Мифология булгакова: что правда, а что нет

Детство Булгакова

Отец Булгакова

Михаил Булгаков был старшим ребенком большой дружной семьи. Его отец Афанасий Иванович занимал должность профессора в Киевской духовной академии. Это был блестяще образованный человек, знавший в совершенстве пять иностранных языков (немецкий, английский, французский, греческий) и свободно читавший на старославянском. Чтобы прокормить большую семью, Афанасий Булгаков помимо основного места работы читал курс истории в Киевском институте благородных девиц, а также подрабатывал в канцелярии киевского цензора. 

Ординарный профессор Киевской духовной академии, доктор богословия Афанасий Иванович Булгаков

Мать Булгакова

Матушку Михаила Булгакова звали Варвара Петровна, ее девичья фамилия — Покровская. Она тоже получила хорошее образование, разбиралась в музыке, до рождения детей преподавала в гимназии, однако потом посвятила свою жизнь семье и детям. Сам Михаил Афанасьевич называл маму «светлая королева». Варвара Петровна прививала детям любовь к чтению, поощряла их самостоятельные занятия литературой, сумела сделать так, что дети жили дружно, помогая и поддерживая друг друга. 

Варвара Михайловна Булгакова – мать писателя. Фото https://litvinovs.net 

Большая семья

Всего в семействе Булгаковых было семеро детей. После старшего Михаила появились на свет три сестры — Вера, Надежда и Варвара, затем еще двое сыновей — Николай и Иван и самая младшая дочь Елена. Именно Елена позднее вспоминала, что родители всегда относились к ним, детям, уважительно и воспитывали как бы невзначай, совершенно не смущая назиданием. В будущем брат Николай станет известным ученым-биологом, Иван прославится в эмиграции как музыкант-балалаечник.  

Николай Булгаков 

Это была по-настоящему дружная семья: с большими семейными обедами, музыкой, домашним театром и долгими разговорами. Часто по вечерам Варвара Петровна садилась за рояль и играла произведения Шопена. Иногда Афанасий Иванович доставал свою скрипку и составлял ей компанию. Дети с удовольствием пели с родителями романсы. Из окон их дома всегда раздавались оживленный говор, детские голоса и звонкий смех. Все семейство старалось не пропускать ни одной оперной постановки, которые шли в Купеческом саду Киева в летние сезоны. А свои домашние спектакли, в которых с удовольствием участвовали все домочадцы, Булгаковы ставили в качестве благотворительных представлений в приютах для инвалидов, либо в квартирах друзей.

Михаил Булгаков (слева в верхнем ряду) с семьей. 1902. Фотография: wikipedia.org

Чтобы дети росли здоровыми, много времени проводили на свежем воздухе, родители приобрели дачу в окрестностях Киева и каждое лето уезжали туда. Хотя и их дом в городе тоже стоял в весьма живописном месте – на Андреевском спуске. Теплая домашняя атмосфера на фоне прекрасных пейзажей украинской природы стали благодатной почвой, на которой расцвел талант Михаила Булгакова. 

Образование Булгакова

Когда Мише исполнилось 10 лет, он был зачислен в самое престижное учебное заведение города – Первую Киевскую мужскую гимназию. Учился он легко и с удовольствием. На тот момент руководство гимназии придерживалось самого прогрессивного подхода к воспитательному процессу: педагоги обращались к ученикам на «вы», учащимся разрешалось высказывать свое мнение. Миша Булгаков прекрасно успевал по учебным дисциплинам, пел в гимназическом хоре, азартно играл в футбол и любил кататься на коньках. Вместе с ним в той же мужской гимназии учился известный в будущем писатель Константин Паустовский. Позднее он вспоминал о Булгакове-гимназисте:

Михаил Булгаков в детстве. Фотография: империя-росс.рф

Беззаботная пора в жизни Михаила Булгакова закончилась в 1907 году, когда умер его отец Афанасий Иванович. Варвара Петровна осталась одна с семерыми детьми. Духовная академия, в которой служил Булгаков-старший, выплачивала семье пенсию по потере кормильца, но ее не хватало. Чтобы покрыть расходы Варвара Петровна начала вести вечерние женские курсы, а Михаил, как старший сын, стал искать себе подработку, чтобы внести свою лепту в обеспечение семьи и помочь матушке. В итоге, в течение учебного года он подрабатывал репетиторством, а на летних каникулах служил кондуктором на пригородных киевских поездах. Однако, несмотря на финансовые сложности в семье, все семеро детей продолжили учиться в самых лучших учебных заведениях Киева. Варвара Петровна всегда говорила по этому поводу:

Михаил Булгаков в юности. Фотография: wikipedia.org

Личная жизнь Михаила Булгакова

Михаил был истинным ценителем женской красоты. Первый раз он женился, будучи студентом второго курса, на недавней гимназистке Татьяне Лаппе. Мать была против чрезмерно ранней для того времени женитьбы и корила сына за легкомыслие. И действительно этот брак оказался недостаточно прочным. Они расстались из-за нового увлечения драматурга.

Вторую избранницу Любовь Белозерскую Булгаков встретил в 1924 на одном из вечеров, проходивших в редакции издания «Накануне». Она была бывшей женой журналиста Ильи Василевского, эмигрировавшей с ним в Константинополь, модной и утонченной, в прошлом балериной, выступавшей в парижских театрах.

В 1925 они поженились, но в 1929 в семейной жизни начались сложности. Писатель познакомился на масленицу у общих друзей с Еленой Шиловской (в девичестве Нюрнберг, по первому мужу Нееловой), супругой военачальника и матерью двоих сыновей. Вначале она стала подругой второй жены литератора и его любовницей, а в 1932 Михаил развелся с Любовью и сразу же заключил брак с Еленой. Она стала его последней любовью, музой, другом, литературным секретарем и сделала все для издания его произведений.

Интересно, что у всех трех жен драматурга также было по три брака. Причем у первой спутницы жизни он стал первым супругом, у второй – вторым, у третьей – третьим. Считают, что это обстоятельство заставляет задуматься о присутствии мистики не только в творениях драматурга, но и в жизни.

Детей у Булгакова не было, однако усыновил сына Шиловской от предыдущего брака. Его потомки и являются в данный момент законными наследниками писателя.

Манжета, 1922 год  До 23 июня манжету можно увидеть в Музее Булгакова на Большой Садовой — на выставке «Записки на ман­жетах», организованной совместно с Госу­дарственным литературным музеем.

Манжета от сорочки Булгакова с его запиской неизвестному другу — скорее всего, Юрию Слёзкину

Чудом сохранившийся артефакт начала 1920-х годов — своего рода черновик. Текст, который Булгаков написал на манжете, видимо, так и не был отправлен получателю. Скорее всего, записка была адресована писателю Юрию Слёзкину (1885–1947) — популярному до революции беллетристу.

Они познакомились зимой 1920 года во Владикавказе, где Слёзкин организовал подотдел искусств Терского наробраза  Подотдел искусств отдела народного образования Владикавказского революционного комитета (Терский край). В ведении отдела состояли культурно-просветительские учреждения: школы, театры и цирки, а также национализированные библиотеки учреждений и частных лиц.  и пригласил на работу Булгакова. Поч­ти год тот заведовал литературной секцией, принимал участие в диспутах, выступал перед началом спектаклей. В мае 1921 года Булгаков покинул Влади­кавказ и в следующий раз встретился со Слёзкиным уже в Москве. Спустя год тот подарил Булгакову свою книгу с надписью-напоминанием о владикавказ­ских временах:

Сентябрьская записка на манжете могла быть ответом Булгакова на эту дружескую надпись.

Свою жизнь во Владикавказе и первые месяцы в Москве Булгаков описал в повести «Записки на манжетах». Манжеты «последней рубашки» с «кривыми буквами»  Куда я еду? Куда? На мне последняя моя рубашка. На манжетах кривые буквы» («Записки на манжетах»). стали для Булгакова символом неустроенной и фантастической жизни первых послереволюционных лет. Этот символ запомнился и окруже­нию Булгакова: на одном из вечеров «Никитинских субботников»  «Никитинские субботники» — литературно-художественный кружок Евдоксии Федоровны Никитиной, существовавший с перерывами с 1912 по 1934 год. Участники кружка собирались по субботам в квартире Никитиной. Среди них были Андрей Белый, Всеволод Иванов, Борис Пильняк, художники Александр Куренной, Евгений Лансере, Константин Юон и др. В 1922 году было организовано одноименное издательство, выпускавшее альманах и сборники членов кружка. Булгаков значился как «человек без манжет».

Слёзкин и Булгаков дружили до середины 1920-х годов: часто встречались, ходили на литературные вечера, переписывались, работали вместе в газете «Накануне» и т. д. Потом дружба закончилась. Возможно, поэтому Булгаков тщательно вытравил с манжеты имя бывшего друга, но не выбросил и сохра­нил — как осколок той фантасмагорической эпохи.

Позднее, в 1936 году, Слёзкин стал одним из героев «Записок покойника» («Театрального романа»): Булгаков изобразил его в виде неприятного и переоцененного писателя Ликоспастова.

Булгаков: человек и пароход

Все перечисленные мифы объединяет одно обстоятельство — так или иначе они имеют под собой хотя и зыбкое, но все же реальное основание. Одновре­менно с такими мифами существуют истории, появление которых совершенно не поддается никакому логическому объяснению. Точнее их было бы называть уже даже не мифами, а полноценными мистификациями.

Один из таких невероятно популярных сюжетов называется «Тайное завещание Мастера» (иногда «Неизвестное завещание Булгакова»). Якобы Булгаков заве­щал половину своих гонораров за роман «Мастера и Маргарита» (когда его напечатают) тому, кто первым после публикации романа придет на его могилу и возложит цветы. Журналист Владимир Невельский первым пришел на моги­лу Булгакова и повстречал одиноко стоящую у могилы женщину — вдову писа­теля Елену Сергеевну. Она настойчиво попросила у него адрес и телефон, а спу­стя несколько дней прислала большой денежный перевод. (Никто из поклонни­ков этой истории не задался вопросом, что делала на кладбище Елена Сергеев­на и сколько месяцев ей пришлось стоять неподалеку от могилы, ожидая пер­вого почитателя с цветами.) На полученные таким удивительным образом деньги Владимир Невельский купил катер и назвал его «Михаил Булгаков»  Не путать с теплоходом «Михаил Булгаков», и поныне курсирующим летом по Волге.. Катер, к удовольствию петербургских зевак, ежедневно доставлял журналиста из Лисьего Носа  Лисий Нос — поселок на берегу Финского залива. на работу — редакцию на набережной реки Фонтанки.

Как часто бывает в таких случаях, детали трогательного повествования варьи­руются: годом встречи с Еленой Сергеевной на кладбище называется то 1969-й, то 1968-й (роман печатался в журнале «Москва» в ноябре 1966-го и январе 1967-го); вдова писателя то звонит в Ленинград по телефону, чтобы рассказать Невельскому о завещании, то присылает письмо; часто в истории фигурируют три белые хризантемы и даже букетик мимозы из романа.

Как и положено легенде, часть ее посвящена обстоятельному рассказу о том, как было утрачено главное сокровище и почему не сохранились доказатель­ства. Катер Булгакова якобы со временем износился — «обветшалый корпус» сожгли мальчишки, а бережно сохраненный журналистом фрагмент борта с буквами в итоге потерялся. В архиве Елены Сергеевны не сохранилась по­сланная ей фотография легендарного катера, как, впрочем, не найдены и следы переписки героев этой истории. Стоит ли говорить, что сама вдова Булгакова нигде и никогда не упоминала этот мелодраматический сюжет.

Совсем недавно дочь уже покойного Владимира Невельского рассказала, что это действительно была мистификация — всю историю от начала и до конца придумали и пустили в народ ее отец с приятелем. Тем не менее легенда пере­жила своих создателей и до сих пор согревает сердца многих поклонников Михаила Булгакова. 

Образование

Когда Булгакову исполнилось 18 лет, он окончил Первую Киевскую гимназию. Следующим учебным заведением в его биографии был Киевский университет, в котором он учился на медицинском факультете.

Стать врачом ему хотелось во многом потому, что эта профессия хорошо оплачивалась.

К слову сказать, в русской литературе до Булгакова был пример выдающегося писателя, который являясь по образованию врачом, всю жизнь с удовольствием занимался медициной: это – Антон Чехов.

Булгаков в юности

После получения диплома Булгаков подал прошение о том, чтобы пройти военную службу на флоте, в качестве врачом.

Однако ему не удалось пройти медкомиссию. В результате он попросил, чтобы его отправили в Красный Крест для работы в больнице.

В разгар Первой мировой войны (1914-1918 гг.), он лечил солдат неподалеку от прифронтовой зоны.

Спустя пару лет он вернулся в Киев, где начал работать венерологом.

Интересно, что в этот период биографии он стал употреблять морфий, который помогал ему избавляться от болей, вызываемых приемом антидифтерийного препарата.

В результате, на протяжении всей последующей жизни Булгаков будет мучительно зависим от этого наркотика.

Первая редакция романа «Мастер и Маргарита», 1928–1929 годы

В 1928 году Булгаков неожиданно возвращается к прозе, оставленной несколько лет назад ради театра. Когда это произошло и в каком месяце — неизвестно, но именно этим годом в более поздних редакциях Михаил Булгаков датировал начало работы над «Мастером и Маргаритой». В первой редакции романа еще нет ни мастера, ни Маргариты, но уже есть главная тема: в разделе «Мате­риалы» два листа озаглавлены «О Боге» и «О Дьяволе». Работая над романом, Булгаков бессильно наблюдает за гибелью своих пьес: в 1929–1930 годах запре­щены «Бег» и «Кабала святош» («Мольер»); сняты с репертуара «Дни Турби­ных», «Зойкина квартира» и «Багровый остров». В марте 1930 года, осознавая гибельность своего положения, Булгаков пишет письмо правитель­ству СССР c признанием, что он «своими руками бросил в печку черновик романа о дья­воле, черновик комедии и начало второго романа „Театр“».

В первой тетради, той самой, которую Булгаков бросил в печку, страницы сохранились только частично. По воспоминаниям жены Булгакова, Елены Сергеевны, он специально сохранил корешок и обрывки листов как главное свидетельство существования первой редакции романа.

В самом верху первого листа он записал варианты названий («Сын», зачеркну­тое «Гастроль») и жанр будущего текста («ром»). Ниже зачеркнуты два варианта названия первой главы — «Черный маг» и «Божеств).

Роман начинается с таинственных событий, которые наблюдает главный герой. Он берется за перо, чтобы рассказать о них Кондрату Васильевичу, расследую­щему необычное дело.

В левом нижнем углу страницы Булгаков записывает имена демонов — Антессер, Азазелло, Велиар. В итоге писатель выберет имя Воланд.

Первая страница перечеркнута красным карандашом — от этого варианта начала романа, как и от двух других, Булгаков отказался. Только четвертая версия первой главы удовлетворит его и станет классическим началом «Мастера и Маргариты».

8 мая 1929 года секретарь издательства «Недра» Борис Леонтьев передал Булга­кову расписку: «Мною получено для сборников „Недра“ рукопись „Фурибунда“ от автора ее М. Булгакова — под псевд. К. Тугай». Под этим псевдонимом Булгаков пытался пристроить в печать одну из глав, но публи­кация не состоя­лась. Михаил Булгаков снова вернется к роману осенью 1932 года.

Булгаков и самоубийство

Еще один миф о Булгакове связан со смертоносным оружием. В своих мемуарах литературовед Владимир Лакшин приводит рассказ третьей жены Булгакова Елены Сергеевны о том, как Булгаков в самое тяжелое время, когда он практи­чески был объявлен вне закона, собирался стреляться, а потом передумал и в знак судьбоносных перемен выбросил револьвер в пруд:

У нас нет других прямых свидетельств об этом случае. Достоверно известно лишь одно: револьвер (или браунинг) был важным мотивом в жизни Булгакова и постоянно повторяющейся деталью в его произведениях.

У самого Булгакова был, по-видимому, браунинг еще со времен Гражданской войны: его упоминает его первая жена Татьяна Лаппа, описывая их киевскую жизнь в 1918 году. Именно браунинг фигурирует в рассказе «Вьюга», главный герой которого, молодой врач, заблудившись в метель, отстреливается от стаи волков. В другом произведении, «Я убил», врач Яшвин рассказывает, как он из браунинга застрелил жестокого полковника, истязавшего людей.

Оружие у Булгакова тесно связано и с темой самоубийства. Из браунинга застрелился доктор Поляков в повести «Морфий»; о самоубийстве размышляет (и крадет браунинг у друга) главный герой и альтер эго автора писатель Максу­дов в романе «Записки покойника»; Воланд в одной из редакций романа «Ма­стер и Маргарита» дает поэту револьвер.

Михаил Булгаков (лежит в центре) с матерью Варварой Михайловной, братьями и сестрами и другом Борисом Богдановым (крайний справа) на даче в Буче. 1900-е годы

Сам Булгаков в юности стал единственным свидетелем самоубийства школь­ного товарища, с которым он сидел за одной партой. Эта смерть потрясла Булгакова-врача. Татьяна Лаппа вспоминала позднее:

В феврале 1940 года смертельно больной писатель спрашивал жену Елену Сергеевну: «Ты мо­жешь достать у Евгения  То есть у Евгения Шиловского, крупного со­ветского военачальника, бывшего мужа Еле­ны Булгаковой. револьвер?»

Мысль о самоубийстве впервые появилась у Булгакова в 1930 году: доведенный до отчаяния, фактически погибающий («мой корабль тонет») писатель написал знаменитое письмо правительству СССР. В очень откровенном и подробном письме Булгаков объяснял полную свою невозможность быть писателем в СССР, пророчил собственную скорую гибель и просил отпустить его за грани­цу. Письмо было адресовано в том числе Сталину, Молотову, Кагановичу, Ка­линину и Ягоде. В дни, когда писатель напряженно ждал ответа и решения своей участи, пришло известие о самоубийстве Владимира Маяковского. 18 апреля в квартире Булгакова раздался телефонный звонок, и уже на следую­щий день Булгакова приняли на работу во МХАТ ассистентом-режиссером.

Возможно, в действительности Булгаков не выбрасывал револьвер в пруд после решающего звонка. Мы даже не знаем точно, приехал ли он в Москву с брау­нингом, или оружие кануло в Лету вместе с окончившейся Гражданской вой­ной и приключениями Булгакова на Кавказе.

Несомненно одно: весной 1930 года Булгаков был готов к смерти, и самоубий­ство виделось ему почти единственным выходом из невыносимого положения.

Научная деятельность и творчество

Кандидатское исследование Чудаковой было посвящено наследию дагестанского литератора Эффенди Капиева, а докторское — взаимодействию рукописи и печатного текста. Мариэтта Омаровна была ведущим исследователем творчества Евгения Замятина и трех Михаилов — Булгакова, Зощенко и Козырева.

В последней четверти жизни библиография Чудаковой, прежде состоявшая из книг «Мастерство Юрия Олеши», «Жизнеописание Михаила Булгакова» и им подобных, пополнилась художественными произведениями для подростков, а также сборником рекомендаций по чтению для юношества «Не для взрослых. Время читать!». «Мирные досуги инспектора Крафта» — это цикл детективно-фантастических новелл, сопровожденных эссе о фантастике, в которых, в частности, проводились параллели между произведениями «Мастер и Маргарита» и «Старик Хоттабыч».

Литературовед Мариэтта Чудакова

«Дела и ужасы Жени Осинкиной» — пересказ автором дел, с которыми Чудаковой довелось познакомиться, работая членом президентской Комиссии по вопросам помилования. «Егор. Биографический роман» — книга о жизни Егора Гайдара. В 2020 году увидела свет книга Чудаковой «Рассказы про Россию. 1861–1922», цель которой — разоблачение коммунистических мифов о последних пяти десятилетиях царизма и первых годах советской власти.

Дом Булгакова

Или «Булгаковский дом» — это знаменитый музей-театр в Москве, располагающийся на Большой Садовой, в доме № 10. Здесь с 1921 г. по 1924 г. жил писатель.

В музее представлена экспозиция, посвященная жизни и творчеству Булгакова, которая является постоянной. Кроме того, на территории музея проводятся различные выставки, посвященные писателю. Часто они занимают даже пространство за пределами квартиры — площадку на лестнице, летнюю веранду, двор.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940) — известный русский писатель и драматург, на счету которого множество известных произведений, среди которых знаменитая «Мастер и Маргарита». В этой статье мы постараемся осветить самые интересные факты из жизни Булгакова М.А.

1.

Михаил Булгаков был самым старшим ребенком в семье. Кроме него в семье воспитывались 4 сестры и 2 брата.

2.

31 октября 1916 года Михаил успешно окончил медицинский факультет Киевского унивеситета и получил диплом лекаря. В начале первой мировой войны он работал врачом, затем был направлен в Вязьму (Смоленская губерния).

3.

У Михаила булкакова было 3 жены (Татьяна Николаевна Лаппа (1913—1924), Любовь Евгеньевна Белозерская (1925—1931) и Елена Николаевна Шиловская (с 1932 года)), но ни от одного брака у него не было детей. Зато именно 3-я жена Елена Шиловская стала прототипом Маргариты в известном произведении «Мастер и Маргарита».

4.

Многие любили коллекционировать марки, но Булгаков коллекционировал театральные и концертные билеты, причем коллекционировал он только те билеты, которые покупал сам и по которым ходил на представление лично.

5.

В 1922 году Михаилу Афанасьевичу подарили книгу авторства Александра Чаянова «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей». Главными героями этой гниги были Сатана и студент по фамилии Булгаков. По признаниям его второй жены Елены Белозерской, именно благодаря этой книге 7 лет спустя он приступил к написанию романа «Мастер и Маргарита».

6.

Свое первое произведение Булгаков написал, когда ему было всего 7 лет и называлось оно «Похождения Светланы».

7.

На могиле у писателя лежала гранитная глыба Голгофа, которая ранее служила подножием для креста на могиле у до его перезахоронения.

8.

Знаменитая советская комедия «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) была снята по произведению Булкакова «Иван Васильевич», только в пьесе инженера Тимофеева зовут Николай, а в фильме Александр (Шурик). Кроме того на сегодняшний момент экранизировано более двух десятков произведений, причем выпускала эти фильмы не только Россия. Один только роман «Мастер и Маргарита» был экранизирован 9 раз (Россия, Польша, Югославия, Италия, Великобритания, Израиль, ФРГ, Венгрия).

9.

В 1917 время Михаил Булгаков так опасался дифтерии после одной из проведенных операций, что стал принимать антидефтирийные препараты. Но эти препараты стали вызывать сильные аллергические реакции и чтобы эти реакции облегчить, Булгаков стал принимать морфий. Но как известно, морфий не детское лекарство и вызывает наркотическое привыкание. Так и Булгаков стал принимать морфий регулярно. Но уже в 1918 году он завязал с морфием и даже начал свою частную практику в качестве врача-венеролога. В 1939 году здоровье писателя резко ухуджается и врачи диагностируют ему болезнь почек (гипертонический нефросклероз), после чего он продолжает употреблять морфий для снятия болевых симптомов.

10.

Незадолго до смерти Булгаков уже не мог сам писать, так как здоровье не позволяло и роман «Мастер и Маргарита» дописывала его жена Елена Шиловская под диктовку писателя. Несмотря на все это роман был закончен, но не был опубликован в ближайшее время. Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован лишь в 1966 году, т.е. через 26 лет после смерти писателя.

Булгаков и Сталин

1 / 7

Михаил Булгаков с труппой Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

2 / 7

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

3 / 7

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

4 / 7

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

5 / 7

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

6 / 7

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

7 / 7

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

Когда заходит речь о взаимоотношениях Булгакова и Сталина, первое, что при­ходит в голову, о чем говорят или спрашивают, — это «общеизвестный факт», что Сталин очень любил «Дни Турбиных» и смотрел спектакль во МХАТе 15 раз. Иногда появляются формулировки «более 15 раз», «более 16» и даже «более 20 раз»! Об этом (почти всегда вскользь и в скобках) упоминают булга­коведы, специалисты по театру и литературные критики. Автор книги о Булга­кове и театре Анатолий Смелянский замечает: «Один из самых внима­тельных зрителей „Турбиных“ (он смотрел спектакль не менее пятнадцати раз), Сталин…»

Об этом же как о само собой разумеющейся и всем известной вещи пишет Вла­димир Лакшин, предваряя небольшой заметкой сборник воспоминаний о Бул­гакове: «Известно, что Сталин, судя по протоколам спектаклей МХАТа, смотрел „Дни Турбиных“ не менее 15 раз». Это, кажется, единственный раз, когда вме­сте с упоминанием этих цифр появилась туманная ссылка на загадочные про­токолы МХАТа.

По-видимому, этот миф уходит корнями в 1969 год, когда появилась статья Виктора Петелина о Булгакове «М. А. Булгаков и „Дни Турбиных“» («Огонек», 1969, том XI), в которой сообщались именно эти сведения о 15 посещениях Сталиным спектакля «Дни Турбиных».

В коллекции Музея Булгакова хранится статья о Булгакове, в которой рядом со ссылкой на статью Петелина ясным почерком второй жены Булгакова Любови Евгеньевны Белозерской твердо выведено: «Это липа!»

Возможно, когда-нибудь таинственные протоколы спектаклей МХАТ отыщутся в архиве театра, но пока мы можем лишь повторить вслед за Любовью Белозер­ской: «Это липа».

Примечания к статье о Михаиле Булгакове с комментарием Любови Белозерской

Театр

Михаил Афанасьевич тяжело переживал гонения на свои творческие опыты. В письмах друзьям и знакомым он признавался в полном бессилии повлиять на ситуацию.

В 1930-м прозаик обратился к высшему партийному руководству страны. Он просил решить наконец его судьбу. Дать разрешение на отъезд за границу или позволить свободно творить.

Прошло совсем немного времени и писателю ответили. Сделал это сам Сталин. В личной беседе по телефону вождь разрешил Булгакову устроиться в театр. С этого момента писатель стал работать в качестве режиссера. Однако ни одно из произведений литератора больше опубликовано не было.

М. Булгаков (в центре) на ступенях театра

После того как сам Сталин предоставил Булгакову немного свободы, он получил возможность трудиться на поприще драматургии. Если до этого ни один театр не хотел иметь дел с опальным писателем, теперь ситуация несколько изменилась.

Постановки по пьесам Михаила Афанасьевича пользовались большой популярностью еще в конце 20-х годов. Среди наиболее знаковых произведений можно назвать «Багряный остров», «Зойкину квартиру».

Спектакль «Багровый остров»

Позже литератор выступал режиссером-постановщиком спектаклей «Пиквикский клуб» по Диккенсу, «Мертвые души» и прочих.

Несмотря на предоставленную возможность работать в театре, продвигать свои произведения Булгаков в большинстве случаев не мог. Негласно гонения на него так и продолжались. Да и руководство столичных подмостков опасалось гнева вождя, а также санкций от чиновников мира искусства.

М.А. Булгаков в роли судьи в «Пиквикском клубе». Фото 1935 г.

Тем не менее, произведения того периода за авторством Булгакова увидели свет позже. Среди них можно назвать «Александра Пушкина», «Блаженство», а также «Ивана Васильевича». Последняя пьеса стала литературной основой для сценария фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Вольной трактовкой первоисточника занимался Леонид Гайдай.

В 1936 году Булгаков работал над постановкой «Кабала святош». Премьера состоялась с большим успехом, собрала огромное количество зрителей. Однако очень скоро подверглась разгромной критике по заказу сверху. После нескольких показов, постановку убрали из репертуара театра.

Кабала святош (Мольер) — спектакль МХАТ Чехова по пьесе М. Булгакова, режиссер – А. Шапиро (2003)

С этого момента писатель практически не работал в качестве режиссера. В 1939 состоялась последняя попытка драматурга вернуться к серьезному творчеству. Из-под пера литератора вышла пьеса «Батум», одним из героев которой был Иосиф Сталин.

Накануне премьеры, однако, постановка была отменена по личному распоряжению вождя. Он посчитал, что спектакль о нем — вещь неуместная.

С этого момента здоровье Булгакова серьезно пошатнулось, и заниматься литературной деятельностью он больше не смог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector