Сочинение по картине нестерова видение отроку варфоломею 7, 8, 9 класс
Содержание:
- Сочинение по картине Нестерова «Видение отроку Варфаламею»
- С карандашом в руке
- Описание «Видение отроку Варфоломею»
- Популярные сочинения
- Сочинение описание картины Видение отроку Варфоломею
- Популярные сочинения
- Семейная легенда
- Попытка другого искусства
- Тоска по светлой тишине
- Почему нимб написан в фас
- Популярные сочинения
Сочинение по картине Нестерова «Видение отроку Варфаламею»
Первые эскизы будущего шедевра живописи «Видение отроку Варфоломею» были написаны Михаилом Васильевичем Нестеровым на острове Капри в Италии. Наброски значительно отличались от готового полотна, центральным объектом на них являлся облаченный в черное одеяние инок, а не мальчик. Пейзаж также был доработан художником, на первоначальных эскизах отсутствовало изображение неба, природа играла абсолютно второстепенную, фоновую роль, поблескивая лишь водной полоской озера. Окончательный вариант картины был представлен своим великим создателем Нестеровым на открытой выставке художников-передвижников в 1890 году.
Полотно сразу вызвало религиозные споры по поводу правильности изображения нимба вокруг головы молящегося, ведь лик монаха написан в профиль , поэтому, согласно канонам, нимб передается на холсте простой золотой линией, а не сияющим кругом. Возможно, нарушив данное неписанное правило, Нестеров стремился подчеркнуть святость почтенного монаха.
Шедевр «Видение отроку Варфоломею» стал первой работой в цикле Михаила Владимировича, посвященном Преподобному Сергию Радонежскому. Работу над картиной художник заканчивал в селе Комякине, неподалеку от которого располагается Троице-Сергиевская лавра. Существуют мнения, будто на творческий процесс Нестерова во многом повлияло его знакомство с известным меценатом Саввой Мамонтовым, у которого живописец часто гостил в имении Абрамцево, наряду с другими знаменитыми творцами того времени.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!
Связаться с нами:
Сюжет картины практически полностью заимствован из Жития Сергия Радонежского. Художник изображает момент того, как неспособный к грамоте маленький Варфоломей просит случайно встреченного им на лугу инока помолиться Господу об его успехах в учебе. Это единственная инсталляция в цикле, на которой мальчик Варфоломей, прототип Преподобного Сергия, изображен без нимба, что символизирует самые истоки святого пути Радонежского.
Анализируя полотно, можно обнаружить множество различных символов. Белая рубашонка мальчика, воплощение юности и радостной беспечности, контрастирует с темными одеждами инока, символизирующими самоотречение, мудрость и зрелость. Не случайно возле отрока изображается маленькая, пока еще не набравшаяся сил елочка, возле старца же раскинулся морщинистый дуб, издревле считавшийся символом тайного знания и силы духа.
Михаил Васильевич частенько говорил, что шедевр ему явился во сне, размещенный в Третьяковской галерее в зале, посвященном художнику А. Иванову и его всемирно известной картине «Явление Христа народу». С того дня художник был уверен, что полотно «Видение отроку Варфоломею» будет знаковым в его творчестве. Картина и правда никогда не оставалась без внимания. К. Паустовский считал, что самое замечательное в шедевре — это пейзаж, с чем действительно тяжело не согласиться. Сказочные холмы, покрытые разнотравьем, утопающие в зелени покосившиеся коричневые избушки, сельская церквушка с будто игрушечными голубыми куполами, засеянные пшеницей поля — все это создает непередаваемую атмосферу святости самой русской природы.
Молодые елочки, березки, струящаяся между холмов речушка усиливает ощущение добра, исходящее от картины. За счет расположенных в перспективе холмов по краям от основного изображения картина приобретает поразительный объем и глубину, краски кажутся более насыщенными.
Доподлинно известно, что мальчишка был написан с натуры. После долгих поисков подходящего ребенка, художник нашел нужные ему черты в лице больной чахоткой девочки, жительнице села Абрамцево. Возможно, именно поэтому отрок Варфоломей так смышлено, совсем по-взрослому взирает на молящегося старца, словно предвидя собственную нелегкую судьбу. Кудри мальчишки удивительно сочетаются с пшеничными полями, символизируя связь ребенка с природой. С пояса свисает кнут, ибо по преданию папа отправил своего сына Варфоломея искать убежавшую в тот день лошадь.
Невозможно не заметить, с каким трепетом и нежностью инок держит ковчежек в руках. Возможно, он предвидит подвиг мальчика, а может быть, святой инок относится так к любому, кто обратится за помощью к силам Господа, которые он воспевает в своей молитве.
После окончания работы над картиной, художнику приснился еще один вещий сон, в котором он поднимается по светлой длинной лестнице к самим небесам. Быть может, это знак того, что шедевр «Видение отроку Варфоломею» был признан не только человечеством, но и высшими силами.
С карандашом в руке
Михаил Васильевич Нестеров родился 19 мая 1862 года. Как пишет С.Дурылин – «в свое любимое время: весною, (…) и в свое любимое время дня: в тихий вечер».
В семье было двенадцать детей, но в живых остались лишь двое – дочь Александра и сын Михаил, названный в честь деда Ростовцева. До двухлетнего возраста жизнь мальчика «теплилась в лампадке», до того он был слабеньким и болезненным ребенком. Все эти два года мать боролась за жизнь своего чада, и эту борьбу выиграла.
Михаил Васильевич вспоминал: «Чего-чего со мной не делали! Чем-чем не поили! И у докторов лечили, и ведунов звали, и в печку меня клали, словно недопеченный каравай, и в снег зарывали – ничего не помогало. Я чах да чах. Наконец совсем зачах. Дышать перестал. Решили: помер. Положили меня на стол, под образа, а на грудь мне положили образок Тихона Задонского. Свечи зажгли, как над покойником. Поехали на кладбище заказывать могилку. А мать так от меня и не отходила, пока наши были на кладбище. Приезжают с кладбища. А я и вздохнул! И отдышался. И здоровым стал. Ведь мне семьдесят восемь, а я жив, работаю».
До конца жизни в сердце Михаила Васильевича сохранилась нежная любовь и горячая привязанность к маме. «К моей матери, – писал Нестеров незадолго до смерти, – я питал особую нежность, хотя она в детстве наказывала меня чаще отца, а позднее, в юности и в ранней молодости, мать, по природе властная, проявляла свою волю так круто, что, казалось бы, мои чувства должны были измениться, и правда, они временно как бы потухали, чтобы вспыхнуть вновь и возрасти в последние годы матери, в мои зрелые годы, с большей силой. Каких прекрасных, задушевных разговоров не велось тогда между нами! Мне казалось, да и теперь кажется, что никто никогда так не слушал меня, не понимал моих художественных мечтаний, как жившая всецело мною и во мне моя мать. Сколько было в те дни у нее веры в меня, в мое хорошее будущее!».
Родители Михаила Нестерова
До двенадцати лет Нестеров – шалун, баловник и озорник – жил в Уфе, окруженный заботой и любовью родных.
В 1872 году Михаил Нестеров поступил в Оренбургскую мужскую гимназию города Уфы.
Осенью 1874 года Михаил поступил в Московское реальное училище опытного педагога К.П.Воскресенского.
Надеждам отца увидеть сына инженером-механиком не было суждено сбыться. «…творческая природа мальчика была столь ясна и ярка, что с первых же его шагов в училище нельзя было не приметить, куда лежит его путь. Мальчик оказался в непримиримой вражде с математикой, с иностранными языками, в приятных отношениях с историей, географией, русским языком, с «законом божиим» и в горячей дружбе с рисованием».
Михаил, обладавший неудержимым нравом и тяготившийся изучением неинтересных ему предметов, стал запевалой во всех проказах учеников. Ему даже дали прозвище – «Пугачев».
В училище стало ясно окончательно: призвание Михаила – это живопись. И тратить время на посторонние занятия – значит зарывать талант юноши.
Василий Григорьевич Перов. Автопортрет
В 1877 году Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там его любимым преподавателем стал В.Г.Перов, который оказал сильное влияние на раннее творчество Михаила Васильевича.
В Училище Нестеров пробыл всего три года и в 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств.
Но три учебных года, проведенные в Академии художеств, принесли лишь разочарование. В классах он не нашел для себя ничего, кроме убийственной скуки.
В Москву тянуло все сильней – прежде всего к любимому преподавателю, Перову. В 1882 году, когда Нестеров вернулся в древнюю столицу, Перов был уже при смерти. Все, что оставалось талантливому ученику – запечатлеть в красках образ угасающего наставника. «Горе мое было великое, – вспоминает Нестеров. – Я любил Перова какой-то особенной юношеской любовью».
Михаил Васильевич все же вновь поступил в Училище живописи. Его педагогом стал А. К. Саврасов.
Описание «Видение отроку Варфоломею»
Картина «Видение отроку Варфоломею»
Михаила Васильевича Нестерова, первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому.
Картина написана Нестеровым в Уфе на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.
Описание картины «Видение отроку Варфоломею»
На заднем плане изображено блеклое, даже бело-желтое небо. Оно светлое, но не голубое. На этой картине основной цвет – желтый, значит, время года – ранняя осень. В глаза бросаются голубые купола бедной деревянной церкви. Эти два купола кажутся ярко-голубыми, выделяются на фоне желтоватого неба. По цвету и по форме они похожи на васильки, растущие на лугу. В картине чувствуется солнце, хотя его не видно. На дальнем плане изображена небольшая деревенька. За деревушкой простирается бескрайний простор. Рядом с церковью расположены огороды. Темно-зеленые посевы похожи на капусту. По бокам картины нарисованы густые леса, которые как бы обрамляют её, придают глубину. Слева на картине протекает изгибами маленькая речушка.
На переднем плане изображены отрок Варфоломей и старец
Трепетное лицо мальчика печально, он с восхищением и недетским вниманием смотрит на игумена. Отрок очень худой: у него истощенное лицо, а под глазами синяки
Волосы его светло-русые под цвет соломы. Цвет волос ребенка гармонирует с цветами поля и деревьев. Мальчик молитвенно сложил свои худенькие и тонкие руки. Спина отрока слегка согнутая, его колени тоже чуть согнуты, как будто он собирается преклониться перед старцем. Мальчик одет просто – на нем обычная крестьянская одежда. Нестеров изобразил отрока в белом, чтобы показать чистоту души ребенка. Слева от мальчика растет маленькая березка. Она слабенькая и беленькая. Рядом с отроком стоит миниатюрная сосенка. Эти два деревца как символ молодости и беззащитности. Они такие слабенькие, что напоминают худенького и слабенького мальчика.
Когда смотришь на картину, то ощущаешь простор. Пейзаж картины реалистичен, но в фигурах присутствует мотив сказочности. Кажется, на картине всё замерло, тишина.
Картина находится в Третьяковской галерее Москвы.
Вам может быть интересно:
- Интересные факты о человеческих волосах
- Интересные факты о детективах
- Интересные факты об акциях и о фондовой бирже
- Сколько живут медузы?
Популярные сочинения
- Сочинение Мой кумир — мама Когда у нас спрашивают о кумирах, мы почему-то всегда начинаем прокручивать в голове супергероев, спортсменов или музыкантов с актёрами, но разве наша любимая мама не достойна звания «кумир»?
- Сочинение Где работает моя мама Мая мама – учительница, она работает в обычной школе, там же учусь и я. Я думаю, что эта профессия одна из самых нужных в обществе. Рассмотрим данное утверждение на примерах.
- Почему произведения Островского называют пьесами жизни? — сочинение Александра Николаевича Островского все по праву считают одним из известнейших и выразительных представителей драматургии земли Русской. Принято так же считать его родоначальником театра и театральных постановок
Сочинение описание картины Видение отроку Варфоломею
На картине Нестерова важное значение имеет пейзаж. Он насыщен желтым цветом, что указывает на осеннее время года
Погода выглядит солнечной, теплой, хотя самого солнца автор не изобразил. Небо окрашено в бледно-голубой цвет, а на его фоне ярко выделяются и, словно васильки на лугу, тянутся кверху ярко-голубые купола старой деревянной церкви. Неподалеку от церкви расположились огороды. К ней тянется узенькая тропинка, справа от которой простирается засеянное поле.
На заднем плане виднеется небольшое поселение, а за ним во всю ширь растянулись бескрайние просторы. Справа и слева по краям полотна изображены густые леса, благодаря чему картина приобретает дополнительную глубину. По левому краю извилистой лентой пробегает небольшая речушка.
На первом плане изображены главные герои произведения – отрок Варфоломей и старец
Лицу мальчика автор придал трепетное печальное выражение, при этом взгляд его, обращенный к мудрому старцу, наполнен восхищением и чутким вниманием. Ребенок очень худой, что особенно подчеркивает тонкое личико и небольшие синяки под глазами
Руки у мальчика сложены вместе как если бы он молился. Одеяние мальчика очень простое – обычная крестьянская одежда, при этом она чистая и светлая, как душа ребенка, который ее носит. Также, словно повторяя образ юного отрока, рядом растет тоненькая березка и здесь же стоит маленькая сосенка. Они символизируют собой молодость и беззащитность.
Картина позволяет ощутить настоящий простор, пейзаж реалистичен, но в то же время в образах героев наблюдается элемент сказочности. Вокруг ощущается полнейшая тишина, а на душе становится немного грустно, но все же хорошо и спокойно.
7, 8, 9 класс
Популярные сочинения
- Сочинение Что такое месть Месть как говорят, блюдо холодное. Ну то есть применить ее желательно по прошествии какого-то времени. Но надо ли это делать вообще? Я думаю, что нет.
- Сочинение Характеристика города Калинова Очень часто в произведениях Островского главной темой выступали человеческие пороки, которые автор презирал и ненавидел. Островский был человеком, который старался сделать мир лучше
- Философская проблематика произведений Бунина — сочинение Иван Бунин – русский писатель, который известен нам как лирик. Он очень много размышляет на темы крестьянства, судьбы своего народа, человеческих чувств. Эти темы интересны во все времена
Семейная легенда
Чем же можно объяснить такую большую тягу художника к святым образам? Существовала некая семейная легенда, согласно которой маленький Михаил чуть не умер, но, благодаря вмешательству святого, который чудесным образом исцелил его, мальчик все-таки выжил.
Надо сказать, что лечили тогда детей достаточно суровыми народными методами. Например, держали их прямо на снегу или на морозе или, наоборот, укладывали в горячую печь. По словам самого художника, его матери показалось, что он умер. Тогда ребенка, как полагается, обрядили и положили под иконами, на грудь поместили образок святого Тихона Задонского, а сами уехали на кладбище — заказывать похороны. Через какое-то время мать заметила, что ее ребенок очнулся. Она была уверена, что это чудо случилось благодаря заступничеству святого. С тех пор особенно почитаемым и любимым в их роду стал, помимо Сергия Радонежского, и Тихон Задонский.
Попытка другого искусства
В 1890 году в жизни Нестерова происходит событие, повернувшее его творческую жизнь в совсем новое русло — он становится храмовым живописцем. Впоследствии этот выбор вызовет наиболее яростные споры и оценки в художественных и церковных кругах. По приглашению известного историка искусств, профессора Киевского университета Адриана Прахова Нестеров едет в Киев расписывать Владимирский собор. Ведущая роль в этой работе, конечно, принадлежала Виктору Васнецову, роспись Владимирского собора в большей степени его детище. Вклад Нестерова скромнее. Его кисти принадлежат образы святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, святой великомученицы Варвары, на хорах — фрески «Рождество» и «Воскресение», в крестильне — «Богоявление», в центральном нефе — святые страстотерпцы Борис и Глеб.
Благовещение. Фреска Покровского храма Марфо-Мариинской обители
Нестеров не был внутренне свободен в этой работе, в первое время испытывал влияние Васнецова, затем давление организационного комитета, который контролировал все работы в соборе. Его направляли, как он сам считал, «в сторону православно-казенного шаблона и упадочной академической рутины». Из всей работы он остался доволен лишь образами Варвары и князя Глеба, как говорил художник — «там было свое».
Марфо-Мариинская обитель
Вот это «свое» сильно смущало многих церковных людей. Павел Флоренский, священник, богослов, религиозный философ, не без резона задается вопросом: «Соборный разум Церкви не может не спросить Врубеля, Васнецова, Нестерова и других новых иконописцев, сознают ли они, что изображают не что-то вообразившееся и сочиненное ими, а некоторую в самом деле существующую реальность, и что об этой реальности они сказали или правду, и тогда дали ряд первоявленных икон, — или неправду…». То, что делали Васнецов, Нестеров, Врубель в храмах, как считал Флоренский, находилось совсем за гранью церковного искусства. По его мнению, это есть «лжесвидетельство», то есть не несет истинного свидетельства о сакральном. В общей сложности Нестеров отдал храмовым росписям более двадцати двух лет своего труда. Он получал заказы от царской семьи — в 1898 году по инициативе наследника Георгия (младшего брата государя Николая II) расписывает храм в Абастумани на Кавказе; в храме Покрова Марфо-Мариинской обители в Москве работал по заказу княгини Елизаветы Федоровны. Часто, едва кончая роспись одного храма, принимался уже за работу для другого. Марфо-Мариинскую обитель Нестеров расписывал единолично, без стороннего влияния и вмешательства. Нестеровское «Благовещение. Архангел Гавриил». «Благовещение. Дева Мария» в Марфо-Мариинской обители. В целом здесь доминирует эстетское, декоративное начало, роскошно поданные детали, видится перекличка с прерафаэлитами, с их культом рафинированной красоты. Но красота храмового искусства глубоко отлична по самой сущности своей от красоты плотской. Нестерову не удается войти в дух иконы, дух Божественного тайнодействия, Нетварное с тварным не соединилось, эстетическое начало на глубине не переплелось корнями с началом духовным. Примечательно, что в последние годы жизни он сам трезво очертил границы своего дара: «Как часто я думал потом, я не был монументальным храмовым живописцем, оставаясь с самых первых картин своих художником станковым, интимным».
Тоска по светлой тишине
«Портрет дочери»
Ко времени Октябрьской революции Нестерову исполнилось 55 лет. Началась Гражданская война – и семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году, после переезда в Армавир, Михаил Васильевич тяжело заболел и долгое время не был в состоянии работать. В 1920 году семья вернулась в Москву.
В послереволюционное время художник всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.
В 1931 году Михаил Васильевич с грустью писал: «Что сказать вам о себе? Живу, доживая свой век, иногда работаю, но мало».
В 1938 году Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, известный юрист В.Н.Шретер был расстрелян по обвинению в шпионаже. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась на костылях.
В 1941 году за портрет И.П.Павлова Михаилу Васильевичу Нестерову была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.
Утром 2 июня 1942 года Михаил Васильевич прочел в «Правде» Указ Президиума Верховного Совета СССР:
«За выдающиеся заслуги в области искусства, в связи с 80-летием со дня его рождения наградить академика живописи, художника Нестерова Михаила Васильевича орденом Трудового Красного Знамени».
Другой Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, подписанный так же, как и первый, 1 июня, присваивал М.В. Нестерову звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Портрет академика Павлова.
Ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени – ничто не могло оторвать художника от любимой работы. Последняя его картина – «Осень в деревне» (1942) – написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…», была создана за несколько месяцев до смерти.
До последних дней Нестеров держал в руках палитру и кисть.
Михаил Васильевич Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.
*******
«Личная биография Михаила Васильевича меньше всего похожа на житье пустынника. Он был одарен страстным темпераментом, неукротимой волей, неуемными чувствами, и живые голоса этих чувств и страстей не теряли в нем своего полнозвучия вплоть до того, как замолчали навеки. Но в его же душе всегда жила неутолимая тоска по внутреннему миру, по светлой тишине…». Тоска эта словно луч прожектора освещала и сохраняла все доброе и светлое, оставляя в тени, недоступной для памяти, зло и несправедливости мира.
На склоне лет, оценивая свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».
Портрет М.В .Нестерова. Художник В. Васнецов
Нестеров часто вспоминал об одном батюшке из своего детства: «его все звали по его приходу «батюшка Сергиевский», – человек на редкость добрый, благожелательный, бескорыстный. Его все в городе любили, ставили в пример. (…) Он был в душе поэт, художник, музыкант. Писал стихи, расписывал иконостасы в своей убогой кладбищенской церковке, играл на скрипке, а как пел!.. Его приятный, задушевного тембра голос шел в душу… Кто у него не бывал! Ведь он был никем не заменим, его любил простой народ в «Солдатской слободке», шел к нему со своим счастьем и несчастьем, шел доверчиво, полагаясь на его мудрый суд… На мою долю в жизни выпал не один такой отец Федор. Правда, я не искал иных, меня тянуло, как художника, к типам положительным. Мне казалось, что в нашей литературе, искусстве было совершенно достаточно выведено людей, позорящих себя, свою родину».
В творчестве Михаила Васильевича Нестерова центральное место занимают именно такие «отцы Федоры», праведники, молитвенники, освещающие и освящающие мир своим смиренным и молчаливым присутствием.
Дурылин С.Н. ЖЗЛ. Нестеров. – М.: 1976.
Там же
Там же
Гусаров А. Христианская культура как исток творчества Михаила Нестерова. http://art-nesterov.ru/biography2.php
Там же
Там же
Там же
Федорец А. И. Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Нестерова. К 150-летию со дня рождения художника http://www.portal-slovo.ru/history/45752.php
Там же
Там же
Там же
Почему нимб написан в фас
Следует отдельно упомянуть и о золотом нимбе, окружающем голову инока. После того, как в 1890 году полотно было впервые продемонстрировано на выставке передвижников, именно эта небольшая деталь вызвала нешуточные споры среди художников. Они сразу же заметили одно характерное несоответствие: лицо старца написано в профиль, а сам нимб почему-то в фас.
Следуя художественной правдоподобности, святость должна была быть изображена лишь тонкой золотой линией, а не кругом, как на картине
Но, скорее всего, нарисовав эту деталь таким образом, художник Михаил Нестеров хотел привлечь внимание зрителей не к лику святого, т. е
к его внешним чертам, а именно к его праведности.
Сама картина написана очень гармонично. Соломенные волосы мальчика напоминают осенние поля и пожелтевшие листья на берёзах, а его сапожки и штанишки выполнены теми же красками, что и куколь старца. Интересная деталь: у ног мальчика растет очень слабенькая и тоненькая ёлочка, похожая на него, а сзади старца – дуб, старый и морщинистый, как и сам инок. Это дерево всегда олицетворяло мудрость и величие.
Продолжая сравнивать образ старца и отрока, невозможно не отметить, что простая белая рубашка на мальчике – это самая яркая деталь, находящаяся в центре картины. Она символизирует чистоту и юность, тогда как тёмные, почти чёрные одежды инока – мудрость, приходящую с годами, и старость.
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана (4, 5, 7, 8 класс описание) Картина Левитана «Над вечным покоем» довольно таки монументальна: глядя на нее, человек невольно ощущает всю свою хрупкость и беззащитность. Сам художник неоднократно признавался
- Краткая характеристика Евгения Онегина Образ Евгения Онегина воспринимается читателями неоднозначно. Многое зависит от возраста, жизненного опыта и даже половой принадлежности. Как ни странно, при всех ярко описанных негативных чертах характера
- Сочинение Незнакомка в Солнечном ударе (характеристика и образ) Русский писатель Иван Алексеевич Бунин очень много и искренне повествовал о любви. Его произведения отличаются простотой и в то же время неким изяществом. Особенно это касается любовной лирики.