Мюнхгаузен, карл фридрих иероним фон

Не у дел

Правление Анны Леопольдовны закончилось также стремительно, как и началось. Уже в 1741 году дочь Петра Елизавета при помощи верных гвардейцев организовывает новый переворот, в результате которого вся царствующая семья – и Анна Леопольдовна, и малолетний Иван, и Антон Ульрих — отстраняются от власти и ссылаются в Архангельскую губернию. Не менее суровая участь ожидала и всех их приближенных, но волею судьбы наш барон находится по-прежнему в Риге, далеко от своего покровителя.

К слову, Елизавета Петровна так боялась Брауншвейгскую семью, что в 1745 году даже вывела из обращения все монеты с изображением Иоанна Антоновича – законного наследника. Люди же, у которых они обнаруживались, проходили через страшные пытки и объявлялись государственными преступниками. Новая царица даже пыталась лишить многих полученных при Анне Леопольдовне титулов и должностей, но на столь решительные меры всё же не пошла.

Так барон сохранил звание и в течение 10 лет исправно служил России. Правда, в военных походах он больше не участвовал, несмотря на то, что в 1741 году разразилась новая война – Русско-шведская, в которой Брауншвейгский полк должен был принять участие.

Спектакли (музыкальные и драматические)

«Приключения Мюнхгаузена на Украине», мюзикл Алексея Коломийцева в постановке Одесского Академического музыкально-драматического театра.

3 декабря 2010 года был презентован первый украинский танцевальный мюзикл с использованием 3D-технологий «Барон Мюнхгаузен». Его режиссёром-постановщиком выступил известный украинский хореограф, креативный продюсер проектов телеканала СТБ «Танцуют все!» и «Україна має талант» Константин Томильченко. В мюзикле задействованы 35 танцоров, лучшие участники трёх сезонов танцевального шоу «Танцуют все!».

5 декабря 2015 года состоялась премьера спектакля «Мюнхгаузен» на сцене «Театра на Спасской» (г. Киров). Режиссёр — Степан Пектеев. Сценография — Катерины Андреевой. Композитор — Роман Цепелев. В центре внимания команды, работающей над спектаклем, — фигура самого барона. Его талант рассказывать истории — сродни таланту артиста. Таким образом, спектакль — это не иллюстрация и не пересказ историй о похождениях барона Мюнхгаузена, а размышления его создателей о театре и профессии артиста[источник не указан 1633 дня].

18 декабря 2019 в Астраханском театре оперы и балета состоялась премьера мюзикла для детей Дмитрия Батина. Автор либретто и режиссёр Екатерина Саблина.

Последние годы сказочника

До самого последнего дня своей жизни Распе, похоже, испытывал материальные затруднения. О правильности предположения говорит хотя бы, тот факт, что перед смертью литератор пытался заложить шахту, расположенную в Ирландии. Не успел.

Но не будем заканчивать на печальной ноте. Этот человек остался в сердцах миллионов своих поклонников как великий автор бессмертной истории о невероятных приключениях самого правдивого в мире барона, по фамилии Мюнхгаузен.

Именно Распе вернул современникам почти забытую древне германскую поэзию. Первым сумел рассмотреть некоторые детали «Песни Оссиана», позволившие предположить, что перед ним подделка…

Но, это уже другая история.

Литература

  • Издания «Приключений барона Мюнхгаузена» на русском языке / Составитель А. Н. Макаров // Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и весёлые приключения Барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей / Г. А. Бюргер ; Р. Э. Распе ; перевод В. С. Вальтман под редакцией А. Н. Макарова ; издание подготовил А. Н. Макаров ; ответственный редактор Б. И. Пуришев. — М. : Наука, 1984. — Приложения. — С. 357—363. — 368 с. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).
  • Макаров А. Н. Книга о Мюнхгаузене в России : статья // Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и весёлые приключения Барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей / Г. А. Бюргер ; Р. Э. Распе ; перевод В. С. Вальтман под редакцией А. Н. Макарова ; издание подготовил А. Н. Макаров ; ответственный редактор Б. И. Пуришев. — М. : Наука, 1984. — Приложения. — С. 309—329. — 368 с. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).
  • Приключения и злоключения барона М-г-з-на : // Родина. — 1999. — № 1. — С. 52—57.
  • Макаров А. Н. «Приключения барона Мюнхгаузена» : статья // Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и весёлые приключения Барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей / Г. А. Бюргер ; Р. Э. Распе ; перевод В. С. Вальтман под редакцией А. Н. Макарова ; издание подготовил А. Н. Макаров ; ответственный редактор Б. И. Пуришев. — М. : Наука, 1984. — Приложения. — С. 251—308. — 368 с. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).
  • Мюнхгаузиады // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1911—1916.

Бросать

  • Джон Невилл, как барон Мюнхгаузен
  • Эрик Айдл в роли Бертольда / Десмонда
  • Сара Полли в роли Салли Солт
  • Оливер Рид в роли Вулкана
  • Ума Турман — Венера / Роза
  • Джонатан Прайс в роли обычного Горацио Джексона
  • Билл Патерсон в роли Генри Солта
  • Чарльз МакКаун в роли Адольфа / Руперта
  • Уинстон Деннис в роли Альбрехта / Билла
  • Джек Первис, как Густав / Джереми
  • Робин Уильямс (в титрах — «Рэй Д. Тутто») в роли Короля Луны
  • Валентина Кортезе в роли королевы Ариадны / Вайолет
  • Питер Джеффри, как султан Махмуд I
  • Элисон Стедман в роли Дейзи
  • Рэй Купер — функционер
  • Дон Хендерсон, как командир
  • Стинг ( камео ) в роли героического офицера
  • Терри Гиллиам (в титрах ) — Irritating Singer

Рижские каникулы

к известно, в результате Северной войны прибалтийские земли отошли к России. Мюнхгаузен получил назначение в Ригу, где для него начались военные будни. Сохранились документы, в которых барон решает житейские вопросы, в том числе с обмундированием и провиантом для солдат, прибытием новых лошадей и выпиской врачей. Он дает разрешения на солдатские свадьбы и занимается поимкой беглых. А между тем жизнь в России не так спокойна, как в Риге. Умирает Анна Иоанновна и в результате дворцового переворота к власти приходит Анна Леопольдовна. Одним из последствий захваченной власти становится возможность получения Антоном Ульрихом чина генералиссимуса. Мюнхгаузен обращается с просьбой к бывшему господину и, опередив 12 конкурентов, получает чин поручика. Теперь он командует элитной ротой полка.

Примечания

  1. Борис Алмазов. Петербург — столица русской гвардии. История гвардейских подразделений. Структура войск. Боевые действия. Выдающиеся личности. — М.: Центрполиграф, 2015. — 2000 экз. — ISBN 978-5-227-05917-8.
  2. А.В. Блюм. Каратель лжи или книжные приключения барона Мюнхгаузена. — М. : Книга, 1978. — С. 18.
  3. Готфрид Август Бюргер, Рудольф Эрих Распе. Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и весёлые приключения барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей — М. : Наука, 1985. — С. 251 — 308 (Приложения).
  4. Пухов В. В. // Словарь русских писателей XVIII века. / Вып. 2. — СПб.: Наука, 1999.
  5. Перельмутер В. . Дата обращения: 9 декабря 2015.
  6. . Дата обращения: 6 апреля 2016.
  7. Осипова В. Н.  (недоступная ссылка). // Брестская областная библиотека им. М. Горького. Дата обращения: 10 мая 2013.
  8. Aventures de baron de Munchhausen, Les (англ.) на сайте Internet Movie Database
  9. Baron Prášil (англ.) на сайте Internet Movie Database
  10. Münchhausen (англ.) на сайте Internet Movie Database
  11. Baron Prášil (англ.) на сайте Internet Movie Database
  12. Les Fabuleuses aventures du legendaire Baron de Munchausen, (англ.) на сайте Internet Movie Database
  13. Мэри лазарева. Нескромное обаяние вранья // еженедельная информационно-аналитическая газета. — 2015. — 11 декабря (№ 50 (911)).
  14. Хмельницький культурний: з минулого в майбутнє. Культурна спадщина та культурні осередки міста Хмельницького / С.Єсюнін. — Хмельницький, 2006. — С. 54—55.
  15. . Правда.ру (28 августа 2004). Дата обращения: 10 мая 2013.
  16. .
  17. . planetabelarus.by. Дата обращения: 29 июня 2020.
  18. . Дата обращения: 4 января 2020.

Образование и карьера

В родном городе Рудольф получил начальное образование, и в 1755 году поступил на факультет права в Геттингенский университет. Через пять лет получил степень бакалавра по филологии. Семь лет спустя вернулся в Ганновер. Первое время работал писарем, а затем — секретарем в библиотеке. В 1767 он получил профессорскую должность в Каролинуме.

Автору “Барона Мюнхгаузена” Рудольфу Распе принадлежат многочисленные исследования в области геологии, минералогии, литературы. В известных журналах он публикует рецензии, и это открывает перед ним двери научных сообщество Лондона и Геттингена. В поисках старинных манускриптов Распе дважды путешествовал по Вестфалии.

Из-за недостатка средств Распе выкрал часть монет из коллекции ландграфа, у которого работал смотрителем антикварного кабинета. Хозяин выдал ордер на его арест, но Рудольфу удалось беспрепятственно добраться до Лондона. К этому времени он был уже известен как литератор и специалист-геолог. Несмотря на скандальную славу, Распе приглашают в различные проекты. В 1794 году он планирует заложить шахту в Ирландии, но не успевает — в конце года писатель умер от сыпного тифа.

Старый рогоносец

Считая себя непревзойдённым рассказчиком, Мюнхгаузен не терпел конкуренции. Как-то раз заезжие офицеры завели при нём рассказ о своих победах на любовном фронте. Барон тут же их перебил, заявив, что всё это чепуха по сравнению с его похождениями. И рассказал, как он ездил в санях с русской императрицей. Сани эти были такого размера, что в них помещался и зал для танцев, и отдельные кабинеты для интимных удовольствий.

Все рассказы барона были про Россию. Поскольку Россия — единственное яркое воспоминание. Все остальные страны приплетут уже авторы книг, написанных от его имени, но без его ведома.

В 1781 году в берлинском журнале «Путеводитель для весёлых людей» были напечатаны 16 рассказов. Имя рассказчика скрывалось под аббревиатурой «М-г-з-н». А в 1785 году Рудольф Эрих Распе издал рассказы барона Мюнхгаузена на английском языке. Через год появился немецкий перевод. Мюнхгаузен рассвирепел и подал в суд, но его иск отклонили.

Европейская слава не радовала отставного ротмистра. Не радовало и устоявшееся за ним прозвище «барон-лжец». Слуги получили приказ не пускать любопытных, которые стекались со всех концов послушать россказни «барона-лжеца».

А после смерти жены 74-летний Мюнхгаузен женился на 17-летней красотке Бернардине фон Брун. Не понимая, что легкомысленную и расточительную барышню интересовало исключительно его имение.

Вскоре жена родила ребёнка. И тут уж Мюнхгаузен скумекал, что ребёнок не от него. Жену он выгнал, ребёнка не признал. Брошенная супруга затеяла процесс, требуя алиментов. Местные жители с удовольствием ходили на судебные заседания, чтобы послушать пикантные подробности.

В итоге ребёнок умер, жена сбежала за границу, а барон окончательно разорился.

В 76 лет он скончался от сердечного приступа. Как ни странно, всеми забытый. Рядом с ним оставалась одна служанка. Незадолго до смерти она спросила Мюнхгаузена, почему у него нет двух пальцев на ноге. Барон попросту отморозил их в России, и пальцы пришлось ампутировать (болтали, что он отморозил ещё кое-что, поэтому и не мог иметь детей). Но даже на смертном одре Мюнхгаузен остался верен себе. Пальцы, говорит, во время полярной охоты откусил белый медведь. Так и умер — с байкой на устах.

Внешний вид реального и литературного Мюнхаузена

Единственный портрет Мюнхаузена работы Г. Брукнера (1752), изображающий его в форме кирасира, был уничтожен во время Второй мировой войны. Фотографии этого портрета и его описания дают представление о Мюнхаузене как о человеке сильного и пропорционального телосложения, что всегда было необходимым требованием для службы в кирасирах — самом требовательном к физическим кондициям человека роде тяжёлой кавалерии, с гладко выбритым — по моде того времени — круглым правильным лицом. Физическая сила являлась наследственным качеством в роду. Племянник Мюнхаузена, Филипп, мог засунуть три пальца в дула трёх ружей и поднять их). Мать Екатерины II особо отмечает в своём дневнике «красоту» командира почётного караула.

Визуальный образ Мюнхаузена как литературного героя представляет собой сухонького старичка или человека худощавого, довольно обычного телосложения, с лихо закрученными усами и эспаньолкой. Этот образ прочно укрепился, благодаря хрестоматийным иллюстрациям Гюстава Доре (1862). Усатым барона-кавалериста изображали и ранее, в том числе, на иллюстрациях Джорджа Крукшенка, опиравшегося, очевидно, на моду носить усы среди немецких кавалеристов в годы Революционных и Наполеоновских войн.

В подобной манере, с аккуратными усиками, барон изображён на иллюстрациях немецкого художника Теодора Хоземанна к немецкому изданию 1840 года. Любопытно, что награждая своего героя бородкой, Доре (вообще очень точный в исторических деталях, даже в серии подчёркнуто гротескных юмористических иллюстраций к роману Бюргера) допустил очевидный анахронизм, так как в XVIII веке бородок не носили. Однако именно во времена Доре бородки были вновь введены в моду Наполеоном III. Это даёт повод предположить, что знаменитый «бюст» Мюнхаузена, с девизом «Mendace veritas» (лат. «Истина во лжи») и изображением на «гербе» трёх уток (ср. три пчелы на гербе Бонапартов), имел понятный современникам политический подтекст карикатуры на императора (см. портрет Наполеона III).

А был ли прототип?

Говорят, был. Причем звали его точно также, как и главного героя в книге – Мюнхгаузен. Кстати, Корней Чуковский, изначально писал Мюнхаузен, но позже, в фамилии появилась буква «г», которая сохраняется в изданиях по сей день.

Интересно, реальный барон Мюнхгаузен, находясь в почтенном возрасте, казалось бы, исключающем придумывание небылиц о себе, с удовольствием рассказывал о своих невероятных охотничьих приключениях в России. В эти моменты он оживлялся, лицо преображалось, лучилось удовольствием, и, может быть, немного озорством. Слушатели завороженно следили за его этими трансформациями, и настолько проникались его энергетикой, что начинали безоговорочно верить, во все самые невероятные истории, рассказанные бароном.

Стоит отметить, таланта повествователя, ему было не занимать. Байки его приобретали всю большую популярность, некоторые стали появляться в печати, естественно, анонимно, но люди, слышавшие рассказы от самого их автора вживую, конечно же, знали, кто на самом деле стоит за их появлением.

Встреча с будущей царицей

В 1744 году принцесса Августа-Фредерика-София Ангальт-Цербстская по приглашению императрицы Елизаветы Петровны прибывает в Россию. По пути из Пруссии будущая Екатерина Великая останавливается в Риге, где ее дожидается генерал-майор фон Браун. Не сложно догадаться, что почетный караул кирасир, который торжественно встречает принцессу, возглавляет Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен. Год спустя шестнадцатилетняя Фредерика венчается с Петром Федоровичем, а через 17 лет восходит на престол, чтобы стать одной из величайших русских правительниц, имя которой будет неразрывно связано с «Золотым веком» истории России.

КАЛИНИНГРАД (РОССИЯ)

Если Боденвердер безоговорочно лидирует по количеству памятников Мюнхгаузену, то самый западный город России, в котором великий фантазёр был дважды, прочно удерживает второе место. Впрочем, не без помощи нижнесаксонского городка: именно его жители 18 июня 2005 года подарили калининградцам к 750-летию их малой родины первый памятник барону. Мастер художественной ковки Георг Петау создал металлическую стену, в которой вырезан силуэт летящего на ядре Мюнхгаузена. Ядро-то несомненно осязаемо, а вот барон несколько иллюзорен!

Любопытно, что эта необычная силуэтная скульптура стала первым в Калининграде памятником немцу, поставленным с окончания Второй мировой войны.

Этим дело, конечно же, не кончилось. В августе 2011 года по инициативе клуба «Внучата Мюнхгаузена» на набережной был установлен кованый ботфорт «самого правдивого человека в мире» (рядом стоит баронская шпага). Естественно, скульптуру сопроводила солидная легенда: дескать, барон подарил свою парадную обувку ординарцу Силантию Сивухе, а тот по пьянке возьми да и упади с моста в реку Преголю. Незадачливого Силантия выловили, но сапоги утонули. И вот, спустя два с лишним века, водолазы выловили один ботфорт — а там надпись: «Минхерцу Силантию на вечную память. Мюнхгаузен, 17… год» (какой точно — разобрать, правда, не удалось) и клеймо миланского мастера. Что и говорить, сапожники тогда работали на совесть!

Эти памятники никак не ограничивают ваше воображение

Сейчас же этот ботфорт может примерить любой желающий — однако есть противопоказания. Дело в том, что примеривший внезапно начинает говорить исключительно правду, — а это может довести до профнепригодности кучу народу, от политиков до рекламщиков. Будьте осторожны!

Впрочем, если вы не из пугливых и подобная перспектива вас не страшит, вы можете даже вступить в клуб почитателей Мюнхгаузена: надо надеть ботфорт, взяться за эфес шпаги и поклясться никогда в жизни не врать — как это всегда и делал барон!

Спектакли (музыкальные и драматические)

«Приключения Мюнхгаузена на Украине», мюзикл Алексея Коломийцева в постановке Одесского Академического музыкально-драматического театра.

3 декабря 2010 года был презентован первый украинский танцевальный мюзикл с использованием 3D-технологий «Барон Мюнхгаузен». Его режиссёром-постановщиком выступил известный украинский хореограф, креативный продюсер проектов телеканала СТБ «Танцуют все!» и «Україна має талант» Константин Томильченко. В мюзикле задействованы 35 танцоров, лучшие участники трёх сезонов танцевального шоу «Танцуют все!».

5 декабря 2015 года состоялась премьера спектакля «Мюнхгаузен» на сцене «Театра на Спасской» (г. Киров). Режиссёр — Степан Пектеев. Сценография — Катерины Андреевой. Композитор — Роман Цепелев. В центре внимания команды, работающей над спектаклем, — фигура самого барона. Его талант рассказывать истории — сродни таланту артиста. Таким образом, спектакль — это не иллюстрация и не пересказ историй о похождениях барона Мюнхгаузена, а размышления его создателей о театре и профессии артиста[источник не указан 1633 дня].

18 декабря 2019 в Астраханском театре оперы и балета состоялась премьера мюзикла для детей Дмитрия Батина. Автор либретто и режиссёр Екатерина Саблина.

Янковский вместо Миронова

«Семнадцать мгновений весны» длятся 46 лет

Как снимали фильм

Изначально Захаров думал отдать эту роль Андрею Миронову, игравшему в его «Двенадцати стульях» и «Обыкновенном чуде». Миронов оказался занят, и режиссер остановился на кандидатуре Олега Янковского, с которым тоже работал уже не первый раз. Кроме Захарова мало кто поверил в этот выбор с самого начала. Дело в том, что у Янковского сложилось свое актерское амплуа, и совсем не комедийное – он играл суровых, жестких, бескомпромиссных людей, а тут – фантазер и сказочник. К тому же, если театральному «Мюнхгаузену» Владимиру Зельдину на момент постановки спектакля было около 60 лет, что соответствует литературному источнику, то Янковскому было 35. Однако режиссер отстоял перед худсоветом его кандидатуру, ну а актер доказал многогранность своего таланта.

Сам Янковский называл эту роль одной из самых любимых: «Я благодарен Марку Захарову за то, что он, поверив в меня, разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал. Захаров предпочел взять известного зрителям актера и использовать его в ином амплуа, в ином жанровом качестве. И для меня это стало действительно подарком судьбы».

Фото: Коньков Александр/ТАСС

Внешний вид реального и литературного Мюнхгаузена

Мюнхгаузен рассказывает истории. Марка Латвии, 2005  (Mi #633)

Единственный портрет Мюнхгаузена работы Г. Брукнера (1752), изображающий его в форме кирасира, был уничтожен во время Второй мировой войны. Фотографии этого портрета и его описания дают представление о Мюнхгаузене как о человеке сильного и пропорционального телосложения, что всегда было необходимым требованием для службы в кирасирах — самом требовательном к физическим кондициям человека роде тяжёлой кавалерии, с гладко выбритым — по моде того времени — круглым правильным лицом. Физическая сила являлась наследственным качеством в роду. Племянник Мюнхгаузена, Филипп, мог засунуть три пальца в дула трёх ружей и поднять их. Мать Екатерины II особо отмечает в своём дневнике «красоту» командира почётного караула.

Визуальный образ Мюнхгаузена как литературного героя представляет собой сухонького старичка или человека худощавого, довольно обычного телосложения, с лихо закрученными усами и эспаньолкой. Этот образ прочно укрепился, благодаря хрестоматийным иллюстрациям Гюстава Доре (1862). Усатым барона-кавалериста изображали и ранее, в том числе, на иллюстрациях Джорджа Крукшенка, опиравшегося, очевидно, на моду носить усы среди немецких кавалеристов в годы Революционных и Наполеоновских войн.

В подобной манере, с аккуратными усиками, барон изображён на иллюстрациях немецкого художника Теодора Хоземанна к немецкому изданию 1840 года. Любопытно, что награждая своего героя бородкой, Доре (вообще очень точный в исторических деталях, даже в серии подчёркнуто гротескных юмористических иллюстраций к роману Бюргера) допустил очевидный анахронизм, так как в XVIII веке бородок не носили. Однако именно во времена Доре бородки были вновь введены в моду Наполеоном III. Это даёт повод предположить, что знаменитый «бюст» Мюнхгаузена, с девизом «Mendace veritas» (лат. «Истина во лжи») и изображением на «гербе» трёх уток (ср. три пчелы на гербе Бонапартов), имел понятный современникам политический подтекст карикатуры на императора (см. портрет Наполеона III).

УСАДЬБА ДУНТЕ (ЛАТВИЯ)

В 8 километрах от небольшого латвийского городка Саулкрасты (и в 55 километрах от столицы — Риги) находится музей барона Мюнхгаузена, открытый 32 мая (да, именно так!) 2005 года. Именно в этом доме, ныне восстановленном после пожара, Карл Фридрих Иероним и его жена Якобина фон Дунтен прожили первые шесть лет своей долгой семейной жизни — с 1744-го по 1750-й.

Усадьба Дунте, ставшая ныне одним из самых посещаемых музеев Латвии, рассказывает как о реальной жизни фон Мюнхгаузена и его супруги (например, там можно узнать о службе барона — адьютанта принца Антона Ульриха — в степях Украины и при русском дворе, осмотреть уютный будуар баронессы, полюбоваться коллекцией из двух тысяч пивных кружек), так и о мире, известном по его рассказам.

Герб Мюнхгаузенов на воротах усадьбы

Дело не ограничивается одними лишь экспонатами внутри усадьбы. Во-первых, от музея через лес к морю идёт «Тропа Мюнхгаузена» протяжённостью либо 3,2 километра (короткий вариант), либо 5,3 километра (полный вариант) — последняя ещё и длиннейшая тропа в Европе, выложенная из осиновых дощечек. Вдоль неё расставлены деревянные скульптуры животных, что упоминались в рассказах барона: зайцы, волки, кабаны, киты, крокодилы — всего около четырёх десятков фигур.

Во-вторых, вокруг усадьбы растут самые высокие дубы в Европе (по крайней мере, так утверждают сотрудники музея) — дубы Мюнхгаузена, которые барон собственноручно сажал для удовольствия супруги и будущих детей (увы, к великой печали барона, он остался бездетным). Говорят, что эти дубы дарят энергию каждому, кто к ним прикоснётся, — так что в гостях у барона можно ещё и подзарядиться его неуёмным жизнелюбием!

Усадьба Дунте: до некогда уединённого райского уголка сейчас легко добраться

В-третьих, совсем недавно, 30 августа 2013 года, была торжественно открыта «самая большая пивная кружка барона Мюнхгаузена». После официального согласования с Книгой рекордов Гиннесса она должна стать самым большим в мире зданием в форме пивной кружки.

И кстати: каждый год 32 мая музей отмечает день своего рождения — с одной свечой и несколькими тортами (сколько лет — столько и тортов!). И всех приглашает в гости!

Адрес музея — усадьба Дунтес, Лиепупская волость, Салацгривский край, Латвия, LV — 4023; сайт — minhauzens.lv. Кстати, не так далеко от усадьбы, в ближайшем же населённом пункте Саулкрасты, есть ещё комплекс отдыха Minhauzena Unda, а чуть подальше, в рыбацком городке Салацгрива, — трактир «Мюнхгаузен у боцмана».

Спектакли (музыкальные и драматические)

2010 «Приключения Мюнхаузена на Украине», мюзикл Алексея Коломийцева в постановке Одесского Академического музыкально-драматического театра.

3 декабря 2010 года был презентован первый украинский танцевальный мюзикл с использованием 3D-технологий «Барон Мюнхаузен». Его режиссёром-постановщиком выступил известный украинский хореограф, креативный продюсер проектов телеканала СТБ «Танцуют все!» и «Україна має талант» Константин Томильченко. В мюзикле задействованы 35 танцоров, лучшие участники трёх сезонов танцевального шоу «Танцуют все!».

5 декабря 2015 года состоялась премьера спектакля «Мюнхаузен» на сцене «Театра на Спасской» (г. Киров). Режиссёр — Степан Пектеев. Сценография — Катерины Андреевой. Композитор — Роман Цепелев. В центре внимания команды, работающей над спектаклем, — фигура самого барона. Его талант рассказывать истории — сродни таланту артиста. Таким образом, спектакль — это не иллюстрация и не пересказ историй о похождениях барона Мюнхаузена, а размышления его создателей о театре и профессии артиста.

18 декабря 2019 в Астраханском театре оперы и балета состоялась премьера мюзикла для детей Дмитрия Батина. Автор либретто и режиссёр Екатерина Саблина.

Успехи в литературе

Имя Распе находилось в каталоге 500 лучших писателей Великобритании, к нему относились уважительно и называли “чтимым чужеземцем”. Один из первых он заинтересовался древними временами Германии и написал первый рыцарский роман

Он досконально исследовал “Песни Оссиана”, подчеркивая важность такой литературы

В 1785 году он опубликовал первые истории о бароне Мюнхгаузене, лейтмотив которых — наказание за ложь, а все события в книге связаны с морем. Имя Распе занимает почетное место в немецкой литературе, но, несмотря на все его заслуги в памяти потомков, он останется автором Мюнхгаузена.

Литература

  • Издания «Приключений барона Мюнхгаузена» на русском языке / Составитель А. Н. Макаров // Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и весёлые приключения Барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей / Г. А. Бюргер ; Р. Э. Распе ; перевод В. С. Вальтман под редакцией А. Н. Макарова ; издание подготовил А. Н. Макаров ; ответственный редактор Б. И. Пуришев. — М. : Наука, 1984. — Приложения. — С. 357—363. — 368 с. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).
  • Макаров А. Н. Книга о Мюнхгаузене в России : статья // Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и весёлые приключения Барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей / Г. А. Бюргер ; Р. Э. Распе ; перевод В. С. Вальтман под редакцией А. Н. Макарова ; издание подготовил А. Н. Макаров ; ответственный редактор Б. И. Пуришев. — М. : Наука, 1984. — Приложения. — С. 309—329. — 368 с. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).
  • Приключения и злоключения барона М-г-з-на : // Родина. — 1999. — № 1. — С. 52—57.
  • Макаров А. Н. «Приключения барона Мюнхгаузена» : статья // Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и весёлые приключения Барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей / Г. А. Бюргер ; Р. Э. Распе ; перевод В. С. Вальтман под редакцией А. Н. Макарова ; издание подготовил А. Н. Макаров ; ответственный редактор Б. И. Пуришев. — М. : Наука, 1984. — Приложения. — С. 251—308. — 368 с. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).
  • Мюнхгаузиады // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1911—1916.

Жизнь и приключения знаменитого вруна и авантюриста

Официальная биография прославленного барона гласит, что родился он в Германии в 1720 году в небольшом городишке Боденвердере. 4-х летним ребенком потерял отца и воспитывался матерью, у которой, помимо нашего героя, было еще семеро детей, а позже теткой по линии матери.

Семнадцати лет от роду юный Карл в качестве пажа герцога Антона Ульриха, жениха, а впоследствии мужа принцессы Анны Леопольдовны, племянницы русской императрицы Анны Иоанновны, отправляется в Россию. А через год, в 1738 году, под командованием Ульриха принимает участие в турецкой кампании, во время которой получает чин корнета в Брауншвейгском кирасирском полку. А вскоре, дослужившись до поручика, командовал лейб-кампанией. Любопытным фактом является то, что в русском военном архиве хранятся сотни документов, в которых зафиксирована легендарная жизнь ротного офицера Мюнхгаузена, в чье подчинение входило почти целая сотня бойцов.

Он бы мог далеко пойти, если бы не елизаветинский переворот 1741 года, во время которого было свергнуто брауншвейгское правление в лице Анны Леопольдовны, ее супруга и сына, коронованного в младенческом возрасте. К глубокому сожалению нашего героя, блестяще начавшаяся карьера потерпела фиаско, причем невзирая на его предыдущую репутацию образцового офицера.

Однако, отличиться за время службы Мюнхгаузену довелось еще раз. В 1744 году ему было доверено командование почетным караулом, встречавшим в Риге невесту цесаревича — принцессу Софию-Фредерику Ангальт-Цербстскую (будущую императрицу Екатерину II). В том же году 24-летний барон познакомился, влюбился и женился на рижской дворянке Якобине фон Дунтен, дочери местного судьи.

Иллюстрация Гюстава Доре к сборнику Р. Э. Распе.

И лишь спустя шесть лет, наконец-то получив чин ротмистра, он с супругой выехал из России в родной городишко Боденвердер и поселился в имении, полученном по наследству. Именно там он и прожил остаток жизни, увлекательно повествуя согражданам истории о своих невероятных «подвигах» и приключениях, именно там и обрушилась на него слава литературного героя, которую он счел несмываемым позором. А теперь об этом и другом по-порядку…

Живя мирной жизнью в своем имении, отставной офицер основным хобби для себя избрал охоту. Достоверно неизвестно, насколько он был удачливым охотником, но уж талантливо рассказывать об этом он был большим мастером. Послушать его охотничьи фантазии собирались не только друзья, но и люди совершенно посторонние. Так, частенько в ресторанчике местной гостиницы, можно было от души посмеяться, слушая увлекательные неправдоподобные истории барона Мюнхгаузена.

Мюнхгаузен, рассказывающий свои истории. Старинная почтовая открытка

Один из очевидцев так описывал свои впечатления: «Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал все выразительнее, крутил руками на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои невообразимые фантазии».

Слава вокруг рассказчика росла в геометрической прогрессии. Однако далее устного сочинительства дело не пошло, писательский талант у нашего героя напрочь отсутствовал. Но байки Мюнхгаузена, уже став анекдотами, начали распространяться по Нижней Саксонии, передаваясь из уст в уста. А спустя время, появилось первое печатное издание веселых нелепых историй, которые якобы рассказывал некий «М-г-з-н». И хотя имя рассказчика было зашифровано, все догадались кто этот загадочный повествователь, истории которого якобы услышал из первых уст, записал и издал писатель Рудольф Эрих Распе.

Но уже к концу 1785 года имя барона красовалось в полном виде на титульном листе сборника, изданном в Лондоне. Ее переработал, дополнил своими историями и издал Готфрид Август Бюргер. Став весьма популярным изданием, эта книга мгновенно распространилась по Европе. Дошла она и до России. К слову, в переводе первое русское издание вышло в 1791 году.

Карл фон Мюнхгаузен, ставший литературным героем.

Наверное, такая неожиданная популярность должна была порадовать барона, но он став прототипом книжного героя, воспринял свою непрошеную славу как оскорбительную насмешку. Считая свое доброе имя опозоренным, он собирался даже судиться с издателями. Однако, как он не доказывал, что ничего такого — ни о ядре, ни о проросшем во лбу оленя вишневом дереве — он не рассказывал, изменить ход событий было уже невозможно.

Вот так и вошло в историю имя барона, реальная биография которого невольно перемешалась с невероятными приключениями авантюриста и литературного героя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector