Поведение в храме

Фото и описание

Крестобогородский храм располагался в селе Крестобогородском, история которого началась с того момента, когда в 1655 г., когда митрополит ростовский Иона Сысоевич установил здесь крест в честь памяти об избавлении Ярославля от моровой язвы 1654 г. Этот крест сначала располагался в деревянной часовне. В 1677 г. рядом с часовней крестьяне из Спасского монастыря построили деревянную церковь Положения Ризы Богоматери. Спасский монастырь, на территории которого находилась церковь, оснастил новый храм иконами, богослужебными книгами, утварью.

В 1760 г. прихожане стена в стену с часовней поставили каменную церковь (материал на строительство был пожертвован владельцем Ярославской Малой мануфактуры Д.М. Затрапезновым). Главный престол в холодном храме был посвящен Положению Ризы Богоматери, а зимний придел посвятили Николаю Чудотворцу, который потом был переименован в честь митрополита московского Филиппа.

В 1762 г. священник церкви села Сидорково обратился за благословением на возведение храма вместо сгоревшего в прошлом году. По распоряжению митрополита Арсения деревянный Крестобогородский храм перевезли в это село. На новом месте церковь простояла недолго — в 1788 г. ее заменили каменной.

В 1806 г. ярославский архиепископ Антоний, который страдал тучностью, ежедневно ходил молиться к кресту; в память об этой усердной молитве в церкви поставили икону Антония Римлянина, которая сохранилась до наших дней. Владыка в благодарность за избавление от недуга благословил и выделил часть средств на строительство в 1811 г. у северного фасада здания вместо часовни зимней церкви Животворящего Креста Господня. В 1817 г. ярославский резчик Гаврила Столарев выполнил для нового храма престол, иконостас и жертвенник. Росписи были выполнены после 1825 г. под руководством священника Андрея Смирнова.

Главной святыней храма является живописный крест Ионы Сысоевича «натуральной» величины, по сторонам от которого расположены иконы с Богоматерью, Иоаном Богословом, Марией Магдалиной, Логином Сотником. В 1989-1994 гг. на средства областного бюджета и прихода святыня была отреставрирована. В нижнюю часть креста вставили множество ковчежцев с частицами мощей разных святых.

Благодаря расположению села Крест на Московской дороге, прямо у въезда в Ярославль, этот храм посещали как обычные туристы и паломники, так и первые светские и духовные лица государства.

Здесь, на Поклонной горе, ополчение Минина и Пожарского устроило свой первый привал перед тем, как идти на Москву, здесь в праздник Воздвижения и в Крестопоклонную неделю всегда собирались богомольцы. До села Крестобогородского с крестным ходом провожали ростовские чудотворные иконы Богоматери Тихвинской и Владимирской.

Крестобогородская церковь является одной из 5 ярославских церквей, в которых все годы советской власти не прекращались богослужения, но в 1966 г. угроза закрытия нависла и над ней. Тогда было решено снести Крестобогородскую церковь для строительства автомобильной дороги в Ярославль. Но представление облисполкома о сносе было отклонено Министерством культуры РСФСР.

Но, не желая мириться с этим, в 1968 г. областные власти предложили спрямить дорогу таким образом, чтобы храм остался стоять в стороне и открыть в нем музей, приход же перевести в храм Параскевы Пятницы на Тутовой горе. Община была с этим не согласна. Ведь церковь Параскевы Пятницы находилась в полуразрушенном состоянии. Когда шли активные подготовительные работы к началу реставрации Пятницкой церкви, в Москве приняли решение продолжить богослужения в Крестобогородском храме (благодаря определенным усилиям Александра Николаевича Яковлева и Веры Григорьевны Брюсовой).

Церковь обязана своим спасением только благодаря твердости духа русских женщин и неимоверным усилиям приходской общины.

История строительства Успенского собора

В 1215 году ростовский князь Константин Всеволодович (1186-1218, княжил в Ростове с 1208 по 1216 года) заложил «церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя Богородицы Успения». В то время это была территория деревянного Ярославского кремля, или, как его еще называли, Рубленого города. В 1219 году ростовский епископ Кирилл I (епископ с 1216 по 1229 год) торжественно освятил его. Это была первая каменная постройка в Ярославле.

Советские археологи во главе с Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), одним из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, уже после уничтожения собора в 1937 году пытались найти остатки фундамента древнего домонгольского храма, но безуспешно. Однако по отдельным археологическим находкам удалось воссоздать его облик. Построен он был из тонкого красного кирпича — плинфы. Стены украшали белокаменные вставки с резными орнаментами и масками. Пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, напоминавшими ковер; это было одно из главных украшений храма. Двери были обиты золоченой медью.

В первой половине XIII века для Успенского собора была написана икона «Спас», «моленная» икона ярославских князей Василия (1238-1249) и Константина (1249-1257). В 1238 году Ярославль, как и многие другие русские города, был сожжен Батыем. Успенский собор уцелел, но был полностью разграблен.

В 1501 году в Ярославле случился большой пожар, в результате которого обрушились своды храма. При разборе завалов обнаружили мощи благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. К 1516 году был возведен новый храм, небольшой по размеру. По некоторым данным, своим обликом он напоминал Благовещенский собор Московского кремля. С запада к нему был пристроен небольшой придел «на полатях». В 1612 году в Успенском соборе митрополит Кирилл II благословил князя Дмитрия Пожарского идти с ополчением освобождать Москву.

XVII век — время расцвета Ярославля, становление самобытной школы ярославского зодчества. Старый Успенский собор уже не мог вместить всех верующих, и потому в 1643 году началось строительство нового собора, немного в стороне от прежнего. Старый собор было приказано разобрать, оставив лишь погреб, где хранилась «зелейная и церковная казна». Над ним на основании частично разобранных стен была надстроена казенная палата.

В 1646 году новый собор был освящен. Это был небольшой пятиглавый храм с 55-метровой шатровой колокольней. 10 июля 1658 года во время очередного пожара в Ярославле он пострадал: сгорели главы, крыша и некоторые другие наружные постройки. Поэтому в 1659 году он был перестроен в шестистолпный пятиглавый храм. К северному, западному и южному входу были пристроены каменные крыльца, характерные для ярославских построек того времени. Рядом с ним заложили новую шатровую колокольню.

В 1670 году случился новый пожар, после чего храм был отстроен вновь. В 1671-1674 годах его стены были покрыты росписью, которая сохранилась до 1825 года. В 1788 году в связи с переносом центра епархии в Ярославль, он стал кафедральным. Это потребовало дальнейших перестроек и переделок.

В 1832-33 годах к южной стене была пристроена небольшая теплая церковь во имя благоверных князей Константина и Василия. В конце XIX века её объединили с расширенной западной папертью. В 1836 году по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова, ректора Императорской академии художеств, вместо старой колокольни была построена новая многоярусная, высотой 70 метров. Внизу была сделана арка для проезда.

На старых фотографиях можно увидеть, как выглядел Успенский собор в Ярославле в начале XX века.

Внутреннее убранство Успенского собора

Успенский собор

Успенский собо — кафедральный православный храм Ярославской епархии. Находится на Стрелке Волги и Которосли. Восстановлен по новому проекту в 2004—2010 годах; строительство приурочено к 1000-летию Ярославля. Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.

В 1501 году случился пожар, и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете или подвале и имела в своей западной части придел «на полатях». Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. После 1605 года в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл (Завидов) благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.

Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казённую палату. В 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.

Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки), хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.

Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671—1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. В дальнейшие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 1720-х годах пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832—1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832—1836 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой, в 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина.

В конце XIX века в соборе было 2 престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святого князя Владимира; пятиярусный иконостас с драгоценными окладами; ряд замечательных икон и других древностей. Под сводами храма были погребены архиепископы Павел, Симеон и Леонид.

Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н. Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.

Возврат к списку

Церкви Старого города

Ярославль быстро оправился от последствий Смутного времени, поэтому XVII век стал золотым для русского города. Он быстро развивался, как ремесленный и торговый центр, и по обороту товаров уступал только Москве и Казани.

Росло влияние купечества, торговые люди богатели и набирали вес в обществе. В их руках находилась торговля между Востоком и Западом. В городе работало около тридцати иностранных купеческих контор. Во второй половине XVII века в посадах жили 1200 ремесленников. Они занимались кузнечным делом, ловили рыбу, делали изделия из глины, изготавливали шерстяные и льняные ткани.

Вид на Тихвинскую церковь (на переднем плане) и храм Николы Мокрого

Только за один XVII век в Ярославле было построено три монастыря, 35 каменных и 13 деревянных церквей. Сформировался особый ярославский стиль зодчества. Для отделки церквей ярославцы стали использовать фигурные кирпичи и красивые полихромные изразцы. Местные мастера достигли таких высот, что их охотно приглашали для возведения храмов в другие города России.

До наших дней в Старом городе сохранилось несколько храмов и архитектурных ансамблей. Это белая и красная церкви Благовещенского прихода, прекрасный пример елизаветинского барокко – Вознесенско-Сретенский приход в Ловецкой слободе.

Церковь Богоявления

Чтобы увидеть уникальную настенную живопись, туристы, которые путешествуют по городам «Золотого кольца» России, приезжают в старинный храм Николы Мокрого. Фрески на его стенах выполнены лучшими ярославскими изографами XVII века.

Тихвинская церковь привлекает любителей русского зодчества поливной многоцветной керамикой, а церковь Богоявления – роскошными полихромными изразцами и старыми настенными росписями.

Общий вид на Дмитровский приход

Необычным памятником победы русского оружия на Куликовом поле стали парные храмы Дмитровского прихода. В старину возле этих церквей существовало кладбище, на котором хоронили всех, кто погиб во время военных походов. Главное богатство церкви Дмитрия Солунского – настенные фрески конца XVII века.

Несколько веков назад на окраине Ярославля находится погост, на котором погребали городских бродяг и безымянных странников. Во второй половине XVII века на Божедомке построили каменную Владимирскую церковь. Сегодня это редкий памятник русской архитектуры, потому что в нашей стране сохранилось очень мало трехшатровых храмов.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке

Фото и описание

Успенский собор в Ярославле в 18-20 вв. являлся кафедральным православным собором Ростово-Ярославской епархии. Он располагался на стрелке Волги и Которосли.

Успенский собор – это первый ярославский каменный храм. Его строительство было начато в 1215 г. по повелению князя ростовского Константина Всеволодовича на территории кремля. Храм торжественно освятили в 1219 г. как основной храм города и назвали по традиции в честь Успения Богоматери. В отличие от других храмов Северо-Восточной Руси он был возведен из кирпича, в убранстве же фасадов широко использовалась резьба по белому камню, двери украшала золоченая медь, а пол устилала разноцветная майоликовая плитка.

Ансамбль этого шестистолпного собора с высокой колокольней был точь-в-точь повторён в начале 18 в. под Ярославлем в Великом.

В 1501 г. произошел пожар, и своды церкви обрушились. Во время расчистки завалов были найдены мощи князей Ярославля 13 в. – Константина и Василия Всеволодовичей. Потом они стали одной из главных соборных реликвий. К 1516 г. храм был отстроен заново, скорее всего, на месте предыдущего. Это был небольшой храм, стоящий на подклете с приделом «на полатях» в восточной части. Ближайшим ее аналогом можно считать собор Благовещения в Московском Кремле.

После 1605 г. в Успенском соборе начали составлять иллюстрированный синодик. В Смутное время, в 1612 г. митрополитом Кириллом здесь был благословлен на освободительный поход Дмитрий Пожарский.

По указу царя в 1642 г. было предписано разобрать Успенский собор по причине его обветшания и возвести новый каменный на другом месте. По указу сохранялся лишь погреб под церковью, где располагалась «зелейная и свинцовая казна». Но поскольку помещение это было сырым, то на основании стен верхнего яруса прежнего собора была построена казённая палата. В 1646 г. возвели и освятили одноэтажный собор с пятью главами с высокой 55-метровой колокольней.

Во второй половине 17 в. в Ярославле шло казённое строительство, в 1659 г. вышел царский указ о строительстве новой соборной церкви, поскольку прежняя не отличалась большими размерами и пострадала от пожара, произошедшего 10 июля 1658 г., когда сгорели многочисленные ярославские постройки. Собор выглядел как шестистолпное здание с пятью главами с каменными крыльцами с севера, запада и юга, которые были типичны для многих храмов Ярославля 17 в. Вместе с храмом заложили восьмигранную шатровую колокольню.

В пожаре 1670 г. храм довольно сильно пострадал, через несколько лет его выстроили заново. Здание имело кубическую византийскую форму и пять массивных глав. Интерьер Успенского собора расписали в 1671-1674 гг., роспись без обновления сохранялась до 1825 г.

В последующие двести лет храм подвергался нескольким перестройкам, наиболее значительные произошли после 1788 г., когда собор получил статус кафедрального по причине переноса в Ярославль центра епархии. В 1720-х гг. к собору была пристроена западная паперть, в конце 18 в. переделали крыльца, в 1832-1833 гг. пристроили теплую церковь к южной стене.

В 1832-1836 гг. по проекту архитектора А.И. Мельникова вместо старой была возведена новая колокольня, соборные купола в 1844 г. покрыли золотом, а в конце 19 в. расширили западную паперть.

В конце 19 в. в соборе было два престола: св. князя Владимира и Успения Пресвятой Богородицы. Под сводами собора были похоронены архиепископы Симеон, Павел и Леонид.

В 1918 г. Успенский собор пострадал в ходе антибольшевистского восстания. Частичную реставрацию храма провели осенью 1924 г. В 1922 г. храм отдали для нужд биржи труда, с 1930 по 1937 гг. здесь располагался склад зерна. 26 августа 1937г. собор взорвали, а на месте его разбили городской парк культуры.

26 октября 2004 г. заложили новый собор Успения Богоматери. Новый собор не похож на своего предшественника. Площадь, занимаемая храмом составляет 2 тыс. кв. м, вместимость собора – более 4000 человек, высота – 50 м до основания креста, высота колокольни – 70 м. В цоколе находится зал церковных соборов, трапезная палата, музей и покои архиерея.

История храма

Успенский собор построен в 1158-1560 гг.

КнязьАндрей Боголюбский сделал Владимир своей столицей и начал в нем новое помпезное строительство. Были приглашены лучшие мастера — по некоторым сведениям, часть из них прислал самФридрих Барбаросса . Новый храм был выше, чем знаменитые киевская и новгородская Софии.

В 1185 году случился пожар, который уничтожил часть росписей и храм был обновлен и переделан. Это случилось при следующем князе — Всеволоде Большое Гнездо

, младшем брате Андрея. Именно при нем Владимирское княжество стало самым обширным и могущественным из русских земель, а Успенский собор был главным ее храмом и усыпальницей правителей: и Андрей Боголюбский, и его сыновья, и сам Всеволод были похоронены там.

В эти годы Успенский собор был обнесен широкими закрытыми галереями, а в старых стенах были сделаны арки — получилось, что старый храм как бы находится внутри нового. Часть резьбы была перенесена на новые внешние стены, часть выполнена заново. Ученые спорят о том, был ли первоначальный храм пятиглавым или одноглавым, но у нового храма совершенно точно было уже пять глав.

В 1238 году собор горел

при штурме Владимира татаро-монгольскими войсками, но сильно пострадал только интерьер, а внешний облик остался неизменным. В XIV веке приДмитрии Донском он заново расписываетсяартелью Андрея Рублева и Даниила Черного . К XVIII веку здание сильно обветшало. В начале XVIII века перестройке подверглась крыша собора — ее заменили на обычную четырехскатную. Но состояние его по-прежнему оставляет желать лучшего.

В 1769 году Владимир посетила Екатерина II

. Она выделила 14 тысяч рублей на ремонт древнего храма. В процессе этого ремонта забелили старые рублевские фрески и разобрали иконостас. Вместо старого поставили резной барочный в духе нового времени. Вырезали его мастераКалистрат и Степан Бочкаревы . Иконы в него поместили тоже новые — работы владимирского иконописцаСтрокина .

В самом начале XIХ века были срыты земляные валы

старой крепости, а храм был обнесен новой оградой. В 1810 году была построена новаяколокольня взамен старой, в которую попала молния. Колокольня была построена уже в стиле классицизма, но сделана так, чтобы вписываться в общий ансамбль – например, ее гипсовые украшения отчасти повторяют белокаменную резьбу храма. На первом этаже колокольни была устроеначасовня . В 1862 году по проекту Н. Артлебена перестраивается теплыйпридел Георгия Победоносца – теперь он соединяет храм и колокольню. В эти годы постепенно начинается открытие древних фресок собора.

История создания Ильинской церкви

До 1647 года на данной территории Земляного посада, недалеко от Волжских берегов, находилось два приходских храма, построенных из дерева – холодный Ильинский и теплый Покровский. Здания были уже достаточно ветхими, и два брата купеческих кровей – Скрипины — решили соорудить вместо них единый храм, который должен был увековечить память о самом первом городском храме – Ильинском, срубленном на территории сформированного при Ярославе Мудром Ярославского кремля.

Естественно, материализуется идея данной постройки братьями на свои средства, которых им было не занимать. Купеческая семья, занимающаяся торговлей, в том числе песцами, соболями и жемчугами, разбогатела, еще проживая в Великом Новгороде. Переехав в Ярославль, Скрипины становятся крупными поставщиками мехов и драгоценностей для царского и других богатейших дворов Москвы. Только скупка пушнины приносила им сумасшедшую прибыль. Однако богатство не мешало членам купеческого семейства быть религиозными и добропорядочными гражданами. Именно это и сподвигло их на сооружение самого высокого и прекрасного посадского храма.

Имена строителей и мастеровых, воздвигших эту великолепную церковь, историей не сохранились. Но они увековечены, как и другие безымянные рядовые созидатели Ярославля, среди наиболее важных скульптурных персонажей – в бронзовом образе Гражданина – на постаменте Памятника «1000 лет Ярославлю» в Парке «Стрелка».

Образ Гражданина — строителя Ярославля

Новая каменная холодная (т.е. неотапливаемая) Церковь Ильи Пророка строилась на земле самих Скрипиных в непосредственной близости к их купеческим палатам и хозяйственным строениям подворья. На проходившие рядом торговые улицы Пробойную (ныне Советскую) и Соколовскую вновь построенный храм выходил западным фасадом и северным. Многие члены купеческой династии Скрипиных были затем захоронены на территории северного храмового придела – в семейной усыпальнице.

Торговые ряды

Для строящейся церкви из московского Успенского собора поступил очень ценный подарок – частица Христовой ризы. Для размещения этого дара был сооружен дополнительный придел, названный Ризоположенским.

В самый страшный ярославский пожар 1658 года храм сильно обгорел снаружи, но его внутренних помещений огонь не затронул. Внутри собор был расписан значительно позже его сооружения, при вдове одного из создателей в начале 80-х годов 17 века. Для росписи храма была организована бригада из 15 ярославских художников. А руководить работой этой организованной артели были приглашены знаменитые мастера из Костромы – Г.Никитин и С.Савин.

Внутреннее убранство и роспись Храма Ильи Пророка 

Роспись внутренних храмовых стен была осуществлена в рекордные сроки – за 3 месяца. Стены фасадов тоже были расписаны растительным орнаментом, ныне утраченным. Зеленые черепичные покрытия храмовых глав ослепительно сверкали под солнцем. В 18 веке та черепица была заменена традиционным для ярославских храмов чешуйчатым покрытием.

Церковь Ильи Пророка в 19 веке

Случилось так, что братья Скрипины не оставили наследников, но они оставили завещание, по которому их торговая фирма, земли и дома, и, конечно же, Ильинский храм – перешли городу. Таким образом, Церковь Ильи Пророка к концу 17 века стала приходской.

Престольные праздники и богослужения

15 июля празднуется Ризоположение. Хитон, принадлежавший когда-то Богородице, из поколения в поколение бережно передавался и хранился на Святой Земле. Святая Риза источала из себя множество чудес и не раз спасала тот город, в котором хранилась.

Впервые святыня была обнаружена во времена императора Льва Македонянина. Находилась она в небольшом селении близ Назарета у одной престарелой еврейки. Паломники, остановившиеся у нее на ночлег, удивились тому, что в доме горит столько свечей и фимиама. На неотступные просьбы рассказать, что за святыня находится здесь, женщина нехотя открыла им свою тайну. Хитон был сразу же перевезен в Константинополь во Влахернский храм.


Богослужение в Крестобогородском храме

Храм открыт ежедневно, проводятся регулярно службы. По праздникам служатся две литургии, ранняя и поздняя. Церковь очень посещаема верующими и паломниками. Это один действующий храм в районе, поэтому народу сюда стекается, как правило, много.

Внутреннее убранство

Росписи, существующие в храме, были выполнены в 20-годах 18 века, руководителем которых был священник Андрей Смирнов. Резчик Гавриил Столярев выполнял для храма престол, иконостас и жертвенник. Конечно ж, по истечении многих лет все износилось, но здесь довольно часто проводят реставрационные работы и ремонты.

Начиная с 1988 по 1995 год, церковь отреставрировали за деньги, которые выделил областной бюджет. Его нижняя часть обзавелась углублением, где находятся частицы мощей некоторых святых и по это время. Главная святыня церкви – это крест Ионы Сысовича во всю величину, по каждую сторону от него расположили несколько икон, в числе которых есть иконы Богоматери, Марии Магдалины, Иоана Богослова, Логина Сотника.

Во владениях церкви находится огромное количество икон и образов святых. Среди самых почитаемых стоит отметить наличие:

— Животворящего Креста Господнего;

— Иконы Пресвятой Богородицы, оплакивающей Христа;

— Икона, на которой изображен Митрополит Филипп Московский;

— Иконы Положения честной ризы Пресвятой Богородице во Влахерне.

История основания

Есть в г. Ярославле район Кресты. Расположен он на том месте, где в 1655 году митрополит Иона Сысоевич при въезде в город со стороны Ростова. на Поклонной горе, установил трехметровый крест. Сделал он это в честь победы над моровой язвой, шествующей в то время по всей Руси.


Крестобогородский храм (церковь Ризоположения) в Ярославле

С чудотворной иконой Смоленской Божьей Матери был совершен крестный ход. Совместными молитвами духовенства и народа во главе с митрополитом Ионой город был спасен от гнева Божьего, — чума обошла его стороной.

По прошествии немного времени здесь была сооружена часовня, а затем и церковь Положения Ризы Божьей Матери. Рядом со святым местом возникла деревня, которая стала называться, как и церковь, — Богородской или сокращенно Кресты. Спасский монастырь, расположенный неподалеку, снабжал новый храм всей необходимой служебной утварью.

Первая церковь, выстроенная в 1677 году, была деревянной. Спустя почти сто лет, а точнее, в 1760 году, было начато строительство нового каменного храма. Средства на его возведение были пожертвованы владельцем мануфактурной фабрики, а также колокольного завода, Д. М. Затрапезновым. Главный престол церкви освятили в честь Положения Ризы Божьей Матери, а зимний — св. Николая Чудотворца (впоследствии митрополита Московского Филиппа).

В середине прошлого столетия это место стало частью города. Была проведено расширение Московского проспекта, из-за чего снесли ряд построек. То же самое планировалось проделать и с церковью Ризоположения. Однако верующим невероятными усилиями удалось предотвратить это и сохранить храм.

Заключение

Мы видим, что многие православные монастыри и храмы в Ярославле возводились из камня в 17 столетии. Причин для этого было много: страна успокоилась, пережив Смутное время, разбогатевшие купцы, для которых лучшим способом заявить о себе было вложение денег — вкладывались в строительство новых храмов. И чем богаче они получались, тем было лучше. Долгое и неспокойное время ждало их впереди. Если их предшественники страдали от многочисленных пожаров, то новые храмы ждала или перестройка или тревожный надвигающийся 20 век. Им предстояло пройти много испытаний: восстание белогвардейцев против советской власти в 1918 году, массовые закрытия церквей в советский период. Пережить и те годы, когда в них размещали архивы, реставрационные мастерские, склады. В худшем случае в них обустраивали автомастерские, а некоторые и вовсе были стерты с лица земли и память о них живет лишь на старых черно-белых фотографиях. Смотря на эти храмы сейчас, непременно хочется подробно узнать историю каждого из них, дотронуться до его стен и на время перенестись в ту эпоху, когда они были полны первозданного величия, когда в них проводились первые службы. Посмотреть на те реликвии и украшения, которые на сегодняшний день безвозвратно утеряны в водовороте времени. И поблагодарить за возможность видеть их, пусть и измененными, но такими же величественными и благородными, пропитанными духом времени и вековой истиной. И продолжать так же бережно хранить их сквозь года, чтобы донести их до будущих поколений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector