Пинский район

Полесский государственный университет

Пинск населяли и населяют душевные, добрые люди. Здесь живет много молодежи, а это ли не показатель процветающего города. Власти города делают упор на образование, в Пинске работает центральный университет всего Полесья, который состоит из 3 корпусов. Каждый находится в центре, на отдалении от других.

Само здание и территория университета — отличное место для отдыха. Летом студенческая жизнь заканчивается, и скверы пустеют. Одинокие пешеходы не мешают наслаждаться прогулкой в центре города. На стене первого корпуса большая фреска. По бокам на ней изображены ученые, их открытия прошлого и будущего. Слева, в прошлом, узнаваемы лица Галилео Галилея и Ньютона. Справа — будущие первооткрыватели. А между ними молодой человек, стремящийся ввысь, к знаниям. Он пробирается сквозь камни, олицетворяющих трудности. На помощь ему, приходят аисты.

Здесь обучается более 3000 студентов, на базе университета существует подготовительный лицей. Студенты, выпускники и преподаватели вуза вносят огромный вклад в развитие белорусской науки и экономики.

Пинск, безусловно, заслуживает пристального внимания туристов. Жители города гостеприимные люди, знающие историю города. Приезжайте в город за пищей для души и ума, прогулками по реликтовым лесам и вдохновением. Федор Глинка о Пинске:

Русский публицист нашел город XIX века вдохновляющим. Пинск и в наши дни сохранил прежний шарм.

В круиз по реке Пинска

Одна из главных особенностей Пины заключается в том, что она судоходная. На ней расположен филиал РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Пинск, а в теплое время года воды реки горделиво рассекает теплоход с одноименным названием «Пинск». Медленно проплывают мимо живописные берега, искрится водная гладь, теплый ветерок приятно обдувает лицо… Что может быть лучше, чем прокатиться по водной глади (если у вас нет морской болезни конечно)!

Во время речной прогулки можно увидеть:

  • слияние Пины и Струменя, которое напоминает речной перекресток,

  • городской парк,

  • Пинск во всей его красе,

  • место слияния Пины и Припяти,

  • слияние с водами знаменитой реки Ясельды, которую еще называют «рекой богов».

Правый берег Пины поэтично называют«Полесской Венецией» за пляжи с золотистым песком. Левый знакомит туристов с архитектурным наследием. Вы увидите исторические достопримечательности (Старый город, Каролин, Леще) и более современные здания (судоремонтный и судостроительный заводы, старинный порт, ангар для гидропланов пинской флотилии). Так что скучно не будет ни детям, ни взрослым! И если вы уже загорелись желанием познакомиться с Пинском и его замечательной рекой поближе — VETLIVA готов организовать для вас эту встречу.

История

Пинское Полесье – земля древняя. Эта часть легендарной Невриды, которую упоминает отец истории Геродот. Подлинная древность Пинщины подтверждена археологами, обнаружившими на территории района большое число древних стоянок, селищ, а также городище на мысу между Городищенским озером и рекой Ясельдой, которое существовало в 8-11 веках, вело активную торговлю и было предшественником Пинска. Здесь была найдена скандинавская вилка викингов, которые в древние времена на своих дракарах осваивали водные пути Полесья.

5 ноября 1097 года – дата первого письменного упоминания о Пинске, которому суждено было стать столицей древнего Пинского княжества и на многие столетия выступать в роли важного торгового и ремесленного центра на перекрестке важных водных путей.

Пинское княжество, отделившись от Турова, не затерялось среди болот и было причастно к тем событиям, которые определили дальнейшую судьбу молодого государства Великого княжества Литовского. Пинская дружина помогла вернуть власть в Новогрудке православному сыну короля Миндовга Войшелку (Василию), что сказалось на выборе его дальнейшего исторического пути. Под пинскими Стошанами в урочище Побоище произошла битва между войсками Владимира Волынского и войском литвинов во главе с князем Скирмунтом, а в 16 веке под Бережцами гетман Константин Острожский одержал победу над татарами-крымчаками. После смерти последней пары пинских князей Пинск и Пинское княжество перешли во владение королевы Боны, которая способствовала его процветанию своими аграрными реформами и первым опытом мелиорации болот.

В эпоху Речи Посполитой на территории Пинщины один за другим появлялись богатые католические монастыри, среди которых особую роль играл монастырь иезуитов в Пинске с коллегиумом, входившим в тройку лучших учебных заведений ВКЛ, который стал кузницей образованных кадров для края. Один из его выпускников, Матеуш Бутримович – реформатор Полесья, был инициатором и активным участником строительства Королевского и Огинского каналов, Горновского и Слонимского трактов. Искусственной водной системой Полесья восхищался король Станислав Август Понятовский, который посетил Пинщину в 1784 году.

В эпоху Российской империи на Пинщине началось строительство железных дорог, а Поречье превратилось из полесского захолустья в развитый промышленный центр, где действовали знаменитая ткацкая фабрика Скирмунтов и сахарный, а впоследствии винокуренный завод.

Войны и восстания не обошли Пинщину стороной. В 1706 году здесь были расквартированы отряды шведской армии, которые при отходе обратили в руины грандиозный замок Вишневецких в предместье Каролин. В 1812 году здесь побывала французская армия, встретившая отпор русских солдат под командованием полковника И.С. Жевахова. В 1830 году под Невелем сражались с карателями повстанцы под командованием Тита Пусловского. Здесь в 1863 году проходили отряды Ромуальда Траугута и Яна Ваньковича. Здесь оставила свой кровавый след и Первая мировая война.

Пинщина вошла в историю Великой Отечественной войны как место создания одного из первых партизанских отрядов, который принял боевое крещение 28 июня 1941 года. Второй бой отряд под командованием Комарова (В.З. Коржа) дал 4 июля на подступах к Пинску. На этом месте у деревень Галево и Посеничи установлен памятный знак.

Масштаб того горя, которое принесла на Пинщину Вторая мировая война, отражает памятник «Скорбь и мужество» в агрогородке Парохонск. В каждом центре сельсовета и едва ли не в каждой деревне Пинщины – обелиски, стелы, отлитые в бронзе фигуры воинов и партизан. Это подлинная Книга народной памяти, которая не дает забыть ни о героях, ни о жертвах, ни об уроках той войны…

Чрезвычайно богато и историко-культурное насле­дие Пинщины. Здесь на протяжении веков в мире и согласии жили представители разных этнических культур: белорусы  –  «полешуки», тата­ры, евреи, поляки, украинцы. Здесь прекрасно сохранились особенные по­лесские диалекты, народные песни, ле­генды, традиции, древние обряды и старинные промыслы.     

В Пинском районе 273 объекта историко-культурного наследия, в том числе 22 памятника архитектуры, 4 старинных парка, 14 воинских захоронений периода Первой мировой войны и 34  воинских захоронения периода  Великой  Отечественной войны, 8 общественных музеев, центр традиционной культуры и быта «Спадчына Палесся» и дом ремесел.

Население города Пинска

Сейчас, как уже было сказано выше, население города — приблизительно 138 тысяч человек. Число жителей города медленно увеличивалось до 1959 года, а затем скорость этого процесса существенно выросла. В 1959 году число жителей Пинска составляло 41 500 чел, а в 1974 – 77 100. С началом 90-х темпы роста замедлились, а с 1996 прирост населения практически прекратился. К этому времени число жителей составляло приблизительно 130 тысяч человек. Примерно такие показатели по населению и до сих пор.

Плотность населения Пинска – 2 759 чел./км2.

Пинск находится на десятой строчке по числу жителей среди городов Беларуси. В пределах Брестской области он располагается на третьем месте. Доля населения Пинска от общего числа жителей данной республики составляет до 1,5 %.

Жителей города называют пинчане. Представителя мужского пола – пинчанин, а женского – пинчанка.

Духовная жизнь на грани XVIII-ХIХ веков

В конце XVIII в. – начале 19 в. в Пинске жили известные ученые и раввины: Нафтали Гинцбург, Иехуда Лейб Перговицер (родился, по-видимому, в 1630 г. – умер не ранее 1700 г.) и другие.

