Мы мытари или фарисеи?

Содержание и духовный смысл притчи

При толковании притчи о мытаре и фарисее следует внимательно присмотреться к ее главным персонажам. Изначально может показаться, что характеры героев статичны и проповедь не имеет тайного смысла.

Мытарь — ненавистный всеми человек, который зарабатывает свой капитал на чужой финансовой безысходности. Для большего понятия его профессии можно сравнить дельца с современным коллектором. В своем бизнесе он преуспевал, потому что удачно приобретал чужие денежные обязательства. Первое впечатление от персонажа — как таких подлецов земля носит.

Фарисей — натура набожная настолько, что его самого изумляет факт собственного совершенства. Молитва для него не является минутным делом, потому что священные слова он готов произносить сутками. Фарисей понимает для себя, что его служение Богу на много ступеней выше, чем поклонение Всевышнему остальными грешными людьми.

Мытарь — ненавистный всеми человек, Фарисей — натура очень набожная

Сюжет предельно ясен, но точную и мудрую его трактовку дал св. Николай Сербский. Слова воззвания к Богу фарисей произносит с подоплекой, что он — святитель на земле без единого прегрешения. Молитва благочестивца более похожа на бахвальство о своем совершенстве, чего церковь никогда не поощряла. Гордыня — грех меньший, чем убийство, но обладающий не меньшей разрушительной силой.

Притча про мытаря и фарисея толкование имеет однозначное: не делать очевидного зла, но обходить с брезгливостью менее благочестивых людей — преступление перед Богом и самим собой.

Если представить обоих героев в житейской ситуации, то симпатии или антипатии к ним могут кардинально измениться. Не исключено, что благочестивец честно платит пошлину и никого не обманывает. Однако большое сомнение вызывает предположение, что мытарь и фарисей с одинаковой охотой подойдут к нищему оборванцу, умирающему от голода. Вышибала долгов с такой мукой и надеждой просил прощения у Бога за все причиненное людям зло, что его молитва однозначно дошла до Всевышнего.

Детальный перечень совершенств фарисея Владыка небесный приравнял к неповиновению, которое уничтожило последний шанс гордеца познать новую ступень к самосовершенствованию.

Молитва фарисея и мытаря показала еще один важный изъян в людском сознании. Книжники, которые считались главными знатоками Святого писания, в большинстве своем ничем не отличались от фарисея. Их вера доходила до фанатизма, но заканчивалась не прямым диалогом с Богом, а презрением к менее праведным людям.

«Фарисей» значит «отделившийся»

Слово «фарисей» происходит от древнееврейского глагола со значением «отделяться», «обособляться». И наш фарисей чувствует себя завершенной вещью еще и в том смысле, что он «не таков, как прочие люди». Меж тем, христианство учит нас, что каждый наш шаг навстречу Богу – это одновременно наш шаг навстречу каждому человеку, что нас рост в сторону Бога – это одновременно рост к слиянию с каждым. Принимая в причастии кровь Христову, мы не только даем возможность течь в наших жилах крови Бога – но мы и даем простор течь в наших жилах крови всех причастившихся. В Царствие Божие «врастают», «увеличиваясь» сразу во многих направлениях, открывая в каждом ближнем Бога и открываясь Богу в каждом ближнем. Поэтому в христианстве всего две заповеди – о любви к Богу и о любви к ближнему – и это, как мы видим, тоже заповеди роста. Любить ближнего как себя – это значит (во всяком случае – в одном из смыслов) увидеть в нем не отдельного, а тоже себя. «Дорасти» до общности с ним. Так пальцы руки могут внезапно осознать свою причастность одной ладони.

Каждому из нас стоит применить урок данной притчи: обратиться к своей жизни, исследовать себя.

В наших жизнях много греха, и мы, подобно фарисею, не всегда полностью осознаём это. Так, в Пс. 138:23-24 Давид просит Бога исследовать его сердце. Он молится: “Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое;  испытай меня и узнай помышления мои. И зри, не на опасном ли я пути,  и направь меня на путь вечный.”

Это превосходный подход, потому как, таким образом мы просим Бога, чтобы Он через Святой Дух открыл нам глаза, чтобы мы могли увидеть наши ошибки. Мы все осознаём, что имеем греховные склонности. Поэтому нам нужна помощь Святого Духа, чтобы мы могли исследовать наши сердца и покаяться.

В Пс 5:9 говорится: “Господи! путеводи меня в правде Твоей,  ради врагов моих;  уровняй предо мною путь Твой.”

Кто ваш враг? Дьявол. Он искушает нас отвергнуть учения Иисуса и Библии, обращаясь к нашей греховной природе. Дьявол искушает нас стать независимыми от праведности Бога и истины Его Слова.

Итак, мы видим, что фарисей сбился с прямого пути. Несмотря на то, что он изучил Слово Божие, он позволил ложному учение проникнуть в его разум, что привело к ошибочной оценке собственных действий. Ему следовало обратиться к Богу за помощью, чтобы увидеть себя в истинном свете.

“Искуси меня, Господи, и испытай меня;  расплавь внутренности мои и сердце мое”. Пс 25:2

Если мы небрежны, мы можем стать как этот фарисей. Мы ограничены в своих суждениях, не способны судить сами себя и самостоятельно понять, чисты ли мы перед Богом.

Иисус указывает на тенденцию верующих судить себя по собственному разумению, вместо того, чтобы довериться Святому Духу. Мы должны обратиться к Богу и попросить Его исследовать наши сердца, вместо того, чтобы полагаться на самих себя.

Мы должны помнить: дьявол ждёт удобного момента, чтобы сбить нас с пути. Наша грешная природа будет мучить нас до конца наших дней. Дьявол всегда будет пытаться ввести нас в заблуждение.

Мытарь был в самом начале своего духовного пути. В конце притчи Иисус сказал о мытаре: “Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится”. Луки 18:14

Его молитва вознеслась к Богу, и Бог ответил на его нужду. Мытарь был оправдан перед Богом. В Исаии 57:15 говорится: “Ибо так говорит Высокий и Превознесенный,  вечно Живущий — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище,  и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных  и оживлять сердца сокрушенных.”

Мытарь становился христианином. Ему придётся отказаться от эгоистичного, корыстного образа жизни, которому он следовал. Он должен начать жить по-новому. Господь начнёт преобразовывать его жизнь через Святой Дух. Исполнившись благодарностью, он входил в Царство возлюбленного Божьего Сына. Он на себе испытывал новую жизнь во Христе, точно так же, как и те из нас, кто покаялся и принял Христа. Его глубокое смирение – хороший пример для всех нас. Нам нечем гордиться перед Богом. Мы проявляем истинную мудрость, только когда выбираем Божью волю и учимся смирению у Иисуса.

Жизнь во Христе – это прекрасная жизнь, свободная и полная благословений. Но мы должны не забывать продолжать просить Господа очищать нас кровью Христа от наших греховных склонностей.

Даже будучи верующим в течение многих лет, мы должны продолжать спрашивать: “В чём я небрежен? Есть ли грех, над которым мне нужно поработать?” Это также включает в себя всё, что мы видим в фарисее: самовосхваление и пренебрежительное отношение к другим.

Фарисей вышел из храма с тем же гордым, холодным сердцем, с которым входил туда. Он не был оправдан пред Богом. Иисус прямо говорит нам – мы не можем получить спасение благодаря собственным заслугам. Мытарь, напротив, был полностью оправдан. Раскаивающийся грешник, смиренно ищущий Божьей милости, найдёт её. Таким образом, результат их молитв был абсолютно противоположным.

Смирение – качество, которое Бог поощряет более всех других. Это одно из самых важных качеств христианина. Иисус сказал: “ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится”.

Если вы ещё не приняли Христа, знайте, вы можете войти в царство возлюбленного Сына прямо сейчас, также как мытарь. Вы можете получить новую жизнь во Христе, раскаявшись в своих грехах, попросив прощения за них, чтобы следовать за Христом, и принять Христа в своё сердце. Каждый из нас, верующих, сделал это, и мы продолжим строить нашу жизнь во Христе всю нашу жизнь.

Тор Квистперевод Алёны Гальцевой

483

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Как правильно готовиться к Великому посту

Значение Великого поста для православных – покаяние в грехах, чтобы с чистой душой и помыслами встретить Пасху/Светлое воскресенье. Пост предусматривает ограничение потребления некоторых продуктов (например, мяса, молока, яиц) в определенные дни. Противопоказаны в эти дни увеселения.

В четырехнедельный период до Великого поста церковь готовит верующих к воздержанию. На неделе мытаря и фарисея нет ограничений по продуктам и в приеме пищи. Со следующей недели восстанавливаются посты в среду и пятницу. В мясопустную неделю полагается воздержаться от мяса. В последнюю неделю (сыропустную или масленичную) разрешено употреблять молоко, сыр, масло, яйца, но требуется в среду и пятницу выдерживать пост до вечера.

Без смирения невозможно истинное раскаяние в грехах. Источник греховных дел и мыслей – гордыня человека, почитающего себя равным Богу. Порядок богослужений в эти дни определен в Триоди постной.

Во вторую неделю на литургии читают притчу о блудном сыне, в третью – о Страшном Суде, в четвертую – вспоминают святых угодников, прославившихся подвигом поста, грех Адама и Евы и изгнание из Рая. Вспоминая о блудном сыне, церковь говорит, что на милосердие Бога может рассчитывать любой грешник, если его смиренное раскаяние чистосердечно.

В субботу мясопустной недели на богослужении поминают умерших (Вселенская родительская суббота).

Церковь молится особенно за тех, кто покинул земной мир без отпевания:

  • погиб в катастрофе;
  • на войне;
  • от насилия;
  • внезапной болезни.

Напоминание о последнем суде должно предостеречь людей от беспечной греховности, так как никому не известен день, когда он предстанет пред Господом. В последнее воскресенье перед Великим постом верующих призывают следовать предписаниям о воздержании, напоминая, что грех прародителей случился из-за невоздержания.

Особенности седмицы

На богослужениях первой недели звучат проникновенные слова, обращенные к Господу и православным верующим.

На Великой вечере (в субботу) священник призывает прихожан:

«Не будем молиться по-фарисейски, братия: ибо возносящий самого себя унижен будет. Смирим самих себя пред Богом, как мытарь в дни поста взывая: “Будь милостив, Боже, к нам грешным!”».

Каждый присутствующий в храме должен обратить взор вовнутрь себя и отречься от тщеславных мыслей. Нет безгрешных людей в земной жизни. Наша телесная оболочка грешна по своей сути: жажда удовольствия от жизни – ее главный девиз. Дух человека легко может поддаться соблазнам нечистого, чтобы удовлетворить желания плоти.

На воскресной утрене священник от имени всех верующих провозглашает:

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое. О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. Но, надеясь на милость благосердия Твоего, как Давид взываю Тебе: “Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости!”».

Присутствующие на утрене должны проникнуться этими словами и повторять их мысленно вслед за священнослужителем.

В продолжение службы усиливается акцент на значение поведения мытаря в храме:

«Смирение возвысило некогда мытаря, с плачем воззвавшего: “Смилуйся!” и оправдало его. Будем же подражать ему все, во глубину зол впадшие, возгласим Спасителю из глубины сердца: “Согрешили мы, смилуйся единый Человеколюбец!”».

И снова повторяется обращение не молиться по-фарисейски, так как тщеславный будет унижен:

«Мытаря и фарисея различие познав, душа моя, возненавидь одного надменную речь, но поревнуй другого молитве сокрушенной, и воззови: “Боже, будь милостив ко мне, грешному, и помилуй меня!”».

Снова и снова возвращаясь к притче, священник провозглашает:

«Похвальбой делами самого себя оправдывающего фарисея осудил Ты, Господи, и мытаря, умерившего страсти и со стенаниями милости просящего, оправдал: ибо не внимаешь Ты высокомерным помышлениям, и не презираешь сокрушенных сердец. Потому и мы припадаем со смирением к Тебе, пострадавшему нас ради: “Подай нам прощение и великую милость!”».

В утренней проповеди заключительным аккордом звучат слова:

«Из грязи и страстей смиренный возносится, но с высоты добродетелей падает бедственно всякий гордый сердцем: от его нрава, от порока бежим!»… «Жизненный путь вместе мытарь и фарисей прошли: но один, безрассудством увлеченный, позорно крушение потерпел, другой же смирением спасся».

В конце литургии священник приводит текст притчи Иисуса Христа в изложении апостола Луки.

Смысл притчи

Чтобы понять смысл притчи, вспомним евангельский эпизод про женщину-прелюбодейку. Её хотели закидать камнями за распутное поведение, а Иисус сказал людям, что кинуть первым камень в неё может лишь тот, кто сам без греха.


Люди грешны, они должны понимать это и искренне раскаиваться в своих грехах

Он свысока смотрел на других “грешников”, будучи уверенным в своей абсолютной праведности. В каком-то роде, он взял на себя ответственность решать за Бога, кто плохой, а кто хороший.


Он свысока смотрел на других “грешников”

О Мытаре и Фарисее, притчу о них и толкование притчи, должны почаще вспоминать верующие, желающие милости Божьей. Господу по нраву смиренные и кроткие люди. Усмирять гордыню должен каждый человек. Не следует ставить себя выше других людей, сравнивать себя с кем-то, заниматься самолюбованием

Это особенно важно понять сейчас, в подготовительный период перед Великим Постом. Без этого понимания, без истинной любви к Богу Пост и молитва не имеют никакого смысла

Действующие лица

Прежде всего, нам нужно понять, кто такой мытарь и кто такой фарисей.

Мытарь, если искать ему соответствий в нашем времени, более всего похож на нынешнего коллектора: это был человек, скупавший у государства долги и налоговые обязательства населения и потом собиравший с населения эти долги с процентами, пользуясь бандитскими методами.

А фарисей – это примерно нынешний активный прихожанин: человек, регулярно посещающий храм, молящийся по уставу, убежденный, что вера – центр человеческой жизни и жить должно по законам и регламенту, определенному священным писанием.

Полагаю, что если мы это вспомним, притча уже покажется нам гораздо более неоднозначной, чем при том прочтении замыленными глазами, когда мы помним не исходный смысл слов, а лишь и именно те значения, которые развились у слов уже на основании этой притчи.

Говорят, эта притча о гордости и об уничижении гордящегося. Возможно, она говорит и об этом тоже – но не только об этом. И, возможно, она говорит об этом не так (и не то), как мы думаем.

Кто такой мытарь

Слово пришло в русский язык из церковнославянского. При переводе Библии так назвали иудейских сборщиков податей. В современном русском языке ударение ставится на первый слог, в церковнославянском — на второй.

Происхождение слова

Представлено во всех группах славянских языков.

Есть две версии его происхождения:

  • заимствовано из древневерхненемецкого mutari;
  • образовано от общеславянского «пошлина», произошедшего от древневерхненемецкого muta (подать, пошлина).

В древнерусском языке «мыт» означал место остановки возов и лодок.

Государственные пошлины стали называть «мыто». Сборщиков — «мытниками». Таможню — «мытня», «мытница».

До нашего времени дошел договор от 911 года, заключенный между князем Олегом и Византией. Уже в нем есть упоминания о мыто.

Мытники в Древней Руси собирали с купцов плату за провоз и продажу товаров. Часто их называли лихоимцами и притеснителями.

Значение понятия в Библии

Для понимания библейских текстов необходимо знать, кто такие мытари и фарисеи.

Первые — сборщики податей в Иудее в пользу римской казны, алчные и жестокие. Сограждане презирали их за предательство.

Вторые — уважаемые народом, глубоко верующие люди, соблюдавшие все религиозные правила.

Бог милосерден ко всем. Избранный Христом апостол Матфей собирал подати.

Притча

История о мытаре и фарисее небольшая, но ее когда-то рассказывал Иисус Христос своим ученикам в иерусалимском храме. Прочитать ее можно в Библии, в книге «От Луки», глава 18, стихи 11-14. В притче рассказывается о следующем: «Фарисей был верующим человеком и регулярно молился Господу. В своих мольбах он благодарил его за то, что не стал разбойником, убийцей, прелюбодеем, угнетающим других людей и мытарем. Он регулярно постился, подавал милостыню нуждающимся и не грешил. Мытарь, стоя неподалеку, даже не смел поднять свой взор к небу. Но во время молитвы искренне бил себя в грудь, говоря: «Господи! Смилуйся надо мной грешным».

Закончив свой рассказ Иисус Христос сказал: «Сей будет принят в мой дом более, чем тот: каждый, превозносящий себя, принижен будет. А унижающий себя возвысится».

Толкование притчи о мытаре и фарисее

Чтобы понять притчу, необходимо знать, кто были действующие лица во времена Римского господства над Израилем. Мытаря можно сравнить в настоящее время с коллектором. В давние времена этот человек занимался сбором налогов и долгов, которые отдавал в римскую казну, получая доход в виде процентов. Этот бессердечный вымогатель забирал у людей последний хлеб при этом даже незаконными методами. К тому же он работал на языческих римлян, покоривших Израиль. За это еврейский народ его презирал.

Лучшая статья для Вас, переходите: Потерять крестик к чему это с точки зрения православия

Фарисей – это:

  • учитель веры;
  • примерный прихожанин, который регулярно посещает храм;
  • убежден, что живет по божьим законам и регламенту священного писания.

Такое сословие относилось к уважаемым людям в обществе, представители занимали руководящие должности. Он все в жизни подчинял Божьим законам:

  • пищу;
  • работу;
  • отдых.

Начало притчи о том, что в храм пришли молиться фарисей и мытарь. С чем обращается к Богу первый, его молитва благодарственная. Он считает себя любимчиком Господа, отличается от других людей погрязших в греховности и нарушающих божьи законы.

Фарисей больше проводит времени в посте, отдает налогов больше десятины, чем положено. Поэтому считает себя ревностным служителем Господу. Его молитва – это перечисление достоинств. Конечно, он совершает добрые дела, но копейка поданная нищему ради выгоды, теряла свою стоимость.

Благодарственная молитва отделяла его от Господа, потому что была наполнена самовлюбленностью. Слово «фарисей» происходит от еврейского глагола «отделяться». Поэтому он ощущает себя завершенным объектом, не такой, как другие люди.

Совершение праведных поступков, соблюдения поста и добро в отношении ближних обесцениваются с мыслью величия над другими. Он не просит милости Господа, он хочет признания своих достижений. Каждый, кто возвышает самого себя, достиг высот, ему не надо развиваться. Фарисей самодовольный человек, конечно, возможно он праведный, но его молитва не покаяния и благодарения, а полная гордости за себя. Становится ли он праведником, когда презрительно осудил мытаря. Он не возносится над другими людьми, но старается себя обелить. «Благодарю тебя, Господи, я не мытарь».

Лучшая статья для Вас, переходите: Сколько апостолов было у Иисуса Христа?

Сборщик унизительных податей не мог глаз поднять. Он считал себя великим грешником и просил только о милости Божьей, так как продался тиранам и служит им. Он не исполняет рьяно законы, но бьет себя в грудь и просит милости Господа. Он унижал себя, открывая пространство для роста. Поэтому уйдет домой оправданным Богом.

Публикации

Кто такие мытарь и фарисей?

Дата:
13.02.2020

МЫТАРЬ — это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы», но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря — «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лк. 19, 1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм — единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф. 9, 11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лк. 18, 9-14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф. 10, 3).

В русском языке в слове «мытарь» ударение на первом слоге! Бытующая в церковной сфере форма «мытарь» могла возникнуть по аналогии со словом «мытарства» и стала «профессиональным неологизмом», как «компас» у моряков, «искра» у водителей или «осужденный» в милицейской среде. 

ФАРИСЕЙ — название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин переводится как «обособившиеся», «отделенные», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении.

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощренными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от саддукеев, верили в воскресение мертвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел).

Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Теги: мытарь и фарисей

Проголосовало: За — 9, против: 1. Общий рейтинг: 8

 

О чем просит мытарь?

Мытарь просит Господа о примирении (таково целевое значение употребленного здесь глагола ʻιλάσκομαι: умилостивить, чтобы восстановить мир). То есть – он не просит ни о чем конкретном – он просит лишь о том, чтобы снова войти в соприкосновение с Богом. О том, чтобы та определенность его, которую он создал своими грехами и которая висит над ним, как крышка гроба, заслоняя его от неба, была снята – и ему снова открылось поле возможностей. Фарисей благодарит за то, что он совершен, то есть – завершён – мытарь же просит о возможности начать.

Толкование в контекстеНо не будем заблуждаться – любая (даже самая правильная и хорошо оформленная) определенность сковывает человека гробницей – о чем и говорит Иисус, сравнивая фарисеев в другом месте с гробами окрашенными, красивыми, внутри которых лишь кости и прах (Мф. 23, 27). Заметим – так удаленные части Евангелия открывают истинное значение друг друга. Но еще больше помогают открыть значение друг друга близкие друг другу евангельские эпизоды – на первый взгляд, разрозненные и даже вызывающие в нас недовольство прерывистостью сюжетного хода. Полагаю, в ряде случаев, плавность сюжетного хода приносилась в жертву именно смысловым стяжениям и соответствиям. Как в случае с притчей о мытаре и фарисее. Ибо сразу за этой притчей у Луки следует эпизод о приносимых к Иисусу младенцах – и слова о том, что только приняв Царствие Божие, как дети, мы можем войти в него (Лк. 18, 17).

Пусть дети идут ко Мне. Карл Блох. Дата неизвестна

Главные сомнения о неделе мытаря и фарисея

Христиане знают многое о ритуалах и обычаях на великие церковные праздники. Однако их правильное толкование таких дат редко дополняется сведениями о неделе мытаря и фарисея.

Можно ли жениться за три недели перед Великим Постом

Желающие пойти под венец хотят знать, можно ли вступать в священные узы брака за три недели до Великого поста. В этом случае все зависит от служителя церкви, к которому жених и невеста обратились с подобной просьбой.

Некоторые священники, придерживаясь традиции, отказывают в венчании на сплошной седмице. Однако в Библии нет четкого запрета по этому поводу, поэтому большинство служителей храма не видят препятствий для соединения двух любящих сердец под сводами Божьей обители. Работники ЗАГСа свой рабочий график подстраивают под великие церковные праздники только тогда, когда они совпадают с официальными выходными.

Вступать в священные узы брака за три недели до Великого поста можно

Следовательно, жениться в этот период можно. Если откажут в просьбе в первой церкви, то стоит потратить время и найти более лояльно настроенного священника.

Нужно ли читать притчу детям

В этом случае ответом станет утверждение, что не можно, а нужно. Библия четко определяет разницу в духовной сущности разных по возрасту поколений. Принято считать, что детская душа освящена крылом и поцелуем ангела. Однако даже у маленького ребенка уже складывается свой характер, который иногда сложно назвать покладистым. Особой привилегией дети наделены перед Богом по причине их возможности расти и развиваться как физически, так и духовно.

Текст притчи и его значение могут быть непонятны ребенку. В этом случае на помощь придет более упрощенная версия библейского повествования, которую без проблем все желающие находят на различных христианских сайтах.

Неделя о мытаре и фарисее в 2019 году — очередной шанс оставить повседневные дела и заглянуть себе в душу. Слова нравоучения с тонким смыслом являются посланием высших сил к людям. Нужно просто понять их смысл, чтобы на чужих ошибках не совершать свои прегрешения.

Значение Недели о мытаре и фарисее

Мытарь и фарисей – две
крайности. Истина в том, что настоящая духовная жизнь – это баланс между
внутренним состоянием и внешней религиозностью. Добрые поступки христианина
должны отражать его смирение, его желание угодить Богу, а не прославиться.

На этом примере Христос учит нас, что главным условием для доброделания является смирение и покаяние, а  основным препятствием – непомерная гордость.

Можно прилежно исполнять всё, изложенное в Уставе: молиться, поститься, делать добрые дела, соблюдать заповеди, – но это не приближает нас к святости и спасению, если продиктовано самолюбованием, если цель всех этих действий – превознести себя, а не стать светочем Божиим.

Что такое по сути и пост, и молитва, и доброделание? Это не плюсики мне, прилежному христианину, не мои заслуги, а мой долг – обязательства перед Богом, свидетельствующие о понимании того, что «вера без дел мертва».

И мытарь, и фарисей показаны нам молящимися. Молитва – разговор с Богом, и главное в этом разговоре – услышать Бога. А услышать Бога я смогу, только смирившись. Именно это чувство, без которого нет ни покаяния, ни милосердия, ни любви, ни духовности, лежит в основе молитвы мытаря. И именно к этому чувству, как главному молитвенному состоянию, приучает нас Церковь. Не случайно, каждое утро христианин начинает со слов «Боже, милостив буди мне грешному».

Там же, где человек
гордится собой, он не только сам не слышит Божьего гласа, но и непременно
осуждает ближнего и наполняет окружающих не Христовой любовью, а своими
«добродетелями» и мнениями.

Календарные тонкости

Статья по теме Великий пост в XXI веке: отказаться от мяса или «Фейсбука»?

Сначала разъясним кажущееся противоречие: между 24 февраля и 18 марта (первым днем поста) — всего три календарные недели в обычном понимании. При этом подготовительный период включает четыре Недели: Неделю о мытаре и фарисее, Неделю о блудном сыне, Неделю о Страшном суде и Неделю Сыропустную. Как это объяснить? Дело в том, что на языке Церкви слово «Неделя» означает на самом деле только один день, а именно — «воскресенье». Считается, что изначально «неделя» происходит от словосочетания «не делати» – не работать, отдыхать, т. е. посвящать этот день Богу. Так вот, весь подготовительный период начинается в воскресный день (Неделей о мытаре и фарисее), заканчивается также в воскресенье (Неделей Сыропустной или Прощеным воскресеньем), включает четыре воскресных дня, но в обычном, календарном смысле длится только 3, а не 4 недели.

Соответственно, Великий пост начинается не с праздничного Прощеного воскресенья, а уже с понедельника после него. В свою очередь первая Неделя в рамках Великого поста выпадает на седьмой день и называется «Торжество православия» (в 2013 году — 24 марта).

О чем просит фарисей?

Поразительно – но он ни о чем не просит! Его молитва – это молитва благодарения, а не молитва нужды; по-видимому, он молится самой совершенной из молитв. И он не приписывает себе заслугу своих достоинств и своей совершенной жизни – он заслугу того, что он все заповеданное исполняет, относит всецело на счет Бога. Он чувствует себя любимцем Бога, созданным иным, чем прочие люди, погрязшие во грехах и не соблюдающие закона. Фарисей же исполняет даже больше, чем требуют закон и регламент: постится больше заповеданного и отдает больше, чем требует закон, согласно которому десятина взималась лишь с урожая и скота (а не со всего приобретенного). Фарисей здесь является как вещь, целиком и даже с небольшим избытком заполнившая свои границы, занявшая положенные ей пределы, полностью осуществившаяся. Вещь, с которой ее Творцу как бы нечего больше делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector