Неофит

Содержание:

Кто такой неофит в православии?

Неофитство в православии — явление многогранное. Казалось бы, какое определение подойдёт неофиту? «Человек, который в христианстве меньше десяти лет»? Есть подобные соображения, но они в корне неправильны.

Можно десять лет ходить в тренажёрный зал, но если там просто сидеть, не делать никаких упражнений, то фигуру это никак не улучшит.

То есть неофит — это не указание на христианский стаж, а на что-то иное. На что же? Скорее, на вектор его духовной жизни. Неофит — это тот, который встал на путь познания Христа и идёт по нему.

Неофитство — это не статус, а процесс. Нельзя встать на путь, поставить всё на паузу, грешить направо и налево, но формально оставаться неофитом. Ты либо идёшь по этому пути, либо сходишь с него. Стоять на нём невозможно.

Иоанн Крестьянкин учил, что человек, обращаясь к Богу, отдаёт Ему сердце

Неофитам важно прочувствовать глубину этого высказывания, а не относиться к вере формально. И, конечно, нет никакой справки о том, что человек неофит

Неофитами называют новичков, но главное — чтобы те сами считали себя людьми на духовном пути. Важно не то, кем нас считает окружение, а то, что у нас внутри

И, конечно, нет никакой справки о том, что человек неофит. Неофитами называют новичков, но главное — чтобы те сами считали себя людьми на духовном пути

Важно не то, кем нас считает окружение, а то, что у нас внутри

Архимандрит Иоанн Крестьянкин так и сказал, в контексте разговора о введении документов, проходящих через компьютер:

Иоанн Крестьянкин

архимандрит

Имя Неофит

Кроме всех перечисленных значений, Неофит — греческое мужское имя. Его принимали многие епископы, патриархи, архимандриты, монахи Элладской (Греческой), Болгарской, Русской, Александрийской православных церквей, в частности:

  • иеромонах Неофит, умерший в 1727 году, главный труд его противораскольнической деятельности — «Поморские ответы»;
  • епископ Греческой православной церкви Неофит Каристский (1790-1851), бывший участником Элладского освободительного движения;
  • отшельник Неофит Кипрский (1134-1214) — основатель одноименного монастыря на острове Кипр;
  • Неофит Урбнисский, умерший в 587 году, — это имя принял бывший полководец Омар (Персия), признанный позже великомучеником;
  • архимандрит Неофит (Осипов) (1875-1937), канонизированный в 2009 году.

Что такое неофит? Это и составная часть некоторых топонимов — названий болгарских сел Неофит-Рильски (Варненская область) и Неофит-Бозвелиево (Кырджалийская область).

Опасность, которую таит в себе синдром неофитства

Многие граждане, которых охватил такой синдром, часто оказываются без жилья, семьи, средств к существованию, увлекшись учением той или иной секты. Известно огромное количество случаев, когда недобросовестные лидеры околорелигиозных течений сколачивали целые состояния из пожертвований таких вот неофитов. Но это еще не самая страшная опасность.

Как показывают исследования, во многих громких терактах последних лет участвовали именно мусульманские неофиты. Новообращенные очень ценятся экстремистскими группировками — они не выделяются среди местного населения, но при этом агрессивны, решительны, способны на любые жертвы.

Определены группы риска — люди, которых с большой вероятностью могут завербовать экстремисты, сделав их неофитами-террористами:

  • асоциальные личности, склонные к протесту против общества, — нередко они уже являются адептами радикальных группировок;
  • граждане с серьезными материальными трудностями — как правило, они винят в своих бедах власть, общественность;
  • люди, на которых вербовщики сумели насобирать серьезный компромат, коим их шантажируют в своих целях;
  • фанатики религии — психологически обработав эти личностей, экстремисты могут направить ход их мыслей в нужное направление — пострадать за веру.

Понятие «неофит» разъясняется как в ряду принципиально близких, так и весьма отдаленных значений. Синдром же неофита главный смысл имеет один — разрушительное воздействие как на личность, так и на ее поступки.

Когда человек обращается в какую-либо религию, он называется новообращенным, или по-гречески — неофитом. У этого периода есть свои особенности, которых мы кратко коснемся в данной статье.

Православие радо появлению новых неофитов, но требует от них должного прилежания

Какой религиозной традиции не всё равно, сколько у неё приверженцев? Православие — не исключение. Новый воцерквлённый человек — это всегда радость. И радость не с формальной позиции организации, которая получила ещё одного члена, а радость духовная.

Стоит напомнить, что в православии есть убеждение, что только путь за Христом ведёт к спасению. Соответственно, каждый новый член Церкви — это потенциально спасённая душа.

Но сам факт того, что человек пришёл в церковь, покрестился, купил свечку, ещё ни о чём не говорит. Можно посадить цветок в горшок, но если за ним не ухаживать, он завянет. Так и православное общество должно заботиться о неофите, чтобы тот не почувствовал себя чужим в церкви Божьей.

Синдром неофита — это горделивость, импульсивность и крайности в духовной жизни

Синдром неофита — это не болезнь, а досаждающее окружающим поведение. Скажем, жил себе человек спокойно и вдруг наткнулся на христианство. Его окатил поток откровений, кажется, вся жизнь встала с ног на голову. Всё прекрасно и обещает быть ещё лучше.

Неофит с головой ныряет в новую для себя сферу, а попутно пытается туда же затянуть окружающих. Если это не удаётся, он начинает на них злиться, мол, недалёкие, тёмные, чужие люди, ничего не понимают.

Верующему выстригают часть волос, так происходит пострижение в монахи. В древности новообращённого назвали бы неофитом, но сегодня этот смысл остался только в истории

Всё это признаки не духовного человека, а того, кому не хватает житейской мудрости. Этот запал со временем утихает, но на первых парах подобный энтузиазм делает неофита просто невыносимым для окружающих.

Знаки зодиака для имени Неофит

Овен – знак зодиака. Хотите увидеть настоящего безумца? Овен обладает огромнейшим запасом энергии, с желанием идти к победе, готов на подвиги и импульсивные решения. Проще говоря – баран. Эти люди самые упертые в мире. Даже если Ваша правота была доказана, и овен в нее поверил, собеседника все равно будут уверять в том, что он ошибается. Выиграть в споре просто невозможно, лучше не старайтесь, поберегите собственные нервные клетки, выслушайте, покивайте головой и больше не ввязывайтесь в подобный разговор. Овны не переносят конкуренцию, если кто-то из окружающих будет в каком-то аспекте превосходить Овна, он сделает все чтобы быть лучше оппонента.

Нумерология имени Неофит и его значение

Нумерология имени Неофит поможет Вам узнать характер и отличительные качества человека с таким именем.
Также можно узнать о судьбе, успехе в личной жизни и карьере, расшифровывать знаки судьбы и пробовать предсказывать будущее.
В нумерологии имени Неофит присвоено число – 8.
Девиз восьмерок и этого имени в жизни: «Я превосхожу окружающих!».

Влияние имени Неофит на профессию

Влияние на карьеру и профессию.
У восьмерок присутствует оптимальный вариант для самореализации – это создание собственного бизнеса, занятие руководящей должности или найти свое место в политике. Выбор будет зависеть от самого человека и его личных предпочтений. К примеру, занятие своего места в жизни может зависеть от того, кем работает Ваш отец. Людям с таким числом подойдет должность финансиста, управленца или политика.

Влияние имени Неофит на личную жизнь

Роль имени Неофит в личной жизни.
Данная цифра превратит вашу личную жизнь или отношения с противоположным полом в коммерческое предприятие. И здесь имеется ввиду не «брак по расчету», что обычно приходит на ум после такого выражения. Человек с данным числом владеет своенравным характером, большим запасом энергии и авторитетом. Если однажды он разочаруется в своем партнере, следующей второй половинке будут предъявлены серьезные требования и рамки. Такой человек очень ценит людей, которые придут на помощь без слов и помогут в любой ситуации. Число восемь подойдет единице, восьмерке и двойке.

Планета-покровитель для имени Неофит

Планета-покровитель имени Неофит
Сатурн. Люди с данной планетой часто одиноки, зачастую переживают непонимание от близких и окружающих. Их природную теплоту и благополучие скрывает холодная и равнодушная маска. Такие личности не принимают спонтанных решений, не любят ничего поверхностного, ценят стабильность и устойчивое материальное положение. Им ничего не дается легко, всего нужно достигать собственным потом и кровью. Зачастую они во всем постоянны, это касается отношений, привычек, связей и работы. К старости обычно достигают материального обеспечения. Упрямство, пунктуальность и расчётливость помогают добиваться поставленных высот в любом деле. Также они осторожны, трудолюбивы и методичны, не склонны подчинятся, чаще подчиняют себе. Всегда постоянны, верны и надежны. Достичь истинной гармонии могу тс людьми второго типа.

Патриаршество

Прибыв в 1891 году, по смерти Патриарха Дионисия V в августе того же года, в Константинополь для участия в патриарших выборах, неожиданно обнаружил, что представлен в числе 3-х кандидатов на патриарший престол. Такой манёвр был предпринят членами Синода для предупреждения возможности восстановления на престоле бывшего Патриарха Иоакима III — вопреки агитации греческого правительства Афин, которое стало поддерживать Иоакима после изъятия Портой из списка Германа Ираклийского. Был избран на Патриарший престол как фигура, могущая устроить сторонников Ираклийского митрополита Германа. Последний стал ключевой фигурой в управлении Патриархией в его патриаршество.

В 1892 году в Константинополь прибыла инкогнито делегация белокриницких старообрядцев для выяснения ряда вопросов о митрополите Амвросии, бывшем Босно-Сараевском (основателе Белокриницкой иерархии); русский посол Нелидов поручил тайному агенту правительства греку Беглери наблюдение за ними, а также принятие необходимых мер для срыва их миссии. Когда Беглери поспешил предупредить Патриарха, то обнаружилось, что тот уже имел с ними беседу. Патриарх и Синод решили предоставить депутации (Фёдору Симоновичу Малкову из Чернигова, Василию Ефимовичу Мельникову (брат Фёдора Мельникова) и другим) выписку из решения Синода от 1875 года, по которой Амвросий считался в 1846 году αὐτοκαθαίρετος.

В 1893 году сумел благоприятно разрешить спор с Портой из-за греческих школ; однако, ему не удалось совершенно отклонить распоряжение правительства об обязательном изучении турецкого языка в них: он был введён в программу средних школ, а в начальные школы ещё не был допущен.

25 октября 1894 года был удалён по требованию Синода из-за нежелания подписать послание к автокефальным православным Церквам с призывом о защите от притеснений Порты.

Поселился на острове Антигона в собственном доме, где и скончался 5 июля 1909 года. Погребение было совершено на острове Халки Константинопольским патриархом Анфимом VII в присутствии семи митрополитов.

Влияние имени Неофит на личную жизнь

Роль имени Неофит в личной жизни.
Данная цифра превратит вашу личную жизнь или отношения с противоположным полом в коммерческое предприятие. И здесь имеется ввиду не «брак по расчету», что обычно приходит на ум после такого выражения. Человек с данным числом владеет своенравным характером, большим запасом энергии и авторитетом. Если однажды он разочаруется в своем партнере, следующей второй половинке будут предъявлены серьезные требования и рамки. Такой человек очень ценит людей, которые придут на помощь без слов и помогут в любой ситуации. Число восемь подойдет единице, восьмерке и двойке.

13 ошибок неофитства

  1. Горделивость. Чувство своей исключительности по отношению к непосвящённым людям толкает к греху — гордости. А это уже очень далеко от христианства.
  2. Пресыщение. Неофит очень быстро пресыщается новой сферой. Он нахватал из неё всего понемногу, вряд ли что-то действительно усвоил, но обилие информации было такое, что эта область ему уже надоела.
  3. Ложные цели. Новая аура может очаровать неофита. Желая быть к ней ближе, он бежит на все службы, на все таинства, общается со священниками, молится любой найденной молитвой, скупает иконы, подвески, пьёт святую воду, собирает дома церковную библиотеку. Всё это атрибуты, но не суть учения. Однако так много людей считают, что если у них дома будет не одна, а семь Библий, причём подороже, то это более благочестиво.
  4. Навязчивость. В поиске знаний неофит бежит к их источнику — батюшке. Дабы показаться более пресвящённым, неофит осыпает священника десятками заученных терминов: теофания, эпифания, литургика, апофатия. Не факт, что служитель храма, который учил это лет семь назад в семинарии, сходу припомнит, о чём речь. Неофит очень цепляется за внешнюю сторону религии, пренебрегая сутью. Но вот неофит так просто не отстанет, ибо, по его мнению, в религии не может быть второстепенных вещей. Надо вычитать что-то ещё и прийти обсудить с батюшкой проблематику израильской археологии или творения гностиков IV века. Конечно, всё это интересно, но уместно в академиях, а не в церкви. У священника же свои функции. Отвлекать его не хорошо.

Прозелитизм
стремление всех обратить в свою веру и процесс этого обращения

Отсутствие смирения. Если уж дорвался до истины, то другого авторитета и чужого мнения быть не может. Неофиту сложно сказать что-то поперёк. Он будто бы и сам всё знает.

Конфликты. Что-что, а конфликтовать неофит будет. Есть же атеисты, иноверцы, учёные, грешники. Всех надо вразумить

Не так важно, что сам ещё не всё понимаешь. Главное — это отстаивать своё мнение, даже если никто не пытается с ним спорить.

Слепость к себе

Духовное учение — это наука о саморазвитии. Но неофит занят чем угодно, только не духовным преображением. Во-первых, некогда. Во-вторых, он и так хорош.

Разделение духовной и материальной жизни. Для неофита есть учение о загробной жизни. Оно интересно, красиво, но совершенно бесполезно. Понять, что есть причинно-следственная связь между нынешними поступками и посмертной судьбой может только опытный верующий.

Пренебрежение спасением. Уверенность в том, что раз ты христианин, тебе всё и так дано, — это бич многих неофитов. Ведь они же уже покрестились, что ещё надо?

Осуждение всех. Как же без этого? Ведь есть Библия. В ней описано полно грехов. Соседка ведёт себя как блудница, священник в церкви не лучше новозаветных фарисеев, да и друзья — далеко не апостолы. Стремление сделать мир идеальным в конце концов очень больно разочарует.

Эйфория. Это волнительное состояние. Оно близко к возбуждению, но ничего не имеет общего с верой. Увы, сравнивать неофиту не с чем. Он наслаждается новым для себя опытом, полагая, что уже достиг духовных вершин.

Стремление учить. «Так красиво говорит священник в интернете, такой умный. Хочется быть как он. Ведь всё же понятно с христианством. Пойду-ка, расскажу друзьям о Боге», — думает неофит и совершает большую ошибку. Учить должен тот, кого спрашивают. Это важный принцип. Если люди не обращаются к тебе за советом, значит, ты ещё не готов проповедовать.

Нехристианские идеи. Увы, без достаточной базы знаний сложно отличить заблуждение от истины. Неофиту сложно разобраться, какие наставления христианских деятелей согласуются с учением Христа, а какие — личное мнение или ошибка. К сожалению, в христианской литературе много ложных утверждений. И неофиты рискуют им довериться.

Многие верующие так и остаются неофитами, но выход есть

Истощение — тот естественный итог бездумного неофитства. Распылив все силы, человек угасает и теряет интерес к религии (хотя и не только к ней, неофит-вегетарианец ничем не спокойнее неофита христианина).

Увы, сделать следующий шаг способен далеко не каждый верующий. Многие так и остаются неофитами. Встречали ли Вы ворчливых старух в церкви, которые ругают молодых девушек за короткие юбки, неправильно поставленные свечи и т.д.? Вот они — тот самый случай, когда христианство шиворот на выворот: атрибуты впереди учения. Ни смирения в них, ни любви, один формализм.

Формализм не должен быть впереди учения.

Неофитам на религиозном пути можно дать два совета:

  1. Изучить список ошибок новичков, чтобы не повторять их.
  2. Довериться мудрому и опытному христианину, который, если что, подскажет, что исправить в себе.

Комбинируя и то, и другое, будет намного проще понять саму суть христианской веры и приблизиться к духовному совершенству.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Примечания

  1. Л. А. Герд. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878—1898) . М., 2006, стр. 77—78.
  2. Л. А. Герд. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878—1898) . М., 2006, стр. 420—422.
  3. Л. А. Герд. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878—1898) . М., 2006, стр. 423.
  4. Л. А. Герд. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878—1898) . М., 2006, стр. 421, 427.
  5. И. И. Соколов. Константинопольская церковь въ XIX вѣкѣ. Опытъ историческаго изслѣдованія . Т. I, СПб., 1904, стр. 389—390.

неофит

НЕОФ’ИТ, неофита, ·муж. (·греч. neophytos, ·букв. недавно насажденный) (·книж. ).

1. Новообращенный в какую-нибудь религию.

2. Новый приверженец какого-нибудь учения (ирон.).

| Новичок в каком-нибудь деле (ирон.).

Значения в других словарях

  1. неофит — (Греч.) Начинающий; готовящийся к посвящению или кандидат на Мистерии. Методы посвящения были разными. При испытаниях неофиты должны были пройти через все четыре стихии, появляясь в пятой как величественные Посвященные. Теософский словарь
  2. неофит — НЕОФИТ, а, м. Новый последователь какой-н. религии (спец.), а также (перен.; книжн.) новый сторонник какого-н. учения. | ж. неофитка, и. Толковый словарь Ожегова
  3. Неофит — А, муж. Стар. редк. Отч.: Неофитович, Неофитовна. Производные: Неофитка; Нефита. Происхождение: (Греч. neophytos — вновь насажденный; перен. новообращенный.) Именины: 3 февр., 24 авг., 2 сент., 4 сент., 22 нояб., 2 дек., 16 дек. Словарь личных имен
  4. Неофит — Неофит иеромонах нач. XVIII в., полемист с раскольниками, авт. «Вопросов», † 1727. {Венгеров} Неофит дух. писатель, архиманд. (Сергиев Посад, 1910). {Венгеров} Неофит дух. писатель, архим. (Вологда, 1912). {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия
  5. неофит — см. >> новый Словарь синонимов Абрамова
  6. неофит — НЕОФИТ м. греч. новичок, новобранец, новоприемеш, новик; новокрещен. Толковый словарь Даля
  7. неофит — Новичок, новобранец, новообращенный; недавно принятый в члены какого-либо общества Ср. Искательный светский неофит от своей роли (выходной, лакея без слов) не уклонился и показывал, что он этим не обижается… Лесков. Захудалый род. 2, 4. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  8. Неофит — (neophytus, польск. neofit) — так назывались в Польше и Литве евреи, обращенные в христианство и получившие этим путем дворянское достоинство (Статут Литовский. Разд. I, арт. 7). В 1764… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. неофит — НЕОФИТ а, м. néophyte < neophytos < neos новый + phyton растение. 1. Новый последователь какой-л. религии. Крысин 1998. Новообращенный в христианскую веру, новоокрещенный. КСИС 1846. // Петрашевцы 1953 220-221. 2. Новый сторонник какого-л. Словарь галлицизмов русского языка
  10. неофит — орф. неофит, -а Орфографический словарь Лопатина
  11. неофит — -а, м. книжн. 1. Новый приверженец какой-л. религии. Сам прежде был раскольником и, как всякий неофит, относился с фанатическою нетерпимостью к бывшим единоверцам. Мельников-Печерский, Счисление раскольников. 2. Новый сторонник какого-л. Малый академический словарь
  12. неофит — неофит м. 1. Новообращённый в какую-либо религию. 2. Новый последователь какого-либо учения или общественного движения. 3. перен. Новичок в каком-либо деле. Толковый словарь Ефремовой
  13. НЕОФИТ — НЕОФИТ (от греч. neophytos — новообращенный) — 1) новый приверженец какой-либо религии. 2) Новый сторонник какого-либо учения или общественного движения; новичок в чем-либо. Большой энциклопедический словарь
  14. Неофит — (греч. neophitos – новообращенный) 1) новый приверженец какой-либо религии; 2) новый сторонник какого-либо учения или общественного движения; новичок в чем-либо. Словарь по культурологии
  15. неофит — НЕОФИТ -а; м. . Книжн. 1. Новообращённый в какую-л. религию. // Новичок. 2. Новый и горячий приверженец, сторонник чего-л. (общественного движения, социального учения и т.п.); прозелит (2 зн.). Толковый словарь Кузнецова
  16. неофит — Неофита, м. [греч. neophytos, букв. недавно насажденный) (книжн.). 1. Новообращенный в какую-н. религию. 2. Новый приверженец какого-н. учения (ирон.). || Новичок в каком-н. деле (ирон.). Большой словарь иностранных слов
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

2005—2021 Gufo.me

История неофитства

Она достаточно протяженна во времени. Каждая эпоха наделяла это понятие чем-то своим.

Появление и распространение

История этого явления насчитывает не одну тысячу лет. Помянутая нами выше мистерия в Элевсине богини Деметры, закрытые мистические сообщества древнегреческих орфиков, Гермеса Трисмегиста и школа Пифагора предлагали для своих неофитов ряд ступеней-инициаций, предполагавших прохождение испытаний для достижения эзотерических знаний и особых состояний сознания через осознание временности бытия и обретения высокой нравственности во имя освобождения от бренной материальной природы.

Особо хочется выделить пифагорейскую школу, основанную Пифагором в италийском городе Кротоне в шестом веке до нашей эры, в которой происходил очень тщательный отбор учеников, в котором была внутренняя и внешняя сторона.

Внешняя предполагала суровые экзамены:

  • воздержание от пищи;
  • задержка дыхания под водой;
  • восьмидесятикилометровый бег.

Внутренняя сторона экзаменов заключалась в открытии у кандидата определенных черт и качеств характера, таких как:

  • честность;
  • праведность;
  • любовь к окружающему миру.

Если испытуемый успешно проходил экзамены, он допускался к дальнейшим испытаниям, продолжавшимся в течение следующих пяти лет.

На протяжении всех этих лет новообращенный не должен был говорить (ибо многословие плодит ложь), должен был искупаться в кипящей воде, пройти испытание огнем и каленым железом, выдержать проверки на сострадание и добродетель, проявить стойкость в отношении сексуальных желаний.

Начиная с ранних христианских общин через эпоху средневековья и до наших дней, где на новом жизненном этапе новообращенный постепенно входил в новый образ, он менял привычный мирской стиль жизни на новый, который заключался в изменении окружения, поведения, манеры одеваться, либо монашеском постриге, приготовлении стать на путь Господнего служения.

Современное положение

Данное понятие в современном христианстве так же, как и раньше, характеризует приобщение новичков к церковной жизни. Но существует поправка на множественность современных религиозных конфессий, соотнесенную с единицей площади того пространства, в котором они существуют, а также на большее количество и разнообразие соблазнов, встающих между Богом и людьми.

Это особый период первой духовной любви, духовных радостей, но при этом, — и подводных камней. В этом, как и в любом другом явлении жизни имеет место человеческий фактор. Другими словами, — каждый приходит к вере с набором индивидуальных обретенных качеств и черт характера, с личными мотивами, сформированными предшествующим образом жизни. И все же, есть нечто общее в нем для каждого новообращенного.

Вот эти качества:

  • пребывание в состоянии эйфории, а не веры;
  • преувеличение собственных сил;
  • максимализм;
  • желание всех спасать;
  • нетерпимость к иным духовным позициям и взглядам;
  • строгое отношение к себе, граничащее с фанатичным желанием перенять образ жизни христианских подвижников и святых отцов.

Если попытаться завязать разговор с молодым новообращенным в любой христианской конфессии на религиозную тематику, можно увидеть воинственную, иногда даже агрессивную позицию по отношению к иным духовным течениям, сильно отличающимся в методах следования к Богу от взглядов, которые так рьяно отстаивает новичок. Он искренне и наивно верит в свою абсолютную правоту, готовый поучать и обличать, хотя сам еще находится в возрасте духовного младенчества.

Молитвы

Тропарь, глас 1

Земли́ Ки́прския затво́рник/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се Неофи́те,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою приходя́щих ти́./ Сла́ва Да́вшему ти́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Кондак, глас 3

Земны́х и тле́нных наслажде́ний презре́вше я́ве,/ преблаже́нне о́тче Неофи́те,/ пусты́ни Ки́прския яви́лся еси́ а́нгел непоро́чен,/ моли́твою, посто́м и покая́нием Небе́сныя оби́тели дости́г,/ и с ли́ки преподо́бных весели́шися,/ те́мже чту́ще па́мять твою́, вопие́м ти́ приле́жно:// от бе́д нас изба́ви, о́тче преподо́бне.

Молитва

О вели́кий уго́дниче Бо́жий, препо́добне о́тче на́ш Неофи́те, сла́вим твое́ во Христе́ смире́нное житие́, и́мже Бо́г превознесе́ и́мя твое́, еще́ на земли́ тебе́ су́щу, наипа́че же увенча́ тя́ небе́сною че́стию по отше́ствии твое́м в черто́г сла́вы ве́чныя. Приими́ ны́не моле́ние от на́с, недосто́йных ча́д твои́х, чту́щих тя́ и призыва́ющих и́мя твое́ свято́е, изба́ви на́с твои́м предста́тельством пре́д Престо́лом Бо́жиим от все́х ско́рбных обстоя́ний, душе́вных и теле́сных неду́гов, злы́х напа́стей, тлетво́рных и лука́вых искуше́ний. Низпосли́ Оте́честву на́шему от великодарови́таго Бо́га ми́р, тишину́ и благоде́нствие. Всеблагомо́щным предста́тельством твои́м укрепи́ ста́рцев немощны́х, уврачу́й ста́риц боля́щих, насы́ти а́лчущих, напо́й жа́ждущих, воодушеви́ ю́ношей к све́тлым по́двигом стремя́щихся, вразуми́ роди́телей в воспита́нии дете́й свои́х, сохрани́ младе́нцев от вся́ких бе́д и утверди́ в духо́вной пра́вде муже́й и во́инов. К тебе́ у́бо припа́даем и тебе́ про́сим: моли́ся, преблаже́нне Неофи́те, Всеми́лостивому Бо́гу на́шему о спасе́нии ду́ш на́ших, да в покая́нии невозбра́нно пре́йдем от земли́ на не́бо, мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́вльшеся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дники ста́ти возмо́жем со все́ми преподо́бными от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же сла́ва, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Что такое синдром неофита

Синдромом неофита или неофитства в теории религии называют излишнее рвение, импульсивность, которое наблюдают именно у новообращенных последователей. Это в какой-то мере психическое расстройство радикалов, которые, обретя другой смысл жизни, готовы ради него пожертвовать всем, что у них есть — имуществом, семьей, благополучием, любимой прежде деятельностью, интересами и даже собственной жизнью.

Такой неофит — это человек, считающий, что именно ему открылся смысл религиозного учения, что именно он обязан пролить свет знания на более размеренных и спокойных последователей веры или культа. Однако это ему, в отличие от мирных верующих, не хватает опыта, знаний, гибкости ума, которые помогают в полной мере постичь учение, догму.

Данный неофит — это прежде всего максималист, впадающий в крайность. Сегодня такие люди жертвуют огромные суммы нищим, нуждающимся, являются образцами меценатства, а завтра «сжигают» силой своей ненависти и агрессии всех, кто в чем-то не согласен с их взглядами.

Кто такой неофит

Разберемся подробнее, откуда происходит данное слово, и что означает это понятие.

Происхождение слова

Слово «неофит» греческого происхождения (neophitos). Означает neo — новый и phitos — растение, насаждение, росток. То есть: новое растение или недавно посаженный. Термин имеет непосредственную связь с древними мистериями, закрытыми мистическими сообществами и орденами, религиозными конфессиями. В этой плоскости он выражает понятие «новообращенный», приверженец какой-либо идеологии или духовного течения.

Сегодня этим словом обозначают всех недавно приобщенных к любой религиозной конфессии, однако на протяжении достижимых для изучения эпох, значение этого слова не было таким однозначным.

Значение понятия

Разберемся детальнее со значением термина.

Иные определения в различные периоды истории:

  • посвященные в древние тайные сообщества, а также кандидаты и готовящиеся к посвящению (культ Элевсинских мистерий, по преданию основанный богиней Деметрой в честь встречи со своей дочерью Персефоной);
  • в Римской империи так называли ранних христиан, принявших христианство, носящих белые одежды в период между Пасхой и первым после нее воскресеньем;
  • принявшие монашеский постриг в средневековых и нынешних монашеских орденах и конгрегациях;
  • ученик, которого готовили к смене предшественников-иерофантов.

Кроме этого, данное слово еще обозначает новичка в какой бы то ни было сфере деятельности. В ботанике им обозначают растения, осваивающие новый ареал произрастания.

Синдром неофита

Неофитство в православии — это своеобразная болезнь новичков, которая получила название «синдром неофита».

Что собой представляет

Данный синдром характеризуется излишним рвением, чрезмерной импульсивностью, наблюдаемой у новообращенных. Большей частью — это люди, впадающие в крайности, имеющие весьма поверхностное представление о личной ответственности и считающие себя полагающимися на волю Божью.

Подобный сверхгорячий новичок из-за недостатка жизненного опыта, мудрости и гибкости сознания клеймит направо и налево тех, кто мыслит иначе, а своих ближних, более теплых собратьев по вере обвиняет чуть ли не в отступничестве. Такие неумеренно восторженные христиане способны нанести серьезный вред, в первую очередь — себе.

Эти юные неокрепшие ростки с неукоренившейся корневой системой часто претендуют на роль огромного дуба с мудростью столетий. В результате любой более или менее сильный ветерок нагибает их к земле, а под напором серьезной стихии они покидают место своей изначальной высадки и блуждают, подобно перекати-поле к иным, по их мнению, — более благодатным землям.

От чего возникает

В этом явлении есть изначальный положительный момент, ибо в своем стремлении познать Бога новичок действует, прибегая к помощи церкви. И хорошо, если в ее лице помощь придет со стороны опытного духовного наставника.

У младохристианина появляются:

  • горячая вера;
  • стремление творить добро;
  • свойственный возрасту максимализм;
  • ревность по вере.

Но эти позитивные качества в нем еще младенческие, нуждающиеся в осмыслении и развитии, требующие корректировки и окультуривания. И благо, если этот труд — совместное творчество неофитствующего и его духовника. В противном случае может произойти «застревание» в возрасте духовного младенчества с недетскими амбициями со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Глубинно же, этот синдром православного неофитства берет начало в неординарной социально-политической ситуации, которую переживает наша страна и имеет непосредственную связь с прошлым.

Духовный семидесятилетний вакуум атеизма был заполнен сверхнормативной религиозностью, где упор был сделан не на качество посетителей прихода, а на количество, с дальнейшей популяризацией и навязыванием церковными иерархами — культа православия с проявлением оттенка коммерциализации. Это привело к искажениям и уходу от чистоты православной веры. Религия иконок и церковных ларьков, идущая по миру с протянутой рукой, попыталась заменить веру чистой глубины и в целом потерпела фиаско.

Младохристиане, пресытившись первой духовной любовью, начинают усматривать прорехи и изъяны в церковной среде. Вследствие этого они с присущей им рьяностью создают православные клубы за пределами церкви, наполняя их своим неокрепшим пониманием христианской правды, ослабляя и без того расшатанные опоры русской православной церкви.

Из этого синдрома может возникнуть и другое явление — прозелитизм, когда некто, разуверившийся в прежних духовных ценностях, меняет свою веру и переходит в иную конфессию, иногда начиная вести боевые действия с бывшими единоверцами.

Опасность синдрома

Эта духовная болезнь таит в себе опасности большие и маленькие, скрытые и публичные.

Вот некоторые из них:

  • отсутствие смирения, что мешает трезво разглядеть реальность текущего момента;
  • нетерпимость к чужим мнениям и навязывание своего, что отталкивает не только незнакомых, но и близких людей;
  • состояние хронического конфликта с социумом;
  • невыдерживание испытания временем, попадание под влияние лидеров околорелигиозных сообществ.

Известно немало примеров, когда молодые люди, поддавшись влиянию лидеров новых христианских течений и сект, лишались материальных ценностей, средств к существованию, разрушали свои семьи.

Другим печальным примером попавших под влияние являются мусульманские новообращенные, порой из числа русского населения, которые принимали участие в громких террористических актах. Они — весьма ценный материал для экстремистов всех мастей, поскольку особо не выделяются среди мирного населения, но при этом обладают необходимыми для террориста качествами, такими как решительность, агрессивность, фанатизм.

Работа с молодежью должна осуществляться без социально-политических нагрузок

Ее внимание необходимо привлечь последовательным неагрессивным рассказом о Церкви без желания чему-то противодействовать либо осуждать иные взгляды и позиции. Ведь подсознанием и душой воспринимается информация не через слова, а посредством считывания внутренней убежденности рассказчика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector