Радоница

Что нужно брать с собой

Вопреки сложившемуся расхожему представлению, искусственные цветы и венки – сосем не то, что нужно нести в Родительский день на погост. Гораздо важнее посадить на могилке живые цветы, а на прилегающей территории – растения, кусты и деревья. Они символизируют вечную жизнь и более предпочтительны, чем венки и корзины из пластика. Однако в народе сложился обычай нести именно эти предметы, поскольку, в отличие от живых букетов, они сохраняются дольше и не вянут.

Для справки!

  Закончится ли коронавирус к лету 2020 в России

Есть традиционные правила, диктующие, что класть на свежие могилы. Принято приносить гвоздики – для воинов, ветеранов, черные розы – трагически погибшим, лилии – невинным девушкам, хризантемы – друзьям или дальним родственникам.

Их можно применять в Родительскую субботу, или сажать многолетние цветы, которые приняты в этих случаях – маргаритки, анютины глазки, многолетние растения с декоративными листьями, кусты роз или сирени.

Есть отдельные правила, которых придерживаются при посещении могил близких. Что можно принести, диктуется полом и возрастом. Например, ребенку несут игрушку, любимую вещицу, пожилому человеку то, чем он дорожил, – чашку, статуэтку, букет с парным количеством цветов.

Еду не запрещено приносить на кладбище. Ее можно съесть, раздать нуждающимся, случайным людям, прохожим, при этом попросить помолиться за успокоение души, обязательно называя имя покойного. Тем более что раздавать можно только продукты и вещи, но не деньги.

Читайте еще: Можно ли играть свадьбу в пост перед Пасхой в 2020 году

Продукты можно давать не только с накрытого столика, но и купленные в супермаркете и разложенные в кулечки. Нельзя ни оставлять еду на могиле, ни выливать на нее принесенный с собой алкоголь, и тем более оставлять запечатанную бутылку.

Люди, убежденные, что делают это по церковным традициям, на самом деле впадают в язычество. По уверениям экстрасенсов, на кладбище лучше не есть, не пить и даже не курить, поскольку земля и воздух пропитаны негативной, некротической энергетикой.

Из этих соображений беременных, недавно родивших женщин, маленьких детей на кладбище не берут. Но если для них ответ на вопрос, можно ли ходить на кладбище отрицательный, непонятно, почему считается, что еда над могилами – не только разрешенное, а и богоугодное дело.

Можно спокойно взять в родительскую субботу для посещения кладбища:

  • живые цветы, срезанные или выкопанные, для посадки;
  • атрибуты, предусмотренные специально для определенного родительского дня, например, свежую зелень на Троицу, пасхи и яйца на Радоницу;
  • инструменты для уборки и посадки растений;
  • ветошь для протирания, ненужную, но не из ношенной одежды;
  • продукты с длительным сроком хранения для раздачи нуждающимся;
  • сувениры и памятные вещицы, принадлежавшие покойным, которые можно оставить для собственного спокойствия, чтобы не предаваться дома печальным воспоминаниям.

Совет! 

Посещение храма, приглашение священника и обращение к Богу с просьбой о помиловании, сделают гораздо больше, чем шумное застолье, продукты и алкоголь, съеденные, выпитые или просто оставленные на могиле. Желаемый результат достигается при раздаче милостыни нуждающимся людям.

Церковные традиции: молитва и никакой еды

Церковь застолье на кладбище в день поминовения усопших не приветствует. По нескольким причинам. Во-первых, по мнению священнослужителей, поминать умерших – значит, прежде всего, молиться за них, вспоминать их добрым словом, а не устраивать пьянку на их могилах. Во-вторых, отмечают они, оставленные на кладбище еда и выпивка привлекают бездомных людей и бродячих животных, и единственное, что может произойти после подобных посещений, это осквернение могил.

Поэтому на Радоницу церковь рекомендует верующим сходить в храм на Божественную литургию и помолиться за тех, кого уже нет рядом, затем отправиться на кладбище, прибраться на могилах (причем уделить внимание не только местам захоронения родных и близких, но и бесхозным могилам, за которыми некому ухаживать) и освятить их

Описание и особенности

Если строго следовать православным правилам, в этот день нельзя приносить на кладбище пищу, особенно алкоголь, устраивать шумные посиделки. Эта традиция уходит в дохристианские времена, когда славяне особым образом почитали умерших родственников, устраивая на кладбищах веселые гуляния с яствами и горячительными напитками. Такой праздник назывался у язычников Навий день. Они верили, что души умерших приходят веселиться вместе с ними.

С принятием христианства этот праздник приобрел иное значение. Считается, что в этот день усопшие празднуют Воскресение Христово, радуясь, что Иисус Христос своей жертвой даровал им вечную жизнь. Приходя к могилам родственников, люди как-бы разделяют эту радость с ними. Нельзя скорбеть в этот день, ведь души умерших тоже почувствуют вашу скорбь. Этот праздник призван помочь безутешным родственникам и друзьям покойного в облегчении их грусти. Он напоминает, что их любимый усопший перешел в лучший мир, ему дарована вечная жизнь и вечное спокойствие, все его невзгоды и печали остались позади в нашем мире.

Также Радоница символизирует конец запрета на поминовение усопших, которое начинается с Великого четверга. Считается, что в эти дни нельзя упоминать о смерти, в храмах не совершаются литургии по усопшим, ведь Пасха – это символ победы над смертью, скорбью и печалью. Радоница, строго говоря, не является «официальным» церковным праздником. В церкви не проводят никакой особой заупокойной службы. Однако часто в этот день священники посещают кладбища и читают Акафист об упокоении усопших и особые заупокойные молитвы.

При посещении могилы на Радоницу, необходимо:

зажечь свечу;

прочитать молитву;

вспомнить своего любимого почившего с радостью;

повспоминать его светлые стороны и приятные моменты его жизни и общения с ним.

Читать заупокойные молитвы очень важно, это самое главное, что вы можете сделать для своего близкого, ведь души умерших не могут совершать добрых дел, чтобы получить милость от Господа Бога. Категорически запрещается говорить о покойном плохие вещи, обсуждать его дурной характер и т

д. Также нельзя лить на могилу водку, поскольку это осквернит память усопшего. Священники выступают и против принятия пищи на кладбище и оставления на могилках яиц, конфет, куличей и прочего. Лучше раздать их бедным и нуждающимся.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

С использованием материалов zavet.ru

Радоница в 2022 году – 3 мая, в этот день рекомендуется вспомнить об усопших, посетить кладбище и помолиться.

  • Радоница: день уставших ног и большого веселья
  • Радоница: о тайне, требующей уважения

Как относиться к могиле православного христианина?

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище

Вполне понятно, как поминать усопших на Радоницу в церкви. Другое дело – как это сделать на кладбище? На родительский день принято непременно посетить могилу и навести там полный порядок.

Возможно, лучше даже приехать за день до того. Особенно, когда предстоит много работы  – заменить или покрасить оградку, подкрасить крест, очистить холмик от травы, положить искусственный газон, вымыть памятник и т.п.

Однако само поминовение усопших близких допускается никак не раньше второго вторника после Пасхи – т.е. именно на Радоницу. По православной традиции по мере приближения к могиле нужно зажечь свечу, после чего прочитать акафист или молитву, как подскажет сердце.

Мысленно ли это делает человек, вслух ли – дело его. Опять же главное – это искренность и личное желание. Ну а после молитвы можно навести полный порядок на месте и побыть немного в молчании.

Скорбные чувства охватывают в такие минуты – горечь утраты, возможно, даже обида, душевная рана. Но мир не черно-белый, и есть в нем бесконечное множество разных тонов и полутонов.

Светлая волна Радоницы тоже, несомненно, дает о себе знать. Человек бессмертен, и однажды он воскреснет.

Конечно, нам не стоит предаваться безмерной скорби – жизнь сильнее смерти, и это уже давно показал Христос. Столь светлый отголосок Пасхи дает о себе знать даже в эти минуты.

Что можно нести на Радоницу на кладбище

Священники напомнили, что в этом году из-за распространения коронавирусной инфекции во всем мире, и в России в том числе, лучше отказаться от посещения кладбищ и храмов. Помолиться можно дома. Кроме того, можно подать записку об упокоении на официальных сайтах российских храмов.

Поминальный день получил свое название от слова «радость». Это достаточно символическое название, так, как в этот день принято отправляться на могилы покойных родственников, чтобы принести им радостную весть о том, что Христос Воскрес. Предки считали, что Радоница является Пасхой для мертвых.

В поминальный день все россияне, не только верующие, но и те, кто далек от церкви, отправляются на могилки покойных родственников. Многие приглашают священников, чтобы те могли на кладбище отслужить литию.

Россияне на поминальный день приносят на могилы угощения для покойников. Это могут быть крашенные яйца, пасхи, различные сладости. Угощения принято не только оставлять на могилках, но и отдавать детям или беднякам.

Распитие спиртных напитков на кладбище церковь строго осуждает, так, как не считает, что могилки являются подходящим для такого действия местом.

В этом году из-за коронавируса придется отказаться от многих традиций и обычаев. Поминать родных россияне будут дома. Стоит помнить, что покойникам важна в первую очередь молитва за их души, а не присутствие на кладбище, а помолиться каждый может дома, главное – это сделать все от души.

Что нести на кладбище на Радоницу

Это еще один интересный вопрос, на который, казалось бы, есть очевидные ответы, до сих пор живущие в народной памяти. Из года в год в этот святой день люди ходят на кладбище не с пустыми руками.

Считается правильным приходить на могилу с символическим набором продуктов – крашеными яйцами, куличом, а еще с бутылкой алкоголя (в большинстве случаев водки). В народе даже принято называть Радоницу «Пасхой для умерших».

На самом деле этот обычай имеет древние языческие корни. Достаточно вспомнить легендарные описания тризны, которую всегда устраивали во время похорон какого-то знатного человека, прославленного воина, дружинника. Да и в советское время, когда народ постигло тяжелейшее испытание войны, принято было поминать павших солдат граненым стаканом водки и кусочком хлеба.

Однако с церковной точки зрения поддерживать эти традиции не вполне правильно. Более того – представители церкви считают, что прием алкоголя противоречит принятым канонам, ведь мы говорим именно о дне памяти, а не о радостном торжестве.

Например, на ту же Пасху можно и даже нужно выпить немного красного вина, а вот на Радоницу принимать горячительные напитки дома или тем более на кладбище возбраняется.

Что нельзя делать на Радоницу

Мы можем найти не так уж и много житейских ситуаций, когда церковь занимает достаточно определенную, даже категоричную позицию по запретам тех или иных действий. Случай с Радоницей полностью подходит под это описание.

Да, мы знаем довольно много народных представлений о «правильных» поминках, но христианские взгляды здесь существенно отличаются.

Пища и водка на кладбище в Радоницу

Православие не считает нужным организовывать поминки, как принято в народе, с помощью пищи и алкоголя, которые приносят и ставят на могиле. Эта традиция имеет давние языческие и отчасти советские корни.

Тогда на место захоронения погибших воинов ставили граненый стакан водки, на который клали кусочек хлеба. В самом этом жесте нет ничего предосудительного, ибо люди таким образом выражают свое уважение – они поминают близкого человека.

С другой стороны, не секрет, что если рюмка налита, ее непременно кто-то выпьет. Возможно, алкоголь употребит сам наливший, а после поминовения на могилу вообще может заглянуть посторонний человек. К тому же на еду могут прибежать собаки или хуже того – крысы.

Получается, что мы стараемся поступить от всего сердца – помянуть человека, отдать ему последнюю дань уважения. Но последствия использования пищи и особенно алкоголя (к тому же крепкого) на могиле не вполне соответствуют нашей благородной цели.

Впрочем, это не лишает возможности пожертвовать всю еду нуждающимся, которые могут быть в том числе и на кладбище. Отдайте яйца и пасочку любому человеку, как подскажет сердце. Возможно, он и сам об этом попросит, а может быть, все будет понятно и без слов – это самая удобная ситуация.

Конкретных рекомендаций и правил тут нет, вот только одно условие: милостыня подается от чистого сердца. И конечно, речь не идет об алкоголе.

Мы ведь говорим именно о нуждающемся, о его нужде. А алкоголь, как ни крути – это ложная потребность, то, без чего вполне можно прожить здоровым и счастливым, тем более в день Радоницы.

Официальные представители церкви охотно делятся православной точкой зрения о том, как правильно поминать усопших на Радоницу. Священники единодушны в том, что традиция поминовения с помощью алкоголя и оставления на могиле еды не имеет отношения к православию.

Поэтому лучше прислушаться к православной точке зрения, если есть желание правильно помянуть усопшего человека.

Застолье дома на Радоницу

Это еще один вопрос, который часто задают в связи с тем, как правильно поминать усопших на Радоницу. Конечно, в народе живет и, очевидно, долго будет жить обычай устраивать поминальный стол, на котором присутствует в том числе и алкоголь. Нередко получается так, что водку начинают принимать на могиле, после чего продолжают питие уже дома.

Разумеется, горячительный напиток расслабляет человека, в результате чего, хочет он того или нет, начинает постепенно терять контроль над собой. Ситуации могут быть всякими – кто-то скажет лишнее, кто-то отреагирует на замечание с некоторой обидой.

Конечно, это ситуации воображаемые, но ведь они могут стать и реальными. Не говоря уже о том, что спиртное веселит и тело, и душу. А эта энергетика уж точно полностью противоречит скорбному дню Радоницы.

Мир живых и мертвых отделен непроходимым барьером, но однажды каждый преодолеет его. К этому вечному закону природы можно относиться по-разному. Однако в любом случае бессмертная суть человека, та самая неуничтожимая частичка продолжает жить. Имя ей – душа.

И именно ее мы и поминаем как на Радоницу, так и в другие дни, как подскажет сердце. А чтобы не омрачить память усопшего, будем действовать по-христиански и, если угодно, по-человечески: это и есть главный ответ на вопрос о том, как правильно поминать родных.

Повязывали фартуки и «христосовались»

Придя на кладбище, белорусы первым делом прибирались на могилах всех своих родных и повязывали на кресты и памятники специальные ритуальные атрибуты: белый венок на месте захоронения молодой девушки, белый фартук – на могиле женщины, белый рушник – на могиле мужчины.

Возле каждого креста или памятника ставили блюдце и рюмку, накрытую кусочком хлеба, на блюдце выкладывали красное пасхальное яйцо, кусочек домашней колбасы (или еще что-то мясное), домашнее печенье, конфету. Также на могилы было принято класть самодельные искусственные цветы, причем, обязательно НЕЧЕТНОЕ их количество, так как именно непарность символизировала разъединение, разрыв и одиночество.

Только после того, как были сделаны пожертвования мертвым, живые тоже могли приступить к поминальной трапезе. Люди отправлялись к месту захоронения родственника, который умер последним или одним из последних, и накрывали поминальный стол прямо на его могиле.

В некоторых регионах Беларуси было принято «христосоваться» с мертвыми: пасхальным яйцом проводили по надмогильному холмику, потом очищали его от скорлупы (ее клали прямо на могилу), разрезали яйцо на столько частей – сколько людей присутствовало у могилы, и съедали. Затем самый старший из присутствовавших наливал водку в единственную рюмку, которую брали с собой на кладбище из дома, треть выливал через руку на могилу, треть выпивал сам, а оставшуюся оставлял в рюмке, доливал в нее водку и передавал следующему. В конце водку просто выливали на могилу.

Вернувшись с кладбища, многие приступали к полевым работам. Считалось, что, если на Радоницу вывезти хотя бы воз навоза в поле или огород, год будет урожайным. А вот если начать работать на земле до Радоницы, можно навлечь на себя не только неурожайный год, но даже смерть кого-то из близких.

Что нужно делать на Радоницу дома, если нельзя посещать кладбища из-за коронавируса

В Московской епархии рекомендуют отказаться от посещения кладбища в поминальные дни. Власти на местах также просят людей не приезжать в поминальные дни. Однако это не говорит о том, что не нужно поминать усопших родственников.

Россияне, которые не поедут на кладбище на Радоницу могут вспомнить о своих родных дома. Можно взять кулич поставит его рядом с иконами и обратиться к Господу в молитве, попросив воскресить своих родных в тот день, когда Господь придет на Землю.

Самое главное для человека, чтобы он вспомнил о своих покойных родственниках и близких людях на Радоницу и в целом на поминальные дни. А на кладбище можно поехать в любой другой день, как это принято посидеть, вспомнить, обратится мысленно к усопшему человеку.

В этот день принято служить в церкви панихиды. Однако в условиях распространения коронавируса священники не рекомендую посещать храм. Однако если человек все-таки решил прийти в церковь, он должен быть в маске и обязательно соблюдать дистанцию.

Народные традиции: стол на могиле

Исследования белорусских этнографов указывают на то, что к собственной родовой памяти белорусы всегда относились очень бережно, потому как верили, что без почитания и сохранения прошлого невозможно построение будущего

Поэтому обряды, связанные с почитанием предков, сопровождали все праздники белорусов, а уж поминальным дням и вовсе уделялось особое внимание. Как белорусы праздновали в частности Радоницу, подробно описано в книге «Колесо времени: традиции и современность» известных белорусских этнографов Янки Крука и Оксаны Котович

«Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: «На Радаўніцу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць», – описывают краткое содержание традиционного поминального дня наших предков этнографы. И отмечают, что приготовления к празднованию Радоницы начинались с самого раннего утра с готовки необходимых ритуальных блюд. Затем вся семья одевалась в праздничные одежды, укладывала в специальную корзину еду и отправлялась в храм, а оттуда – на кладбище.

Посетить могилы предков в этот день старались все члены семьи за исключением беременных женщин: им принимать участие в любых поминальных и похоронных мероприятиях запрещалось.

Значит, если человек умер накануне Пасхи, его неделю нельзя отпеть?

Нет, можно.

Казалось бы, действительно – неужели нужно изображать радость только потому, что радуются все христиане, тогда как у нас личное горе? Разве горе может подождать?

На Светлую неделю погребают и совершают отпевание, но – особым чином, который разительно отличается от обычного отпевания. Таинство начинается с пения Пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав». Также поются стихиры Пасхи, пасхальный канон, обычное «Господи, помилуй» на ектенье – поется праздничным распевом, звучит пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» и т.д. Такой особый чин отпевания – радостный – совершается на Светлой седмице, как сказано в Требнике, «величия ради и чести светлого праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник».

На Светлой седмице, к примеру, отпевали в 1993 году в Оптиной пустыни убитых на Пасху монахов – иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима. Вот как об этом вспоминает Нина Павлова, автор книги об убиенных оптинских монахах «Пасха Красная»:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector