Музей русской иконы в москве

Этапы основания музея на Таганке

Старинные иконы в свою коллекцию Михаил Абрамов приобретал как в российских, так и в зарубежных частных галереях. На его средства покупалось все, что можно было обнаружить стоящего в антикварных салонах. Правда, основная часть экспонатов поступила из нескольких частных коллекций, наибольшие из которых находились в Москве и Санкт-Петербурге. Так, Музей русской иконы пополнился шедеврами, хранящимися в личных коллекциях трех московских художников — С. Воробьева, В. Момота и А. Кокорина.

В 2007 году в Бёрне Михаил Абрамов официально приобрел и легально ввез в Россию 10 икон, похищенных в 1984 году из Великоустюжского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (храм Дмитрия Солунского поселка Дымково). Конечно, приобретатель и не догадывался о непростой судьбе этих икон, написанных в XVI-XVII веках на костромских землях. Они не числились в розыске, так как не было их фотографических изображений. Лишь после экспертизы в Государственном научно-исследовательском институте реставрации удалось узнать историю этих икон. Конечно, Михаил Абрамов передал их в государственное хранилище. В 2008 году в Третьяковской галерее эти иконы были продемонстрированы посетителям на выставке «Возвращенное достояние».

Но и эксперты музея Абрамова однажды выявили среди приобретенных экспонатов украденную некогда в Ростове святыню – резной крест. Он был незамедлительно возвращен государству. Сам Михаил Абрамов осознанно занимается покупкой русских икон за рубежом, прикладывая все силы, чтобы вернуть на родину ценные экспонаты ее великой истории.

Хобби – коллекционирование икон

Рассказывая об этой своей деятельности, Михаил Юрьевич Абрамов сообщает, что в процессе выполнения своих служебных обязанностей, обеспечивая строительство и реализацию (продажу, сдачу в аренду) жилых зданий, офисных помещений, коттеджей, вплоть до целых поселков в Московской области, ему удалось собрать (скопить) солидную сумму денег.

Это привело Михаила Абрамова к размышлениям о том, куда вложить собранные средства. В 2003 году принимает решение, что лучшим вариантом станет приобретение, коллекционирование икон. В этот же год Михаил Юрьевич покупает первые сто образов.

Со слов Михаила Юрьевича Абрамова следует, что интерес к иконам у него начал проявляться еще с детских лет. Его отчим, преподаватель, доктор наук, очень образованный интеллигент, хранил у себя несколько ценных и старинных икон. Родом он был из Сибири. Его предками были зажиточные заводчики, фабриканты. Являлись образованными людьми, меценатами, хорошо разбирающимися в искусстве. Отчим Михаилу поведал об их истории, а также рассказал об иконах, доставшихся ему по наследству.

С 2003 года, с момента покупки древних икон, Михаил Абрамов начинает их познавать. Подробно изучать историю иконописи на Руси и в православии в целом. К процессу коллекционирования и систематизации приобретенных икон постепенно привлекаются известные ученые и специалисты Москвы и Санкт-Петербурга. Они оказывают ему помощь в создании экспозиций и организации выставок.

Рассказывая о своем увлечении, в ряде интервью Михаил Юрьевич Абрамов говорит, что он уверен в духовной силе образов святых. Считает, что иконы оказывали и оказывают влияние на исторический путь России.

Приобретает Абрамов их по всему миру, вступая в переговоры с владельцами частных коллекций, участвуя в торгах на аукционах за границей. Все приобретенные иконы переправляет в Россию. Михаил Юрьевич уверен, что процесс возврата их на Родину – его судьбоносная миссия.

Немного об экспозициях

Летом 2014 года в музее Абрамова открылась новая экспозиция, под которую отвели весь четвертый этаж здания. Посвящена она иконописи XIX-XX веков. Все многообразие поздней русской живописи от краснушек и хромолитографий до монументальных храмовых икон представлены широкой публике. Можно также полюбоваться и строго каноничными старообрядческими иконами, написанными в так называемых «центрах древлего благочестия», которые находились в Твери, Ветке, Москве, в Подмосковье и на Урале. Обширная часть экспозиции была отведена под ознакомление с искусством книжного письма тех лет.

Всего в музее четыре экспозиционных этажа, входы в них имитированы под сейфовые двери. За одной из них находится воссозданная старообрядческая часовня XIX века с литыми и резными старообрядческими крестами, иконами, Евангелие. В вестибюле выставлены остатки старинного иконостаса. Даже буфет располагает предметами старины – на его стенах развешаны древнерусские расписные прялки. Один из экспозиционных залов оборудован под эфиопскую ортодоксальную церковь.

Коллекция

Всего музей Русской иконы насчитывает почти 4500 экспонатов — это самое крупное и значительное частное собрание такого рода в России. Коллекция включает в себя огромный период времени и поражает географическим охватом.

Все наименования в коллекции музея разделены по тематике:

  1. Русская иконопись XIV–XV веков. «Пророк Гедеон», «Чудо Георгия о змие», «Святой Николай архиепископ Мирликийский» и другие.
  2. Иконы Пскова XV–XVI веков. «Воскресение — сошествие в ад», «Омовение ног из праздничного иконостаса», «Святитель Афанасий Александрийский» и др.
  3. Русская иконопись XVI века. «Святой воин великомученик Мина», «Пророк Илья в пустыне, с житием в 14 клеймах», «Архангел Гавриил» и др.
  4. Русская иконопись XVII века. «Воздвижение Креста», «Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре», «Пророк Даниил во рву львином (дверь жертвенника)» и др.
  5. Русская иконопись XVIII века. «Спас Нерукотворный», «Рождество Богоматери», «Ангел Хранитель, со сценами деяний» и др.
  6. Русская иконопись XIX — начала XX веков. «Спас Вседержитель», «Коронование Богоматери» и др.
  7. Греческое и поствизантийское искусство XV–XVIII веков. «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», «Богоявление», «Царские врата» и др.
  8. Византийское прикладное искусство VI–XIV веков. Кресты и подсвечники, элементы внутреннего убранства богатых церквей и храмов того времени.
  9. Русское прикладное искусство XII–XIX веков. Наперсные иконы, медальоны, распятия и прочие предметы мелкой пластики.
  10. Эфиопское христианское искусство. Собрание насчитывает более 2400 позиций: кресты, иконы, картины религиозного характера, рукописные книги и пергаменты, украшения и изделия мастеров того времени из различных материалов.
  11. Античный и позднеримский периоды. Изделия из мрамора и камня, созданные до н. э.

Музей русской иконы

На первом этаже находятся разделы посвященные Эфиопскому христианскому искусству и иконописным центрам XIX–XX веков. На втором — иконопись XIV–XVI веков, XVIII века, мастерская иконописца, Византийское и поствизантийское искусство. На третьем этаже продолжается раздел иконописи XVIII века, а также выставлена коллекция «Русская архитектура в иконе». На этом же этаже расположились научный отдел, хранение и реставрационная мастерская. На четвертом этаже находится коллекция русской иконописи XIX–XX веков, есть библиотека, а также воссоздан интерьер старообрядческой часовни.

Мастерская иконописца, Музей русской иконы

Государственные музеи обеих столиц

Основные памятники изобразительного искусства государства российского хранятся в Третьяковской галерее и Эрмитаже. Но еще о двух музеях Москвы и Санкт-Петербурга следует вспомнить, так как к великому наследию отечественной иконописи они имеют прямое отношение, а в числе их экспонатов — знаменитейшие иконы древних мастеров. Один из них — Государственный русский музей. Иконы среди его экспонатов занимают видное место, но не главенствующее. Находится музей в Северной столице.

Не меньшее отношение к отечественной иконописи имеет и Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенный в Москве. Основанный в 1947 году, он имеет богатую экспозицию и является основным хранилищем великого отечественного наследия изобразительного творчества. В музее выставлена одна из самых почитаемых христианами икона «Владимирской Богоматери», написанная Рублевым в 1409 году.

Служба в армии, продолжение учебы, крещение

Проучившись год, Абрамов был призван для прохождения срочной военной службы в ряды Советской Армии. В 1982 году в городе Ельце в течение шести месяцев проходил обучение в школе сержантов. После ее окончания был направлен служить в Заполярье, на Кольский полуостров. Пробыв в рядах СА положенных два года, был демобилизован, дослужившись до звания «старший сержант».

Возвратившись домой, Михаил продолжил учебу, с 1985 года, на том же факультете, но отдал предпочтение вечерней форме обучения.

В этот же период Абрамов Михаил Юрьевич принимает судьбоносное для себя решение — переходит в православную веру, приняв обряд крещения.

Он рассказывал об этой уникальной иконе с большим чувством

Наталия Горькова, заместитель директора по экспозиционной и выставочной работе Музей русской иконы.

Наталья Горькова

— Мы, сотрудники музея, понимаем, что осиротели и эта утрата невосполнима, ушел великий человек.
Михаил Юрьевич Абрамов – всегда был полон невероятных светлых идей, которые были связаны с созиданием. Если он за что-то брался, загорался чем-то, то пытался убедить абсолютно всех в том, что нужно обязательно подключаться, поддерживать и популяризировать, он умел заражать своими идеями окружающих. Яркий пример – его любовь к древнерусскому искусству. Он увидел и понял для себя его ценность, а затем уже всячески стал распространять в мир эту идею о том, что древнерусское искусство — это наше достояние, культурные и духовные корни и его надо собирать, изучать и сохранять.
Его опыт создания Музея русской иконы – уникальное, беспрецедентное явление.

Причем все свои начинания, порывы он, не будучи искусствоведом, сверял с экспертным мнением специалистов, которых привлекал к работе. Михаил Юрьевич очень тщательно относился к подбору специалистов, доверял только тем людям, которые действительно могут реализовать его идеи, поддерживают их и обладают квалификацией в области искусства, с ним всегда работали люди — единомышленники и профессионалы очень высокого уровня.

Создавая коллекцию, Михаил Юрьевич обращался к ведущим ученым в области древнерусского искусства — таким, как Лев Исакович Лившиц, Энгелина Сергеевна Смирнова и другим крупным ученым их уровня. Михаил Юрьевич был не только собирателем и создателем прекрасного музея, он также финансировал исследования ученых-специалистов по древнерусскому искусству, издавал их труды.

Спасал иконы от затворничества. Погиб основатель частного Музея русской иконы Михаил Абрамов

Ему был дорог весь музей, безусловно. Но были и какие-то внутренние предпочтения. Например, Михаил Юрьевич очень любил греческую икону Божьей Матери Гликофилуса, написанную критским мастером в поствизантийскую эпоху. Этот образ был ему чем-то лично дорог, он любил проводить экскурсии и именно в греческом зале подробно, с большим личным чувством рассказывал об этой уникальной иконе.

Но в целом его личные предпочтения были связаны именно с древнерусским искусством, искусством XIV-XVI веков

Хотя с большим уважением относился и к более поздней иконе, но для него всегда было очень важно, чтобы у нас в собрании были иконы периода расцвета иконописи на Руси

Мне кажется, каждый, кто впервые сталкивался с Михаилом Юрьевичем, понимал — это необычайно волевой, сильный человек, который старается сделать так, чтобы всем людям вокруг него было комфортно, удобно, хорошо

На открытии выставок он акцентировал внимание на том, чтобы все гости были довольны и впечатлены событием. Он был гостеприимным человеком широкой души

Мы понимаем, что музей был личным детищем Михаила Юрьевича и что теперь, наверное, наступают сложные времена. Но весь наш коллектив будет делать все возможное, чтобы сохранить музей, тем более, что он имеет культурный и научный вес, известен, сотрудничает с Третьяковской галереей и Музеем древнерусского искусства имени Андрея Рублева и другими крупными музеями.

Последняя инициатива Михаила Юрьевича – поддержка региональных музеев, проект «Выставка одного шедевра» — когда из регионов привозились малоизвестные шедевры и представлялись на московской площадке – в Музее русской иконы – в сопровождении прекрасного издания, посвященного представленному шедевру. Все это Абрамов полностью финансировал сам.

Музей – невероятный огромный вклад одного человека в популяризацию, сохранение и изучение древнерусского искусства и его обязательно надо сохранить!

Он не вывозил капиталы за границу

Андрей Анисимов, заслуженный архитектор РФ, академик Академии Архитектурного Наследия, член-корреспондент Международной Академии Архитектуры

Андрей Анисимов. Фото Анна Гальперна

— Первое знакомство с Михаилом Юрьевичем Абрамовым состоялось почти год назад, когда проходила выставка старообрядческих икон из коллекции музея. Но музей я знал и интересовался им и раньше – приходил и на выставки, и на мероприятия, которые там проводились.

Музей – по-настоящему уникальное явление, в наше время так вот добровольно мало кто меценатствует. Он не вывозил капиталы за границу, не скупал бесконечно недвижимость, как это обычно принято, а вкладывал в нашу культуру, в людей. Его музей – бесплатен, доступен для всех и с потрясающими экспозициями.
Причем Михаил Юрьевич, любя и ценя древнерусское искусство, не зацикливался только на нем. Так, в музее очень интересная коллекция эфиопской иконы.

Можно представить себе, сколько это требует не только средств, но самое главное, — того, что называют креативом и большой, светлой и ясной цели в жизни. Сейчас это редкость. Сейчас нужно вызывать людей в высокие кабинеты для того, чтобы им объяснить — нужно что-то оставить в стране.

Как мы помним Третьякова, так, я уверен, все будут помнить и Абрамова. И, мне кажется, что нужно присваивать этому музею его имя, и, понятно, сохранять и развивать этот музей.

Подготовила Оксана Головко

Православные храмы – живые музеи иконописи

Сколько православных храмов по всей стране – всех не счесть, и в каждом иконы. Конечно, большая часть и храмов, и находящихся в них святынь имеют лишь относительную ценность, больше для изучения художниками, а не историками. Те церкви, которые обладают истинными шедеврами, всячески оберегают свои ценности для нескольких десятков постоянных прихожан, но ни за что не согласятся передать их в музеи, где их могли бы увидеть тысячи ценителей старинного искусства. Упрекнуть священников в отсутствии патриотизма никак нельзя – вверенным им храмам необходимы эти иконы. Русский музей, даже самый маленький, располагает несколькими бесценными экспонатами, но не каждая церковь может похвастаться даже одной иконой, имеющей большое историческое и культурное значение. Хотя, если справедливо рассудить, для чего они писались, если не для того, чтобы служить прихожанам вдохновением для молитв?

Михаил Абрамов — предприниматель и меценат

Поддавшись перестроечным настроениям, Михаил в 1985 году организовывает сеть кооперативов по пошиву изделий из меха и кожи. В 90-х кооперативы начинают прекращать свое существование. Поэтому молодой предприниматель в 1991 году начинает работать в , занимающейся строительством зданий в Москве, а в 2000 году он становится заместителем генерального директора этой компании. Занимаясь строительством коттеджей, офисов, жилых зданий и целых поселков, Абрамов накопил внушительную сумму. Перед ним встал вопрос, куда вложить деньги. Ни минуты не сомневаясь, он остановил свой выбор на иконах и сразу приобрел их несколько сотен. Михаил Юрьевич считает этот поступок самым главным в своей жизни.

С 2003 года Михаил всерьез начал заниматься изучением и коллекционированием древних икон. Эта работа вскоре принесла результат. Именитые ученые и квалифицированные специалисты Санкт-Петербурга и Москвы помогают Михаилу Юрьевичу в организации выставок и экспозиций собранных коллекционером икон.

Так на выставке «Возвращенное достояние» были представлены иконы, возвращенные в Третьяковскую галерею. На выставке «Шедевры Древней Русской Иконописи» была представлена коллекция икон XIV-XVI веков 23 известных во всем мире коллекционеров. М.Ю. Абрамов твердо убежден, что иконы, а не известные произведения отечественной живописи сыграли решающую роль в понимании Западом России. Меценат всячески стремится вернуть народное достояние на историческую Родину, приобретая иконы на аукционах, в частных коллекциях и антикварных салонах Запада. У Михаила Юрьевича душа болит за то, что иконы, исконно русское наследие, потихоньку уплывают из России.

Правила посещения экскурсий

  • Из-за небольшого размера помещения экскурсия «Мастерская иконописца» по-прежнему ограничена 5 людьми в группе.
  • Вход на экскурсии осуществляется по спискам. Подтверждение регистрации – это письмо, которое отправляется при бронировании на сайте, или подтверждение от экскурсионного отдела музея () в электронном или бумажном формате.
  • Все экскурсии по музею бесплатные, по предварительному заказу, в группах до 10 человек.
  • Если количество мест, забронированных на имя организатора, не совпадает с фактическим количеством (2 места забронированы, но пришли 3 и более человек), незарегистрированные посетители не допускаются к участию в экскурсии.

Подробности на официальном сайте: http://new.russikona.ru/

Начало предпринимательской и деятельности, карьерные достижения

С учетом того что учился Михаил вечером, все остальное время он занимался предпринимательской деятельностью. С 1985 года, пользуясь периодом «Перестройки», создает ряд кооперативов, которые занимаются пошивом меховых и кожаных изделий.

Этой деятельностью он занимался до начала девяностых годов XX века.

В 1991 году находит для себя новое применение — переходит на работу в Московскую страховую , начинает трудиться там в структурах, занимающихся строительством сооружений в столице и Московской области.

В ней он достаточно быстро и успешно начинает продвигаться по карьерной лестнице, став в 2000 году первым замом генерального директора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector