Карачаево-черкесская автономная область
Содержание:
- Демография
- Куначество у черкесов
- Свадебные традиции черкесов
- Аул Хурзук
- Архыз
- Село Коста Хетагурова
- Медовые водопады
- Посёлки городского типа[ | ]
- Национальный состав по районам
- Домбай
- История
- История происхождения черкесов
- Традиции гостеприимства
- Кровная месть
- Естественный прирост населения
- Культура и религия
- использованная литература
- Политика
- Перевал Гумбаши
- Нижне Архызское Городище
Демография
Население : 477 859 человек (по данным переписи 2010 года ) ; 439 470 ( перепись 2002 г. ) ; 417 560 ( перепись 1989 г. ) .
Свадьба в Карачаево-Черкесии
Карачаевск
Поселок в Карачаево-Черкесии
Этническая карта Карачаево-Черкесии, 2010 г.
Жизненные показатели
Средняя численность населения (x 1000) | Живорожденные | Летальные исходы | Естественное изменение | Общий коэффициент рождаемости (на 1000) | Общий коэффициент смертности (на 1000) | Естественное изменение (на 1000) | Общий коэффициент рождаемости | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 г. | 346 | 6 021 | 2 153 | 3 868 | 17,4 | 6.2 | 11.2 | |
1975 г. | 357 | 6 619 | 2 288 | 4 331 | 18,5 | 6.4 | 12.1 | |
1980 г. | 373 | 7 044 | 2 794 | 4250 | 18,9 | 7,5 | 11,4 | |
1985 г. | 394 | 8,119 | 3 350 | 4 769 | 20,6 | 8,5 | 12.1 | |
1990 г. | 422 | 7 218 | 3 496 | 3722 | 17,1 | 8,3 | 8,8 | |
1991 г. | 427 | 7145 | 3713 | 3 432 | 16,7 | 8,7 | 8.0 | |
1992 г. | 431 | 6 846 | 3 915 | 2 931 | 15,9 | 9.1 | 6,8 | |
1993 г. | 433 | 5 569 | 4336 | 1,233 | 12,9 | 10.0 | 2,8 | |
1994 г. | 434 | 5786 | 4,598 | 1,188 | 13,3 | 10,6 | 2,7 | |
1995 г. | 437 | 5633 | 4 501 | 1,132 | 12,9 | 10,3 | 2,6 | |
1996 г. | 439 | 5 281 | 4 683 | 598 | 12.0 | 10,7 | 1.4 | |
1997 г. | 440 | 4987 | 4 615 | 372 | 11,3 | 10,5 | 0,8 | |
1998 г. | 441 | 4 990 | 4,537 | 453 | 11,3 | 10,3 | 1.0 | |
1999 г. | 441 | 4,523 | 4 707 | −184 | 10,3 | 10,7 | -0,4 | |
2000 г. | 440 | 4,666 | 4961 | −295 | 10,6 | 11,3 | −0,7 | |
2001 г. | 440 | 4,778 | 4911 | −133 | 10.9 | 11.2 | -0,3 | |
2002 г. | 440 | 4927 | 5 207 | −280 | 11.2 | 11,8 | −0,6 | |
2003 г. | 442 | 5 088 | 5 427 | -339 | 11,5 | 12,3 | -0,8 | |
2004 г. | 446 | 5 190 | 5 059 | 131 | 11,6 | 11,3 | 0,3 | |
2005 г. | 450 | 5 194 | 5 131 | 63 | 11,5 | 11,4 | 0,1 | |
2006 г. | 454 | 5 032 | 4924 | 108 | 11.1 | 10,8 | 0,2 | |
2007 г. | 459 | 6 066 | 4626 | 1,440 | 13,2 | 10.1 | 3.1 | |
2008 г. | 465 | 6,364 | 4 731 | 1,633 | 13,7 | 10.2 | 3.5 | |
2009 г. | 470 | 6 200 | 4 711 | 1,489 | 13,2 | 10.0 | 3,2 | 1,55 |
2010 г. | 476 | 6 139 | 4 737 | 1,402 | 12,9 | 10.0 | 2,9 | 1,51 |
2011 г. | 477 | 6 289 | 4,664 | 1,625 | 13,1 | 9,7 | 3,4 | 1,54 |
2012 г. | 475 | 6 499 | 4633 | 1866 | 13,7 | 9,8 | 3.9 | 1,63 |
2013 | 471 | 6 547 | 4 464 | 2,083 | 13,9 | 9,5 | 4.4 | 1,67 |
2014 г. | 470 | 6 318 | 4,553 | 1,765 | 13,5 | 9,7 | 3.8 | 1,65 |
2015 г. | 468 | 5 803 | 4,523 | 1,280 | 12,4 | 9,6 | 2,8 | 1,54 |
2016 г. | 467 | 5 575 | 4393 | 1,182 | 11,9 | 9,4 | 2,5 | 1,52 (е) |
2017 г. | 466 | 5145 | 4 346 | 799 | 11.0 | 9,3 | 1,7 | |
2018 г. | 465 | 4974 | 4,137 | 837 | 10,7 | 8.9 | 1,8 | |
2019 г. | 5 050 | 4 219 | 831 | 10,8 | 9.1 | 1,7 | ||
2020 г. | 5 135 | 5 034 | 101 | 11.0 | 10,8 | 0,2 |
Этнические группы
По переписи года карачаевцы составляют 41% населения республики, за ними следуют русские (32%), а черкесы и абазины вместе составляют 20%.
Этническая группа | Перепись 1926 года 1 | Перепись 1939 года | Перепись 1959 года | Перепись 1970 года | Перепись 1979 года | Перепись 1989 года | Перепись 2002 года | Перепись 2010 года 3 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | |
Карачаевцы | 53 175 | 31,3% | 70 932 | 29,2% | 67 830 | 24,4% | 97 104 | 28,2% | 109 196 | 29,7% | 129 449 | 31,2% | 169 198 | 38,5% | 194 324 | 41,0% |
Черкес | 16 186 2 | 9,5% | 17 667 | 7,3% | 24 145 | 8,7% | 31 190 | 9,0% | 34 430 | 9,4% | 40 241 | 9,7% | 49 591 | 11,3% | 56 466 | 11,9% |
Абазины | 13 731 | 8,1% | 14 138 | 5,8% | 18 159 | 6.5% | 22 896 | 6,6% | 24 245 | 6,6% | 27 475 | 6,6% | 32 346 | 7,4% | 36 919 | 7,8% |
Россияне | 40 072 | 23,6% | 118 785 | 48,8% | 141 843 | 51,0% | 162 442 | 47,1% | 165 451 | 45,1% | 175 931 | 42,4% | 147 878 | 33,6% | 150 025 | 31,6% |
Ногайцы | 6 263 | 3,7% | 6 869 | 2,8% | 8 903 | 3,2% | 11 062 | 3,2% | 11 872 | 3,2% | 12 993 | 3,1% | 14 873 | 3,4% | 15,654 | 3,3% |
Украинцы | 32 518 | 19,1% | 4,104 | 1,7% | 4 011 | 1,4% | 4819 | 1,4% | 4,555 | 1,2% | 6 308 | 1,5% | 3 331 | 0,8% | 1,990 | 0,4% |
Другие | 8 082 | 4,8% | 10 703 | 4,4% | 13 068 | 4,7% | 15 138 | 4,4% | 17 362 | 4,7% | 22 573 | 5,4% | 22 253 | 5,1% | 18 892 | 4,0% |
1 Результаты переписи 1926 г. относятся к современной территории, которая представляет собой сочетание Черкесской НД, Карачаевской АО и прилегающих территорий. Последние районы населяли в основном русские и украинцы .
2 13496 кабардинцев и 2690 другой Черкесская . 3 3499 человек были зарегистрированы по административным базам данных и не могли указать национальную принадлежность. По оценкам, доля этнических групп в этой группе такая же, как и в заявленной группе. |
Религия
Религия в Карачаево-Черкесии по состоянию на 2012 год (Атлас Среда Арена) | ||
---|---|---|
ислам | 64% | |
Русское Православие | 13,2% | |
Духовный, но не религиозный | 10% | |
Прочие и необъявленные | 6% | |
Атеизм и безбожие | 3% | |
Родные веры | 2% | |
Другие христиане | 1,8% |
По данным опроса 2012 года, которые опрошены 56,900 людей, 64% населения Карачаево-Черкесия прилипает к исламу , 13% к Русской Православной Церкви , 2% к Карачаю и черкесской родной вере, 2% являются самостоятельными христианами , отлученным от церкви православного христианина верующие или члены нерусских православных церквей. Кроме того, 10% населения заявляют, что являются «духовными, но не религиозными», 3% — атеистами , а 6% — другими / незаявленными.
Куначество у черкесов
В Карачаево-Черкесии по-прежнему сильны обычаи куначества. Кунак – это не просто друг, а настоящий побратим, равный родственнику. Чтобы скрепить свою дружбу навсегда, будущие кунаки выпивали из одной чаши вино, предварительно бросив в напиток серебряные монеты.
Нередко за этим ритуалом следовал обмен оружием. Считается, что кунаки скрепляют судьбы на всю жизнь. Кунак для черкеса – человек, что ближе любого приятеля или брата. Более того, история черкесов знает случаи, когда за кунака мужчина отдавал свою жизнь, спасая тем самым побратима.
Как у многих других кавказских народов, у черкесов известен обычай усыновления или “обмена” сыновьями между двумя семьями. В таких случаях одно семейство принимало сына другого, отдавая своего ребёнка на воспитание иному роду. Подобный союз доказывал доверительное отношение, а “усыновлённые” мальчики приравнивались к братьям по крови. Кроме того, у сыновей появлялись по два родителя с каждой стороны.
Свадебные традиции черкесов
Мне не раз приходилось убеждаться, что наиболее ярко культура народа проявляется в традиционных обычаях свадьбы. И черкесы не являются исключением. Сегодня стали редкостью традиционные ритуалы бракосочетания, однако и их можно увидеть в деревенской местности.
В старину свадьба представляла собой целую систему традиций черкесов, причём подготовка к ней могла длиться более года. Выбрав себе невесту, жених справлялся о её цене, то есть калыме, который он должен был выплатить родным девушки. Если сумма была слишком большой или родители невесты противились браку, молодой человек мог договориться с возлюбленной о её похищении.
Танец черкесов / intercircass.org
С согласия невесты он совершал этот обряд, причём серьёзно рисковал. Известны случаи, когда похищение невесты завершалось ранением или смертями, ведь братья девушки стремились отстоять сестру. В наши дни невест иногда похищают, но это, скорее, просто дань традициям, а сами черкесы относятся к действу совершенно спокойно. К тому же обе семьи прекрасно осведомлены о происходящем.
Но даже без похищения важнейшим обрядом свадьбы в Карачаево-Черкесии оставался переход невесты в дом жениха. Арба с девушкой ехала через селение, причём сопровождали её люди самого разного возраста. Они исполняли традиционные песни, а само шествие сопровождалось джигитовкой и выступлениями всадников.
Джигитовка в исполнении черкеса / nat-geo.ru
До самого окончания ритуала жених не должен был находиться в собственном доме. После того, как невесту приняли его родственницы, подавали угощение всем гостям свадьбы. Лишь по завершению праздника жених выходил из дома своего друга и возвращался домой. Для него устраивался праздничный обед, на котором присутствовали родители и молодая жена.
У черкесов и сегодня можно заметить деление в домах на женскую и мужскую половины. Несмотря на то, что у них живы патриархальные устои, женщины являются истинными хозяйками в жилище. Нередко именно за ними остаётся последнее слово в решении вопросов, связанных с ведением хозяйства или бытовыми аспектами.
Черкесская свадьба / svadba.pro
Черкесы – яркий народ с интересной самобытной культурой. Они стараются сохранять старинные обычаи, однако умело вносят в них некоторые новшества. Такой подход позволяет сохранять актуальность многих обрядов, а значит, черкесская культура будет жить!
Аул Хурзук
Мечтаете проникнуться культурой республики Кавачаево-Черкессии? Вы в обязательном порядке должны посетить аул Хурзук, который является административным центром Хурзукского сельского поселения. Он расположен на высокогорной местности, в западной части Приэльбрусья. На территории Аула проживает примерно 1500 человек. Согласно с официальными сведениями, данному поселению 700 лет, но первые поселенцы появились здесь намного раньше.
Путешественники сразу обращают свое внимание на старинные дома из дерева и дерна, в которых до сих пор могут проживать люди. Некоторые из них за 200 лет своего существования успели углубиться в землю
Коровы, которые пасутся на крышах – это нередкое явление для Хузрука. Все постройки очень крепкие, они долгое время выполняли защитную функцию. Молодые жители аула строят новые здания с сайдингом и пластиковыми окнами. Они расположены в непосредственной близости к остальным домикам. Обитатели селения образовали очень дружественную общину, они с радостью помогают заблудившимся и уставшим туристам, а также являются лучшими гидами по интересным местам. Рядом с поселком протекает быстрая река. Вы можете поймать большую форель даже голыми руками.
Архыз
Вы обожаете кататься на лыжах и не представляете свою жизнь без экстремальных ощущений? Современный всесезонный курорт Архыз расположен в сердце республики Карачаево-Черкессия. Именно здесь путешественники смогут:
- Насладиться прекрасным горным пейзажем.
- Отправиться на увлекательную экскурсию.
- Проехаться на снегоходе.
- Полетать на вертолете.
- Взять нужное оборудование напрокат.
- Проехаться по канатной дороге.
- Покататься на лыжах, санках или сноуборде.
Всесезонный курорт Архыз
Курорт развивается очень активно. Цены здесь демократичные, стоимость большинства предоставляемых услуг является общедоступной. Важная особенность курорта – это продолжительный горнолыжный сезон, который начинается в ноябре и заканчивается только в мае. В некоторых случаях вы можете рассчитывать на снег даже летом. Перед туристами открывается незабываемый пейзаж. Отдыхающим доступны одна гондольная и две кресельных канатных дороги, а также 14 километров трасс разной сложности. Полюбоваться природой реально с высоты 2000 метров над уровнем моря.
Архыз – удивительное место, где туристы прекрасно отдохнут в любой период года. Летом очень популярные пешие и конные походы, а также различные SPA-центры. Подкрепиться здесь реально в одном из ресторанов или кафе, а также купить продукты в магазине. Вместе с детьми можно посетить ботанический сад, музейный комплекс, бассейн или центр национальных промыслов. В теплое время года арендуйте велосипед и отправьтесь за новыми впечатлениями по хорошей и асфальтированной дороге. Рядом с курортом вы найдете ряд достопримечательностей. Посетите древние византийские святыни или просто насладитесь прекрасной природой.
Село Коста Хетагурова
Населенный пункт, который назвали в честь Коста Хетагурова, расположен всего в 6 километрах от города Карачаевска. Персона Хетагурова считается по-настоящему культовой для жителей региона. Этот мужчина был не только сыном основателя села, но и сумел прославиться в качестве осетинского писателя, живописца и драматурга. Местного поэта многие эксперты называют основоположником современной литературы Осетии.
Село Коста Хетагурова
Приезжие обязательно увидят бюст Коста, что установлен в самом центре поселка. В окрестностях вы найдете красивый христианский храм. Религиозное сооружение было возведено в далеком Х столетии. Его построили согласно со всеми традициями средневекового византийского зодчества. Ширина храма – 9 метров, а высота и длинна – почти 13.
Медовые водопады
Если вы мечтаете увидеть одни из лучших водопадов России, то смело отправляйтесь в Карачаево-Черкессию! Обязательно обратите внимание на цвет воды, он здесь кристально чистый! Именно поэтому в данном регионе наблюдается особый микроклимат. Многие туристы любят кататься на лошадях, отдыхать на зеленой траве и делать замечательные фотоснимки
Это отличный шанс удачно провести выходной день. Искупайтесь в чистом водоеме, прогуляйтесь по живописной территории или просто устройте пикник. Также вы можете принять участие в многодневном конном походе. Путешественники часто интересуются, почему водопады медовые? Раньше в этой местности жило очень много пчел. Насекомые делали сладкий мед, который попадал в воду!
Медовые водопады
Вы увидите 5 разных водопадов, что находятся на двух реках (Аликоновке и Эчки-Баш). Каждый из них представляет особую туристическую ценность. Обязательно посетите Большой Медовый водопад, высота которого превышает 18 метров. Наиболее мощными считаются Алибекский и Софийский.
Посёлки городского типа[ | ]
По категории пгт выделяются:
- 2 рабочих посёлка (Ударный, Медногорский).
- 1 курортный посёлок (Домбай)
- 4 посёлка.
№ | название | район/ город республиканского значения | население (чел.) | основан | статус пгт |
1 | Домбай (кп) | Карачаевск, город | 654 | 1920е | 1965 |
2 | Медногорский (рп) | Урупский район | 5188 | 1961 | 1981 |
3 | Новый Карачай | Карачаевский район | 3262 | 1909 | 1958 |
4 | Орджоникидзевский | Карачаевск, город | 2870 | 1938 | |
5 | Правокубанский | Карачаевский район | 3299 | 1984 | 1984 |
6 | Ударный (рп) | Прикубанский район | 885 | 1961 | 1965 |
7 | Эльбрусский | Карачаевск, город | 270 | 1891 | 1953 |
Бывшие пгт
- Архыз — пгт с 1972 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 1996 году.
- Курджиново — пгт с 1961 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 1995 году.
- Теберда — пгт с 1929 года. Преобразован в город в 1971 году.
- Уруп — пгт с 1958 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 1997 году.
- Эркен-Шахар — пгт с 1962 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 1992 году.
Национальный состав по районам
Часто встречающиеся национальности на территории Карачаево-Черкесии: карачаевцы, черкесы, русские, абазины и ногайцы. Их соотношение варьируется в зависимости от региона, природных условий и других аспектов.
Большая часть карачаевцев проживают в Малокарачаевском и Карачаевском районах. Множество карачаевцев также встречается в Прикубанском районе и городе Карачаевске. Русское население в основном сосредоточилось в Урупском районе, также их много на территории Зеленчукского района и в городе Черкесск. Черкесы же чаще всего встречаются в Хабезском районе (почти 95 процентов в регионе), а также в Адыге-Хабльском районе. Абазины обосновались в Абазинском районе, но небольшое их число можно встретить и в Адыге-Хабльском районе. Ногайцы лидируют в Ногайском районе, остальные регионы республики ими практически не заселены.
Домбай
Кавказ всегда был известен благодаря красивейшим горам. Домбайская поляна – отличное место для горнолыжного отдыха. Самая высокая вершина комплекса — Домбай-Ульген, ее высота равна 4046 метрам над уровнем моря. Данное название можно перевести на русский язык как место, в котором умер зубр. Курорт находится от непосредственной близости от Эльбруса и Черного моря. Этот горный комплекс является важным туристическим местом. Он начал функционировать еще в середине прошлого века.
Домбай для любителей горнолыжного спорта
Многие любители езды на лыжах обожают Домбай, так как здесь реально проехаться по нескольким лучшим трассам. Они подойдут как опытным любителям горнолыжного спорта, так и начинающим. Путешественники, что отдыхают в Домбае, никогда не забудут отличнейший горный пейзаж. Также в этом регионе постоянно функционирует горнолыжная школа и знаменитый лагерь «Алибек». Лучшие скоростные трассы находятся на высоте 2-3 километров. Вы можете воспользоваться услугами нескольких подъемников, взять любой инвентарь напрокат и просто проехаться по канатной дороге.
Отлично отдохнуть в Домбае реально в любую пору года. Летом здесь не менее интересно, чем в зимний период. Август – это самый теплый месяц в Домбае, вы можете полностью окунуться в зеленую красоту местных гор. Туристы с радостью отправляются в путь по одной из туристических тропинок или берут напрокат горный велосипед. Вы будете гулять по красивым и густым хвойным лесам, а также полежите на нетронутой зеленой полянке. Популярные маршруты ведут к лучшим обзорным площадкам. Инфраструктура курорта достаточно развита, но все же отстает от своих современных аналогов. Привлекательные цены и домашняя атмосфера – это настоящая визитная карточка Домбая. Путешественник может поселиться в одной из сотен гостиниц. Выберите финансово-выгодное предложение и отправляйтесь покорять лыжные склоны!
История
Черкесия постепенно сменила следующие религии: язычество, христианство, а затем ислам.
Язычество
Древние верования черкесов основывались на анимизме и магии в рамках обычных правил Хабзе . Хотя основное верование было монистическим — монотеистическим , они молились, используя воду, огонь, растения, леса, камни, гром и молнию. Они совершали свои богослужения в сопровождении танцев и музыки в священных рощах, используемых в качестве храмов. Церемонию возглавил старый священник, сопровождавшийся молитвенными песнями, состоящими из бессмысленных слов и мольб. Таким образом, она была направлена на защиту новорожденных малышей от болезней и сглаза . Еще одним важным аспектом были предки и честь. Следовательно, цель земного существования человека — совершенствование души, что соответствует поддержанию чести, проявлению сострадания, безвозмездной помощи, которая, наряду с доблестью и храбростью воина, дает возможность человеческой душе соединиться с душой. предков с чистой совестью.
Иудаизм
Некоторые черкесские племена выбрали иудаизм в прошлом в результате поселения примерно 20 тысяч евреев в Черкесии 8-го века, а также отношений, установленных с тюрко-еврейским Хазарским каганатом. Хотя иудаизм в Черкесии со временем ассимилировался с христианством и исламом, влияние иудаизма на черкесскую культуру и язык сохранилось.
христианство
Согласно традиции ранней церкви, христианство впервые появилось в Черкесии в I веке нашей эры через путешествия и проповедь апостола Андрея , но записанная история предполагает, что в результате греческого и византийского влияния христианство впервые распространилось повсюду. Черкесия между 3 и 5 веками нашей эры. Распространение католической веры стало возможным только с латинским завоеванием Константинополя крестоносцами и созданием латинского государства. Католическая религия была принята черкесами вслед за Фарзахтом, выдающимся деятелем, внесшим большой вклад в распространение этой религии в своей стране. В 1333 году папа послал ему письмо, в котором поблагодарил его за его усилия в знак признательности
Для черкесов самой важной и привлекательной личностью во всех христианских учениях была личность святого Георгия. Они видели в нем воплощение всех уважаемых на Кавказе добродетелей
Его имя по-черкесски — Ауше-Герге.
Христианство в Черкесии пережило окончательный крах в 18 веке, когда все черкесы приняли ислам. Бывшие священники присоединились к черкесской знати и получили имя «шогене» (учитель), и со временем это имя стало фамилией, многие черкесские семьи происходят от этих священников, некоторые из них греческого происхождения, а некоторые из них — римляне.
ислам
Небольшая мусульманская община в Черкесии всегда существовала со времен средневековья, но широкомасштабная исламизация произошла после 1717 года. Странствующие суфийские проповедники и возрастающая угроза вторжения из России помогли ускорить процесс исламизации Черкесии. Черкесские ученые, получившие образование в Османской империи, способствовали распространению ислама. Черкесские старейшины видели в некоторых элементах исламской традиции влияние иностранной культуры и отвергали их, и хотя черкесы официально были мусульманами-суннитами, большинство черкесов не принадлежали к какой-либо конфессии и принимали суннитские обычаи только после изгнания.
История происхождения черкесов
Никто точно не знает, когда предки современных черкесов появились на территории Северного Кавказа. Можно сказать, что они жили там со времен палеолита. К наиболее древним памятникам, связанным с ними, относятся памятники Дольменной, а также Майкопской культур, достигших расцвета в III тыс. до н.э. Ареалы этих культур ученые считают их исторической родиной. Что до этногенеза, то, по мнению ряда исследователей, своим происхождением они обязаны как древним адыгским племенам, так и скифам.
Античные авторы, называвшие этот народ «керкетами» и «зихами», отмечали, что они жили на большой территории – от черноморского побережья в районе нынешней Анапы до Кабардино-Балкарии. Сами обитатели этих земель называли и называют себя «адыгэ». Об этом напоминает строка из «Гимна черкесов», написанного в наше время М.Дзыбовым: «Самоназвание – Адыгэ, Иноназвание – Черкес!».
Примерно в V-VI столетии многочисленные адыгейские (древнечеркесские) племена объединяются в единое государство, которое историки называют «Зихией». Характерными чертами его были воинственность, постоянное расширение земель и высокий уровень социальной организации.
Тогда же сформировалась та черта менталитета народа, которая неизменно вызывала восхищение современников и историков: категорическое нежелание подчиняться любым внешним силам. На протяжении всей своей истории Зихия (с XIII столетия получившая новое название – Черкесия) никому не платила дань.
К эпохе позднего Средневековья Черкесия стала самым большим государством Кавказа. По форме правления это была военная монархия, в которой важную роль играла адыгская аристократия, возглавляемая князьями (пщы).
Постоянные войны превратили народ черкесов в нацию рыцарей, неизменно поражавших и восхищавших наблюдателей своими воинскими качествами. Так, генуэзские купцы нанимали черкесских воинов для охраны своих городов-колоний.
Слава их дошла до Египта, султаны которого охотно приглашали уроженцев далекого Кавказа для несения службы в отрядах мамлюков. Один из таких воинов – Баркук, попавший в Египет не по своей воле в отрочестве, в 1381 стал султаном и основал новую династию, правившую до 1517 г.
Одним из главных врагов государства в этот период являлось Крымское ханство. В XVI столетии заключив военный договор с Московским царством, их войско совершило ряд успешных походов в Крым. Противостояние продолжилось и после ухода Московского царства из региона: в 1708 г. черкесы Кавказа разгромили войско крымского хана во время Канжальской битвы.
Неукротимый, воинственный характер в полной мере проявился в ходе Кавказской войны. Даже после разгрома аула Гуниб они не прекращали сопротивления, не желая переселяться на отведенные им болотистые кубанские равнины. Когда стало очевидным, что этот народ никогда не смирится, руководство царской армии пришло к идее его массового переселения в Османскую империю. Депортация черкесов официально началась в мае 1862 г. и принесла народу неисчислимые страдания.
Десятки тысяч не только черкесов, но и убыхов, абхазов, абазов были согнаны в пустынные местности на берегу Черного моря, не приспособленные для проживания, лишенные элементарной инфраструктуры. Голод и инфекционные болезни привели к значительному сокращению их численности. Те же, кто сумел выжить, никогда не вернулись на Родину.
В результате переселения в Турции сегодня живет их 6,5 миллионов, в Сирии – 100 тысяч, а на их исконных землях – 80 тысяч. В 1992 г. Верховный Совет Кабардино-Балкарии в специальном постановлении квалифицировал эти события как геноцид черкесов.
После депортации на Кавказе осталось не более четверти народа. Лишь в 1922 г. карачаевцы и черкесы получили свою автономную область, в 1992 ставшую Карачаево-Черкесской Республикой.
https://youtube.com/watch?v=bxoZXgSgoPM
Традиции гостеприимства
У черкесского народа с давних времён принято по-особенному относиться к гостям. Жители горных регионов, черкесы знают, как непросто приходится путнику, а потому готовы дать ему пищу и кров. Конечно, сегодня жизнь стала гораздо проще, но традиции гостеприимства по-прежнему живы в селениях Карачаево-Черкесии.
Гостем у черкесов считался любой человек, подъехавший к двору и оставивший лошадь у коновязи. Он мог быть даже кровным врагом, однако хозяин не имел права отказать ему в ночлеге и защите.
Черкесский горец
Кроме того, интересоваться целью визита человека, спрашивать его имя или звание считалось проявлением неуважения к гостю. Если прибывшему человеку грозила опасность, хозяин должен был защищать его – вплоть до того, чтобы с оружием выйти к врагам своего гостя.
У черкесов гости всегда занимают особое место за столом. Для них хозяева подают наилучшие угощения. Например, если забивали барашка, гостю предлагают голову и лопатку, то есть самые сытные и вкусные части.
Черкес / Аслан Лампежев / natpress.net
Кровная месть
Далеко не все традиции черкесов носят мирный характер. Даже сегодня в сельских регионах Карачаево-Черкесии можно столкнуться с обычаем кровной мести, что ещё столетие назад был крайне распространённым явлением.
Принцип его заключался в обязанности представителей рода расправиться с убийцей или обидчиком, нанеся удар по его семье. Нередко в качестве расплаты черкесы убивали не самого виновника, а кого-либо из близких ему людей, но это случалось реже, чем расправа непосредственно с врагом. В дальнейшем кровная месть потеряла столь жестокие обычаи, а расплачиваться за обиду надлежало выплатой определённой суммы, передачей скота и т.п.
Черкесские традиции порой воинственны
Естественный прирост населения
Показатель зависит от некоторых факторов: условия, цены, доступность и другие тонкости современных толчков к переезду, обустройству и созданию семьи. И такой регион, как Карачаево-Черкесия, не может похвастаться серьезным приростом населения начиная с первых подсчетов численности. Регион маленький, в основном состоящий из поселковых образований, поэтому молодые люди предпочитают селиться в городах или уезжать в поисках лучшей жизни.
От этого показатель прироста мал и не превышал 12. В настоящее время прирост намного ниже – в последние годы он варьирует между 3 и 5.
В период с 1999 по 2003 год наблюдалась отрицательная тенденция – естественная убыль числа населения.
Население Карачаево-Черкесии отличается своим национальным разнообразием, но в то же время непомерно убывает. Малое число всех городских населенных пунктов смогли превысить рубеж в 100 тыс. человек, к тому же само число городских поселений на весь обширный регион критично мало. Это влияет и на прирост населения, и на показатели рождаемости и смертности во всем регионе. К сожалению, если не будет предпринято ряд программ, то уменьшение населения может стать печальной тенденцией для всего региона. Резкое падение приведет к упадку региона, его расформированию на отдельные административные единицы и включению их в состав других регионов.
Культура и религия
В древней культуре адыгов (черкесов) центральное место занимает морально-этический и философский кодекс «Адыгэ Хабзэ», сформировавшийся под воздействием древней религиозной системы черкесов и доведенный до совершенства многовековой историей народа.
В фольклоре центральное место занимает нартский эпос, положительные герои которого служат образцом соблюдения кодекса «Адыгэ Хабзэ».
Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джэгуакlуэ). Распространены песни-плачи (гъыбзэ), трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты — шыкlэпщынэ(скрипка), бжъэми (свирель), пхъэцlыч (трещотка), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII века получила распространение гармоника.
Черкесские поговорки: «Шапсуг не любит жечь порох», «смерть наездника в бою — плач в его дому, а потеря оружия — плач в целом народе», «настоящий воспитанный джигит должен покидать застолье с тем, чтобы сразу смог бы присутствовать ещё раз за таким же угощением» и др.
Из истории известно, что в древности у черкесов бытовал Обряд воздушного погребения.
Ислам
Процесс принятия ислама черкесами был поэтапным и началось в XIV веке при распространении влияния Золотой Орды на Северном Кавказе. В начале XVI веке Джиованни Лука писал, что «Одни из них магометане, другие следуют греческому обряду, но первых больше».
Если в XVI веке лишь отдельные группы черкесов исповедовали ислам, то к концу XVIII века ислам укоренился среди всех черкесов. В целом ислам стал идеологической базой консолидации черкесских обществ конца XVIII века и первой половины XIX века, в борьбе против экспансии Российской империи, война с которой продолжалась до 21 мая 1864 года. Исламская этика стала составляющей самосознания черкесского народа, его религиозной самоидентификации.
В настоящее время черкесы исповедуют ислам суннитского толка ханафитского мазхаба.
использованная литература
- Чамокова, Сусанна Туркубиевна (2015). «ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ АДЫГОВ НА ПРИМЕРЕ ОСНОВНЫХ АДЫГСКИХ КОСМОГОНИЧЕСКИХ БОЖЕСТВ». Вестник Майкопского государственного технологического университета .
- ^
- Antiquitates christianæ, или, История жизни и смерти святого Иисуса, а также жизни деяний и мучеников его апостолов: в двух частях , Тейлор, Джереми, 1613–1667. п. 101.
- Журнал Penny . Лондон, Чарльз Найт, 1838. стр. 138.
- Минахан, Джеймс. Одна Европа, многие нации: Исторический словарь европейских национальных групп . Вестпорт, США, Гринвуд, 2000. стр. 354.
- ^ Нато, Кадир I. История черкесов . Страницы 123–124
- Шенфилд, Стивен Д. «Черкесы: забытый геноцид». В Левене и Робертсе, Резня в истории . Стр.150.
- Ричмонд, Уолтер. Геноцид черкесов . Стр.59.
- ^
- ^
Политика
Рашид Темрезов с Владимиром Путиным , май 2011 г.
Глава правительства в Карачаево-Черкесии является Главой (до 28 июня 2012 г. официальное звание было «Президент»). До февраля 2011 года Президентом был Борис Эбзеев , бывший судья Конституционного Суда Российской Федерации. Рашид Темрезов в настоящее время является главой республики.
Этническая напряженность — серьезная проблема в республике. В мае 1999 г. в Карачаево-Черкесии прошли первые свободные региональные президентские выборы. Когда Владимир Семенов , карачаевец, победил на выборах черкеса Станислава Дерева , сторонники Дерева вызвали протесты с широко распространенными обвинениями в мошенничестве. Позднее решение суда подтвердило результаты выборов, что побудило тысячи сторонников Дерева выйти на марш протеста, многие из которых выступали за раздел республики.
Хотя активность сепаратистов в регионе бледнеет по сравнению с Чечней и Дагестаном, группы боевиков существуют в Карачаево-Черкесии. Обвинение в взрыве заминированного автомобиля, в результате которого в марте 2001 г. погибли два человека, были возложены на чеченских сепаратистов. Сформировались мусульманские сепаратистские группировки, десятки их членов были убиты российскими властями. В сентябре 2007 года ФСБ убила главу Карачаевского джамаата (собрания) по национальности абазин Рустама Ионова («Абу-Бакар») вместе с его женой.
Перевал Гумбаши
Вы хотите насладиться красотой кавказских гор? Перевал Гумбаши – это отличное место, которое понравиться любому путешественнику. Попасть на вершину возможно в районе Скалистого хребта, ориентиром для туристов становится селение Верхняя Мара. Добраться до места назначения очень просто, здесь проложена хорошая и асфальтированная дорога.
Туристы будут лицезреть замечательный вид, вершина перевала расположена на высоте более 2 километров над уровнем моря. Внизу простираются бурные горные реки и зеленые поля. В данном месте реально прочувствовать идеальное уединение с природой. Также вы увидите величественные скалы из известняка, которые поражают своей красотой. Многие мужчины и женщины стремятся попасть на перевал Гумбаши, так как именно с этой точки лучше всего увидеть величественный Эльбрус (самую большую гору Европы). Заснеженные вершины заметны даже невооруженным взглядом.
Вид на перевал Гумбаши
Обратите внимание! Извилистая дорога в зимний и весенний период времени бывает непредсказуемой, остерегайтесь гололеда. Доехать к вершине нельзя на автобусе и грузовике
Хорошей альтернативой поездки на машине является пеший или конный поход. Здесь нередко отдыхают люди с палатками.
Нижне Архызское Городище
Это место идеально подходит для путешественников, которые хотят прикоснуться к остаткам средневековой Алании. Фрагменты давнего поселения находятся возле небольшого села Нижний Архыз. История данного городища удивительна, известные ученые утверждают, что именно здесь был культурный и политический центр государства Алания. Примерно в XII веке жизнь в поселке начинала постепенно приходить в упадок. Современные туристы могут легко посетить этот чудесный историко-культурный заповедник, что был недавно внесен в перечень памятников федерального значения. Самыми известными постройками на территории комплекса считаются три древних христианских святилища, которые выполнены согласно с византийскими традициями. В идеальном состоянии сохранился Северный Зеленчукский храм. Рядом с ним виднеются руины других мелких построек.
Нижне Архызское Городище
Нижне Арыхзкое Городище является местом паломничества христиан, так как пару лет назад местные жители обнаружили здесь загадочный лик Христа на одной из высоких скал. История происхождения рисунка окутана тайной. Найти образ очень просто, достаточно встать напротив Среднего Зеленчукского храма. Святыня находится на левом берегу реки Большой Зеленчук.