позже. В IV — м веке, Епифаний Кипрский продолжается на самом деле история жены Николая, но интерпретатор совершенно иначе: не удалось сохранить девственность вместе со своей женой, Николас построил доктрину , что сексуальные отношения становятся ключом к Царствию Небеса. Наконец, Викторен де Петтау приписывает николаитам доктрину, согласно которой мясо, приносимое идолам (идолотитам), можно было изгнать, а затем съесть, и согласно которому блудники могли получить прощение на восьмой день. Это, очевидно , является анахронизмом , проблемы , упомянутые не возникают до III — го века.
Впоследствии отцы церкви довольствуются повторением прежних осуждений николаитов, акцентируя внимание на непристойности их образа жизни. Таким образом, Жером де Стридон делает Николаса «изобретателем всех непристойностей», утверждая, что он «возглавлял отряд женщин
»Ирене де Лион резюмирует в своей книге« Против ересей » (гл. V) все обвинения, выдвинутые против них.
Примечания и ссылки
- Отрывок из перевода Луи Сегона (1910) , как и другие отрывки из Библии.
- Деяния 15:29. Цитируется фон Харнаком, стр. 414 .
- ↑ и Фон Харнак, стр. 414 .
- « Nicolaitæ autem quidem magistrum habent Nicolaum unum ex VII primi ad diaconium ab apostolis ordinati sunt: эта нескромная жизнь. » Против еретиков , I , 23.
- Деяния 6: 5: «Они избрали Стефана, человека, полного веры и Святого Духа, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, прозелита Антиохийского. »
- Против еретиков , I , 26, 3.
- Против Маркиона , I , 29.
- Трактат о рецепте против еретиков , XXXIII , 10 .
- Содержание произведения известно более поздним авторам, переписавшим его, в частности Филастре Брешии и Епифану Саламинскому .
- Перепечатано в псевдо-Тертуллиане, Против всех еретиков , я .
- Стромата , II , 20.
- Δεῖ παραχρῆσται τῇ σαρκί . Цитируется Prigent, p. 14 .
- Строматы , III , 25. Цитируется у Евсевия Кесарийского , Церковная история , III , 3, 29.
- Панарион , гл. 25.
- Фон Харнак, стр. 416 .
- Послания , 14, 9; 133, 44; 147, 4.
- Gilbert Dagron, «Экономика и христианское общество ( VIII е - Х — й век)» в JM Mayeur, С. и Л. Пьетри, А. и М. Vauchz Vénard ,. История христианства , Vol. IV Епископы, монахи и императоры (610-1054) , с. 246 .
- Одетт Понтал, История соборов Меровингов , Париж, Серф, 1989, стр. 265 .
- П. Фурнье » Указ Бурхарда де Вормса. Его характеры, его влияние» «, Revue d’histoire ecclésiastique , t. 12, 1911, с. 678 ( ISSN )
Как учение Николаитов и учение Валаама раскрывались в истории церкви?
Как уже говорили, первый век — это период Апостольской Церкви, Ефесской. Это когда Церковь сохраняла свою чистоту. Когда Иисус обращается к этой Церкви, Он говорит очень теплые слова.
Смирнской Церкви — это период гонений со 2 до начала 4 века (приблизительно). Когда христиан преследовали. Здесь также ничего не говорится о Николаитах.
Комментарий!
С начала 4 века — Константин принимает христианство. Вместе с ним очень много не обращенных язычников вливаются в христианство. И вот здесь упоминаются Николаиты. Эти язычники, которые были не обращены. Они влились в ряды христиан. Они привносят в Церковь очень много языческих обрядов и практик. По сути, они приносят идолопоклонство в Церковь. И это и есть учение Николаитов.
Далее, еще больше видно, что Церковь отходит от Евангельской чистоты. Во время Фиатирского периода, который соответствует средневековому периоду Церкви, ещё больше грехов, еще больше отступлений мы наблюдаем в истории христианской Церкви.
Можно сделать вывод, что Николаиты и учение Валаама — это все то, что заставляет народ Божий совершать грех. Вносит идолопоклонство в церковь. Это религия, которая имеет форму христианства, но на самом деле остается языческой. Это идолопоклонство, завуалированное в христианскую форму.