Во второй половине 18 в. в Пинске происходила борьба между митнагдим и сторонниками хасидизма. Пригород Пинска Карлин стал резиденцией хасидских цадиков из династии Карлин (основатель династии — Ахарон бен Я‘аков /Ахарон Великий/, 1736–72 гг.).

В результате этой борьбы пинский раввин Леви Ицхак бен Меир (известный как Леви-Ицхак из Бердичева), приверженец хасидизма, был вынужден покинуть Пинск в 1785 г. Пригороды Пинска и местечки вокруг него стали центрами хасидизма.

Известные жители [ править ]

  • Нарымунт , (1277-1348), князь Пинский
  • Бона Сфорца (1494-1557), королева-консорт Польши и великая княгиня Литовская, принцесса Пинская
  • Адам Нарушевич (1733–1796), польско-литовский поэт, историк, епископ
  • Матеус Бутримович (1745-1814), польско-литовский государственный деятель, реформатор Полесья.
  • Аарон Пинский (умер в 1841 г.), раввин
  • Наполеон Орда (1807-1883), польско-литовский музыкант, пианист, композитор и художник.
  • Винцент Дунин-Марцинкевич , (1808-1884), белорусский писатель, поэт, драматург, общественный деятель, автор пьесы «Пинская шляхта».
  • Елена Скирмунт (1827-1874), полесский художник и скульптор.
  • Барух Эпштейн (1860–1941), бухгалтер, раввин и плодовитый еврейский ученый, наиболее известный своими комментариями Торы Темима на Тору.
  • Иван Жолтовский (1867-1959), советский архитектор и педагог.
  • Раман Скирмунт (1868-1939), белорусский и полесский государственный деятель, аристократ и помещик.
  • Хаим Вейцман (1874–1952), первый президент Израиля, родился в Мотоле, недалеко от Пинска, получил образование в Пинске.
  • Сэр Исаак Шенберг (1880–1963), инженер-электрик, родился в Пинске, главный изобретатель первой телевизионной системы высокой четкости, использовавшейся BBC.
  • Лев Цейтлин (1884–1930), композитор, родился в Пинске до учебы в Одессе, а затем переехал в США.
  • Голда Меир (1898–1978), четвертый премьер-министр Израиля, родилась в Киеве, два года своего детства прожила в Пинске.
  • Саймон Кузнец (1901–1985), лауреат Нобелевской премии 1971 года по экономике
  • Теодор Одрах (1912-1964), украинский и полесский писатель романов, рассказов и мемуаров.
  • Казимеж Свёнтек (1914-2011), кардинал Римско-католической церкви, митрополит архиепископ Минско-Могилевский и апостольский администратор Пинска
  • Семен Фурман (1920–1978), гроссмейстер по шахматам и тренер чемпиона мира Анатолия Карпова.
  • Рышард Капушинский (1932–2007), польский писатель и репортер.
  • Евгений Шатохин (1947-2012), белорусский художник и политический деятель.
  • Хаим Каниевский (1928–), раввин
  • Изя Шлосберг (1950–), американский художник-еврей, родился в Пинске и прожил в Пинске 44 года.
  • Уильям Мозес Фельдман , детский физиолог, родился в Пинске.
  • родители Ральфа Лорена , американского модельера, жили в Пинске до переезда в США.
  • Владимир Чуб (1948–), губернатор Ростовской области в России.
  • Игорь Колб (1977? -), солист балета Мариинского театра
  • Ольга Говорцова , (1988–) белорусская теннисистка
  • Анджей Кондратюк (1936–2016), польский кинорежиссер, сценарист, актер и оператор.
  • Славомир Равич (1915–2004), лейтенант Войска Польского, утверждал, что прошел пешком из Сибири в Индию во время Второй мировой войны.

дальнейшее чтение

  • Мордехай Надав (2008) Пинские евреи, 1506–1880 ; под редакцией Марка Джея Мирски и Моше Росмана; переведен Моше Росманом и Фейги Троппер. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета ,
  • (На белорусском , русском и английском языках) Т.А. Хвагина (2007) Пинск и его окрестности , Минск Вышейша школа , ISBN  978-985-06-1419-3 ,
  • (На белорусском, русском и английском языках) Т.А. Хвагина (2004) Пинск: Сказка Полесья , Минск Вышейша школа , ISBN  985-06-0836-6 ,
  • (На белорусском, русском и английском языках) Т.А. Хвагина (2005) ПОЛЕСЬЕ от жука до Уборта , Минск Вышейша школа , ISBN  985-06-1153-7 .

Ссылки [ править ]

  1. . Население города . Проверено 11 апреля 2014 .
  2. (на русском языке ) . Проверено 11 ноября 2020 .
  3. Greenbaum, Маша (1995). Евреи Литвы: история замечательной общины 1316-1945 гг . Иерусалим: Гефен. п. 2. ISBN .
  4. Норман Дэвис (2003). Пимлико. п. 399. ISBN 0-7126-0694-7 . (Первое издание: Нью-Йорк, St. Martin’s Press, inc., 1972 г.) 
  5. Джошуа Д. Циммерман (2004),University of Wisconsin Press, ISBN 0-299-19464-7 , предварительный просмотр Google Книг, стр. 16. 
  6. ^ Лучшие книги памяти , Марцин Водзински, Haaretz , Books, февраль 2009 г., стр. 28–30
  7. Дэвис, Норман (1972). . Лондон: Macdonald and Co. ISBN 0-356-04013-5. OCLC   .: 49
  8. PAT MF.271 (1936). . Sygnatura: MF.271 Дата выдачи: 1936. Czas trwania: 00:01:16.
  9. Цезари Rudziński (2017). окраине [Пинск. O dziejach kresowego miasta]. Otwarty Przewodnik Krajoznawczy.
  10. — ]. Проверено 29 ноября 2017 года.

Пешеходная улица Пинска и ее музыкальная история

– Городу давно не хватало музыкальной культуры, – рассказывает Валик, – современной, такой, которой не учат в музыкальной школе. Поэтому когда 4-5 лет назад Ленина сделали пешеходной, мне и жена, и друзья начали говорить: сходи, попробуй, поиграй на улице, пусть люди порадуются. И мне эта идея понравилась.

Валик начал – а за ним подтянулись и другие ребята: с гитарами, аккордеонами и прочими инструментами. Дальше – больше. На улицу стал выходить оркестр музыкальной школы, а у городских властей появилась идея сделать здесь миниатюрный Бродвей – они даже организовали фестиваль «Пешеходка».

Сегодня, правда, нам не повезло увидеть здесь ни много пешеходов, ни много музыкантов: погода и едва заметно моросящий дождь безжалостны и к тем, и к другим.

Лишь на одной из лавочек сидит мужчина с гитарой и очаровательной собакой – но, рассказывает Валик, порой здесь можно встретить и много музыкантов, и много слушателей. Молодежь собирается поближе к тем, кто исполняет каверы на современные песни, люди постарше выбирают более классический репертуар.

 

Одно из кафе, мимо которых мы проходим, раньше, если верить Валику, было одной из причин обходить улицу Ленина стороной: у его входа постоянно случались драки и разборки. К счастью, хозяева решили переделать концепцию, и теперь это тихое и приятное место, не выбивающееся из концепции улицы.

Когда мы проходим мимо кафе «Залаты Колас», одного из главных долгожителей улицы, Валик рассказывает, что здесь вот уже много лет продают десерт «Сластена», с которым у многих улица и ассоциируется. На этой ностальгической ноте прощаемся с музыкантом и идем к следующей точке нашего путешествия – самой, кажется, милой в сегодняшнем маршруте.

Знаменитости

История нашего края богата событиями и именами. Пинщина – родина  Адама Нарушевича, Лукаша Голомбевского, Леона Боровского, Юзефа Твардовского, Франциска Ксаверия Друцкого-Любецкого, Франца Савича, Романа Скирмунта, Евгении Янищиц и других известных людей. 

В шляхетской семье под Логишином родился Адам Нарушевич (20.10.1733 – 06.07.1796) – поэт, историк, религиозный и общественный деятель. Он автор большого исторического труда «История польского народа», при создании которого было впервые собрано 230 томов материалов по истории Речи Посполитой и всех народов, проживавших на ее территории. Для Пинского Полесья особую ценность представляют дневники путешествий короля Станислава Августа Понятовского, который в 1784 году посетил Пинщину.

В имении Погост-Загородский родился Франциск Ксаверий Друцкий-Любецкий (1778-1846) — министр финансов Царства Польского, инициатор строительства Августовского канала, которого современники называли финансовым гением Европы.

Погост-Загородский является родиной этнографа и фольклориста Лукаша Голомбевского (1773-1849) — польского историка, этнографа, библиотекаря, переводчика, мемуариста, члена Варшавского общества друзей наук; участника восстания Тадеуша Костюшко 1794 года. Он первым описал в своих этнографических трудах обряд «Вождение куста», распространенного на Пинщине.

Леон Боровский (1784-1846) – филолог, историк и теоретик литературы, профессор красноречия и поэзии Виленского университета. У Леона Боровского учился Адам Мицкевич, и профессор первым разглядел талант поэта и назвал Адама Мицкевича национальным гением.  

Юзеф Твардовский (1786-1840) – математик, профессор и ректор Виленского университета, надворный советник, кавалер ордена Святой Анны. Из-за преследования властями тайного студенческого патриотического и просветительского объединения филоматов подал в отставку и вернулся в родовое имение Велесница на Пинщине, где занимался хозяйственной и общественной деятельностью. 

В Велятичах родился Франц Савич (1815-1845) – поэт, публицист, революционный демократ, основатель тайного студенческого «Демократического общества», целью которого была борьба с беззаконием, освобождение крестьян, наделение их землей, воспитание в молодежи высоких моральных принципов. 

Роман Скирмунт (1868-1939 гг.) – представитель старинного рода Скирмунтов, чья деятельность была направлена на промышленное, экономическое развитие Полесье, политический и общественный деятель, сенатор Российской Империи и II Речи Посполитой, второй Премьер-министр БНР.  До наших дней дошел старинный парк Поречье, который на рубеже XIX-XX веков заложил Роман Скирмунт. Его жизнь оборвалась трагически в сентябре 1939 года.

Евгения Янищиц (1948-1988 гг.) – родилась в деревне Рудка над Ясельдой. Известная белорусская поэтесса, член Союза писателей СССР, участвовала в 1981 году в составе делегации БССР в работе XXXVI сессии Генеральной ассамблеи ООН. Ее поэтические сборники переведены на многие языки мира. В Поречской школе, где училась поэтесса, находится ее литературный музей, а родительский дом в Рудке отмечен мемориальной доской.

Свой творческий след оставили здесь художник и композитор Наполеон Орда (1807-1883) и писатель, библиофил Юзеф Игнаци Крашевский (1812-1887), чье имя внесено в Книгу рекордов Гиннесса как плодовитого автора 600 томов произведений. В Пинковичской школе в 1904-1906 годах учительствовал Якуб Колас (1882-1956) — классик белорусской литературы, общественный деятель, Народный поэт БССР. Священиком Купятичской церкви был писатель, поэт и фольклорист Дмитрий Булгаковский (1843-1918), автор известной книги «Пинчуки». 

Во время Первой мировой войны на Пинщине проходили воинскую службу Александр Блок (1880-1921) — первый поэт серебряного века русской поэзии, публицист, драматург, литературный критик и Николай Гумилев (муж поэтессы Анны Ахматовой) 1886-1921 – поэт серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик. На станции Парохонск произошла встреча Александра Блока с известным русским писателем Алексеем Толстым, автором романов «Петр I» и «Хождение по мукам».

Торговые ряды на площади 3-го Мая

Долгое время иезуитский монастырь соседствовал с торговой площадью — Рыночной, которая в 1920-1930-х гг. носила название площадь 3-го Мая, в честь принятия Конституции Речи Посполитой в 1791 г. Центральную часть площади занимали каменные торговые ряды в стиле классицизм, которые в начале XIX века были возведены на месте деревянных. В базарные дни всю площадь заполняли продавцы с глиняной и плетеной посудой, льняными полотнами, продуктами питания и дарами природы. На рынке разговаривали на нескольких языках: польском, идише и полесских диалектах. Рынок окружали дома с лавками и магазинчиками, в большинстве своем принадлежавших пинским евреям, которые на протяжении нескольких веков составляли основную часть населения города.

Торговые ряды на площади 3-го Мая, 1936 г.Торговля гончарными изделиями из Городной, 1936 г.Магазинчики на площади 3-го Мая, 1936 г.

Костел со старейшим органом в Беларуси и трагикомичная глава из истории Пинска

Из музея мы отправляемся к собору Вознесения Пресвятой Девы Марии – одному из главных памятников архитектуры в Пинске. Попасть внутрь нам, увы, не удается, но Анна подчеркивает, что при возможности это непременно стоит сделать.

– Внутри есть классная картина, именно картина, а не икона, которую в народе называют «Мадонна с челочкой». А еще в костеле находится старейший орган в Беларуси. Он работает и по сей день, и до пандемии сюда с концертами приезжали музыканты из разных стран.

Мы пару минут глазеем на убранство костела сквозь решетку, а потом идем гулять по территории вокруг него – по дворикам духовной семинарии. Вместе с нами по удивительно тихому для центра города месту ходят невеста, жених и их фотограф: костел пользуется популярностью как красивая локация для фотографий.

Если выходить из костела не обратно на пешеходную улицу, а через боковую арку, вы, скорее всего, на пару секунд непроизвольно застынете в замешательстве.

У вас за спиной – величественный ансамбль. Прямо перед вами – серое кирпичное здание бывшей фабрики, которое непонятно как оказалось в живописном центре города. Впрочем, веселую компанию, фотографирующуюся на фоне увитого виноградом забора монастырского комплекса, близость фабрики не смущает.

Кстати, с костелом связана трагикомичная история из жизни Пинска. Прямо напротив, на другом берегу Пины, стоял паб «Морское око» – интересное и злачное место.

Там, рассказывает с улыбкой Анна, была дешевая выпивка и женщины «легкого поведения», а добраться в паб можно было только на лодке. В общем, идеальная локация для сомнительных (и очень веселых) развлечений.

Неудивительно, что пинчанки были против и даже просили епископа закрыть паб – но тот оставался живее всех живых. И тогда девушки решили взять все в свои руки: как-то ночью они собрались, нашли лодку, переплыли реку – и сожгли «Морское око».

На этой потрясающей ноте мы расстаемся с Анной – нас уже ждет Валик, местный музыкант, с которым мы прогуляемся по пешеходной улице Ленина.

Географические особенности

Город расположен на расстоянии 186 км к востоку от Бреста и на расстоянии 304 км к юго-западу от Минска. Находится данный населенный пункт в зоне устья р. Пины. Часовой пояс соответствует Минскому. Для города характерен равнинный тип рельефа.

Климат в Пинске умеренно-конитинентальный или слабо континентальный. Довольно велико влияние океанических воздушных масс и атлантических циклонов, приходящих с запада. Благодаря этому зима относительно теплая и снежная, а лето умеренное.

В январе средняя температура — минус 4 градуса, а в июле +19,1. За год выпадает около 600 мм влаги, а частота выпадения осадков велика. Больше всего дождей – 86 мм — выпадает в июле. Самым же сухим месяцем является март.

Город Пинск находится в зоне активной сельскохозяйственной деятельности и потому окружен сельхозугодьями.

Иезуитский коллегиум и костел Святого Станислава

Архитектурной доминантой города в 1930-е годы являлся ансамбль иезуитского монастыря, построенный еще в 1630-1670 годах. Главной жемчужиной ансамбля было величественное здание костела Святого Станислава, построенное на средства канцлера ВКЛ Станислава Альбрехта Радзивилла. Здание в стиле барокко строилось с большим шиком — интерьеры изобиловали резьбой по дереву и фресками лучших мастеров Европы. Фасад костела был очень нарядным. Его украшали трехъярусные башни и боковые пристройки с арочными проемами, что было диковинкой в те времена. Долгое время костел считался самым большим и высоким в ВКЛ. К сожалению, костел сильно пострадал во время Второй мировой войны и в 1953 году был окончательно уничтожен. Поэтому сегодня полюбоваться костелом можно только на фото.

Костел Святого Станислава, 1936 г.
Костел Святого Станислава. Вид с площади 3-го Мая (ныне пл. Ленина), 1936 г.

Иезуитский коллегиум считается одним из шедевров зодчества XVII века на территории Беларуси. Монументальное здание с толстыми стенами, подземными ходами и большими подвалами для запасов продовольствия больше напоминало оборонительное сооружение, чем коллегиум. Характерной архитектурной особенностью здания было сочетание стилей барокко и Ренессанса. Пинский коллегиум был одним из лучших учебных заведений ВКЛ. В нем обучались такие известные люди как Адам Нарушевич, Матеуш Бутримович, Кароль Вырвич, также с ним связана судьба «пинского апостола» Андрея Боболи. В польский период здесь находилась католическая духовная семинария. Сейчас же, после реставрации в середине 1990-х гг., в здании коллегиума расположился Музей Белорусского Полесья, сохранивший более 70 тысяч экспонатов, которые раскрывают уникальность природы, истории и этнографии Полесья.

Иезуитский коллегиум, 1936 г.Иезуитский коллегиум и торг на воде, 1936 г.

Подобрали для вас впечатляющие, но не самые известные костелы Беларуси. Максимальная концентрация архитектурной красоты в одной подборке. Смотрим!

Предместье Каролин

В начале XVI столетия в Пинске возникла одна из наиболее значительных в Беларуси еврейских общин. Впоследствии еврейское население тут стало преобладающим – на рубеже XIX-XX веков евреи составляли более 70% населения, однако с 1940-х гг. соотношение евреев-неевреев стало меняться в сторону уменьшения доли еврейского населения. Предместье Каролин считается родиной религиозного течения карлин-столинский хасидизм, у истоков которого стояли Аарон Перлов (Карлинский) и его сын Ошер (Столинский). Хасидизм, в отличие от талмудической учености иудеев, полон оптимизма и несет идею радостного служения Богу. Типичную еврейскую застройку в предместье Каролин можно увидеть на этих фото.

Только полезное »

Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.  

Где купить сувениры в Пинске

Сувенирный магазин «Мой модны кут» предлагает широкий выбор сувениров и одежды в национальном стиле: майки, кепки, сумки, книги, монеты, сувениры и др. А с позитивным продавцом Василём заўсёды можна паразмаўляць на мове.

«Мой модны кут»;  ул. Ленина 31-33

Не забыть сделать в Пинске:

1) Посмотреть «Пинскую шляхту» в местном драмтеатре. Полесский драмтеатр предлагает богатый репертуар – от Рагнеды и Черной панны Несвижа до знаменитого фарс-водевиля В. Дунина-Марцинкевича «Пинская-шляхта».

2) Покататься на теплоходе по Пине. Теплоходная прогулка по Пине длится 40 минут, но организуется, если соберется не менее 40 человек. Отправление от причала возле гостиницы «Припять». Стоимость прогулки: вторник-четверг – для взрослых 3,5 р., для детей 2 р.; пятница-воскресенье – для взрослых 5 р., льготный 3,5 р., дети до 7 лет бесплатно.

3) Отчеканить/купить себе пинский талер. В начале ул. Ленина по выходным (в теплое время года) можно пройти у кузнеца Алексея мастер-класс по чеканке монет. Каждый желающий может собственноручно отчеканить себе пинский талер. Также можно купить талеры в сувенирной лавке «Мой модны кут».

4) Сфотографироваться с пинчуком. Памятник пинчуку за два года стал не только излюбленным объектом для фотографирования как среди местного населения, так и туристов, но и одним из символов города.

5) Купить пинский трикотаж. Нельзя приехать в Пинск и не купить что-то из продукции знаменитого пинского трикотажа. Широкую линейку трикотажной продукции, в том числе и модной, можно прикупить в фирменных магазинах «Polesie» — ул. Ленина, 34, ул. Первомайская 159/3 и др.

Набережная реки Пины

История Пинска всегда была тесно связана с водой. Как и в России, в Полесье строили города возле рек. Пинск располагается на пересечении двух рек: Пины и Припяти. Конечно, вдоль воды находится одна из самых популярных у местных жителей и туристов прогулочных зон — набережная. Ранее она была не более 100 м, но в 2008 году её благоустроили и продлили до 300 м.

Здесь располагается речной вокзал и пристань для частных лодок. Кто из жителей мегаполиса не мечтает иметь собственную яхту или гидроцикл? А у жителей Пинска есть такая возможность. Летом на реке довольно активное движение. В XX веке река была дополнительным способом для передвижения граждан по пинскому району. В наши дни этого нет, но для туристов сделали исключение.

Любой желающий может купить билет на теплоход и осмотреть город с необычного ракурса. Даже невнимательный человек приметит белую церковь с необычными, черными куполами. Это недействующий мужской монастырь францисканцев.

XV — XVII вв.

Евреи поселились в Пинске после изгнания из Литвы в 1495 г. Первая запись о евреях в Пинске датирована 1506 годом.

Часть изгнанных не вернулась в Литву в 1503 г., и в 1506 г. 12–15 семей образовали в Пинске еврейскую общину. Евреи получили разрешение открыть синагогу и устроить кладбище.

В 1560 г. община насчитывала около 275 человек (7% населения), в 1648 г. — около тысячи (20%). Евреи Пинска занимались арендой имений, брали на откуп сбор налогов и пошлин, вели крупную оптовую торговлю лесом, хлебом, поташом; среди них было также много ремесленников.

С начала XVII в. еврейская община Пинска — одна из трех основных общин Литовского ва‘ада (с 1521 г. Пинск находился в составе Польско-Литовского государства). Согласно постановлениям ва‘ада, общины некоторых городов и местечек подчинялись решениям общины Пинска.

В 1640 г. пинский епископ, подчинив себе евреев, живших на церковных землях, снял с них зависимость от священников местных церквей.

В октябре 1648 г. город был захвачен отрядами Б. Хмельницкого. Не успевшие бежать евреи были убиты или принуждены принять христианство. После освобождения города они смогли вернуться к иудаизму.

Евреи Пинска сильно пострадали во время русско-польской войны (1654–67 гг.); в 1654 г. Пинск был сожжен русскими войсками. Когда город в 1660 г. снова был занят и разграблен русскими войсками и казаками, многие евреи были убиты. Однако евреям Пинска удалось сравнительно быстро восстановить свою хозяйственную и общинную жизнь.

К концу XVII в. благосостояние евреев Пинска ухудшилось. Ввиду бедственного положения еврейской общины польские короли заменили некоторые налоги постойной повинностью. Короли подтверждали прежние привилегии евреев Пинска, в том числе право заниматься ремеслами без записи в цеха, свободно торговать и т. д.

XXI век

В городе существует еврейская община, которую возглавляет Иосиф Янкелевич Либерман. Община входит в Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин (СБЕОО). Выходит еврейская газета «Карлин» (редактор С. Шапиро).

Общине было возвращено здание одной из пинских синагог. Функционирует школа-интернат для еврейских детей «Бейс-Агарон». В 1999 г. СБЕОО совместно с городскими властями провел в Пинске торжественные мероприятия, посвященные Х. Вейцману.

В 2008 году в городе было около 700 евреев.

Летом 2012 года была открыта ещё одна синагога («старая»).

Действует культурно-просветительное общество имени Х. Вейцмана, которое в 2012 году начало работу по созданию музея еврейской истории Пинска.

Сайт общины: http://www.beljews.org/articles386.html

Кладбище на улице Спокойной

Единственное сохранившееся историческое кладбище в городе Пинске. Оно включают в себя католическое, православное, еврейское, общегородское и воинские захоронения.

Заключение (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Таким образом, динамика численности населения г. Пинска свидетельствует о стабильности демографической и социально-экономической ситуации в этом населенном пункте. По-видимому, кризис 90-х слабо сказался на качестве жизни граждан. Это подтверждает и большое количество действующих предприятий разного профиля. Из этого можно сделать вывод, что жители считают этот город вполне приемлемым для жизни и не слишком стремятся к переезду в другие регионы или в Минск.

Известно, что Беларусь выбрала для себя относительно социалистический путь развития. Хорошие демографические показатели могут быть косвенным свидетельством правильности выбранного властями этой страны курса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector