Как происходит кремация человека
Содержание:
- Похоронное дело в Российской империи: «похоронные генералы» и битвы за клиентов
- Колумбарий
- Кремация и религия
- В словаре Даля
- После кремации
- Суть документа «О христианском погребении усопших»
- Ссылки на библию по поводу кремирования
- Начало
- Кремация и бальзамирование тела
- Положительные стороны кремации
- Каким должен быть гроб?
- Другие способы быстрого уничтожения тела
- В словаре Ожегова
- История ритуала кремации
- Кремация или погребение: что лучше для души
- Как обстоят дела с экологичными похоронами в России
- Церемония кремирования тела человека
- Чем отличается традиция прощания с умершим в западной и восточной религии
- Церемония кремирования тела человека
- Способы захоронения праха
- Как происходит кремация
- Различные взгляды на кремацию
- Кремация: церковь vs прогресс
Похоронное дело в Российской империи: «похоронные генералы» и битвы за клиентов
Вплоть до XVIII века погребением в России занимались церковные приходы. Церковные служащие сами копали могилы и хоронили прихожан на небольших погостах. Большинство усопших хоронили в течение суток после смерти, кроме тех, кто умер в холодное время года: так как в промерзшей земле тяжело было копать могилы, их погребение обычно откладывалось до весны.
«Божьи дома», как правило, были просто сараями с глыбами льда внутри; иногда тела хранили и в церковных колокольнях.
Исправить ситуацию попытался Петр I: он ввел правило захоронения на третий день (некоторые исследователи связывают это решение с распространенным в те времена страхом быть погребенными заживо, в состоянии летаргического сна). Впрочем, на практике правило выполнялось редко: традиция хоронить в первые сутки продержалась до середины XX века.
В целом в XVIII веке погосты находились в крайне запущенном состоянии. При Елизавете Петровне даже пришлось засыпать Калининское и Вознесенское кладбища в Санкт-Петербурге, чтобы от них «не исходил смрад мертвых тел»: оба кладбища были переполнены, во многих ямах лежали сотни и даже тысячи трупов. Порядок начала наводить Екатерина II. Из-за нехватки земли и угрозы заражения она предписала открывать новые кладбища только за городской чертой. Однако и эти новые кладбища не были так хорошо благоустроены, как появившиеся в это же время в западных странах огромные некрополи-парки. Даже в XIX веке российские кладбища оставались крайне запущенными, а могилы располагались хаотично, без какого-либо планирования. Полноценное законодательство, регламентирующее устройство кладбищ, было принято в России только в 1889 году. Этот документ устанавливал минимальное расстояние от кладбища до жилья и нормативную глубину могил, а также запрещал использовать старые погребения под пашни.
Тогда как в Европе уже в первой трети XIX века начинают появляться первые частные кладбища, в России вплоть до Октябрьской революции погосты находятся в ведении церкви или местных религиозных общин. Но возможности вести похоронный бизнес всё же существовали, хотя и в этом мы сильно отставали от Европы. В XIX веке во всех более-менее крупных городах открываются бюро похоронных процессий: только в Петербурге в 1895 году их работало более 80. В моде были помпезность и элементы театральности.
Похоронные бюро организовывали похороны, что называется, «под ключ», обеспечивая и гроб, и катафалк, и аксессуары, и рабочую силу. Наем работников (например, факельщиков) происходил на «бирже» недалеко от кладбища: там собирались люди, желающие устроиться на похоронную работу. Были официально установлены несколько «разрядов» погребения, по которым умершим воздавались почести согласно их финансовому и социальному положению. Цены на похороны по разным разрядам различались весьма значительно. Так, в 1890-х погребение по первому разряду стоило 950 руб., а по последнему, пятому — 40 (для сравнения: квалифицированный рабочий зарабатывал 30–40 руб. в месяц).
«Одни и те же похороны они устраивают в 45 рублей, в 400 рублей, смотря по тому, с кого сколько можно сорвать и запросить, — утверждал журналист Животов, который специально устроился факельщиком, чтобы изнутри изучить все нюансы похоронного дела и написать об этом. — Что касается первого разряда, то там тоже многие торгуются, в „бюро“ охотно берут вместо 1200 рублей 700, 600 и даже 500 рублей. Но кто не торгуется — платят полностью, и дают 700% чистой пользы. Какие же ростовщики могут похвастаться подобными процентами, взимаемыми за 2–3 дня „операции“?!!»
Такая высокая маржинальность в сочетании с огромным количеством похоронных бюро приводила к жесткой конкуренции между ними. «Умер зажиточный купец, — писал Животов. — Гробовщик, получив согласие вдовы, поспешил немедленно принести гроб, свечи и катафалк.
Колумбарий
Еще один распространённый способ распоряжения прахом умершего – размещение урны в специальных колумбариях открытого и закрытого типа. Они имеются при некоторых крематориях и кладбищах. Это стены с нишами, которые закрываются небольшой мемориальной плитой. Открытые колумбарные стены из железобетона, кирпича или натурального камня размещаются под открытым небом. Колумбарии закрытого типа располагаются внутри специально оборудованного помещения и доступны только родным покойных.
Для получения места в стене следует иметь:
- свидетельство о смерти;
- справку о кремировании;
- паспорт человека, ответственного за погребение;
- квитанцию об уплате за место.
На базе этих документов оформляется удостоверение на место в колумбарии. После помещения сосуда с пеплом в нишу она закрывается плитой с указанием дат рождения и смерти. Необходимо, чтобы к моменту похорон плита уже находилась у родных. По окончании процедуры родные получают свидетельство о погребении.
Цены на размещение погребальных урн в колумбарии зависят от многих факторов, включая престижность кладбища и удобство его расположения; место ячейки (самые дорогие находятся в среднем ряду, на уровне человеческого роста); тип колумбария (использование открытых колумбариев обходится дешевле). Кроме самой ячейки, необходимо будет заплатить за помещение урны в нишу и годовое обслуживание.
Хранение погребальной ёмкости в колумбарной стене имеет следующие преимущества:
- этот способ захоронения обойдется дешевле, чем погребение в землю;
- за ячейкой не нужен уход. Не потребуются такие значительные расходы, как установка памятника, ограды и т.д.
- погребальный сосуд можно забрать с собой при переезде;
- родственники сами выбирают, в какой день провести погребение;
- для хранения погребальной ёмкости не нужно соблюдение санитарных норм.
Понравилась эта новость? Тогда жми:
Кремация и религия
Разные ответвления религий абсолютно по-разному относятся к сожжению умерших. В православном христианстве, например, считается, что после смерти телесной, душа продолжит жить рядом с Богом. А к телу в данной религии относятся, как к храму души, даже после смерти. Поэтому отношение к процессу кремации у православной церкви не слишком положительное, но и не отрицательное. То, как проходит кремация, противоречит христианству. Православные христиане не считают, что будет причинен ущерб душе при любом процессе захоронения.
В религии ислам к процессу кремации относятся как к нарушению исконных традиций. Несмотря на то, что многие религии претерпели некоторые изменения, ислам сохранил свою первоначальную суть. Именно поэтому предписания, касающиеся смерти, остались неизменны по сей день.
В индуизме, буддизме и других их ответвлениях кремация является традиционным способом погребения мёртвых людей. В буддизме главным блаженством после смерти является достижение нирваны. А достичь её можно только отделив жизнь плотскую и духовную. Именно для этого используют сжигание тел, что значит кремировать.
В словаре Даля
м. (порох), пыль, персть; сухая гниль, тлен, перегнившие
останки; чернозем, земля; скудель, плоть, тело, природное вещество.
Богатство прах, а знатность суета. Он пал во прах, и стал молиться. Все
прах, все суета! Седая древность, покрытая прахом. Все прахом станет.
Все во прах падет. Все прахом пошло, именье размотано. Посыпать главу
свою прахом и пеплом, заявить печаль, горе, общественое бедствие.
Конским хвостом пепел размету, прах по ветру развею! Покойся, милый
прах, до радостного утра! Каармзин. Человек прах и персть есть. Словно
живой прах по земле прошел, дряхлый, ветхий человек. Будто прахом
подняло. Аль на нашу денежку прах пал? Сегодня праху во рту не было. Не
достоин коснуться праху ног его. Деньги прах, да и мы прах. Неправедное
стяжание прах (или огонь). Неправедное богатство прахом по(у)йдет». |
Прах, кулак, см. прасол. Праховый вост. из праха или пыли; пороистый,
рыхлый, мелкий и сухой. Праховая земля, дожди не держатся, вода уходит.
Праховый снег, убродный. Праховенький хлеб, рыхлый, мягкий. Праховый
холст, реденький, жидкий, плохой. Праховенькая одежонка. Праховатый, то
же, в меньшей степени. Прашный церк. прашной, от праху, во прахе, прахом
покрытый. Прашить добро, именье, сорить, мотать. Что было, все испрашил.
Прашиться, раскольн. предаваться суетиым забавам, мирщиться, особ.
плясать.
После кремации
Перед тем как кремировать человека нужно подумать о том, что будет с его прахом впоследствии. Есть несколько вариантов:
- Захоронение в колумбарии;
- Хранение дома;
- Развеивание.
Колумбарий – это специальное место, где урны с прахом запечатываются в небольшие ячейки. Само слово колумбарий произошло от латинского слова columba, что в переводе означает голубь. Так случилось из-за внешнего сходства колумбария с голубятней. Как правило, выбор колумбария означает отказ от персонального мемориала, так как ниша для урны находится рядом с десятками других таких же.
Прах помещается в ячейку, после чего надежно закрывается мемориальной плитой с соответствующей надписью. Обычно, ее изготавливают работники колумбария, нанося на камень имя покойного, а также его годы жизни. Однако если семья желает изготовить табличку на заказ в другой мастерской самостоятельно, то об этом говорится заранее. Мастера могут нанести на табличку фото умершего, а также любые надписи с пожеланиями.
Иногда рассматривается вариант установки урны в родственную нишу, но это зависит от правил администрации колумбария. Обычно ячейку запечатывают очень прочно, поэтому вскрытие может быть проблемным.
Суть документа «О христианском погребении усопших»
Погребение тела скончавшегося человека, так, как это принять с ранних времен существования Церкви, является одной из важнейших сторон ее бытия. Отталкиваясь от этого, Синод посредством меморандума «О христианском погребении усопших» провозглашает следующее:
- тело христианина является храмом Божьим, отсюда и особое к нему отношение;
- обычай хоронить христианина в земле связан с верой в воскрешение мертвых в их телесной (физической) оболочке, ему уже не одна тысяча лет:
- Богу по силам вернуть к жизни всех людей, не зависимо от того сохранилось тело или нет (церковь не видит ничего плохого в кремации, но призывает верующих соблюдать устоявшиеся веками традиции);
- кремация не считается желательной процедурой, она не одобряется, но допустима в ряде случаев (иной способ захоронения запрещен законом страны, где проживал покойный, тело невозможно перевезти на родину);
- священнослужители обязаны рассказывать родственникам усопшего об отрицательном отношении православной религии к сожжению тела;
- прах после кремации должен быть захоронен в земле;
- Церковь не оставляет без молитв ни одного христианина, потому за людей, чьи тела были кремированы, священники молятся так же, как и за тех, чье тело не было обнаружено из-за наводнения, землетрясения, иной катастрофы.
Если отпевание невозможно совершить над телом покойного, оно может быть проведено заочно. Случаи такового обговариваются в меморандуме. Церковь призывает родственников покойного принять участие в совместной молитве в храме, если тело было преданно сожжению, иногда такая совместная молитва является первым опытом общения с Богом для человека.
Несмотря на отрицательное отношение церкви к кремации, Церковь признает этот обряд, как необходимый, в ряде случаев. Если покойный был кремирован, расстраиваться по поводу невозможности проведения обрядом над его телом или чтения заупокойных молитв не стоит. Христиан, чтивший православные традиции, может быть отпет, все приличествующие случаю молитвы можно прочесть.
Ссылки на библию по поводу кремирования
Ни в Старом, ни в Новом Завете прямо не упоминается о том, что сожжение тела человеческого после его смерти является грехом. И в то же время, есть пометки о том, что грехом является сожжение человека на жертовнике. В свою очередь, существует мнение, что прах кремированного необходимо, все же, предать земле.
Место погребения при этом обязательно нужно обозначить. В православии такую роль выполняет памятник или же крест. Христианин, который был кремирован после своей смерти, имеет право на панихиды и отпевания ровно так же, как и все остальные (кроме тех смертных, кто совершил суицид). И после кремации душа его возносится на небеса так же, как это было бы и после погребения.
Начало
Первый достоверно известный случай казни через сожжение на Руси произошёл в 1227 году в Новгороде. Тогда были сожжены четыре «волхва». Обычно считают, что под волхвами здесь подразумевались язычники какого-нибудь финского племени. В 1411 году в Пскове, во время эпидемии, сожгли двенадцать «ведьм», которых заподозрили в наведении порчи и отравлении колодцев. Предполагают, что смертная казнь через сожжение была заимствована русскими из Западной Европы и потому раньше всего была употреблена в Новгороде и Пскове.
Русское законодательство долго не устанавливало чётких видов смертной казни за те или иные преступления. Это находилось в компетенции судей, обычно – суда самого суверена. В Новгороде и Пскове времён независимости таким сувереном была вся гражданская община, чьим именем вершился суд. На Москве же им был государь. Именем великого князя московского за умысел на его жизнь в 1493 году были приговорены к сожжению в железной клетке два литовских подданных.
Зимой 1504/05 г. произошло первое в истории России сожжение людей за ересь. По обвинению в «жидовской ереси» были сожжены в срубах несколько высокопоставленных деятелей государственного аппарата. Инициатором крутых мер по отношению к «жидовствующим» выступил бывший новгородский архиепископ Геннадий. Поддержавший жестокую кару Иосиф Волоцкий прямо ссылался на пример испанской инквизиции.
Кремация и бальзамирование тела
И еще — давайте рассмотрим основные методы прощания с телом покойного:
- Наиболее популярный – погребение. От праха к праху… В целом, этот способ наиболее популярен в СНГ и исламских государствах;
- Сожжение останков – относительно новый метод. В России первый крематорий был возведен только в прошлом веке (в 1920 году). Популярностью он больше пользуется в Европе и Америке.
- Бальзамирование. Самый древний способ. Он известен людям еще с незапамятных времен, когда Египтом правили фараоны.
Как видите, о первом методе говорить особенно подробно здесь незачем, так как он — привычный для православной культуры. Что же касается второго метода, то в его пользу были приведены доводы, позволяющие оценить его по достоинству. Но вот о бальзамировании в наше время едва ли кто-то подробно наслышан о них напоминают нам лишь широко разрекламированные мумии из эпохи Древнего Египта и, пожалуй, высохшая фигура Ленина, до сих пор покоящаяся в московском Мавзолее.
Бальзамирование — это способ, который используется (и, в большей степени, использовался) для сохранения тела с минимальными его повреждениями. Так, трупы, которые датируются еще пятым тысячелетием до нашей эры, сохранились и по сей день достаточно хорошо, в сравнении с окаменелыми частичками их «ровесников». Но подобный метод сегодня мало популярен, да и секрет составляющего бальзамов, использовавшихся египтянами, нашей цивилизацией давно утрачен.
И, в заключение сей прискорбной темы — еще несколько слов о некоторых ее подробностях:
Положительные стороны кремации
На данный момент возросло количество кремируемых посмертно тел.
Что дешевле похороны или кремация
Стоимость процесса сожжения определяется в зависимости от того, какие необходимые принадлежности вы выберете. В среднем само сжигание стоит порядка пятнадцати тысяч*, в Москве, например.
При этом средняя стоимость привычных похорон намного выше. Стандартные похороны расцениваются минимум в двадцать тысяч рублей*. Но в эту стоимость уже включены все необходимые дополнительные принадлежности.
Таким образом, дешевле будет кремировать умершего человека, чем устроить стандартный похоронный процесс.
*цены актуальны на осень 2021 года
Каким должен быть гроб?
Тело кремируют с гробом, поэтому он
должен соответствовать определенным критериям. Во-первых, быть из натурального
дерева, во-вторых, без металлических вставок и, наконец, без пластиковых
деталей и лакового покрытия. Все это – для того, чтобы не загрязнять атмосферу
вредными выбросами.
Как и при традиционном
захоронении, родственники умершего могут положить в гроб вещи, которые были
дороги человеку, – например, книгу. Запрещено класть технические изделия и
предметы, которые при высоких температурах могут взорваться. К примеру, кардиостимуляторы,
мобильные телефоны, силиконовые импланты, изделия из стекла, бутылки с
алкоголем, предметы, содержащие газ.
Другие способы быстрого уничтожения тела
Недавно были изобретены еще два необычных способа получения праха. Данные методы отличаются тем, что в отличии от кремации, не выделяют никаких вредоносных веществ в атмосферу и более длительны, чем огненные похороны. Они не слишком распространены в русскоязычных странах, а вот в Америке уже практикуются.
Ресомация. Данный метод предполагает погружение тела в щелочной раствор. Спустя 3 часа ткани полностью растворяются, оставляя осадок. Когда жидкость высушивают, то остается порошок, аналогичный кремационному пеплу. Его также помещают в урну и передают родным.
Промессия – довольно длительный процесс, занимающий 14 дней. Для начала тело охлаждают, а после помещают в жидкий азот. Тело становится крайне хрупким и через него пропускают множество вибрационных волн. Со временем все ткани превращаются в порошок, который забирают родственники.
В словаре Ожегова
ПРАХ, -а, м. 1. Мелкие сухие частицы земли, чего-н. высохшего, распавшегося, сгоревшего (стар.). Сухой пень рассыпался в п. Клубится п. из-под копыт. 2. перен. То, что тленно, ничтожно, недолговечно, суета (устар.). Все его треволнения — п. и суета. 3. Останки, то, что осталось от тела умершего (высок.). Мир праху его (добрые слова об умершем). * Отрясти прах со своих ног (высок.) — порвать с прежним, отбросить старое. Повергнуть (развеять) в прах кого-что (высок.) — полностью уничтожить. Пойти или рассыпаться прахом (разг.) — погибнуть, уничтожиться. Прах побери! (его, тебя и др.) (прост.) — то же, что черт возьми, черт побери.
История ритуала кремации
Впервые идея о кремации, как об одном из способов захоронения тела, избавления от него, после смерти, возникла у людей, живших еще в среднем палеолите (за 300-30 тыс. лет до современного нам мира). Случаи сожжения изначально, очевидно, были редкостью, но уже в железном веке (1200 г. до н.э.- 340 г. н.э.) людей кремируют едва ли не повсеместно. Ритуал этот даже превалирует над трупоположением:
- Кремацию практиковали жители древней Индии (тело Будды было сожжено, прах помещен в ступы и разослан по разным уголкам страны).
- Тела мертвых сжигали жители Древней Греции (они верили, что огонь даст человеку очиститься и жить дальше в загробном мире).
- Традицию зажжения погребального костра от эллинов переняли римляне (прах они хранили в колумбарии).
- Упоминание о кремации содержится в Ветхом Завете, но практиковалась она язычниками.
В наше время кремация также распространена, как и ранее. Но если греки и римляне чаще всего сжигали тела на кострах, то сейчас умерших помещают в специальную печь, отвозят в крематорий (исключение – жители Индии).
В Западной Европе кремацию практиковали вплоть до распространения христианства. В 785 г. Карл Великий запретил обряд сожжения тел, как противоречащий христианским нормам морали. Нарушившим запрет людям грозила смертная казнь, потому кремация вновь уступила место трупоположению, которое повсеместно практиковалось вплоть до середины XVIII в.
В 1869 г. во Флоренции собрались светила медицины со всего мира, чтобы принять резолюцию, призывающую к возобновлению практики кремации. Это было необходимо сделать для сохранения здоровья людей. Разлагающиеся тела являются источниками заразы. Высокая смертность привела к увеличению количества кладбищ. Они располагались в непосредственной близости от жилых строений. Спустя несколько лет была изобретена первая кремационная печь, англичане создали Ассоциацию крематоров, в Англии и Германии были построены первые крематории, в том числе и для сожжения животных.
Но христиане, и прежде всего, православные, к существованию печей для сжигания тел и к самому этому процессу относятся во многом негативно и настороженно. Православная религия выступает против кремации крещеных людей.
Кремация или погребение: что лучше для души
Наша душа, как известно, — есть некая бессмертная субстанция: олицетворение чистоты и энергии. В то время как тело — это, всего лишь навсего, — ее вместилище, и его время существования на Земле ограничено. Рано или поздно в жизни каждого наступает неотвратимый момент, когда осуществляется, скажем так, процесс избавления души от тела. И, в зависимости от принадлежности людей к тому или иному вероисповеданию, выбирается способ его (тела) упокоения.
У одних это захоронение, другие же (как, например, древние египтяне) возводят, а точнее, — возводили невероятных масштабов гробницы и мумифицировали тела великих людей своей эпохи, помещая их, в конечно итоге, в эти грандиозные сооружения. Впрочем, — далеко не все египетские пирамиды являются гробницами… Но мы сейчас не об этом.
Возвращаясь к теме ухода человека из жизни, надо отметить, что одним из наиболее распространенных сегодня в мире способов освобождения души от тела является кремация последнего. Особенно популярна кремация в Европе и в Америке.
Как обстоят дела с экологичными похоронами в России
По оценкам Green Burial Council, четверть пожилых американцев хотели бы упокоиться «зелёным» методом, а хозяйка похоронной службы Эми Каннингем отмечает, что примерно такая же доля её клиентов уже сделала такой выбор
Тем не менее эта практика пока что не стала общей нормой даже в тех странах, где забота об экологии является важной частью общественной повестки
В России экологичные похороны ещё не особенно популярны. Отношение к ним пока в чём-то напоминает то, что существует вокруг осознанного отказа от упаковки в магазинах: для одних возможность ходить за продуктами с экологичной авоськой — новый осознанный поступок, для других — примета недавнего прошлого. Мы спросили в нескольких службах Москвы и Санкт-Петербурга, смогут ли они помочь провести похороны по «зелёным» принципам. В одной компании на просьбу проконсультировать по поводу возможности провести похороны без гроба, в саване, отреагировали с недоумением: «Не слышали, это вы что-то выдумали, за годы работы первый раз такое». В другом агентстве сказали, что тело можно завернуть в саван, но уточнили, что самый простой гроб всё-таки понадобится для транспортировки тела: службы могут отказаться выносить его в непривычном виде. В любом случае, если обстоятельства позволяют, можно отказаться от бальзамирования и кремации, не покупать пластиковые венки и специальную одежду для церемонии.
В России существует компания Voyager, которая предлагает нестандартные похоронные услуги, включая биоразлагаемые дизайнерские гробы, биосаваны из грибных спор и похороны в морских рифах, правда, они намного дороже «стандартных» церемоний. Сейчас в разработке проект первого российского проматория, где тела будут превращать в плодородный компост. Технология под названием «промессия» была недавно разработана в Швеции, она основана на применении жидкого азота. Прах помещают в коробку из кукурузного крахмала и закапывают неглубоко в землю с возможностью посадить на месте захоронения мемориальное дерево.
От смерти не застрахован никто. Тем не менее в наших силах делать осознанный выбор и изъявлять свою волю, пока мы ещё живы. Кейтлин Даути : «Если мы будем стремиться принимать, а не отрицать наше разложение, мы сможем найти в этом нечто прекрасное. И не просто принять, а восторгаться этим. Отвращение превращается в восторг, как только мы обращаем силу своих чувств на осознание того, что сейчас-то мы живы. Когда-нибудь мы умрём, но сегодня наша кровь течёт по венам, воздух наполняет лёгкие, и мы ходим по этой земле».
Фотографии: speakingtomato — stock.adobe.com, Jo Ann Snover — stock.adobe.com, Lark
Церемония кремирования тела человека
В зале для прощаний на постаменте ставится гроб с умершим. Близким представляется возможность провести время с покойным – этот момент самый значимый в процедуре похорон. Созданию траурной атмосферы способствует звучание музыкальных композиций, которые заказывают родственники накануне кремации или выбирают служащие учреждения. В больших крематориях прощание с покойными происходит одновременно в нескольких ритуальных залах, украшенных картинами с религиозными сюжетами, вазами с цветами и другими элементами интерьера. Музыка звучит в записи или ее исполняют виолончелисты и органисты, которые работают при учреждении.
После процедуры прощания гроб для кремации перекладывают на транспортер и перевозят в транзитное помещение. Оттуда он перемещается в печь, где и происходит сожжение умершего. Капсулу или урну, дизайн которой выбирают близкие покойного, можно забрать в течение 1 года после кремации.
Кремирование является только начальным этапом погребения. После него происходит развеивание праха, помещение урны в открытый или закрытый колумбарий, ее также захоранивают в могилу. Капсула с пеплом умершего человека согласно закону выдается после предъявления ряда документов:
- свидетельства о смерти;
- удостоверения личности родственника, который решил забрать урну;
- заключения о том, что сожжение проводилось в данном крематории;
- справки формы БО-13 от организации, которая занималась представлением ритуальных услуг;
- справка о наличии участка для захоронения останков покойника на кладбище, в т.ч. с разрешением использовать для этих целей могилы родственников, или места в колумбарии.
Если близкие не забрали урну с пеплом по истечении 1 года, работники крематория принимают решение захоронить прах в общей могиле при учреждении.
Чем отличается традиция прощания с умершим в западной и восточной религии
Между христианской православной и мусульманской религией немало отличий. Основное сходство заключается в главном принципе – душа вечна. Однако между ними целая пропасть, если судить по ряду факторов:
православные хоронят умершего на третий день, мусульмане – сразу;
после смерти и во время похорон, согласно правилам ислама, нужно расположить тело особым образом, христиане же уделяют этому внимание только при погребении;
перед смертью умирающий христианин должен успеть покаяться во грехах, за мусульманина же просят родные, когда человек скончался, а перед кончиной он должен успеть произнести слова шахады;
отличается порядок омовения, одевания, траурная процессия перед похоронами.
Также разница между религиями (восточной и западной) в вопросах прощания с умершим заключается в отношении к телу после смерти. Представители ислама и православия стремятся захоронить усопшего традиционным образом. Но для мусульманина намного важнее быть преданным земле, т. к. это главное условие. Согласно сунне, тело должно вернуться к праху, из которого создано. По этой причине при погребении гроб не используется. Когда используется один лишь саван, то обеспечивается контакт физической оболочки с землей.
Церемония кремирования тела человека
В зале для прощаний на постаменте ставится гроб с умершим. Близким представляется возможность провести время с покойным — этот момент самый значимый в процедуре похорон. Созданию траурной атмосферы способствует звучание музыкальных композиций, которые заказывают родственники накануне кремации или выбирают служащие учреждения. В больших крематориях прощание с покойными происходит одновременно в нескольких ритуальных залах, украшенных картинами с религиозными сюжетами, вазами с цветами и другими элементами интерьера. Музыка звучит в записи или ее исполняют виолончелисты и органисты, которые работают при учреждении.
Способы захоронения праха
Похороны умершего человека после кремации осуществляются несколькими способами:
- Захоронение на отдельно выкупленном участке городского или деревенского кладбища, по принципу традиционного погребения. Учредители кладбища заранее выдают необходимые документы, подготавливают место. Участок земли для захоронения урны с прахом выделяется меньше, чем в том случае, когда закапывают гроб. Обходится услуга дешевле.
- В мире стала укрепляться традиция захоронения праха усопшего в имеющиеся могилы родственников. Погребение в семейную могилу стоит недорого, оплачивать земельный участок не придется, деньги платят за рытье ямы и возможную замену памятника.
- Урны устанавливают в колумбариях. «Стенами Скорби» называют стену, в которой предусмотрено множество ячеек. В одну из них родственники умершего помещают капсулу, закрывают мемориальной плитой, на которой указано имя и даты жизни.
Популярным становится ритуал развеивания сожженных останков. Импонирует знаменитостям и простым людям, кажется благородным и эстетичным. В завещании указывается желание развеять прах после кремации в любимых или экзотических местах, в которых не удалось побывать живым:
- над родным городом, лесом, рекой, озером, горами;
- над Тихим, Атлантическим или Индийским океанами;
- Карибским, Красным, Средиземным морями;
- Альпами, Карпатами, Гималаями;
- Гангом, Нилом, Амазонкой.
Компании, оказывающие услугу кремации, предлагают развеять пепел даже в космосе, пока эта деятельность осуществляется только в США.
Развеивание пепла, оставшегося от усопшего человека, в пределах страны и города обходится десять тысяч рублей и более, а в экзотических странах более десяти тысяч долларов.
Как происходит кремация
После проведения предварительной подготовки тела, закрытый гроб с усопшим загружается в камеру печи. Далее, в дело вступает автоматическая электроника устройства.
- Начальный этап кремации – возгорание гроба. На этот процесс уходит около 10 минут. Начинается все с воспламенения стенок гроба, которые начинают распадаться, после чего воспламенение затрагивает все горючие материалы. Мягкие ткани тела начинают разлагаться под воздействием высокой температуры (процесс карбонизации).
- Начиная со второго этапа, автоматика печи устанавливает температурный режим так, чтобы деструкция тела совершалась по определенным последовательностям. Главное чтобы эти процессы происходили по стандартным схемам, иначе достичь полноценной минерализации костных и мягких тканей не удастся.
Есть несколько факторов, которые учитываются при кремировании каждого тела, и благодаря которым выставляется необходимый режим печи. К ним относятся:
- Возраст покойного.
- Масса тела.
- Время, которое прошло от констатирования смерти и до кремации.
- Особенности образа жизни покойного (привычный рацион, лекарственные терапии, наличие заболеваний).
Эти параметры имеют огромное значение для работников крематория, ведь от них будет зависеть необходимый режим сжигания. Так, некоторые факторы провоцируют дегидратацию организма, другие, к примеру, вымывание кальция из костей, а все это влияет на окончательный результат кремации.
Различные взгляды на кремацию
Мнения по поводу этого процесса, как правило, противоположные. С одной стороны, находится современное общество, которое понимает проблемы нехватки территории для погребений, и вреда окружающей среде, и дороговизны традиционного захоронения, а также дефицит времени, нужного для ухода за могилой. Также за кремацию выступает система здравоохранения, поскольку останки покойного не будут отравлять землю трупными ядами и не станут источниками заражения.
Сообщество экологов имеют некоторые претензии к крематориям, поскольку в процессе сжигания в воздух вместе с дымом выбрасывается приличное количество вредных веществ. Но их вред несравним с тем, который наносят погребенные останки.
Многие мировые религии допускают кремацию. Так, сжигание тел в крематориях поддерживают буддисты, индуисты, джайнисты, синтоисты, представители различных языческих ветвей, а также свидетели Иеговы.
Категорически запрещено кремировать представителей Ислама и Иудаизма.
В христианских конфессиях нет единого мнения на этот счет. Протестанты не поддерживают применение этой процедуры, а греческое православие строго ее запрещает. Православие относится более терпимо, и здесь требуется небольшое разъяснение.
Кремация: церковь vs прогресс
Церковь никогда не одобряла трупосожжение (католическая церковь официально разрешила кремацию только в 1960-х годах), поэтому первые сторонники «огненного погребения» стали появляться уже в Новое время. Современная история кремации начинается в 1815 году, когда власти Бельгии сожгли 4000 тел солдат, павших при Ватерлоо.
В 1873-м профессор Людовико Брунетти представил на выставке в Вене первую модель крематория — огромную угольную печь. Доклад Брунетти так впечатлил личного врача королевы Виктории Генри Томпсона, что он основал в Англии кружок любителей кремации. Это дало толчок к практическому применению кремации в Туманном Альбионе: в 1879 году в городе Уокинг был построен первый в стране крематорий (к тому времени крематории уже появились в Италии и Германии). Правда, общество еще не было готово к такой похоронной практике: большинство кремацию осуждало, отваживались на это единицы (тем более, что тогда кремация стоила гораздо дороже обычного захоронения в землю). Но Томпсон и его товарищи вели активную пропаганду, и уже к концу 1904-го в Англии открылись еще восемь крематориев. Кремацию начали рекламировать как коммерческую услугу, а при кладбищах стали появляться колумбарии для хранения праха.
В США первый крематорий был построен в 1876 году, но новая практика захоронения тоже встретила огромное общественное сопротивление.