Калмыки
Содержание:
- Новогодние традиции калмыков
- Одежда
- Жизнь
- Жители Калмыкии также исповедуют ислам и другие религии
- Выдающийся правитель
- Православие — вторая по численности прихожан религия в Калмыкии
- См. также
- Особенности культуры калмыков
- Внешность
- Внешность
- Пастырская жизнь в Калмыкии: «Мы работаем для других регионов»
- Буддизм — самая массовая религия Тывы
- Маленькая загадка
- Еда
- Обычаи и обряды
- Появление калмыков
Новогодние традиции калмыков
Наиболее ярко традиции калмыков проявляются в обычаях различных праздников. Одним из самых главных ежегодных торжеств считается Зул. Этот праздник можно назвать калмыцким Новым годом, ведь с него начинается отсчёт нового временного цикла.
Зул часто называют “днём лампад”, ведь речь идёт о неугасимой лампаде жизни. Согласно поверьям калмыков, ежегодно в Зул Вселенная перерождается, набираясь сил для нового витка жизни.
Зул в Калмыкии отмечают 22 декабря, в день зимнего солнцестояния. Эту вариацию Нового года можно назвать настоящей феерией огней. Свечи и лампады можно увидеть всюду.
Калмыки верят, что чем больше в Зул люди отдадут света и энергии солнцу – тем больше тепла оно пошлёт народу в дальнейшем. Огни во время праздника действительно можно увидеть повсюду – в городах и степи, на крышах домов и в окнах офисов.
Зул позволяет нам перенестись во времена предков калмыков. Издавна этот народ по-особому относился к огню. Он считался священной стихией.
Хочу отметить, что и сегодня у калмыков не принято бросать в костёр мусор, плевать в него или переступать. Для калмыка огонь – словно живое существо, что требует уважения к себе.
Кстати, даже тушить костёр водой калмыки стараются лишь в крайнем случае. При необходимости быстро погасить огонь они часто используют землю, которой гасят угли.
Зул – Новый год в Калмыкии
Одежда
Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.
Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.
Жизнь
Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.
Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:
- Изготовление кожаных изделий.
- Изготовление войлока.
- Чеканка.
- Гравировка металлических изделий.
- Резьба по дереву.
Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.
Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.
Жители Калмыкии также исповедуют ислам и другие религии
Какая вера у калмыцкого народа появилась в последнее время можно понять, изучив состояние дел в исламской общине республике, а также новые религиозные движения, появившиеся в республике.
2000
в этом году в республике создается «Единый мусульманский центр»
До Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годах в Карелии имелось 2 мечети. В последние годы представители исламской общины активизировались: в 2000 году в республике был создан «Единый мусульманский центр», в 2004 году избран муфтий республики, через 3 года начало работу Духовное управление мусульман Калмыкии, входящее в Координационный совет мусульман Северный Кавказа.
В ведении Калмыцкого духовного управления мусульман в настоящее время состоят 4 организации, 6 религиозных групп.
Исламский молельный дом в Элисте. В 2014 году его подожгли неизвестные. Мечеть в Калмыкии до сих пор не построена. Фото: kavpolit.com
Что касается новых религиозных движений, то они в республике представлены «Обществом Сознания Кришны» (вайшнавы), «Общиной последователей веры Бахаи» и Армией спасения.
Кроме того, также имеется группа последователей учения Н.К. Рериха. Активно работают муниты. Местные правоохранительные органы несколько раз возбуждали уголовные дела против последователей новых религиозных движений по обвинению их в экстремизме.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Выдающийся правитель
Главой республики Калмыкия начиная с 1993 года по 2001 год четыре раза подряд становился Кирсан Илюмжинов, которого очень ценят калмыки. Он – интересный и достойный человек, но из общего ряда политиков Кирсана выделяет удивительный факт, который был им обнародован в 2001 году на радио «Свобода».
Илюмжинов утверждает, что контактировал с инопланетянами. Позже он неоднократно подтверждал этот факт, к которому разные издания относятся с разной степенью доверия. Однозначно одно: Кирсан Николаевич стал единственным политиком такого высокого ранга, делавшим подобные заявления.
Оставаясь активным и энергичным человеком, Илюмжинов является почётным членом Академии художеств России, с 1995 года возглавляет шахматную федерацию ФИДЕ, а в 2013 году Кирсан Николаевич принял участие в качестве актёра в сериале. В его честь благодарные соотечественники назвали одно небесное тело. Вполне вероятно, что выбирая среди всех жителей Калмыкии, инопланетяне остановили бы свой выбор именно на таком разностороннем и интересном человеке.
Православие — вторая по численности прихожан религия в Калмыкии
Какую религию исповедуют калмыки кроме буддизма можно узнать, изучив историю православия в республике. Так первые сведения о крещении калмыков относятся ко второй половине XVII века.
Целенаправленная миссионерская работа среди калмыков началась в первой четверти XVIII века. В 1724 г. в Санкт-Петербурге был крещен хан калмыков Баксадай Дорджи Тайчин; в свое кочевье между Волгой и Доном, неподалеку от Царицына (ныне Волгоград), он увез походную церковь, устроенную по рисунку императора Петра I.
В 1733 году архимандрит Никодим перевел на калмыкский язык молитву «Отче наш», Символ веры и декалог с комментариями. Миссионерам предписывалось действовать убеждением, запрещалось применять насильственные методы.
1940
в этом году в Калмыкии не осталось ни одного православного прихода
К середине 1754 года число принявших крещение калмыков достигло 8695 человек. В 1771 году часть калмыков, недовольная притеснениями царских властей и насильственным крещением ушла в Джунгарию, чтобы сохранить прежний образ жизни.
В 1839 году в Царицыне открылась школа для детей православных калмыков, наиболее активным из учителей был Василий Дилигенский, составивший букварь калмыцкого языка, активно занимавшийся переводом церковных книг на калмыцком языке.
Православные церкви в Калмыкии стали возводится, начиная с 1846 года. Первая церковь в Элисте (небольшой деревянный храм во имя святого Николая Чудотворца) была сооружена в 80-х годах XIX века.
К 150-летию учреждения первого православного прихода в сентябре 2017 года на территории Казанского кафедрального собора установлена кибитка — копия походно-улусной церкви, действовавшей на территории Калмыкии во второй половине XIX века. Фото: upload.wikimedia.org
С приходом советской власти в Калмыкию начались гонения на православных и представителей других религий.
Так, если в 1926 году на территории Калмыцкой автономной области функционировало 17 православных приходов, то к 1940 году в республике не осталось ни одной легальной православной общины, церкви были разрушены или использовались для хозяйственных нужд.
Шли репрессии против духовенства. В период ненемецкой оккупации Карелии ряд общин возобновили деятельность, так, например, был открыт молитвенный дом в Элисте.
После освобождения республики от немцев молитвенные дома в Элисте и Приютном были зарегистрированы советскими властями и до начала 90-х годов XX века оставались единственными действующими приходами в Калмыцкой АССР.
Часть калмыков, недовольных обращением их в православие, откочевало в Джунгарию.
Возрождение православия в Карелии началось в 1990-х годах. Так 7 октября 1995 года постановлением Священного Синода была образована Элистинская и Калмыцкая епархия.
В 1996 — 1997 годах в Элисте на месте разрушенной в 1939 году Крестовоздвиженской церкви был воздвигнут кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери.
В настоящее время Элистинской епархии насчитывается 16 приходов, в дек. 2011 года в епархии насчитывалось 20 приходов, 26 храмов и 14 молитвенных комнат.
См. также
- Калмыкия
- Города России
Города по регионам России | |
Города Северо-Запада (СЗФО) | Санкт-Петербург (и города в его составе) • Ленинградская область (исторический Старая Ладога) • Архангельская область • Вологодская область • Калининградская область • Карелия • Коми • Мурманская область • Ненецкий АО • Псковская область |
Города Поволжья (ПФО) | Башкортостан • Волгоградская область • Калмыкия • Кировская область • Марий Эл • Мордовия • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Пермский край • Самарская область • Саратовская область • Татарстан • Удмуртия • Ульяновская область • Чувашия |
Города Южной России (ЮФО) | Севастополь (в том числе Инкерман) • Республика Крым • Адыгея • Астраханская область • Краснодарский край • Ростовская область |
Города Северного Кавказа (СКФО) | Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия — Алания • Ставропольский край • Чеченская Республика |
Города Урала (УФО) | Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский АО — Югра • Челябинская область • Ямало-Ненецкий АО |
Города Сибири (СФО) | Республика Алтай • Алтайский край • Иркутская область • Кемеровская область • Красноярский край • Новгородская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область • Тыва • Хакасия |
Города Дальнего Востока (ДВФО) | Амурская область • Бурятия • Еврейская АО • Забайкальский край • Камчатский край • Магаданская область • Приморский край • Саха (Якутия) • Сахалинская область • Хабаровский край • Чукотский АО |
См. также | Города ДНР, ЛНР, Приднестровья, Южной Осетии • Регионы России • Города России |
Особенности культуры калмыков
Несмотря на многочисленные трудности и кочевой образ жизни, ни на миг не забывали своих традиций калмыки. Религия и культура этого народа всегда были связаны незримой нитью. Калмыков было сложно обратить в христианскую веру. Вековые традиции давали о себе знать. Ведь многие годы на этой земле исповедовали шаманизм. Это нельзя вырвать из сердца настоящего калмыка. Особенность культуры этого населения и сегодня находит отражение в монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно утрачивает традиционную принадлежность, но все же есть обычаи, которые сохранились и до сегодняшнего дня.
Внешность
Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.
Внешность
Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.
Пастырская жизнь в Калмыкии: «Мы работаем для других регионов»
К сожалению, в 90-е годы Калмыкия лишилась своей производственной базы. Предприятия упраздняли, и, естественно, русское население, которое, в первую очередь, было там занято, осталось без работы. Начались массовые отъезды, которые, к сожалению, продолжаются по сию пору. Поэтому молодые люди, русские по происхождению, которые оканчивают среднюю школу, в массе своей не мыслят, что они останутся в Калмыкии. Да, в общем-то, и калмыки выезжают. Но я говорю про русскую часть населения, – более вероятную мою православную паству.
Мужчины у нас выехали на заработки. И только в зимние каникулы, в период праздника Рождества я вижу новые лица, я вижу их, приехавших к себе на родину к своим матерям, к бабкам. Но то же происходит со священнослужителями. Пятнадцать-двадцать семинаристов – выходцев из Калмыкии сейчас уже стали священнослужителями в других епархиях.
То есть в духовном плане жизнь нашей маленькой епархии достаточно успешна – по тому количеству жителей и церквей, число священнослужителей, которое мы дали, – это весьма хорошие показатели. Но они не остаются внутри Калмыкии. И сейчас есть несколько семинаристов; я весьма сомневаюсь, что они захотят вернуться.
Недавно был Архиерейский Собор, который обсуждал такие моменты, чтобы выпускники семинарий приезжали послужить в тех местах, где есть потребность в кадрах. Но это всё обставлено рядом условий, которые должна создать епархия. А нам по нашим материальным возможностям они неподъемны.
Да, я могу сказать, что есть большое количество детей в воскресных школах, детей, которые участвуют в кружках, организуемых епархией. Опека духовная простирается на большое количество детей. Но, к сожалению, это всё без отдачи для жизни епархии. Потому что, достигнув совершеннолетия, эти дети уезжают. То есть мы работаем для всех других регионов. И переломить эту тенденцию можно будет, когда будет работа, рабочие места для русского населения, которое более привыкло к жизни в городских условиях и к работе на промышленных предприятиях.
Объективно такая возможность есть, потому что, в принципе, возрождение экономической жизни Калмыкии идет успешно. Но это пока возрождение жизни сельскохозяйственной. На сей момент мне приятно видеть многочисленные стада скота: коров, овец. И общаясь с разными людьми, в том числе с представителями государственной власти, я узнаю, что свободного клочка в степи уже нет. То есть 90-е годы – «бери отару и гони ее, куда хочешь, не скоро встретишься с конкурентом» – прошли.
Сейчас уже вся степь заново поделена, везде свои хозяева, так что животноводческая база есть. Но, к сожалению, до сих пор отсутствует промышленная переработка мяса: забив и подвергнув самой первичной обработке, скот увозят рефрижераторами. И, как мне говорят, огромное количество мяса уходит, в первую очередь, в кавказские республики, потому что наше мясо пользуется славой, качество его хорошее. Но если бы эта же продукция обрабатывалась в Калмыкии, на нее была бы совсем другая цена, и сколько появилось бы рабочих мест!
Кроме того, раньше в Калмыкии были орошаемые земли. Там выращивали даже рис, было очень много овощей, были сады. Сейчас это почти всё исчезло. И, к сожалению, в отличие от животноводства, пока еще не возобновлено, еще тоже ждет инвесторов, ждет мудрого отношения.
Я очень признателен тем священнослужителям, которые сейчас у нас есть. Это неутомимые люди, ведущие очень активный пастырский образ жизни. И церковная, духовная жизнь у нас теплится не только в церковной ограде.
Бывает замечательно много встреч священнослужителей со школьниками, в домах престарелых, с военнослужащими, много детских художественных смотров, посвященных Рождеству, празднованию Пасхи. Порой мне даже кажется, что активность священнослужителей в Калмыкии выше, чем в других известных мне православных регионах. И я с удовольствием стараюсь вписаться в тот ритм жизни, который застал.
Фото: Иван Джабир
Буддизм — самая массовая религия Тывы
Буддизм, который получил распространение в Туве — это тибетский буддизм, буддизм Махаяны, относящийся к школе гелукпа. Первая волна буддизма пришла на эту территорию в IX веке в период Уйгурского каганата.
XIII — XIV веками, когда Тува входила в состав Монгольской империи, датируются самые ранние буддийские храмы, обнаруженные археологами на территории республики.
XVIII
в этом веке Тыва находилась под властью маньчжуров
После разгрома во второй половине XVIII века Джунгарского ханства войсками империи Цин, Тыва попала под власть маньчжуров. В это же время здесь начинают активную миссионерскую деятельность монгольские ламы, представители школы Гелуг.
Традиция Ньингма также получает некоторое распространение. Начиная с 1770-х годов в Туве появляются первые стационарные буддийские монастыри — хурээ.
Буддийский храм Цеченлинг. Тыва. В тувинском буддизме жизнь религиозной общины выстраиваться вокруг стационарного буддийского монастыря — хурээ. Фото: upload.wikimedia.org
Во второй половине XIX века монастыри (хурээ) имелись в каждой тувинской области — кожууне. С экономической точки зрения они представляли собой крупные хозяйства, обслуживаемые сотнями аратов, владели скотом, занимались торговлей.
Настоятель Чаданского хурээ как глава тувинского буддизма получил титул Камбы-лама. Так как Тува, как и Монголия, до 1912 года находилась под маньчжурским правлением, Камбы-ламы подчинялись непосредственно Богдо-гэгэнам в Урге.
3 тыс
столько лам насчитывалось в Тыве в 1920 году
Так как Тыва имела тесные связи с Монголией, структура сангхи — религиозной общины в ней строилась по общепринятым канонам. Тувинцы-буддисты часто совершали паломничества в монгольские и тибетские монастыри. Буддизм оказал значительное влияние на традиционную культуру тувинцев.
Так, в наши дни, все бытовые обряды в республике носят на себе его отпечаток. В Тыве буддизм сосуществует с местной традицией шаманизма: в одних случаях люди обращаются к шаманам, а в других — к буддийским ламам.
Особой популярностью пользуется мистерия цам, известная всем странам тибетского буддийского мира. Тибетская медицина также получила здесь распространение и признание
Мистерия Цам в Кизиле, Тыва. В Тыве наиболее популярен буддийский обряд, называемый «мистерия Цам». Фото: o-buddizme.ru
К концу 1920-х годов в Туве насчитывалось 19 хурээ, около 3 тысяч лам. К началу 1940-х годов все хурээ были закрыты и вскоре уничтожены, почти все ламы подверглись репрессиям, многие бежали в Монголию. Советские власти ослабили гонения на буддизм в республике только в 1960-х годах.
В это время некоторые буддийские ламы стали проводить в Тыве тайные религиозные ритуалы. С 1990 года в Туве происходит возрождение буддийской общины. С сентября 2010 г. Шестым камбы-ламой Тувы является Тензин Цултим, в миру известный как Николай Куулар
Маленькая загадка
Республика Калмыкия, находящаяся в Южном федеральном округе России, насчитывает чуть меньше 300 тысяч населения. Несмотря на такую небольшую численность населения, её территория превышает площадь Нидерландов, Швейцарии, Бельгии или Дании. Обо всех этих странах есть много информации, туда не иссякают потоки туристов. В то же время о Калмыкии не говорят в новостях, не пишут в известных Интернет-изданиях и даже при всём желании узнать о ней что-то новое довольно тяжело. Но это совсем не означает, что здесь мало удивительных мест. Просто калмыки – народ, который ведёт достаточно закрытый образ жизни, не стремясь хвалить себя или выставлять напоказ свои заслуги.
Еда
Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:
- Дотур. Наваристый суп из бараньих потрохов. Берутся почки, печень, кишки барана, тушатся в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подают с репчатым луком.
- Бёриги. Это калмыцкие пельмени. Делают из рубленого бараньего фарша с луком. По форме они напоминают пирожки и гораздо крупнее, чем в русской кухне.
- Борцоки. Лепешки, обжаренные в жиру. Заменяют хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
- Кюр. Запеченный в углях бараний желудок с начинкой из мяса этого животного.
На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.
Обычаи и обряды
Самобытность народной культуры страны прекрасно сохранилась и дошла до наших времен. Традиции и обычаи Калмыкии разнообразны. Многие из них с древности совсем не изменились.
Обычаи народной этики:
- строго осуждается человек, не отвечающий на приветствие;
- грубость по отношению к старшим приравнивается к грубости собственным родителям;
- очень неприличным считается уйти не попрощавшись;
- не принято вмешиваться в разговор или подслушивать;
- крайним позором для человека считается устроить ругань в доме, в котором траур или произошло несчастье;
- после переезда племени на новое место, устраивали угощение для старших, чтобы получить благословение;
- во время праздников только пожилым людям дозволено говорить тосты или пожелания и употреблять горячительные напитки.
Появление калмыков
Формирование калмыков приходится на конец XVI столетия. В те времена часть ойратских племён, прежде населявших Джунгарию, отделяется от основной массы. Перемещение общин происходит в сибирские пределы — вдоль рек Иртыш, Омь, Ишим. Со временем кочевники перемещаются к юго-западным землям, занимая территории у Волги и Прикаспия. Именно там, как считает большинство историков, и происходит зарождение калмыков.
Но что заставило часть племён отправиться к новым неизвестным землям? На этот счёт есть разные мнения. Ойраты занимали немалые территории, а потому со временем стали нуждаться в новых пастбищах и местах проживания. Вероятно, это и стало основной причиной отделения группы, что в дальнейшем дало начало калмыцкому народу.
Междоусобные войны также сыграли немалую роль в вытеснении значительной части общин. Однако воевать предкам калмыков пришлось и по пути к своей новой родине. В процессе переселения происходили столкновения с ногаями, казахами, башкирами.
Г.Лучинский «Калмыки на Иртыше в XVI веке» (светло-зеленый цвет)