«утро в сосновом лесу». иной взгляд на шедевр шишкина

Содержание:

Интересные сочинения по картинам

  • Кустодиев Б.М. Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в г. Астрахани. Стать художником его вдохновило посещение в детстве выставки передвижников. Находясь в Академии, Б. М. Кустодиев обучался у величайших мастеров
  • Сочинение по картине Оттепель Васильева 4 класс На переднем плане полотна изображена проселочная дорога. Не смотря на то, что весь пейзаж выполнен в темных тонах, угадывается время года – ранняя весна.
  • Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс описание Иван Антонович Тихий, уникальный русский художник, который написал картину «Аисты», она до сих пор удивляет всех художественных критиков своим величием и натуральностью
  • Сочинение по картине Васнецова Царевна-несмеяна Российский живописец Виктор Михайлович Васнецов написал свою картину «Несмеяна-Царевна» в период с 1916 по 1926 год. Некоторые критики высказывают мнение, что полотно отражает положение России в то время.
  • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка (описание) Сказочную иллюстрацию, к хорошо знакомой нам всем сказке Иван-царевич и царевна-лягушка, нарисовал Иван Яковлевич Билибин (3 класс)

Почему картину «Утро в сосновом лесу» называют «Три медведя»?

Находящаяся в Третьяковской галерее картина художника Шишкина и Савицкого «Утро в сосновом в лесу», часто называют просто «Три медведя». Хотя животных на холсте четыре. По одной из версии, причиной такого названия картины стал, что? (Слово из 6 букв)

«Утро в сосновом лесу» — это картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал на этой картине медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.

Почему картину Шишкина и Савицкого «Утро в сосновом лесу» называют «Три медведя»?

В семидесятых годах девятнадцатого века предприимчивые немцы Эйнем и Гейс построили в Москве кондитерскую фабрику, которая выпускала очень качественные конфеты, печенье и прочую подобную продукцию. Чтобы увеличить сбыт, было придумано рекламное предложение: на фантиках печатать репродукции русских картин, а на обороте – краткие сведения о картине. По легенде, на фантике смогли поместиться лишь три медведя. По аналогии с конфетными фантиками название «Три медведя» в народе закрепилось и за картиной Шишкина и Савицкого. Хотя на самом деле на фантике изображены четыре медведя.

Ответ в игре: фантик (6 букв).

Утро в сосновом лесу — это… Что такое Утро в сосновом лесу?

«У́тро в сосно́вом лесу́» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.

Экспозиция

Картина пользуется популярностью благодаря занимательному сюжету. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы, увиденное художником в Беловежской пуще. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Мы являемся наблюдателями за дикой природой и её обитателями.

История

Шишкину замысел картины подсказал Савицкий. Медведей написал Савицкий в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Интересные факты

  • Большинство россиян называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».
  • Еще одно ошибочное обиходное название — «Утро в сосновом бору» (тавтология: бор — это и есть сосновый лес).

Примечания

  • Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / Сост. И. Н. Шувалова — Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1978;
  • Аленов М. А., Евангулова О. С., Лившиц Л. И. Русское искусство XI — начала XX века. — М.: Искусство, 1989;
  • Анисов Л. Шишкин. — М.: Молодая гвардия, 1991. — (Серия: Жизнь замечательных людей);
  • Государственный Русский музей. Ленинград. Живопись XII — начала XX века. — М.: Изобразительное искусство, 1979;
  • Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. — Ленинград, 1971;
  • Лясковская О. А. Пленер в русской живописи XIX века. — М.: Искусство, 1966.

«Утро в сосновом лесу» картина Шишкина

«Утро в сосновом лесу» — картина, которую знает каждый школьник в нашей стране. Эту же картину также знают под другими названиями — «Утро в сосновом бору» и «Мишки в лесу». Картина стала известна ещё и благодаря тому, что долгое время сюжет с мишками украшал фантики известных конфет «Мишка косолапый» от кондитерской фабрики «Красный октябрь». Также фабрика выпускала шоколад «Три медведя» с картиной «Утро в сосновом лесу», при том что мишек на картине и обёртке было четыре. Это стало поводом для рождения ещё одного названия картины, которое бытовало и до сих пор бытует в народе — «Три медведя».

«Утро в сосновом лесу» — картина великого русского художника Ивана Шишкина (1832-1898) в соавторстве с великим русским художником Константином Савицким (1844-1905). Иван Шишкин — всемирно признанный, непревзойдённый художник-пейзажист. На картине он создал необыкновенный по красоте и реализму сосновый лес или сосновый бор. Константин Савицкий написал медведей. Часто имя Савицкого никак не фигурирует в причастности к написанию шедевра русской пейзажно-анималистической живописи, и связано это с тем, что Павел Третьяков, который приобрёл полотно для своей коллекции, стёр его подпись, в результате чего осталась лишь подпись Ивана Шишкина.

Невероятно красивая картина оказывает на зрителя необыкновенное воздействие. Пейзаж выполнен настолько профессионально, что у зрителя возникает практически то же самое впечатление, если бы он действительно оказался в том самом месте, посреди красивого соснового леса, где на стволе поваленной старой сосны играют медвежата. Пейзаж был увиден и записан Иваном Шишкиным на острове Городомля (остров на озере Селигер). Ранним утром солнечный свет пробивается сквозь кроны и освещает вековые деревья и лесные овраги. Солнечный свет будто бы приоткрывает перед зрителем тайну леса, выхватывает сюжет из жизни дикой природы.

Константин Савицкий изобразил фигуры медвежат, и сделал это так удачно, что зритель, не зная истории картины, ни за что не догадается, что картину рисовали два художника. Пейзаж Шишкина и медведи Савицкого выглядят так гармонично, что Савицкий расписался на картине вместе с Шишкиным. Своим родным Савицкий сообщил: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю». После покупки картины в собрание Третьякова, основатель Третьяковской галереи, предприниматель и меценат Павел Михайлович Третьяков снял подпись Савицкого. Этот поступок он объяснил так: «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Сочинение по картине Утро в сосновом лесу (бору) Шишкина

И.И.Шишкин — известный и величайший художник XIX века. Среди других пейзажистов ему без сомнений принадлежит первое место. В его картинах каждый может увидеть его любовь к своей Родине. Лишь он способен настолько красиво и необыкновенно показать природу во всех её красках. Шишкина всегда привлекала красоты природы, и он отображает её превосходство на своих холстах. Но есть у него и самая знаменитая картина «Утро в сосновом лесу», написанная в 1889 году.

На представленной картине мы наблюдаем рассвет в лесной чаще. Солнце ещё невысоко, оно озаряет верхушки сосен. Сосновый лес только начинает пробуждаться, всё окутано густым и необъятным туманом. Бурая мама медведица вывела своих непослушных медвежат на прогулку. Сытые и довольные дети резвятся на открытом воздухе и дурачатся. Двое самых смелых и отчаянных медвежат решили залезть на ствол дерева. Они пытаются вскарабкаться на дерево и удержать своими лапами. Малыши небольшие, по сравнению со своей грозной и великой, но в то же время заботливой матерью. В лесу ночью прошла гроза и оставила после себя некоторые последствия. Ствол сосны упал, ударился о корягу и переломился на две части. Теперь он стал отличным местом для весёлых игр медвежат. Третий медвежонок стоит на задних лапах на поваленной сосне. Он пока не отважился забраться к своим братьям и смотрит куда-то вдаль. Медвежонок навострил свои ушки и прислушивается. Вероятно, он за чем-то наблюдает. Медведица, как настоящая любящая и заботливая мать пристально смотрит за своими непослушными малышами. Она никогда не оставит своих родных детей в беде и всегда будет защищать их. Можно заметить, что место достаточно глухое. Здесь не наблюдаются поселения людей, а это значит, что малыши и мама чувствуют себя в безопасности.

Полотно представлено в зелёных тонах, что гармонично сочетается природой.

Когда твой взгляд падает на картину, ты как — будто погружаешься в неё. Дикая природа, зелёный лес и только что начавшийся рассвет— всё это ты ощущаешь, будто бы происходит при тебе. Ты слышишь пение лесных птиц, шорох листьев и звуки, которые издают животные. Картина изображена очень реалистично, медвежата и медведица кажутся такими хорошими и дружелюбными. Если посмотреть на полотно, то возникает чувство радости, ведь эти медведи так естественно смотрятся в своей среде обитания.

`

Образы богатырей

Как я уже заметила, натурщиков для этого сложного произведения Васнецов искал всюду. Прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, живший во Владимирской губернии. Именно этот человек позировал живописцу для этюда 1883 года.

Крестьянин Иван Петров, проживавший во Владимирской губернии, 1883 год.Этюд к картине «Богатыри»

Но как истинный творец, Васнецов не мог успокоиться, отыскивая новые типажи и пробуя менять образ Ильи, богатыря, что оказался самым сложным в портретном решении. В других зарисовках и этюдах художника можно увидеть образ, взятый с натуры кузнеца из Абрамцева или извозчика, встреченного Васнецовым в Москве. Сам мастер писал:

А вот личности натурщиков Добрыни и Алёши так и остаются загадками. Многие искусствоведы полагают, что в чертах Добрыни Никитича художник мог изобразить самого себя. Несмотря на то, что в былинах этот богатырь всегда описывается молодым силачом, Васнецов решил показать его зрелым мужчиной. Не исключено, что некоторые черты он списал с самого себя, создав таким образом некий “автопортрет”.

Описание картины Ивана Шишкина “Утро в сосновом лесу”

Картина Ивана Шишкина “Утро в сосновом лесу” является одной из самых известных работ этого замечательного русского художника-пейзажиста. И в самом деле: автором такого шедевра мог стать только человек, испытывающий бесконечную любовь к природе и в совершенстве чувствующий её тонкую душу. Этюды к картине художник писал на острове Городомля на озере Селигер. Художник с большим мастерством смог передать чувства и настроение маленьких медвежат, которые играют и резвятся в лесной чаще.

Четыре медвежонка – главные герои картины Ивана Шишкина. Забыв обо всем, они веселятся на поляне с упавшим деревом посередине. Двое из них взобрались на него, третий пытается попасть к ним. А четвёртый не принимает участия в играх братьев, он задумчиво смотрит вглубь леса. Задний план картины – это дремучий лес, окутанный туманом.

Художнику очень хорошо удалось передать некую сказочность и таинственность леса, так что не только играющие медвежата, даже сами деревья начинают казаться живыми. Этой картиной Иван Шишкин ещё раз подтвердил свою любовь к русской природе и лесу в частности.

С этой работой связана интересная история: дело в том, что Иван Шишкин нарисовал лесной пейзаж без медвежат. Играющих зверей после окончания картины подрисовал друг художника – Константин Савицкий, поэтому у картины “Утро в сосновом лесу” два автора. Но после покупки её Третьяковым для своей коллекции, Савицкий не заявлял об авторских правах, поэтому официально автор полотна – Иван Шишкин.

Еще стоит отметить, что многие неправильно называют эту картину – “Утро в сосновом бору”. Но это название неверно еще и с точки зрения логики русского языка: дело в том, что бор – уже обозначает сосновый лес, поэтому возникает тавтология, легко избавиться от которой можно запомнив правильное наименование данного шедевра русской живописи.

Год написания картины: 1889.

Размеры картины: 139 x 213 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Встреча двух друзей

Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу. Савицкий пришел в мастерскую. Вот тут и появляются вопросы. То ли Шишкин предложил Константину Аполлоновичу дописать в картину трех медведей, то ли сам Савицкий посмотрел на нее свежим взглядом и сделал предложение ввести в нее анималистический элемент. Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж. Так и было сделано. Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. Сытые веселые медвежата получились, как маленькие дети, которые резвятся и познают мир под присмотром строгой матери. Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем, и его стиль был бесспорен. На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя». Но эта история имеет «сладкое» продолжение.

Популярные сочинения

  • Характеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект Одним из центральных героев, показанных в произведении, является Пирогов, который служит поручиком и приходится другом другого персонажа – Пирогова.
  • Сочинение-описание картины Цветы, фрукты, птица Толстого для 5 класса Толстой Ф. П. – это талантливый мастер ХIХ века, который все свое время посвятил скульптуре, графике и живописи. Он с трепетом относился к своей работе, стараясь вложить все чувства и душу в изображение задуманного.
  • Сочинение Характеристика человека (друга, подруги) Каждому человеку хоть раз в жизни понадобится характеристика. Часто это бывает при смене «плохой» работы на «хорошую».

Кто нарисовал мишек Шишкину и другие секреты известных полотен

Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой

Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.

«Аллея парка» Исаака Бродского

Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Частное собрание / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911

Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина — Исаак Бродский. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев. 

Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года

С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена — прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский. 

На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было. 

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина

Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, — едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались. 

Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки — то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами — искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись. 

Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину. 

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета

Константин Коровин

Иван Якимов. Мужчина и колыбель.1770. Государственная Третьяковская галерея / Полный вариант работы

Ход НОД:

1.Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел Мишутка. Поздороваемся с ним. А пришёл Мишутка к нам не с пустыми руками, он принес нам книжку, давайте посмотрим на неё внимательно. (Воспитатель показывает детям книгу «Три медведя»). Кто скажет, как эта сказка называется? (Воспитатель выслушивает ответы детей). Почему ребята вы так думаете?

Дети: На обложке нарисованы три медведя.

Воспитатель: Вы правильно назвали. Это сказка называется «Три медведя». Эту сказку мы уже читали и рассматривали картинки в разных книгах. Давайте теперь Мишке расскажем, про кого эта сказка?

Дети: Про медведей, про девочку.

Воспитатель: Сколько было медведей в этой сказке? Как звали отца медведя? Как звали маму? Кто ещё у них был? (Дети отвечают).

Воспитатель: Ребятки, а Мишутка приглашает нас погулять в лес.

2. Физкультминутка «Дружно по лесу гуляем».

Дружно по лесу гуляем – (шаги на месте)

И листочки собираем – (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! – (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Д/у «Подумай и ответь».

(Воспитатель по порядку показывает иллюстрации к сказке «Три медведя» и просит детей ответить на вопросы по содержанию сказки.) Ребята, давайте вспомним сказку.

Вопросы к детям:

-Кого вы видите на картине?

-Куда ушла девочка?

-Она нашла дорогу домой?

-Что увидела девочка в лесу? (Увидела домик и вошла.)

-Кто жил в лесном домике?

-Как звали медведей? (медведь – Михайло Иваныч, медведица – Настасья Петровна, медвежонок – Мишутка.)

-Кто из них самый большой? (Папа-Михайло Иванович.)

-Кто из них поменьше? (Мама-Настасья Петровна.)

-Кто самый маленький? (Мишутка.)

— Куда ушли медведи? (медведи ушли гулять.)

-Что увидела девочка на столе? (Три чашки с похлёбкой.)

— Чья похлёбка ей понравилась больше всего? (Мишуткина.)

— Какие стулья стояли возле стола?

-Чей стул был самый большой?

-Чей стул был поменьше?

-А чей стул был самый маленький?

-Что случилось с маленьким стульчиком и почему? (Девочка стала качаться на стуле, стульчик проломился.)

-Сколько комнат было в доме? (Было 2 комнаты: столовая и спальня.)

-Что увидела девочка в спальне? (Рассматриваем иллюстрацию спальни.)

-Сколько в спальне было кроватей?

-Чья кроватка больше всего понравилась девочке? В чьей кроватке уснула девочка?

-Когда медведи пришли домой что они увидели?

-Как заревел большой медведь? (Дети имитируя движения медведей: Кто хлебал из моей чашки).

-Как зарычала Настасья Петровна, увидев, что её стул сдвинули? Лиза, порычи как медведица.

-Что случилось со стульчиком Мишутки? Как пропищал Мишутка? (Кто сидел на моём стуле и сломал его)

-Где медведи нашли девочку? (В спальне, в Мишуткиной кровати.)

-Каким голосом зарычал Михайло Иваныч? Настасья Петровна? Как завизжал Мишутка, когда увидела девочку? (Завизжал так,будто его режут: вот она! Держи её, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи) Давайте вместе покричим как Мишутка (хоровое и индивидуальное повторение).

-Как Маша смогла убежать от медведей? (Бросилась к окну, выскочила в окно).

Д/у «Чья картинка»

Далее воспитатель предлагает детям поиграть. На столе педагога – предметные картинки (или набор мелких предметов – по числу детей). Среди предметов встречаются одинаковые по названию, но разные по цвету. Дети выбирают по одной картинке и называют их. Малыши закрывают глаза, а педагог забирает у 4-5 детей картинки. Дети открывают глаза.Воспитатель показывает картинку и спрашивает:

— Чей предмет? (Чья картинка)

Он отдает его лишь после того, как получит полный ответ. (Это мое красненькое ведерко. Это мои синие колокольчики.) Когда дети получат назад свои картинки, педагог предлагает им поменяться картинками и повторяет игру.

4. Подведение итогов занятия.

Ребята, вам понравилась встреча с Мишуткой? А что мы ещё делали? (Рассматривали картинки.) Картинки к какой сказке мы рассматривали? Да, ребятки, мы вспоминали сказку «Три медведя».

Самая тиражируемая картина

Официальное название больше соответствует самой картине, так как медведей на полотне четыре, а не три. Но нет на территории СНГ человека, который не знал бы это произведение, и именно под названием «Три медведя». Картина невероятно популярна, можно утверждать, что, говоря современным языком, это самая раскрученная картина. Этому способствовали фантики самых покупаемых и вкусных в советские времена конфет, скатерти, покрывала и настенные коврики, повторяющие сюжет. И именно медведи, изображенные на первом плане, в широких слоях населения пользуются славой, а прекрасно изображенный утренний лес служит как бы фоном.

История создания картины

Как часто бывает, любому выдающемуся творению предшествует ряд случайностей, которые подтолкнули мастера на создание своего шедевра. Так было и с Васнецовым. Известный русский художник в 1871 году посещает мастерскую своего друга.

Там он вдохновляется увиденным и делает простой карандашный набросок будущей картины. Впрочем, стал бы клочок бумаги размером 19 на 26 сантиметров первым шагом к созданию знаменитого полотна – большой вопрос. К счастью, этот набросок увидел мастер исторической живописи П. П. Чистяков, что и посоветовал Васнецову приступить к работе над этой картиной.

Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Именно идеей Чистякова стало использование образов былинных богатырей, а не трёх простых всадников. Однако уже на этом первом наброске заметны все основные детали и особенности будущей картины. Первый эскиз своего произведения Виктор Васнецов преподнёс своему другу, Поленову, в доме-музее которого он хранится и сегодня.

Однако Поленов не хотел принимать лишь зарисовку. Он уговорил живописца создать настоящую большую картину, к чему Васнецов приступил позднее. В целом, на создание полотна ушло более двадцати лет – со дня того самого знаменитого наброска на маленьком листе бумаги до воплощения идеи на холсте.

Встреча двух друзей

Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу. Савицкий пришел в мастерскую. Вот тут и появляются вопросы. То ли Шишкин предложил Константину Аполлоновичу дописать в картину трех медведей, то ли сам Савицкий посмотрел на нее свежим взглядом и сделал предложение ввести в нее анималистический элемент. Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж. Так и было сделано. Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. Сытые веселые медвежата получились, как маленькие дети, которые резвятся и познают мир под присмотром строгой матери. Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем, и его стиль был бесспорен. На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя». Но эта история имеет «сладкое» продолжение.

«Три медведя»: описание картины

Искусствоведы честно признаются, что они не знают историю создания картины. Ее замысел, сама идея полотна возникла, видимо, при поисках натуры на одном из крупных островов Селигера Городомля. Ночь отступает. Брезжит рассвет. Первые лучи солнца пробиваются сквозь толстые стволы деревьев и поднимающийся от озера туман. Одна мощная сосна выворочена с корнями из земли и наполовину сломана и занимает центральную часть композиции. Ее обломок с засохшей кроной падает в овраг справа. Он не написан, но его присутствие чувствуется. А какое богатство красок использовал пейзажист! Прохладный утренний воздух сине-зеленого цвета, слегка замутненный и туманный. Настроение просыпающейся природы передано зелеными, голубыми и солнечно-желтыми красками. На заднем плане ярко мерцают в высоких кронах золотые лучи. Во всей работе чувствуется рука И. Шишкина.

Судьба художника

«Господи, да неужели же мой сын будет маляром!» — сокрушалась мать Ивана Шишкина, когда поняла, что не переубедить ей сына, решившего стать художником. Мальчик до жути боялся стать чиновником. И, кстати, хорошо, что не стал. Дело в том, что у Шишкина была неконтролируемая тяга к рисованию. Буквально каждый лист, побывавший в руках Ивана, был покрыт рисунками. Только представьте, что мог бы натворить чиновник Шишкин с документами!

Живописи Иван Иванович учился сначала в Москве, затем в Петербурге. Жилось туго. Художник Пётр Нерадовский, чей отец учился и жил с Иваном Ивановичем, писал в воспоминаниях: «Шишкин был беден настолько, что у него не бывало часто своих сапог. Чтобы выйти куда-нибудь из дома, случалось, он надевал отцовские сапоги. По воскресеньям они вместе ходили обедать к сестре моего отца».

«На севере диком», 1891. (Pinterest)

Но все забывалось летом на пленэрах. Вместе с Саврасовым и другими однокурсниками они уходили куда-нибудь за город и там писали этюды с натуры. «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему… На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», — вспоминал Шишкин. Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось… Разбрасываться никак нельзя». Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Привезённые из Европы картины принесли первые приличные деньги.

Тем временем в России передвижники объявили протест академикам. Шишкин был этому несказанно рад. К тому же среди бунтарей многие были друзьями Ивана Ивановича. Правда, со временем он рассорился и с теми, и с другими и очень переживал по этому поводу.

Скончался Шишкин внезапно. Сел за холст, только собирался начать работу, зевнул разок, и всё. Именно так живописец и хотел — «моментально, сразу, чтобы не мучиться». Было Ивану Ивановичу 66 лет.

Кто был автором полотна?

На самом деле к произведению приложили руку сразу два художника – сам Шишкин и его добрый друг, Константин Аполлонович Савицкий. Но, изучив музейное описание картины Утро в сосновом лесу, Вы увидите там только одного автора. В чём же причина такой несправедливости?

Савицкий – великолепный жанровый живописец. С Шишкиным его связывали не только профессиональные (они вместе состояли в Товариществе передвижных выставок), но и дружеские, и даже семейные узы – он крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в его честь Константином. Позже он поддерживал мастера, когда умерла его первая жена, а тот, в свою очередь, помог Савицкому пережить самоубийство его супруги. Позже Шишкин, описывая этот период жизни в своём дневнике, отметил, что провидение, заставляя художника страдать, воспитывает в нём Божий дар.


Однажды, встретившись с Савицким, Шишкин рассказал ему о задуманном масштабном полотне, на котором изображались бы медведи. Вероятно, к этому его подтолкнуло создание картин «Туман в сосновом лесу» или «Бурелом» (обе написаны в 1888 г.). А уже через несколько месяцев художник пригласил друга в свою мастерскую, отправив ему письмо с такими словами: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». «Штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу». А когда Константин Аполлонович выразил своё восхищение работой, Шишкин предложил ему вписать в пейзаж семейку диких зверей.

До сих пор неизвестно, почему мастер так поступил. Он был учеником художника-анималиста Р. Коллера (Швейцария), и на многих его картинах есть животные и птицы, изображенные вполне профессионально. Есть медведи и на эскизах к полотну. Но, так или иначе, кисть была уступлена Савицкому, и под завершенным произведением появилось две подписи вместо одной. А затем Шишкин поделился с Савицким и гонораром, отдав ему одну из четырёх тысяч рублей, полученных от продажи.

Но Константин Савицкий расписался на картине уже после того, как она была показана на выставке и продана Третьякову. Поэтому, когда покупку доставили, и коллекционер обнаружил на полотне два автографа, он очень возмутился. Как отметил в своих мемуарах Н. А. Мудрогель (старейший работник Третьяковской галереи), меценат сразу же приказал принести скипидару из Франции и стёр подпись.

Именно это событие и привело к путанице с авторами. Кроме того, возникли и другие слухи – например, что Шишкин просил нарисовать медведей, потому что просто не мог изобразить их самостоятельно, а ещё – что Савицкий очень разгневался из-за такого подлога и оборвал всякие связи с другом. На самом деле, ничего подобного не случилось – художники были приятелями на протяжении всей жизни, и поступок Третьякова на это никак не повлиял.

Популярные сочинения

Сочинение Счастливая семья Для каждого из нас семья является фундаментальным понятием, которое само самой, разумеется

Семья – это наиболее важное понятие в жизни человека, ведь семья выполняет множество различных функций в жизни человека.
Сочинение Конфликт разума и чувств Как говорил знаменитый русский писатель М. Пришвин, есть чувства, которые восполняют и затемняют разум, также есть и разум, который способен охладить даже самые искренние чувства.
Сочинение-описание по картине Мороз Сатарова (8 класс) Зима — это довольно красивое и волшебное время года

Именно в этот холодный сезон так сильно хочется верить в чудеса и гулять по зимнему лесу, читать возле камина сказки и любоваться красотой окружающей нас природы

Сочинение по картине Утро в сосновом лесу Шишкина

Передо мной творение кисти И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда называют «Утро в сосновом бору»). Это полотно можно назвать поистине самым известнейшим шедевром, ведь каждый, и ребенок, и взрослый, без сомнения знает эту прекрасную картину.

Художник с небывалым трепетом, заботой и нежностью мастерски прописал каждую иголочку могучих сосен, каждый корешок и веточку. Вдохновленный могуществом и величием природы он вдохнул в свое творение небывалую реалистичность и волшебство обыкновенного лесного утра.

Картина изображает утренние часы в сосновой чаще. Природа только пробуждается после прохладной ночи, на траве и деревьях выпала холодная роса, воздух чист и свеж. Воздух еще холоден, но вот-вот прогреется, и по всему лесу разнесется запах прелой травы и сосновой хвои. Наверняка день выдастся жарким, и потому это прохладное утро по-настоящему чудесно.

В угрюмом лесу тишина, лишь изредка крик ранней пташки прорежет глушь.

Великаны-сосны, величаво стремящиеся в небо, приветствуют первые солнечные лучи, скользящие по верхушкам деревьев, своими кустистыми ветвями. Восход – это пробуждение и начало нового дня. И вся природа с нетерпением ждет его прихода.

Теплые золотистые и желтые оттенки завораживают, ярко контрастируя с темной палитрой угрюмого леса, из-за чего создается образ загадочного таинственного бора, словно сошедшего со страниц русских народных сказок. Приглушенные спокойные тона не раздражают глаз, а наоборот услаждают взор. В центре картины изображены главные герои, без которых полотно потеряло бы свое очарование. Медведица и трое её бравых медвежат, проснувшись с первыми лучами солнца, уже вовсю хозяйничают в лесу, рыщут в поисках пищи.

Озорные малыши затеяли игру – скачут и лазят по поваленной стволу сосны, словно играют в салочки. Выглядят пушистые зверята совсем беззащитно, но под присмотром своей бдительной матери, они в безопасности. Огромные поваленные деревья, словно повергнутые в бою богатыри, лежат высоко вздыбив свои корявые толстые корни, всем своим видом показывая былую силу и мощь.

Бурая родительница недовольно ворчит, пытаясь усмирить непослушную детвору, но шустрые маленькие хулиганы не принимают сердитых рыков матери всерьез.

Смотря на картину, будто вдыхаешь аромат леса, его сосновую свежесть, чувствуешь лесную тенистую прохладу, слышишь шорох ветерка, треск сучьев под сильным звериными лапами.

Вместе с вдохновленным творцом, проникшись красотой русской природы, зритель невольно затаит дыхание, пораженный глубоким таинством жизни и радости, который излучает пейзаж.

Задают это сочинение во 2, 5, 3, 7 классе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector