Народовольцы

Разная этимология

По мнению Макса Фасмера, «свобода» этимологически восходит к церковнославянскому «свобство», где корень «своб-» употребляется в значении «свой». Таким образом, свобода обозначала «положение своего» в обществе. При этом в древнерусских текстах «свободити» часто употребляется вместе со словом «рабство», а «свобода» воспринимается как противоположность состояния раба и приписывается всякому, кого освободили, сделали своим.

Воля принадлежит к индоевропейскому словарному фонду. Слово образовано в результате чередования гласных и семантически связано с «велеть», при этом в значении интегрируются такие признаки, как «желание» и «выбор». В древнерусском языке «воля» обозначало осознанный выбор между несколькими возможностями, некое усилие разума для принятия наиболее разумного решения.

Идеи

Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне 1879 года. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу как средство завоевания социалистического строя.

Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией «Народная воля». Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ «находится в состоянии полного рабства, экономического и политического. Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством. Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа. Этот государственно-буржуазный нарост держится исключительно голым насилием. Совершенно отсутствует народная санкция этой произвольной и насильственной власти… Русский народ по своим симпатиям и идеалам является вполне социалистическим; в нём ещё живы его старые, традиционные принципы — право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свобода совести и слова… Эти принципы получили бы широкое развитие и дали бы совершенно новое направление, в народном духе, всей нашей истории, если бы только народ получил возможность жить и устраиваться так, как хочет, сообразно со своими собственными наклонностями». Ввиду этого партия Народная воля считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». Как орудие переворота, партия выставляла учредительное собрание, избранное свободной всеобщей подачей голосов. Обязуясь вполне подчиниться народной воле, партия тем не менее выставляла свою программу, которую должна была защищать во время избирательной агитации и в Учредительном Собрании:

  1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
  2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
  3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
  4. принадлежность земли народу;
  5. система мер, имеющих цель передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
  6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
  7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
  8. замена постоянной армии территориальной.

Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»

Организация, годы существования, место

Руководители

Цели

Деятельность

Программа

Методы

«Земля и воля» (1861-1864 – самоликвидация). (1876-1879 — восстановление) Москва, Петербург.

Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Перовская, Д. Лизогуб, Н. Морозов и др.

Подготовка крестьянской революции

  1. Печатный орган «Земля и воля».
  2. Организация деревенских поселений для «оседлой» пропаганды.
  3. Проведение стачек в Петербурге в 1878-1879 гг.
  4. Развитие студенческого движения.
  1. Передача земли крестьянам.
  2. Самоуправление внутри общины.
  3. Свобода вероисповедания.
  4. Всеобщее избирательное право.
  1. Политический террор против «особо отличившихся» высокопоставленных чиновников и представителей полиции (Желябов).
  2. Мирная агитация и пропаганда среди крестьян и других сословий (Плеханов).

«Народная воля»- террористическое крыло «Земли и воли» (1879-1987) Москва, Петербург.

П. Лавров, С. Перовская,

А. Желябов, В. Фигнер и др.

Заставить правительство пойти путём демократических реформ, направленных на социальное преобразование общества.

Физическое уничтожение наиболее одиозных членов правительства.  Подрыв основ действующей власти и поднятие революционного духа народа.

В программе партии указано, что народовольцы

немедленно прекратят террор, как только в России будет установлена конституция.

Индивидуальный

Террор — убийство Александра II поднимет народ на борьбу против самодержавия.

Тайное народническое общество «Чёрный передел» («осколок» общества «Земля и Воля») (1879-1881), Петербург

Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич.

Замена помещичьего землевладения на коллективное владение землёй крестьянскими общинами.

  1. Выпуск журнала «Чёрный передел».
  2. Выпуск газеты для рабочих «Зерно».

Программа идей общества «Чёрный передел» легла в основу ленинского Декрета о земле, принятого в октябре 2017 г.

  1. Отрицание террора.
  2. Замена политической борьбы на экономическую разъяснительную работу в народе – «хождение в народ».

Похожи или нет?

Если свести трактовку к лаконичным определениям, то свобода — это некое состояние, тогда как воля — определенное качество. Сравните: свобода выбора — воля к победе. Постановка двух слов в один синонимичный ряд связана с тем, что свободный и вольный человек действует так, как считает нужным, нередко следуя правилу: разрешено все, что не запрещено. Фактическое равенство двух лексем встречается в словаре 1863—1866 гг. Владимира Даля, который определяет свободу как «собственную волю, простор, возможность действовать по-своему». В современном значении свобода нередко определяется как наличие внешних условий для реализации воли человека.

О том, что концепт «свобода-воля» может рассматриваться как единый, говорит и лингвист Нина Арутюнова. Она считает, что две лексемы находятся «в постоянной борьбе и делят между собой языковое пространство». В своей монографии «Воля и свобода» Арутюнова пишет, что различия между «свободой» и «волей» проявляются тогда, когда речь заходит о характеристиках человека. Живущих вне социума называют «вольными». Тех, кто может поступать по своему усмотрению, но с учетом общественных законов, считают «свободными».

Что русским ближе

Большинство исследователей сходятся во мнении, что русскому сознанию «воля» ближе. Семантически она связывается с «желанием», «удовольствием», «простором» и «русским полем». «Свобода», как пишет русский религиозный мыслитель и историк Георгий Федотов, «все еще кажется переводом с французского liberté». Это приводит к тому, что «свобода» ассоциируется у русских с законом, властью, независимостью и демократией.

«Свобода» трактуется многими философами как часть европейского сознания. Например, у Канта она выступает как состояние нравственного сознания, тогда как в проявлении мыслей, чувств и желаний в отношении «других явлений природы» человек не свободен. По мнению И. Фихте, свобода заключается в добровольном подчинении исторической необходимости через ее познание. Г. Гегель считал, что путь к свободе долог и тернист, и прежде чем человек станет по-настоящему свободен, пройдут века. При этом философ не отрицал свободу духа и мысли.

На Руси идея свободы была испокон связана с православием и верой. Такое понимание излагали и мыслители Серебряного века — В. Соловьев, Н. Бердяев, Л. Шестов. В их работах свобода определялась как состояние духа, а воля — как состояние души.

В русском менталитете воля — это безграничный простор для личности, для поступков, отсутствие границ. Воля — это движение, готовность действовать вопреки, отрицание любой власти и одновременно покой и умиротворенность, потому что «душа не болит от тоски и тесноты». Свобода же находится вне пространства и времени, но ее обретение никогда не выходит за рамки действующих правил и законов.

Причины кризиса

Причину падения «Народной воли» распространённое мнение видит в общественной реакции, вызванной убийством Александра II. С. М. Кравчинский в книге «Подпольная Россия» предлагает, однако, другое объяснение этого факта. По его мнению, «Народная воля» была очень сильна и после 1881 года, но она задалась несбыточными планами широкого государственного заговора, при посредстве которого она могла бы сразу захватить власть и учредить временное правительство; задавшись этими планами, она отказалась от покушений, которые могли бы все более расшатывать власть и питать партию «Народная воля» новыми силами.

В числе актов, совершённых «Народной волей», необходимо отметить кражу в херсонском банке в  году посредством подкопа, не увенчавшуюся успехом, так как почти все деньги, унесённые из банка (свыше миллиона руб.), были очень скоро найдены полицией. Факт этот, имевший место ещё в эпоху расцвета сил партии, несомненно произвёл отрицательное впечатление на значительные круги общества, негативно повлияв на имидж «Народной воли».

Ещё губительнее была деятельность жандармского подполковника Г. П. Судейкина, который уже в последний период истории «Народной воли» завербовал в тюрьме одного из виднейших народовольцев С. П. Дегаева, который выдал большинство оставшихся членов организации.

Идеи

Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне 1879 года. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу как средство завоевания социалистического строя.

Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией «Народная воля». Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ «находится в состоянии полного рабства, экономического и политического. Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством. Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа. Этот государственно-буржуазный нарост держится исключительно голым насилием. Совершенно отсутствует народная санкция этой произвольной и насильственной власти… Русский народ по своим симпатиям и идеалам является вполне социалистическим; в нём ещё живы его старые, традиционные принципы — право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свобода совести и слова… Эти принципы получили бы широкое развитие и дали бы совершенно новое направление, в народном духе, всей нашей истории, если бы только народ получил возможность жить и устраиваться так, как хочет, сообразно со своими собственными наклонностями». Ввиду этого партия Народная воля считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». Как орудие переворота, партия выставляла учредительное собрание, избранное свободной всеобщей подачей голосов. Обязуясь вполне подчиниться народной воле, партия тем не менее выставляла свою программу, которую должна была защищать во время избирательной агитации и в Учредительном Собрании:

  1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
  2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
  3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
  4. принадлежность земли народу;
  5. система мер, имеющих цель передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
  6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
  7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
  8. замена постоянной армии территориальной.

Гибель реформатора

Подготовкой покушений на Александра II, за которыми стояла «Народная воля», руководил член исполнительного комитета организации Андрей Желябов. После неудач с подрывом поезда и взрыва в Зимнем дворце он решил подготовиться к цареубийству более основательно. Народовольцы решили взорвать императорскую карету при помощи мины, заложенной на Малой Садовой улице в Санкт-Петербурге, а если мина не сработает, бросить в карету бомбу. В крайнем случае Желябов собирался лично заколоть царя кинжалом. Технической частью покушения занимался конструктор Николай Кибальчич, изготовивший для террористов метательные взрывные устройства.

Чтобы заложить мину на Малой Садовой, народовольцы арендовали находящуюся в полуподвальном помещении сырную лавку и сделали из неё подкоп. Местный дворник доложил в правоохранительные органы о том, что торговое помещение арендуют подозрительные личности, но полиция признаков подготовки к теракту не обнаружила.

Также по теме


«Государство изменилось наглядно и окончательно»: как реформы Александра II повлияли на историю России

29 апреля 1818 года в Москве родился будущий император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский Александр II. Он вошёл…

И всё же спецслужбы едва не сорвали покушение. Ряд членов «Народной воли», включая Желябова, были арестованы накануне дня атаки на царя. Самого Александра II предупредили о том, что его жизни грозит опасность, однако он не пожелал принимать в связи с этим никаких мер.

После ареста Желябова руководство подготовкой к покушению взяла на себя его гражданская жена Софья Перовская — 27-летняя дочь члена совета Министерства внутренних дел, бывшего губернатора Петербурга Льва Перовского. Десятью годами ранее она увлеклась революционными идеями и разорвала отношения с отцом.

Атака на царя была назначена на 13 марта 1881 года. В этот день Александра II сопровождал обычный конвой: шесть конных казаков, полицмейстер полковник Андриан Дворжицкий, начальник Охранной стражи Отдельного корпуса жандармов капитан Карл Кох и командир лейб-гвардии Терского казачьего эскадрона собственного Его Величества конвоя ротмистр Пётр Кулебякин.

  • Убийство Александра II

План с подрывом мины не сработал. Царь решил ехать не по Малой Садовой, а по набережной Екатерининского канала. Перовская приказала участникам покушения с метательными бомбами встречать императорский конвой на новом маршруте.

Взрыв первой бомбы, брошенной в сторону кареты, не нанёс царю никакого ущерба. Охрана попыталась увезти Александра II с места нападения, однако он отказался, пожелав посмотреть на террориста и поговорить с раненными взрывом людьми. Тогда взрывное устройство в царя метнул ещё один из участников покушения, Игнатий Гриневицкий. Взрыв раздробил императору ноги. Царя повезли во дворец, не сделав ему перевязки и даже не зажав повреждённые артерии. В результате обильной потери крови монарх скончался несколько часов спустя. Сегодня среди историков существует мнение, что в случае своевременного оказания медицинской помощи Александра II можно было спасти.

Смертельные раны в результате взрыва получил и убийца царя — Гриневицкий. Кроме того, пострадали девять человек из царского конвоя и десять случайных прохожих. Один из императорских охранников и находившийся недалеко от места взрыва мальчик погибли.

Пятеро участников покушения, включая Перовскую и Кибальчича, были вскоре арестованы. Узнав о случившемся, уже находившийся под стражей Желябов признался в том, что покушение готовил он, и заявил, что хочет выступить на суде. Участники цареубийства были приговорены к смертной казни и вскоре повешены. Только одна из них, Геся Гельфман, получила отсрочку в исполнении приговора в связи с беременностью.

  • Кибальчич, Перовская и Желябов на суде

По мнению Леонида Ляшенко, гибель Александра II сыграла негативную роль в истории России.

«Убийство сорвало намечавшиеся изменения в политической жизни страны. Александр уже одобрил проект о создании новых редакционных комиссий, которые должны были готовить законы, предполагавшие создание предпарламента и предконституции. Это был небольшой шаг к отказу от самодержавия. Но в результате смерти императора данный процесс был заторможен, а Александр III повернул на хорошо знакомую дорогу построения патриархального государства. Обо всех изменениях, которые могли бы полностью изменить историю России, после гибели Александра II пришлось забыть», — резюмировал Ляшенко.

«Рассечь гордиев узел»: речь Желябова

Желябов отказался от адвоката. Он хотел, чтобы его речь прозвучала на суде — вся страна следила за самым громким в 19 веке гласным политическим процессом. Как лидер «Народной воли» Желябов считал своим долгом что-то противопоставить многочасовой обвинительной речи прокурора в конце разбирательства. Обвинитель Николай Валерианович Муравьёв назвал идеи народовольцев «системой цареубийства, теорией кровопролития, учением резни», а социализм — чуждым России западным изобретением и «исторической бедой» Запада. Разумеется, оправдать содеянное было невозможно, но цель Желябова состояла в ином — народоволец желал «представить цель и средства партии в настоящем их виде». Вполне осуществить задуманное он не смог. Однако судья Фукс, судя по всему, несколько стеснялся своей роли в процессе. Позднее он жаловался: «Я попал в неловкое положение, т. е. давал свободу слова одной стороне и зажимал рот другой». Наверное, потому он всё же позволил Желябову кое-что сказать в ответ обвинению.

Желябов рассказал, как он и его товарищи революционизировались. Ответственность за это он возложил на самодержавие: «…русские народовольцы не всегда действовали метательными снарядами, (…) в нашей деятельности была юность, розовая, мечтательная, и если она прошла, то не мы тому виной . (…) «Итак, мы, переиспытав разные способы действовать на пользу народа, в начале 70-х годов избрали одно из средств, именно положение рабочего человека, с целью мирной пропаганды социалистических идей. Движение крайне безобидное по средствам своим. И чем оно кончилось? Оно разбивалось исключительно о многочисленные преграды, которые встретило в лице тюрем и ссылок. Движение совершенно бескровное, отвергавшее насилие, не революционное, а мирное, было подавлено». Таким образом, Желябов убеждал: когда самодержавие подавило мирную деятельность, оно не оставило народовольцам иного выхода, кроме как «рассечь гордиев узел» — «перейти к насилию» и задумать государственный переворот.

***

Трагедия 1 марта 1881 г. заключается не только в кровавом убийстве человека, последовавшей казни пятерых молодых радикалов и гибели Геси Гельфман и её ребёнка, но и в том, что умерщвление Александра II развернуло историю России на путь, противоположный тому, которого желали бы и сами народовольцы. Убитый император не просто понимал ценность свободы народа (уже редкость для правителей России!), но и лично рисковал ради неё. Газета «Страна» справедливо вопрошала спустя два дня после теракта: «Какое преступное нетерпение дерзало винить лично монарха, сделавшего столь много, за то, что он не сделал ещё больше?».

Погибший император не только отменил крепостное право и провёл ещё несколько великих реформ, которые изменили облик Российской империи, но и говорил единомышленникам: «Мы идём к конституции». Александр II собирался разрешить мирную политическую деятельность и расширить институт народного представительства. Соответствующий Манифест уже лежал на столе М. Т. Лорис-Меликова, готовый к обнародованию в ближайшие дни. Цареубийцы же убедили Александра III в том, что Россия ещё не созрела для либеральных перемен, и отцовский Манифест он публиковать отказался. Новый монарх решил охранять самодержавие. Тем, кто желал преобразований, пришлось ждать новой крови, революции и реформ 1905 года.

И красные, и белые — «германские шпионы»

История полна случайностей и парадоксов, доходящих до абсурда.

Брестский мирный договор от 3 марта 1918 года, по которому Советская Россия вышла из Первой мировой войны, враги большевиков называли капитулянтским, предательским. Но против договора, против Ленина выступали и многие видные большевики Действительно, Россия теряла Украину, Финляндию, Эстляндскую, Курляндскую и Лифляндскую губернии, Карсскую, Батумскую области и некоторые другие территории, где в общей сложности проживало 56 миллионов человек — треть всего населения. К тому же обязана была выплатить Германии 6 миллиардов марок и 500 миллионов золотых рублей.

Но Ленин был и оказался прав. После выхода «Декрета о земле» солдаты устремились домой — успеть к разделу земли. Что бы ни кричали сторонники «войны до победного конца», а в реальности ни Временное правительство, ни Советы не смогли бы удержать их в окопах: до трети личного состава уже дезертировало. Таким образом, вся Россия в считанные недели могла попасть под власть кайзеровской Германии и союзных с ней Австро-Венгрии, Турции и Болгарии. А через полгода в Германии грянула ноябрьская революция, власть кайзера рухнула, народ провозгласил Веймарскую республику — и ВЦИК России аннулировал кабальный договор. Все считали Ленина провидцем.

Владимир Ленин в 1910 году. Фото: РИА Новости

Однако в эти полгода Германия ввела войска не только в Прибалтику, Белоруссию и Украину, но и в области Юга России — в апреле-мае пала большевистская власть в Крыму и на Дону. Таким образом, германские войска спасли Войско Донское и Добровольческую армию от полного разгрома.

Атаман Краснов заключил союз с немцами, германская марка стала денежной единицей на территории Области Войска Донского. Первый приказ Краснова гласил: «Я требую, чтобы все воздержались от каких бы то ни было выходок по отношению к германским войскам и смотрели бы на них так же, как на свои части».

Немцы вывозили с Дона продовольствие и сырье, взамен снабжали оружием и боеприпасами не только Войско Донское, но и, негласно, Добровольческую армию Деникина.

Сложилась абсурднейшая ситуация. Менее года назад, в июле 1917-го, Ленина и большевиков называли «германскими шпионами»; только что, в марте 1918-го, клеймили их за Брестский мир как за предательство, сдачу России немцам. А теперь «враги-тевтоны» — союзники казачества, бывшей царской армии, Белого движения?

Что в этой ситуации должны были думать мужики, казаки, офицеры и солдаты, вчера еще воевавшие против немцев? Гражданская война не разгорается без мощного накала противостояния, то есть четкого разделения, кто друг и кто враг.

За полгода германской оккупации Добровольческая армия и Войско Донское получили передышку, окрепли, набрали сил для дальнейшей борьбы. Вполне вероятно, что и при сохранении такого положения широкомасштабные боевые действия не развернулась бы, однако произошло абсолютно непредвиденное событие, которое могло изменить ход истории.

↑ Интересные факты о Народной воле

  • Согласно легенде, перед своим убийством Александр II ехал подписывать первую Российскую конституцию;
  • Софья Перовская была первой женщиной, которую подвергли наказанию через повешение, в Российской империи по политической статье;
  • Бомбу, которой убило Александра ІІ, сконструировал Николай Кибальчич. Военные эксперты того времени говорили, что она была сделана на достаточно высоком уровне;
  • После своего ареста, сидя в заточении, Николай Кибальчич, успел набросать проект реактивного летательного аппарата для полета в космос т.е. ракеты. Но проект попал в руки ученым только в 1918 веке уже при другой власти;
  • По легенде, призрак Софьи Перовской с веревкой на шее и синим лицом, иногда появляется на канале Грибоедова, и машет белым платком;
  • Вера Фигнер после ареста провела в Шлиссельбурге 20 лет.

Пленные чехословаки чуть не свергли Советскую власть

В Первой мировой войне на стороне России сражался 50-тысячный корпус пленных чехов и словаков. После Октябрьской революции он формально стал частью французской армии, и, по договору с Советским правительством, должен был быть выведен в Европу. Но путь на запад преграждали германские войска. Поэтому корпус решили отправить морем через Владивосток — 63 эшелона по 40 вагонов протянулись через всю страну от Пензы до бухты Золотой Рог. При этом советская власть и чехословаки пришли к соглашению о частичном разоружении. Понятно, что большевики опасались: на фоне всеобщего хаоса нельзя не бояться единственной на территории страны регулярной армии. Но тут роковую роль сыграла полнейшая, на грани абсурда, запутанность международных отношений. Вчерашние союзники России по блоку Антанта — Великобритания и Франция — стали потенциальными, но еще не открытыми врагами революционной России, а вчерашний враг Германия — партнером по Брестскому договору. Германия потребовала разоружить и заключить в концлагеря всех пленных военнослужащих стран Антанты. Имея в виду Чехословацкий корпус. Кайзеровский генштаб резонно опасался, что его появление на Западном фронте изменит баланс сил.

Советское правительство отдало приказ остановить продвижение эшелонов к Владивостоку и вывезти корпус в Европу через Архангельск и Мурманск. Легионеры заподозрили в этом решении скрытое намерение выдать их Германии и Австро-Венгрии. Срочно созванный в Челябинске Временный исполнительный комитет чехословаков разорвал договор с большевиками, прекратил сдачу оружия и решил двигаться на Владивосток.

Бронепоезд «Орлик». Пензенская группировка чехословаков. Уфа, июль 1918 года / Викимедия

25 мая 1918 года наркомвоенмор (народный комиссар по военным и морским делам) Троцкий отдал приказ о немедленном и полном разоружении корпуса. Но попытки разоружения лишь спровоцировали прямое вооруженное восстание. Вспыхнул бикфордов шнур от Пензы до Тихого океана. Только с мая по июль чехословаки захватили Челябинск, Петропавловск, Курган, Новониколаевск (Новосибирск), Мариинск, Нижнеудинск, Канск, Омск, Томск, Пензу, Самару, Тюмень, Екатеринбург, Иркутск, Читу, Владивосток…

Белое движение с самого начала выглядело обреченным. Вспомним Каледина: «Положение наше безнадежно. Население… не поддерживает… Сил у нас нет, и сопротивление бессмысленно».

И вдруг оказалось, что большевистская власть висит на волоске. От Пензы до Владивостока мгновенно активизировались противники красных, возникли антибольшевистские республики — от Комитета Учредительного собрания (Комуч) в Самаре до Временного Сибирского правительства в Омске. Освобождены от красных Сызрань, Саратов, Симбирск, Бугульма, Уфа, Красноярск, Благовещенск, Хабаровск… В августе Народная армия Комуча под командованием подполковника Каппеля совместно с чехословацкими частями взяла Казань и захватила золотой запас Российской империи.

Власть Советов пала от Пензы до Владивостока.

В августе 1918 года французское правительство направило на Дальний Восток и в Сибирь генерала Жанена — в ранге «главнокомандующего Союзными войсками в Сибири». С конкретным заданием — взять под контроль Чехословацкий корпус.

Легионеры Чехословацкого корпуса / Викимедия

28 октября 1918 года в Праге была провозглашена Чехословацкая республика. После этого удержать чехов и словаков на чужой земле и в чужой войне стало и вовсе невозможно. Легионеры, после восстания которых и развернулась полномасштабная Гражданская война, изначально не хотели сражаться ни с большевиками, ни с любой другой властью в России. Они хотели домой. Транссиб был под их контролем.

Адмирал Колчак после поражения в войне и сложения полномочий Верховного правителя России находился в эшелоне под охраной чехословаков и миссии генерала Жанена. В январе 1920 года легионеры, с согласия Жанена, выдали Колчака эсеровскому Политцентру, захватившему власть в Иркутске — в обмен на проезд мимо Байкала. Эсеры передали Колчака большевикам, 7 февраля 1920 года адмирала расстреляли. Затем чехословаки прорвались с боями через отряды белого атамана Семенова.

И с красными сражались, и с белыми — за возвращение домой.

Летом 1920 года из Владивостока вышел последний из 42 кораблей с бойцами Чехословацкого корпуса.

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector